Советская ракетная пусковая установка 9П116 (ЗИЛ-135В)

В период гонки вооружений создается немало интересной и необычной техники. Зачастую подобная военная техника для непосвященных выглядит довольно странно. Однако имеются и такие аппараты, которые даже для военных экспертов являются необычными. Сюда со всей смелостью можно отнести ракетную пусковую установку 9П116.

Советская ракетная пусковая установка 9П116 (ЗИЛ-135В)
Ракетно-вертолетный комплекс Ми-10РВК с десантируемой пусковой установкой ЗИЛ-135В. 1963 год


Под руководством Грачева В.А. на заводе ЗИЛ была разработана вертолетная пусковая установка, получившая обозначение ЗИЛ-135В (9П116 — индекс ГРАУ). В данной установке в жизнь воплотили не только самые оригинальные и смелые технические решения и находки, но и столь же смелая, однако нелепая идея скрытной доставки по воздуху колесной машины и ее десантирования посадочным способом в тыл противника или в труднопроходимые места для произведения единственного внезапного ракетного удара. По расчетам конструкторов, расстояние от точки взлета вертолета до точки пуска составляла до 270 км. Для транспортировки пусковой установки предполагалось использовать внешнюю жесткую подвеску тяжелого вертолета Ми-10, известного как «летающий кран». Вся система (вертолет + пусковая установка) получила наименование ракетно-вертолетный комплекс, или Ми-10РВК.


Установка 9П116 разрабатывалась в соответствии с секретным Постановлением Совмина от 5 февраля 1962 года. СКБ ЗИЛ занималось общим проектированием, в результате которого разработали три варианта вертолетной пусковой установки. После отбора наиболее оптимального варианта на ЗИЛе в сентябре 1962 года был построен первый макетный прототип. Заводу «Дзержинец» предстояло разработать и изготовить электрооборудование. Кроме первого макета, было собрано еще три установки. На данных машинах впервые в отечественной практике внедрили электрическую трансмиссию с четырьмя мотор-колесами и редукторами разработки СКБ ЗИЛ.

Данная самоходная машина представляет собой несущий корпус-контейнер, служащий для ракеты диаметром 1800 мм, установленный на четыре 20-дюймовых односкатных колеса. Пусковая установка заряжалась одной крылатой ракетой С-5В (4К95). Длина ракеты составляла около 10 м, стартовая масса порядка 4 тонн.

Спереди на пусковой установке 9П116 размещалась 2-местная застекленная кабина управления. Сзади и по бокам установки находились электрогенератор постоянного тока, силовой блок, гидронасос и топливные баки из стеклопластика. Для доступа к агрегатам с обеих сторон корпуса располагались лестницы, а также решетчатые рабочие площадки.

Советская ракетная пусковая установка 9П116 (ЗИЛ-135В)
Уникальная ракетная установка ЗИЛ-135В (9П116) с электромотор-колесами в боевом положении


Ведущие электромотор-колеса ДТ-22 (мощность каждого 22 кВт) с понижающими планетарными редукторами и принудительной вентиляцией получали электроэнергию от генератора постоянного тока (мощность 120 кВт) с приводом от газотурбинного двигателя ГТД-350 мощностью 350 л.с., имеющего довольно компактные габариты. Газотурбинный двигатель был разработан ленинградским Заводом имени В.Я. Климова для вертолета Ми-2. Данный силовой агрегат имел длину 1350 мм и сухую массу 139,5 кг. Задние колеса жестко крепились к корпусу установки. От данного генератора также питаются приводы вертикального наведения установки — подъемные стойки с электрогидравлическим управлением. Управляемые передние колеса устанавливались на вертикально расположенных шкворнях, также закреплены на корпусе жестко. Высота 9П116 по кабине составляла 3263 мм. Масса неснаряженной установки составляла около 5,5 т. Кабина служила для размещения двух человек.

В 1963 году на заводе №475 на четырех подобных шасси были смонтированы пусковые контейнеры. На базе вертолета Ми-10 в ОКБ Миля был создан вертолетный ракетный комплекс 9К74. Самому вертолету присвоили индекс Ми-10РВК. Взлетная масса достигала 44,6 тонны. Максимальная дальность транспортировки пусковой установки 9П116 вертолетом составляла 200 км. После приземления установка подготавливалась к пуску в течение 5 минут. Кроме этого, пусковая установка могла самостоятельно преодолеть еще 40 км со скоростью до 18 км/ч, осуществить запуск ракеты и вернуться назад. Пусковая установка 9П116 для осуществления «выстрела» приподнимала на гидравлических домкратах свою заднюю часть, открывалась крышка, после чего и осуществлялся пуск ракеты. В ходе испытаний, прошедших в Фаустове, с вертолетной пусковой установки 9П116 было запущено несколько С-5В. Ведущим испытателем был Сальников И.И., в дальнейшем — главный конструктор СКБ ЗИЛ.

В ходе испытаний был выявлен ряд существенных недостатков вертолетного комплекса 9К74. В числе недостатков были большая «парусность» вертолета с пусковой установкой на борту и его снос ветром, дальность полета вертолета была гораздо меньше расчетной. Кроме этого причиной непринятия пусковой установки стало снятие с вооружения ракет, под которые она разрабатывалась. 11 ноября 1965 года Совет Министров вынес постановление о прекращении работ по вертолетной пусковой установке.

Советская ракетная пусковая установка 9П116 (ЗИЛ-135В)


Технические характеристики ракетной пусковой установки 9П116:
Колесная формула — 4х4.
Масса без — 5,5 т.
Полная масса — 12 т.
Высота по кабине в транспортном положении — 3,3 м.
Электромотор-колеса — ДТ-22.
Мощность — 22 кВт.
Газотурбинный двигатель — ГТД-350.
Мощность — 350 л.с.
Вооружение — крылатая ракета С-5В.
Время перехода в боевое положение — до 5 минут.
Экипаж — 2 человека.

Подготовлено по материалам:
http://vpk-news.ru
http://alternathistory.org.ua
http://statehistory.ru
Автор: Петр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. Володя Сибиряк 18 февраля 2014 07:30
    Очень познавательно, даже не знал о существовании подобной установки.
    Володя Сибиряк
    1. Гамдлислям 18 февраля 2014 08:59
      Уважаемый коллега Володя Сибиряк, с конца 50-х годов, когда наступила эра ракетной эйфории Хрущёва Н.С., подобных проектов было множество. Многие, из них, остались на бумаге, что-то было реализованно в металле, и лишь единыцы поступили на вооружение.
      В данном комплексе дальность крылатой ракеты С-5В (4К95) состовляла 25-270 км, а к моменту принятия решения о прекращении испытаний, были уже наземные раакетные комплекты, дальноть которых превышала возможности описанного выше вертолетного ракетного комплекса 9К74. Кроме этого, в статье не указано общее время доставки комплекса в точку пуска. А это, как минимум часов 10. Ещё один недостаток - зависимость от лётной погоды.
      Новые наземные комплексы, которые к тому времени появились, с лихвой перекрывали расстояние, на которое мог вертолёт перебросить комплекс, да и были куда мобильние и легче их было скрыть.
      1. Lk17619 18 февраля 2014 11:09
        Недостатков много не спорю, но сама фишка в том что этот комплекс приводился в боевое положение за 5 минут, а это не шухры-мухры))))
  2. Серый 43 18 февраля 2014 09:29
    Интересная статья!
  3. polkovnik manuch 18 февраля 2014 11:48
    Что-то в этом есть,особенно при нынешних технологиях.
  4. Argon 18 февраля 2014 12:14
    Вообще сомневаюсь в достоверности факта присвоения этому ТС марки ЗиЛ-135.Скорее всего имеет место быть какая то"чихарда"из-за секретности.
  5. nikcris 18 февраля 2014 15:07
    Маразматическая фигня. Лететь 200 км со скоростью 200 км\ч. Потом ехать со скоростю 18 км\ч два часа. Что бы стрельнуть на 50 км. И вернуться на 40 км взад. Маразматическая фигня.
  6. nikcris 18 февраля 2014 15:30
    Назад экипаж быстрее добежит. Да и безопаснее. Что за бред - 350 л.с. Куда они деваются? А "кран" их ждать будет, или расходный материал? И где тот "кран", а Ми-2, Ми-8, одногодки почти, летают.
  7. nikcris 18 февраля 2014 15:35
    В это время Хрущев довел СССР до закупок зерна в штатах. А "ученые" пять лет сочиняли себе премии за подобное. am
  8. waisson 18 февраля 2014 19:10
    интересный шушпанцер
    waisson
  9. шизофреник 19 февраля 2014 02:27
    Хорошая пусковая можно было и доработать. А вто время с ядерной боеголовочкой старт за фронтом многое значил особенно с 10 штук, да и сейчас не сразу поймут. laughing
  10. шизофреник 19 февраля 2014 02:38
    Цитата: nikcris
    Что за бред - 350 л.с. Куда они деваются?

    1кв =1.4 л.с 4 двигателя=100кв плюс гидравлика и кпд 80 процентов
  11. mr.Man 19 февраля 2014 03:32
    Интересная идея вертолёт + "контейнер"
    Контейнером может быть ТОС или РСЗО, или ещё какая прибамбаса...
    Не всегда ПУ на колёсах и гусеницах таскать поближе к боевым действиям получается быстро, а сий вариант ускоряет действие.
  12. Я так думаю 19 февраля 2014 16:49
    Такая конструкция гораздо перспективнее и экономичнее в эксплуатации, чем дурацкий комплекс "Тополь" ... Хотя по защищенности все они не выдерживают и минимальной критики. Потраченное впустую и время и деньги ... никакой РЕАЛЬНОЙ опасности такие мобильные комплексы не представляют и будут с легкостью уничтожены первым же залпом при нападении и даже без ядерного оружия простыми крылатыми ракетами ... Вместо того, чтоб строить ОЧЕНЬ СИЛЬНО ЗАЩИЩЕННЫЕ шахтные установки впустую тратят деньги на неопасную ерунду ... которую еще и эксплуатировать дорого ... попробуй поезди по проселкам - все время надо чинить эти тягачи и маскировать их ... ну в общем грубая СТРАТЕГИЧЕСКАЯ конструкторская ошибка, если не сказать больше ...
  13. kafa 19 февраля 2014 17:37
    подобные курьёзы уже тогда были бредовыми а с развитием средств разведки и ПВО просто вредительские прожекты дабы державу разорить. могу предложить размещение тактического ядерного заряда на спине кита feel его и кормить не надо(кита).

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня