Как создавался самолет Ил-76МД-90А

9 февраля 1977 года скончался Сергей Ильюшин - выдающийся советский авиаконструктор, генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР. ОКБ, которое он возглавлял, сегодня считается одним из ведущих российских предприятий по разработке авиатехники. В число самолетов, сконструированных ильюшинцами, входит и Ил-76 - тяжелый транспортный самолет, составляющий основу военно-транспортной авиации России и Украины и состоящий на вооружении во многих странах СНГ и дальнего зарубежья.
Сейчас в Ульяновске заканчивают сборку первого серийного Ил-76МД-90А, модернизированной версии знаменитого военного транспортника. Мы собрали пять фактов о машине, которая уже в нынешнем году должна поступить на вооружение в воздушные силы РФ.

ПРОЕКТ "476"


Ил-76 собирали на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова. С 70-х годов на предприятии, в общей сложности, было построено около 1000 самолетов, из которых более 100 отправили на экспорт.


Решение о переносе производства самолетов Ил-76 в Ульяновск было принято в марте 2006 года президентом РФ. Авиазавод "Авиастар-СП", созданный для производства больших самолетов (Ан-124 "Руслан"), в то время был загружен по минимуму. Решение принималось в короткие сроки. 3 апреля на "Авиастаре" прошло срочное совещание руководящего состава. А в 23.00 того же дня в Объединенную авиастроительную корпорацию отправились предложения, включающие полную информацию о производственных площадях, персонале, уровню цифровых технологий предприятия, кооперации с другими заводами, возможными темпами выпуска.
14 июля 2006 года вышло поручение правительства РФ об организации производства самолетов Ил-76 в России. Проект получил кодовое название "476".

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А


ПЕРВАЯ "ЦИФРА"


В общей сложности работа над глубокой модернизацией воздушного судна Ил-76 заняла пять лет. Активно работали как конструкторы, так и будущие производители. Ульяновский авиазавод в короткие сроки совершил "цифровую революцию": ранее самолеты здесь строили по плазово-шаблонному методу (когда макет деталей вырезали, в полную величину, из металла). Ил-76МД-90А стал первым воздушным судном, который ульяновцы полностью сделали с использованием цифровых технологий.

Процесс перехода был трудоемким: пока оцифровывались чертежи, работники обучались компьютерным технологиям. Лишь небольшая часть чертежей была выпущена на бумаге (например, электрика), но после отработки на первом самолете, ее перевели в электронную модель.

ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ОТ ИЛ-76


Несмотря на внешнее сходство, модернизированный вариант серьезно отличается от предшественника. Ил-76МД-90А имеет иную конструкцию крыла, рассчитанную на большую максимальную взлетную массу (210 тонн против 190). На крыле базовой машины был разъем посередине; сейчас же стоят цельные 24-метровые панели, что увеличило ресурс.

Модернизированный Ил оборудован пермскими двигателями ПС-90А-76, каждый из которых имеет тягу 14,5 тонны. Самолет приведен в соответствие нормам ИКАО, Евроконтроля, FAA США и построен с расчетом на будущее: соответствует и тем нормам, которые еще только должны вступить в силу. Летный ресурс модернизированной машины рассчитан на 35 лет эксплуатации; конструкторы намерены продлить его до 45 лет.

Изменения претерпела и "начинка" самолета. Он оснащен новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, перспективным пилотажно-навигационным комплексом "Купол-3". Новый цифровой автопилот позволяет совершать посадку по второй категории ИКАО, когда самолет доводится до высоты 30 метров над взлетно-посадочной полосой в автоматическом режиме, а затем сажается уже в ручном. Предшественник летал по первой категории (в этом случае высота принятия решения - 60 метров). Это новшество позволит расширить область эксплуатации воздушного судна, в первую очередь, в Европе, где погодные условия могут быть более "тяжелыми".

Также самолет оснащен так называемой стеклянной кабиной. Вместо привычных глазу аналоговых приборов здесь установлено цифровое поле индикации самолетных систем и оборудования. В кабине самолета восемь экранов (шесть у летчиков и два - у штурмана). Такой вариант более информативен: летчикам гораздо проще воспринимать компактный кадр, где отражено пространственное положение самолета, его скорость, высота и прочие пилотажные параметры.

ОСОБЕННОСТИ САМОЛЕТА


Разработчики считают, что модицифицированный самолет составит серьезную конкуренцию западным воздушным "грузовикам". Аналогов в классе рамповых судов сегодня ему нет. Ил-76МД-90А может эксплуатироваться в любых климатических условиях практически без ограничений. Российский самолет более неприхотлив, по сравнению с западными, для него не нужна особая инфраструктура, он не нуждается в постоянном серьезном обслуживании. Это - важное качество для эксплуатации труднодоступных районах.

Еще одна особенность модернизированного Ил-76 - возможность использования в самых разных сферах: в качестве военно-транспортного самолета, топливозаправщика, для тушения пожаров. Разработчики намерены создать и гражданскую версию самолета, которая наверняка будет востребована коммерческими авиакомпаниями.

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А

Как создавался самолет Ил-76МД-90А


ЗАКАЗЧИКИ


Сейчас главный заказчик воздушного судна - Минобороны РФ. Из-за этого сборка "изделия 476" до начала 2012 года шла за закрытыми дверями. Впервые воздушное судно показали журналистам в январе, во время визита на "Авиастар" вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина.

По госконтракту с военным ведомством ульяновцы должны собрать 39 Ил-76МД-90А; в нынешнем году ожидается подписание контракта на поставку Минобороны топливозаправщиков Ил-78, которые будут созданы на базе Ил-76МД. Также этот тип самолета востребован для спецбортов, которые изготавливают в Таганроге. Таким образом, до 2020 года ульяновцы должны будут построить до 80-83 самолетов.

В декабре 2013 года завершился первый этап государственных совместных испытаний модернизированного Ил-76. Экипаж протестировал предельные по прочности режимы и перегрузки, выполнил полеты с максимальным взлетным (210 тонн) и посадочным (170 тонн) весом, отработал методику ухода воздушного судна на второй круг при отказе одного и двух двигателей. Второй этап госиспытаний намечен на весну. До этого срока самолет нужно будет доработать под техзадание военных. Первый самолет заказчику ульяновцы должны передать в ноябре 2014 года.

Сейчас на авиазаводе, в разной стадии готовности, стоят три первых серийных модернизированных Ил-76. Еще десять заложены в цехах заготовительного производства.

Характеристики самолета Ил-76МД-90А
Размах крыльев - 50,5 метра
Площадь крыла - 300 квадратных метра
Длина 46,6 метра
Размеры грузовой кабины: длина - 24,54 метра, ширина - 3,45 метра, высота - 3,4 метра
Максимальная взлётная масса - 210 тонн
Грузоподъемность - до 60 тонн
Крейсерская скорость - 780 - 850 км/ч
Дальность полета с нагрузкой 60 тонн - 4000 км
Экипаж - 5 человек
Количество десантников на борту - 126
Автор: Виктория Чернышева
Первоисточник: http://m.rg.ru/2014/02/09/il-site.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 43
  1. Бакланов 12 февраля 2014 08:24
    Классный самолёт. Спасибо конструкторам.
    1. ShturmKGB 12 февраля 2014 10:22
      Удачный самолет, фактически спас транспортное авиастроение России. Позволил в короткие сроки перевестись на современные технологии, спасибо конструкторам!
  2. PROXOR 12 февраля 2014 08:57
    Прошу помощи специалистов. Зачем в новом ИЛ-76МД-90А нужен ещё один член экипажа ниже кабины? При современном уровне развития визуальных интерфейсов и других систем все это может взять на себя автоматика. И вполне хватило бы двух членов экипажа.
    1. Wedmak 12 февраля 2014 09:56
      Насколько я помню, экипаж Ил-76 даже не три человека, а 4 или 5. Два пилота, штурман, бортинженер+люди следящие за грузом, как при погрузке/выгрузке, так и в полете, при десантировании например.
      1. PROXOR 12 февраля 2014 10:08
        Вот штурман и борт-инженер. На гражданских лайнерах всего два человека. Со всем остальным справляется ИИ самолета.
        1. Wedmak 12 февраля 2014 10:34
          А с чем справится? С навигацией? Дык в военное время сигнал GPS заглушится и привет? Сброс груза тоже ИИ должен осуществлять?
          На гражданских лайнерах помимо кучи электроники, еще стюардессы и не хилая команда наземного обслуживания в каждом аэропорту. А это транспортник, не всегда и не везде есть обслуживание, груз совершенно разный, условия посадки и взлета разные. И вообще, этот самолет частенько летает там, где гражданским судам не бывать.
      2. AVV 12 февраля 2014 10:53
        Цитата: Wedmak
        Насколько я помню, экипаж Ил-76 даже не три человека, а 4 или 5. Два пилота, штурман, бортинженер+люди следящие за грузом, как при погрузке/выгрузке, так и в полете, при десантировании например.

        И пять красивых,стройных,стюардес,но это только в гражданской версии!!!
        AVV
        1. ССИ 12 февраля 2014 11:17
          5 человек минимум. 2 летчика, штурман и, обязательно, бортинженер (на необорудованных аэродромах кто обслуживать будет) плюс оператор погрузочно-разгрузочных средств - вот список летного экипажа (примерный).
          1. алекс 241 12 февраля 2014 11:32
            Привет Сереж. Кабина Ил-76МД-90А
            алекс 241
            1. ССИ 12 февраля 2014 12:45
              Привет, Саша! Рад тебя "видеть"! Я ныне редко на сайте бываю - командировки...
          2. vaf 12 февраля 2014 12:13
            Цитата: ССИ
            плюс оператор погрузочно-разгрузочных средств


            Серёга,привет! Этот член экипажа раньше назывался- борттехник по АДО. И ещё "куда-то" выпал ВСР wink
            А так статья....как всегда..."всё замылено"( а в принципе народу и не особенно надо знать, как было на самом деле).
            И основной момент вообще .."упущен"..так всё таки..почему "взяли" модификацию МД, а не НОВУЮ РАЗРАБОТКУ...Ил-76МФ? wink
            Ну и я поставил минус статье(хотя понятно..девочка,но...дело принципа) soldier
            Вот цитата :"....
            Разработчики считают, что модицифицированный самолет составит серьезную конкуренцию западным воздушным "грузовикам". Аналогов в классе рамповых судов сегодня ему нет. Ил-76МД-90А может эксплуатироваться в любых климатических условиях практически без ограничений. Российский самолет более неприхотлив, по сравнению с западными, для него не нужна особая инфраструктура, он не нуждается в постоянном серьезном обслуживании." belay

            Даже комментировать ..не хочется lol
            vaf
            1. ССИ 12 февраля 2014 12:48
              Серега, привет! Грузовики, кроме армии, вообще никому не нужны. Да и про Авиастар я тебе писал..
              1. vaf 12 февраля 2014 12:58
                Цитата: ССИ
                ! Грузовики, кроме армии, вообще никому не нужны. Да и про Авиастар я тебе писал..


                Но народ-то...об этом не знает wink Ему лишь бы fellow .
                Зашёл на ветку по Су-35С....дааа. даже говорить не хочется...или зомбирование или..не знаю что.может трава какая-то новая у всех wassat
                vaf
                1. ССИ 12 февраля 2014 13:25
                  Серега, и не только по авиации... Я, бывая на заводах, как и ты, знаем РЕАЛЬНОЕ положение дел, но люди - просто радуются, наверное, после безвременья, хотя разобраться с тем, что творится - не могут (может и не хотят). Но встречаются и .... сам понимаешь.
            2. Орда 12 февраля 2014 18:24
              Цитата: vaf
              Даже комментировать ..не хочется


              Сергей приветствую, ты знаешь надо комментировать ведь люди не знают правды,вешают лапшу на уши смишники всякие со сделаноунас, противно...
              Орда
            3. Ofellon 12 февраля 2014 21:28
              часть правды в этих словах есть.украинский ил-76 летает в гренландию и спокойно выдерживает ночь на морозе в то время как с-130 нуждается в тёплом ангаре,ибо потом авионика отказывает и экраны трескаются.слова бортинженера вс украины который летает туда)
              Ofellon
              1. vtur 13 февраля 2014 13:52
                Цитата: Ofellon
                с-130 нуждается в тёплом ангаре,ибо потом авионика отказывает

                С-130 даже движки не глушит при погрузке-выгрузке на льду. О какой ночевке, вообше, идет речь?
                Собственно, что касается длительных стоянок, то на самолетах есть такая штука, как ВСУ, которая, кроме всего прочего, работает и на СКВ. А насколько последняя справляется с очень низкими температурами - это уже другой вопрос. Наши Ил-18 летали в Антарктиду, вообще, без какого-либо кондиционирования на земле при выключенных двигателях, и ничего...
                vtur
                1. Ofellon 13 февраля 2014 22:32
                  Эм. я инженер по АО на авиаремонтном заводе)я знаю что такое ВСУ и СКВ)))
                  Ofellon
          3. vtur 13 февраля 2014 13:42
            Цитата: ССИ
            обязательно, бортинженер (на необорудованных аэродромах кто обслуживать будет)

            Это у военных. А в гражданском варианте к ним еще прибавятся 2 инженера (по СиД и по Аи РЭО) Итого 7 человек. И всем нужно ЗП платить, суточные, гостиницу оплачивать... Так что, как самолет был военным, так и остался...

            А, вообще, очень большое достижение - отказ от ПШМ (плазово-шаблонного метода). Наконец-то Ульяновск шагнул в XXI век!
            vtur
      3. _Voevoda_ 12 февраля 2014 15:15
        На самом деле экипаж Ил-76 6 человек. Командир,помощник(правый пилот), штурман, борт-техник, борт-техник по АО, стрелок-радист. В новом ИЛ-76МД-90А нет стрелка радиста.
        _Voevoda_
        1. Ofellon 12 февраля 2014 21:20
          вообще то их 7:два пилота, борт инженер, радист, штурман,адошник и стрелок.
          Ofellon
    2. Ofellon 12 февраля 2014 21:22
      внешний осмотр самолёта производит команда в то время как гражданские суда команда не осматривает-их осматривают техники аэропорта на "пероне"
      Ofellon
    3. StolzSS 14 февраля 2014 07:15
      По требованию военных он нужен этот 3 тий человек он всё же надёжнее автоматики)
      StolzSS
  3. dv-v 12 февраля 2014 09:15
    автор вообще в курсе что такое "стеклянная кабина"? или, подобно обывательскому - любой квартирный ремонт, пусть даже из импортных стройматериалов, но главное ламинат на полу и натяжные потолки с точечными светильниками, становится евроремонтом?
    dv-v
    1. aleksandrs95 16 февраля 2014 21:43
      очень праильно замечено,группа дешевых материалов,стала евроремонтом.
  4. ТАГИР 12 февраля 2014 09:40
    ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
    ТАГИР
  5. avt 12 февраля 2014 09:50
    Ждем серию ! good
    avt
  6. Дмитрий 2246 12 февраля 2014 11:27
    Хорошему самолёту большую серию.
    А если электронное конструирование можно и масштабировать как в большую так и в меньшую сторону, используя современные материалы.
  7. Hrad 12 февраля 2014 11:58
    Всем доброго здравия.
    К вопросу расположения кабины штурмана. Как Вам, без сомнения, известно, на Ту-95, Ту-22М, Ту-160 рабочее место штурмана находится рядом с местами пилотов. Там штурманы на сидят в специальных застеклённх кабинах. И ни чего, летают и работают. Дело в том, что убери кабину штурмана на ИЛ-76 и сразу изменится аеродинамика фюзеляжа самолёта. Придётся потом менять компоновку носовой части самолёта с кабиной и хвостового оперения - киля и стабилизаторов. А это значит новое задание для конструкторов, новые детали, новые матрицы, новая сборка, новые испытания, новая сертификация. Это равняется созданию нового самолёта. И, как следствие, большие финансовые затраты Путь, по которому пошли создатели Ил-76МД-90А, экономически более выгодный.
    1. vaf 12 февраля 2014 13:31
      Цитата: Hrad
      К вопросу расположения кабины штурмана.


      Пишите полную ерунду negative Кроме того,что "застеклённая" кабина штурмана есть на некоторых модификациях ту-142-х. А на 95-х такого нет!!! soldier
      vaf
      1. ССИ 12 февраля 2014 13:49
        Могу добавить, что на "45" изделии штурман вообще в отдельной кабине сидит, за пилотами, как и на "95", который еще и задом-наперед летает и на "70" штурман сзади пилотов сидит, на одном с ними уровне.
    2. Туркестанец 13 февраля 2014 08:41
      К вопросу расположения кабины штурмана. Как Вам, без сомнения, известно, на Ту-95, Ту-22М, Ту-160 рабочее место штурмана находится рядом с местами пилотов.
      На Ту-95 штурман \навигатор\сидит в передней части Застекленной части кабины. За пилотами сидит Штурман Оператор главная обязанность которого управления подвижной арт Установкой и.д
  8. DMi 12 февраля 2014 20:25
    Всегда интересовал вопрос, а когда старые машины оснастят новыми двигателями пс 90 а? Или их все спишут? Живу рядом с аэродромом и при пролете 76 ых дом изрядно потряхивает)).
    DMi
  9. malikszh 12 февраля 2014 22:24
    вооружении нет? чем вооружен?
    malikszh
    1. алекс 241 12 февраля 2014 22:29
      Как вариант хвостовая турель.
      алекс 241
      1. Apollon 12 февраля 2014 22:57
        В тему,видеоматериалы.

      2. Комментарий был удален.
      3. vtur 13 февраля 2014 14:42
        Цитата: алекс 241
        Как вариант хвостовая турель.

        Кормовая турель весила, всего-лишь, 3 тонны. Анахронизм, который ни кого ни от чего не защищает. В настоящее время угрозу для ВТА представляют, прежде всего, ПЗРК и тут кормовая турель никак не поможет. От ракет применяются другие методы защиты - где-то уже об этом на сайте было.
        А вот, что получается, когда самолет такой защиты не имеет - этому, кстати, еще повезло - он смог приземлиться (фото из моего личного архива)
        vtur
        1. Туркестанец 13 февраля 2014 17:16
          Кормовая турель весила, всего-лишь, 3 тонны. Анахронизм, который ни кого ни от чего не защищает.

          Позвольте категорически не согласится. Любая авиационная техника, выполняющая БОЕВУЮ задачу должна иметь бортовое оружие. Тем более такого класса самолетов как ИЛ-76. Кормовая установка на Ил -76 это один из элементов защиты задней полусферы самолета. Не забывайте, что в первую очередь данный самолет предназначен для десантирования в тылу противника. На самолете установлены, ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ скорострельные пушки, оптический и радиолокационный прицел, который позволял за несколько десятков КМ перехватывать цель. При умелом применении экипажем всей номенклатуры авиационного вооружения самолёта в комплексе с ЛТЦ, ДОФ и ДОС ФАКТИЧЕСКИ становится неуязвим от систем ПВО противника истребительной авиации.

          Между прочим были случаи когда с кормовой установки самолёта Ан-12 в ДРА сбивали СТИНГЕРА
    2. Комментарий был удален.
      1. алекс 241 13 февраля 2014 14:33
        Цитата: vtur
        Кормовая турель весила, всего-лишь, 3 тонны. Анахронизм, который ни кого ни от

        Согласен,пытались эксперементировать с многокомпонентными пушечными снарядами,но..........Ну и ПИКСы тоже не панацея.
        алекс 241
  10. studentmati 12 февраля 2014 23:04
    В дни 22 Зимней Олимпиады невольно напрашиваются спортивные аналогии: Старт Русской Авиации в начале прошлого века; её медленный-медленный разгон вплоть до 50-60-х; набирание бешенной скорости и темпа в 70-80-х; бег по инерции в 90-х; осознание потери в скорости в нулевых; попытка реабилитации в 10-х.

    Очень хочется верить и надеяться, что Русская Авиация воспрянет Духом, восстановит темп, с которым вновь догонит и уже окончательно обойдёт супостатов! drinks
  11. Туркестанец 13 февраля 2014 08:30
    Цитата: ССИ
    5 человек минимум. 2 летчика, штурман и, обязательно, бортинженер (на необорудованных аэродромах кто обслуживать будет) плюс оператор погрузочно-разгрузочных средств - вот список летного экипажа (примерный).

    В военных Экипаж состоит. Из двух Лётчиков, Штурман, Бортового техника, Бортового радиста, Бортового техника по АДО, борт механика по ДО \в УЗБЕКСКИХ ВВС\ если есть кормовая кабина стрелка то борт стрелок. Судя по фотографиям рабочие места экипажа на самолете имеется
  12. Туркестанец 13 февраля 2014 09:08
    Снова и снова говоря о самолете Ил -76МД - А используется термин ГЛУБОКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ. Мне очень бы хотелось услыхать, в чем все таки она заключалась в полном объеме, кроме замены двигателей, и частично приборного оборудования при этом усиливались ЛИ, модернизировались ЛИ фюзеляж, крыло, стойки шасси, ДТСО каким образом? Какую защиту самолет имеет против систем ПВО.
    1. vtur 13 февраля 2014 15:07
      Цитата: Туркестанец
      ...модернизировались ЛИ фюзеляж, крыло, стойки шасси...

      + 1, хотя про крыло в статье упоминается. Собственно крыло и шасси ДОЛЖНЫ были усилить при увеличении взлетного веса. Основная проблемма этого самолета - невозможность перевозить всю номенклатуру адекватной для грузоподъемности самолета военной (и не только) техники из-за сравнительно узкого фюзеляжа так и осталась... Так что Ан-70 на 100 % этот самолет заменить не может, что уже на сайте обсуждалось... Огромный плюс этого самолета - накопленый КБ гигантский опыт его эксплуатации...
      vtur
      1. Туркестанец 13 февраля 2014 17:20
        невозможность перевозить всю номенклатуру адекватной

        Что вы имели ввиду
        1. samoletil18 15 февраля 2014 20:19
          Цитата: Туркестанец
          невозможность перевозить всю номенклатуру адекватной

          Что вы имели ввиду

          Т-90 не входит

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня