80 лет назад затонул пароход «Челюскин»

13
Название парохода «Челюскин» знакомо многим россиянам, особенно старшего возраста. При этом не все четко помнят, чем же именно прославилось это судно. Экспедиция «Челюскина» в середине 1930-х годов должна была доказать пригодность использования Северного морского пути (СМП), который планировалось использовать для снабжения всем необходимым Дальнего Востока и Сибири. Летом 1932 года из Архангельска до Берингова пролива успешно прошел советский ледоход «Александр Сибиряков». Успех ледокола должно было повторить грузовое судно. Таким судном и стал пароход «Челюскин».

Корабль был назван в честь участника Великой Северной экспедиции Семена Ивановича Челюскина (1700-1764). Этот российский исследователь открыл самую северную точку на континенте Евразии — мыс, который в настоящее время носит его имя. Стоит отметить, что поход 1932 года не обошелся без приключений. Ледокол «Александр Сибиряков» лишился в Беринговом проливе винта, поэтому ему пришлось двигаться кормой вперед под самодельными парусами. И все же он смог пройти от Мурманска до Владивостока всего за одну навигацию, т. е. за летне-осенний период. Капитаном ледокола в этом плавании был Владимир Иванович Воронин, а начальником экспедиции — знаменитый советский профессор Отто Юльевич Шмидт.

Сразу же по завершении этой первой экспедиции в СССР было организовано Главное управление Северного морского пути, сокращенно Главсевморпуть. Новой организации предстояло освоить данный путь, построить необходимые поселки, обеспечить трассу необходимым техническим оборудованием и сделать многое другое. Начальником Главсевморпути стал выше упомянутый О. Ю. Шмидт. Новый поход по трассе СМП он задумал провести уже в 1933 году. С немалым трудом Шмидту удалось добиться передачи в адрес Главсевморпути нового, только что построенного на датских верфях парохода «Лена», который был переименован в «Челюскин».

80 лет назад затонул пароход «Челюскин»

Корабль был построен в Копенгагене на верфях компании «Бурмейстер и Вайн» по заказу СССР. Это был достаточно большой пароход новейшей на тот момент конструкции. При постройке судна были учтены условия его эксплуатации во льдах. Корпус корабля обладал соответствующей формой, а обшивка корпуса была укреплена. На корабле также имелось специальное помещение, предназначенное на случай вынужденной зимовки, когда силовую установку пришлось бы остановить, чтобы зря не расходовать топливо. На борту корабля даже был размещен небольшой самолет-амфибия Ш-2. Самолет мог взлетать как с большой льдины, так и с открытой воды, и предназначался для ведения воздушной разведки.

Необходимо отметить, что в те годы арктические достижения были блестящей находкой для советской пропаганды. В это время полярники были теми людьми, чье место через 30 лет предстояло занять космонавтам. Тема освоения Севера в Советском Союзе была сопряжена с мужеством полярников и романтикой арктических будней, она не сходила со страниц советских газет и журналов, а также художественной литературы и киноэкранов. В результате было сформировано целое поколение граждан, для которых работа в советском Заполярье стала настоящим делом всей жизни. В этих людях отразилась эпоха 30-х годов. Ими двигало всё то возвышенное и прагматичное, романтичное и страшное, что было присуще тому времени.

16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием известного полярного капитана В. И. Воронина и начальника экспедиции О. Ю. Шмидта, который, помимо всего прочего, был членом-корреспондентом Академии Наук СССР, отплыл из Ленинграда в Мурманск. По пути корабль зашел в датские доки компании «Бурмейстер и Вайн», здесь на корабле устранили ряд выявленных дефектов. 10 августа 1933 года корабль вышел из мурманского порта и отправился во Владивосток. Экспедиция должна была отработать схему доставки грузов по трассе СМП за одну летнюю навигацию. На трудных участках трассы планировалась проводка «Челюскина» с помощью ледоколов.


Пароход отбыл из Мурманска рано утром в 4:30. Из-за столь раннего времени на пристани было не так много провожающих. На борту «Челюскина» находилось 112 человек, включая 53 члена экипажа, 29 человек из состава экспедиции, а также 18 зимовщиков острова Врангеля и 12 строителей. На судне имелись существенные запасы: 2995 тонн угля, 500 тонн воды и продовольствие, которого должно было хватить на 18 месяцев. Также корабль взял на борт трехгодичный объем снабжения для острова Врангеля. Стоит отметить, что в экспедиции достаточно серьезно подошли к вопросу питания ее членов. Для того, чтобы экипаж корабля мог питаться свежим мясом, на борт было взято 26 коров и 4 маленьких поросенка, которые в процессе плавания превратились в здоровых боровов и помогали разнообразить меню полярников.

Поначалу плавание шло для экспедиции довольно успешно. «Челюскину» удалось пройти практически весь маршрут. Корабль вошел в Берингов пролив и 7 ноября отправил в Москву специальную приветственную радиограмму. Однако в проливе началось движение льдов в обратную сторону. Зажатый во льдах пароход «Челюскин» начал движение в обратном направлении, снова попав в Чукотское море. Это возвращение сопровождалось получением судном повреждений. В итоге корабль просто вмерз в крупную льдину и несколько месяцев был вынужден дрейфовать вместе с ней. При этом в любой момент льды могли прийти в движение и просто раздавить судно. Так и произошло…

13 февраля 1934 года в эфир ушла радиограмма, которая рассказала миру о гибели парохода «Челюскин». Корабль затонул 13 февраля 1934 года в 15:30 в 144 милях от мыса Уэлен и в 155 милях от мыса Северный, будучи раздавлен льдами. Последними корабль покинули его капитан Воронин и начальник экспедиции Шмидт, при этом завхоз Борис Могилевич замешкался на палубе корабля и был придавлен накатившейся на него бочкой. Он ушел на дно вместе с судном и стал единственной жертвой экспедиции. После затопления парохода на льду осталось 104 человека, включая 10 женщин и 2-х детей (во время экспедиции в семье геодезиста Васильева родилась дочь). Еще 8 человек покинули пароход до описанных событий возле мыса Челюскин по различным причинам, в основном по болезни.


В результате ровно 2 месяца — с 13 февраля по 13 апреля 1934 года — членам полярной экспедиции пришлось вести борьбу за жизнь. Все 104 члена экспедиции вели героическую работу по организации на океанском льду нормальной жизни, а также занимались подготовкой аэродрома, поле которого покрывалось трещинами и торосами, заносилось снегом, а лед на нем постоянно разламывался. Челюскинцы смогли обустроить неплохой лагерь. Для женщин и детей был построен полноценный деревянный барак, благо на борту судна были необходимые пиломатериалы. Также участники экспедиции построили свою пекарню и даже начали выпускать стенгазету под названием «Не сдаемся!» Душой лагеря в это время был начальник экспедиции Отто Шмидт. Связь экспедиции с материком все это время обеспечивал Эрнст Кренкель — знаменитый полярный радист.

Спасение челюскинцев вылилось в настоящую эпопею и стало славной страницей в истории отечественной полярной авиации. Первую посадку в лагере челюскинцев 5 марта 1934 года совершил экипаж самолета АНТ-4 под управлением Анатолия Ляпидевского. До этого экипаж под его командованием совершил 28 вылетов, удачным оказался только 29-й по счету. В этом нет ничего удивительного: найти дрейфующую льдину с полярниками с периодически опускающимся туманом было не так-то легко. При этом Ляпидевский сумел посадить самолет на очень ограниченной площадке 150 на 400 метров в 40-градусный мороз. Это был самый настоящий подвиг.

Первым же рейсом самолет АНТ-4 вывез из лагеря 10 женщин и двоих детей, однако во второй раз у самолета отказал двигатель и его экипаж вынужден был присоединиться к челюскинцам. Массовая эвакуация полярников началась через 13 дней и продлилась две недели. Всего советские летчики выполнили 24 рейса, спасти удалось всех 104 человек, оказавшихся на льдине и 2 месяца проведших на ней в условиях полярной зимы. Все летчики, принимавшие участие в спасении полярников, были представлены к званию Героя Советского Союза. Среди них были Анатолий Ляпидевский, Маврикий Слепнев, Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов и Иван Доронин. Все участники зимовки на льдине, включая погибшего при затоплении судна Б. Могилевича, были награждены орденами Красной Звезды (кроме детей). За помощь в спасении советских полярников также были награждены двое американцев — бортмеханики Уильям Левери и Клайд Армстед, которые получили ордена Ленина.


В Москве всем челюскинцам была устроена торжественная встреча с руководством Советского Союза и жителями города, их встретили как настоящих героев. История парохода «Челюскин» нашла свое отражение в литературе и кино. По мотивам данной экспедиции было снято несколько художественных фильмов, написаны книги. Память челюскинцев была увековечена в большом количестве улиц, которые сегодня можно встретить во многих городах России, Украины и Белоруссии.

В недавнем прошлом предпринимались попытки обнаружить затонувшее судно. Экспедиции, которые были организованы в 1974 и 1978 годах, закончились ничем. Новая поисковая подводная экспедиция была организована уже в России — в 2004 году, к 70-летию со дня описываемых событий. Экспедиция получила название «Челюскин-70». Участники данной экспедиции заявляли об обнаружении затонувшего парохода в том же году, но довольно скоро удалось выяснить, что данная информация является ошибочной.

Корабль был обнаружен в 2006 году. Поднятые со дна моря фрагменты корабля и взятые пробы металла были отправлены в Данию на верфи, на которых и строилось судно. В феврале 2007 года датская судостроительная компания подтвердила, что найденные фрагменты принадлежат именно «Челюскину». В частности, вентиляционная решетка и стойка леерного ограждения, которые были подняты со дна Чукотского моря, действительно принадлежат легендарному пароходу. Обнаружение затонувшего парохода поставило точку во всей этой истории.

Источники информации:
http://www.diletant.ru/excursions/35543
http://monoblog.su/?p=7275
http://www.calend.ru/event/5888
http://www.testpilot.ru/review/ppt/cheluskin.htm
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. kaktus
    +6
    13 февраля 2014 08:44
    Героическое время! hi
    1. +2
      13 февраля 2014 12:38
      В то время была мода выдумывать необычные имена, например, в честь Отто Шмидта появилось имя Оюшминальд — от сокращения «Отто Юльевич Шмидт на льдине».
      1. +1
        13 февраля 2014 13:04
        В юности полярные летчики были моими кумирами. В статье забыли Леваневского, он хоть в лагерь не летал, по причине аварии, но доставил врача, который делал операцию по удалению аппендицита. Великие люди!
        1. makarov
          +2
          13 февраля 2014 18:13
          Был у меня эпизод связанный с фамилией Леваневский. Я проживаю на улице носящий его имя. В 2004 г. создал первый частный музей на Украине, и об этом было масса статей и материалов. Спустя примерно год, приходит письмо от одного америкоса, почитателя талантов Леваневского, который написал о нем книгу, и он посчитал что раз музей находится на улице Леваневского, то этот дом и есть домом Леваневского. Так он мне и визу обещал выхлопотать, и за свой счет на Аляску свозить, и т.п. Пришлось мужика разочаровать, объяснил ему подробно, что и как, и почему. wink
      2. Комментарий был удален.
      3. makarov
        +1
        13 февраля 2014 18:07
        По срвнению с Даздропермой (да здравствует первое мая), имя Оюшминальд звучит еще по ангельски.
    2. jjj
      +2
      13 февраля 2014 14:41
      Хороший четкий снимок. По обводам форштевня и ахтерштевня видно, что судно могло ходить во льдах. Хотя название ледокольный пароход оспаривалось. Приводились данные по толщине обшивки корпуса. Они как бы и не очень отличались от общепринятых тогда норм. И о значительном усилении даже в ледовом поясе говорить нельзя. Корпус ледокольного типа при сжатии льдами выдавливается наверх. Так еще поморские кочи были устроены. А здесь длинный корпус с прямым бортом по миделю. Хотя кто на практике тогда знал, чем может дело обернуться. Глядя на представленную фотографию, вдруг вспомнил китайский ледокол, который оказался бессилен совсем недавно во льдах Антарктиды. Там тоже длинный узкий корпус, прямые борта.
      А люди были великими
  2. +8
    13 февраля 2014 09:00
    Интересная статья!
    Спасли всех 104 человек и это в условиях практически еще неразвитой инфраструктуры Крайнего Севера и на допотопной технике (по рамкам сегодняшнего времени). Действительно, время стальных людей.
  3. +5
    13 февраля 2014 09:35
    Скажу одно,- позор мне что не знаю доподлинно многих ПОДВИГОВ ДЕТЕЙ СССР,коим себя пытаюсь причислить.... what Без иронии.
  4. +7
    13 февраля 2014 09:58
    Трагедия - ставшая триумфом... Нам есть чему поучиться у предков...
  5. +2
    13 февраля 2014 10:18
    Это и правду был настоящий подвиг покорителей Крайнего Севера! soldier
  6. parus2nik
    +1
    13 февраля 2014 10:54
    В результате было сформировано целое поколение граждан, для которых работа в советском Заполярье стала настоящим делом всей жизни...А сейчас? Что является настоящим делом всей жизни?..Дитё олигарха Заполярье осваивать не поедет...
  7. Володя Сибиряк
    +2
    13 февраля 2014 11:09
    Ходит басня, что у руководителя экспедиции Шмидта был пистолет Маузера, который он разбирал чтобы скоротать время, один из шутников подбросил ему одну лишнюю деталь, не найдя ей надлежащее место Отто Юльевич чуть не лишился разума.
    1. parus2nik
      +3
      13 февраля 2014 15:28
      Нет, это другая история..экспедиция Северный полюс № 1 под руководством Папанина..Когда экспедицию спасли в результате разлома льдины, и они плыли в Ленинград на теплоходе , Папанин любил разбирать и собирать Маузер, а радист экспедиции Э. Т. Кренкель(единственный беспартийный)подбросил ему одну лишнюю деталь, не найдя ей надлежащее место Папанин чуть не лишился разума,перед подходом к Ленинграду Кренкель,сжалился и рассказал всё Папанину..говорят что тот гонялся за радистом по всему пароходу...
      1. Fedya
        +1
        13 февраля 2014 23:23
        Радиста выгоняли из палатки пока проводили партийные собрания, а потом он же должен был передавать решения оных собраний по радио ! Его такой маразм достал, вот он и подшутил , потом его вроде уже в экспедиции не брали, да он и непереживал !
  8. +2
    13 февраля 2014 11:59
    Героические люди, героическое время!!! Преданность Родине и самоотверженное служение народу!!!
  9. +1
    13 февраля 2014 13:14
    На этом подвиге не одно поколение детей в СССР воспитывалось в патриотическом духе!Стаханов Чкалов и т.д На этой волне патриотизма и произошел рывок СССР в индустриальном и образовательном плане.! Умел Сталин находить те нужные струнки в душах советских людей с помощью которых СССР превратилась в мощную мировую державу! ..Нынешней России этого ох как не хватает увы...
  10. +1
    13 февраля 2014 14:39
    - Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
  11. rezident
    +1
    13 февраля 2014 18:16
    Тут на пароходе не получилось а у Льва Скрягина был рассказ про полярные летучие голландцы. Вмерзшие во льды парусники с мертвыми экипажами. Те которые пытались проскочить между северным полюсом и Канадой и так там навсегда застрявшие. Писали кто их на ходил зрелище на борту было не для слабонервных.
  12. 0
    13 февраля 2014 20:01
    Вот были времена! А сейчас, интересно, есть герои в современной России?
    1. +1
      13 февраля 2014 20:17
      Видеоматериал в тему.
    2. +1
      13 февраля 2014 20:54
      Цитата: Vadim12
      Вот были времена! А сейчас, интересно, есть герои в современной России?

      Конечно, есть. Только о них не кричат, к сожалению, в СМИ. Героем может стать даже самый простой человек, как показывает жизнь. Вон у нас в Челябинске в прошлом году студент техникума - обычный ничем не примечательный парень спас девочку от педофила и задержал его.
  13. +2
    14 февраля 2014 04:18
    Цитата: заглавие статьи
    80 лет назад затонул пароход «Челюскин»
    Знаменитый британский драматург Бернард Шоу, говоря про эпопею челюскинцев, заметил: «СССР — потрясающая страна: даже трагедию вы превратили в триумф».
  14. 0
    14 февраля 2014 21:21
    Цитата: makarov
    Спустя примерно год, приходит письмо от одного америкоса, почитателя талантов Леваневского, который написал о нем книгу,


    А как называется?
  15. Игорь62
    0
    17 февраля 2014 02:47
    Это вам не плющенко