Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика

Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика


Из двухсот стран мира лишь две смогли наладить массовое строительство эсминцев УРО. Остальным современным флотам в силу различных причин приходится искать компромиссы и довольствоваться кораблями меньшего ранга.

Фрегаты!


Боевые корабли водоизмещением 4-6 тыс. тонн, главным назначением которых видится борьба с воздушным и подводным противником при сопровождении основных сил флота и особо важных конвоев на любом удалении от берега. По эффективности систем ПВО/ПЛО современные фрегаты близки к эсминцам, однако уступают последним в мореходности и ударном аспекте (меньший боекомплект, отсутствие в номенклатуре боеприпасов тактических КРМБ, артиллерия меньшего калибра).

Наибольшую популярность эти скромные корабли приобрели у европейских заказчиков: Бундесмарин, Марина Милитаре, Марин Насьональ, Конинклике Марин… Каждый из европейских флотов слаб по отдельности, но вместе они способны сокрушить любого, кто посмеет нарушить покой в водах Евросоюза. Впрочем, все разговоры о противостоянии российской Средиземноморской эскадры и европейских моряков далеки от реальности: европейские фрегаты — корабли мирные. Они ориентированы на решение чисто оборонительных задач.

Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика

Большинство "европейцев" ввиду экономии средств конструктивно недогружено. При необходимости на них можно установить еще чёртову уйму оружия. Яркий пример — голландский "Де Зевен Провинсиен", чьи создатели сэкономили на шестой секции УВП.

Как правило, это крупные боевые единицы, чьи размеры вплотную приближаются к размерам эсминцев, а полное водоизмещение достигает шести и более тыс. тонн. Все они — корабли стран НАТО, объединенные общими стандартами и тактической сетью обмена данными Link 16, позволяющей поддерживать связь с любым другим «натовским» кораблем или боевым самолетом в режиме реального времени. Меньшие размеры и боекомплект в сравнении с полноценными эсминцами компенсируются техническим совершенством их конструкций. Каждый еврофрегат представляет собой шедевр кораблестроения, созданный с учетом последних достижений науки и техники. По ряду боевых характеристик они могут всерьез соперничать с российским атомным крейсером и «заткнуть за пояс» американский суперэсминец «Орли Берк».

Несмотря на кажущееся разнообразие, все еврофрегаты принадлежат к трем большим группам.

Германцы

Представители:
— фрегаты ПВО типа «Саксония» (Германия) — построено 3 единицы;
— фрегаты ПВО/командные корабли типа «Де Зевен Провинсен» (Нидерланды) — 4 единицы.
— фрегаты ПВО типа «Ивер Хьютфельд» (Дания) — 3 единицы.

Экспорт: периодически появляется информация, связанная с планами постройки пары фрегатов, подобных немецкому Sachsen-Klasse, для ВМС Израиля.


Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика

Фрегат с управляемым ракетным оружием (УРО) "Гамбург"

Крепкий тевтонский характер, граненая «башня» фок-мачты, окраска «грозовой серый»… Фрегаты северных стран демонстрируют всю серьезность своих намерений.

Главное, что связывает эти небольшие, но мощные корабли — принцип построения ПВО. Внутри усеченной пирамиды в передней части надстройки скрываются блоки системы APAR — маленького радиоэлектронного чуда, созданного руками специалистов компании Thales Nederland. Многофункциональный радар с четырьмя активными ФАР, каждая решетка которого состоит из 3424 приемно-передающих модулей, работающих в X-диапазоне.

Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика

Фрегат/командный корабль "Тромп" ВМС Нидерландов

Помимо APAR, в радиотехнический комплекс средств обнаружения кораблей входит РЛС дециметрового диапазона SMART-L (активная ФАР, механическое сканирование по азимуту). Данный радар предназначен для контроля воздушного пространства на большой дальности — 480 км, с перспективой обнаружения блоков баллистических ракет на заатмосферных высотах с дистанции до 1000 км. Фактически, каждый еврофрегат представляет собой мобильную версию станции предупреждения о ракетном нападении (СПРН)!

Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика


В отличие от мощного, но дальнозоркого SMART-L, приоритетная задача сантиметрового радара APAR — слежение за горизонтом и своевременное обнаружение целей, движущихся на фоне воды. Среди других возможностей уникальной станции — работа в режиме обзорного радара (автоматическое сопровождение до 200 воздушных целей на дальности 150 км), навигация и корректировка артиллерийского огня.

В задачи APAR входит не только обнаружение, распознавание и сопровождение сотен низколетящих объектов, но и управление зенитным огнем: APAR формирует «пучки» для передачи команд на автопилоты ЗУР, а также выполняет подсветку целей для ракет с полуактивным наведением (технология ICWI, на момент появления не имевшая аналогов в мире). Возможности радара позволяют одновременно координировать полет до 32 ракет ESSM на маршевом участке, в т.ч. 16 на терминальной стадии!

Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика

"Ивер Хьютфельд". Любопытно, что датский фрегат построен на базе транспортно-боевого корабля типа "Абсалон" (на заднем плане — норвежский фрегат типа "Ф.Нансен")

Возможности APAR явно избыточны по сравнению с боекомплектом немецких, датских и голландских фрегатов. В качестве зенитного оружия применяются американские технологии — подпалубные УВП, зенитные ракеты семейства «Стендерд-2» и ESSM.

«Саксония» (Sahsen-Klasse) — 32 ячейки УВП MK.41. Стандартный боекомплект состоит из 32 зенитных ракет большой дальности SM-2 Block IIIA и 24 ракет малой и средней дальности ESSM (по 4 в каждой ячейке).

«Де Зевен Провинсен» — 40 ячеек УВП MK.41. Стандартный боекомплект — 32 SM-2 Block IIIA и 32 ракеты ESSM.

Датский «Ивер Хьютфельд» — 32 ячейки Mk.41 для запуска SM-2 Block IIIA. Также на борту находится УВП Mk.56, предназначенная для хранения и запуска 24 ракет ESSM.

Также состав вооружения еврофрегатов включает в себя: американские ПКР «Гарпун» (8-16 шт.), итальянские универсальные орудия калибра 76 и 127 мм, противолодочные системы MK.32 и MU.90. Различные средства самообороны — ракетные комплексы RIM-116, автоматические пушки «Маузер» и «Эрликон» с дистанционном наведением, зенитные автоматы «Голкипер»; 1-2 вертолета. Один из немецких фрегатов (F220 «Гамбург») ради эксперимента был оснащен башней со 155 мм пушкой от САУ Pz.2000. От оснащения своих фрегатов КРМБ «Томагавк» немцы, датчане и голландцы тактично отказались.

В настоящее время янки пугают европейцев иранскими баллистическими ракетами и русскими «Искандерами», предлагая разместить на борту фрегатов ракеты-перехватчики «Стендерд-3». Предложение звучит вполне реалистично: средства обнаружения и управления огнем потенциально позволяют еврофрегатам поражать цели на околоземной орбите.

Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика

"Гамбург" сопровождает АУГ во главе с авианосцем "Дуайт Эйзенхауэр"

Благодаря своим выдающимся способностям по борьбе с воздушными целями еврофрегаты пользуются популярностью в Пентагоне. Их часто «приглашают» на совместные учения и предпочитают ставить в ордер ПВО авианосных ударных групп. Если рядом идет немецкий фрегат, янки могут спать спокойно, никакая вражеская ракета им не страшна.

Южане

Представители: многоцелевые фрегаты Frégate européenne multi-mission (FREMM).

Франция — заказано 8 единиц (подтип «Аквитания»), к настоящему времени построено 2, строительство продолжается. Италия — заказано 8 единиц (подтип «Бергамини»), в период с 2008 по 2014 гг. было построено 3, строительство продолжается.

Экспорт: фрегат «Мохаммед VI» — построен во Франции для ВМС Марокко (2014 г.). Шесть фрегатов FREMM планировала закупить Греция, однако ввиду известных событий от покупки столько дорогостоящей техники грекам пришлось воздержаться. К настоящему времени достигнута договоренность о передаче в лизинг ВМС Греции двух фрегатов FREMM из состава французских военно-морских сил.


Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика


Жизнерадостные «макаронники», что «умеют строить корабли, но совершенно не умеют на них воевать». И технологически развитая Франция, которая всегда придерживалась независимой политики в сфере ВПК. Симбиоз двух корифеев мирового кораблестроения дал закономерный результат — фрегат FREMM вышел всем на зависть.

Строго говоря, FREMM — шаг назад и в строну. Европейцы умеют строить и лучше — еще 10 лет назад ставка делалась на фрегаты ПВО типа «Горизонт». Но уж слишком дорогим получился этот корабль — каждый фрегат размером с добрый эсминец обошелся правительствам Италии и Франции по цене свыше 1 млрд. евро за штуку!

Современный FREMM — это попытка снизить расходы, сопряженная с желанием повысить ситуационную «гибкость» корабля. Была полностью пересмотрена концепция ПВО — место уникальной связки радаров EMPAR (поиск НЛЦ) и S1850M (обзор неба) заняли:

На французских кораблях — единая многофункциональная РЛС Héraklès.

3D-радар дециметрового диапазона, предназначенный для обнаружения любых типов воздушных и надводных целей в пределах радиогоризонта. Максимальная дальность обнаружения объектов на больших высотах может достигать 250 км. Имеется возможность создания десятков радиоканалов для управления полетом выпущенных ЗУР и режим «подсветки» целей — несмотря на то, что Herakles работает в комплексе с ракетами «Астер-15/30», имеющими активную радиолокационную ГСН.

На итальянских кораблях — KRONOS MFRA.

3D-радар сантиметрового диапазона с активной ФАР, способный отслеживать перемещения до 300 воздушных целей. Предназначен для обеспечения ПВО фрегата в ближней зоне, с частичным выполнение функции РЛС дальнего обзора. Способен выполнять функции радиолокатора управления полетом зенитных ракет.

Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика

Многоцелевой фрегат ВМС Италии "Карло Бергамини"

Разумеется, «единые радары для обнаружения любых целей» — горькая ирония: европейцам пришлось пожертвовать зональной ПВО и/или ослабить контроль за ближней зоной. Но таковы требования времени — создатели FREMM уложились в требуемую смету (от €470 млн. за экспортный фрегат для ВМС Марокко до €592 млн. для французских фрегатов, без учета НИОКР).

По факту, FREMM — целое семейство многофункциональных фрегатов: «Аквитания», «Берганини», FREDA… на любой вкус заказчика!

Франки заказывают для своих ВМС сразу две модификации:

Многоцелевая «Аквитания» оснащается двумя типами УВП — 16 ячеек SYLVER A-43 для запуска зенитных «Астер-15» и 16 ячеек SYLVER A-70 для запуска SCALP Naval (европейский аналог крылатой ракеты «Томагавк»).

Фрегат ПВО FREDA — обновленная РЛС Heracles и 32 ячейки УВП SYLVER A-50 для запуска зенитных ракет большой дальности «Астер-30».

Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика

Французский фрегат "Аквитания", вдали виден УДК типа "Мистраль"

Итальянцы также берут два варианта:

Многоцелевой фрегат «Карло Бергамини» — 16 ячеек УВП SYLVER A-50, зенитные ракеты «Астер-15/30». Зарезервировано место под установку УВП с КРМБ SCALP Naval, но денег на УВП и ракеты не хватило.

Противолодочный «Виргинио Фазан» — в дополнение к УВП, устанавливается комплекс противолодочных ракет MILAS. Имеются отличия в артиллерии — 127 мм универсальная пушка заменена орудием калибра 76 мм.

В остальном — типичный набор: 8 противокорабельных ракет «Экзосет» (Франция) или «Отомат» (Италия), малогабаритные противолодочные торпеды MU90, артиллерия калибра 76 мм с возможностью стрельбы управляемыми зенитными боеприпасами. 1 или 2 вертолета.

Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика


Ключевой особенностью «южных» еврофрегатов считается их традиционная самобытность. Гордость не позволяет использовать чужие идеи — в конструкции FREMM практически полностью отсутствуют зарубежные технологии (за исключением лицензионных ГТД General Electric LM2500 и принятых диапазонов связи НАТО).

Группа №3. Копипастеры

Представители:
— фрегаты типа «Альваро де Басан» (Испания) — 5 единиц;
— фрегаты типа «Фритьоф Нансен» (Норвегия) — 5 единиц.
Экспорт:
— эсминец ПВО типа «Хобарт» (Австралия) — 1 заложен, в планах намечена постройка 3-х кораблей.


Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика


Сборище технически отсталых лодырей, у которых ума и таланта хватило только то, чтобы скопировать эсминцы ВМС США с устаревшей системой «Иджис».

Шутка. Испанцы — знатные корабелы. Но на этот раз, в стремлении избежать лишних расходов, было решено «не изобретать велосипед», а взять за основу корпус и начинку американского Иджис-эсминца, оптимизировав его под местные условия. Видя, что испанские усилия увенчались успехом, идею с Иджис-фрегатом переняли норвежцы и австралийцы. Последние, ввиду повышенного чувство собственного величия, классифицируют «Хобарт» как эсминец.

Фактически «Альваро де Басан» является «кастрированной» версией эсминца «Орли Берк» подсерии IIA, унаследовавшей от последнего все наследственные достоинства и недостатки. Количество ячеек Mk.41 сократилось с 96 до 48 единиц, уменьшилось водоизмещение, куда-то исчез третий радар управления зенитным огнем. В результате «Басан» со своими двумя SPG-62 совершенно не способен отражать массированные атаки с воздуха. Всего две одновременно подсвечиваемые цели — по одной на курсовых и кормовых углах. Сравните это с немецким Sachsen-Klasse (32 канала управления, включая 16 на терминальном участке)!

Впрочем, кое в чем «испанец» оказался даже лучше своего прародителя: инженерам Navantia удалось перебалансировать корабль и обеспечить большую высоту установки антенных решеток РЛС AN/SPY-1 (D) без потери остойчивости. Лишние 5 метров высоты подвеса антенны расширили радиогоризонт на несколько километров, тем самым выиграв с десяток драгоценных секунд при отражении атак низколетящих ПКР.

В остальном «Басан» — типичный фрегат: 32 ЗУР большой и 64 ЗУР средней дальности, 8 ПКР «Гарпун», 127 мм пушка Mk.45 (старая модификация), забавная испанская 12-ствольная «металлорезка» Meroka калибра 20 мм, 12 малогабаритных торпед (здесь не поскупились) и противолодочный вертолет «СиХоук».

Помимо зенитных и противокорабельных ракет, янки пробовали продать испанцам КРМБ "Томагавк", но те, осознав, в чем дело, от "выгодного предложения" отказались. Обладание крылатой ракетой, способной на дальности 1600 км поразить указанный дом, не только повышает чувство собственного достоинства, но и влечет за собой ответственность экономического характера. В случае начала новой локальной войны, янки вежливо "попросят" союзничков разрядить боекомплекты своих кораблей по целям на территории противника. Тем самым, сэкономив "дяде Сэму" добрую сотню миллионов. А потом придется вновь покупать в США ракеты. Но уже за свои деньги.

Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика

Испанский Идальго!


Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика


Не менее веселым получился норвежский «Фритьоф Нансен». Викинги еще сильнее «обрезали» испанский фрегат, оставив лишь одну 8-ячеечную УВП. По мнению норвежских моряков, им требовался крупный патрульный фрегат для охраны своих арктических сокровищ. Очевидно, никаких реальных военных угроз в том регионе норвежцы не замечают. Для борьбы с моржами и тюленями вполне достаточно 32 ЗУР средней/малой дальности ESSM.

Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика

HNoMS Fridtjof Nansen (F310)


Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика

С такого ракурса хорошо видна пустынная палуба в носовой части с единственной секцией УВП


Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика

Спуск на воду фрегата "Тур Хейердал", 2009 год
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 54
  1. ABV 17 февраля 2014 08:37
    Браво за обзор! отличные фото и аналитика...
    ABV
    1. Арберес 17 февраля 2014 09:19
      Цитата: ABV
      Браво за обзор!

      C огромным удовольствием присоединяюсь! ОЛЕГ-спасибо за труд. hi
      1. AVV 17 февраля 2014 12:38
        Цитата: Арберес
        Цитата: ABV
        Браво за обзор!

        C огромным удовольствием присоединяюсь! ОЛЕГ-спасибо за труд. hi

        Нам нужно брать самое лучшее на вооружение,что есть на западе,добавлять свое и делать шедевр !!!Пока,что фрегаты,корветы,затем эсминцы,крейсера,когда нибудь и до авианосца доберемся,тогда когда более скромных кораблей будет достаточно!!!
        AVV
    2. kerosene 17 февраля 2014 14:21
      Аналитика от слова "анал". Слепое преклонение перед Западом. А тем временем характеристики вооружения не раскрыты, стойкость их радаров к средствам РЭБ не раскрыта. О чем статья? Бла-бла-бла европецы сделали классные ололо пыщ-пыщ кораблики с воодоизмещением эсминца и вооружением убогого корвета? Возмем УР SM-2 - скорость 3М на высоте, для стрельбы по низковысотным и скоростным целям непригодна! Возмем Гарпун - дозвуковая хрень с дальностью пуска 280 км и то, только у версии RGM-84D2. Может сравним с Ониксом? У которого дальность пуска до 460 км и скорость до 3М? Или может с ПКР Вулкан с дальность пуска до 700 км и возможностью нести тактический ядерный заряд мощностью до мегатонны, который 1 может уничтожить любую группировку кораблей?

      Статья - ниочем, фуфло.
      kerosene
      1. Serg65 17 февраля 2014 15:00
        Товарищ адмирал kerosene, вы наверное дважды герой Call of Duty?? В статье сделан обзор кораблей вероятного противника, где вы здесь увидели восхваление? Возмём то, возмём это....в морской бой играите что ли? Попал, не попал? Попробуйте отбиться в своём виртуальном бою от 15-20 дозвуковых хреней с дальностью пуска 280 км. А фрегаты, как корабли действительно не плохие, засунуть на них наше вооружение так им цены не будет.
        1. kerosene 18 февраля 2014 06:52
          Какой обзор? Вся статья состоит из сплошных перлов.

          приоритетная задача сантиметрового радара APAR — слежение за горизонтом и своевременное обнаружение целей, движущихся на фоне воды. Среди других возможностей уникальной станции — работа в режиме обзорного радара (автоматическое сопровождение до 200 воздушных целей на дальности 150 км)


          А теперь смотрим официальный документ от Thales Group
          https://www.thalesgroup.com/sites/default/files/asset/document/Datasheet%20APAR_
          DS154_10_12_HR.pdf

          Указана возможность обнаружения низковысотных целей на дальности до 75 км и всех остальных до 150 км. Нет ни слова про "200 сопровождаемых" целей, которые автор подчерпнул из англо-американских мурзилок.

          Возможности радара позволяют одновременно координировать полет до 32 ракет ESSM на маршевом участке, в т.ч. 16 на терминальной стадии!


          Это вообще клей из ноздрей. В официальной доке сказано лишь, - "Proven system performance in more than 30 live firings". То есть провели более 30 живых пусков ЗУР и все.

          Остальной бред даже разбирать лень. Особенно про "небывалые возможности ПВО" и про SM-3 которые типа против Искандеров, хотя у Искандера ракета квазибаллистическая и летит на высоте в 5! раз меньшей, чем способен перехватывать кинетический перехватчик у SM-3, который работает в космосе на высоте 250 км.
          kerosene
          1. SWEET_SIXTEEN 18 февраля 2014 08:46
            Цитата: kerosene
            Возможности радара позволяют одновременно координировать полет до 32 ракет ESSM на маршевом участке, в т.ч. 16 на терминальной стадии!

            Это вообще клей из ноздрей. В официальной доке сказано лишь, - "Proven system performance in more than 30 live firings". То есть провели более 30 живых пусков ЗУР и все.

            В огороде бузина. а в Киеве - дядька
      2. saturn.mmm 17 февраля 2014 16:43
        Цитата: kerosene
        Статья - ниочем, фуфло

        Жду с нетерпением Вашу патриотическую статью, с исправлением всех недочетов Олега, почитаю с удовольствием.
    3. kerosene 17 февраля 2014 14:25
      А кто-нибудь в курсе, что наши ЗУР типа 48Н6ДМ с дальностью пуска до 250 км могут атаковать и морские цели или что они могут нести тактический ядерный заряд, чтобы одной-двумя ЗУР уничтожить все что американцев будет в воздухе?
      kerosene
      1. dustycat 17 февраля 2014 18:31
        Цитата: kerosene
        они могут нести тактический ядерный заряд

        И чё?
        Когда дело доходит до ТЯЗ, там фрегатам уже делать нечего. Тем более особой разницы между ТЯЗ и СЯЗ вряд ли кто разглядит когда пыль над планетой после ядерной зимы рассеется.
        А вот без лишней пыли устроить локальную бесполетную зону в размере видимого горизонта в месте выгрузки С300 или С400 это хороший вариант.
        А потом уже С300/400/500 устроят бесполетную зону до орбиты "и немного дальше".
    4. cdrt 17 февраля 2014 16:17
      Автору огромное спасибо за отличный обзор.
      Вот только почему стран, освоивших эсминец только две?
      Вроде как:
      - США
      - Япония
      - Южная Корея
      это минимум 3 страны

      Ну и непонятно почему Великобритания с своим Type 45 не попала.
      1. SWEET_SIXTEEN 17 февраля 2014 16:58
        Цитата: cdrt
        Автору огромное спасибо за отличный обзор.

        Пожалуйста. Комментируйте на здоровье
        Цитата: cdrt
        Вот только почему стран, освоивших эсминец только две?

        лишь две смогли наладить массовое строительство эсминцев УРО
        Таких только две - штатники и Япония
        Цитата: cdrt
        - Южная Корея

        Всего 3 Кинг Седжена, остальные - корветы и фрегаты
        Цитата: cdrt
        почему Великобритания с своим Type 45 не попала.

        Не, 8000 тонн это уж слишком

        Кстати, у британии всего 6 эсминцев Тип45, остальные 13 -фрегаты тип23 (в будущем - фрегаты тип26 Global Combat Ship)
  2. Арбатов 17 февраля 2014 09:45
    Добротно, грамотно, красиво!
  3. Serg65 17 февраля 2014 09:57
    Отличная, обзорная статья! Олег, у вас получаются отличные статьи, у меня даже отношение к вам поменялось, только прошу вас, не вдавайтесь в стратегические изыскания, не благодарное это дело.
    1. SWEET_SIXTEEN 17 февраля 2014 16:39
      Цитата: Serg65
      не вдавайтесь в стратегические изыскания, не благодарное это дело.

      стратегические)))
  4. kirgudu 17 февраля 2014 10:03
    Вид какой-то у них не первой свежести, как будто лет 20 уже ходят.
    1. roma-belij 17 февраля 2014 11:59
      Уважаемый kirgudu, уже после 2-х недель в море, даже свежепокрашенный корабль покрывается пятнами ржавчины, потёками и т.д. А уж если были ракетные стрельбы, то вид ещё печальнее. Поэтому любое возвращение в порт начинается с покраски и ОЧЕНЬ большой приборки. От возраста вид корабля мало зависит.
      1. Serg65 17 февраля 2014 15:06
        Цитата: roma-belij
        Уважаемый kirgudu, уже после 2-х недель в море, даже свежепокрашенный корабль покрывается пятнами ржавчины, потёками и т.д. А уж если были ракетные стрельбы, то вид ещё печальнее. Поэтому любое возвращение в порт начинается с покраски и ОЧЕНЬ большой приборки. От возраста вид корабля мало зависит.


        Ну почему же? Корабль в возрасте сразу заметен, шпангоуты как рёбра у старой клячи торчат, вмятины от героических рейдовых буксиров, мятый кормовой срез от лихих швартовок.
        1. dustycat 17 февраля 2014 18:44
          Цитата: Serg65
          Ну почему же? Корабль в возрасте сразу заметен, шпангоуты как рёбра у старой клячи торчат, вмятины от героических рейдовых буксиров, мятый кормовой срез от лихих швартовок.


          Хм..В возрасте говорите?
          Поймать шквал в порту и удержать корабль уперев его кормой в причальную стенку или поймав навал на причал можно и на следующий день после сдачи и перед сдачей заказчику.
          Поймать "девятый вал"("нелинейную" волну) скулой можно и на ходовых испытаниях перед сдачей. Она бывает и из мертвой зыби и при полном штиле вылазит. Особенно в северных морях валы тяжоолые бывают. Вот вам и набор шпангоутов проявился. Если вообще дырой в форштевне размером с камаз не проявиться.
          Ну а лихие рейдовые буксиры - это вообще просто как отдача швартовых - вещь неизбежная.
          Так что за полгода укатать свежеспущенный корабль - тем более сильно облегченное в фюзеляже - это не трудно.
          Портовые и речные буксиры "освежаются" за полнавигации.
          Особенно если в сечку попадут.
          1. Serg65 18 февраля 2014 07:49

            Поймать шквал в порту и удержать корабль уперев его кормой в причальную стенку или поймав навал на причал можно и на следующий день после сдачи и перед сдачей заказчику.

            Как далеко флотское искусство судовождения продвинулось!!!!! Уперев корму в причальную стенку-это как? При шквале, с таким подходом к корме, вы получите испанскую розочку а не вмятину!
            Если вообще дырой в форштевне размером с камаз не проявиться.
            Это вообще картина маслом из области фантастики good Про девятый вал даже разговаривать не буду.

            Так что за полгода укатать свежеспущенный корабль

            Сравните РКР "Москва" с 1982 г. в строю и СКР (БПК) "Сметливый" в строю с 1969 г., так небо и земля, хотя оба совсем не молодые.
  5. Nayhas 17 февраля 2014 10:03
    Хорошая работа Олег! Конечно не обошлось без традиционного пинка в адрес Иджис, но ничего...
    Хотелось бы заступиться за норвежцев. Им удалось выше чем кому либо поднять антенны AN/SPY-1 над уровнем воды. То что установлена одна восьми элементная секция MK41 это да, но зарезервировано место ещё для одной секции. Ну и восемь лучших в мире ПКР Naval Strike Missile это не хухры-мухры. Единственный минус, это всего один вертолёт, но блин водоизмещение всего 5 тыс. т.! Для условий Норвегии лучшего не может быть.
    П.С: и ещё, пугалка в виде Long Range Acoustic Device осталась вами не замечена.
    1. SWEET_SIXTEEN 17 февраля 2014 16:50
      Цитата: Nayhas
      Конечно не обошлось без традиционного пинка в адрес Иджис

      Уж 30 лет прошло, а янки все продолжают крутить старую шарманку
      Цитата: Nayhas
      Им удалось выше чем кому либо поднять антенны AN/SPY-1 над уровнем воды

      Да там была изначально бредовая идея. С этим универсальным радаром и расположением его решеток

      Берк действительно сконструирован как-то чудно, антенны слишком низко (на заднем плане - испанец)
    2. leon-iv 17 февраля 2014 17:40
      восемь лучших в мире Naval Strike Missile

      эмм с этого момента поподробнее.
      Joint Strike Missile по мне так интереснее из за носителя.
      1. Nayhas 18 февраля 2014 08:40
        Цитата: leon-iv
        эмм с этого момента поподробнее.

        Что отличает NSM от всех остальных ПКР.
        1. Масса, ВСЕГО 410кг.! Самая лёгкая ПКР с дальностью 200км.
        2. Размеры, длина 3,95м. (это со стартовым ускорителем)
        3. Отличная ТГСН с высокой помехозащищенностью. Вообще ТГСН самый надежный тип ГСН. Любую РЛГСН можно задавить помехами, т.к. в габариты ПКР тяжело "впихнуть" мощную РЛС. Все ПКР с РЛГСН выдают себя излучением своей ГСН, что предупреждает атакованный корабль о атаке и позволяет во время выставить помехи, привести в готовность средства ПВО. ТГСН имеет более широкое поле обзора, не выдаёт ПКР никаким излучением, наводится на ИК излучение корабля (которое всегда выше температуры воды), отраженное УФ излучение, плюс сам видимый образ корабля.
        Т.е. норвежцы смогли в минимальных габаритах создать ПКР с надежной системой наведения и большой дальностью. Масс-габаритные характеристики важны в плане расширения номенклатуры носителей, а также количества ПКР на носителе.
        Цитата: leon-iv
        Joint Strike Missile по мне так интереснее из за носителя.

        NSM от JSM отличается только расположением воздухозаборника, а также отсутствия стартового ускорителя, что снизило массу до 340 кг. В остальном это та же NSM. Чем ещё привлекательнее JSM, так это возможностью запуска с вертолёта, что позволяет наносить точные удары на большем расстоянии.
        1. leon-iv 18 февраля 2014 11:45
          1. Масса, ВСЕГО 410кг.! Самая лёгкая ПКР с дальностью 200км.

          Бч хилая
          2. Размеры, длина 3,95м. (это со стартовым ускорителем)

          Бч хилая альтернативной химии нет еще пока.
          Отличная ТГСН с высокой помехозащищенностью.

          Это слова, какой диапазон например?
          Все ПКР с РЛГСН выдают себя излучением своей ГСН, что предупреждает атакованный корабль о атаке и позволяет во время выставить помехи, привести в готовность средства ПВО.

          Ващето ИСН давно юзается. А у нормальных караблей стоят радары которые должны засечь ракету раньше чем она ГСН включит.
          Вообще ТГСН самый надежный тип ГСН

          Нет, у каждой ГСН свои проблемы.

          Т.е. норвежцы смогли в минимальных габаритах создать ПКР с надежной системой наведения и большой дальностью. Масс-габаритные характеристики важны в плане расширения номенклатуры носителей, а также количества ПКР на носителе.

          Следует читать так Норвежцы сделали дешевую массовую ракетку для уничтожения слабозащищенных кораблей и сильных при массовых пусках. Так же еще инетресны условия применения Ракеты. А так же с какой дальности происходит захват цели. Какой РЕАЛЬНЫЙ угол обзора ГСН.
          Для самолета Вертолета нормально для НК слабовато.
  6. chunga-changa 17 февраля 2014 10:39
    Нам бы такую электронику как у немцев.
  7. тлауикол 17 февраля 2014 11:13
    состав вооружения говорит о том, что нашего флота они уже в упор не видят, и вообще не рассматривают всерьез. единственное, что их беспокоит - это МБР и остатки авиации. печалька
    1. Tirpitz 17 февраля 2014 12:44
      Европейцы рассматривают угрозу (основную) только с воздуха. Ходят соединениями или в состава АУГ США. Чего им боятся то.
      Tirpitz
  8. sevtrash 17 февраля 2014 11:17
    Не хватает самого интересного - сравнения с советскими-российскими образцами эсминцев/фрегатов. Может автор сделает еще одну статью? Хорошо же получается.
    1. андрей юрьевич 17 февраля 2014 12:59
      эскадренный миноносец проект 956 "сарыч"или "современный"
      1. Serg65 17 февраля 2014 15:09
        Офигеть какая шапка, в мои времена за такую шапку взгрев был жестокий am
      2. Комментарий был удален.
      3. Комментарий был удален.
      4. dustycat 17 февраля 2014 18:48
        А медведь на трубе конкретный сидит...
        За такого и на берегу можно от начсмены квартал без премии получить.
      5. silver_roman 17 февраля 2014 19:10
        наверно на чистой непереработанной нефти плавает)))
    2. kerosene 17 февраля 2014 14:12
      А что там сравнивать? У нас есть тактическое ЯО, а у них нет. Поэтому по барабану сколько у них там УВП или какого типа радар. Сбить тяжеленный Гранит прущий на 2,8М и несущий заряд мегатонного класса они физически не в состоянии даже сегодня. А на подходе у нас гиперзвуковой Циркон-С с дальностью пуска 1300 км.
      kerosene
      1. vyatom 17 февраля 2014 14:37
        Цитата: kerosene
        А что там сравнивать? У нас есть тактическое ЯО, а у них нет. Поэтому по барабану сколько у них там УВП или какого типа радар. Сбить тяжеленный Гранит прущий на 2,8М и несущий заряд мегатонного класса они физически не в состоянии даже сегодня. А на подходе у нас гиперзвуковой Циркон-С с дальностью пуска 1300 км.

        Только непонятно почему норвеги так по-хозяйски ведут себя в Баренцевом море?
        vyatom
      2. dustycat 17 февраля 2014 18:50
        Цитата: kerosene
        У нас есть тактическое ЯО, а у них нет.


        И чё?
        А про противоядерный конвой вам не рассказывали?
        И расход получается один к одному.
        Так зачем делать это дороже?!
    3. SWEET_SIXTEEN 17 февраля 2014 16:35
      Цитата: sevtrash
      сравнения с советскими-российскими образцами эсминцев/фрегатов.

      Это корабли разных классов У европеоидов фрегаты здоровые, почти эсминцы (по 6 и более тыс. тонн) Наш 11356 почти в 1,5 раза меньше.

      Хотя любой корабль огромен по сравнению с человеком. Вот например. индийский Тальвар - экспорт 11356. Вблизи - целый линкор)))
    4. cdrt 17 февраля 2014 16:38
      Цитата: sevtrash
      Не хватает самого интересного - сравнения с советскими-российскими образцами эсминцев/фрегатов. Может автор сделает еще одну статью? Хорошо же получается.


      Ну ... а сравнивать то как?
      Дуэльная ситуация явно надуманна ибо НАТОвцы в серьезной передряге действительно ходят только в охранении АУГ.
      А так - наши корабли традиционно имеют очень сильные ПКР -
      это если 956 (сколько их осталось в составе - 2-3 штуки) и неплохая относительно ПВО.
      БПК - ракеты послабее, ПВО тоже, все-таки это аналог Спрюэнсов, с кораблями воевать изначально для них было дело 10-ое.
      При этом нужно фактически сравнивать нашу КУГ:
      например Петр Великий или какой-нибудь из 1164 + ЭМ УРО + 2 БПК с поддержкой 1 949А и 1 971) против АУГ в составе АВ + 1-2 Тикондероги + 2-3 Орли + 2 ПЛА Лос-Анджелес или QEII + 2-3 Дэринга + 1-2 ФР УРО 23 + 1-2 Астьют.

      И кстати получится, что эсминцы наши (те самые 2-3 956) вполне так ничего свою работу выполнят.
      1. sevtrash 17 февраля 2014 22:38
        Цитата: cdrt
        Ну ... а сравнивать то как?


        Ну конечно не дуэльная ситуация. То же, что Олег отмечал для вышеуказанных фрегатов - возможности ПВО, противолодочной обороны. На какой дальности, что могут обнаружить, сопровождать, на каком расстоянии и что и сколько сбить, с какой вероятностью, боезапас.
      2. kplayer 18 февраля 2014 21:47
        Чего-чего!? там у 956-х эсминцев, неплохая ПВО?
      3. Комментарий был удален.
  9. USNik 17 февраля 2014 13:49
    Цитата: Nayhas
    Ну и восемь лучших в мире ПКР Naval Strike Missile это не хухры-мухры.
    Эээммм, я конечно не спец, но всё равно не понимаю как более тяжелый и сверхзвуковой "Яхонт", может проиграть более легкой и дозвуковой Naval Strike Missile?
    USNik
    1. UpgradeComplete 17 февраля 2014 13:59
      а что тут собственно понимать? раз белый дом говорит что эти ракеты лучшие - значит так и есть! Или вы не согласны? американцы - великие войны, это они выиграли вторую мировую войну, и вообще все войны в которых участвовали, они лучше знают. Все, больше подобных вопросов не задавайте. Око сарумяна следит за вами.
      UpgradeComplete
    2. kerosene 17 февраля 2014 14:27
      Когда еврею и прочим пораженцем нечем похвалится, они начинают хвалиться "сиськами Памеллы Андерсон". Это психологический комплекс такой.
      kerosene
    3. SWEET_SIXTEEN 17 февраля 2014 16:29
      Цитата: USNik
      как более тяжелый и сверхзвуковой "Яхонт", может проиграть более легкой и дозвуковой Naval Strike Missile?

      Насчет "лучшести" NSM не уверен, но другая малогабаритная ПКР - амерский "Гарпун" действительно удивляет:

      Его ставили на амерские линкоры, крейсеры, эсминцы, европейские фрегаты, иранские ракетные катера(наклонная пусковая установка Mk.143), запускали с однобалочных ПУ (MK.11 и Mk.13), из 8-зарядной коробчатой ПУ "АСРОК" (на фрегатах "Нокс"), с наземных трейлеров (береговые ракетные батареи ВМС Нидердандов)... Существет верси дл подводного запуска из стандартных ТА подводных лодок (SUB-Гарпун). Авиация может таскать их пачками - Б-52, патрульный Орион, F-16, F/A-18 (пару штук поднимет без проблем). Ракета была интегрирована в БРЭО старых штурмовиков A-6 и противолодочных "Викингов" - "Гарпун" таскали все, кто мог его поднять. А поднять его мог почти каждый

      Массированность применения, простота, унификация

      Попробуйте то же самое рассказать про Оникс/Яхонт. За сверхзвук была заплачена огромная цена - "Оникс" получился в 1,5 раза длиннее Гарпуна и в 2 раза толще. Масса в 5-6 раз больше. Даже крупный бомбардировщик (типа Су-34) больше одной не поднимет, запустить через 533 мм торпедный аппарат не получится, на любой катер/фелюгу не поставить = Ограничение по носителям
      1. saturn.mmm 17 февраля 2014 17:07
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Насчет "лучшести"

        Интересно как там "Адмирал Горшков"? Что то везде гробовая тишина, пушку прикрутили или нет за полтора месяца?
        Не успели сделать, а так тоже можно было бы в Вашу статью, для сравнения, жаль.
        1. SWEET_SIXTEEN 17 февраля 2014 17:18
          Цитата: saturn.mmm
          пушку прикрутили или нет за полтора месяца?

          Последнее фото было от Романа (который 1977), "Горшков" по состоянию на 18 января 2014. Пухи нет
          Цитата: saturn.mmm
          Не успели сделать, а так тоже можно было бы в Вашу статью, для сравнения, жаль.

          Низзя, слишком много для 1 статьи
          Про Горшкова, 11356 и Тальвары надо как-нибудь в следующий раз
          1. saturn.mmm 17 февраля 2014 21:47
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Последнее фото было от Романа (который 1977), "Горшков" по состоянию на 18 января 2014. Пухи нет

            Пушка готова, люди утверждают, должны устанавливать, собираются на Балтику весной ЗХИ проводить.
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Про Горшкова, 11356 и Тальвары надо как-нибудь в следующий раз

            Будем ждать, почитаем, обсудим. Спасибо за труд.
      2. leon-iv 17 февраля 2014 17:54
        Ну таки что сравнивать там и тактики применения разные вот и ракеты разные.
        У них основные удары по НК это авиация АУГ у нас ПЛ и НК. У нас "единичные" сверхощные носители у них "дешевизна" и массовость Так что в случае бадабума прикрутят к ПКР СБЧ и подорвут парочку перед основным залпом понаблюдают годную реакцию супостата, а другие рокетки прудут к цели. Ну и супостат тоже не будет отказывать себе в СБЧ.
        У флота СССР были проблемы с ударами по наземным целям. Да чем топить лоханки всяких зимбабвийцев по приемлемой цене.
        Массированность применения, простота, унификация

        Дык поэтому и стали пилить Калибр/Клаб.
      3. olp 17 февраля 2014 18:19
        Даже крупный бомбардировщик (типа Су-34) больше одной не поднимет, запустить через 533 мм торпедный аппарат не получится, на любой катер/фелюгу не поставить = Ограничение по носителям

        масса корабельного Оникса 3т, авиационного варианта наверняка меньше за счёт отсутствия твердотопливного ускорителя
        Су-34 их без проблем 3 штуки таскать может, хотя оптимальная нагрузка для приличной дальности это 2-а Оникса и ПТБ-3000

        имхо,в обозримом будущем только Су-34 с Ониксами имеет возможность хоть как-то заменить Ту-22М3
        olp
        1. тлауикол 17 февраля 2014 19:50
          масса корабельного Оникса 3т, авиационного варианта наверняка меньше за счёт отсутствия авиационного варианта
          1. SWEET_SIXTEEN 17 февраля 2014 20:09
            Цитата: тлауикол
            за счёт отсутствия авиационного варианта

            Макет "Брамос" авиационного базирования

            Тяжеловат, конечно. Больше одной Су-30 не унесет
            1. тлауикол 18 февраля 2014 05:52
              очень смешно, Олег ! и как применять сие чудо ? подвесить под самолет 1-3-8 ракет ( как уже 15 лет обещают производители ) - и таранить корабль ? При этом имеют наглость сравнивать несуществующую ракету с NSM, RBS, Гарпуном и говорить насколько она лучше.

              то, что задумывалось как хорошая идея, ( хотя аналоги в мире уже давно были ) уже переживает свой век, так и не опередив время. Пока этот вариант допилят, пока примут на вооружение - это будет рядовая ракета, причем огромная, громоздкая и дорогая. Илья Муромец тоже 33 года на печи сидел, ждал чуда.

              Когда уже полетит то ?

              Ну, ладно, статья не об авиации. Надо новую ветку создавать, а то зафлудили тему
            2. почтальон 18 февраля 2014 14:19
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              . Больше одной Су-30 не унесет

              Су-30МКИ!!
              1. М- модернизированный ,К- коммерческий
              улучшить маневрирование на малых скоростях полета, а также совершенно новым бортовым оборудованием, благодаря которому он мог бы уничтожать воздушные, наземные и морские цели.

              http://www.airwar.ru/image/idop/fighter/su30mki/su30mki-14_small.jpg
              На килях самолета нанесли небольшую надпись - "Су-30МК"
              2.И - индийский
              В ноябре 1998 года Су-30МКИ (борт "01") экспонировался на авиационной выставке "Аэро-Индия 98" в Бангалоре.

              3. предельная взлетная: 38800 кг/Боевая нагрузка: 8000 кг
              "Унести" то он бы УНЁС:
              PJ-10 «BrahMos»- авиационного базирования — 2500 кг
              КУДА И КАК ПОДВЕСТИТЬ?
              КАК лететь с "дополнительными" миделями
              почтальон
          2. olp 17 февраля 2014 20:38
            существует
            olp
            1. тлауикол 18 февраля 2014 05:42
              существует-существует.. только не летает. и по этому показателю не имеет аналогов в мире - как единственная авиационная ракета, к-рая не летает. ну разве что нелетающий Брамос воздушного базирования составит конкуренцию, да Москит, к-рый пилили-пилили...да так и не допилили
              1. olp 18 февраля 2014 10:45
                и существует и летает
                проблема в том что авиационный вариант Оникса особо не нужен, ракета действительно достаточно тяжёлая и единственный подходящий носитель это Су-34, а новые самолёты в морскую авиацию пока не идут.
                Брамос

                а проблем с авиационным вариантом по умолчанию быть не может, т.к. Оникс уже давно отлично летает.
                olp
      4. dustycat 17 февраля 2014 19:00
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        но другая малогабаритная ПКР - амерский "Гарпун" действительно удивляет:


        Вот и меня оно удивляет...
        Чем она эффективнее боеприпаса для 300мм "смерча" или "буратино" в противотанковом планирующем варианте?
        Разве что в цене навороченнее.
        Что мешает крылышки и навигацию к нашим 300мм "карандашам" приделать?
    4. cdrt 17 февраля 2014 16:41
      Цитата: USNik
      Цитата: Nayhas
      Ну и восемь лучших в мире ПКР Naval Strike Missile это не хухры-мухры.
      Эээммм, я конечно не спец, но всё равно не понимаю как более тяжелый и сверхзвуковой "Яхонт", может проиграть более легкой и дозвуковой Naval Strike Missile?


      Возможно потому, что они учитывают только ракеты, атакующие на сверхмалых, где у Оникса не такое большое преимущество в дальности перед Гарпуном или NSM.
      А возможно потому, что ничего похожего на наши тяжелые ПКР они не создали - АВ авиацию развивали, соответственно нет четкого понимания роли и эффективности тяжелых сверхзвуковых ПКР.
  10. rezident 17 февраля 2014 19:11
    Томагавк дешевый и малоскоростной. За-то его много и он универсален.
    rezident
    1. No Name 17 февраля 2014 20:34
      Цитата: rezident
      Томагавк дешевый

      Вроде 1,5 млн за единицу. Не так уж и дешево. smile
      No Name
      1. почтальон 18 февраля 2014 14:06
        Цитата: No Name
        Не так уж и дешево

        Не смешно...

        Стоимость контракта на поставку 200 ракет PJ-10 «БраМос» (PJ-10 «BrahMos»)составила 4 млрд долларов США
        $4 000 000 000,00 : 200 = $ 20 000 000,00 (20 миллионов)

        НЬЮ-ДЕЛИ, 2 сентября. (ИТАР-ТАСС). Российско-индийское предприятие "БраМос аэроспейс" получило заказ на поставку сверхзвуковых крылатых ракет Вооруженным силам Индии на общую сумму 4 млрд дол, сообщил источник в министерстве обороны Индии.

        / Вероятно Это с ПК/
        PJ-10 «БраМос» априори ДОРОГ:
        -сверхзвук
        - кол-во
        почтальон
  11. почтальон 18 февраля 2014 13:59
    Цитата: Автор
    чьи создатели сэкономили на шестой секции УВП.

    Не "утрируй"

    Остальные 8 предназначены для Evolved Sea Sparrow Missile (ESSM) - ЗУР малой дальности

    /De overige 8 zijn bestemd voor de Evolved Sea Sparrow Missile (ESSM) korte afstand luchtdoelraket. Met een quad-pack kunnen vier ESSM's per cel geplaatst worden. De ESSM is geschikt voor het onderscheppen van vliegtuigen, zeedoelraketten en schepen./

    Одним из вариантов может быть например: 24 SM-2 + 64 ESSM.
    почтальон
  12. Sledgehammer 19 февраля 2014 18:49
    Автору респект good
    Sledgehammer
  13. Zomanus 22 февраля 2014 19:49
    Неплохой обзор. Корабли как под копирку, обводы и вооружение. И по оружию видно, что и для чего строилось.
  14. Raychel 25 февраля 2014 18:54
    класс, не столько покататься сколько хочется пострелять с оружия на корабле fellow

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня