Military Review

Soviet rocket launcher 9P116 (ZIL-135В)

11
A lot of interesting and unusual equipment is created during the arms race. Often, such military equipment for the uninitiated looks pretty strange. However, there are such devices, which even military experts are unusual. Here with all boldness include rocket launcher 9P116.



The Mi-10РВК rocket and helicopter complex with a landing gear ZIL-135В. 1963 year


Under the leadership of Grachev V.A. At the ZIL plant a helicopter launcher was developed, designated ZIL-135В (9П116 - GRAU index). This installation brought to life not only the most original and daring technical solutions and finds, but also an equally bold, but absurd idea of ​​stealthy airborne delivery of a wheeled vehicle and its landing by landing method to the rear of the enemy or difficult places to produce a single sudden rocket attack . According to calculations constructors, the distance from the helicopter to take off point to the start point was 270 km. For transportation of the launcher, it was intended to use an external rigid suspension of a heavy Mi-10 helicopter, known as a “flying crane”. The entire system (helicopter + launcher) was named rocket-helicopter complex, or Mi-10РВК.

The installation of 9P116 was developed in accordance with the secret Resolution of the Council of Ministers of February 5 from 1962. SKB Zil engaged common design, in which developed three helicopter embodiment launcher. After the selection of the most optimal variant on ZIL in September 1962, the first prototyping prototype was built. Plant "Dzerzhinets" had to develop and manufacture electrical equipment. In addition to the first layout was collected three settings. For the first time in domestic practice, these machines introduced an electric transmission with four motor wheels and gearboxes developed by SKB ZIL.

This self-propelled machine is a supporting body-container, used for a rocket with a diameter of 1800 mm, mounted on four 20-inch single-pitch wheels. The launcher was charged with one C-5B cruise missile (4K95). The length of the rocket was about 10 m, the launch mass of the order of 4 tons.

On the 9P116 launcher, there was a 2-seat glazed control cabin on the front. The electric generator of direct current, power unit, hydraulic pump and fuel tanks made of fiberglass were located behind and on the sides of the installation. To access the units on both sides of the body placed the ladder and lattice work sites.

Soviet rocket launcher 9P116 (ZIL-135В)
The unique rocket launcher ZIL-135B (9P116) with an electric motor-wheels in a combat position


The leading DT-22 electromotor wheels (power of each 22 kW) with reducing planetary gearboxes and forced ventilation received electricity from a DC generator (power 120 kW) driven by a GTD-350 gas turbine engine with a power of 350 hp, which has rather compact dimensions . The gas turbine engine was developed by the V.Ya. Leningrad Plant. Klimov helicopter Mi-2. This power unit has a length 1350 mm and a dry weight 139,5 kg. The rear wheels are rigidly attached to the body unit. From this generator also feed drives vertical guidance systems - lifting struts with electrohydraulic control. Managed front wheels mounted on vertically located pivots, also fixed on the body rigidly. The height 9P116 in the cabin was 3263 mm. Mass unfilled setting was about 5,5 m. Cab serve to accommodate two persons.

In 1963, at plant No. 475, launch canisters were mounted on four similar chassis. Based on the Mi-10 helicopter, the Mil Design Bureau created the 9K74 helicopter missile system. Most helicopter Mi-assigned index 10RVK. Takeoff weight reached 44,6 tons. The maximum transportation distance of the launcher 9P116 by helicopter was 200 km. After landing, the installation was prepared for launch within 5 minutes. In addition, the launcher could independently overcome another 40 km at speeds up to 18 km / h, launch the rocket and go back. The 9P116 launcher lifted its rear part on the hydraulic jacks for a “shot”, the lid was opened, after which the rocket was launched. During the tests, which took place in Faustov, several C-9В were launched from the 116P5 helicopter launcher. Leading a test was Salnikov II, hereinafter - the chief designer of SKB ZIL.

During the tests, a number of significant shortcomings of the 9K74 helicopter complex were identified. Among the shortcomings were a large "sail area" of the helicopter with a launcher on board and its demolition by the wind; the helicopter’s flight range was much less than estimated. In addition, the reason for the failure of the launcher was the removal of the missiles for which it was developed. 11 November 1965 of the Year The Council of Ministers issued a decree on the termination of work on the helicopter launcher.



Specifications rocket launcher 9P116:
Wheel formula - 4x4.
Weight without - 5,5 t.
Gross weight - 12 t.
Cab height in transport position - 3,3 m.
Electric wheel - DT-22.
Power - 22 kW.
Gas Turbine Engine - GTD-350.
Power - 350 HP
Armament - cruise missile C-5В.
Transition time is up to 5 minutes.
Crew - 2 person.

Based on materials:
http://vpk-news.ru
http://alternathistory.org.ua
http://statehistory.ru
Author:
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Volodya Sibiryak
    Volodya Sibiryak 18 February 2014 07: 30
    +12
    Very informative, did not even know about the existence of such an installation.
    1. Gamdlislyam
      Gamdlislyam 18 February 2014 08: 59
      +3
      Dear colleague Volodya Sibiryak, from the end of the 50s, when the era of rocket euphoria of Khrushchev NS came, there were many similar projects. Many of them remained on paper, something was realized in metal, and only a few entered service.
      In this complex, the range of the S-5V (4K95) cruise missile was 25-270 km, and by the time the decision to terminate the tests was made, there were already ground-based missile systems whose range exceeded the capabilities of the 9K74 helicopter missile system described above. In addition, the article does not indicate the total delivery time of the complex to the launch point. And this is at least 10 hours. Another drawback is the dependence on flying weather.
      The new ground complexes, which had appeared by that time, more than covered the distance over which the helicopter could transfer the complex, and they were much more mobile and it was easier to hide them.
      1. Lk17619
        Lk17619 18 February 2014 11: 09
        +1
        I do not argue a lot of shortcomings, but the trick itself is that this complex was put into combat position in 5 minutes, and this is not shuhra-mukhra))))
  2. Gray 43
    Gray 43 18 February 2014 09: 29
    +1
    Interesting article!
  3. polkovnik manuch
    polkovnik manuch 18 February 2014 11: 48
    +1
    There is something in it, especially with current technologies.
  4. Argon
    Argon 18 February 2014 12: 14
    +1
    In general, I doubt the reliability of the fact that this vehicle was given the ZIL-135 brand. Most likely there is some kind of "chihard" because of secrecy.
  5. nikcris
    nikcris 18 February 2014 15: 07
    0
    Marasmatic garbage. Fly 200 km at a speed of 200 km \ h. Then drive at a speed of 18 km \ h for two hours. To shoot for 50 km. And go back 40 km back. Marasmatic garbage.
  6. nikcris
    nikcris 18 February 2014 15: 30
    -1
    The crew will run back faster. And it’s safer. What nonsense - 350 hp. Where do they go? A "crane" will wait for them, or a consumable? And where is that "crane", and Mi-2, Mi-8, almost the same age, fly.
  7. nikcris
    nikcris 18 February 2014 15: 35
    0
    At this time, Khrushchev brought the USSR to the purchase of grain in the states. And the "scientists" spent five years composing prizes for such things. am
  8. waisson
    waisson 18 February 2014 19: 10
    0
    interesting shushpanzer
  9. schizophrenic
    schizophrenic 19 February 2014 02: 27
    0
    A good launcher could be modified. But at the time, with a nuclear warhead, starting behind the front meant a lot, especially with 10 pieces, and even now they will not immediately understand. laughing
  10. schizophrenic
    schizophrenic 19 February 2014 02: 38
    0
    Quote: nikcris
    What nonsense - 350 hp Where do they go?

    1 kW = 1.4 hp 4 engines = 100 kW plus hydraulics and 80 percent efficiency
  11. mr.Man
    mr.Man 19 February 2014 03: 32
    0
    Interesting idea helicopter + "container"
    The container can be TOC or MLRS, or some other gadget ...
    It is not always possible to pull PUs on wheels and tracks closer to hostilities quickly, but this option speeds up the action.
  12. I think so
    I think so 19 February 2014 16: 49
    0
    Such a design is much more promising and more economical in operation than the stupid Topol complex ... Although in terms of security, all of them do not stand up to minimal criticism. Wasted time and money ... such mobile complexes do not represent any REAL danger and will be easily destroyed by the first salvo during an attack and even without nuclear weapons with simple cruise missiles ... Instead of building VERY HIGHLY PROTECTED silos, they are wasting money for non-hazardous nonsense ... which is also expensive to operate ... try to drive along country roads - all the time you have to repair these tractors and mask them ... well, in general, a gross STRATEGIC design mistake, to say the least ...
  13. kafa
    kafa 19 February 2014 17: 37
    0
    such oddities were already delusional then, and with the development of reconnaissance and anti-aircraft defense systems, it was simply wrecking projects in order to ruin the state. I can suggest placing a tactical nuclear charge on the back of a whale repeat and it is not necessary to feed him (whale).

Советская ракетная пусковая установка 9П116 (ЗИЛ-135В)

В период гонки вооружений создается немало интересной и необычной техники. Зачастую подобная военная техника для непосвященных выглядит довольно странно. Однако имеются и такие аппараты, которые даже для военных экспертов являются необычными. Сюда со всей смелостью можно отнести ракетную пусковую установку 9П116.

Советская ракетная пусковая установка 9П116 (ЗИЛ-135В)
Ракетно-вертолетный комплекс Ми-10РВК с десантируемой пусковой установкой ЗИЛ-135В. 1963 год


Под руководством Грачева В.А. на заводе ЗИЛ была разработана вертолетная пусковая установка, получившая обозначение ЗИЛ-135В (9П116 — индекс ГРАУ). В данной установке в жизнь воплотили не только самые оригинальные и смелые технические решения и находки, но и столь же смелая, однако нелепая идея скрытной доставки по воздуху колесной машины и ее десантирования посадочным способом в тыл противника или в труднопроходимые места для произведения единственного внезапного ракетного удара. По расчетам конструкторов, расстояние от точки взлета вертолета до точки пуска составляла до 270 км. Для транспортировки пусковой установки предполагалось использовать внешнюю жесткую подвеску тяжелого вертолета Ми-10, известного как «летающий кран». Вся система (вертолет + пусковая установка) получила наименование ракетно-вертолетный комплекс, или Ми-10РВК.


Установка 9П116 разрабатывалась в соответствии с секретным Постановлением Совмина от 5 февраля 1962 года. СКБ ЗИЛ занималось общим проектированием, в результате которого разработали три варианта вертолетной пусковой установки. После отбора наиболее оптимального варианта на ЗИЛе в сентябре 1962 года был построен первый макетный прототип. Заводу «Дзержинец» предстояло разработать и изготовить электрооборудование. Кроме первого макета, было собрано еще три установки. На данных машинах впервые в отечественной практике внедрили электрическую трансмиссию с четырьмя мотор-колесами и редукторами разработки СКБ ЗИЛ.

Данная самоходная машина представляет собой несущий корпус-контейнер, служащий для ракеты диаметром 1800 мм, установленный на четыре 20-дюймовых односкатных колеса. Пусковая установка заряжалась одной крылатой ракетой С-5В (4К95). Длина ракеты составляла около 10 м, стартовая масса порядка 4 тонн.

Спереди на пусковой установке 9П116 размещалась 2-местная застекленная кабина управления. Сзади и по бокам установки находились электрогенератор постоянного тока, силовой блок, гидронасос и топливные баки из стеклопластика. Для доступа к агрегатам с обеих сторон корпуса располагались лестницы, а также решетчатые рабочие площадки.

Советская ракетная пусковая установка 9П116 (ЗИЛ-135В)
Уникальная ракетная установка ЗИЛ-135В (9П116) с электромотор-колесами в боевом положении


Ведущие электромотор-колеса ДТ-22 (мощность каждого 22 кВт) с понижающими планетарными редукторами и принудительной вентиляцией получали электроэнергию от генератора постоянного тока (мощность 120 кВт) с приводом от газотурбинного двигателя ГТД-350 мощностью 350 л.с., имеющего довольно компактные габариты. Газотурбинный двигатель был разработан ленинградским Заводом имени В.Я. Климова для вертолета Ми-2. Данный силовой агрегат имел длину 1350 мм и сухую массу 139,5 кг. Задние колеса жестко крепились к корпусу установки. От данного генератора также питаются приводы вертикального наведения установки — подъемные стойки с электрогидравлическим управлением. Управляемые передние колеса устанавливались на вертикально расположенных шкворнях, также закреплены на корпусе жестко. Высота 9П116 по кабине составляла 3263 мм. Масса неснаряженной установки составляла около 5,5 т. Кабина служила для размещения двух человек.

В 1963 году на заводе №475 на четырех подобных шасси были смонтированы пусковые контейнеры. На базе вертолета Ми-10 в ОКБ Миля был создан вертолетный ракетный комплекс 9К74. Самому вертолету присвоили индекс Ми-10РВК. Взлетная масса достигала 44,6 тонны. Максимальная дальность транспортировки пусковой установки 9П116 вертолетом составляла 200 км. После приземления установка подготавливалась к пуску в течение 5 минут. Кроме этого, пусковая установка могла самостоятельно преодолеть еще 40 км со скоростью до 18 км/ч, осуществить запуск ракеты и вернуться назад. Пусковая установка 9П116 для осуществления «выстрела» приподнимала на гидравлических домкратах свою заднюю часть, открывалась крышка, после чего и осуществлялся пуск ракеты. В ходе испытаний, прошедших в Фаустове, с вертолетной пусковой установки 9П116 было запущено несколько С-5В. Ведущим испытателем был Сальников И.И., в дальнейшем — главный конструктор СКБ ЗИЛ.

В ходе испытаний был выявлен ряд существенных недостатков вертолетного комплекса 9К74. В числе недостатков были большая «парусность» вертолета с пусковой установкой на борту и его снос ветром, дальность полета вертолета была гораздо меньше расчетной. Кроме этого причиной непринятия пусковой установки стало снятие с вооружения ракет, под которые она разрабатывалась. 11 ноября 1965 года Совет Министров вынес постановление о прекращении работ по вертолетной пусковой установке.

Советская ракетная пусковая установка 9П116 (ЗИЛ-135В)


Технические характеристики ракетной пусковой установки 9П116:
Колесная формула — 4х4.
Масса без — 5,5 т.
Полная масса — 12 т.
Высота по кабине в транспортном положении — 3,3 м.
Электромотор-колеса — ДТ-22.
Мощность — 22 кВт.
Газотурбинный двигатель — ГТД-350.
Мощность — 350 л.с.
Вооружение — крылатая ракета С-5В.
Время перехода в боевое положение — до 5 минут.
Экипаж — 2 человека.

Подготовлено по материалам:
http://vpk-news.ru
http://alternathistory.org.ua
http://statehistory.ru
Автор: Петр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. Володя Сибиряк 18 февраля 2014 07:30
    Очень познавательно, даже не знал о существовании подобной установки.
    Володя Сибиряк
    1. Гамдлислям 18 февраля 2014 08:59
      Уважаемый коллега Володя Сибиряк, с конца 50-х годов, когда наступила эра ракетной эйфории Хрущёва Н.С., подобных проектов было множество. Многие, из них, остались на бумаге, что-то было реализованно в металле, и лишь единыцы поступили на вооружение.
      В данном комплексе дальность крылатой ракеты С-5В (4К95) состовляла 25-270 км, а к моменту принятия решения о прекращении испытаний, были уже наземные раакетные комплекты, дальноть которых превышала возможности описанного выше вертолетного ракетного комплекса 9К74. Кроме этого, в статье не указано общее время доставки комплекса в точку пуска. А это, как минимум часов 10. Ещё один недостаток - зависимость от лётной погоды.
      Новые наземные комплексы, которые к тому времени появились, с лихвой перекрывали расстояние, на которое мог вертолёт перебросить комплекс, да и были куда мобильние и легче их было скрыть.
      1. Lk17619 18 февраля 2014 11:09
        Недостатков много не спорю, но сама фишка в том что этот комплекс приводился в боевое положение за 5 минут, а это не шухры-мухры))))
  2. Серый 43 18 февраля 2014 09:29
    Интересная статья!
  3. polkovnik manuch 18 февраля 2014 11:48
    Что-то в этом есть,особенно при нынешних технологиях.
  4. Argon 18 февраля 2014 12:14
    Вообще сомневаюсь в достоверности факта присвоения этому ТС марки ЗиЛ-135.Скорее всего имеет место быть какая то"чихарда"из-за секретности.
  5. nikcris 18 февраля 2014 15:07
    Маразматическая фигня. Лететь 200 км со скоростью 200 км\ч. Потом ехать со скоростю 18 км\ч два часа. Что бы стрельнуть на 50 км. И вернуться на 40 км взад. Маразматическая фигня.
  6. nikcris 18 февраля 2014 15:30
    Назад экипаж быстрее добежит. Да и безопаснее. Что за бред - 350 л.с. Куда они деваются? А "кран" их ждать будет, или расходный материал? И где тот "кран", а Ми-2, Ми-8, одногодки почти, летают.
  7. nikcris 18 февраля 2014 15:35
    В это время Хрущев довел СССР до закупок зерна в штатах. А "ученые" пять лет сочиняли себе премии за подобное. am
  8. waisson 18 февраля 2014 19:10
    интересный шушпанцер
    waisson
  9. шизофреник 19 февраля 2014 02:27
    Хорошая пусковая можно было и доработать. А вто время с ядерной боеголовочкой старт за фронтом многое значил особенно с 10 штук, да и сейчас не сразу поймут. laughing
  10. шизофреник 19 февраля 2014 02:38
    Цитата: nikcris
    Что за бред - 350 л.с. Куда они деваются?

    1кв =1.4 л.с 4 двигателя=100кв плюс гидравлика и кпд 80 процентов
  11. mr.Man 19 февраля 2014 03:32
    Интересная идея вертолёт + "контейнер"
    Контейнером может быть ТОС или РСЗО, или ещё какая прибамбаса...
    Не всегда ПУ на колёсах и гусеницах таскать поближе к боевым действиям получается быстро, а сий вариант ускоряет действие.
  12. Я так думаю 19 февраля 2014 16:49
    Такая конструкция гораздо перспективнее и экономичнее в эксплуатации, чем дурацкий комплекс "Тополь" ... Хотя по защищенности все они не выдерживают и минимальной критики. Потраченное впустую и время и деньги ... никакой РЕАЛЬНОЙ опасности такие мобильные комплексы не представляют и будут с легкостью уничтожены первым же залпом при нападении и даже без ядерного оружия простыми крылатыми ракетами ... Вместо того, чтоб строить ОЧЕНЬ СИЛЬНО ЗАЩИЩЕННЫЕ шахтные установки впустую тратят деньги на неопасную ерунду ... которую еще и эксплуатировать дорого ... попробуй поезди по проселкам - все время надо чинить эти тягачи и маскировать их ... ну в общем грубая СТРАТЕГИЧЕСКАЯ конструкторская ошибка, если не сказать больше ...
  13. kafa 19 февраля 2014 17:37
    подобные курьёзы уже тогда были бредовыми а с развитием средств разведки и ПВО просто вредительские прожекты дабы державу разорить. могу предложить размещение тактического ядерного заряда на спине кита feel его и кормить не надо(кита).

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня