Military Review

The first armored cars of Austria-Hungary

3
The idea of ​​creating a protected vehicle with machine-gun or even cannon armament appeared at the end of the 19th century. However, for some time the projects of such technology did not interest the military. An example of the ambiguous attitude towards armored cars can be considered the first Russian car of this class, the Nakashidze-Sharron. Armored car designed by officer MA Nakashidze, was built with a series of 12 machines (the Russian army received only 10). Despite the relatively large number, these armored vehicles were used only for several years, and were subsequently written off and disposed of. In some other countries, the fate of armored vehicles was even worse - there such projects reached only the prototype testing stage, after which they were sent to the archive.


Austro-daimler panzerwagen

History The armored cars of the Austro-Hungarian Empire began in the year 1904, i.e. a little later than the development of his project began MA Nakashidze Austro-Daimler, on its own initiative, began creating an armored car of its own design. The author of the idea and the chief designer was Paul Daimler - the son of the famous Gotlieb Daimler. It was assumed that the new project will combine a number of modern developments and will significantly increase the combat potential of the army. At the same time, it was planned to work out some new technologies and technical solutions for the Austro-Hungarian industry.

The first armored cars of Austria-Hungary


When developing a new project that received the uncomplicated name Panzerwagen (Armored Car), Austro-Daimler specialists took into account some features of the proposed combat work of such equipment. The Austrian engineers understood that the prospective armored car would have to travel not only along the roads, but also over rough terrain, which made corresponding demands on the power plant and the undercarriage. The level of development of weapons identified the necessary characteristics weapons and protection.

Taking into account all these requirements, the designers, under the leadership of P. Daimler, created a design of an armored car with a combat mass of about 3 tons. As the basis for the armored car, they chose an all-wheel drive two-axle chassis, which was designed taking into account the developments that were available to the Aastro-Daimler. To ensure sufficient running characteristics, it was proposed to equip the Panzerwagen armored car with a four-cylinder hp petrol engine rated at 35. self-developed. Such units of the chassis and powerplant made it possible to give a relatively heavy machine acceptable mobility.

The armored hull of the new machine was supposed to be made of metal sheets with a thickness of 3 (roof and bottom) and 3,5 of millimeters (forehead, stern and sides). Without having the necessary knowledge about the features of booking equipment, Austro-Hungarian designers developed a complex-shaped body, which was a combination of straight and curved panels. All parts are connected to each other using rivets. The rear "cylinder" of the armored hull did not have a roof. Instead of the roof, there was a characteristic dome of the tower, made of armor 4 mm thick. Armor thickness from 3 to 4 millimeters provided protection against small arms at distances more than 100 meters.



Structurally, the body of the first Austro-Hungarian armored car can be divided into three parts. In front of it was the engine compartment, separated from habitable volumes. Behind it was located the department of management, in which the workplaces of the driver and his assistant were provided. The aft part of the hull of a characteristic cylindrical shape was a fighting compartment with a rotating turret and the shooter’s workplace. For boarding and leaving the car, the crew could use two doors in the sides of the control compartment. In addition, provided for the hatch above the jobs of the driver and his assistant. To service the engine in the hood there were several large hatches.

To monitor the environment and the expensive driver and assistant could use only two small hatches in the front plate, covered with armored valves. Since these hatches did not provide a sufficient overview of the front hemisphere, and the observation of the side sectors was completely excluded, P. Daimler and his colleagues had to come up with special mechanisms for installing seats. Outside the battlefield, a driver with an assistant could raise their seats to 12 inches (about 30 cm), thanks to which their heads turned out to be outside the armored hull and the view was significantly improved.

The armament of the Austro-Daimler Panzerwagen armored car consisted of one Vickers machine gun (British version of Maxim machine gun) of 7,7 mm caliber. This weapon was installed in the embrasure of an armored tower. Later it was proposed to equip an armored car with two machine guns of this type.

With a combat mass of about 3 tons, the prospective armored car turned out to be relatively compact. Its length was equal to 4,1 meters, width - 2,1 m and height - 2,7 m.

In 1905, the first and, as it turned out later, the last instance of the Panzerwagen armored car was built. Austro-Daimler presented its new development to the military of Germany and Austria-Hungary, but in both cases the armored car was met with little enthusiasm. However, in 1906, the new armored car took part in the teachings of the Austro-Hungarian army. During the exercises, the first armored vehicle of the Austro-Daimler company showed fairly high performance, but they could not change the opinion of the military.

The commanders of the Austro-Hungarian Empire did not consider armored vehicles a promising direction. They believed that any enemy defense could be broken through by infantry and cavalry with the support of artillery. In such a strategy, armored cars simply had no place. In addition, according to some sources, the armored car did not like the emperor Franz Joseph I: the engine of the car made too loud noises and thereby frightened the horses. As a result, the Austro-Daimler Panzerwagen armored car remained in a single copy.

Ehrhardt M1906

The second Austro-Hungarian armored car project appeared in 1906 year. This time, Ehrhardt took over. Designers under the leadership of Gerhard Ehrhardt intended to create an armored car, the purpose of which was different from the car Panzerwagen company Austro-Daimler. At the beginning of the last century, the development of aeronautics led to the emergence of balloons suitable for use by artillery spotters. In the future, the balloon could have mastered other military "professions". In this regard, the company Ehrhardt proposed to create a special armored car that can destroy enemy aircraft. Thus, the Ehrhardt M1906 was to be the first anti-aircraft armored car in the world.



The basis for a promising armored vehicle called the Ehrhardt M1906, 5 cm BAK L / 30 was the four-wheeled chassis of the Ehrhardt truck. A two-axle chassis with rear driving and front steering wheels equipped with a hp 50 petrol engine. An interesting feature of the chassis was the drive of the rear wheels: the engine torque was transmitted to the axle using a chain transmission. Both axles of the chassis had elliptical leaf springs.

Having no experience in such things, the designers of the company Ehrhardt offered to make an armored car body of steel sheets with a thickness of 5 mm (according to other data, 3 mm). The base chassis engine was covered with an armored casing with shutters for cooling and service hatches. Behind the engine casing placed the main part of the armored hull, made in the form of a design of several flat panels connected with each other. The deployment of weapons and crew jobs affected the shape of the armored hull. Thus, the roof of the fighting compartment in the aft part of the armored car was higher than the roof of the command compartment. Thanks to this, a crew of five people was able to be placed in manned space: it consisted of a driver-mechanic, an assistant driver and three gunners.

Two crew members were placed in front of the manned volume. They had to watch the situation through two small hatches in the front sheet. To protect against enemy fire, they could use armored dampers. Side hatches in the doors were not provided. It is worth noting that Ehrhardt employees did not complicate the construction of their armored car M1906, based on the desire to facilitate the work of the crew. The roof of the office had no hatches, and the crew seats were rigidly fixed. Because of this, the driver and his assistant had to use only small observation hatches, which affected the convenience of driving.

The reason why the M1906 armored car did not receive the top hatch of the driver and assistant, can be considered the placement of its weapons. In the middle of the roof was supposed to install a tower of complex shape. The stern of the tower was housed in a special neckline of the aft superstructure of the hull. This provided greater convenience to the work of gunners, however, it had an effect on the tool pointing angles. The turret could only rotate 30 ° to the right and left of the machine’s longitudinal axis. To perform anti-aircraft tasks it was considered sufficient.

In the armored turret, they installed an 50-mm Rheinmetall 50mm BaK M1906 cannon with a barrel-sized 30 caliber. The fastening system made it possible to direct the weapon in a vertical plane with elevation angles from -5 ° to + 70 °. The maximum height of target destruction reached 7500-7700 meters, which exceeded the capabilities of the aircraft of that time. Service instrument had to be calculated from three people. In the layouts of the combat compartment of the armored car, it was possible to place the ammunition in 100 shells of the 50 caliber. Thus, the Ehrhardt M1906, 5 cm BAK L / 30 armored vehicle could fire enemy balloons and airships from a sufficiently long distance for a long time. As practice later showed, such anti-aircraft systems could be useful for the troops.

The first Austro-Hungarian anti-aircraft armored car of the Ehrhardt company turned out to be noticeably larger than the previous development presented by the Austro-Daimler company. The M1906 machine had a length of the order of 5,5 meters and a width of about 2 m. The total height of the armored car due to the relatively large tower reached the 3,1 meter. The combat weight of the machine was 3,2 tons.

Until the end of 1906, Ehrhardt managed to complete the construction of the first armored vehicle of the new model. During the test, the car showed good performance. On the highway, it could accelerate to 45 km / h. Fuel enough for 160 kilometers. The characteristics of the 50-mm gun allowed to reliably hit all existing and future enemy balloons. In addition, if necessary, an armored vehicle could attack enemy ground targets.

Despite the fairly high performance, the leadership of the armed forces of Austria-Hungary, abandoned the proposed anti-aircraft armored car. Apparently, the reason for this was the general rejection by the military of the very idea of ​​an armored car, as well as doubts about the need for a special anti-aircraft machine of this class. In some sources, however, insufficient lead angles and poor reservations are mentioned as the cause of the failure. This version looks plausible, but the history of the Austro-Daimler Panzerwagen project makes one doubt its veracity. Either way, the armored Ehrhardt M1906 remained in a single copy. The functions of this machine later performed unarmored vehicles with artillery armament mounted on an open platform.

***

The specific views of the commanders of the Austro-Hungarian Empire led to the fact that manufacturers of weapons and military equipment from this country either refused to develop projects of armored vehicles, or began to offer them to foreign countries, primarily Germany. As for the Austro-Hungarian army, it remained without armored cars for several years. The importance and necessity of such a technique the Viennese generals understood only ten years after the appearance of the Panzerwagen machine. The following armored car projects began to appear only after the start of the First World War, and the first serial armored car (it was Junovicz Panzerwagen PA1) was assembled only at the end of the 1916 year.


On the materials of the sites:
http://militaryfactory.com/
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://warstar.info/
Author:
Articles from this series:
The first armored cars of Austria-Hungary
Austro-Hungarian armored vehicles of the First World War
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Denis
    Denis 11 February 2014 08: 00
    +1
    these armored vehicles were used only for several years, and were subsequently decommissioned and disposed of.
    So it was at the dawn of the automotive industry, they were outdated faster than mobile phones now
  2. mirag2
    mirag2 11 February 2014 08: 42
    +1
    Good article.
    With a good description, unusual technical solutions are the most interesting for me in historical technology and mechanisms.
  3. makarov
    makarov 11 February 2014 09: 00
    +2
    The photo shows very funny "miracle Yudo", and at that time it was a masterpiece of the author's thought.
  4. polkovnik manuch
    polkovnik manuch 11 February 2014 13: 37
    0
    "Dashing trouble began" and look what a leap in a hundred years!

Первые бронеавтомобили Австро-Венгрии

Идея создания защищенного автомобиля с пулеметным или даже пушечным вооружением появилась в конце XIX века. Однако в течение некоторого времени проекты такой техники не интересовали военных. Примером неоднозначного отношения к броневикам можно считать первый российский автомобиль этого класса «Накашидзе-Шаррон». Броневик, разработанный офицером М.А. Накашидзе, был построен серией из 12 машин (российская армия получила лишь 10). Несмотря на сравнительно большое количество, эти бронеавтомобили использовались лишь в течение нескольких лет, а в дальнейшем были списаны и утилизированы. В некоторых других странах судьба бронеавтомобилей складывалась еще хуже – там подобные проекты доходили лишь до стадии испытаний прототипа, после чего отправлялись в архив.

Austro-Daimler Panzerwagen

История бронеавтомобилей Австро-Венгерской империи началась в 1904 году, т.е. чуть позже, чем разработку своего проекта начал М.А. Накашидзе. Компания Austro-Daimler в инициативном порядке начала создание бронеавтомобиля собственной конструкции. Автором идеи и главным конструктором стал Пауль Даймлер – сын знаменитого Готлиба Даймлера. Предполагалось, что новый проект объединит в себе ряд современных наработок и позволит заметно повысить боевой потенциал армии. Одновременно с этим планировалось отработать некоторые новые для австро-венгерской промышленности технологии и технические решения.


Первые бронеавтомобили Австро-Венгрии


При разработке нового проекта, получившего незамысловатое название Panzerwagen («Бронеавтомобиль»), специалисты фирмы Austro-Daimler учли некоторые особенности предполагаемой боевой работы подобной техники. Австрийские инженеры понимали, что перспективному броневику придется передвигаться не только по автодорогам, но и по пересеченной местности, что предъявляло соответствующие требования к силовой установке и ходовой части. Уровень развития вооружений определил необходимые характеристики оружия и защиты.

С учетом всех этих требований конструкторы под руководством П. Даймлера создали проект бронеавтомобиля с боевой массой около 3 тонн. В качестве основы для броневика выбрали полноприводное двухосное шасси, созданное с учетом имевшихся у «Аустро-Даймлер» наработок. Для обеспечения достаточных ходовых характеристик броневик Panzerwagen предлагалось оснащать четырехцилиндровым бензиновым двигателем мощностью 35 л.с. собственной разработки. Подобные агрегаты ходовой части и силовой установки позволяли дать сравнительно тяжелой машине приемлемую подвижность.

Бронекорпус новой машины предполагалось изготавливать из металлических листов толщиной 3 (крыша и днище) и 3,5 миллиметров (лоб, корма и борта). Не имея необходимых знаний об особенностях бронирования техники, австро-венгерские конструкторы разработали корпус сложной формы, представлявшей собой комбинацию прямых и изогнутых панелей. Все детали соединялись друг с другом при помощи заклепок. Задний «цилиндр» бронекорпуса не имел крыши. Вместо крыши на нем располагался характерный купол башни, выполненной из брони толщиной 4 мм. Броня толщиной от 3 до 4 миллиметров обеспечивали защиту от стрелкового оружия на дистанциях более 100 метров.

Первые бронеавтомобили Австро-Венгрии


Конструктивно корпус первого австро-венгерского броневика можно разделить на три части. В передней его части находилось моторное отделение, отделенное от обитаемых объемов. Позади него размещалось отделение управления, в котором были предусмотрены рабочие места механика-водителя и его помощника. Кормовая часть корпуса характерной цилиндрической формы представляла собой боевое отделение с вращающейся башней и рабочим местом стрелка. Для посадки и покидания машины экипаж мог использовать две двери в бортах отделения управления. Кроме того, предусматривался люк над рабочими местами водителя и его помощника. Для обслуживания двигателя в капоте имелись несколько крупных люков.

Для наблюдения за окружающей обстановкой и дорогой механик-водитель и помощник могли использовать только два небольших лючка в лобовом листе, прикрываемые бронезаслонками. Поскольку эти люки не обеспечивали достаточный обзор передней полусферы, а наблюдение за боковыми секторами исключалось полностью, П. Даймлеру и его коллегам пришлось придумать специальные механизмы установки сидений. Вне поля боя водитель с помощником могли поднять свои сиденья на 12 дюймов (около 30 см), благодаря чему их головы оказывались за пределами бронированного корпуса и обзор значительно улучшался.

Вооружение броневика Austro-Daimler Panzerwagen состояло из одного пулемета Vickers (британский вариант пулемета Максима) калибра 7,7 мм. Это оружие установили в амбразуре бронированной башни. В дальнейшем предлагалось оснастить броневик двумя пулеметами такого типа.

При боевой массе порядка 3 тонн перспективный бронеавтомобиль получился сравнительно компактным. Его длина равнялась 4,1 метра, ширина – 2,1 м и высота – 2,7 м.

В 1905 году был построен первый и, как позже оказалось, последний экземпляр броневика Panzerwagen. Компания Austro-Daimler представила свою новую разработку военным Германии и Австро-Венгрии, однако в обоих случаях броневик встретили без особого энтузиазма. Тем не менее, в 1906 году новый бронеавтомобиль принял участие в учениях австро-венгерской армии. Во время учений первая бронемашина фирмы «Аустро-Даймлер» показала достаточно высокие характеристики, однако они не смогли изменить мнение военных.

Военачальники Австро-Венгерской империи не считали бронеавтомобили перспективным направлением. Они полагали, что любая оборона противника может быть прорвана пехотой и кавалерией при поддержке артиллерии. В такой стратегии броневикам попросту не нашлось места. Кроме того, согласно некоторым источникам, броневик не понравился императору Францу Иосифу I: двигатель машины производил слишком громкий шум и тем самым распугивал лошадей. В результате броневик Austro-Daimler Panzerwagen так и остался в единственном экземпляре.

Ehrhardt M1906

Второй австро-венгерский проект бронеавтомобиля появился в 1906 году. На этот раз за дело взялась фирма Ehrhardt. Конструкторы под руководством Герхарда Эрхардта намеревались создать броневик, предназначение которого отличалось от машины Panzerwagen компании Austro-Daimler. В начале прошлого века развитие воздухоплавания привело к появлению аэростатов, пригодных для использования артиллерийскими корректировщиками. В будущем аэростаты могли освоить и другие военные «профессии». В связи с этим фирма Ehrhardt предложила создать специальный бронеавтомобиль, способный уничтожать летательные аппараты противника. Таким образом, машина Ehrhardt M1906 должна была стать первым в мире зенитным бронеавтомобилем.

Первые бронеавтомобили Австро-Венгрии


Основой для перспективного броневика под названием Ehrhardt M1906, 5 cm BAK L/30 стало четырехколесное шасси грузового автомобиля Ehrhardt. Двухосное шасси с задними ведущими и передними управляемыми колесами оснащалось бензиновым двигателем мощностью 50 л.с. Интересной особенностью шасси был привод задних колес: крутящий момент двигателя передавался на ось при помощи цепной передачи. Обе оси шасси имели эллиптические листовые рессоры.

Не имея опыта в подобных вещах, конструкторы фирмы «Эрхардт» предложили изготавливать бронированный корпус автомобиля из стальных листов толщиной 5 мм (по другим данным, 3 мм). Двигатель базового шасси закрыли бронированным кожухом с жалюзи для охлаждения и люками для обслуживания. Позади кожуха двигателя разместили основную часть бронекорпуса, выполненную в виде конструкции из нескольких сопряженных друг с другом ровных панелей. Размещение вооружения и рабочих мест экипажа сказалось на форме бронекорпуса. Так, крыша боевого отделения в кормовой части броневика была выше, чем крыша отделения управления. Благодаря этому в обитаемом объеме удалось разместить экипаж из пяти человек: в его состав входили механик-водитель, помощник водителя и трое артиллеристов.

Два члена экипажа размещались в передней части обитаемого объема. Наблюдать за обстановкой они должны были через два небольших люка в лобовом листе. Для защиты от огня противника они могли использовать бронированные заслонки. Бортовые люки в дверях не предусматривались. Стоит отметить, сотрудники фирмы Ehrhardt не стали усложнять конструкцию своего бронеавтомобиля M1906, исходя из желания облегчить работу экипажа. Крыша отделения управления не имела никаких люков, а сиденья экипажа устанавливались жестко. Из-за этого водителю и его помощнику приходилось пользоваться исключительно небольшими наблюдательными люками, что сказывалось на удобстве вождения.

Причиной, по которой броневик M1906 не получил верхний люк водителя и помощника, можно считать размещение его вооружения. В средней части крыши предполагалось установить башню сложной формы. Корма башни размещалась в специальном вырезе кормовой надстройки корпуса. Это обеспечивало большее удобство работы артиллеристов, однако сказывалось на углах наведения орудия. Башня могла вращаться лишь на 30° вправо и влево от продольной оси машины. Для выполнения зенитных задач это посчитали достаточным.

В башне броневика установили 50-мм пушку Rheinmetall 50mm BaK M1906 со стволом длиной 30 калибров. Система крепления позволяла наводить орудие в вертикальной плоскости с углами возвышения от -5° до +70°. Максимальная высота поражения целей достигла 7500-7700 метров, что превышало возможности летательных аппаратов того времени. Обслуживать орудие должен был расчет из трех человек. В укладках боевого отделения броневика удалось разместить боекомплект в 100 снарядов калибра 50 мм. Таким образом, броневик Ehrhardt M1906, 5 cm BAK L/30 мог бы в течение длительного времени обстреливать аэростаты и дирижабли противника с достаточно большого расстояния. Как позже показала практика, подобные зенитные системы могли бы оказаться полезными для войск.

Первый австро-венгерский зенитный броневик компании «Эрхардт» получился заметно крупнее предыдущей разработки, представленной фирмой Austro-Daimler. Машина M1906 имела длину порядка 5,5 метров и ширину около 2 м. Общая высота бронеавтомобиля за счет сравнительно крупной башни достигла 3,1 метра. Боевая масса машины составила 3,2 тонны.

До конца 1906 года фирма Ehrhardt успела завершить строительство первого броневика новой модели. Во время испытаний машина показала неплохие ходовые характеристики. На шоссе она могла разгоняться до 45 км/ч. Топлива хватало на 160 километров пути. Характеристики 50-мм пушки позволяли надежно поражать все существующие и перспективные аэростаты противника. Кроме того, при необходимости броневик смог бы атаковать наземные цели противника.

Несмотря на достаточно высокие характеристики, руководство вооруженных сил Австро-Венгрии, отказалось от предложенного зенитного броневика. По-видимому, причиной этого стало общее неприятие военными самой идее бронеавтомобиля, а также сомнения в необходимости специальной зенитной машины такого класса. В некоторых источниках, однако, в качестве причины отказа упоминаются недостаточные углы горизонтальной наводки орудия и слабое бронирование. Подобная версия выглядит правдоподобно, однако история проекта Austro-Daimler Panzerwagen заставляет сомневаться в ее правдивости. Так или иначе, броневик Ehrhardt M1906 остался в единственном экземпляре. Функции этой машины в дальнейшем выполняли небронированные автомобили с артиллерийским вооружением, установленным на открытой платформе.

***

Специфические воззрения военачальников Австро-Венгерской империи привели к тому, что производители вооружений и военной техники из этой страны либо отказались от разработки проектов бронеавтомобилей, либо стали предлагать их зарубежным странам, в первую очередь Германии. Что касается австро-венгерской армии, то она в течение нескольких лет оставалась без бронеавтомобилей. Важность и необходимость такой техники венские генералы поняли лишь через десять лет после появления машины Panzerwagen. Следующие проекты бронеавтомобилей начали появляться только после начала Первой мировой войны, а первый серийный броневик (им стал Junovicz Panzerwagen P.A.1) был собран лишь в конце 1916 года.


По материалам сайтов:
http://militaryfactory.com/
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://warstar.info/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. Денис 11 февраля 2014 08:00
    эти бронеавтомобили использовались лишь в течение нескольких лет, а в дальнейшем были списаны и утилизированы
    Так дело же было на заре автомобилестроения,они устаревали быстрее чем мобильные телефоны сейчас
  2. mirag2 11 февраля 2014 08:42
    Хорошая статья.
    С хорошим описанием, необычные технические решения-это самое интересное для меня в исторической технике и механизмах.
  3. makarov 11 февраля 2014 09:00
    На фото очень забавные "чудо юдо", а в то время было шедевром авторской мысли.
    makarov
  4. polkovnik manuch 11 февраля 2014 13:37
    "Лиха беда начало" и посмотрите какой прыжок за сто лет!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня