Military Review

Austro-Hungarian armored vehicles of the First World War

4
Until a certain time, the commanders of the Austro-Hungarian Empire did not see the point in armored vehicles. According to their views, any enemy defense could be broken through with the help of artillery, infantry and cavalry. At the beginning of the 20th century, various countries began work on armored car projects, and Austria-Hungary was no exception. However, the military got acquainted with new projects and were not interested in them. In the existing strategy there was simply no place for such equipment. Because of this, by the beginning of World War I there was not a single armored car in the Austro-Hungarian army.


The first months of the war showed how the warlords were mistaken. In a positional war with numerous trenches, barbed wire and other fortifications, even a few armored vehicles could provide serious support to the advancing troops. Seeing the potential of such technology, the army commanders called on the industry to develop new armored cars. Engineers responded to the call and soon there were several new projects.

Junovicz PA1

Already in 1915, the Hauptman Yunovich proposed his own design of an armored car. The project implied the use of an existing automobile chassis, on which it was proposed to mount an armored hull with crew jobs and weapons. An interesting feature of the project, which interested the military, was the possibility of using as a basis for the armored car several chassis that were available at that time. Thanks to this, Austro-Hungarian factories could build armored cars relatively quickly and simply, equipping the existing machines with all the necessary equipment. The project received the designation Panzer Auto 1 or PA1 ("Armored car-1").

Austro-Hungarian armored vehicles of the First World War


Apparently, Hauptman Yunovich initially took into account the capabilities of the country and for this reason provided for the possibility of using several basic chassis. Looking ahead, it should be noted that the five built PA1 armored vehicles were based on three variants of the chassis (according to other data, on five). So, the base for three cars became the Fiat 40PS truck, besides cars of Bussig and Saurer firms were used. All chassis had a number of common features, such as similar dimensions and chassis parameters. Four-wheel rear wheel drive chassis equipped with gasoline engines with power 40 hp (Fiat 40PS) and 35 hp (other chassis).

On the base chassis of the Junovicz PA1 armored car was installed a housing made of several steel sheets. For its time, the new armored car had a fairly high level of protection. So, the front hull sheet had a thickness of 7 mm, and the rest - on 5 mm. Thanks to this, the crew of a five-person vehicle was protected from bullets and shell fragments. The armored hull of the PA1 had an interesting shape. The armored car's engine was covered with a hood with a characteristic semicircular cover. The front sheets of the habitable part of the hull were installed at a relatively large angle to the vertical. Boards and feed also had a slight inclination inward. The front wheels were protected from the bullets of the enemy by large armored discs-shields, and the rear, together with the chassis, were covered with side hulls.

The crew, consisting of five people, was to be located in a single habitable volume, which united the command and control sections and the combat section. In front of the habitable volume, at the right side was located the control post with the workplace of the driver. He could follow the road with the help of a medium-sized hatch in the front sheet, if necessary, covered with an armored guard. Near the driver's hatch there was an embrasure for installing a machine gun. In addition, the place to install the machine gun provided for in the sides and stern of the machine. Thus, the PA1 armored vehicle could carry several machine guns and fire at targets in any direction.

The capabilities of the Austro-Hungarian army were more modest than we would like, and therefore Yunovich’s armored personnel carriers received only two Schwarzloze M07 / 12 machine guns of 7,92 mm caliber. One of them was supposed to be on the fastenings of the frontal sheet, and the second was supposed to be transferred to the correct embrasure depending on the tactical situation.



Junovicz PA1 armored cars turned out to be relatively large and heavy. Their combat weight exceeded 5 tons, and their length reached the 5,7 meter. The width and height of the car were approximately equal to 1,9 and 3,5 m, respectively. Despite this, during the tests, new armored cars showed good handling characteristics. On the highway, the Yunovich design cars developed speeds up to 50-55 km / h and had a cruising range of the order of 330-340 kilometers.

The commanders of the Austro-Hungarian Empire got acquainted with the test results of the PA1 armored car and ordered the mass production of a new car to begin. In 1916, the assembly of the last of the five armored cars of the new model was completed. It is known that these vehicles served in the Balkans, after which they had a chance to fight against the Russian troops. Finally, by the end of the First World War, all five PA1 armored vehicles went to the Italian front, where they were to take part in the next offensive. The further fate of the armored cars of the Hauptmann Yunovich is unknown.

Romfell

Shortly after Yunovich, Hauptmann Romanik and Chief Lieutenant Fellner presented their project of a promising armored car. The new armored car was named after the first letters of the names of its creators - Romfell. As before, the creators of the new armored vehicle took the existing car chassis as a basis for it and equipped it with an armored body. In the Romfell project, several original ideas were applied, designed to enhance the fighting qualities of the armored car.



Unfortunately, accurate information about the base chassis is missing. According to some data, a Mercedes truck with a petrol engine with an 90 hp power was chosen as the basis for the new armored car. The chassis of the truck was to provide a relatively heavy armored vehicle with high mobility characteristics.

On top of the base chassis, Romanik and Fellner suggested installing their own armored hull. The corps consisted of several armor plates 6 mm thick. A characteristic feature of the Romfell armored car was the shape of the armored hull: there were only a few straight panels in the hull design. All other parts had a complex concave shape. It was assumed that the original shape of the body will minimize the size and weight of the machine, while maintaining acceptable internal volumes. A low cylindrical tower with a conical top was placed on the roof of the armored car.

The crew of two or three people was to be located inside the habitable volume of the body, separated from the engine compartment. Jobs of two crew members were inside the hull, the third - in the tower. For landing and leaving the car in the sides of the hull there were double doors. The crew could observe the situation and fire from personal weaponsusing several hatches in the sides and stern of the machine. The Romfell armored car was one of the first armored vehicles in the world equipped with radio communication systems. To maintain communication with the command and other units, several armored vehicles of this model received a wireless telegraph.



The standard armament of the Romfell armored vehicle consisted of a single Schwarzloze M07 / 12 machine gun with 3000 ammunition ammunition. The machine gun was placed in a rotating turret, which allowed the shooter to attack targets in any direction. A large cut-out in the frontal part of the turret, intended for the installation of a machine gun, made it possible to fire with large elevation angles. Thanks to this, the new armored car could attack both ground and air targets.

In the middle of 1915, the military familiarized themselves with the new armored car, and soon a contract appeared to build the first batch of production vehicles. The Romfell armored car turned out to be relatively light - its combat mass did not exceed 3-3,5 tons. At the same time, it turned out to be quite large: the length is about 5,7 m, the width is about 1,8 m and the height is 2,5 m. However, the used chassis did not have very high characteristics, which is why the mobility of the armored car left much to be desired. The maximum speed on the highway did not exceed 30 km / h, and the cruising range was limited to 140-150 kilometers.

According to some reports, before the end of the First World War 6-8 Romfell armored cars were built. They had different chassis, which was due to the possibilities of Austria-Hungary. For example, there is information about the existence of an armored car based on the captured Italian chassis of Fiat. Built armored cars differed from each other not only the chassis, but also the hull design, which also slightly changed depending on the production capabilities.



It is known that the Romfell armored cars were used in the Balkan and Russian fronts, after which some of the vehicles of this type were transferred to units that were preparing to fight with Italy. In 1919, one Austro-Hungarian armored car became a trophy of the Romanian troops, who used it for some time.

***

Yunovich, Romanik and Fellner were able to create quite interesting projects of armored vehicles. However, the state of the Austro-Hungarian industry did not allow to master the mass production of new technology, which accordingly affected the effect of its operation. At a time when some countries produced armored cars in batches of several dozen units, Austria-Hungary was able to assemble only a dozen two types of vehicles. The main reason for such failures should be considered the opinion, which adhered to the Austro-Hungarian command until the beginning of the First World War. The military did not consider armored cars a promising and important technique and did not support their development. As a result, already during the war, the country had to catch up, and there was not much success in this.


On the materials of the sites:
http://militaryfactory.com/
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://warstar.info/
Author:
Articles from this series:
The first armored cars of Austria-Hungary
Austro-Hungarian armored vehicles of the First World War
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. mirag2
    mirag2 18 February 2014 07: 32
    +3
    Oops!
    And here is another little article in continuation of the topic.
    Thank you.
  2. Akuzenka
    Akuzenka 18 February 2014 15: 34
    0
    The state and mood in Austria-Hungary was well described by Yaroslav Hasek in his imperishable work.
    1. samoletil18
      samoletil18 19 February 2014 16: 25
      0
      Quote: AKuzenka
      well described by Yaroslav Hasek

      As I see our officials, either Hasek, or O'Henry, or Saltykov-Shchedrin come to mind. Objectively, the bureaucracy and other "attached" all of us are considered Shveikov.
  3. Alex
    Alex 4 July 2014 17: 12
    +1
    Great article, thanks! "+"

Австро-венгерские бронеавтомобили Первой мировой войны

До определенного времени военачальники Австро-Венгерской империи не видели смысла в бронетехнике. Согласно их воззрениям, любая оборона противника могла быть прорвана при помощи артиллерии, пехоты и кавалерии. В начале XX века различные страны начали работы над проектами бронеавтомобилей, не стала исключением и Австро-Венгрия. Однако военные ознакомились с новыми проектами и не заинтересовались ими. В существующей стратегии просто не было места для подобной техники. Из-за этого к началу Первой мировой войны в австро-венгерской армии не было ни одного броневика.

Первые месяцы войны показали, как ошиблись военачальники. В условиях позиционной войны с многочисленными окопами, колючей проволокой и прочими укреплениями даже несколько броневиком могли оказать серьезную поддержку наступающим войскам. Увидев потенциал подобной техники, командующие армии призвали промышленность разработать новые бронеавтомобили. Инженеры откликнулись на призыв и вскоре появились несколько новых проектов.

Junovicz P.A.1


Уже в 1915 году гауптман Юнович предложил свой проект бронеавтомобиля. Проект подразумевал использование имеющегося автомобильного шасси, на которое предлагалось монтировать бронированный корпус с рабочими местами экипажа и вооружением. Интересной особенностью проекта, заинтересовавшей военных, стала возможность использования в качестве основы для броневика нескольких имевшихся на тот момент шасси. Благодаря этому австро-венгерские заводы могли бы сравнительно быстро и просто строить бронеавтомобили, оснащая имеющиеся машины всем необходимым оборудованием. Проект получил обозначение Panzer Auto 1 или P.A.1 («Бронированный автомобиль-1»).

Австро-венгерские бронеавтомобили Первой мировой войны


По-видимому, гауптман Юнович изначально учитывал возможности страны и по этой причине предусмотрел возможность использования нескольких базовых шасси. Забегая вперед, следует отметить, что пять построенных броневиков P.A.1 основывались на трех вариантах шасси (по другим данным, на пяти). Так, базой для трех машин стал грузовик Fiat 40PS, кроме того использовались автомобили фирм Bussig и Saurer. Все шасси имели ряд общих черт, например схожие габариты и параметры ходовой части. Четырехколесные заднеприводные шасси оснащались бензиновыми двигателями мощностью 40 л.с. (Fiat 40PS) и 35 л.с. (иные шасси).

На базовое шасси броневика Junovicz P.A.1 устанавливался корпус, собранный из нескольких стальных листов. Для своего времени новый броневик имел достаточно высокий уровень защиты. Так, лобовой лист корпуса имел толщину 7 мм, а остальные – по 5 мм. Благодаря этому экипаж машины из пяти человек был защищен от пуль и осколков снарядов. Бронированный корпус машины P.A.1 имел достаточно интересную форму. Двигатель броневика был прикрыт капотом с характерной полукруглой крышкой. Лобовые листы обитаемой части корпуса были установлены под сравнительно большим углом к вертикали. Борта и корма так же имели небольшой наклон внутрь. Передние колеса были защищены от пуль противника крупными бронированными дисками-щитками, а задние вместе с шасси прикрыли бортовыми листами корпуса.

Экипаж, состоявший из пяти человек, должен был располагаться в едином обитаемом объеме, объединявшем отделение управления и боевое отделение. В передней части обитаемого объема, у правого борта располагался пост управления с рабочим местом механика-водителя. Он мог следить за дорогой при помощи некрупного люка в лобовом листе, при необходимости прикрываемого бронещитком. Рядом с люком водителя имелась амбразура для установки пулемета. Кроме того, места для установки пулемета предусматривались в бортах и корме машины. Таким образом, броневик P.A.1 мог бы нести несколько пулеметов и обстреливать цели в любом направлении.

Возможности австро-венгерской армии были скромнее, чем хотелось бы и поэтому броневики Юновича получили лишь по два пулемета Schwarzloze M07/12 калибра 7,92 мм. Один из них должен был находиться на креплениях лобового листа, а второй предполагалось переносить в нужную амбразуру в зависимости от тактической обстановки.

Австро-венгерские бронеавтомобили Первой мировой войны


Броневики Junovicz P.A.1 получились сравнительно крупными и тяжелыми. Их боевая масса превысила 5 тонн, а длина достигла 5,7 метра. Ширина и высота машины примерно равнялись 1,9 и 3,5 м соответственно. Несмотря на это, в ходе испытаний новые бронеавтомобили показали неплохие ходовые характеристики. На шоссе машины конструкции Юновича развивали скорость до 50-55 км/ч и имели запас хода порядка 330-340 километров.

Военачальники Австро-Венгерской империи ознакомились с результатами испытаний броневика P.A.1 и приказали начать серийное производство новой машины. В 1916 году завершилась сборка последнего из пяти построенных броневиков новой модели. Известно, что эти машины служили на Балканах, после чего им довелось воевать против российских войск. Наконец, к концу Первой мировой все пять броневиков P.A.1 отправились на итальянский фронт, где должны были участвовать в очередном наступлении. Дальнейшая судьба бронеавтомобилей гауптмана Юновича неизвестна.

Romfell

Вскоре после Юновича свой проект перспективного бронеавтомобиля представили гауптман Романик и обер-лейтенант Феллнер. Новый броневик был назван по первым буквам фамилий его создателей – Romfell. Как и ранее, создатели новой бронемашины взяли за основу для нее существующее автомобильное шасси и оснастили его бронированным корпусом. В проекте Romfell были применены несколько оригинальных идей, призванных повысить боевые качества броневика.

Австро-венгерские бронеавтомобили Первой мировой войны


К сожалению, точная информация о базовом шасси отсутствует. По некоторым данным, в качестве основы для нового броневика был выбран грузовик фирмы Mercedes с бензиновым двигателем мощностью 90 л.с. Шасси грузового автомобиля должно было обеспечить сравнительно тяжелому броневику высокие характеристики подвижности.

Поверх базового шасси Романик и Феллнер предложили устанавливать бронированный корпус собственной конструкции. Корпус состоял из нескольких бронелистов толщиной 6 мм. Характерной чертой броневика Romfell стала форма бронекорпуса: в конструкции корпуса было лишь несколько прямых панелей. Все остальные детали имели сложную вогнутую форму. Предполагалось, что оригинальная форма корпуса позволит минимизировать габариты и вес машины, сохранив приемлемые внутренние объемы. На крыше броневика поместили невысокую цилиндрическую башню с конической верхней частью.

Экипаж из двух или трех человек должен был располагаться внутри обитаемого объема корпуса, отделенного от моторного отсека. Рабочие места двух членов экипажа находились внутри корпуса, третьего – в башне. Для посадки и покидания машины в бортах корпуса имелись двустворчатые двери. Экипаж мог наблюдать за обстановкой и вести огонь из личного оружия, используя несколько лючков в бортах и корме машины. Броневик Romfell стал одной из первых в мире бронемашин, оснащенной системами радиосвязи. Для поддержания связи с командованием и другими подразделениями несколько броневиков этой модели получили беспроводной телеграф.

Австро-венгерские бронеавтомобили Первой мировой войны


Штатное вооружение броневика Romfell состояло из одного пулемета Schwarzloze М07/12 с боекомплектом 3000 патронов. Пулемет поместили во вращающейся башне, что позволяло стрелку атаковать цели в любом направлении. Крупный вырез в лобовой части башни, предназначенный для установки пулемета, позволял вести огонь с большими углами возвышения. Благодаря этому новый броневик мог атаковать как наземные, так и воздушные цели.

В середине 1915 года военные ознакомились с новым бронеавтомобилем, и вскоре появился контракт на строительство первой партии серийных машин. Броневик Romfell получился сравнительно легким – его боевая масса не превышала 3-3,5 тонны. При этом он получился достаточно крупным: длина порядка 5,7 м, ширина около 1,8 м и высота 2,5 м. Тем не менее, использованное шасси имело не слишком высокие характеристики, из-за чего подвижность броневика оставляла желать лучшего. Максимальная скорость на шоссе не превышала 30 км/ч, а запас хода был ограничен 140-150 километрами.

По некоторым данным, до конца Первой мировой войны было построено 6-8 броневиков Romfell. Они имели разные шасси, что было обусловлено возможностями Австро-Венгрии. К примеру, имеются сведения о существовании броневика на базе трофейного итальянского шасси фирмы Fiat. Построенные бронеавтомобили отличались друг от друга не только шасси, но и конструкцией корпуса, которая тоже незначительно менялась в зависимости от производственных возможностей.

Австро-венгерские бронеавтомобили Первой мировой войны


Известно, что бронеавтомобили Romfell использовались на Балканском и Русском фронтах, после чего часть машин этого типа была переведена в подразделения, готовившиеся воевать с Италией. В 1919 году один австро-венгерский броневик стал трофеем румынских войск, которые использовали его в течение некоторого времени.

***

Юнович, Романик и Феллнер смогли создать достаточно интересные проекты бронеавтомобилей. Однако состояние австро-венгерской промышленности не позволило освоить массовое производство новой техники, что соответствующим образом сказалось на эффекте от ее эксплуатации. В то время, когда некоторые страны производили бронеавтомобили сериями в несколько десятков единиц, Австро-Венгрия смогла собрать лишь дюжину машин двух типов. Главной причиной подобных неудач следует считать мнение, которого придерживалось австро-венгерское командование до самого начала Первой мировой войны. Военные не считали броневики перспективной и важной техникой и не поддерживали их развитие. В итоге уже во время войны стране пришлось наверстывать упущенное, и особых успехов в этом достигнуто не было.


По материалам сайтов:
http://militaryfactory.com/
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://warstar.info/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. mirag2 18 февраля 2014 07:32
    Оп!
    А вот и еще одна статеечка в продолжение темы.
    Благодарю.
  2. AKuzenka 18 февраля 2014 15:34
    Состояние и настроения в Австро-Венгрии хорошо описал Ярослав Гашек в своём нетленном произведении.
    1. samoletil18 19 февраля 2014 16:25
      Цитата: AKuzenka
      хорошо описал Ярослав Гашек

      Как наших чиновников вижу, так либо Гашек, либо О'Генри, либо Салтыков-Щедрин на ум приходят. Объективно, что чиновничиество и прочие "пристроившиеся" всех нас за Швейков считают.
  3. Алекс 4 июля 2014 17:12
    Замечательная статья, спасибо! "+"

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня