Китайская авианосная программа: строительство кораблей и задел на будущее

В середине января китайское руководство официально огласило некоторые подробности создания авианосного флота. Эту информацию раскрыл секретарь отделения Коммунистической партии Китая в Ляонине Ван Минь. По словам чиновника, в обозримом будущем военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая получат четыре новых корабля с авиационной группой. Строительство первого из четырех новых авианосцев начнется в самое ближайшее время.

Ранее различные заявления и действия китайского руководства лишь косвенно подтверждали версию о существовании планов на строительство новых авианосцев. Теперь же появилось официальное подтверждение этим догадкам. Китай действительно собирается строить авианосцы и самолеты для них. Пока в планах официального Пекина расширение группировки авианосцев до пяти кораблей, четыре из которых, по-видимому, будут выполнять различные боевые задачи. Из предыдущих заявлений китайского руководства следует, что существующий корабль «Ляонин» сохранит статус учебного.



Испытание первого китайского авианосца «Ляонин»(экс- «Варяг») в Южном море в мае 2012 года, КНР (AP Photo/Xinhua, Li Tang)


Подробности проекта, по которому будут строиться новые корабли, пока не оглашались. Китай традиционно не спешит оглашать детали своих оборонных программ и поэтому приходится довольствоваться имеющимися сведениями, а также строить предположения. Так, в конце прошлого года появились сведения, способные в некоторой мере подтвердить одну из существующих версий. Согласно распространенному мнению, новый китайский авианосец (или авианосцы) будет представлять собой доработанный корабль «Ляонин». Однако дефицит информации не позволяет говорить о правильности такого предположения.

Необходимо отметить, что версия о создании нового проекта на базе единственного на данный момент китайского авианосца имеет под собой определенные основания. Дело в том, что Китай не имеет опыта строительства крупногабаритных конструкций для подобных кораблей. Готовый корпус будущего «Ляонина» был приобретен у Украины, а китайские судостроители незначительно доработали его, а затем оснастили вооружением и необходимым оборудованием. Несмотря на отсутствие опыта, китайское судостроение способно изготавливать крупные конструкции для корпусов авианесущих кораблей. Ван Минь рассказал, что не так давно замеченные на заводах Dalian Shipyard и Jiangnan-Changxing Shipyard крупные секции корпусов были построены с целью выяснения возможностей промышленности.


Буксировка через Босфорский пролив авианесущего крейсера «Варяг», 1 ноября 2001 года. Крейсер был куплен китайской компанией, базирующейся в Макао, у Украины. AFP PHOTO EPA/KERIM OKTEN


По словам ляонинского секретаря КПК, на строительство первого из четырех планируемых авианосцев уйдет около шести лет. Интересно, что работы по достройке и оснащению авианосца «Ляонин» тоже продолжались около шести лет. В 2005 году приобретенный у Украины недостроенный корабль поставили в сухой док верфи Dalian Shipyard, а в середине 2011-го он вышел на ходовые испытания. Таким образом, судя по заявленным срокам, в ходе работ на авианосце «Ляонин» китайское судостроение освоило ряд важных технологий и получило опыт, который в ближайшем будущем позволит строить авианесущие корабли за сравнительно небольшое время.

По имеющимся данным, строительство авианосца «Варяг», впоследствии проданного Китаю и получившего имя «Ляонин», было завершено на 65-67 процентов. Однако вскоре после распада Советского Союза строительство корабля прекратилось и возобновилось только после того, как он был переведен в Китай. Таким образом, во второй половине двухтысячных годов китайские судостроители проделали порядка трети от всех работ по строительству и оснащению авианосца. В рамках программы строительства нового авианосца им придется за такое же время выполнить все 100% работ. По-видимому, китайское руководство имеет достаточные основания считать, что новый корабль будет построен за шесть лет.

Факт существования нескольких секций корпусов авианосцев, изготовленных двумя предприятиями, не только подтверждает возможности промышленности, но и может служить доказательством строительства сразу двух новых авианосцев. Однако официально подтверждены работы только на заводе в Даляне. Строительство авианосца на шанхайской верфи, в свою очередь, пока официально не подтверждалось.

Ранее появлялась информация, согласно которой авианосная программа Китая будет осуществляться в два этапа. В рамках первого ВМС НОАК получат несколько авианосцев, максимально похожих на имеющийся «Ляонин». Авианосцы второго этапа, как предполагается, будут иметь иной облик: большее водоизмещение, большие размеры авиационной группы и т.д. Согласно старой информации, первый этап программы будет осуществляться до 2020-25 годов, а второй будет завершен не ранее конца следующего десятилетия. Официальный Пекин пока не подтверждал эти сведения, однако планы на строительство четырех кораблей-аналогов «Ляонина» укладывается в подобную схему.

Таким образом, четыре новые авианосца будут иметь водоизмещение не более 60 тыс тонн, общую длину около 300 метров и ширину порядка 70-75 м. Корабли по-прежнему будут оснащаться паротурбинной силовой установкой, которая обеспечит им достаточные ходовые характеристики. Состав вооружения и авиационной группы будет аналогичен соответствующим параметрам «Ляонина» или незначительно отличаться от него. Основу авиагруппы составят истребители Shenyang J-15. Кроме того, корабли будут оснащены вертолетами различного назначения. Количество истребителей-бомбардировщиков J-15, базирующихся на одном авианосце, вряд ли превысит 25-30 единиц. По-видимому, новые китайские авианосцы сохранят архитектуру летной палубы, свойственную кораблям этого класса советской разработки. Они должны сохранить взлетный трамплин в носовой части, а также угловую палубу у левого борта.


Shenyang J-15


Ранее в контексте двух этапов воплощения авианосной программы упоминалось, что к концу двадцатых годов Китай может построить не менее двух новых авианосцев, имеющих значительные отличия от кораблей первого этапа. Они могут получить ядерную энергетическую установку, разработка которой идет уже сейчас, электромагнитную катапульту и другие агрегаты, свойственные авианосцам последних проектов. Однако пока, по понятным причинам, рано говорить о правильности тех или иных предположений. Тем не менее, версия о разработке электромагнитной катапульты имеет право на существование. В конце января в свободном доступе появились спутниковые фотографии нового китайского испытательного комплекса, предназначенного для обучения летчиков палубной авиации. На снимках было замечено оборудование, которое можно считать опытным образцом электромагнитной катапульты с длиной направляющих около 100 метров.


Как видим, за официальными заявлениями чиновников Китая «прячутся» несколько серьезных проектов, способных раскрыть их реальные намерения. Уже сейчас китайская оборонная промышленность готовится к созданию новых проектов авианосцев, которые не будут являться доработанной копией корабля «Ляонин». Остается только догадываться, как именно новые корабли с ядерными реакторами и электромагнитными катапультами смогут повлиять на военно-политическую обстановку в тихоокеанском регионе.


По материалам сайтов:
http://janes.com/
http://mil.news.sina.com.cn/
http://lenta.ru/
http://rus.ruvr.ru/
http://vpk-news.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти