Military Review

One hundred years of disagreement

8
One hundred years of disagreement



Echoes of the First World War (WWI) are still heard in different parts of the world. The PRC formally ended in 1918, but the seeds sown for disagreements and violence in the Middle East have no end in sight. Two thirds of a century this region is the main hot spot of the planet. The boundaries drawn by the victorious powers in 1919, at Versailles, led to such strife and feuds that the rest of the planet, despite all its efforts, cannot calm and resolve to this day.

Despite the fact that since the beginning of the PRC has passed a hundred years, the people of the Middle East themselves still do not agree with its political heritage in the form of arbitrarily drawn borders by the victors. It is not by chance that many historians are like a professor. stories and the international relations of Boston University, David Fromkin called the Treaty of Versailles, concluded in 1919, "the world to eradicate all forms of the world."



A simple analysis leads to an amazing conclusion: from the countries of the region, only Egypt and Iran have a more or less long history of stability. Two more countries remain on the basis laid by their founders: Turkey Mustafa Kemal Ataturk and Saudi Arabia, finally united by Abdul-Aziz ibn-Saud in 1932 year. These four states form a circle in which the burning core of the Middle East is located. Here the boiler boils up, consisting of five countries and one country half: Syria, Jordan, Lebanon, Israel, Iraq and Palestine. These states were formed after WWI in London and Paris, therefore D. Fromkin calls them “children of England and France”.

In the center of this infernal circle is the hottest place of the Earth, which for a century was like nowhere in many wars, external and internal (civil), coups, terrorist acts and other political cataclysms. Especially hot here, both literally and figuratively, in the second half of this century. The reasons for turning the region into the hottest point of the planet is enough. They include chronic backwardness, weakness of the Arab elites, frequent intervention of great powers, the role of political Islam, the discovery of oil, the creation of Israel, and, of course, the cold war.

Line in the sand


Yet the main culprits of what has been going on in the Middle East for almost a hundred years are London and Paris, which redrawed the region at will and traced, according to the British historian James Barr, the “line in the sand”.

The main consequence of the WWI, at least for the Middle East, was, of course, the collapse of the Ottoman Empire. It is difficult to say how long this colossus on clay feet would have existed if in November 1914 of the year he entered the war not on the side of Germany and Austria-Hungary, but on the side of the Entente. Surely it would be longer than the 1918 of the year, although sooner or later, the collapse would still have occurred. After all, it was not by chance that Porto, six decades earlier, Tsar Nicholas I called “the sick man of Europe”. Turkey’s illness reached a climax just before the war. Istanbul once controlled the entire southern and eastern shores of the Mediterranean and most of the Balkans. The Janissaries terrified Europe and even besieged Vienna. However, in the first half of the 19 century, France took away the Glorious Ports of Tunis with Algeria, and England - Egypt. In 1911-12, the Italians completed the partition of the African provinces of the Ottoman Empire with the capture of Libya.

Despite the backwardness and poverty of the Port was a tidbit. The participants of the First World War, especially in London, knew that its Asian possessions had innumerable oil reserves.

The results of the war turned out bad for Istanbul. Along with Austria-Hungary, Turkey suffered the greatest territorial losses. It became one of the four empires that ceased to exist as a result of the WWI, and the only one actually divided between the winners: England and France, which threw a few crumbs to small countries such as Italy, Greece and Armenia.

As a result of the Treaty of Sevres, a kind of Versailles Treaty for the Middle East, the Ottoman Empire ordered to live long. The treaty, signed in Sevres on August 10 1920, summed up the results of World War I in the Middle East. Turkey lost the Arabian Peninsula, Syria, Lebanon, Transjordan and Mesopotamia, Armenia1. In addition to the Asian possessions, the Turks were forced to abandon most of the European territories.

Most of all possessions, mandated territories, etc. England received - almost a million (915 thousand) square. kilometers, France (160 thou. sq. km) and Armenia (95 thou. sq. km.). The most valuable, of course, were the British possessions, which included modern Iraq, rich in black gold.

Finally, the borders of post-war Turkey were defined in the 1923 year by the Treaty of Lausanne. On October 29 of the same year, Mustafa Atatürk proclaimed the Republic of Turkey and became its first president.

The basis of all the trouble
The Sevres agreement was based on the Sykes-Picot agreement, named after the diplomats who developed it in May 1916: Frenchman Francois Georges-Picot and the Englishman, Sir Mark Sykes. In addition to England and France, Russia participated in it and Italy later joined.

The agreement defined the scope of interests, i.e. in fact, the territorial claims of England, France and Russia that participated in it and became the de facto partition of the Ottoman Empire. It was this that laid the foundation for many troubles that the people of the Middle East cannot understand yet.

Sykes and Picaud absolutely did not pay attention to the will and desires of the peoples who lived in the territories they shared, and ignored ethnic and religious boundaries. Under this agreement, London claimed the Turkish territories, in which Palestine, Jordan and Iraq are now located. The interests of Paris included the eastern part of Turkey, Syria and Lebanon. Russia went to the northeast of Turkey.

Sykes-Picot agreement was secret. It became public only after the February revolution in Russia, in 1917.

Another very important for the Middle East was the Balfour agreement. British Foreign Secretary Lord Arthur James Balfour promised 2 on November 1917 of the Zionist Federation of Great Britain to allocate Palestine for Jews.

An important reason that made London suddenly have a crush on the oppressed Jews was the accusations of England of imperialism, which sounded louder with each year of the war. Moreover, one of the most energetic prosecutors was Woodrow Wilson, at the end of 1917, re-elected for a second term as President of the United States.

Missed chance
Of course, history does not tolerate the subjunctive mood, but everything could be different. The American president, who arrived in Europe at the beginning of 1919, was extremely surprised. Yesterday’s allies, British Prime Minister David Lloyd George and French President Georges Clemenceau, argued hoarsely for any reason. Naturally, especially a lot of controversy caused the division of production. In particular, in the Middle East, which many considered to be the desert forgotten by God, but which was rich in black gold.

Paris wanted a mandate for Syria and Lebanon. London, under the Sykes-Picot agreement, was to go to Palestine and Mesopotamia, but Lloyd George, because a million British soldiers who had lost 125 thousand dead and wounded had fought in the Middle East, did not want to give the French, who, as they say, have a finger not hit, the bloodshed by the English sands. In addition, the French mandate contradicted the promises of independence, which the British emissaries made to the Arabs, raising them to revolt against the Ottoman Empire.

Innocent Wilson offered a simple, from the American point of view, solution: to ask the people of Syria and Lebanon, and at the same time other territories liberated from Turkish rule, what they want.

For two months, Chicago businessman Charles Crane and theologian Henry King traveled to the Middle East and interviewed hundreds of tribal elders and elected officials. As you might guess, the population of Syria did not want their country to become the mandate of France, and Palestine - of England. London managed to prevent Crane and King from traveling to Mesopotamia with the same mission.

In August, Crane and King submitted their report. They recommended the creation of a single mandate, including the united Syria with Palestine, and transferring it to neutral America, and not to European colonial powers. The head of the new Arab state was to become the son of Hussein ibn Ali al-Hashimi, the first king of Hijaz (part of Saudi Arabia) - Faisal, the last king of Syria and the first king of Iraq.

Alas, to implement this idea, which probably would have changed the whole course of the history of the Middle East failed. Under strong pressure from England and France, and in view of Woodrow Wilson's illness, in September 19 of the year, Crane and King's report was archived. The public learned about it only after three years. By that time, London and Paris nevertheless agreed on a new map of the Middle East, diametrically opposed to what Crane and King had proposed. Syria and Lebanon retreated to France, while Palestine and Mesopotamia, with its oil-rich province of Mosul, later became Iraq to Great Britain. Between the French and English possessions a neutral territory was created - Transjordan 1.

Another interesting episode, which suggests that instead of four Arab states (with the exception of Iraq), it could well be and, probably, one should have been created. When the question arose about the northern border of Palestine and later, naturally, of Israel, one of the advisers wrote to Lloyd George that "there should be no borders between Aleppo and Mecca at all", and therefore such borders, if they are necessary, should be drawn from purely practical considerations. What was done.

East - a delicate matter
Of course, the Arab Middle East was not the only place where, after WWI, the borders were very thoroughly redrawn. The same thing happened in Europe. However, there are at least three big differences between Europe and the Middle East, which in the long run have led to such dire consequences.

First, while the European peoples started to look for national identity at the beginning of the 19 century at the latest, only World War I forced the Arabs to wake up from a long hibernation. At the beginning of the 20 century, they did not even have a political and economic elite. All this, of course, hampered the political development of the region.

Secondly, in view of the lack of seriousness with which after the war the borders in the Middle East were being drawn, there is a strong sense of the existence of secret collusion. Even today, for example, there is a legend, according to which one of the mysterious plots in the border between Jordan and Saudi Arabia is the result of someone accidentally drawing a border on a map with someone ... inadvertently pushed British Colonial Secretary for Winston Churchill 1 with his elbow. As far as this anecdote is true, history is silent, but Sykes with Pico and Lloyd George and Clemenceau have drawn the same lines.

And thirdly, the tension accumulated after WWI and unfair agreements on the redistribution of the world both in Europe and in the Middle East, in the first received a way out at the expense of the Second World War. The Middle East in 1939-45 was not the theater of serious hostilities.

The current situation in the Middle East with its endless conflict was the result of World War I, exacerbated by the consequences of World War II, as well as the creation of Israel, the Cold War and the struggle for the wealth of the Persian Gulf.
Author:
Originator:
http://expert.ru/2014/02/4/sto-let-raznoglasij/
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. invisibility
    invisibility 15 February 2014 08: 32
    +9
    I always argued, and I will argue. As a result of the WWII, the Russian Empire disappeared (and did not fall apart), but a new state was formed in its place, which reached such heights as the rest .... well, you know.
    1. 225chay
      225chay 17 February 2014 01: 07
      +1
      Quote: invisible
      I always argued, and I will argue. As a result of the WWII, the Russian Empire disappeared (and did not fall apart), but a new state was formed in its place, which reached such heights as the rest .... well, you know.


      By the way, all wars, and crises were created and are created by the same shobla ...
  2. dv-v
    dv-v 15 February 2014 08: 33
    +2
    a substandard historical potpourri again boiling down to "Englishwoman crap" with a French addition.
    those. in addition to banal factual errors, the author oversimplifies the problem of post-imperial colonial territories where, one might say, there were no nationalist movements, but takes into account a clear social trend of self-identification with struggle and disengagement, similar to those that were in Europe, and after WWII - in Asia and Africa. moreover, this process continues even now, aggravated to internal religious divisions, as an example - Shiites with Sunnis or specificity of the Taliban, in fact a direct heir to the Iranian Islamic revolution. those. the roles of imperial cartridges carry too many accidents to completely blame them. in principle, the USSR was such a patron for most of its national republics, and what was crushed by totalitarian control turned into interethnic explosions as soon as the grip loosened.
  3. ramin_serg
    ramin_serg 15 February 2014 09: 55
    0
    Most possessions, mandated territories, etc. received England - almost a million (915 thousand) square meters. kilometers, France (160 thousand square kilometers) and Armenia (95 thousand square kilometers).


    and Armenia (95 thousand sq. km.)


    Good morning everyone
    It’s interesting when we say that these lands were presented to them by Armenians at the expense of the Azerbaijani and Turkish lands, who did not believe us and did not want to believe us, but the fact remains.
  4. B_KypTke
    B_KypTke 15 February 2014 13: 46
    +1
    Drawings are valid, all around us is a science.
  5. parus2nik
    parus2nik 15 February 2014 16: 58
    +1
    Somehow, according to the author of the article, they say that the Middle East was divided incorrectly, the resettlement and problems .. I would like to ask in the Middle Ages there were such states as Iraq, Syria .. Jordan, Palestine .. Here Iran has always been, Arabs on the Arabian Peninsula have always been then they will gather in one state to cut the infidels, then they run away .. By the way, the Arabs and the Jews .. during the period of mandatory management .. one state was going to build an Arab-Jewish Palestine .. But someone threw the idea both .. guys why do you need Jews when you can without them about walk around, and others, guys, why do you need Arabs .. there are many Jews in Europe .. think about it .. That's what you thought .. And since then the fire has been burning in the Middle East ...
  6. driver
    driver 15 February 2014 18: 04
    +3
    Stalin was still pointing the pipe at this place on the map. There would be no peace.
  7. Klim
    Klim 15 February 2014 23: 20
    0
    my grandson taught me how to write on a computer and I asked my children to love our Soviet motherland and not some kind of Azerbaijan. You’ll excuse me, but maybe I can live until that time when our country is recreated again, I somehow voted like 95 percent in the only democratic elections.
  8. vladim.gorbunow
    vladim.gorbunow 17 February 2014 09: 42
    0
    In the history of WWI, two primary sacrificial bodies are the Russian and Turkish empires and the second priority is Austria-Hungary. With any outcome - a victory on either side or a draw, the collapse of these countries, and they were predisposed to it due to heterogeneity, would be capitalized to pay off military expenses.

Сто лет разногласий

Сто лет разногласий


Отголоски Первой мировой войны (ПМВ) и сейчас слышатся в разных частях света. ПМВ формально закончилась в 1918 году, однако посеянным ей семенам разногласий и насилия на Ближнем Востоке не видно конца. Две трети века этот регион является главной горячей точкой планеты. Границы, начертанные державами-победительницами в 1919 году в Версале, привели к таким распрям и вражде, которые остальная планета несмотря на все усилия не может успокоить и решить до наших дней.

Несмотря на то, что с момента начала ПМВ минуло уже сто лет, сами жители Ближнего Востока до сих пор не согласны с ее политическим наследием в виде произвольно начерченных победителями границ. Не случайно, многие историки с легкой руки профессора истории и международных отношений Бостонского университета Дэвида Фромкина называют Версальский мир, заключенный в 1919 году, «миром по искоренению всех форм мира».


Сто лет разногласий


Несложный анализ позволяет сделать удивительный вывод: из стран региона только Египет и Иран обладают более-менее долгой историей стабильности. Еще две страны продолжают оставаться на основании, заложенном их основателями: Турция Мустафы Кемаля Ататюрка и Саудовская Аравия, окончательно объединенная Абдулом-Азизом ибн-Саудом в 1932 году. Эти четыре государства как бы образуют круг, в котором расположилось раскаленное ядро Ближнего Востока. Здесь и бурлит котел, состоящий из пяти стран и одной страны наполовину: Сирии, Иордании, Ливана, Израиля, Ирака и Палестины. Эти государства образованы после ПМВ Лондоном и Парижем, поэтому Д. Фромкин называет их «дети Англии и Франции».

В центре этого адского круга и находится самое горячее место Земли, в котором за столетие было как нигде много войн внешних и внутренних (гражданских), переворотов, террористических актов и прочих политических катаклизмов. Особенно горячо здесь как в прямом, так и в переносном смысле во вторую половину этого столетия. Причин для превращения региона в самую горячую точку планеты хватает. Это и хроническая отсталость, и слабость арабских элит, и частое вмешательство великих держав, и роль политического ислама, и открытие нефти, и создание Израиля, и, конечно, холодная война.

Линия на песке
Сто лет разногласий


И все же главными виновниками того, что вот уже без малого сто лет происходит на Ближнем Востоке, являются именно Лондон и Париж, перекроившие регион по своему желанию и прочертившие, по словам британского историка Джеймса Барра, «линию на песке».

Главным последствием ПМВ, по крайней мере, для Ближнего Востока был, конечно, распад Османской империи. Трудно сказать, сколько времени просуществовал бы этот колосс на глиняных ногах, если бы в ноябре 1914 года он вступил в войну не на стороне Германии и Австро-Венгрии, а на стороне Антанты. Наверняка бы дольше 1918 года, хотя рано или поздно, но распад все равно бы произошел. Ведь не случайно именно Порту шестью десятилетиями раньше царь Николай I назвал «больным человеком Европы». Болезнь Турции достигла кульминации как раз накануне войны. Когда-то Стамбул контролировал все южное и восточное побережье Средиземного моря и большую часть Балкан. Янычары наводили ужас на Европу и осаждали даже Вену. Однако в первой половине 19 века Франция отняла у Блистательной Порты Тунис с Алжиром, а Англия – Египет. В 1911-12 годах итальянцы завершили раздел африканских провинций Османской империи захватом Ливии.

Несмотря на отсталость и бедность Порта представляла собой лакомый кусок. Участники Первой мировой войны, особенно, в Лондоне знали, что ее азиатские владения обладают несметными запасами нефти.

Результаты войны оказались для Стамбула плачевны. Наряду с Австро-Венгрией Турция понесла наибольшие территориальные потери. Она стала одной из четырех империй, прекративших свое существование в результате ПМВ, и единственной, фактически разделенной между победителям: Англией и Францией, которые бросили и несколько крошек маленьким странам типа Италии, Греции и Армении.

В результате Севрского договора, своего рода Версальского договора для Ближнего Востока, Османская империя приказала долго жить. Договор, подписанный в Севре 10 августа 1920 году, подвел итоги Первой мировой войны на Ближнем Востоке. Турция потеряла Аравийский полуостров, Сирию, Ливан, Заиорданье и Месопотамию, Армению1. Кроме азиатских владений, турки были вынуждены отказаться и от большей части европейских территорий.

Больше всего владений, подмандатных территорий и т.д. получила Англия – почти миллион (915 тыс.) кв. километров, Франция (160 тыс. кв.км) и Армения (95 тыс. кв.км.). Самыми ценными, конечно, оказались английские владения, включавшие в себя богатый черным золотом современный Ирак.

Окончательно границы послевоенной Турции были определены в 1923 году Лозанским договором. 29 октября того же года Мустафа Ататюрк провозгласил Турецкую республику и стал ее первым президентом.

Основа всех неприятностей
В основу Севрского договора легло соглашение Сайкса-Пико, названное по именам разработавших его в мае 1916 года дипломатов: француза Франсуа Жоржа-Пико и англичанина, сэра Марка Сайкса. Кроме Англии и Франции, в нем участвовала Россия и позднее присоединилась Италия.

Соглашение определяло границы сфер интересов, т.е. фактически территориальных притязаний участвовавших в нем Англии, Франции и России и стало фактическим разделом Османской империи. Именно оно и заложило основу многих неприятностей, с которыми жители Ближнего Востока не могут разобраться до сих пор.

Сайкс и Пико совершенно не обращали внимание на волю и желания народов, живших на территориях, которые они делили, и игнорировали этнические и конфессиональные границы. По этому соглашению Лондон претендовал на турецкие территории, на которых сейчас находятся Палестина, Иордания и Ирак. В сферу интересов Парижа входили восточная часть Турции, Сирия и Ливан. России достался северо-восток Турции.

Соглашение Сайкса-Пико было тайным. Достоянием общественности оно стало лишь после Февральской революции в России, в 1917 году.

Еще одним очень важным для Ближнего Востока было соглашение Бальфура. Министр иностранных дел Англии лорд Артур Джеймс Бальфур пообещал 2 ноября 1917 года Сионистской федерации Великобритании выделить Палестину для проживания евреев.

Немаловажной причиной, заставившей Лондон неожиданно воспылать любовью к угнетенным евреям, стали обвинения Англии в империализме, звучавшие с каждым годом войны все громче. Причем, одним из наиболее энергичных обвинителей был Вудро Вильсон, в конце 1917 года переизбранный на второй срок президентом США.

Упущенный шанс
Конечно, история не терпит сослагательного наклонения, но все могло быть иначе. Американский президент, приехавший в Европу в начале 1919 года, был крайне удивлен. Вчерашние союзники, британский премьер Дэвид Ллойд-Джордж и французский президент Жорж Клемансо, до хрипоты спорили по любому поводу. Естественно, особенно много споров вызывал дележ добычи. В частности на Ближнем Востоке, который многие считали забытой Богом пустыней, но которая была богата черным золотом.

Париж хотел получить мандат на Сирию и Ливан. Лондону по соглашению Сайкса-Пико должны были достаться Палестина и Месопотамия, но Ллойд-Джордж ввиду того, что на Ближнем Востоке воевал миллион британских солдат, потерявших 125 тыс. убитыми и ранеными, не хотел отдавать французам, которые, что называется, пальцем о палец не ударили, политые кровью англичан пески. К тому же, французский мандат противоречил обещаниям независимости, которые дали британские эмиссары арабам, поднимая их на восстание против Османской империи.

Простодушный Вильсон предложил простой, с точки зрения американца, выход: спросить жителей Сирии и Ливана, а заодно и других освобожденных от турецкого владычества территорий, чего хотят они.

Два месяца чикагский бизнесмен Чарльз Крейн и теолог Генри Кинг ездили по Ближнему Востоку и опрашивали сотни племенных старейшин и выборных лиц. Как нетрудно догадаться, население Сирии не хотело, чтобы их страна стала мандатом Франции, а Палестины – Англии. Лондону удалось помешать Крейну и Кингу поехать с той же миссией в Месопотамию.

В августе Крейн и Кинг представили свой отчет. Они рекомендовали создать один мандат, включающий объединенные Сирию с Палестиной, и передать его нейтральной Америке, а не европейским колониальным державам. Главой нового арабского государства должен был стать сын Хусейна ибн Али аль-Хашими, первого короля Хиджаза (части Саудовской Аравии) – Фейсал, последний король Сирии и первый король Ирака.

Увы, осуществить эту идею, которая наверняка бы изменила весь ход истории Ближнего Востока не удалось. Под сильным давлением Англии и Франции и ввиду болезни Вудро Вильсона в сентябре 19-го года отчет Крейна и Кинга был сдан в архив. Публика узнала о нем лишь спустя три года. К тому времени Лондон и Париж все же договорились о новой карте Ближнего Востока, диаметрально противоположной тому, что предлагали Крейн и Кинг. Сирия и Ливан отходили к Франции, а Палестина и Месопотамия с богатой нефтью провинцией Мосул, позднее ставшие Ираком - к Великобритании. Между французскими и английскими владениями была создана нейтральная территория - Трансиордания1.

Еще один интересный эпизод, говорящий о том, что вместо четырех арабских государств (за исключением Ирака) вполне могло быть и, наверное, должно было быть создано одно. Когда возник вопрос о северной границе Палестины и позднее, естественно, Израиля, один из советников написал Ллойд-Джорджу, что «между Алеппо и Меккой вообще не должно быть никаких границ», а посему такие границы, если в них существует необходимость, должны проводиться из сугубо практических соображений. Что и было сделано.

Восток – дело тонкое
Конечно, арабский Ближний Восток был не единственным местом, где после ПМВ были очень основательно перекроены границы. То же самое произошло и в Европе. Однако между Европой и Ближним Востоком существуют как минимум три большие разницы, которые в долгосрочной перспективе и привели его к таким плачевным последствиям.

Во-первых, в то время, как европейские народы самое позднее в начале 19 века начали искать национальную идентичность, только Первая мировая война заставила арабов пробудиться от длительной спячки. В начале 20 века у них даже не было политической и экономической элиты. Все это, конечно, тормозило политическое развитие региона.

Во-вторых, ввиду какой-то несерьезности, с какой после войны чертились границы на Ближнем Востоке, возникает сильное ощущение существования тайных сговоров. Даже сегодня, например, существует легенда, согласно которой одна из таинственных загогулин в границе между Иорданией и Саудовской Аравией является результатом того, что при прочерчивании границы на карте кто-то нечаянно… толкнул локтем британского секретаря по колониальным вопросам Уинстона Черчилля1. Насколько этот анекдот соответствует действительности, история умалчивает, но примерно так же чертили границы и Сайкс с Пико и Ллойд-Джордж с Клемансо.

И в третьих, напряжение, копившееся после ПМВ и несправедливых договоров о переделе мира как в Европе, так и на Ближнем Востоке, в первой получило выход за счет Второй мировой войны. Ближний Восток же в 1939-45 годах не был театром серьезных боевых действий.

Обстановка, существующая сейчас на Ближнем Востоке с его нескончаемым конфликтом, стала результатом Первой мировой войны, усиленным последствиями Второй мировой войны, а также созданием Израиля, холодной войной и борьбой за богатства Персидского залива.
Автор: Сергей Мануков
Первоисточник: http://expert.ru/2014/02/4/sto-let-raznoglasij/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. невидимка 15 февраля 2014 08:32
    Всегда спорил и буду спорить. В результате ПМВ исчезла (а не развалилась) Российская империя, но на ее месте образовалось новое государство, которое достигло таких высот, до которых остальным....ну вы в курсе.
    1. 225chay 17 февраля 2014 01:07
      Цитата: невидимка
      Всегда спорил и буду спорить. В результате ПМВ исчезла (а не развалилась) Российская империя, но на ее месте образовалось новое государство, которое достигло таких высот, до которых остальным....ну вы в курсе.


      Кстати, все войны, да и кризисы создавались и создаются одной и той же шоблой ...
      225chay
  2. dv-v 15 февраля 2014 08:33
    некачественное историческое попурри снова сводящееся к "англичанка гадит" с французским добавлением.
    т.е. помимо банальных фактологических ошибок, автор слишком упрощает проблему постимперских колониальных территорий где, можно сказать, не было националистических движений, а занчит четкого общественного тренда самоидентификации с борьбой и размежеваниями, подобно тем, что были в европе, а после вмв - азии и африке. причем этот процесс продолжается и ныне, усугубившись до внутрирелигиозных размежеваний, как пример - шииты с суннитами или специфичность талибана, по сути прямого наследника иранской исламской революции. т.е. роли имперских патронов тянут за собой слишком много случайностей, чтобы целиком и полностью сваливать вину на них. в принципе, таковым патроном был и ссср для большинства своих национальных республик и то, что давилось тоталитарным контролем обернулось межнациональными взрывами, как только хватка ослабла.
    dv-v
  3. ramin_serg 15 февраля 2014 09:55
    Больше всего владений, подмандатных территорий и т.д. получила Англия – почти миллион (915 тыс.) кв. километров, Франция (160 тыс. кв.км) и Армения (95 тыс. кв.км.).


    и Армения (95 тыс. кв.км.)


    Всем доброе утро
    интересно когда мы говорим что эти земли им были подарены армянам за счет Азербайджанских и Турецких земель нам не кто не верил и не хотел верит а факт остается фактом.
  4. B_KypTke 15 февраля 2014 13:46
    Рисунки зачетные,всем нас окружающим -наука.
  5. parus2nik 15 февраля 2014 16:58
    Как-то по мнению автора статьи дескать не правильно Ближний Восток разделили,отсель и проблемы..Хотелось бы спросить в средние века существовали такие государства как Ирак,Сирия..Иордания,Палестина..Вот Иран всегда был,арабы на Аравийском полуострове всегда были,то соберутся в одно государство что бы неверных резать,то разбегались..Да кстати,арабы и евреи..в период подмандатного управления..собирались одно государство строить арабо-еврейскую Палестину..Но кто-то тем и другим подкинул идею..ребята а зачем вам евреи,когда вы можете без них обойтись,а другим,ребята , а зачем вам арабы..Евреев в Европе много..подумайте..Вот и подумали..И полыхает с тех пор огонь на Ближнем Востоке...
    parus2nik
  6. мехвод 15 февраля 2014 18:04
    Ещё Сталин указывая трубкой на это место на карте говорил Здесь мира не будет
    мехвод
  7. Клим 15 февраля 2014 23:20
    меня внук научил писать на компьютере и детей своих я просил любить нашу Советскую родину а не какой то Азербайджан Вы уж извинити но быть может я дожеву до того времени когда наша страна опять воссоздаётся ото я как то голосовал как и 95 процентов на единственных демократических выборах.
  8. vladim.gorbunow 17 февраля 2014 09:42
    В истории ПМВ два первоочередных жертвенных тельца - Российская и Турецкая империи и второочередной - Австро-Венгрия. При любом исходе - победе любой стороны или ничьи развал этих стран, а к нему они были предрасположены в силу неоднородности, был бы капитализирован для погашения военных издержек.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня