«Манта» против крейсера

15
Морские мины, даже самые что ни на есть примитивные, по-прежнему остаются одной из главных угроз для боевых кораблей и судов на море, особенно — в мелководных прибрежных районах, узкостях и гаванях портов и военно-морских баз. Яркий тому пример — подрыв на минах в ходе операции «Буря в пустыне» в один день сразу двух крупных боевых кораблей ВМС США.

«Манта» против крейсера


Раннее утро 18 февраля 1991 года, где-то полпятого утра, Персидский залив. Операция «Буря в пустыне» (Operation Desert Storm) находится в самом разгаре — войска многонациональной коалиции готовятся освобождать Кувейт и проводят последние приготовления.

Десантный вертолетоносец «Триполи» (USS Tripoli, LPH-10), тип «Иводзима», который во время операции исполнял роль флагманского корабля соединения минно-тральных средств и на борту которого в тот момент находилась крупная группа вертолетов-тральщиков из состава 14-й эскадрильи вертолетов-тральщиков, направлялся в заданный район, где его винтокрылым машинам надлежало выполнить важную боевую задачу — провести траление района прибрежной акватории, где предстояло осуществить высадку сил морского десанта.

Неожиданно огромный корабль сотрясает мощный взрыв по правому борту. Что это? Торпеда? Мина? Да, мина — гигант «Триполи» стал жертвой иракской якорной контактной мины LUGM-145, которая производилась в Ираке, имела массу взрывчатого вещества 145 кг и мало чем отличалась от ее более старших «рогатых подружек», отправивших в годы Второй мировой войны на дно океанов и морей не одну сотню боевых кораблей и судов. Взрыв пробил в районе ниже ватерлинии корабля дыру размерами примерно 4,9 х 6,1 м, четыре моряка получили ранения. Причем «Триполи» еще повезло — вскоре после взрыва, когда корабль застопорил ход, сопровождавшие его два тральщика обнаружили и оттащили от вертолетоносца еще три мины.

Команде понадобилось 20 часов на заделку пробоины и откачку поступившей внутрь корпуса воды, после чего корабль был готов продолжить решение боевой задачи. Однако это было невозможно — во время подрыва на мине топливные цистерны с авиационным горючим были повреждены, и вертолетам 14-й эскадрильи ничего не оставалось, как оставаться в ангаре «Триполи» (в общей сложности, по имеющимся данным, «Триполи» потерял примерно треть всего топлива, имевшегося на борту на момент подрыва на мине). Через семь суток он направился в Эль-Джубайль, порт и военно-морскую базу в Саудовской Аравии, где 14-я эскадрилья перебазировалась на другой десантный вертолетоносец — «Нью-Орлеан» (USS New Orleans, LPH-11), тип «Иводзима», а затем «Триполи» ушел в Бахрейн для выполнения ремонта. Лишь через 30 суток корабль смог вернутся в боевой состав флота, причем его ремонт обошелся американцам в 5 млн. долл., при том что стоимость одной мины типа LUGM-145 составляет всего около 1,5 тыс. долл.



Но это были еще цветочки — через четыре часа после подрыва «Триполи» на мине подорвался американский крейсер УРО «Принстон» (USS Princeton, CG-59) типа «Тикондерога», находившийся примерно в 28 милях от кувейтского острова Файлака — на левом фланге коалиционной корабельной группировки. На этот раз героем стала мина «Манта» итальянского производства, стоявшая на вооружении ВМС Ирака. Под крейсером сработали сразу две мины — одна взорвалась непосредственно под левым рулевым устройством, а вторая — в носовой части корабля по правому борту.

После двух взрывов заклинило левый руль и был поврежден вал правого гребного винта, а в результате повреждений трубопровода подачи охлажденной воды было затоплено отделение распределительных щитов № 3. Кроме того, некоторые повреждения получила надстройка корабля (как говорят, надстройку «повело»), а корпус крейсера получил локальные деформации (специалисты насчитали три сильные вмятины с частичным проломом корпуса). Ранения различной степени тяжести получили три члена экипажа крейсера.

Впрочем, личному составу удалось быстро восстановить боеготовность корабля — через 15 минут боевая система «Иджис» и расположенные в носовой части корабля комплексы вооружения были готовы к применению по предназначению в полном объеме, что позволило «Принстону», после того как его вывел с минного поля базовый тральщик «Эдройт» (USS Adroit, AM-509/MSO-509), тип «Экми», оставаться в районе патрулирования еще в течение 30 часов, и лишь затем он был сменен другим кораблем. За проявленные в данном эпизоде мужество и героизм корабль и его экипаж получили «Боевую ленточку» (Combat Action Ribbon), специальную награду — планку, вручаемую за непосредственное участие в боевых действиях.



Первичный ремонт крейсер прошел в Бахрейне, а затем при помощи плавбазы эскадренных миноносцев «Акадия» (USS Acadia, AD-42), тип «Йеллостоун», он перешел в порт Джебель-Али, около Дубая (ОАЭ), и затем был переведен в сухой док непосредственно в Дубае, где и были выполнены основные ремонтные работы. Через восемь недель крейсер УРО «Принстон» своим ходом ушел в США, где на нем провели окончательные ремонтно-восстановительные работы.

В общей сложности ремонт корабля обошелся бюджету ВМС США, согласно официальным данным Научно-исследовательского управления (доклад начальника управления контр-адмирала Невина?П. Карра на региональной конференции по вопросам применения минного и противоминного оружия MINWARA в мае 2011 года), почти в 24 млн. долл. (по другим данным, работы по возвращению корабля в строй обошлись американскому флоту и вовсе в 100 млн. долл.), что несоизмеримо больше стоимости двух в общем-то не особо технологически сложных «мелководных» донных мин, каждая из которых обходится покупателю примерно в 15 тыс. долл. Таким вот своеобразным образом итальянские разработчики морских мин поучаствовали в операции «Буря в пустыне».



Однако наиболее существенным результатом «иракской минной угрозы», серьезность которой была подтверждена подрывом «Триполи» и «Принстона», стало то, что командование коалиционных сил отказалось от проведения морской десантной операции, справедливо опасаясь больших жертв. Лишь после войны выяснилось, что иракцы поставили в северной части залива, на десанто-опасных направлениях около 1300 морских мин различных типов.
Смертоносная «Манта»

Мина MN103 «Манта» (Manta) разработана и выпускается итальянской компанией «SEI SpA», расположенной в городе Геди, оснащается неконтактными взрывателями двух типов и классифицируется в специализированной литературе либо как противодесантная, либо как донная. В частности, в справочнике «Jane’s Underwater Warfare Systems» («Средства ведения подводной войны») мина «Манта» классифицируется как «малозаметная противодесантная мина для малых глубин» («stealth shallow water anti-invasion mine»).



Если, как говорится, смотреть на данный вопрос широко, то можно прийти к заключению, что оба этих варианта верны, поскольку мина «Манта» устанавливается на дне на глубинах от 2,5 до 100 метров, но наиболее приоритетным сценарием ее боевого применения является установка мины на мелководье в составе системы противодесантных заграждений, а также в узкостях, проливах, на рейдах, в гаванях и портах. Согласно же отечественной терминологии, «Манта» является неконтактной донной миной.

Главные цели для «Манты» — десантные корабли и катера, выходящие во время проведения морских десантных операций на мелководье, а также боевые надводные корабли и суда малого и среднего водоизмещения, различные катера и подводные лодки, действующие в мелководных районах. Впрочем, как было показано в начале материала, мина «Манта» является весьма грозным и опасным противником и для боевых кораблей большего водоизмещения — вплоть до крейсеров УРО.

В боевой комплект мины «Манта» входят:

— стеклопластиковый корпус, имеющий форму усеченного конуса и в нижней части наполненный балластом, а в верхней — имеющий свободные объемы, заполняемые через отверстия водой после установки мины на грунт;

— заряд ВВ (расположен в нижней части мины);

— запальное устройство;

— предохранительные приборы для безопасной транспортировки мины, ее приготовления и постановки (детонатор до погружения мины на заданную глубину изолирован от заряда взрывчатого вещества);

— приборы кратности и срочности;

— приборы для обеспечения дистанционного управления работой мины по проводам (с берегового поста и т. п.);

— аппаратура неконтактных взрывателей (акустический и магнитный взрыватели);

— блок питания;

— элементы электрической схемы.



Конструктивные особенности мины «Манта» (низкий силуэт, немагнитный стеклопластиковый корпус и пр.) обеспечивают ей высокую степень скрытности даже при использовании противником во время траления таких современных систем, как противоминные поисковые аппараты с гидроакустическими станциями бокового обзора, не говоря уже об использовании традиционных гидроакустических станций миноискания минно-тральных кораблей, тралов различных типов или оптико-электронных средств обнаружения (ТВ-камер). Оценить степень опасности, которую представляет мина «Манта» для боевых кораблей и вспомогательных судов противника, можно по фотографии, на которой изображена такая мина всего через неделю после ее установки на грунт. Кроме того, удачно подобранные разработчиком конструкция корпуса мины и ее массо-габаритные характеристики обеспечивают ее надежное закрепление на грунте, в том числе в прибрежных и проливных зонах, характеризующихся сильными приливно-отливными течениями, а также в акваториях рек и каналов.

Постановка мин «Манта» может осуществляться боевыми кораблями и катерами всех классов и типов, а также самолетами и вертолетами — без необходимости проведения существенного объема работ по их адаптации для данной цели. Обнаружение цели осуществляется дежурным каналом взрывного устройства мины, приводящим в действие акустический датчик, после чего в работу включается боевой канал мины. В отечественной литературе указывается, что в боевой канал мины «Манта» входят магнитный и гидродинамические датчики, однако упоминание о гидродинамическом датчике в зарубежной специализированной литературе отсутствует.

Следует также упомянуть и о возможности задержки времени приведения мины «Манта» в боевое состояние, вплоть до 63 суток, что обеспечивается посредством прибора срочности, имеющего шаг в одни сутки. Кроме того, имеется возможность управления подрывом мины по проводам с берегового поста, что существенно повышает эффективность боевого применения мин данного типа в составе системы противодесантной или противолодочной обороны побережья, гаваней, портов, военно-морских баз и пунктов базирования.



Компания-разработчик выпускает три модификации мин «Манта»: боевые, предназначенные для применения по своему основному предназначению; практические, использующиеся в процессе подготовки специалистов-минеров, во время учений, испытаний различных противоминных средств и сбора различных статистических данных, а также учебные мины или макеты, которые также используются для подготовки специалистов, но только в учебных классах и занятиях на берегу (корабле).

Боевая модификация мины имеет следующие тактико-технические характеристики: диаметр максимальный — 980 мм; высота — 440 мм; масса — 220 кг; масса взрывчатого вещества — 130 кг; тип взрывчатого вещества — тринитротолуол (ТНТ), HBX-3 (флегматизированный тротил-гексоген-алюминий) или твердое термобарическое ВВ типа PBXN-111 (литьевая композиция на полимерном связующем); глубина постановки — 2,5–100 м; радиус опасной зоны мины (зоны поражения) — 20–30 м; допустимая температура воды — от –2,5 °C до +35 °C; срок боевой службы на позиции (на грунте в боевом положении) — не менее одного года; срок хранения на складе — не менее 20 лет.

В настоящее время мина «Манта» находится на вооружении ВМС Италии, а также военно-морских сил ряда стран мира. Каких конкретно стран — точно установить вряд ли возможно, поскольку наличие в своем арсенале таких средств вооруженной борьбы страны-обладательницы обычно афишировать не стремятся. Впрочем, одна такая страна-обладетельница мин типа «Манта» проявилась, как уже указывалось выше, в ходе первой войны в Заливе 1990–91 годов. Всего, по данным упомянутого справочника «Джейнс» за 2010–11 годы, на сегодня выпущено более 5000 мин типа «Манта».
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    24 февраля 2014 08:23
    Да, мина — гигант «Триполи» стал жертвой иракской якорной контактной мины LUGM-145, которая производилась в Ираке, имела массу взрывчатого вещества 145 кг и мало чем отличалась от ее более старших «рогатых подружек», отправивших в годы Второй мировой войны на дно океанов и морей не одну сотню боевых кораблей и судов. Взрыв пробил в районе ниже ватерлинии корабля дыру размерами примерно 4,9 х 6,1 м,
    И для сравнения:
    Под крейсером сработали сразу две мины — одна взорвалась непосредственно под левым рулевым устройством, а вторая — в носовой части корабля по правому борту.
    После двух взрывов заклинило левый руль и был поврежден вал правого гребного винта, а в результате повреждений трубопровода подачи охлажденной воды было затоплено отделение распределительных щитов № 3. Кроме того, некоторые повреждения получила надстройка корабля (как говорят, надстройку «повело»), а корпус крейсера получил локальные деформации (специалисты насчитали три сильные вмятины с частичным проломом корпуса)
    .
    По логике нанесённых повреждений нужно было разбирать и дифирамбить мину LUGM-145Иракского пр-ва.
    Но Володя решил петь мантру макаронному супостату и разбавил ещё одним примером:
    Боевая модификация мины имеет следующие тактико-технические характеристики: диаметр максимальный — 980 мм; высота — 440 мм; масса — 220 кг; масса взрывчатого вещества — 130 кг; тип взрывчатого вещества — тринитротолуол (ТНТ), HBX-3 (флегматизированный тротил-гексоген-алюминий) или твердое термобарическое ВВ типа PBXN-111 (литьевая композиция на полимерном связующем); глубина постановки — 2,5–100 м; радиус опасной зоны мины (зоны поражения) — 20–30 м; допустимая температура воды — от –2,5 °C до +35 °C .
    Видимо макаронники продали Ираку учебную или полубоевую мину.
    1. +8
      24 февраля 2014 08:48
      Иракская контактная мина взорвалась при ударе о корпус, а Манта - донная неконтактная мина - отсюда и разница в повреждениях. Она могла и в 30ти метрах от крейсера или на большой глубине сработать
      1. +1
        24 февраля 2014 09:47
        Цитата: тлауикол
        а Манта - донная неконтактная мина

        Т.Е.- Ей исключительно рыбу глушить?
        Цитата: тлауикол
        Иракская контактная мина взорвалась при ударе о корпус

        При том повреждения были вызваны вокурат исключительно самим ударом мины о корпус судна!!! laughing
        1. +4
          24 февраля 2014 17:25
          Цитата: Папакико
          Т.Е.- Ей исключительно рыбу глушить?

          Её достоинство - гораздо большая скрытность и устойчивость к противоминным средствам, чем у обычной якорной контактной мины.
          Кстати, сейчас есть и реактивные морские донные мины, сочетающие лучшие качества донных и контактных мин.
          1. 0
            24 февраля 2014 17:53
            а так же меньшая плотность минирования : одна неконтактная мина вместо 20-30 контактных закроет равную площадь
          2. +3
            24 февраля 2014 18:00
            Цитата: Rakti-Kali
            Кстати, сейчас есть и реактивные морские донные мины, сочетающие лучшие качества донных и контактных мин.

            Ещё противвертолётные забыли вспомнить.
            Цитата: Rakti-Kali
            Её достоинство - гораздо большая скрытность и устойчивость к противоминным средствам, чем у обычной якорной контактной мины.

            Что именно вы подаразумеваете под обычной якорной миной в свременности и контактной не контактной?
            При всех своих навороченных новшествах "манта" показала наихудшие показатели! Это главное.
            От того, что её обнаружить "сложно" обороняющая сторона всё равно в проигрыше. От одной мины "колхозного" производства УДК отправился в ангар. А от 2х меганавороченных через 15 минут продолжил работу и ещё 30 суток браздил просторы моря. Я об этом печальном факте.
            1. +3
              24 февраля 2014 19:00
              если бы там стояли обычные якорные мины - крейсер прошел бы мимо в 30ти, 10ти, да хоть в трех метрах и ничего бы не произошло, а Манта сработала. И наоборот, если б крейсер пер прямо на манту, его бы пополам разорвало
              1. +2
                24 февраля 2014 20:12
                Цитата: тлауикол
                И наоборот, если б крейсер пер прямо на манту, его бы пополам разорвало

                Под крейсером сработали сразу две мины — одна взорвалась непосредственно под левым рулевым устройством, а вторая — в носовой части корабля по правому борту.
                Со 130 кг. взрывчатого вещества, вы в это свято веруете? belay
                1. +1
                  25 февраля 2014 06:40
                  под Тирпицем две тонны ВВ рвануло и еще шесть тонн вокруг. Но глубина постановки 40м и более + дальность его спасла ...обделался легким испугом
                  "непосредственно под левым рулевым устройством" - это вольный перевод автора с английского , а вторая мина сдетонировала от первой и еще дальше от Принстона

                  П.С. линкорам и 90кг хватало, контакт со 130кг разорвал бы Принстон.
                  Вы наверное свято веруете в то, что новое оружие гораздо хуже образцов 1й-2й МВ, и делается только для распила бабла ? И что такое " продали полубоевую мину " ? - это как ?
            2. 0
              25 февраля 2014 12:55
              Цитата: Папакико
              От одной мины "колхозного" производства УДК отправился в ангар. А от 2х меганавороченных через 15 минут продолжил работу

              Гидро- и газодинамика в жидких средах - штука сложная, и каждый подрыв должен рассматриваться индивидуально, если вы поделитесь отчётом соответствующего управления ЮС НЭВИ, по полученными этими кораблями повреждениям, можем вместе попробовать разобраться с механикой их получения.
          3. +3
            25 февраля 2014 05:08
            Цитата: Rakti-Kali
            Кстати, сейчас есть и реактивные морские донные мины, сочетающие лучшие качества донных и контактных мин.

            Вообще то РМ-1 принята на вооружение в 1960г, кстати все реактивные мины и комплексы - якорные. Главное преимущество таких мин над контактными в том, что они устанавливаются на большом углублении 300-400м, что делает проблематичным траление их контактным тралом (для примера на наших тральщиках используется в основном ГКТ-2 макс. углубление 200м.)Про реактивные донные мины слышу впервые, может поделитесь ссылочкой?
            1. -1
              25 февраля 2014 13:04
              Цитата: БЧ-3
              Вообще то РМ-1 принята на вооружение в 1960г

              И? А РМ-2 в 1963 году и что? Они перестали состоять на вооружении?
              Цитата: БЧ-3
              кстати все реактивные мины и комплексы - якорные

              И? Та же РМ-2 ставиться как придонно, так и якорно, соответственно на глубинах до 150 и 300м (пасивная АСОЦ нормально распознаёт аккустическое поле кораблей на 140-150м).

              Цитата: БЧ-3
              Про реактивные донные мины слышу впервые

              Та же РМ-1 - придонно-якорная реактивно-всплывающая
              1. +2
                26 февраля 2014 02:45
                Цитата: Rakti-Kali
                Кстати, сейчас есть и реактивные морские донные мины, сочетающие лучшие качества донных и контактных мин.

                Цитата: БЧ-3
                Вообще то РМ-1 принята на вооружение в 1960г,

                Цитата: Rakti-Kali
                И? А РМ-2 в 1963 году и что? Они перестали состоять на вооружении?

                Как раз таки имелось ввиду, что реактивные мины уже очень давно стоят на вооружении.
    2. +4
      24 февраля 2014 15:13
      Цитата: Папакико
      ...
      По логике нанесённых повреждений нужно было разбирать и дифирамбить мину LUGM-145Иракского пр-ва.
      Но Володя решил петь мантру макаронному супостату и разбавил ещё одним примером:....
      Видимо макаронники продали Ираку учебную или полубоевую мину.

      Итальянская сложнее, те интереснее, а ограниченные возможности экспортного вооружения это же нормально. Вообще тема мин интересная.
      1. +6
        24 февраля 2014 18:04
        Цитата: poquello
        Вообще тема мин интересная.

        Поддерживаю.
        Но блюдо должно готовиться правильно иначе будет баланда.
        1. Kir
          +3
          24 февраля 2014 20:04
          Так-же присоединяюсь по части интересности темы. А от себя жду продолжения по теме.
  2. +4
    24 февраля 2014 17:43
    Судя по кускам грузовых балок наскоро приваренных к корпусу и борту Принстона в месте поражения и изрядной деформации бортовых листов геометрию корпусу и силовому набору покорежило изрядно.
    Наставь иракцы мины погуще и если бы последовало бы еще два три взрыва - На Принстоне надо было проводить только спасательную операцию.
    На минную банку он сугубо краешком зашел.
  3. +2
    25 февраля 2014 21:20
    Цитата: dustycat
    причем его ремонт обошелся американцам в 5 млн. долл., при том что стоимость одной мины типа LUGM-145 составляет всего около 1,5 тыс. долл..


    Некорректное сравнение. Как будто в ответ на появление корабля, иракцы выпустили в свободное плавание 1 мину. negative
  4. +2
    26 февраля 2014 02:37
    Цитата: Rakti-Kali
    Та же РМ-1 - придонно-якорная реактивно-всплывающая

    В вашем предыдущем Коментарии речь была конкретно про донную реактивную мину, придонно-якорная - как ее не называйте, это ЯКОРНАЯ мина, у нее есть якорь, есть минреп. Донные мины этого лишены поэтому они и донные.
    Цитата: Rakti-Kali
    И? Та же РМ-2 ставиться как придонно, так и якорно, соответственно на глубинах до 150 и 300м (пасивная АСОЦ нормально распознаёт аккустическое поле кораблей на 140-150м).

    Насчет РМ-2 не знаю точно, у нас на кафедре была РМ-2г, то что она распознает акустическое поле кораблей на 140-150м, и что? Двигатель запускается только при входе цели в зону поражения, а она составляет где то 25м на поверхности воды и имеет форму конуса, т.е. для подводной лодки зона поражения с увеличением глубины будет уменьшатся.
  5. 0
    15 марта 2014 17:37
    ВВ видимо маловато в "Манте", если даже 2(!)мины взорвавшиеся не отправили на дно КР в 8-10 тыс. тн. водоизмещения.