Минобороны Индии отчиталось парламенту о стоимости программы LCA «Теджас»

5
Минобороны Индии отчиталось парламенту о стоимости программы LCA «Теджас»

В письменном ответе на запрос депутатов верхней палаты парламента Индии министр обороны А.К.Энтони сообщил, что стоимость программы разработки легкого боевого самолета LCA «Теджас» составляет 79,66 млрд рупий (1,09 млрд дол).

В эту сумму, помимо расходов на разработку LCA «Теджас» («Фаза-1» и «Фаза-2»), включены затраты на сборку 15 опытных образцов и создание инфраструктуры для производства 8 самолетов в год.

Это сравнимо со стоимостью разработки истребителя JAS-39 «Грипен NG», составляющей 1,8 млрд дол (включая разработку 5 опытных образцов).

В то же время, как отметил А.К.Энтони, доля комплектующих национального производства в конструкции LCA составляет около 60%. В результате стоимость производства, а также затраты в процессе эксплуатации у «Теджас» будут существенно ниже, чем у любого другого сопоставимого по классу самолета.

Стоимость программ разработки LCA «Теджас» для ВВС и его вариантов для ВМС составляет:

- легкий боевой самолет (LCA) «Фаза-1» – 21,88 млрд рупий;

- легкий боевой самолет (LCA) «Фаза-2» – 57,78 млрд рупий;

- легкий боевой самолет (LCA) «Фаза-3» – 24,32 млрд рупий;

- палубная версия LCA Mk.1 – 17,15 млрд рупий;

- палубная версия LCA Mk.2 – 19,21 млрд рупий.

Общая стоимость программы составляет – 140,33 млрд рупий (1,92 млрд дол).

В ходе церемонии, состоявшейся в Бангалоре 19 декабря 2013 года, министр обороны Индии A.K.Энтони передал командующему ВВС страны главному маршалу авиации Н.А.К. Брауну свидетельство о достижении легким боевым самолетом LCA «Теджас» начальной готовности к боевому применению (IOC). Данный документ позволяет приступить к серийному производству LCA.

Первоначально планируется производить по восемь самолетов в год. Далее предполагается увеличить ежегодный темп сборки до 16 самолетов. Первые 20 из заказанных ВВС Индии самолетов LCA будут произведены в версии IOC. Сборка следующей партии из 20 машин начнется после достижения состояния полной готовности LCA к боевому применению (FOC).

По информации «Бизнес стандарт», ВВС Индии одобрили план по формированию шести эскадрилий «Теджас» – две эскадрильи будут укомплектованы самолетами версии Mk.1 и четыре – версии Mk.2. В перспективе они заменят устаревшие МиГ-21 и МиГ-27.

Кроме того, ВМС планируют закупить 40-50 самолетов «Теджас» для перспективных авианосцев.

С момента начала программы в 1985 году и до планируемого получения свидетельства о полной готовности к боевому применению общая стоимость программы составит 79,66 млрд рупий. Дополнительно 24,32 млрд рупий были ассигнованы на программу совершенствования «Теджас» Mk.2, что увеличило стоимость проекта до 103,97 млрд рупий. Отдельно 36,36 млрд рупий были выделены на разработку версии «Теджас» для ВМС.

По информации «Хиндустан аэронотикс лимитед» (Hindustan Aeronautics Ltd), окончательная стоимость истребителя версии Mk.1 составит 1,62 млрд рупий. Усредненная стоимость одного самолета в рамках серийного производства планируемых к закупке 344 самолетов всех версий (294 ед. для ВВС и 50 ед. для ВМС) оценивается в 2,09 млрд рупий (33,5 млн дол).

Для сравнения: закупленные в 1980-х гг. истребители «Мираж-2000» в настоящее время модернизируются по стоимости 45 млн дол за самолет. Более тяжелый Су-30МКИ стоит более 4 млрд рупий (65 млн дол). Стоимость истребителей «Рафаль» оценивается в 7,5-8,5 млрд рупий (120-140 млн дол).

По оценке индийского эксперта Пушпиндара Сингха, заказ на большее количество истребителей «Теджас» позволил бы еще более снизить цену, что повысило бы к нему интерес со стороны ВВС ряда стран, планирующих замену в общей сложности до 3500 истребителей МиГ-21, «Мираж-3» и ранних версий F-5 и F-16.

Конкурентом «Теджас» на мировом рынке, сопоставимым по классу и ценовым параметрам, является JF-17 «Тандер», сборка которого осуществляется в Китае и Пакистане.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    14 февраля 2014 09:09
    Наверное ни в одной армии мира нет такого разнообразия техники одного класса и сходных характеристик, как в армии Индии. И это разнообразие ведет к затратам на содержание специалистов к каждой технике...
    1. 0
      14 февраля 2014 18:40
      Видео HAL LCA Tejas (Полет + кабина)
  2. 0
    14 февраля 2014 09:39
    Видны "миражевские мотивы" с их треугольным крылом по схеме "утка". Вот у индусов была за время совместной эксплуатации попробывать многие типы и аэродинамические схемы, неужели это самая удачная? Я думаю сейчас МиГ-35 лучшая машина в этом классе легких истребителей, хотя в России не видно этому подтверждения, летят тяжелые Сушки в ячейку легкого МиГаря... Или готовят туда Т-50 поставить? Подождем...
    1. +2
      14 февраля 2014 10:19
      Цитата: propolsky
      Видны "миражевские мотивы" с их треугольным крылом по схеме "утка".

      всё-таки тут по моему схема бесхвостка.
  3. +1
    14 февраля 2014 09:43
    30 лет пилить самолёт, потратив 2 млрд долларов и на выходе имея машину с сомнительными боевыми качествами... такое может не каждый.
    1. 0
      14 февраля 2014 10:22
      Цитата: Lyapis
      30 лет пилить самолёт, потратив 2 млрд долларов и на выходе имея машину с сомнительными боевыми качествами... такое может не каждый.

      Это корпорация HAL, головная боль ВВС Индии. Они ещё с нами FGFA "разрабатывают", о чём ВВС Индии жутко сожалеет...
  4. +2
    14 февраля 2014 09:50
    Зато большая площадь крыла, на нём можно столько нарисовать, что на любых парадах смотреться будет.)))
    1. AK-47
      +1
      14 февраля 2014 11:28
      Цитата: гора
      Зато большая площадь крыла, на нём можно столько нарисовать
      Из пулемета. laughing
  5. +1
    14 февраля 2014 19:08
    Рад за индусов,что создали свой собственный легкий истребитель.Но думаю,что подобный самолет пока тянет только на "четвертое без плюсов".В планере хорошо просматриваются очертания французского Мираж-2000(с которого вероятно и позаимствовано многое).В любом случае рад за индусов!!! yes good