Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

На палубах авианосцев "холодной войны": комментарий

Комментарий Владимира Ульянича, капитана 1 ранга в отставке, автора книги «В кругах "Минска"» к статье «На палубах авианосцев "холодной войны"» Часть 1 Часть 2 Часть 3

На палубах авианосцев "холодной войны": комментарийМне невероятно понравилось то, что ты сделал. Этот такой, в чём-то даже “непричёсанный” диалог дорогого стоит! Читателю ничего не навязывают, не направляют в нужную колею, а дают возможность самим думать, вспоминать, анализировать, ностальгировать... И во многом не на уровне событийности, а на каких-то эмоциональных восприятиях возвращения туда, где тебе не было безразлично и о чём ты до сих пор не можешь рассуждать бесстрастно.

Я вспоминаю свою первую встречу с авианосцами в ноябре 1975 года на учениях ОВМС НАТО “Ocean Safari”. Вначале это был “Индепенденс”. Мы его искали на выходе из Скагеррака почти сутки при наличии каких-то разведданных. Это было первое потрясение: не всё так просто в океане. А затем началось непосредственное слежение. Штормовая Атлантика, двухсменка для абсолютно всех категорий команды – это было приличным испытанием. Мы находились внутри многокорабельной армады под флагами разных стран, которая шла в совершенно непонятном, казалось бы, хаотичном строю. Но в то же время она синхронно маневрировала и полёты... полёты... полёты... Все офицеры, включая политработников, были расписаны в группах записи у экранов, пеленгаторов, фиксировали все события с секундной точностью.


Необходимо отметить, что американцы сами вышли на связь. Сигнальщики стали принимать “световые” семафоры, но вначале не поняли, что они на английском языке. Да и сигнальные прожектора отличались от наших цветом сигнала. Мы совершали межфлотский переход, в эту передрягу попали внепланово, поэтому на борту не было переводчиков. Командир путём “опроса населения” сколотил небольшую офицерскую группу из “владеющих английским со словарём”, и диалог вскоре нами был подхвачен. Командир АВМ передал привет нашему командиру, поздравил с Праздником 7 ноября и извинился, что спокойно праздновать нам не удастся, так как у него в плане “демонстрация” в честь этого события. И начались полёты! Это было настоящее шоу! Мы шли на его курсовом градусов 110-120 по одному из бортов, иногда сближаясь на 20 кбт. Количество самолётов на экранах радаров превышало всякие нормы приличия. О навигационных радарах я уже говорил. И в таком режиме суток пять.

За пять минут до каждого поворота мы получали семафор об этом с указанием следующего курса, а затем и о непосредственном повороте. В той катавасии это было совершенно нелишним, в особенности, в ночное время. Запомнился один из последних “семафоров” (близко к тексту): “Командир, вы несколько суток не спали, можете отдохнуть. Гарантирую отсутствие эволюций до 06.00”. И слово своё сдержал. В районе указанного времени мы получили семафор: “Через 5 минут поворот на курс…” Мы отвечали, как могли. В основном, благодарили односложными репликами. Чем была вызвана такая вежливость вероятного противника, можно только предположить. Здесь много факторов могло иметь место: и забота о своей навигационной безопасности, и недавно подписанные соглашения о предупреждении инцидентов на море между нашими странами.

Как-то где-то в глубине души теплилось чувство, что мы братья по профессии, что относимся друг к другу с уважением, несмотря на все различия между нами. И надеялись, что взаимная интеллигентность (если это можно так назвать), уважение к человеческой сущности друг друга никогда не позволят нашим армиям и странам перейти ту черту, за которой уже ничего нет. Мне было 25 лет... Я ещё не знал, что мир значительно сложнее, чем я его представляю себе.

Затем мы передали контакт прибывшему с Северного флота БПК “Адмирал Макаров”, а сами вошли в непосредственное слежение за АВУ “Арк Ройал”, который три года назад протаранил наш ЭМ “Бравый” в Средиземном море, когда погибло несколько наших моряков. Здесь всё рыцарство визави закончилось. Royal Navy c нами не церемонился. Наше восприятие действительности изменилось с первыми же эволюциями авианосца. Какие там семафоры и приветствия! Воистину “…станет мир просторный уже, и в комок сожмётся каждый…”

А затем в 1979 году уже на “Минске” мы встретились в Средиземном море с другим американским авианосцем, “Саратогой”, если мне не изменяет память. Не помню, был ли он у нас на визуальной видимости, но его авиация нас облетала, а ещё мы получили радио с приглашением нашего командира отряда кораблей посетить авианосец. И помню контр-адмирала Варганова В.Ф., который, расхаживая взад-вперёд по ходовой рубке, искренне вслух перечислял, что бы он отдал, чтобы хотя бы одной ногой... хотя бы одним глазком... Он, как и все, понимал, насколько это тогда было невозможно, но в его глазах мелькало какое-то мальчишеское озорство, и в тот момент, как мне показалось, он совершенно не отличался от того меня – 25-летнего старшего лейтенанта...

А через пару десятков лет уже состоялись взаимные посещения авианосцев и даже полёты лётчиков на самолётах друг друга. И ничего не случилось. Правда, нашего флота к тому времени почти уже не было…

Не ожидал, что меня так занесёт. Возвращаюсь к нашим героям.

Они мне ужасно симпатичны, тем, что, как совершенно нормальные, оставили в памяти достойным внимания только то, что только и достойно внимания. И я-то прекрасно знаю, насколько тяжела и ответственна работа у инженеров и техников (а зачастую и неблагодарная). Но у нормальных людей в памяти остаётся только хорошее, когда они ощущают свою причастность к серьёзному делу, когда осознают, что “не были лишними там”.

Я был в замечательных отношениях со многими инженерами и техниками, и об их тяжёлой работе знаю много.

На палубах авианосцев "холодной войны": комментарий


Вот этот струйный руль они подарили мне с приходом “Минска” к месту постоянного базирования 3 июля 1979 г. И вот уже 34 года этот подарок всегда со мной и стоит в квартире на самом почётном месте.

Проводя параллели между виртуальными собеседниками, ощущаешь не только общее, но и то, что было по-разному. Если с борта можно было одинаково любоваться звёздами, переменчивым цветом воды, дельфинами, летающими рыбками, то наши, конечно, не могли и мечтать о ресторанах, отелях, девчонках и других мирских утехах. Американский слоган: "Поступай на флот и увидишь мир" для советских моряков был так же актуален, но имел более узкие смысловые рамки, увы…

У нас на “Минске” было толстое ротапринтное издание с фотографиями и в том числе с подробным описанием работы всех команд на американских авианосцах. Мы эту книгу перефотографировали, изучали, обсуждали.

К тому, что Сергей называет “каруселью”, мы на “Минске” шли поступательно и верно. При мне ещё не было полётов с ВКР строевых лётчиков. Но в остальном количество лётных смен и самолёто-вылетов в них постоянно увеличивалось, качество организации оттачивалось и всё переходило в непрерывный цикл: шумело, гудело, звенело. И светились счастьем лица всех, кто принимал в этом участие. Вершиной новой организации были первые самолётно-вертолётные лётные смены, когда на полётной палубе вообще не было никаких антрактов.

По поводу терминологии.

Конечно, правильно говорить, как ты пишешь – принайтованы, найтовать... Но!

Корабельно-авиационная терминология рождалась спонтанно. Это было от первых вертолётов безангарного базирования, а затем и ангарного. Затем всё это перекочевало на “Москву”, а затем на “Ленинград”. ИТС “Киева” стажировался на этих крейсерах, “Минск” на “Киеве” и т.д. Какие-то термины рождались в процессе, какие-то адаптировались к новым условиям, какие-то взаимопроникали в новую среду.

Поэтому вначале вертолёты, а затем и самолёты на кораблях именно “швартовали” и именно “швартовками”.

А если на корабле спросишь, что такое “швартовки” у боцманов, они тебе укажут на тривиальные брезентовые перчатки, в которых таскают швартовые концы на швартовке.

Так что всё относительно!

Ну, вот, кажется, пока всё.
Автор: Владимир Ульянич, капитан 1 ранга в отставке
Первоисточник: http://kramtp.info/news/18/full/id=33228;


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. андрей юрьевич 18 февраля 2014 06:22
    всегда с удовольствием читаю воспоминания старых морских волков,спасибо! статья классная,жаль короткая... good hi
  2. Nayhas 18 февраля 2014 10:06
    Перед прочтением данной статьи просто ОБЯЗАТЕЛЬНО следует прочитать все три части «В кругах "Минска"» к статье «На палубах авианосцев "холодной войны"» Часть 1 Часть 2 Часть 3.
    Без этого не понять....
  3. Даос 18 февраля 2014 11:11
    "И я-то прекрасно знаю, насколько тяжела и ответственна работа у инженеров и техников (а зачастую и неблагодарная). Но у нормальных людей в памяти остаётся только хорошее, когда они ощущают свою причастность к серьёзному делу, когда осознают, что “не были лишними там”.

    Я был в замечательных отношениях со многими инженерами и техниками, и об их тяжёлой работе знаю много." (с)


    Вот это дорогого стоит... К сожалению работа "лётчиков в чёрных ЗШ" часто остаётся за кадром. И награждают нас редко. Но без руки техника никто далеко не улетит.

    P.S. А руль хвостовой. (На Яке 4 струйных газовых руля - в носовой части, в хвостовом обтекателе и на законцовцах плоскостей) good
  4. андрей юрьевич 18 февраля 2014 13:08
    вспоминая службу... у нас в полку служил прапорщик(называющий себя мичманом,видимо это уже в крови и навсегда)списанный по ранению с флота,кстати ранили в Сирии,(Тартус) с берега прилетела пуля в ногу шальная или нет кто разберёт ?( я видел рану,вернее след) в авиации радарные трудяги тоже нужны, так вот, он служил на БПК не помню уже на каком ,ну 30 с лишним лет прошло!фото кому интересно выложу в личку,я украл у него когда он отвернулся,виноват, но личность уж больно колоритная)))он показывал мне дневник в виде многих школьных тетрадок на 12 листов,я читал как"остров сокровищ "!!! это было потрясающе! с "собой " он их не давал,только на КДП в перерывах во время полётов, и я зачитывался как они ходили за "нимицем" , как отмечали Новый год",и американцы им выслали на вельботе мороженое , виски,и порнуху, laughing как они помогали ИМ искать лётчика упавшего в океан,отмечали взаимно день рождения кэпов , тушили возгорание на "нимице",и многое другое...я ещё тогда понял что служба в море очень отличается от сухопутной,там другие мерки и принципы,там помогают тогда когда на берегу отвернулись бы,там все люди- в одной стихии,и только Посейдон(бог, а не лодка) решит кому жить а кому нет...а фамилия этого мичмана_Мелай,и он из Мелитополя,может жив ещё,хорошо бы... классный мужЫк ....работали они в смене вдвоём с прапорщиком Вербицким Иосифом, на КДП-Юзиком,,маленьким Одесским кажется жителем laughing один мичман как шкаф,другой сухой как лист прапорщик...а творили в паре чудеса ,восстанавливая ламповое считай оборудование в секунды...только руки мелькали и шкафы хлопали....приятно вспоминать...!спецы от Бога .... hi
    1. одинокий 18 февраля 2014 18:42
      У моряков не писанные законы.Помогать всем кто нуждается в помощи.не поможеш сегодня ты,не помогут завтра тебе.Море не суша,там всегда опасно.Еще в детстве мне рассказывали как моряки советские помогали коллегам из НАТО.а НАТО-ские помогали нашим.
  5. БЧ-3 19 февраля 2014 03:01
    Странно, на фото погоны подполковника, а в запасе кап. 1 ранга, у летчиков же сухопутные звания.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня