Чем тише гавань, тем больше вокруг подводных лодок

14


Военно-морская стратегия России, как показывает деятельность ВМФ РФ, заявления специалистов и бюджетные средства, выделяемые на развитие флота, выстраивается точно в одну линию со стратегией национальной безопасности России — возможно, в качестве ее главного военного инструмента… Военная мощь нацелена главным образом на предотвращение войны, но в других обстоятельствах она рассматривается как еще один элемент национальной мощи, используемой в основном для поддержки экономического роста России.

— Томас Р. ФЕДЫШИН (Thomas R. Fedyszyn) — кэптен (капитан 1-го ранга) в отставке ВМС США, директор исследовательской группы «Европа-Россия» Военно-морского колледжа США.

«В 2014 году на «Севмаше» будут заложены две стратегические атомные лодки типа «Борей», один «Ясень» и подводный корабль специального назначения», — такие данные привел Генеральный директор «Севмаша» (Северодвинск) Михаил Будниченко, выступая на оружейной выставке в Дели 7 февраля 2014 г. В следующем году, по его словам, на «Севмаше» заложат еще пять подлодок, среди которых будут два «Борея» и три «Ясеня».


Девять атомных подлодок за два года! Заявленные темпы строительства отечественного подводного флота превышают все существующие зарубежные показатели.

Атомные подлодки — главная ударная сила на море. Они — носители самых разрушительных и смертоносных средств поражения. Самые грозные корабли из всех, что когда-либо были созданы для морского боя, — скрытные, неуловимые и убийственно эффективные. За 100 лет истории подводного флота никому так и не удалось найти надежного «противоядия» от подводной угрозы. Всякий раз известие о появлении подводных охотников неизменно вызывает дрожь и оцепенение у противника, заставляя того менять планы и поскорее убираться из опасного квадрата. Наконец, лодки — ключевой компонент «ядерной триады»: в отличие от «неуловимых / непобедимых» АУГов, именно субмаринам-одиночкам была доверена «почетная» роль кочегаров на погребальном костре человечества. Прямое свидетельство высочайшей скрытности и боевой устойчивости подводных кораблей.

Но, довольно лирики и громких лозунгов. Настало время трезвой оценки ситуации, исходя из существующих событий и фактов. Количество планируемых к закладке атомоходов — 9 единиц — вызывает уважение. Однако, не менее важно — что представляют собой данные корабли? Как они будут строиться? В каком году над ними взметнется ввысь и затрепещет на ветру Андреевский флаг?

Главным сюжетом в отечественном подводном кораблестроении по-прежнему остается РПКСН пр. 955 (шифр «Борей»). На то имеются две важные причины.

Причина первая. Необходимость срочного перевооружения морских стратегических ядерных сил России.

Вплоть до недавнего времени самым «молодым» ракетоносцем стратегического назначения являлся К-407 «Новомосковск» (пр. 667БДРМ «Дельфин»), принятый в состав ВМФ еще в далеком 1990 году. Впрочем, возраст здесь не так страшен. Для сравнения — половина из 14 действующих американских ПЛАРБ были построены в 80-е, а последняя из «Огайо» была введена в строй в 1997 году. Гораздо серьезнее, что у ВМФ РФ маловато лодок данного назначения: с исчезновением «Акул» в строю остались всего 7 «Дельфинов» (в т.ч. поврежденный пожаром К-84 «Екатеринбург») и 3 еще более древних «Кальмара» (пр. 667БДР постройки начала 80-х).

Чем тише гавань, тем больше вокруг подводных лодок


В 1996 году на «Севмаше» был заложен РПКСН нового поколения — К-535 «Юрий Долгорукий» (пр. 955 «Борей»), чье строительство и испытания продлились целых 16 лет (!) — до декабря 2012 года. «Борей» стал краеугольным камнем в истории отечественных морских стратегических ядерных сил (МСЯС). Отныне ставка сделана на твердотопливные ракеты, как более дешевые в производстве и безопасные в эксплуатации, чем традиционные жидкостные ракеты КБ Макеева. Твердотопливная «Булава» компактнее, короче по длине, не требует сложных и опасных процедур предстартовой подготовки. Взамен — несколько худшие энергетические характеристики, уменьшение забрасываемого веса БЧ и дальности стрельбы. Но главная проблема в другом — очевидные сложности, связанные с созданием новой ракеты, поменявшей всю парадигму развития отечественных МСЯС.

Капризную «Булаву» постепенно научили летать, а лодки проекта «Борей» стали главной надеждой отечественных кораблестроителей. В последнее время их ежегодно закладывают, спускают на воду и вводят в строй, постоянно совершенствуя их конструкцию. Расклад следующий: на сегодняшний день 2 ракетоносца в строю, 1 на государственных испытаниях, 1 строится (измененный проект 955А), 2 подлодки — «Александр Суворов» и «Михаил Кутузов» планируются к закладке весной-летом 2014 года. Создан задел для закладки еще пары подлодок в 2015 году.



Однако, бодрое строительство стратегических ракетоносцев входит в противоречие с ситуацией вокруг многоцелевых атомных подлодок. Вернее, с их практически полным отсутствием.

Ситуация имеет простое объяснение: конструктивно, РПКСН «Борей» гораздо проще и менее трудоемок в постройке, чем любая многоцелевая ПЛА четвертого поколения. В конструкции «Бореев» широко применяются тех. решения, хорошо отработанные на лодках предыдущего, третьего поколения — вплоть до использования обечаек прочного корпуса разобранных многоцелевых субмарин пр. 971 («Ю. Долгорукий» — от недостроенной К-137 «Кугуар», «А. Невский» — К-333 «Рысь», «Мономах» — от утилизированной К-480 «Ак Барс»).

Фактически главной и единственной задачей «Бореев» является боевое патрулирование в глубинах океана, желательно не выходя далеко за пределы рубежей патрулирования отечественного флота (теоретически, возможности современных БРПЛ позволяют стрелять по другому континенту, не отходя от пирса в Гремихе).

…Подлодка тихо выписывает «восьмерки» в полной темноте. Глубина 200 м, ход шесть узлов, за кормой медленно буксируются километровые антенны КНЧ-приёмников. В случае получения приказа — всплытие на малую глубину и запуск БРПЛ «Булава». Как показали практические испытания: можно считать великолепным результатом, если лодка сможет выпустить хотя бы половину имеющегося боекомплекта — без потери глубины, возникновения опасного крена/дифферента и других неприятностей, влекущих за собой прекращение стрельбы. Стоит заметить, что именно наши моряки-подводники установили неподражаемый рекорд: после многомесячных упорных тренировок экипажу К-407 «Новомосковск» удалось выполнить стрельбу полным боекомплектом из 16 ракет (операция «Бегемот-2», 1991 год).

Но все сложности с запуском БРПЛ меркнут перед техническим совершенством современной многоцелевой подлодки. Перед «Ясенем» или американской «Вирджинией» стоят совершенно нетривиальные задачи: особые требования к скрытности и ситуационной осведомленности на ТВД, многофункциональность, современный комплекс вооружений. Высокоточное оружие, десятки крылатых ракет, оборудование для работы военных водолазов и «морских котиков», беспилотные подводные аппараты, минно-торпедное оружие…

Выполнение данных требований немыслимо без гидроакустических комплексов нового поколения с гигантскими антеннами, занимающими всю носовую часть корабля. Необходимы особые приемы снижения шумового фона: использование естественной циркуляции теплоносителя в реакторах «Вирджиний» или применение турбоэлектрической силовой установки на борту «Ясеня» с возможностью отключения ГТЗА на малом ходу.

Новые технологии шумо- и виброизоляции, дополнительные боковые антенны ГАК, современные вычислительные комплексы, многочисленные торпедные аппараты и шахты для запуска КРМБ, телескопические мачты с телекамерами вместо обычных перископов, новые задачи и возможности… Именно этим объясняется столь долгий и мучительный процесс создания отечественных и зарубежных многоцелевых ПЛА четвертого поколения.


Лучший подводный атомоход в своем классе. "Ясень" почти в два раза крупнее американского аналога — "Вирджинии". Притом, в отличие от высокотехнологичной "американки" с водолазными камерами, подводными дронами и тактическими КРМБ "Томагавк" (все — инструменты для локальных войн), наша лодка более ориентирована на серьезный морской бой — до 32 тяжелых ПКР семейства "Калибр", 8 торпедных аппаратов, впечатляющий диапазон рабочих глубин и скоростей.

К настоящему времени в составе ВМФ РФ в опытной эксплуатации находится всего одна многоцелевая лодка нового поколения — К-560 «Северодвинск» (пр. 885 «Ясень»). Лодку, заложенную в 1993 году, строили и доводили до ума в течение 20 лет. Когда были превышены все разумные сроки, а у «Северодвинска» появилась возможность попасть на страницы Книги рекордов Гиннеса в качестве самого невероятного «долгостроя», лодку передали в опытную эксплуатацию Северному флоту, с обещанием постепенно исправить 200 дефектов, выявленных в ходе долгих государственных испытаний.

Впрочем, другие «Ясени», строящиеся по модернизированному проекту 885М обещают не повторять антирекордов, установленных в ходе строительства головного корабля. На сегодняшний день в постройке находятся две лодки: К-561 «Казань» и К-573 «Новосибирск». Также, согласно заявлению гендиректора «Севмаша», в текущем и следующем году будет заложены еще четыре подлодки пр. 885М.

Итого, к началу 2020-х годов в составе ВМФ РФ будут числиться 7 многоцелевых ПЛА четвертого поколения — один пр. 885 («Северодвинск») и шесть пр. 885М. Отличный результат (с поправкой на разрушительное влияние экономических перемен в России на рубеже ХХ-ХХI веков).

Загадочная подлодка

Наибольший интерес у публики вызвало упоминание руководителя «Севмаша» о грядущей закладке лодки специального назначения. Что за очередной «Лошарик» появится в составе ВМФ РФ? Народная фантазия разошлась не на шутку: новостные форумы запестрели комментариями, авторы которых выдвигали самые разнообразные предположения относительно назначения секретного корабля.

Заинтриговали. Теперь не усну. Что за корабль? Разведчик? Лаборатория?

— комментарий от rugor, www.topwar.ru.

Также среди версий встречались: атомная глубоководная станция, носитель сверхмалых подлодок, спасательный батискаф, транспорт для боевых пловцов, подводный десантный корабль (такой проект когда-то разрабатывался в СССР), подводный заправщик/транспорт боеприпасов для снабжения океанских группировок кораблей ВМФ и т.п. технические шедевры, способные совершить переворот в мировом кораблестроении!

Как известно, в России говорят одно, думают другое, делают третье, а как оно будет на самом деле — станет известно лишь в последний момент. Тем не менее, рискну поделиться некоторыми соображениями относительно предназначения загадочного подводного корабля.

1) Атомная подлодка гидроакустического дозора и освещения подводной обстановки (ГАД ОПО).

Развитие легендарного советского проекта 958 «Афалина» — подводного аналога самолета АВАКС, предназначенного для информационного обеспечения и выдачи целеуказания корабельным группировкам и ударным субмаринам ВМФ. Звук распространяется в воде почти в 5 раз быстрее, чем в воздушной среде, а затухание звуковых колебаний происходит медленнее в десятки раз. Шумы корабельных винтов и звон лопастей противолодочных вертолетов, барражирующих на малой высоте над водой, могут распространяться на многие сотни километров. А если так, стоит создать специальную лодку-«слухача», что будет медленно ползти в глубине, собирая и анализируя звуки океана.




Модель пр. 958 "Афалина"из музея СПМБМ "Малахит". Обратите внимание на крестообразные антенны на боковых поверхностях корпуса. Проект так и не был реализован на практике, но стал отправной точкой для пр. 945 (многоцелевая ПЛА с корпусом из титана) и пр. 971 "Щука-Б", ставшего основным типом отечественных многоцелевых ПЛА 3-го поколения

О возобновлении работ по теме ГАД ОПО вновь заговорили в марте 2013 года. Позвучало предположение о создании импровизации на базе одной из существующих или выведенных в резерв подлодок (подобно пр. 09780 «Аксон-2»). Предполагается, что новый «Морской Гад» будет засекать местоположение движущихся АУГов на расстоянии до 600 км! Сбор информации будет производиться в пассивном режиме: сама подлодка на такой дистанции останется невидимой для средств ПЛО противника.


Экспериментальная субмарина КС-403 "Казань" на базе отслужившего своё стратегического ракетоносца, переоборудованного по проекту 09780 "Аксон-2", 1996 год. На корабле проходил испытания ГАК "Иртыш-Амфора" для подлодок 4-го поколения



2) Следующая история связана с недостроенным подводным крейсером К-139 «Белгород» («убийца авианосцев» пр. 941А, аналогичный погибшей ПЛАРК К-141 «Курск»). Жизнь уготовила этой «малышке» трудную судьбу: будучи заложенным в 1992 году, «Белгород» к началу 2000-х имел готовность порядка 80%. Однако, 20 июля 2006 года, в ходе визита на «Севмаш», министр обороны Сергей Иванов объявил о решении не вводить морально устаревший крейсер в состав ВМФ РФ. Шесть лет «Белгород» ржавел на стапеле, пока руководство флота решало, для каких задач приспособить ставший ненужным корабль.

И вот, наконец, свершилось: 20 декабря 2012 года «Белгород» был перезаложен и сейчас достраивается по измененному проекту 09952 в виде атомной подлодки спецназначения (ПЛАСН) — носителя глубоководных аппаратов и сверхмалых субмарин.

Возможно, именно историю с «Белгородом» имел в виду руководитель ПО «Севмаш», когда говорил о подводном корабле специального назначения.


К-139 "Белгород"

В конце концов, вся история с «загадочной подлодкой» может быть связана с созданием новой атомной глубоководной станции проекта 10831 «Калитка» или подобной конструкции для выполнения специальных задач на шельфе и в глубинах океана. Что-то очень прочное, глубоководное и секретное.

Что ж, поживем — увидим. Главное, чтобы все заложенные корабли были переданы флоту в срок!

P. S. Всего в период с 1991 по 2013 год в Российской Федерации было построено 10 атомных подводных лодок различного назначения. Также были достроены и введены в строй 7 подводных лодок из «советского задела», в их числе: глубоководная атомная станция АС-12 «Лошарик», три атомных ракетных подводных крейсера и три многоцелевых ПЛА (в т.ч. К-152 «Нерпа», переданная в долгосрочный лизинг ВМС Индии).



По материалам:
http://militaryrussia.ru
http://russianarms.mybb.ru
http://www.oborona.ru
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +32
    18 февраля 2014 07:47
    Когда выходит очередная статья про АПЛ, всегда вспоминаю печальные события с Курском... Почтим память погибших ребят.... soldier
    1. +20
      18 февраля 2014 09:05
      Но, довольно лирики и громких лозунгов. Настало время трезвой оценки ситуации, исходя из существующих событий и фактов. Количество планируемых к закладке атомоходов — 9 единиц — вызывает уважение.

      Заявить можно, что хочешь! Вот когда сделаем, клянусь я буду радоваться, как ребенок!
      Хочу пожелать достойного финансирования, успехов и воли нашим корабелам!
      1. +7
        18 февраля 2014 13:19
        Цитата: Арберес
        Хочу пожелать достойного финансирования, успехов и воли нашим корабелам!


        с апреля 2013 "Севмаш" начал масштабное переоборудование, к слову, оно идет уже не первый год, но такого не было с 70-х, кстати, где то читал что закуплено уникальное оборудование для производства овоидных профилей, если не ошибаюсь LIEBHERR? процесс идет, но спецы нужны, техника не главное.
  2. +2
    18 февраля 2014 09:02
    Темпы взятые хорошие, лишь бы не расслабляться в будущем. Мы так долго ничего не строили, что теперь нужно по девять лодок в год сдавать, чтобы не отстать от времени и его потребностей. Главное, не "заволокитить". Чему никак, кстати, 44-ФЗ не способствует. Закупки для нужд армии должны идти совсем по другим схемам, чем на гражданке.
  3. +1
    18 февраля 2014 09:24
    ...новостные форумы запестрели комментариями, авторы которых выдвигали самые разнообразные предположения относительно назначения секретного корабля.

    Внесу свою лепту: К-139 будет достроена в варианте безэкипажного перехватчика АУГ, в отсеках "освобожденных" от экипажа разместят новейший российский нейрокомпьтер, систему обнаружения на новых физических принципах, систему активного шумоподавления, ЗРК С-400ФП (с возможностью стрельбы из подводного положения), а также 48 УВП КР типа "Калибр". wink
    Статья немного отдает "жеребячьим оптимизмом", ну дай то Бог, чтобы это осталось только моим впечатлением!
  4. +4
    18 февраля 2014 09:44
    Что то положительное присходит на Адмиралтейских верфях в Питере! Вроде не один корпус Варшавы закладывают? Кто в курсе?
    1. +3
      18 февраля 2014 11:14
      Ну так для ЧФ 6 варшавянок строят.
  5. 0
    18 февраля 2014 11:08
    если бы еще эти 10 лодок плавали, а не мариновались в очередной "секретной" гавани
    1. +4
      18 февраля 2014 12:02
      Цитата: Takashi
      если бы еще эти 10 лодок плавали, а не мариновались в очередной "секретной" гавани

      Плавает, извините, де..мо, а лодки ходят.
      А для того, чтоб они ходили нужны нормально оборудованные базы нетолько для обслуживания лодок, но и личного состава. На Камчатке берег сделали с запасом, Причалы строятся. Павловск на консервации. (это по ТОФ)
      1. Ximik-degozator
        +1
        18 февраля 2014 12:34
        Цитата: вася
        Павловск на консервации. (это по ТОФ)


        Охохох! Видели бы Вы, что из себя представляет эта "консервация"! Береговая инфраструктура практически разрушена,военный городок - одна пятиэтажная казарма, камбуз и штаб, еще несколько зданий не используются. В июне 13 года приезжала какая-то комиссия, осматривала убежище для ПЛ, вроде как собирались восстанавливать...
        1. +2
          18 февраля 2014 13:28
          Цитата: Ximik-degozator
          В июне 13 года приезжала какая-то комиссия, осматривала убежище для ПЛ, вроде как собирались восстанавливать...


          я в соседней ветки фото с Кольского п-ва выкладывал, брошенный Порт Владимир в 1994 г. там состояние за 20 лет такое что по новой строить надо, а они восстанавливать, жилье без людей в разы быстрее хиреет
  6. +2
    18 февраля 2014 11:46
    Следующая история связана с недостроенным подводным крейсером К-139 «Белгород» («убийца авианосцев» пр. 941А, аналогичный погибшей ПЛАРК К-141 «Курск»).
    надеюсь просто опечатка у вас Олег...проект 949А....
  7. 0
    18 февраля 2014 12:10
    "Главное, чтобы все заложенные корабли были переданы флоту в срок!"
    И ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ!!!!
  8. AVV
    +2
    18 февраля 2014 12:59
    Нужный флоту подводный парк субмарин,медленно но уверено пополняется,еще бы поставить кризисного управляющего ,на дальне-восточную верфь подводных лодок,а то там деньги только по карманам пихают,тогда бы строить стали больше и быстрее!!!
  9. +1
    18 февраля 2014 13:27
    вчера читал:
    На стратегическом подводном ракетоносце нового поколения «Князь Владимир» проекта «Борей-А» пройден один из значимых этапов — сформирован основной корпус корабля.

    Как сообщила пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш», успешно проведены гидравлические испытания, которые показали прочность конструкции. Теперь можно приступать к следующим работам, в которых будут задействованы монтажники, трубопроводчики, наладчики. В этом году с заводов-поставщиков начнет поступать оборудование, его предстоит погрузить на корабль и смонтировать. Работы идут по генеральному графику строительства. Еженедельно на корабле проходят проверки генерального директора Михаила Будниченко, пишет ИТАР-ТАСС.

    «Строительство подводного корабля — процесс длительный и сложный, — объясняет ответственный сдатчик АПЛ «Князь Владимир» Сергей Котцов. — И главное — грамотно управлять им, уметь определить «узкие» места. Команда строителей подобрана сильная. Со многими мне довелось работать при строительстве АПЛ «Юрий Долгорукий», они проверены временем и серьезным ответственным делом. Корабль в надежных руках».

    Напомним, атомный подводный крейсер проекта 955А «Князь Владимир» был заложен на стапеле ОАО «ПО «Севмаш» 30 июля 2012 года в присутствии Президента РФ Владимира Путина. Стратегический подводный ракетоносец спроектирован ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург). АПЛ «Князь Владимир» относится к новому поколению атомных стратегических ракетоносцев, вооруженных баллистическими ракетами «Булава».
  10. +2
    18 февраля 2014 13:32
    вот еще кстати:
    Северодвинская оборонная судоверфь "Севмаш", где строятся атомные подводные лодки (АПЛ), планирует набрать до полутора тысяч новых рабочих в 2014 году. Это связано с ростом загрузки предприятия по линии гособоронзаказа (ГОЗ).

    В пресс-службе "Севмаша" сообщают, что особенно на предприятии востребованы рабочие таких производственных специальностей, как сварщики, сборщики, токари.

    В соответствии с госпрограммой вооружений, которая принята до 2020 года, загруженность "Севмаша" в 2014 году по линии ГОЗ возрастет вдвое.

    Напомним, что в минувшем году "Севмаш" передал ВМФ России две стратегические атомные подлодки нового поколения "Александр Невский" и "Юрий Долгорукий". Также головная многоцелевая атомная подлодка "Северодвинск" сдана в опытную эксплуатацию.

    "Севмаш" входит в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Судоверфь расположена в Архангельской области на побережье Белого моря. Ее производственные мощности позволяют осуществлять строительство судов и кораблей водоизмещением до 100 тысяч тонн с ядерными и традиционными энергетическими установками. На предприятии работают свыше 26 тысяч человек.
  11. Комментарий был удален.
  12. почтальон
    +3
    18 февраля 2014 14:49
    Цитата: Автор
    Что ж, поживем — увидим. Главное, чтобы все заложенные корабли были переданы флоту в срок!

    Хотелось бы..
    У оппонентов тоже не все "сладко"
    1.По оценкам экспертов, если производство новых подводных лодок для ВМС США все-таки не будет удвоено, то к 2012 г. численный состав подводных сил может снизиться до минимально требуемого уровня в 48 единиц. Но даже если после 2012 года ВМС будут принимать на вооружение в год по две подлодки типа "Виргиния", то, по расчетам, к 2028 г. их подводный флот США сократится до 40 единиц, что на 17% ниже необходимого уровня
    2.В ноябре 2005 г. Министерство обороны официально объявило, что согласно общему плану реорганизации ВС США в Европе Соединенные Штаты закрывают пункт базирования Ла-Маддалена на острове Сардиния (Италия). На протяжении более чем 30 лет Ла-Маддалена была одним из основных мест обслуживания атомных подводных лодок вне континентальной части территории США.
    3.к 2025 г. подводные лодки ВМС Китая будут доминировать в Тихом океане. Прогнозируется, что их численность в пять раз может превысить количество американских
    =====
    Правда есть "но"
    -пятилетний контракт стоимостью 1,85 миллиарда долларов по Ohio Replacement Program предусматривает продолжение НИОКР по ПЛАРБ нового поколения, строительство которых должно начаться в 2021 году
    -«Электрик боат» продолжает разработку для ВМС США и ВМС Великобритании унифицированного ракетного отсека CMC (Common Missile Compartment)
    ---Successor – «Преемник»/С Rolls-Royce было заключено предварительное соглашение на проведение работ по интеграции водо-водяного ядерного реактора PWR-3. Стоимость контракта, подписанного с Минобороны, составляет 1 млрд фунтов стерлингов (1,6 млрд долл.) BAE Sysytems и Rolls-Royce
  13. 0
    18 февраля 2014 17:06
    Атомная подлодка гидроакустического дозора и освещения подводной обстановки (ГАД ОПО).

    Развитие легендарного советского проекта 958 «Афалина» — подводного аналога самолета АВАКС, предназначенного для информационного обеспечения и выдачи целеуказания корабельным группировкам и ударным субмаринам ВМФ.
    Если эта инфа подтвердится , то моё тихое ура перейдёт в дико громкое ! good fellow
  14. 0
    19 февраля 2014 16:22
    В статье про "ракету" Булава расказывается как о готовом изделии ... а на самом деле ракеты как не было так и нет ... и неизвестно будет ли ... А в остальном статейка позитивная ... может даже и слишком ... реальность на много печальнее ...