В русской Арктике появится эквивалент военного округа

25
Спустя непродолжительное время после президентского послания Федеральному собранию (конец 2013 года) Сергей Шойгу поставил перед Генштабом задачу по разработке проекта развёртывания воинских формирований на арктических территориях России и по совершенствованию военной инфраструктуры региона. Здесь нужно отметить, что работа по совершенствованию упомянутой инфраструктуры в Минобороны велась и до президентского послания 2013 года (расконсервация, а часто и восстановление практически с нуля арктических военных аэродромов – как пример тому), однако после обозначения стратегических задач такая работа стала приобретать очертания системности. Одним из важнейших звеньев военного обустройства русской Арктики является и решение о создании совершенно новой структуры. Структура эта – интеграция Северного флота и так называемого Объединённого стратегического командования – СФ-ОСК.

В русской Арктике появится эквивалент военного округа


В Генеральном штабе дают понять, что новое военное объединение не нужно считать пятым военным округом Российской Федерации. Однако, судя по планам масштабной интеграции, новая структура будет иметь не меньшую значимость, нежели 4 существующих на данных момент военных округа. Да и задачи, которые собираются перед ней ставить, весьма впечатляют.

По планам Генерального штаба, Северный флот будет выполнять поставленные перед ним задачи в тесной интеграции с подразделениями ПВО, ВВС, арктическими бригадами и силами управления. По некоторым данным, новая военная структура может стать ещё и межведомственной, так как в качестве потенциальной составляющей СФ-ОСК, не принадлежащей министерству обороны, называются пограничные подразделения ФСБ РФ. Пока информация о возможном вхождении пограничников в СФ-ОСК не подтверждена представителями Генштаба, но есть целый ряд фактов, которые могут только подчеркнуть гипотетическую действенность такой межведомственной интеграции в Арктике. Один из фактов – работа пограничников по защите платформы «Приразломная» от провокационных действий «Greenpeace» в минувшем году. Если учесть, что в качестве одной из основных задач, поставленной перед новой структурой, является защита морских биоресурсов, а также углеводородов, то вхождение пограничных частей в СФ-ОСК выглядит вполне оправданным.

Будут ли помимо охраны рыбных, газовых и нефтяных ресурсов перед СФ-ОСК поставлены другие задачи? Да, ставятся они уже сейчас. Здесь можно выделить транспортное направление – повышение безопасности и эффективности использования Северного морского пути (эксплуатация военного аэродрома на Новосибирских островах, работа по восстановлению взлётно-посадочных полос на других военных арктических аэродромах – все эти факты ложатся в новую стратегию). Ещё одно направление, которое выделяет непосредственно Генштаб – обеспечение безопасности на севере России. После развала СССР северное (арктическое) направление для России стало одним из самых незащищённых. И если учитывать, какими стратегически важными ресурсами здесь обладает Российская Федерация, то «неприкрытый» русский Север может уже в скором времени стать лёгкой добычей тех, кто давно нацелил свой взгляд на Арктику. И речь вовсе не обязательно о ведении боевых действий, масштабных спецопераций. Та же вылазка «Гринпис» красноречиво говорит о том, какими методами Россию собираются выдавливать из региона уже сейчас, ведь наивно полагать, что в случае в «Приразломной» активисты «Greenpeace» действовали исключительно в интересах защиты окружающей среды. Как говорится, соваться напрямую вряд ли кто-то решиться, но испытать русскую Арктику на прочность «демократическими» уловками в виде того же «Greenpeace» или иных подобных структур, вполне себе могут. Да что там «могут» - уже сейчас испытывают. Правда, после российских СИЗО, в которые угодили многие активисты, в прошлом году атаковавшие «Приразломную», пыл того же «Гринпис» несколько поугас – видимо, идёт обдумывание новой стратегии того, как «работать» с наращивающей мощь Россией в Арктике. Перспективы снова оказаться за решёткой после прямого и «жаркого» (несмотря на арктических холод) контакта с российскими пограничниками активистов уже точно не прельщает…

А чтобы ни у кого вдруг не возникло острой потребности испытать русскую Арктику на прочность в ближайшее время, и создаётся та самая структура, в которой будут интегрированы флотские, воздушные и сухопутные группы. Создаётся единый кулак, который уже одним фактом своего существования вполне способен остудить горячие головы. Этим Россия даёт понять своим «партнёрам», что готова защищать свои интересы, используя для этого все имеющиеся силы и средства. А сил и средств не так уж мало. Одна арктическая группировка российских ледоколов, для которых, понятное дело, в регионе всегда найдётся работа, чего стоит… Не заяви о начале работы по возрождению военного присутствия в Арктике сейчас, и не начни это делать, засучив рукава, уже завтра можно было бы получить такой «силовой приём», который заставил бы страну пробкой вылететь из региона. Недаром же мировая пресса уже начинает муссировать тему о «международном статусе» Арктики… Так что своевременность начатых работ сложно переоценить.

Сегодня говорится о том, что СФ-ОСК будет находиться в подчинении у Генштаба министерства обороны страны. Однако в обозримом будущем формула подчинения может поменяться, и новая военная структура, вероятно, окажется «под крылом» НЦУОГ (Национальный центр управления обороной государства). Правда, для начала придётся окончательно обрисовать полномочия самого НЦУОГ и определиться с руководством этого межведомственного управленческого органа. Но с этим тоже вряд ли станут тянуть.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. dmitrij.blyuz
    +9
    19 февраля 2014 06:41
    Долго и муторно шли к этому.Дотопали потихоньку!Радует.И тут еще новостенка подгребла неплохая! http://military-industry.ru/aviation/675
    1. 0
      26 февраля 2014 02:46
      Спасибо за новость.
  2. +3
    19 февраля 2014 07:31
    Ну насчет "вылететь пробкой" Алексей несколько погорячился.Но надо быть готовыми к жесткому противостоянию,помимо,само собой разумеющегося усиления Арктической группировки войск,необходимо срочно принять пакет законов,направленных на защиту северных территорий и экономической зоны не дожидаясь международного одобрения,так сказать застолбить поле боя,разбираться будем потом.
  3. +2
    19 февраля 2014 07:34
    Встает вопрос о строительстве специальных боевых кораблей ледокольного класса, способных перевозить людей и технику, вести бой и нести авиацию БЛА и вертолеты.Такие корабли есть у норвежцев. Канадцы планируют закупить 8 кораблей такого класса.
    1. +1
      19 февраля 2014 11:53
      Такие строили и у нас в своё время. А если вспомнить, что крупнейший в мире ледокольный флот принадлежит России, то, думаю, с постройкой и эксплуатацией вопросов не должно возникать.
  4. malikszh
    0
    19 февраля 2014 07:39
    Теперь СФ не будет подчиняться ЗВО?
    1. 0
      19 февраля 2014 10:25
      Нет, на прямую МО РФ..
  5. waisson
    +2
    19 февраля 2014 07:52
    наконец то от слов потихоньку переходим к делу
    1. AVV
      0
      19 февраля 2014 11:30
      Цитата: waisson
      ! http://military-industry.ru/aviation/675

      Не будет в Арктике России,то займут другие Одемокраченные !!!
  6. +2
    19 февраля 2014 08:28
    Правильный подход. Давно пора качать мускулы. С хорошим кулаком вряд ли рискнут в открытую на наш Север заявятся, исподтишка вороги будут действовать, а тут кукиш им. bully
  7. +2
    19 февраля 2014 09:13
    Похоже канадцы опять скоро вопить начнут, что наши белые медведи доедают ихнего санта-клауса, а мы им авиацией)))
  8. +6
    19 февраля 2014 10:30
    Север будет наш!!!
    1. 0
      19 февраля 2014 11:33
      СТО пудово!!!
    2. 0
      20 февраля 2014 00:46
      он и так наш)
  9. 0
    19 февраля 2014 14:26
    Да, у России только 2 союзника это Армия и Флот! И это радует что возрождается некогда могучее государство.
  10. +4
    19 февраля 2014 15:01
    По поводу гринписс уже говорил -"Корабли нам-активистов медведям!" пусть хоть раз принесут пользу и спасут бедных мишек от голода ..
    1. malikszh
      0
      20 февраля 2014 23:11
      кто знает что было корабелом Гринписа арестованным?
  11. лёшка
    0
    19 февраля 2014 15:16
    наокнецто с севера мы будем под защитой сейчас наверное запад начьнёт истерить
    1. 0
      19 февраля 2014 17:46
      Когда ещё всё разрушенное восстановят... Сколько украдут...
      Становление всего этого в советские времена заняло почти сорок лет.
      Развалили за 5-7.
    2. -1
      19 февраля 2014 17:46
      Когда ещё всё разрушенное восстановят... Сколько украдут...
      Становление всего этого в советские времена заняло почти сорок лет.
      Развалили за 5-7.
  12. Азаат
    0
    19 февраля 2014 15:17
    Слава Богу начинают и север прикрывать. Надеюсь что будут хотя бы восстановлены полярные базы прежнего СССР и прикроют границы с севера.
  13. +1
    19 февраля 2014 16:21
    Спору нет,Север надо защищать уже сейчас.
    Но мне очень интересно как это конкретно отразится на СФ.
    С одной стороны напрямую - хорошо,с другой стороны флотские структуры побоку?
    Не получилось бы как говаривал многоуважаемый мною В.С.Черномырдин - Хотели как лучше,а получилось как всегда.
    1. +3
      19 февраля 2014 21:50
      Цитата: wanderer
      как это конкретно отразится на СФ.
      С одной стороны напрямую - хорошо,с другой стороны флотские структуры побоку?

      Как отразится реорганизация на СФ? Думаю положительно. СФ-ОСК станет межвидовым оперативно – стратегическим объединением, со всеми вытекающими отсюда последствиями. По сути это -- готовая фронтовая структура управления силами на стратегическом направлении. Естественно силы туда будут накачивать по всем видам ВС.
      Что будут строить корабли ледового класса – это точно. Но основная нагрузка, наверное, ляжет на авиацию. У нас там была, а сейчас восстанавливается, аэродромная сеть. Авиация наиболее мобильный вид ВС. А беря по 8т вооружений (СУ-34) можно решить практически любые задачи. Стратеги СФ всегда находились в распоряжении Москвы, как элемент триады. Флот только содержал МСЯС в установленной степени БГ и готовил лодки и экипажи к автономкам .
      А вот многоцелевые ПЛА будут наращивать и готовить к подледному плаванию. Возможно создадут спец проект или сделают из имеющегося «ледового класса». Общевойсковые бригады и силы ПРО-ПВО будут также заточены на решение «полярных» задач. Все вроде хорошо, вот только семьям военных я не завидую. Север – он и есть СЕВЕР.
      1. dmitrij.blyuz
        +2
        19 февраля 2014 22:02
        Тикси,Диксон-БУДУТ восстанавливать!Похоже,уже работа пошла мелким сапом!Набираем обороты помалу!Надеюсь-и мы с Вами еще потопчемся там good Не только ради интереса! drinks
  14. +2
    19 февраля 2014 17:43
    Вначале надо судить с полной конфискацией всех, виновных в уничтожении наших военных сил на Северах, разрушении гарнизонов и аэродромов, уничтожении мощнейшей 10 Краснознамённой Армии ПВО стран, прикрывавшей пространство от Полюса до Вологодчины, от Кольского до Урала.
    Всех виновников - пожизненно с кайлом восстанавливать уничтоженное по их вине.
    А то будут как блин...ь сердюковская, мучиться в 15-комнатной хатынке.
  15. +2
    19 февраля 2014 17:48
    А если Путин не станет пожизненным президентом, его сменит очередной ельцинообразный вылупень, а вместо Шоёгу - очередной табуреткин?

    Есть у страны внутренняя устойчивость и стабильный курс?
  16. krokodil_gena71
    +3
    19 февраля 2014 19:20
    Всем добрый день или ночь.
    Очень хорошая новость! Давно пора. Проходил службу в Норильске. Видел развалины того, что создавалось многие годы. На моей памяти, три воинские части там остались (космонавты, топографы, ГУМО). Девиз у них был один: приказано выжить!
    Тяжело бутет восстанавливать, а скорее создавать новое с нашими проблемами (дураки и дороги особенно). Как строить, кто строить будет, откуда денег взять, кто служить там будет, какие конкретные сроки? На эти вопросы ответов не нашел.
    Также меня терзают смутные сомнения - а не очередной ли это популизм нашего дорогого, особо уважаемого, прости меня Господи, товарища (господина) Ш.? В последнее время у нас как на съезде, славной памяти, КПСС - одобрям, догоним и перегоним, вовремя доложим и отрапортуем, сменим портянки на носки, русскую шинель на китайскую "аляску"...
    Многое, конечно, делается в МОРФ и сдвиги большие. Радуюсь за державу. Но и еще раз но...
    1. 0
      19 февраля 2014 21:51
      Конструктивная критика полезна
  17. 0
    19 февраля 2014 23:04
    Да и флаг в руки! Было бы дело, кто против. Цивилизация начиналась с русского Севера.



    http://topwar.ru/uploads/images/2014/817/jbzm657.jpg
  18. dmitrij.blyuz
    0
    19 февраля 2014 23:16
    И не только Флаг.И Стяг ВМФ там уже есть.И дело толковое.А цивилизация начиналась в районе Черноморья.Скифы-это и есть мы.А Север-это наше в генах.Никто не сможет.А мы-живем! soldierПо вопросам истории-к Асгарду!
  19. 0
    20 февраля 2014 01:17
    Все новое,хорошо забытое старое !Ледоколы т.ч.военные в Арктике были и в советские времена, на Тихом при патрулировании в сторону Берингии нас часто "Тайга" сопровождал. На Северах раньше войск хватало и ПВО серьезная была, надеюсь восстановят.
  20. jekaerokhin68
    0
    20 февраля 2014 08:32
    Хорошо, что начали заниматься Арктикой. Другое дело хватит у руководства сил и финансов, границы огромны и средств для удержания надо иметь достаточное.
  21. 0
    23 февраля 2014 14:32
    Туда неплохо бы наделать самолетов ДРЛО, вроде Хокая. А-50 туда невыгодно гонять, а вот такие самолетики, которые могут сесть на любой аэродром, самое то. А вообще да, север надо обустраивать.