Изучение Луны по-прежнему сопряжено с трудностями

26
2013 год ознаменовался запуском к естественному спутнику Земли первого китайского лунохода под названием «Юйту» («Нефритовый заяц»). «Юйту» стал первым космическим аппаратом, который приземлился на поверхность Луны после долгого перерыва. Последняя мягкая посадка на наш спутник была осуществлена еще в 1976 году советской космической станцией «Луна-24», а последний планетоход — советский аппарат «Луноход-2» — побывал там более 40 лет назад. Его программа была закончена 11 мая 1973 года. Поначалу китайская программа развивалась достаточно успешно, но затем столкнулась с трудностями. Недавний отказ лунохода как раз напомнил о том, как трудно человечеству дается каждый шаг на естественном спутнике.

Китайский луноход представляет собой уникальную шестиколесную машину, которая может двигаться по лунной поверхности со скоростью до 200 метров в час. В задачи аппарата входит изучение геологической структуры Луны и ее грунта.

Луноход получил необычное название в честь одного из известных персонажей китайской мифологии. Согласно преданиям, нефритовый заяц живет на спутнике Земли и готовит там порошок бессмертия.

На Луну «Нефритовый заяц» был доставлен с помощью космического аппарат «Чаньэ-3» (согласно китайской мифологии, это богиня Луны) 16 декабря 2013 года. Успешное прилунение «Юйту» стало первым, начиная с 1976 года, появлением на поверхности Луны земного аппарата.

Непосредственно после посадки луноход отправил на Землю некоторое количество цветных фотографий, на одной из которых хорошо виден сам луноход и флаг Китая над ним. Сразу после успешного прилунения представители КНР заговорили о том, что в 2017 году собираются запустить на Луну еще один исследовательский спутник-зонд — «Чанъэ-4». Задачей данной космической программы является доставка на Землю образцов грунта с Луны.

Изучение Луны по-прежнему сопряжено с трудностями
Китайский луноход "Юйту"


Однако в конце января 2014 года в работе китайского лунохода произошел сбой. Специалисты зафиксировали неполадки в системе механического управления луноходом. Китайские инженеры объяснили возникшие на его борту неполадки и перебои в его работе «сложным рельефом поверхности Луны» в районе действия «Нефритового зайца». В настоящее время работы над восстановлением функционирования лунохода продолжаются.

По первоначальному плану китайское космическое агентство рассчитывало, что аппарат покинет естественный спутник Земли уже в марте 2014 года. При этом в настоящее время не известно, скажется ли поломка аппарата на графике выполнения лунной экспедиции. Стоит также отметить тот факт, что неисправность лунохода «Юйту» стала первой публичной неудачей достаточно амбициозной китайской космической программы. До этого в течение нескольких лет КНР успешно запускала в космос различные пилотируемые корабли.

Все это интересно в свете предстоящей лунной программы России. В 2016 году на поверхность Луны отправится российский космический аппарат «Луна-25» — авангард отечественного десанта, который состоит из 5 станций. Будет среди них и свой луноход. Благо опыт отправки на Луну таких кораблей у нашей страны есть. В свое время СССР отправил на поверхность Луны два планетохода: «Луноход-1» и «Луноход-2». При этом «Луноход-1» стал первым планетоходом в истории человечества.

«Луноход-1» провел детальное обследование лунной поверхности на площади в 80 тысяч квадратных метров, пройдя по Луне 10 540 метров. Аппарат прилунился 17 ноября 1970 года, последний успешный сеанс связи с луноходом был проведен 14 сентября 1971 года. На Землю аппарат передал более 200 лунных панорам, а также более 20 тысяч снимков поверхности Луны. При этом он занимался передачей не только визуальной информации, проводя по ходу движения физико-механические и химические исследования свойства грунта. Длительность активного функционирования аппарата на лунной поверхности составила 301 сутки 6 часов и 37 минут.

Китайский посадочный модуль


Второй советский космический аппарат для исследования лунной поверхности — «Луноход-2» — успешно прилунился 15 января 1973 года. После посадки выяснилось, что его система навигации была повреждена. В результате этого наземному экипажу постоянно приходилось ориентироваться по Солнцу и окружающей обстановке. Несмотря на такие повреждения, аппарату удалось преодолеть гораздо большую дистанцию по сравнению со своим предшественником. Это объяснялось опытом управления «Луноходом-1» и рядом нововведений в его конструкции. За 4 месяцы работы аппарат преодолел 42 км. На Землю поступило 86 панорам Луны и более 80 тысяч кадров фотосъемки. Работа аппарата была прекращена раньше запланированного срока из-за перегрева аппарата и выхода его из строя.

На этом фоне интерес представляют проблемы и неблагоприятные факторы, которые должны учитываться при создании лунных аппаратов. Согласно информации официальных китайских СМИ, причиной механических неполадок на борту «Нефритового зайца» стала сложная обстановка на лунной поверхности. По словам блоггеров, при подготовке аппарата к переводу в спящий режим на время лунной ночи у него не сложились солнечные батареи. Виной этому стали либо компьютерный сбой, либо наличие мелких частиц грунта в механизме. Пан Жихао, являющийся сотрудником Национальной академии космических технологий, обозначил следующие вероятные причины неисправности: слабая гравитация, сильна радиация и существенные колебания температур.

Различные советские и американские аппараты садились на поверхность Луны с 1960-х годов. Поэтому условия, которые существуют на ее поверхности, достаточно давно известны конструкторам. Это радиация, вакуум, очень низкие температуры ночью (до -180 градусов Цельсия), а также рыхлый грунт. Российский аппарат «Луна-25» также будет погружаться в сон на 2 недели, пока на Луне будет длиться местная ночь, отметил Игорь Митрофанов, завлабораторией гамма-спектроскопии Института космических исследований РАН.

"Луноход-2"


Специалист отмечает, что наиболее эффективный способ нормального функционирования аппарата на Луне — это направление всей энергии, которая вырабатывается на его борту, на собственный нагрев. Космический аппарат укутан многослойной пленкой и специальным одеялом. В условиях очень холодной ночи на Луне он сможет за счет этого сохранять минимальную работоспособность. Для того чтобы свести к минимуму воздействие радиации, необходимо использовать радиационностойкую элементную базу. Чтобы логически активная часть аппарата и его основные узлы были защищены от возможных сбоев, которые могут быть связаны с частицами космических лучей, необходимо дублировать его системы.

Благодаря советским луноходам ученые всего мира узнали о коварстве лунной пыли. Электризуясь, лунная пыль липнет к солнечным панелям аппарата, уменьшая их отдачу, что, в свою очередь, не позволяет полностью зарядить аккумуляторы. По словам Александра Железнякова, академика Российской академии космонавтики, нужно сориентировать панели таким образом, чтобы частички пыли на них попадали меньше. При этом каких-то однозначных решений для того, чтобы их смахнуть, сегодня просто нет. На «Луноходе-2» произошла как раз подобная неприятность. Во время движения аппарат неудачно накренился и черпнул некоторое количество лунной пыли, которая покрыла его батареи, а потом и вывела аппарат из строя. Необходимо работать над созданием алгоритмов, которые позволили бы избежать таких неприятностей.

По словам Железнякова, создавая свой луноход «Юйту», китайцы наверняка предусмотрели такие моменты. В то же время инцидент с их луноходом будет учтен российскими специалистами, которые работают над созданием новых российских лунных аппаратов. Несмотря на скудность сведений о состоянии китайского лунохода, Александр Железняков уверен в том, что на эту ситуацию будет обращено дополнительное внимание российских разработчиков, хотя и полагает, что каких-либо серьезных доработок аппаратов за этим не последует.

Лунный день уже наступил, на спутнике стало теплее. Согласно планам, 8-9 февраля 2014 года китайский луноход должен был пробудиться от спячки. Даже если этого не произойдет, китайские специалисты все равно смогут получить необходимый и неоценимый опыт. Миссию в любом случае можно будет записать в разряд успешных, так как не возникло никаких проблем с посадочной платформой лунохода, на которой установлен собственный набор оборудования и инструментов, среди которых есть и ультрафиолетовый телескоп, который передает первые в истории астрономические наблюдения с лунной поверхности.

Источники информации:
http://rus.ruvr.ru/2014_02_02/Lunohod-2-pogubila-pil-3712
http://www.interfax.ru/world/txt/354142
http://back-in-ussr.info/2012/02/lunoxod-1
http://ru.wikipedia.org
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. kaktus
    +16
    11 февраля 2014 07:00
    Вот куда следовало бы направить ту энергию, которая впустую тратится на всяких там майданах
    1. Турик
      +1
      11 февраля 2014 11:37
      Тут двигатели нового поколения нужны, пока стоимость вывода кило груза на орбиту зашкаливает за 40 000 баксов ни о каких лунных программах можно не мечтать - не окупится, будь хоть луна из цельного золота.
      1. +2
        11 февраля 2014 14:16
        Цитата: Турик
        Тут двигатели нового поколения нужны, пока стоимость вывода кило груза на орбиту зашкаливает за 40 000 баксов ни о каких лунных программах можно не мечтать - не окупится, будь хоть луна из цельного золота.


        Пока баксы печатаются на бумаге можно и на старых двигателях летать. Бумаги не жалко.

        Чисто мое мнение. Надо уже начинать автоматизированные орбитальные заводы строить потихоньку и производить некоторые космические аппараты непосредственно на орбите.
      2. georg737577
        +2
        11 февраля 2014 22:29
        ...- не окупится, будь хоть луна из цельного золота...


        Наука существует для получения знаний, а не вещей...
    2. Комментарий был удален.
    3. +1
      11 февраля 2014 14:14
      Цитата: kaktus
      Вот куда следовало бы направить ту энергию, которая впустую тратится на всяких там майданах


      Хочешь чтоб Луну порвали ???
  2. +2
    11 февраля 2014 08:02
    на Марсе марсоходы ходят годами.
    неужели условия на Луне жёстче, чем на Марсе
    1. Kapitan Oleg
      +1
      11 февраля 2014 09:07
      Так на Марсе есть какая-никакая атмосфера, а на Луне вакуум.
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      11 февраля 2014 15:50
      конечно,Марс это планета с силой гравитации,там есть атмосфера и нет таких резких перепадов температур,а также не такой ужасный рельеф
      1. почтальон
        0
        11 февраля 2014 17:52
        Цитата: ybrcfy27
        и нет таких резких перепадов температур,а также не такой ужасный рельеф

        нет:
        -метеоритов
        -жесткой радиации
        -колебания Т (от −160 °C до +120 °C)
        -содержание газов день/ночь=колебание в 2 порядка (в 100раз)
  3. 0
    11 февраля 2014 08:11
    Вот они заморачиваются, изобретают и посылают луноходы, да просто надо было ЗИП к уже находящимся луноходам отправить и все. они бы еще поработали
    1. 0
      11 февраля 2014 13:29
      Поздно ЗИП отправлять. Двадцать лет уже, как поздно...
      http://rus.ruvr.ru/2013_06_03/Sovetskij-Lunohod-2-dvadcat-let-prinadlezhit-ameri
      kancu-2603/
      Вопрос, кто бы там ремонт агрегата делал - даже не задаю.
    2. 0
      11 февраля 2014 13:42
      ЗИП не нужен. Надо только тряпочкой протереть. Или реактивной струёй обдуть. Всё заработает.
    3. Комментарий был удален.
  4. poccinin
    +1
    11 февраля 2014 08:33
    вот они все посылают луноходы на Луну это хорошо но никто их не направляет на "подозрительные" обьекты которых целая куча на поверхности.думаю Американцам сказали что --- МЕСТО ЗАНЯТО.ПОЭТОМУ ОНИ И СВЕРНУЛИ СВОЮ ЛУННУЮ ПРОГРАММУ.теперь пробуют Китайцы договориться smile
    1. +2
      11 февраля 2014 09:40
      Ну, это, скорее, из теории заговора, чем из чего-то серьезного.
  5. +4
    11 февраля 2014 09:56
    ВОТ щас Волхов придет он Вам всем быстро Объяснит, что там секретная нацисткая база...
    1. Toporkoff
      +1
      11 февраля 2014 11:07
      ВОТ щас Волхов придет он Вам всем быстро Объяснит, что там секретная нацисткая база...

      да да да, в интернете видел фильм... нацисты перебрались на луну... а американцы в фильмах врать не могут)
  6. USNik
    +2
    11 февраля 2014 12:38
    Смотря на фотографию Лунохода-2 никак не могу себе представить как операторы умудрились черпнуть пыль если батарея на крыше??
    На «Луноходе-2» произошла как раз подобная неприятность. Во время движения аппарат неудачно накренился и черпнул некоторое количество лунной пыли, которая покрыла его батареи
    Они там, что сальто пытались сделать на нём?
  7. +1
    11 февраля 2014 13:00
    Первыми должны идти и идут автоматы. Вот и Китай дорос.....
    Жаль, что нам сейчас не до Большого Космоса, хотя в стране есть предприятия и организации, имеющие уникальный опыт разработки таких систем, как планетоходы и устройства для доставки на Землю лунного грунта. Он сам по себе пока не сильно нужен, но это великолепная площадка для развития технологий будущего.
  8. +1
    11 февраля 2014 13:44
    Раз пыль на элементах это зло, почему бы не придумать очистку их от этого и ездить повсюду, вместо того чтобы пытатся не поднять пыль чтобы не отложилась пыль при этом сильно урезая свои возможности?
  9. Азаат
    0
    11 февраля 2014 14:32
    Надо китайцам послать тэйконавта с тряпочкой и щеткой.
  10. +1
    11 февраля 2014 14:45
    А лучше заплатить лунатикам, они бы ремонт сделали.
  11. 0
    11 февраля 2014 15:04
    Цитата: Чёный
    это великолепная площадка для развития технологий будущего.

    А нужно ли это власть имущим ? Нет пожалуй. На протяжении уже многих лет крупнейшие производители, правительства, банкиры, политики планируют развитие своих государств во всех аспектах. На каких машинах мы будем ездить, какими электронными устройствами пользоваться, какими лекарства лечиться, что нам думать, кого почитать и кого ненавидеть.
    Космос же, эта квинтэссенция лучших достижений и технических решений, всегда нес множество новшеств и самых неожиданных открытий, которые порой радикально меняют представление о природе вещей. Все это вносит сильный элемент неожиданности в развитие общества, а применительно к корпорациям и компаниям, большие риски, связанные с резким изменениями рынка в связи с новыми открытиями науки техники. Все это не нужно бизнесменам и политикам, контролировать развитие общества станет намного труднее, соответственно и труднее станет управлять им.
    Представьте, вы - фермер, у вас есть загон с овцами. Вы кормите их, оберегаете, но это довольно тяжело, да и в загоне стаду тесновато. Рядом есть прекрасная лесная поляна с озером и чудесной травой, но сил и средств оградить эту поляну и превратить ее в новый загон, у вас нет. А выпустить овец - значит лишиться источника пропитания и дохода.
    С людьми на Земле похожая ситуация. Конечно многие возразят, мол, куда они денутся,эти космические колонисты, без поставок с земли ноги протянут в первый год. Но давайте вспомним историю. США тоже были колонией, сейчас это сильнейшее государство, само диктующее половине мира свою волю. Люди, стоящие у руля своих стран и наций, вряд ли забыли об этом.
    Вариант с тем, что Луна и другие планеты уже заняты, тоже не стоит отметать, вспомните, индейцы Америки, тоже жили не подозревали, что придут белые чужаки с запредельным для них, уровнем технологий и индейцев почти не останется в Америках. Возможно, те самые "зеленые человечки" четко обозначили границу, за которую Земным аборигенам соваться не следует.
    Но, несмотря на все эти препятствия, путь в Космос необходим людям. Человечеству тесно на Земле, если не физически, то духовно точно, мир раздирают противоречия, нет общих глобальных идей и задач, каждый пытается урвать у соседа побольше, тот, отвечает той же монетой, напряжение растет, перспективы не радуют. Освоение космоса стало бы выходом, но пойдут ли на это сильные мира сего - большой вопрос....
  12. Азаат
    0
    11 февраля 2014 15:04
    Боюсь они курс юаня с их валютой не знают. Боятся переплатить.
  13. alal
    -1
    11 февраля 2014 16:34
    Цитата: павел72
    на Марсе марсоходы ходят годами.
    неужели условия на Луне жёстче, чем на Марсе

    На марсе - Омериканские марсоходы. Россиянские лучше омериканских, но их пока там нет. На дне тихого океана вся группировка собирается...
  14. alal
    0
    11 февраля 2014 16:52
    Цитата: Kapitan Oleg
    Так на Марсе есть какая-никакая атмосфера, а на Луне вакуум.

    не совсем так - технически, на луне есть атмосфера
  15. alal
    -1
    11 февраля 2014 18:51
    Цитата: alal
    Цитата: павел72
    на Марсе марсоходы ходят годами.
    неужели условия на Луне жёстче, чем на Марсе

    На марсе - Омериканские марсоходы. Россиянские лучше омериканских, но их пока там нет. На дне тихого океана вся группировка собирается...


    Ахахаха... минусуют... чем недовольны-то ? Что не так сказал, или правда глаза режет :)
  16. 0
    11 февраля 2014 23:54
    Заяц оказался не робкого десятка...!!!
  17. Шур
    +1
    12 февраля 2014 01:16
    На материалах с одинаковой диэлектрической проницаемостью зарядов не образуется. Т.е. как то надо подбирать материал и делать варианты изменения заряда относительно пыли, чтобы не налипала (разряжать или отталкивать). Есть нанокерамика (кварцево-кремниевое соединение,частицы кремния и кварца менее 10 в -9 м), которая обадает антистатическими свойствами и гидрофобна.
  18. 0
    12 февраля 2014 02:50
    Цитата: alal
    не совсем так - технически, на луне есть атмосфера


    марс и луна имеют разные условия., разные перепады температур, и в целом разные заморочки, марсианская атмосфера по сравнению с лунной это как воздух с водой сравнивать, на марс опускаются на парашюте, на луне на реактивной тяге, потому на луне перепад температур почти в два раза больше потому и пыль "кусачая" - необтесанная
    до марса лететь далеко(нада гравицапу долго готовить), и сигнал минимум 20 минут идет, а у луны чуть более секунды, но на марсе , как бы сказать - мягче климат , там прощще по ряду параметров, потому и изучили уже его больше чем луну
  19. Awards
    0
    12 февраля 2014 03:50
    Да он же китайский, вот и сломался, у меня дома знаете скока телефонов китайских поломаных, больше года ниодин непрожил.
  20. 0
    13 февраля 2014 01:31
    Цитата: Awards
    Да он же китайский, вот и сломался, у меня дома знаете скока телефонов китайских поломаных, больше года ниодин непрожил.

    Совершенно верно. Как и все мировые товарные рынки, китайцы, возьмут космос не качеством своих аппаратов, а их количеством.
  21. 0
    13 февраля 2014 11:21
    Цитата: kgbers
    Да он же китайский, вот и сломался,


    Цитата: kgbers
    китайцы, возьмут космос не качеством своих аппаратов, а их количеством.


    а вот у меня проигрыватель ББК, лет 8-9 назад купленный тыщщи за 2, а сосед тогда купил "пионер" раза в три дороже
    тока он уже сменил даже то, что было после пионера, а мой китайчик, тюфутьфутьфу, до сих пор работает)))