Австро-венгерские бронеавтомобили Первой мировой войны

До определенного времени военачальники Австро-Венгерской империи не видели смысла в бронетехнике. Согласно их воззрениям, любая оборона противника могла быть прорвана при помощи артиллерии, пехоты и кавалерии. В начале XX века различные страны начали работы над проектами бронеавтомобилей, не стала исключением и Австро-Венгрия. Однако военные ознакомились с новыми проектами и не заинтересовались ими. В существующей стратегии просто не было места для подобной техники. Из-за этого к началу Первой мировой войны в австро-венгерской армии не было ни одного броневика.

Первые месяцы войны показали, как ошиблись военачальники. В условиях позиционной войны с многочисленными окопами, колючей проволокой и прочими укреплениями даже несколько броневиком могли оказать серьезную поддержку наступающим войскам. Увидев потенциал подобной техники, командующие армии призвали промышленность разработать новые бронеавтомобили. Инженеры откликнулись на призыв и вскоре появились несколько новых проектов.

Junovicz P.A.1


Уже в 1915 году гауптман Юнович предложил свой проект бронеавтомобиля. Проект подразумевал использование имеющегося автомобильного шасси, на которое предлагалось монтировать бронированный корпус с рабочими местами экипажа и вооружением. Интересной особенностью проекта, заинтересовавшей военных, стала возможность использования в качестве основы для броневика нескольких имевшихся на тот момент шасси. Благодаря этому австро-венгерские заводы могли бы сравнительно быстро и просто строить бронеавтомобили, оснащая имеющиеся машины всем необходимым оборудованием. Проект получил обозначение Panzer Auto 1 или P.A.1 («Бронированный автомобиль-1»).

Австро-венгерские бронеавтомобили Первой мировой войны


По-видимому, гауптман Юнович изначально учитывал возможности страны и по этой причине предусмотрел возможность использования нескольких базовых шасси. Забегая вперед, следует отметить, что пять построенных броневиков P.A.1 основывались на трех вариантах шасси (по другим данным, на пяти). Так, базой для трех машин стал грузовик Fiat 40PS, кроме того использовались автомобили фирм Bussig и Saurer. Все шасси имели ряд общих черт, например схожие габариты и параметры ходовой части. Четырехколесные заднеприводные шасси оснащались бензиновыми двигателями мощностью 40 л.с. (Fiat 40PS) и 35 л.с. (иные шасси).

На базовое шасси броневика Junovicz P.A.1 устанавливался корпус, собранный из нескольких стальных листов. Для своего времени новый броневик имел достаточно высокий уровень защиты. Так, лобовой лист корпуса имел толщину 7 мм, а остальные – по 5 мм. Благодаря этому экипаж машины из пяти человек был защищен от пуль и осколков снарядов. Бронированный корпус машины P.A.1 имел достаточно интересную форму. Двигатель броневика был прикрыт капотом с характерной полукруглой крышкой. Лобовые листы обитаемой части корпуса были установлены под сравнительно большим углом к вертикали. Борта и корма так же имели небольшой наклон внутрь. Передние колеса были защищены от пуль противника крупными бронированными дисками-щитками, а задние вместе с шасси прикрыли бортовыми листами корпуса.

Экипаж, состоявший из пяти человек, должен был располагаться в едином обитаемом объеме, объединявшем отделение управления и боевое отделение. В передней части обитаемого объема, у правого борта располагался пост управления с рабочим местом механика-водителя. Он мог следить за дорогой при помощи некрупного люка в лобовом листе, при необходимости прикрываемого бронещитком. Рядом с люком водителя имелась амбразура для установки пулемета. Кроме того, места для установки пулемета предусматривались в бортах и корме машины. Таким образом, броневик P.A.1 мог бы нести несколько пулеметов и обстреливать цели в любом направлении.

Возможности австро-венгерской армии были скромнее, чем хотелось бы и поэтому броневики Юновича получили лишь по два пулемета Schwarzloze M07/12 калибра 7,92 мм. Один из них должен был находиться на креплениях лобового листа, а второй предполагалось переносить в нужную амбразуру в зависимости от тактической обстановки.

Австро-венгерские бронеавтомобили Первой мировой войны


Броневики Junovicz P.A.1 получились сравнительно крупными и тяжелыми. Их боевая масса превысила 5 тонн, а длина достигла 5,7 метра. Ширина и высота машины примерно равнялись 1,9 и 3,5 м соответственно. Несмотря на это, в ходе испытаний новые бронеавтомобили показали неплохие ходовые характеристики. На шоссе машины конструкции Юновича развивали скорость до 50-55 км/ч и имели запас хода порядка 330-340 километров.

Военачальники Австро-Венгерской империи ознакомились с результатами испытаний броневика P.A.1 и приказали начать серийное производство новой машины. В 1916 году завершилась сборка последнего из пяти построенных броневиков новой модели. Известно, что эти машины служили на Балканах, после чего им довелось воевать против российских войск. Наконец, к концу Первой мировой все пять броневиков P.A.1 отправились на итальянский фронт, где должны были участвовать в очередном наступлении. Дальнейшая судьба бронеавтомобилей гауптмана Юновича неизвестна.

Romfell

Вскоре после Юновича свой проект перспективного бронеавтомобиля представили гауптман Романик и обер-лейтенант Феллнер. Новый броневик был назван по первым буквам фамилий его создателей – Romfell. Как и ранее, создатели новой бронемашины взяли за основу для нее существующее автомобильное шасси и оснастили его бронированным корпусом. В проекте Romfell были применены несколько оригинальных идей, призванных повысить боевые качества броневика.

Австро-венгерские бронеавтомобили Первой мировой войны


К сожалению, точная информация о базовом шасси отсутствует. По некоторым данным, в качестве основы для нового броневика был выбран грузовик фирмы Mercedes с бензиновым двигателем мощностью 90 л.с. Шасси грузового автомобиля должно было обеспечить сравнительно тяжелому броневику высокие характеристики подвижности.

Поверх базового шасси Романик и Феллнер предложили устанавливать бронированный корпус собственной конструкции. Корпус состоял из нескольких бронелистов толщиной 6 мм. Характерной чертой броневика Romfell стала форма бронекорпуса: в конструкции корпуса было лишь несколько прямых панелей. Все остальные детали имели сложную вогнутую форму. Предполагалось, что оригинальная форма корпуса позволит минимизировать габариты и вес машины, сохранив приемлемые внутренние объемы. На крыше броневика поместили невысокую цилиндрическую башню с конической верхней частью.

Экипаж из двух или трех человек должен был располагаться внутри обитаемого объема корпуса, отделенного от моторного отсека. Рабочие места двух членов экипажа находились внутри корпуса, третьего – в башне. Для посадки и покидания машины в бортах корпуса имелись двустворчатые двери. Экипаж мог наблюдать за обстановкой и вести огонь из личного оружия, используя несколько лючков в бортах и корме машины. Броневик Romfell стал одной из первых в мире бронемашин, оснащенной системами радиосвязи. Для поддержания связи с командованием и другими подразделениями несколько броневиков этой модели получили беспроводной телеграф.

Австро-венгерские бронеавтомобили Первой мировой войны


Штатное вооружение броневика Romfell состояло из одного пулемета Schwarzloze М07/12 с боекомплектом 3000 патронов. Пулемет поместили во вращающейся башне, что позволяло стрелку атаковать цели в любом направлении. Крупный вырез в лобовой части башни, предназначенный для установки пулемета, позволял вести огонь с большими углами возвышения. Благодаря этому новый броневик мог атаковать как наземные, так и воздушные цели.

В середине 1915 года военные ознакомились с новым бронеавтомобилем, и вскоре появился контракт на строительство первой партии серийных машин. Броневик Romfell получился сравнительно легким – его боевая масса не превышала 3-3,5 тонны. При этом он получился достаточно крупным: длина порядка 5,7 м, ширина около 1,8 м и высота 2,5 м. Тем не менее, использованное шасси имело не слишком высокие характеристики, из-за чего подвижность броневика оставляла желать лучшего. Максимальная скорость на шоссе не превышала 30 км/ч, а запас хода был ограничен 140-150 километрами.

По некоторым данным, до конца Первой мировой войны было построено 6-8 броневиков Romfell. Они имели разные шасси, что было обусловлено возможностями Австро-Венгрии. К примеру, имеются сведения о существовании броневика на базе трофейного итальянского шасси фирмы Fiat. Построенные бронеавтомобили отличались друг от друга не только шасси, но и конструкцией корпуса, которая тоже незначительно менялась в зависимости от производственных возможностей.

Австро-венгерские бронеавтомобили Первой мировой войны


Известно, что бронеавтомобили Romfell использовались на Балканском и Русском фронтах, после чего часть машин этого типа была переведена в подразделения, готовившиеся воевать с Италией. В 1919 году один австро-венгерский броневик стал трофеем румынских войск, которые использовали его в течение некоторого времени.

***

Юнович, Романик и Феллнер смогли создать достаточно интересные проекты бронеавтомобилей. Однако состояние австро-венгерской промышленности не позволило освоить массовое производство новой техники, что соответствующим образом сказалось на эффекте от ее эксплуатации. В то время, когда некоторые страны производили бронеавтомобили сериями в несколько десятков единиц, Австро-Венгрия смогла собрать лишь дюжину машин двух типов. Главной причиной подобных неудач следует считать мнение, которого придерживалось австро-венгерское командование до самого начала Первой мировой войны. Военные не считали броневики перспективной и важной техникой и не поддерживали их развитие. В итоге уже во время войны стране пришлось наверстывать упущенное, и особых успехов в этом достигнуто не было.


По материалам сайтов:
http://militaryfactory.com/
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://warstar.info/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. mirag2 18 февраля 2014 07:32
    Оп!
    А вот и еще одна статеечка в продолжение темы.
    Благодарю.
  2. AKuzenka 18 февраля 2014 15:34
    Состояние и настроения в Австро-Венгрии хорошо описал Ярослав Гашек в своём нетленном произведении.
    1. samoletil18 19 февраля 2014 16:25
      Цитата: AKuzenka
      хорошо описал Ярослав Гашек

      Как наших чиновников вижу, так либо Гашек, либо О'Генри, либо Салтыков-Щедрин на ум приходят. Объективно, что чиновничиество и прочие "пристроившиеся" всех нас за Швейков считают.
  3. Алекс 4 июля 2014 17:12
    Замечательная статья, спасибо! "+"

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня