Танк М551 Sheridan. История создания

Появление в горниле Второй мировой войны нового рода войск — воздушно-десантных — привело к возникновению и развитию такой специфической техники как легкие авиадесантируемые танки. Первый американский T9/M22 был разработан еще во время войны, но отсутствие нормальных средств доставки сильно ограничило применение этого типа вооружения. Развитие транспортной авиации в годы холодной войны вызвало также и всплеск интереса к разработкам средств поддержки десанта. Бесспорно, одним из самых амбициозных и интересных десантируемых легких танков стал американский M551 Sheridan. Он мог похвастаться целым рядом технических новшеств, в том числе гибридным орудием/пусковой установкой калибра 152 мм, позволявшим запускать как ПТУРы, так и обычные снаряды, и корпусом из алюминиево-магниевой брони. Фактически Шеридан — самый мощный легкий танк из когда-либо серийно производимых.

Танк М551 Sheridan. История создания
Первый авиадесантируемый танк США — Т9, он же М22


Первое боевое крещение он прошел во вьетнамской войне, где легкое бронирование и конструктивные недостатки значительно снизили его боевую эффективность. Несмотря на широкое использование в Европе, в 1970 году техническая незрелость привела к поспешному снятию танка с производства. Единственное подразделение армии США, где он стоит на консервации до сих пор, — это 82nd Airborne Division. Шеридан стал первым танком, примененным в десантной боевой операции (операция «Правое дело» в 1989 году, Панама). Большая часть «демобилизованных» М551 до 2004 года использовалась как учебные цели на полигоне в пустыне Мохаве. Было много попыток разработать альтернативу (в том числе и малоизвестный M8 Armored Gun System), но на сегодняшний день M551 Sheridan был и остается последним американским аэромобильным танком.


Танк М551 Sheridan. История создания
М551 General Sheridan


Разработка М551 Sheridan

В 1958 году американцы свернули программу разработки легкого танка Т92, отчасти из-за того, что тот не умел плавать. Это во многом снижало его ценность как разведывательного средства. В 1959 начинаются работы по созданию нового бронированного разведывательно-десантно-штурмового средства (ARAAV), которое предназначалось для выполнения двух ролей: разведки в составе бронекавалерийских частей и средства усиления для воздушно-десантных войск. Особыми требованиями к новой технике были: способность плавать, небольшой вес для десантирования и существенное усиление вооружения по сравнению с предыдущими разработками Т92/М41.

Танк М551 Sheridan. История создания
Легкий танк Т92


Разработчиком нового концепта назначили Cadillac Motors Car — одно из подразделений General Motors. Программа стартовала в июне 1960 года под обозначением XM551 ARAAV General Sheridan. «Изюминкой» нового танка стала орудийная система 152mm XM81 Shillelagh Combat Vehicle Weapon System. Разработка этой перспективной пушки была начата еще в 1958 году, и предназначалась она для вооружения различных прототипов боевых машин (в том числе и для совместной американо-германской разработки MBT-70). В отличие от обычных танковых пушек, новая система предполагала использование в качестве основного боеприпаса — управляемой ракеты. Во многом это решение было вызвано убежденностью военного руководства в том, что ракета имеет гораздо большую вероятность поразить цель, чем обычный снаряд. Требуемые значения бронепробиваемости составляли не менее 150 мм при угле попадания 60 градусов к нормали. Из всех предложенных управляемых ракет выбор сделали в пользу УРК Shillelagh разработки компании Ford-Aeronutronic. Использование ракеты в качестве основного боеприпаса привело также к значительному увеличению калибра орудия. Размеры блока системы наведения и БЧ существенно ограничивали минимальный размер ракет того времени, вот и пришлось увеличить калибр. Кроме управляемых боеприпасов, предполагалось использование и обычных снарядов с осколочно-фугасной и кумулятивной начинкой.

Танк М551 Sheridan. История создания
Пушка / пусковая установка M81А1


Ракета «Шиллейла» наводилась при помощи полуавтоматической системы наведения. Наводчику было необходимо только удерживать прицельный маркер на цели, а коррекцию курса ракеты выполняла за него автоматика. Она относилась к так называемому второму поколению управляемых противотанковых средств. Более легкая в использовании и менее требовательная к квалификации наводчика ракета доставила много сложностей своим разработчикам. В основном сложности были связаны с необходимостью сконструировать помехозащищенную систему управления при помощи инфракрасного излучения. Пробные запуски начались в ноябре 1960-го, а первые управляемые полеты — в сентябре 1961-го года.

Танк М551 Sheridan. История создания
Запуск УР Shillelagh


Приход к власти в 1961 году администрации Кеннеди и назначение нового министра обороны Роберта Макнамары способствовали ускорению разработки «Шиллейлы». Макнамара сделал ставку на перспективные технологии. Поскольку доводка танка M551 Sheridan была не завершена, была предпринята попытка установить комплекс на существующий танк М60, получивший новое обозначение — М60А2. Первые пробные запуски ракеты осенью 1961 года оказались удручающими. В цель попадала едва ли одна ракета из десяти. Дым от отработанного топлива напрочь глушил инфракрасный канал управления. Пришлось инициировать программу разработки нового топлива — менее дымного.

Проблемы перспективной орудийной системы привели к пересмотру концепции Шеридана, но, как выяснилось по итогам анализа, использование существующих орудийных систем либо ухудшало расчетные боевые возможности танка, либо неоправданно перегружало его. Известные зарубежные ракетные комплексы были также далеки от совершенства. Выбор снова сделали в пользу пушки низкого давления с возможностью использовать как обычные кинетические боеприпасы, так и управляемые.

Танк М551 Sheridan. История создания
Экспериментальный «Шеридан» с 76-мм пушкой

Танк М551 Sheridan. История создания
105-мм орудие

Доработанная ракета показала более удовлетворительные результаты, но проблемы по-прежнему оставались. Так, например, контроль полета становился невозможен, если солнце находилось прямо позади управляющего трансмиттера (в секторе 40 градусов). Доводили до ума ее долго, и только 12 августа 1964 года управляемая противотанковая ракета MGM-51 Shillelagh, наконец, была запущена в ограниченную серию. Масса этой твердотопливной ракеты составила 27 кг, масса БЧ — 6,8 кг, длина — 1,11 м, диаметр — 150 мм, дальность действия — 2 км (чуть позже была увеличена до трех). Для определения боевой эффективности новой ПТУР в феврале 1968 года произвели 112 испытательных пусков, добившись 88 попаданий (79%).

Танк М551 Sheridan. История создания
Ракета Shillelagh


В связи с использованием абсолютно нового вооружения центром внимания разработчиков стала башня Шеридана. Первый прототип представлял собой новую башню, водруженную на корпус от М41. Всего было построено 12 разных вариаций экспериментальных XM551. Уже в июне 1962 года начались заводские испытания, во время которых пришли к единым компоновочным и конструктивным решениям.

Танк М551 Sheridan. История создания
Первый прототип XМ551 на шасси легкого танка М41

Танк М551 Sheridan. История создания
Последний, 12-й вариант

Что же в итоге представлял собой новый перспективный легкий аэромобильный танк M551 Sheridan?

Компоновка

Выполнена по классической схеме. Все вооружение размещено в/на трехместной башне, а МТО — в корме. Водитель одиноко сидит в носовой части корпуса, а люк его, снабженный сдвижной крышкой, расположен в верхней лобовой детали, что, в общем-то, не принципиально, поскольку танк с противопульным бронированием вряд ли спасет крепкая ВЛД. Мехвод глядит на мир через три перископа М47 или через два, а на место центрального ставит пассивный ПНВ. Командир и наводчик сидят справа от пушки, а заряжающий сидит слева. У командира для наблюдения за боевой обстановкой имеется командирская башенка с круговым обзором через 10 стеклоблоков, у заряжающего — перископ М37 с возможностью поворота на 360°. Поскольку плавучесть танка была на уровне топляка, то на корпусе устанавливали специальную водоизмещающую ширму по типу примененных во Второй мировой войне на «Шерманах», при высадке в Нормандии. На многих фотографиях видны размещенные на башне коробочки, с первого взгляда похожие на блоки динамической защиты. Но нет — это очередное американское компоновочное ноу-хау: короба с патронами для пулемета. О том, что с ними будет при движении по сильнопересеченной местности или при близких разрывах снарядов, история умалчивает.

Танк М551 Sheridan. История создания
Один из двух Шериданов, купленных для австралийской армии пересекает водную преграду

Танк М551 Sheridan. История создания
Очевидно, что размещать короба на броне - не самая лучшая идея


Вооружение

Основное оружие М551 — 152-мм пушка / пусковая установка низкой баллистики (короткоствольная). Конструктивно: калибр был ограничен ТТХ управляемой ракеты «Шилейла», а длина орудия — ограничениями по массе. Орудийная система предназначена для пусков как противотанковых управляемых ракет, так и обычных снарядов. Боекомплект составлял 29 снарядов или ПТУР в любых пропорциях (штатно — 10 ракет). С пушкой был спарен пулемет М73/М219 калибра 7,62 мм, позднее замененный на М240, боекомплект — 3000 патронов. Также на башне был установлен крупнокалиберный М2 Browning с боезапасом на 1000 выстрелов и возможностью ведения зенитного огня.

Танк М551 Sheridan. История создания
Набор серьезных аргументов

Защищенность. Бронирование танка из-за ограничений по массе было чрезвычайно слабым. Применение композитной алюминиевой брони не только существенно снизило вес машины, но и обеспечивало защиту исключительно противопульную (7,62 мм) и противоосколочную. Только лобовые детали корпуса и башни выдерживали обстрел из 20-мм автоматических пушек. Башня была изготовлена из тонкой стальной брони. Столь слабая защищенность повлекла за собой ряд полевых модификаций (добронирование днища стальным листом, установка щитка на командирский пулемет).

Танк М551 Sheridan. История создания
Видно щиток на крупнокалиберном пулемете

Мобильность. Двигатель — V-образный шестицилиндровый дизельный с турбонаддувом 6V53T, производимый фирмой Detroit Diesel, мощностью 300 л.с., что вкупе с низкой массой дает отличную тяговооруженность — 19,7 л.с./тонну. При этом максимальная скорость движения танка по дорогам достигала 70 км/ч, а на плаву до 5,8 км/ч. Трансмиссия XGT-250 с четырьмя передачами переднего и двумя заднего хода.

Серийное производство. Начало серийного производства новой техники было запланировано в бюджете 1966 года, несмотря на значительные технические проблемы и общую недоработанность танка. Преждевременный запуск в серию боевой машины был вызван опасениями, что в следующем году финансирование проекта сократят. Уже в марте 1966 года специальная армейская команда испытателей пришла к выводу, что такой танк армии не подходит, из-за своих специфических ограничений по безопасному использованию, надежности и ремонтопригодности. Также в 1967 проводят испытания новинки в тропиках и обнаруживают проблемы с гильзами, настолько серьезные, что экипажам было запрещено загружать в танк более одного заряда за раз. По результатам испытаний приостановили оснащение войск этими машинами и сотни уже выпущенных «Шериданов» пылились на складах без дела. Дело в том, что вкупе с новой пушкой для выстрелов обычными снарядами, использовались и новые горючие гильзы, разработанные Picatinny Arsenal. В противовес обычным металлическим, эти были выполнены из нитроцеллюлозы. При выстреле порох воспламенял горючие стенки и гильза сгорала. Главным недостатком такой конструкции была непрочность. При малейшей неосторожности заряд ломался, и порох высыпался на пол боевого отделения. Этим и вызвано требование к процессу загрузки снарядов. Также новый боеприпас был чрезвычайно гигроскопичным и, мало того, что мокрые разбухшие стенки не всегда позволяли нормально зарядить пушку, так еще и мешали полному сгоранию гильзы. Танкисты после выстрела на радостях закидывали следующий снаряд, тлеющие остатки предыдущего внештатно поджигали гильзу — и вуаля, три несчастных случая только на испытаниях. Решение нашли оригинальное — перепаковали каждый боеприпас в герметичный пакетик, который нужно было снимать перед заряжанием. Кроме новой упаковки, разработали и систему продувки казенника после выстрела, но и тут намудрили — продувка осуществлялась при открытом затворе, и искры весело залетали внутрь боевого отделения, грозя поджечь уже весь БК. В конце эпопеи придумали новые снаряды — M205, с более прочными стенками и систему продувки орудия, срабатывающую до открытия затвора — CBSS. Орудийная система получила новое название M81E1, но к тому времени уже успели «наклепать» около 700 «взрывоопасных» танков, которые придержали на складах до переоснащения продувочным комплектом.

Танк М551 Sheridan. История создания
Схема снаряда M409 HEAT-T-MP

Из-за новой системы продувки уменьшился и штатный боекомплект — с 30 до 29 снарядов. Первоначальная номенклатура боеприпасов предусматривала и дымовой, и осколочно-фугасный, но очередные проблемы с конструкцией оставили танк только с кумулятивным противотанковым трассирующим (M409 HEAT-T-MP) ну и ракетой «Шиллейла», естественно. Чуть позже, уже во Вьетнаме добавили такую «экзотику» как шрапнельный боеприпас M625, что в принципе для 152мм короткоствольного орудия — вполне разумно.

Первые два M551 Sheridan были изготовлены 29 июля 1966 года, и до 2 ноября 1970 изготовили их в количестве 1662 штуки. На боевое дежурство танк официально поставили в июне 1967 г. Первыми их получил 1-й батальон 63-й бронетанковой бригады дислоцированной в форте Райли. К осени 1971 года в американских войсках находилось около 800 единиц этой бронетехники. Из которых 40 — в Южной Корее, 310 — в Европе, 250 — в США и 200 во Вьетнаме. Остальные пылились на складах или в ожидании очереди на доработку.

Всего с 1966 по 1970 год на реализацию проекта было потрачено 1,3 млрд. долларов, что на 80% превысило первоначальный бюджет. Ракет MGM-51 Shillelagh сделали чуть больше 88 тысяч штук, по 2665$ за каждую, что добавило к бюджету проекта еще 235 миллионов. Столь крупные цифры затрат на «сырой» и ненадежный танк привели к недовольству в конгрессе США. Один из влиятельных конгрессменов так и назвал этот танк: «Ошибка на миллиард долларов».

ТТХ легкого танка М551 «Sheridan»


Тип: легкий десантируемый плавающий танк.
Страна-производитель: США.
Состоял на вооружении: с 1969 по 1996 гг. (в небольших количествах — до наших дней).
Масса: 15,2 т.
Длина: 6,3 м.
Ширина: 2,8 м.
Высота: 2,3 м.
Экипаж: 4 чел. (командир, наводчик, заряжающий, механик-водитель).
Бронирование: алюминиевый корпус, стальная башня.
Основное вооружение: M81E1 — нарезная 152-мм пушка / пусковая установка.
Боекомплект: 10 УР MGM-51 Shillelagh, 19 снарядов.
Дополнительное вооружение: спаренный пулемет M73/M219 калибра 7,62 мм, боекомплект — 3000 патронов; башенный пулемет M2 Browning калибра 12,7 мм, боекомплект — 1000 патронов.
Двигатель: V-образный шестицилиндровый дизельный с турбонаддувом 6V53T; мощность 300 л. с.
Тяговооруженность: 19,7 л.с./тонну.
Подвеска: торсионная, независимая.
Запас хода: 560 км.
Максимальная скорость: по дороге — 70 км/ч; на плаву — 5,8 км/ч.

Использованы источники:
Журнал "M551 SHERIDAN: US Airmobile Tanks 1941-2001" by Steven J Zaloga
http://en.wikipedia.org/wiki/MGM-51_Shillelagh
http://en.wikipedia.org/wiki/M551_Sheridan
http://armor.kiev.ua/Tanks/Modern/M551/M551.php
http://www.globalsecurity.org/military/agency/army/1-63ar.htm
Автор: Сергей Оводовский


Статьи из этой серии:

Танк М551 Sheridan. История создания
Танк М551 Sheridan. Боевое применение

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. Прохор 13 февраля 2014 09:51
    Странно как-то: самая первая граната к РПГ-7 (ПГ-7) имела бронепробиваемость 260 мм, "Шиллейла" вдвое большего калибра - всего 150 мм.
    Нестыковочка... request
    Прохор
    1. Aleks тв 13 февраля 2014 10:21
      Цитата: Прохор
      "Шиллейла" вдвое большего калибра - всего 150 мм.

      150мм - это диаметр «Шиллейла» М6М51А, бронепробиваемость этой ракеты росла по мере модернизации до 500-600мм.

      Очень не однозначный танк.
      И, в основном, применялся НЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ в своей практике.
      Танк стоял на вооружении и после 1983 года в 82-й воздушно-десантной дивизии.

      Вот суть этой машины:
  2. AGM-114 13 февраля 2014 10:35
    С КУВ они лоханулись конечно. Вместо пушки-ПУ пилить чистую ПУ.. Наркоманы.
    AGM-114
    1. Aleks тв 13 февраля 2014 10:57
      Цитата: AGM-114
      Вместо пушки-ПУ пилить чистую ПУ.. Наркоманы.

      Ага. Но снарядами Шеридан тоже плевался.

      Наши, кхм… отметились еще "круче" - объекты 167, 287, 775. И в итоге ИТ-1.
      Но все же дошло, что ПУ решает слишком узкий спектр задач и… их не выстрелишь сотнями.
      1. AGM-114 13 февраля 2014 12:02
        При том к концепции ПУ позже вернулись, но уже в виде самоходных ПТРК. M901 ITV и пр. хризантемы.
        AGM-114
      2. sapran 13 февраля 2014 16:13
        ...но все течет все изменяется (смотришь иногда что такой бы и понадобился а под рукой и нету )
        sapran
        1. AGM-114 13 февраля 2014 21:15
          А потом в РФ придумали самоходный Спрут-СД, с полноценным десантированием, а не на заранее подготовленную площадку (как делали американцы). Только вот есть информация что Спрут-СД не может использовать БОПСы с урановым сердечником, только с вольфрамовым.
          AGM-114
  3. странник_032 13 февраля 2014 15:52
    Интересная статья.
    Как говорится-умные люди учатся на чужих ошибках.
    странник_032
  4. rezident 13 февраля 2014 18:02
    Сгорающая гильза и в советских танках применяется и в английских чифтенах и ничего, а американцы сразу плеватся от нее стали. Может Вьетнам такой мокрый что там все раскисает.
    rezident
  5. kplayer 13 февраля 2014 18:32
    Вероятнее всего американцы слили "Шеридан" из-за слабой алюминиевой брони, а как известно авиадесантные боевые машины имеют ограничения по габаритам и массе (до 17-18т.), кроме того они насытили свою десантуру ПТРК "Джавелин"(2,5км) и TOW-2(3,75км), да и дальность стрельбы смешная 1-1,5км (ПТУР - 2км, позже 3км).
  6. Роман 1977 13 февраля 2014 20:08
    Хочется вспомнить те танки, которые должны были прийти на смену "Шеридану".
    Первый это легкий танк ХМ8 корпорации РМС. Он был вооружен 105-мм нарезной низкоимпульсной пушкой М35, разработанной Уотерфлайтским арсеналом с откатом длинной 533-мм, постоянно установленным устройством выверки и дульным тормозом. В башне был установлен автомат заряжания пушки, скорострельностью до 12 выстрелов в минуту, процесс заряжания занимал 5 секунд. При необходимости пушка могла быть заряжена вручную. Боекомплект-21 выстрел. С целью уменьшения общей стоимости танка в его конструкции широко использовались существующие хорошо отработанные сборочные единицы, например, двигатель, установленный в тяжелом (8x8) грузовике М977, трансмиссия и ручные приводы наведения командира и наводчика с БМП "Брэдли", лазерный дальномер и датчик бокового ветра с танка М1А1, панель баллистического вычислителя с танка " Челленджер" Мк 2. С-130 "Геркулес" мог взять на борт один танк ХМ-8, С-17 "Глоубмастер"- три, а самолет С-5 "Гэлекси"- пять танков. Всего планировалось выпустить до 300 легких танков ХМ-8, однако производство не состоялось из-за сокращения военных расходов США.

    Еще один легкий танк "Стингрей" был разработан в инициативном порядке компанией «Кадиллак Гейдж Текстрон». Танк имеет классическую компоновку, с расположением отделения управления в передней части корпуса, боевого — в средней и моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части. Бронирование корпуса обеспечивает круговую защиту от 7,62-мм бронебойных пуль и осколков снарядов. Фронтальная проекция может противостоять обстрелу 14,5-мм бронебойными пулями. Основным вооружением танка является 105-мм нарезное орудие L7A3 (модернизированный вариант орудия танка M1 Abrams, оснащённое дульным тормозом, новыми противооткатными устройствами и люлькой и изменённым эжектором). В МТО танка установлен 8-цилиндровый дизель 8V-92TA компании Detroit Diesel мощностью 535 л.с. Он связан с автоматической трансмиссией XGT-411-2A «Аллисон». В отличие от ХМ-8 "Стингрей" имел более счастливую судьбу-106 машин закупил Таиланд и в настоящее время в строю 66, 40 единиц на хранении.
  7. kplayer 13 февраля 2014 21:07
    По-моему "Стингрэй" далеко не участник армейской программы (боевой вес 21т.), а чисто экспортная машина.
  8. samoletil18 13 февраля 2014 21:22
    У нас в полку ГО (служил 1988-1990) были танки РХР на базе ПТ-76. В школьные годы обожал журнал "Зарубежное военное обозрение". И перед командиром полка (он танкист, настоящий) решил рисануться познаниями (перестройка, у нас всё типа неправильно). И говорю мол, у них "Шеридан" со 155мм пушкой, а наш с 76мм. Сначала я увидел удивленные глаза, потом ответ, мол, чего же американцы из Вьетнама с ними сбежали(?) а на выбор , так ПТ-76 подавай, для разделки "Шериданов" на металлолом, и несколько тонкостей добавил. Академию закончил, не рисовался, а как профессионал ответил. Меня он недолюбливал, хотя я и штабным был, но и не выгонял, даже отпуск объявил.
    P.S. Владимир Иванович для меня на всегда стал Человеком с большой буквы: в 1986 на крышу реактора ходил в Чернобыле! Да и ко всем офицерам и прапорщикам родной в/ч 41216 до сих пор отношусь с огромным уважением soldier
  9. рядомпробегал 14 февраля 2014 23:44
    Ну почему амеровские танки такие уродливые и безпонтовые???
    С какой стороны не посмотришь - ерунда какая то....
    может я и не прав, но на меня ихние танки впечатления не производят
    рядомпробегал

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня