Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика



Из двухсот стран мира лишь две смогли наладить массовое строительство эсминцев УРО. Остальным современным флотам в силу различных причин приходится искать компромиссы и довольствоваться кораблями меньшего ранга.


Фрегаты!

Боевые корабли водоизмещением 4-6 тыс. тонн, главным назначением которых видится борьба с воздушным и подводным противником при сопровождении основных сил флота и особо важных конвоев на любом удалении от берега. По эффективности систем ПВО/ПЛО современные фрегаты близки к эсминцам, однако уступают последним в мореходности и ударном аспекте (меньший боекомплект, отсутствие в номенклатуре боеприпасов тактических КРМБ, артиллерия меньшего калибра).

Наибольшую популярность эти скромные корабли приобрели у европейских заказчиков: Бундесмарин, Марина Милитаре, Марин Насьональ, Конинклике Марин… Каждый из европейских флотов слаб по отдельности, но вместе они способны сокрушить любого, кто посмеет нарушить покой в водах Евросоюза. Впрочем, все разговоры о противостоянии российской Средиземноморской эскадры и европейских моряков далеки от реальности: европейские фрегаты — корабли мирные. Они ориентированы на решение чисто оборонительных задач.

Велика Европа, а отступать перед Азией некуда: позади Атлантика

Большинство "европейцев" ввиду экономии средств конструктивно недогружено. При необходимости на них можно установить еще чёртову уйму оружия. Яркий пример — голландский "Де Зевен Провинсиен", чьи создатели сэкономили на шестой секции УВП.

Как правило, это крупные боевые единицы, чьи размеры вплотную приближаются к размерам эсминцев, а полное водоизмещение достигает шести и более тыс. тонн. Все они — корабли стран НАТО, объединенные общими стандартами и тактической сетью обмена данными Link 16, позволяющей поддерживать связь с любым другим «натовским» кораблем или боевым самолетом в режиме реального времени. Меньшие размеры и боекомплект в сравнении с полноценными эсминцами компенсируются техническим совершенством их конструкций. Каждый еврофрегат представляет собой шедевр кораблестроения, созданный с учетом последних достижений науки и техники. По ряду боевых характеристик они могут всерьез соперничать с российским атомным крейсером и «заткнуть за пояс» американский суперэсминец «Орли Берк».

Несмотря на кажущееся разнообразие, все еврофрегаты принадлежат к трем большим группам.

Германцы

Представители:
— фрегаты ПВО типа «Саксония» (Германия) — построено 3 единицы;
— фрегаты ПВО/командные корабли типа «Де Зевен Провинсен» (Нидерланды) — 4 единицы.
— фрегаты ПВО типа «Ивер Хьютфельд» (Дания) — 3 единицы.

Экспорт: периодически появляется информация, связанная с планами постройки пары фрегатов, подобных немецкому Sachsen-Klasse, для ВМС Израиля.



Фрегат с управляемым ракетным оружием (УРО) "Гамбург"

Крепкий тевтонский характер, граненая «башня» фок-мачты, окраска «грозовой серый»… Фрегаты северных стран демонстрируют всю серьезность своих намерений.


Главное, что связывает эти небольшие, но мощные корабли — принцип построения ПВО. Внутри усеченной пирамиды в передней части надстройки скрываются блоки системы APAR — маленького радиоэлектронного чуда, созданного руками специалистов компании Thales Nederland. Многофункциональный радар с четырьмя активными ФАР, каждая решетка которого состоит из 3424 приемно-передающих модулей, работающих в X-диапазоне.


Фрегат/командный корабль "Тромп" ВМС Нидерландов

Помимо APAR, в радиотехнический комплекс средств обнаружения кораблей входит РЛС дециметрового диапазона SMART-L (активная ФАР, механическое сканирование по азимуту). Данный радар предназначен для контроля воздушного пространства на большой дальности — 480 км, с перспективой обнаружения блоков баллистических ракет на заатмосферных высотах с дистанции до 1000 км. Фактически, каждый еврофрегат представляет собой мобильную версию станции предупреждения о ракетном нападении (СПРН)!



В отличие от мощного, но дальнозоркого SMART-L, приоритетная задача сантиметрового радара APAR — слежение за горизонтом и своевременное обнаружение целей, движущихся на фоне воды. Среди других возможностей уникальной станции — работа в режиме обзорного радара (автоматическое сопровождение до 200 воздушных целей на дальности 150 км), навигация и корректировка артиллерийского огня.

В задачи APAR входит не только обнаружение, распознавание и сопровождение сотен низколетящих объектов, но и управление зенитным огнем: APAR формирует «пучки» для передачи команд на автопилоты ЗУР, а также выполняет подсветку целей для ракет с полуактивным наведением (технология ICWI, на момент появления не имевшая аналогов в мире). Возможности радара позволяют одновременно координировать полет до 32 ракет ESSM на маршевом участке, в т.ч. 16 на терминальной стадии!


"Ивер Хьютфельд". Любопытно, что датский фрегат построен на базе транспортно-боевого корабля типа "Абсалон" (на заднем плане — норвежский фрегат типа "Ф.Нансен")

Возможности APAR явно избыточны по сравнению с боекомплектом немецких, датских и голландских фрегатов. В качестве зенитного оружия применяются американские технологии — подпалубные УВП, зенитные ракеты семейства «Стендерд-2» и ESSM.

«Саксония» (Sahsen-Klasse) — 32 ячейки УВП MK.41. Стандартный боекомплект состоит из 32 зенитных ракет большой дальности SM-2 Block IIIA и 24 ракет малой и средней дальности ESSM (по 4 в каждой ячейке).

«Де Зевен Провинсен» — 40 ячеек УВП MK.41. Стандартный боекомплект — 32 SM-2 Block IIIA и 32 ракеты ESSM.

Датский «Ивер Хьютфельд» — 32 ячейки Mk.41 для запуска SM-2 Block IIIA. Также на борту находится УВП Mk.56, предназначенная для хранения и запуска 24 ракет ESSM.

Также состав вооружения еврофрегатов включает в себя: американские ПКР «Гарпун» (8-16 шт.), итальянские универсальные орудия калибра 76 и 127 мм, противолодочные системы MK.32 и MU.90. Различные средства самообороны — ракетные комплексы RIM-116, автоматические пушки «Маузер» и «Эрликон» с дистанционном наведением, зенитные автоматы «Голкипер»; 1-2 вертолета. Один из немецких фрегатов (F220 «Гамбург») ради эксперимента был оснащен башней со 155 мм пушкой от САУ Pz.2000. От оснащения своих фрегатов КРМБ «Томагавк» немцы, датчане и голландцы тактично отказались.

В настоящее время янки пугают европейцев иранскими баллистическими ракетами и русскими «Искандерами», предлагая разместить на борту фрегатов ракеты-перехватчики «Стендерд-3». Предложение звучит вполне реалистично: средства обнаружения и управления огнем потенциально позволяют еврофрегатам поражать цели на околоземной орбите.


"Гамбург" сопровождает АУГ во главе с авианосцем "Дуайт Эйзенхауэр"

Благодаря своим выдающимся способностям по борьбе с воздушными целями еврофрегаты пользуются популярностью в Пентагоне. Их часто «приглашают» на совместные учения и предпочитают ставить в ордер ПВО авианосных ударных групп. Если рядом идет немецкий фрегат, янки могут спать спокойно, никакая вражеская ракета им не страшна.

Южане

Представители: многоцелевые фрегаты Frégate européenne multi-mission (FREMM).

Франция — заказано 8 единиц (подтип «Аквитания»), к настоящему времени построено 2, строительство продолжается. Италия — заказано 8 единиц (подтип «Бергамини»), в период с 2008 по 2014 гг. было построено 3, строительство продолжается.

Экспорт: фрегат «Мохаммед VI» — построен во Франции для ВМС Марокко (2014 г.). Шесть фрегатов FREMM планировала закупить Греция, однако ввиду известных событий от покупки столько дорогостоящей техники грекам пришлось воздержаться. К настоящему времени достигнута договоренность о передаче в лизинг ВМС Греции двух фрегатов FREMM из состава французских военно-морских сил.




Жизнерадостные «макаронники», что «умеют строить корабли, но совершенно не умеют на них воевать». И технологически развитая Франция, которая всегда придерживалась независимой политики в сфере ВПК. Симбиоз двух корифеев мирового кораблестроения дал закономерный результат — фрегат FREMM вышел всем на зависть.

Строго говоря, FREMM — шаг назад и в строну. Европейцы умеют строить и лучше — еще 10 лет назад ставка делалась на фрегаты ПВО типа «Горизонт». Но уж слишком дорогим получился этот корабль — каждый фрегат размером с добрый эсминец обошелся правительствам Италии и Франции по цене свыше 1 млрд. евро за штуку!

Современный FREMM — это попытка снизить расходы, сопряженная с желанием повысить ситуационную «гибкость» корабля. Была полностью пересмотрена концепция ПВО — место уникальной связки радаров EMPAR (поиск НЛЦ) и S1850M (обзор неба) заняли:

На французских кораблях — единая многофункциональная РЛС Héraklès.

3D-радар дециметрового диапазона, предназначенный для обнаружения любых типов воздушных и надводных целей в пределах радиогоризонта. Максимальная дальность обнаружения объектов на больших высотах может достигать 250 км. Имеется возможность создания десятков радиоканалов для управления полетом выпущенных ЗУР и режим «подсветки» целей — несмотря на то, что Herakles работает в комплексе с ракетами «Астер-15/30», имеющими активную радиолокационную ГСН.

На итальянских кораблях — KRONOS MFRA.

3D-радар сантиметрового диапазона с активной ФАР, способный отслеживать перемещения до 300 воздушных целей. Предназначен для обеспечения ПВО фрегата в ближней зоне, с частичным выполнение функции РЛС дальнего обзора. Способен выполнять функции радиолокатора управления полетом зенитных ракет.


Многоцелевой фрегат ВМС Италии "Карло Бергамини"

Разумеется, «единые радары для обнаружения любых целей» — горькая ирония: европейцам пришлось пожертвовать зональной ПВО и/или ослабить контроль за ближней зоной. Но таковы требования времени — создатели FREMM уложились в требуемую смету (от €470 млн. за экспортный фрегат для ВМС Марокко до €592 млн. для французских фрегатов, без учета НИОКР).

По факту, FREMM — целое семейство многофункциональных фрегатов: «Аквитания», «Берганини», FREDA… на любой вкус заказчика!

Франки заказывают для своих ВМС сразу две модификации:

Многоцелевая «Аквитания» оснащается двумя типами УВП — 16 ячеек SYLVER A-43 для запуска зенитных «Астер-15» и 16 ячеек SYLVER A-70 для запуска SCALP Naval (европейский аналог крылатой ракеты «Томагавк»).

Фрегат ПВО FREDA — обновленная РЛС Heracles и 32 ячейки УВП SYLVER A-50 для запуска зенитных ракет большой дальности «Астер-30».


Французский фрегат "Аквитания", вдали виден УДК типа "Мистраль"

Итальянцы также берут два варианта:

Многоцелевой фрегат «Карло Бергамини» — 16 ячеек УВП SYLVER A-50, зенитные ракеты «Астер-15/30». Зарезервировано место под установку УВП с КРМБ SCALP Naval, но денег на УВП и ракеты не хватило.

Противолодочный «Виргинио Фазан» — в дополнение к УВП, устанавливается комплекс противолодочных ракет MILAS. Имеются отличия в артиллерии — 127 мм универсальная пушка заменена орудием калибра 76 мм.

В остальном — типичный набор: 8 противокорабельных ракет «Экзосет» (Франция) или «Отомат» (Италия), малогабаритные противолодочные торпеды MU90, артиллерия калибра 76 мм с возможностью стрельбы управляемыми зенитными боеприпасами. 1 или 2 вертолета.



Ключевой особенностью «южных» еврофрегатов считается их традиционная самобытность. Гордость не позволяет использовать чужие идеи — в конструкции FREMM практически полностью отсутствуют зарубежные технологии (за исключением лицензионных ГТД General Electric LM2500 и принятых диапазонов связи НАТО).

Группа №3. Копипастеры

Представители:
— фрегаты типа «Альваро де Басан» (Испания) — 5 единиц;
— фрегаты типа «Фритьоф Нансен» (Норвегия) — 5 единиц.
Экспорт:
— эсминец ПВО типа «Хобарт» (Австралия) — 1 заложен, в планах намечена постройка 3-х кораблей.




Сборище технически отсталых лодырей, у которых ума и таланта хватило только то, чтобы скопировать эсминцы ВМС США с устаревшей системой «Иджис».

Шутка. Испанцы — знатные корабелы. Но на этот раз, в стремлении избежать лишних расходов, было решено «не изобретать велосипед», а взять за основу корпус и начинку американского Иджис-эсминца, оптимизировав его под местные условия. Видя, что испанские усилия увенчались успехом, идею с Иджис-фрегатом переняли норвежцы и австралийцы. Последние, ввиду повышенного чувство собственного величия, классифицируют «Хобарт» как эсминец.

Фактически «Альваро де Басан» является «кастрированной» версией эсминца «Орли Берк» подсерии IIA, унаследовавшей от последнего все наследственные достоинства и недостатки. Количество ячеек Mk.41 сократилось с 96 до 48 единиц, уменьшилось водоизмещение, куда-то исчез третий радар управления зенитным огнем. В результате «Басан» со своими двумя SPG-62 совершенно не способен отражать массированные атаки с воздуха. Всего две одновременно подсвечиваемые цели — по одной на курсовых и кормовых углах. Сравните это с немецким Sachsen-Klasse (32 канала управления, включая 16 на терминальном участке)!

Впрочем, кое в чем «испанец» оказался даже лучше своего прародителя: инженерам Navantia удалось перебалансировать корабль и обеспечить большую высоту установки антенных решеток РЛС AN/SPY-1 (D) без потери остойчивости. Лишние 5 метров высоты подвеса антенны расширили радиогоризонт на несколько километров, тем самым выиграв с десяток драгоценных секунд при отражении атак низколетящих ПКР.

В остальном «Басан» — типичный фрегат: 32 ЗУР большой и 64 ЗУР средней дальности, 8 ПКР «Гарпун», 127 мм пушка Mk.45 (старая модификация), забавная испанская 12-ствольная «металлорезка» Meroka калибра 20 мм, 12 малогабаритных торпед (здесь не поскупились) и противолодочный вертолет «СиХоук».

Помимо зенитных и противокорабельных ракет, янки пробовали продать испанцам КРМБ "Томагавк", но те, осознав, в чем дело, от "выгодного предложения" отказались. Обладание крылатой ракетой, способной на дальности 1600 км поразить указанный дом, не только повышает чувство собственного достоинства, но и влечет за собой ответственность экономического характера. В случае начала новой локальной войны, янки вежливо "попросят" союзничков разрядить боекомплекты своих кораблей по целям на территории противника. Тем самым, сэкономив "дяде Сэму" добрую сотню миллионов. А потом придется вновь покупать в США ракеты. Но уже за свои деньги.


Испанский Идальго!




Не менее веселым получился норвежский «Фритьоф Нансен». Викинги еще сильнее «обрезали» испанский фрегат, оставив лишь одну 8-ячеечную УВП. По мнению норвежских моряков, им требовался крупный патрульный фрегат для охраны своих арктических сокровищ. Очевидно, никаких реальных военных угроз в том регионе норвежцы не замечают. Для борьбы с моржами и тюленями вполне достаточно 32 ЗУР средней/малой дальности ESSM.


HNoMS Fridtjof Nansen (F310)



С такого ракурса хорошо видна пустынная палуба в носовой части с единственной секцией УВП



Спуск на воду фрегата "Тур Хейердал", 2009 год
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти