Military Review

Crimean War, as the beginning of the collapse of the empire

2
155 years ago, 30 (16 for Art. Style) March 1856, a peace treatise was signed in Paris that ended the war, which in Russia was called “Crimea”, and in Europe - “Eastern”.

This war Russian empire lost, although from the time of Peter I its army was considered the most powerful force on the planet, Russian troops smashed the Swedes, Turks, Persians, Poles, Prussians, French. That defeat became more unexpected and shameful.

This war actually became the forerunner of the World War, since a whole coalition of the leading powers of the planet — the British Empire, France, the Ottoman Empire and Sardinia (the strongest part of fragmented Italy) came out against Russia. But England and France were then the leading powers of the planet in technical and political terms. In addition, the Union was supported diplomatically and the great land powers - Austria and Prussia.

Much to blame in this situation and the monarchs Alexander I and Nicholas I. Alexander got involved in the anti-Napoleonic unions, unnecessary to the Russian Empire, although Pavel I interrupted the vicious practice of fighting for the interests of others (for which he was killed). As a result, Russia suffered a series of heavy defeats, had to repel the invasion of the "Great Army", then fight in the name of British interests in Europe.



Then, after the creation of the “Holy Union”, to support by force weapons the existence of monarchies. So, in 1849 Russia saved Austria from the Hungarian uprising - the Hungarian campaign of Paskevich and Ridiger. In the end - the “Russian gendarme” was hated by the whole “enlightened” Europe. These actions did not meet the fundamental interests of the empire and the Russian people — they had to move to the South, to Central Asia, to the Persian Gulf, India, and Northern China. To develop our industry, agriculture, science and education, and not to waste resources in European wars and conflicts that we do not need.

London was then the main enemy of Russia, in this respect the words of Lord Palmerston are very revealing. Even during the negotiations on the confiscation of the Uyksen ship (an English ship that supplied arms and gunpowder to the Caucasian rebels who fought against Russia, was arrested by the Russian fleet) between Palmerston and the Russian ambassador in London, Pozzo di Borgo, a turbulent scene occurred on April 30, 1837, during which Palmerston lost his temper so much that he expressed in the most frank manner why he was so picky and hostile towards Russia: “Yes Europe has been sleeping too long. She finally awakens to put an end to this system of conquests, which the emperor wishes to undertake on all the borders of his vast empire. In Poland, he strengthens and threatens Prussia and Austria; he withdrew troops from the (Danube) principalities and sows trouble there to get an excuse to return there. He is building large fortresses in Finland to intimidate Sweden. In Persia, your messenger incites the Shah to meaningless expeditions that ruin him, and he himself invites him to personally participate in these devastating wars in order to weaken and destroy him. Now you want to appropriate Circassia ... "

Pozzo di Borgo, after hearing these speeches that were extraordinarily frankly rude, said that it was strange for him (Palmerston) to be so worried about the fate of Prussia and Austria, "the powers that live in harmony and the most sincere friendship with Russia." “You are right in this,” Palmerston interrupted, “they (Austria and Prussia) are mistaken. But England should play the role of a defender of the independence of nations, and if the sheep are silent, the shepherd is obliged to speak for them. ”

England was perfectly able to take advantage of the dispute between Russia and France that began in 1852 for the "right to the patronage of the Christian shrines of Palestine." Palmerston was able to incite Russia and France and the Ottoman Empire. In addition, Napoleon III was personally offended - Nikolai doubted his right to take the throne. The French emperor decided to restore the prestige and majesty of France, and to gain prestige in the war with Russia - proclaiming the need for the French to "wash the shame of 1812 of the year."

Palmerston outlined the goals of the war:

- Aland Islands and Finland are returning to Sweden;

- The Baltic region departs to Prussia;

- the Kingdom of Poland should be restored as a barrier between Russia and Germany (not Prussia, namely Germany, Palmerston said behind the scenes). Moreover, the Polish patriots did not seek the independence of the Polish Kingdom that existed within the Russian Empire. The Poles demanded independence of the Polish-Lithuanian Commonwealth within the borders of 1772 of the year, that is, with Lithuania, Belarus, the southern half of Latvia (on the Western Dvina), along with Riga, and the western half (along the Dnieper) of Ukraine, together with Kiev. And the most radical ones intended to this state, which had come to life in their dreams, to annex Finland as well;

- Moldavia and Wallachia and the entire mouth of the Danube departs from Austria;

- Lombardy and Venice from Austria to the Sardinian kingdom;

- It envisaged the rejection of Crimea, Georgia, the south-eastern part of the Caucasus from Russia and the creation of a “Circassian state” headed by Shamil, who was in vassal relations with the Turkish sultan.

In 1854, the London Times wrote: “It would be good to return Russia to the cultivation of internal lands, to drive the Muscovites into the depths of forests and steppes.” In the same year, D.Rassel, leader of the House of Commons and head of the Liberal Party, said: “We need to snatch the fangs of a bear ... Until his fleet and naval arsenal on the Black Sea is destroyed, Constantinople will not be safe, there will be no peace in Europe.”

But All these plans of the English-French-Turkish coalition have broken about the Russian Soldier and Officer, the Russians dropped the British landing forces in the sea on Kamchatka, stood to death in Sevastopol. After long and stubborn fights (only Russians can fight now, then the French and the British were others - they knew how to fight) and the allies achieved very modest successes. Taking completely destroyed Sevastopol, they stopped - what to do? To invade deep into Russia ?! Foolishly, the Russian spaces will swallow them up and not notice them.

There were disagreements: London supported the continuation of the war, Paris did not. This is understandable, the French bore the brunt of the fighting in Sevastopol (three-quarters of the forces were theirs), London again used France, she fought not for her interests. The French emperor "cooled off" and began secret negotiations with Petersburg.

But then Austria and Prussia, the "allies" of Russia in the "Holy Alliance", intervened. Austria, which Russia retained as a country (and in vain, it was necessary to let the Hungarian rebels win in the 1854 year), in an ultimatum, under the threat of a declaration of war, demanded that Russia withdraw its troops from the Danube principalities. Although these troops could, with the neutrality of Austria, attack Turkish territory.

Due to the “incomprehensible behavior” of Vienna, Nicholas I was forced to hold considerable forces on the border with Austria, without sending them to the Crimea. After the unexpected death of Nicholas Alexander I in December 1855, the Austrian ambassador Count Esterhazy presented a new Austrian ultimatum to St. Petersburg: "If Russia does not express its consent to accept the preliminary conditions of peace in the world of five points, the Austrian government will be forced to declare war." The deadline for receiving the Russian response was set to 18 January 1856 of the year.

Information: The 5 clauses of the terms of the world included the conditions for neutralizing the Black Sea, for giving Russia the right of an exclusive protectorate over Moldova and Wallachia, about the freedom of navigation on the Danube (which was associated with the loss of part of Bessarabia), about Russia's consent to the collective protection of all the great powers living in Turkey, Christians and Christian churches, the ability of powers in future peace talks with Russia to raise new questions and present new claims "in the interests of the durability of the world."

A few days later, the Russian emperor received a letter from Friedrich-Wilhelm IV, who called on the Russian emperor to accept the Austrian conditions, hinting that otherwise Prussia could join the anti-Russian coalition. But only after long hesitations and repeated meetings with the highest dignitaries, Alexander II 15 of January agreed to accept the ultimatum as a prerequisite for peace.

The signed Peace of Paris, of course, infringed upon the interests of Russia, although, contrary to London’s hopes, territorial losses were minimal:

- Russia refused to strengthen the Aland Islands in the Baltic;

- agreed to the freedom of navigation on the Danube; refused the protectorate over Wallachia, Moldavia and Serbia and from the part of southern Bessarabia that had departed to Moldova (thus, Russia ceased to directly border with the European part of Turkey);

- Russia returned Kars occupied from Turkey (in exchange for Sevastopol and other Crimean cities);

- the most unpleasant for Russia was the actual ban on having a navy on the Black Sea. Thus, the Russian Empire was placed in an unequal position with Turkey, which retained fully its naval forces in the Sea of ​​Marmara and the Mediterranean.


The European public was also not happy: the war in England was considered “unsuccessful”, and the world was “not brilliant.” The 76 of millions of pounds spent on the war clearly did not pay off. France actually received only “moral satisfaction” - revenge for the 1812-1814 years, spending a lot of money and losing thousands of soldiers. Turkey also won almost nothing. Sardinia also received nothing. Austria from a friend became the enemy of Russia, not having received new friends.

And Russia rather quickly restored the lost. In the 1870 year, after the crushing of Prussia by France, it announced its rejection of the restrictions of the Paris Treaty on the Black Sea Fleet. And Russia returned Southern Bessarabia and the exit to the mouth of the Danube in 1878.

But the main result of this war for Russia was the fact that the Crimean War was nothing more than the first fundamental defeat of Russia in the fight against world globalism. According to historian Artemy Yermakov, as a result of the so-called Great Reforms of Alexander II caused by the war, our country actually “lost those internal estate-corporate mobilization mechanisms that for two and a half centuries provided it with relative internal stability and allowed to reflect serious external threats. “After the loss of these mechanisms, the collapse and disintegration of the Russian Empire and its political system was only a matter of time,” the historian believes. (a source: http://pravaya.ru/govern/391/16764).

That is, thanks to the incorrectly chosen strategy of the foreign and domestic policies of the emperors Alexander I, Nicholas I, Alexander II, which Alexander III was able to “freeze”, but did not fundamentally change, the Russian Empire eventually collapsed.


2 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. turnip
    turnip 31 March 2011 15: 21
    +1
    Anglo-Saxons are Russia's worst enemies angry
  2. Alex
    Alex 21 June 2014 23: 27
    +1
    Pretty bold statements. The Crimean War was lost not so much due to foreign policy realities, but because of the mediocrity of the generals (their hat-tearing and frankly disastrous actions are well known). Only thanks to the talent and dedication of the officers and sailors of the fleet, Sevastopol broke the ridge of the Union Army, while the leadership of the southern provinces could not even establish the normal supply of the besieged city (there is some analogy with Leningrad, only conditions were more severe and work to support the city was real, and not for show). So the empire, as it is not sad, collapsed more likely due to internal reasons, whose failure the progressive headlessness of the royal court is far from the last reason.

Крымская война, как начало краха империи

155 лет назад, 30 (16 по ст. стилю) марта 1856 года, в Париже был подписан мирный трактат, завершивший войну, которую в России называли «Крымской», а в Европе - «Восточной».

Эту войну Российская Империя проиграла, хотя уже со времён Петра I её армия считалась самой мощной силой на планете, русские войска громили шведов, турок, персов, поляков, пруссаков, французов. Тем неожиданней и позорней стало это поражение.

Эта война стала фактически предтечей Мировой войны, так как против России выступила целая коалиция ведущих держав планеты – Британская империя, Франция, Османская империя и Сардиния (сильнейшая часть раздробленной Италии). А Англия и Франция тогда были ведущими державами планеты в техническом и политическом плане. Кроме того, союз дипломатически поддержали и великие сухопутные державы – Австрия и Пруссия.


Во многом виноваты в такой ситуации и монархи Александр I и Николай I. Александр ввязался в ненужные Российской империи антинаполеоновские союзы, хотя Павел I прервал порочную практику воевать за чужие интересы (за это и был убит). В итоге Россия потерпела ряд тяжёлых поражений, пришлось отражать вторжение «Великой армии», затем воевать во имя английских интересов в Европе.

Крымская война, как начало краха империи


Затем, после создания «Священного союза», поддерживать силой русского оружия существование монархий. Так, Россия в 1849 году спасла Австрию от Венгерского восстания – Венгерский поход Паскевича и Ридигера. В итоге – «русского жандарма» ненавидела вся «просвещённая» Европа. Эти действия не отвечали коренным интересам империи и Русского народа - надо было двигаться на Юг, в Среднюю Азию, к Персидскому заливу, Индию, Северный Китай. Развивать свою промышленность, сельское хозяйство, науку и образование, а не тратить ресурсы в ненужных нам европейских войнах и конфликтах.

Лондон тогда был главным врагом России, в этом отношении очень показательны слова лорда Пальмерстона. Ещё при переговорах по поводу конфискации судна «Уиксен» (английский корабль, снабжавший оружием и порохом кавказских мятежников, воевавших против России, арестованный русским флотом) между Пальмерстоном и русским послом в Лондоне Поццо ди Борго произошла 30 апреля 1837 г. бурная сцена, во время которой Пальмерстон настолько потерял всякое самообладание, что самым откровенным образом высказал, по какой именно причине он так придирчиво и враждебно относится к России: «Да, Европа слишком долго спала. Она наконец пробуждается, чтобы положить конец этой системе захватов, которые император желает предпринять на всех границах своей обширной империи. В Польше он укрепляется и угрожает Пруссии и Австрии; он вывел войска из (Дунайских) княжеств и сеет там смуту, чтобы получить предлог туда возвратиться. Он строит большие крепости в Финляндии с целью устрашить Швецию. В Персии ваш посланник подстрекает шаха к бессмысленным экспедициям, которые его разоряют, и сам предлагает ему, чтобы тот лично участвовал в этих разорительных войнах, чтобы ослабить и погубить его. Теперь вы желаете присвоить Черкесию...»

Поццо ди Борго, выслушав эти необычайные по откровенной грубости речи, заявил, что ему странно, почему он (Пальмерстон) так беспокоится о судьбе Пруссии и Австрии, «держав, живущих в согласии и самой искренней дружбе с Россией». «Вы правы в этом, — прервал Пальмерстон, - они (Австрия и Пруссия) ошибаются. Но Англия должна играть роль защитницы независимости наций, и если бараны безмолвствуют, говорить за них обязан пастух».

Англия отлично смогла воспользоваться начавшимся в 1852 году спором России и Франции за «право на покровительство христианским святыням Палестины». Пальмерстон смог натравить на Россию и Францию и Османскую империю. К тому же Наполеон III был оскорблён лично – Николай усомнился в его праве занять престол. Французский император решил восстановить престиж и величие Франции, да и наработать себе авторитет в войне с Россией - провозглашая необходимость для французов «смыть позор 1812 года».

Пальмерстон изложил и цели войны:

- Аландские острова и Финляндия возвращаются Швеции;

- Прибалтийский край отходит к Пруссии;

- королевство Польское должно быть восстановлено как барьер между Россией и Германией (не Пруссией, а именно Германией, отмечал негласно Пальмерстон). Причём польские патриоты добивались вовсе не независимости существовавшего в пределах Российской империи Царства Польского. Поляки требовали независимости Речи Посполитой в границах 1772 года, то есть с Литвой, Белоруссией, южной (по Западную Двину) половиной Латвии, вместе с Ригой, и западной (по Днепр) половиной Украины, вместе с Киевом. А самые радикальные намеревались к этому ожившему в их мечтах государству присоединить еще и Финляндию;

- Молдавия и Валахия и все устье Дуная отходит Австрии;

- Ломбардия и Венеция от Австрии к Сардинскому королевству;

- Предусматривалось отторжение от России Крыма, Грузии, юго-восточной части Кавказа и создание «черкесского государства» во главе с Шамилем, находившимся в вассальных отношениях к турецкому султану.

В 1854 г. лондонская «Таймс» писала: «Хорошо было бы вернуть Россию к обработке внутренних земель, загнать московитов вглубь лесов и степей». В том же году Д.Рассел, лидер Палаты общин и глава Либеральной партии, заявил: «Надо вырвать клыки у медведя… Пока его флот и морской арсенал на Черном море не разрушен, не будет в безопасности Константинополь, не будет мира в Европе».

Но все эти планы английско-француско-турецкой коалиции разбились о Русского Солдата и Офицера, русские сбросили десант англичан в море на Камчатке, стояли насмерть в Севастополе. После долгих и упорных боёв (так воевать в настоящее время могут только русские, тогда и французы и англичане были другие - драться умели) союзники достигли весьма скромных успехов. Взяв полностью разрушенный Севастополь, они остановились – что делать? Вторгаться вглубь России?! Глупо, Российские просторы их поглотят и не заметят.

Пошли разногласия: Лондон выступал за продолжение войны, Париж - нет. Это и понятно, французы вынесли основную тяжесть боёв в Севастополе (три четверти сил были их), Лондон опять использовал Францию, она воевала не за свои интересы. Французский император «остыл» и начал тайные переговоры с Петербургом.

Но тут вмешались Австрия и Пруссия, «союзники» России по «Священному союзу». Австрия, которую Россия сохранила как страну (а зря, надо было дать победить венгерским повстанцам ещё в 1854 году), в ультимативном порядке, под угрозой объявления войны потребовала от России вывести войска из Дунайских княжеств. Хотя эти войска могли при нейтралитете Австрии атаковать турецкую территорию.

Из-за «непонятного поведения» Вены, Николай I был вынужден держать на границе с Австрией значительные силы, не отправив их в Крым. Уже после неожиданной смерти Николая Александру I в декабре 1855 года австрийский посол граф Эстерхази представил в Санкт-Петербург новый австрийский ультиматум: «Если Россия не изъявит своего согласия на принятие в виде прелиминарных условий мира пяти пунктов, то австрийское правительство принуждено будет объявить войну». Крайним сроком для получения русского ответа ставилось 18 января 1856 года.

Справка: 5 пунктов условий мира включали в себя условия о нейтрализации Черного моря, об отказе России от права исключительного протектората над Молдавией и Валахией, о свободе плаванья по Дунаю (что соединялось с потерей части Бессарабии), о согласии России на коллективное покровительство всех великих держав, живущим в Турции христианам и христианским церквам, возможность державам во время будущих мирных переговоров с Россией возбуждать новые вопросы и предъявлять новые претензии «в интересах прочности мира».

Спустя несколько дней русский император получил письмо от Фридриха-Вильгельма IV, который призывал российского императора принять австрийские условия, намекая, что в противном случае Пруссия может присоединиться к антироссийской коалиции. Но только после долгих колебаний и неоднократных совещаний с высшими сановниками Александр II 15 января согласился принять ультиматум в качестве предварительных условий мира.

Подписанный Парижский мир, конечно, ущемлял интересы России, хотя, вопреки надеждам Лондона, территориальные потери были минимальны:

- Россия отказывалась от укрепления Аландских островов на Балтике;

- соглашалась на свободу судоходства по Дунаю; отказывалась от протектората над Валахией, Молдавией и Сербией и от части южной Бессарабии, которая отошла Молдавии (таким образом, Россия перестала непосредственно граничить с европейской частью Турции);

- Россия возвращала занятый у Турции Карс (в обмен на Севастополь и другие крымские города);

- самым неприятным для России был фактический запрет иметь военный флот на Черном море. Таким образом, Российская империя ставилась в неравноправное положение с Турцией, которая сохранила полностью свои военно-морские силы в Мраморном и Средиземном морях.


Европейская общественность также была не довольна: война в Англии считалась «неудачной», а мир - «не блестящим». Затраченные на войну 76 миллионов фунтов стерлингов явно не окупались. Франция фактически получила только «моральное удовлетворение» - реванш за 1812-1814 гг., потратив массу средств и потеряв тысячи солдат. Турция также почти ничего не выиграла. Сардиния тоже ничего не получила. Австрия из друга стала врагом России, не получив новых друзей.

А Россия довольно быстро восстановила утраченное. В 1870 году, после разгрома Пруссией Франции, заявила об отказе от ограничений Парижского трактата по Черноморскому флоту. А Южную Бессарабию и выход к устью Дуная Россия вернула в 1878 году.

Но главным итогом этой войны для России стал тот факт, что Крымская война была ни чем иным, как первым фундаментальным поражением России в борьбе с мировым глобализмом. По мнению историка Артемия Ермакова, в результате вызванных войной так называемых «Великих реформ» Александра II наша страна фактически «утратила те внутренние сословно-корпоративные мобилизационные механизмы, которые на протяжении двух с половиной столетий обеспечивали ей относительную внутреннюю стабильность и позволяли в решающие моменты отражать серьезные внешние угрозы». «После утраты этих механизмов развал и распад Российской империи и ее государственного строя был только делом времени», - полагает историк. (источник: http://pravaya.ru/govern/391/16764).

То есть, благодаря не правильно выбранной стратегии внешней и внутренней политики императоров Александра I, Николая I, Александра II, которую смог «заморозить» Александр III, но не изменить коренным образом, Российская империя в итоге и рухнула.

Крымская война, как начало краха империи

Крымская война, как начало краха империи


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. репа 31 марта 2011 15:21
    англосаксы злейшие враги русских angry
    репа
  2. Алекс 21 июня 2014 23:27
    Довольно смелые утверждения. Крымскую войну проиграли не столько благодаря внешнеполитическим реалиям, сколько из-за бездарности генералов (их шапкозакидательские и откровенно провальные действия достаточно хорошо известны). Только благодаря таланту и самоотверженности офицеров и матросов флота Севастополь сломил хребет союзной армии, в то время как руководство южных губерний даже не смогло наладить нормальное снабжение осажденного города (там некоторая аналогия с Ленинградом просматривается, только условия не в пример суровее были и работа по поддержке города велась реальная, а не для галочки). Так что империя, как это не печально, рухнула скорее из-за внутренних причин, сдеди которых прогрессирующая безголовость царского двора - далеко не последняя причина.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня