САУ T3 Howitzer Motor Carriage: первая «классическая» самоходка США

До середины тридцатых годов все американские попытки создать самоходную артиллерийскую установку оканчивались неудачей. Все проекты того времени предлагали строить самоходки на базе существующих тракторов. По понятным причинам, подобная техника не могла иметь достаточные характеристики. Тем не менее, к середине десятилетия ситуация начала меняться. Постепенно конструкторы бронетехники пришли к тем же выводам, что и их зарубежные коллеги. Они поняли, что приемлемой основой для перспективной САУ может быть только специально разработанное шасси или соответствующие агрегаты танка. Спустя несколько лет эта концепция станет классическим методом создания новых самоходок. В середине тридцатых годов такие идеи стали причиной появления проекта T3 Howitzer Motor Carriage.

САУ T3 Howitzer Motor Carriage: первая «классическая» самоходка США
САУ Т3, вид спереди – хорошо заметна смотровая щель механика-водителя


В качестве основы для новой самоходки был выбран новейший легкий танк M1, созданный Рок-Айлендским арсеналом. Характеристики этой боевой машины, как посчитали, позволили бы установить на нее орудие калибра 75 мм и тем самым сделать из нее полноценную САУ. Действительно, проект T3 был гораздо удачнее своих предшественников. В 1938 году новая самоходка дошла до армейских испытаний, после которых она могла быть принята на вооружение.


При разработке проекта T3 Howitzer Motor Carriage шасси танка M1 претерпело некоторые изменения, связанные с установкой нового оружия. При этом авторы проекта старались не вносить в конструкцию шасси и корпуса крупные коррективы, способные затруднить серийное строительство новой самоходки.

Корпус новой САУ предлагалось собирать из броневых листов толщиной 16 (лоб), 13 (борта) и 6 (корма, крыша и днище) миллиметров. Такая броня была способна защитить экипаж и внутренние агрегаты от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов. Компоновка внутренних агрегатов новой САУ была типичной для американских танков предвоенных лет. В передней части корпуса поместили часть агрегатов трансмиссии и отделение управления с рабочим местом механика-водителя. За ними находилось объемное боевое отделение, а в корме располагался радиальный 7-цилиндровый двигатель Continental R-670 мощностью 250 л.с. Использование радиального двигателя и размещение трансмиссии под полом боевого отделения сказалось на габаритах боевой машины, сократив ее длину и увеличив высоту.

САУ T3 Howitzer Motor Carriage: первая «классическая» самоходка США
Опытный экземпляр самоходной артиллерийской установки Т3, оснащенной 75-мм гаубицей М1А1 и 7,62-мм пулеметом «Браунинг». США, 1938 г.


Ходовая часть САУ, без каких-либо изменений заимствованная у базового танка, имела четыре опорных катка на каждом борту. Они были сблокированы попарно и имели подвеску с вертикальными пружинами. В кормовой части борта располагалось направляющее колесо, в передней – ведущее с цевочным зацеплением.

Значительным изменениям подвергся корпус базового танка. В верхней и средней лобовых деталях корпуса предусмотрели крупную амбразуру для орудия. Самоходка получила башню с пулеметом, представлявшую собой уменьшенную башню танка M1. Башню установили у левого борта. В крыше корпуса, у правого борта, предусмотрели крупный командирский люк для посадки и покидания машины. Второй люк командира находился в правом борту корпуса. Интересно, что верхний люк имел две створки, а единственная крышка бокового откидывалась вниз и удерживалась цепями в горизонтальном положении. Механик-водитель должен был попадать на свое рабочее место через двустворчатый люк в лобовых деталях корпуса. Для наблюдения за обстановкой на марше он мог открыть верхнюю створку люка. В боевой обстановке предполагалось закрывать люк и использовать смотровую щель. Перед щелью установили небольшое кольцо, которое можно было использовать в качестве прицела для грубой наводки орудия поворотом всей машины.

Основным оружием новой самоходки стала гаубица M1A1 калибра 75 мм. Орудие установили на специально разработанном лафете в передней части бронекорпуса со сдвигом к правому борту. Орудие оборудовали ограждениями отката, а также модернизированным прицелом. Максимальную дальность при стрельбе с использованием панорамного прицела ограничили 5 тыс ярдами (около 4,6 километра). В то время считалось, что такие показатели дальности стрельбы позволят эффективно поддерживать огнем пехоту и танки. Боекомплект гаубицы состоял из 61 снаряда. 36 выстрелов находились в укладке под орудием, остальные – на стеллаже у левого борта боевого отделения. Для наведения орудия по горизонтали в пределах сравнительно узкого сектора экипаж САУ мог открыть створки передней амбразуры.

САУ T3 Howitzer Motor Carriage: первая «классическая» самоходка США
Установка гаубицы в корпусе САУ Т3: створки амбразуры открыты, орудие находится в боевом положении. Ствол разворачивался на 26,6 градуса в обе стороны


Экипаж перспективной самоходной артиллерийской установки T3 Howitzer Motor Carriage состоял всего из двух человек – механика-водителя и командира. Оба члена экипажа располагались слева от орудия, поскольку под последнее фактически была отдана почти вся правая половина бронекорпуса. Механик-водитель находился впереди и ниже командира. Значительные размеры казенной части гаубицы M1A1, а также достаточно большой боекомплект сказались на размере места для экипажа. Водителю и командиру приходилось работать в крайне стесненных условиях. При этом следует признать, что рабочее место водителя было немного удобнее, чем у командира. Дело в том, что командир, находясь в тесным объеме боевого отделения, должен был исполнять обязанности наводчика и заряжающего. Еще одной неприятной особенностью САУ T3 стало расположение панорамного прицела. Этот агрегат разместили на одном уровне с казенной частью орудия. Предполагалось, что благодаря этому прицел смогут использовать и командир, и водитель. Однако впоследствии оказалось, что водитель, даже привстав на своем месте, не сможет нормально пользоваться прицелом, а командиру придется сильно нагибаться, чтобы найти цель и навести на нее орудие.

При необходимости командир машины должен был «переходить» в бронированную башню и вести огонь из пулемета Browning M1918. Боекомплект пулемета составлял 3500 патронов.

В середине 1938 года первый экземпляр новой самоходки был передан 7-й кавалерийской дивизии для проведения испытаний. Испытания стартовали на Абердинском полигоне, а позже САУ T3 Howitzer Motor Carriage опробовали на других испытательных площадках. В мае 1940 года машина приняла участие в маневрах 3-й армии. В ходе испытаний самоходка прошла более 1400 миль. На шоссе она могла разгоняться до скорости до 50-55 км/ч. Несмотря на меньшую скорость в сравнении с базовым танком M1, САУ T3 имела достаточные характеристики для действия в одних боевых порядках с другой бронетехникой. При этом самоходка не была лишена недостатков. Размещение орудия со сдвигом вправо от оси корпуса сказалось на расположении центра тяжести машины и повлияло на удобство управления.

САУ T3 Howitzer Motor Carriage: первая «классическая» самоходка США
Самоходная артиллерийская установка Т3, вид сбоку с открытым боковым люком


В середине июня 1940 года начались испытания вооружения, результаты которых, как позже выяснилось, определили судьбу всего проекта. Выполняя первые стрельбы, испытатели должны были сделать 40 выстрелов по условной цели с дистанции 1800 ярдов (1,65 км). Точность стрельбы оказалась приемлемой, однако первые стрельбы позволили выявить массу иных проблем, прямо связанных с конструкцией перспективной САУ.

Прежде всего, проявилась неудачная конструкция противооткатных устройств и систем наведения. Большая сила отдачи постоянно сбивала наводку, из-за чего перед каждым выстрелом командиру машины приходилось заново наводить орудие. Дополнительным фактором, сказавшимся на скорострельности, стала сравнительно малая масса самоходки. Боевая масса менее 10 тонн не позволяла эффективно гасить весь импульс отдачи. По этой причине после каждого выстрела САУ T3 Howitzer Motor Carriage немного сдвигалась.

Компоновка боевого отделения оказалась крайне неудачной. К примеру, испытатели жаловались на неудобное расположение укладок боекомплекта, затруднявшее заряжание орудия. Не менее неудобным оказалось и расположение панорамного прицела. Авторы проекта полагали, что им смогут пользоваться и механик-водитель, и командир, однако на практике такое использование было крайне трудным. Водитель действительно мог использовать прицел и механизмы наведения орудия, однако только если командир находился задней части боевого отделения, в пулеметной башне. Из-за этого САУ T3 не могла одновременно вести огонь из основного и дополнительного оружия. Кроме того, если водитель был вынужден вести огонь из пушки, самоходка не могла двигаться.

Все эти факторы привели к неприемлемому снижению огневых характеристик новой самоходки. Несмотря на высокую огневую мощь орудия, фактическая скорострельность не превышала трех выстрелов в минуту. Кроме того, и без того неудобное положение экипажа усугублялось отсутствием какой-либо вентиляции обитаемого объема. Для удобства можно было открыть люки, однако в условиях боя это было бы настоящим самоубийством.

САУ T3 Howitzer Motor Carriage: первая «классическая» самоходка США
САУ T3 Howitzer Motor Carriage: первая «классическая» самоходка США
На этих двух фото видно, насколько тесным было боевое отделение САУ Т3, и какие усилия требовались от членов экипажа


САУ T3 Howitzer Motor Carriage: первая «классическая» самоходка США
Вид в открытый сверху люк командирской башни. В центре – спина командира САУ, склонившегося над прицелом. Командир, помимо своих основных функций, исполнял обязанности наводчика и заряжающего. Положение, в котором он смотрит в окуляр панорамы, по-русски можно назвать «ни то, ни се» – полусидя, полустоя


Приемлемые ходовые характеристики и огневая мощь не смогли перевесить невысокую скорострельность и неудобную компоновку внутренних объемов. По результатам испытаний военное ведомство США вынесло свой вердикт: все работы по проекту прекратить за бесперспективностью. Идея размещения гаубицы на танковом шасси получила признание, однако легкий танк M1 сочли непригодным для подобного использования. В дальнейшем американские инженеры создали новый проект самоходной артиллерийской установки, построенной в соответствии с этой концепции. В качестве основы для новой самоходки T18 был выбран легкий танк M3. При переделке в САУ этот танк получил обновленный корпус с боевым отделение больших размеров, что позволило избежать недостатков, свойственных самоходке T3.

Несмотря на ряд минусов и бесславное окончание, проект T3 Howitzer Motor Carriage позволил американским конструкторам бронетехники проверить новую идею создания самоходной артиллерии. Как наглядно показала дальнейшая история самоходок США и других стран, предложенный подход оказался верным и стал стандартом при проектировании подобной техники.


По материалам сайтов:
http://otvaga2004.ru/
http://wwiivehicles.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. sub307 20 февраля 2014 08:03
    Не самый удачный образец. Забавный такой. Почитать интересно. Спасибо.
  2. Pavellio 4 марта 2014 17:26
    Автору спасибо за статью smile Надеюсь фанаты ВоТ не набегут с "умными" комментариями smile

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня