Практика вносит коррективы. применение КШМ в боях в Чечне

Боевой пример. Мотострелковый батальон вел ожесточенный бой в Грозном. Его командир имел довольно устойчивую связь с подчиненными ротами и взводами. Вопросы же взаимодействия с соседями, танкистами, десантниками, авиацией, подразделениями МВД решать удавалось с большим трудом – недоставало радиосредств. Когда же старший начальник после настоятельных просьб выделил из резерва командно-штабную машину (КШМ), проблема была снята, как говорится, с повестки дня. А именно: с ее помощью устойчивая связь поддерживалась не только с вышестоящим штабом и взаимодействующими подразделениями, но и через одну–две инстанции вниз.

Практика вносит коррективы. применение КШМ в боях в Чечне
Командно-штабная машина Р-145БМ «Чайка» на базе бронетранспортёра БТР-60ПА


Практика вносит коррективы. применение КШМ в боях в Чечне

Командно-штабная машина БМП-1КШ («Поток-2», объект 774) на базе БМП-1


Практика вносит коррективы. применение КШМ в боях в Чечне
Командно-штабная машина Р-142Н («Деймос-Н») на базе автомобиля ГАЗ-66


Анализ опыта обеспечения управления в соединениях и частях при ведении боевых действий на территории Чеченской Республики позволяет утверждать, что радиосвязь по-прежнему остается основным средством в тактическом звене. Особенно в полку, батальоне, роте и взводе, где для управления широко применяются КШМ, носимые радиостанции и радиосредства бронеобъектов (танков, бронетранспортеров и боевых машин пехоты).

В боях использовались КШМ на бронированной (Р-145БМ и БМП-1КШ) и автомобильной (Р-142Н) базе. Каждая из них, как правило, работала в одной коротковолновой (KB) и одной–двух ультракоротковолновой (УКВ) радиосетях. Если в экипаже имелся некомплект личного состава (а это было не редкостью), то один радист поддерживал связь в нескольких радиосетях, применяя приставку селективного вызова корреспондентов. Когда же нужно было иметь связь с подчиненными подразделениями на одну–две инстанции вниз, а также для решения вопросов взаимодействия с артиллерией и другими родами войск, использовались возможности УКВ-станций по автоматической перестройке на заранее подготовленные частоты.

Вместе с тем были выявлены и недостатки в работе командно-штабных машин. В частности, в тех, которые находятся на вооружении с семидесятых годов. Взять Р-145БМ. Как известно, она смонтирована на транспортной базе БТР-60, уступающей боевым средствам мотострелковых подразделений, например, БТР-80. В результате во время боев такие КШМ довольно часто выходили из строя. А поскольку ремонтные подразделения частей мало приспособлены для восстановления БТР-60, то поломки устраняли ремонтные органы центрального подчинения.

Кроме того, Р-145БМ легко отличить от линейных боевых машин. Поэтому такие КШМ боевики стремились вывести из строя в первую очередь. Особенно во время боев в населенных пунктах. Это приводило к нарушению управления. Вместе с тем в частях и подразделениях, где командно-штабные машины размещались на базе БМП-1, их довольно трудно обнаружить среди других боевых машин пехоты. Следовательно, здесь и потери были меньше.
Что же касается Р-142Н, которые оборудованы на шасси автомобиля ГАЗ-66, то они уязвимы даже от стрелкового оружия. Поэтому в некоторых частях потери подобных КШМ достигали 50 процентов и более.

Как показала практика, вышеперечисленные командно-штабные машины оснащены морально устаревшими средствами связи, которые не могут полностью удовлетворить потребности в управлении. Так, во время боев в Чечне нередко возникала необходимость довести до командиров и штабов информацию в документированном виде. Однако этого сделать было нельзя – в КШМ нет подобной аппаратуры.

Следует также отметить еще один недостаток КШМ. Когда мотострелковые и десантные батальоны выполняли самостоятельные задачи, действуя в отрыве от своих полков, нередко ими управляли не только командиры частей и соединений, но и руководители более высоких инстанций. С помощью штатных средств, входящих в комплект КШМ, обеспечить связь, например, с командующим объединенной группировкой было очень трудно, а порой и невозможно. Поэтому этим подразделениям приходилось придавать более мощные радиостанции и другую технику. В результате узлы связи мсб и пдб становились громоздкими, а их мобильность и разведзащищенность резко снижались.

И еще. В составе командно-штабных машин нет авиационных радиостанций, а авианаводчики, выделяемые от группы боевого управления со своими средствами связи, на КНП батальонов, как правило, находятся непостоянно. Поэтому взаимодействие подразделений, которые вели бой или совершали марш, с поддерживающими (прикрывающими) их самолетами и боевыми вертолетами было затруднено. Случалось, что авиаторы действовали неэффективно, а иногда непреднамеренно наносили удары по своим войскам.

На наш взгляд, нерешенным остается вопрос электроснабжения КШМ. Основной источник питания – бензоэлектрический агрегат АБ-1-П/30. Однако он имеет недостаточный эксплуатационный ресурс двигателя 2СДВ. Резерв – генератор отбора мощности двигателя автомобиля (БТР, БМП), но его можно использовать только на стоянке. К тому же расходуется большое количество горюче-смазочных материалов. Более того, в Р-142Н и БМП-1КШ не предусмотрена возможность электропитания аппаратуры от электросети 220 В.

Думается, что настало время создавать командно-штабные машины нового поколения, которые должны отвечать следующим требованиям.

Во-первых, все КШМ нужно монтировать только на бронебазе. Внешне они не должны отличаться от линейных боевых машин. В их комплект целесообразно включить технику документированной связи, работающую по каналам, образованным собственными радиосредствами. А также аппаратуру определения своего местоположения, передачи (приема) навигационной информации. Это позволит повысить качество управления в тактическом звене.
Во-вторых, в новых КШМ желательно предусмотреть возможность установки (при необходимости) малогабаритных переносных станций спутниковой связи. В результате можно будет поддерживать связь с органами управления любого ранга.

В-третьих, комплектация командно-штабных машин батальонного и полкового звена обязательно должна включать авиационную радиостанцию. Работать на ней будет нештатный авианаводчик, подготовленный из офицеров штаба, например, мсб или мсп.

В-четвертых, вопрос электроснабжения КШМ следует решать с учетом комплексного использования различных источников питания.
В заключение отметим, что, несмотря на имеющиеся недостатки, состоящие на вооружении командно-штабные машины с хорошо подготовленными экипажами довольно успешно применялись в боях в Афганистане и Чечне. Однако, чтобы обеспечить более высокую боевую эффективность частей и подразделений, оснащенных современными средствами вооруженной борьбы, необходимо иметь КШМ, отвечающие самым высоким требованиям по управлению войсками.
Автор: Кандидаты военных наук п-к Анатолий Соловьев, п/п-к Евгений Комаров, п/п-к Николай Чистяков; а также п/п-к Владимир Матыскин, Военная академия связи Журнал «Армейский сборник» №2 – 1997
Первоисточник: http://otvaga2004.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. svp67 21 февраля 2014 07:54
    Статья из 1997 года, а вопросы нужные...
    Вот только я хотел бы чуть изменить пункт первый
    Во-первых, все КШМ нужно монтировать только на бронебазе.

    Видимо лучше будет так:
    Во-первых, все КШМ нужно монтировать только на бронебазе, соответствующей той что стоит на вооружении подразделений части...
    1. Суворов000 21 февраля 2014 10:12
      Это да, ротный для примера растрелял нашу КШМ Р-142Н,со словами а своими бронежилетами вы будите прекрывать аппаратуру, не дай бог что с ней случится, кунг как дуршлак
      Суворов000
    2. Гражданский 21 февраля 2014 10:13
      децентрализованная связь, а так же беспилотные ретрансляторы.
      1. Argon 21 февраля 2014 12:48
        По связи не специалист,но базы под них выделяются по принципу-на тебе убоже,что самому не гоже.Как правило КШМка тащится на буксире и ремонтируется в последнюю очередь.На мой взгляд большинство недостатков устранены в КШМ на базе МТ-ЛБу,если не ошибаюсь,комплекс"Бэтта"знаю ,что с нее всегда связь была,могла принять факс,данные по топопривязке.Был грамотный человек он там что-то"подмудрил"и мы на"Мегофон"бесплатно звонили.
  2. Evgeny_Lev 21 февраля 2014 09:27
    Мне кажется, что радиотехнические средства развились настолько, что нет необходимости выделение одного радиоузла на отдельно взятой технике. Думается возможно каждую боевую еденицу оперативного соединения оснастить средствами связи с кем угодно, в отдельную же технику нужно средства РЭБ помещать.
    1. svp67 21 февраля 2014 10:59
      Цитата: Evgeny_Lev
      Мне кажется, что радиотехнические средства развились настолько, что нет необходимости выделение одного радиоузла на отдельно взятой технике.

      Нет Вы не правы, внутренняя компоновка боевых машин очень плотная, и толь только "освободившееся" место, за счет более совершенной техники, как сразу оно "забивается" другой нужной аппаратурой, поэтому необходимость создания специализированной техники связи на батальонном уровне - необходимость, как там она, в смысле дополнительная аппаратура связи,устанавливается за счет боеприпасов...
      1. shurup 21 февраля 2014 16:07
        Да нет, Евгений прав. Если в батальоне 30 единиц, то все они должны быть взаимозаменяемы с точки зрения связи. Комбат, имея только личный шифр, должен иметь возможность управления с любой единицы, а не быть привязанным или таскать с собой чемоданчик.
        КШМ предназначена для штаба, который в тылу, потому как каждую гужевую повозку с кухней компьютером не оборудовать.
        1. svp67 21 февраля 2014 21:12
          Цитата: shurup
          Комбат, имея только личный шифр, должен иметь возможность управления с любой единицы, а не быть привязанным или таскать с собой чемоданчик.

          Да что вы говорите, бедный КомБат... Это Какой же чемодан он с собой таскает? И для чего на КАЖДОМ бронеобъекте радиостанция для связи свыше 30 км? Лучше взять лишние боеприпасы или топливо. А вот КомБату и его Нач.Штаба она нужна, для связи с Вышестоящим командованием
    2. c3r 21 февраля 2014 23:05
      Понятие узел связи не зря придумано и до сих пор используется. В масштабах отделения, взвода и роты может и нет необходимости, а вот для более высокого звена размазанная тонким слоем по передовой связь будет вредна и даже опасна.
      c3r
  3. 1969с9691г. 21 февраля 2014 10:13
    связь была и 25 лет назад и сейчас больная тема.ее просто нет.В 2008 году управляли по мобилкам...Позор впк.все старое тяжелое ненужное.пусть у китайцев покупают если свои предприятия просрали и сделали базары и центры отдыха и всякого дерьма.
    1969с9691г.
  4. макс702 21 февраля 2014 11:23
    Да связь главная беда нашей армии самое слабое звено, а ведь именно от передачи оперативной информации зависит исход боя. И когда вижу в показужных репортажах как работают на разных там планшетах ,ноутбуках и прочем ..понимаю что мучится солдатам со связью времен ВОВ еще долго..
  5. ivanovbg 21 февраля 2014 12:23
    В 90-х я был старшим радиотелеграфистом на Чайке и на Деймосе. Также работал на болгарском КШМ Р-81 "Дельфин", на гусеничной базе, кажется МТЛБ-У и еще на КШМ Р-71 "Мимоза", она была на УАЗике-буханке, екипаж 2 чел. - радист (он и командир машины) и шофер. Радиостанции на Мимозе были только две, одна на КВ и одна на УКВ. Мимоза предназначалась для обеспечение связи в тыловых звеньях батальона, полка и бригады - медсанбат, ГСМ и боепитание полка и бригады и т.п. Хотя КШМ были на разные транспортные базы (БТР, ГАЗ, УАЗ), радиостанции в них были одни и те-же - Р-123, Р-130, Р-111, так что радисту было все равно, на какой КШМ будет работать.
  6. ShadowCat 21 февраля 2014 12:25
    эм.... а семейство Тайфунов не решает проблему бронированости КШМ?
  7. shurup 21 февраля 2014 14:09
    Повторяю - рация на броневике! А командир там, где рация. Противник не должен знать, где командир, а значит не должен знать, где рация.
    Согласитесь, что будет странно увидеть в колонне автотехники броневик?
    Бензовозы уже научились маскировать под бортовые.
    Представленные образцы ещё имели по два канала ДУ, ограниченных длинной телефонной линии. Поэтому добавьте пункт "в-пятых".
  8. Штази 21 февраля 2014 15:46
    Проблема связи всех военных структур и подразделений по прежнему стоит очень остро. В условиях современной войны быстрота передачи и получения информации имеет стратегическое значение, особенно с учетом развития современных средств РЭБ, систем перехвата и дешифрования, которые всячески будут применяться противником. Кроме того, для более эффективных боевых действий помимо современных КШМ нужны БОМАНы, их тоже очень не хватало в Чечне. Взаимодействие БОМАНОВ и КШМ очень важно. БОМАНЫ обеспечивают разведку огневых позиций противника и наведение на них артиллерийских и авиационных ударов.
    Штази
  9. Прутков 21 февраля 2014 18:31
    Проблема с питанием КШМ и документированной передачи данных, действительно, была и осталась. Понятно, что портативные станции спутникой связи, на сегодняшний день - это фантастика. Помимо наземных станций нужны и сами спутники. Но ряд вопросов можно решить уже сейчас. Было бы очень не плохо добавить в состав КШМ малоканальную радиорелейную станцию с направленными антеннами ( на подобии Р-415). Даже, если для этого надо будет выкинуть из машины что-нибудь. Опыт работы показал довольно эффективную работу этих РРС. Особенно, при сложной радиоэлектронной обстановке. Проблема с РРР Р-415 в том, что они на колёсной базе. И придать в механизированный батальойн не получится. Необходима телекодовая приставка, способная передавать короткие шифрованные документальные сообщения по радиоканалам в условиях сложной радиоэлектронной обстановки. Не вижу ни каких особенных проблем при решении данных задач. Нужна только политическая воля.
  10. awg75 21 февраля 2014 19:33
    лучшие КШМ на базе МТЛБ-У кто на них воевал думаю подтвердит
  11. Manul 22 февраля 2014 00:15
    Связь нужно постоянно развивать и уделять этому вопросу больше внимания , чем раньше у нас было.И даже больше, чем уделяют ей сил на западе.Хватит быть последними.Она должна быть и централизованной, и дублированной и индивидуальной.То есть даже когда все машины будут выведены из строя, индивидуальная рация каждого могла бы нести в себе функции командования и систематизации.Насчет бронированности не знаю.Может и незаметность важнее. Например КШМ под видом простого перевозчика, который бомбить будут в последнюю очередь после танков и БТРов.А может и все варианты на каждую часть.Потому как нет связи - нет войска.Тоже самое меня волнует и на море.Корабль связи расстреляют в первый момент.Уже все знают , какую роль он играет.Надо несколько кораблей на эскадру и небольшие корабли противоракетной и противовоздушной защиты, за ними закрепленные.Только когда мы все это успеем построить.. what
  12. 1969с9691г. 22 февраля 2014 13:09
    год на р-142.Машина супер.тепло светло.правда радиостанции еще каменого века.особенно комплект зас под задницей.Вдвоем его тяжело было нести.а у америкосов весь комплект зас как пачка сигарет.принцип зас связи произвольное изменение частоты в секунду несколько тысяч раз по всему диапазону.прослушать невозможно?командир взвода и командир роты в зас связи.а у нас вес и стойкости целый хрен.говорят стойкости от силы на один час.правда это был 87-89 годы.Сейчас по телеку хвастаются.а у большей части сомнения.недавняя война на кавказе подтверждение.и вообще нафига в учебке пол-года морочили голову телеграфом.в войсках не пригодилось совсем.хотя все эти точки и тире класная штука.жаль что все уже забылось.
    1969с9691г.
  13. Zomanus 22 февраля 2014 13:16
    Кстати, хотелось бы увидеть обзорную статью по состоянию связи в войсках. В том числе носимая связь и КШМ. А то чуется мне, что у нас по этой теме все на уровне 90-х.
    1. 1969с9691г. 23 февраля 2014 10:01
      скорее нв уровне 90-х годов 19-го века.
      1969с9691г.
  14. AKuzenka 22 февраля 2014 15:43
    Радует. Не стоит военная мысль на одном месте!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня