Пугающее сходство: 1914 – 2014

33
Пугающее сходство: 1914 – 2014


Человечеству угрожает серьезная опасность повторить ошибки, в результате которых началась Первая мировая война, считает авторитетный историк, профессор Кембриджского университета Маргарет Макмиллан.

История полна парадоксов. Один из главных состоит в том, что она никогда не повторяется полностью и в то же время повторяется если не в деталях, то в целом. Историю можно сравнить со стихами, в которых постоянно повторяются одни и те же рифмы. Историк Маргарет Макмиллан считает, что 2014 год содержит достаточно много пугающих параллелей с 1914 годом.

В начале 20 века тогда только что механизированные армии уничтожили миллионы людей на полях сражений войны, вспыхнувшей на Балканах. В ней участвовали более 60 млн. солдат с пяти континентов. Почти каждой шестой из них погиб, миллионы вернулись домой инвалидами.



Формальной причиной начала первой мировой войны послужило убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Сейчас нет ни Австро-Венгерской империи, ни эрцгерцогов, но современным эквивалентом сараевского убийства вполне могут стать события на Ближнем Востоке.

Сейчас, считает миссис Макмиллан, которая в этом мнении далеко не одинока, на роль современных «Балкан» вполне подходит Ближний Восток. Если Иран получит ядерную бомбу, то в регионе начнется гонка ядерных вооружений. И без того неспокойный Ближний Восток превратится в бочку с порохом, которая может в любой момент от малейшей искры взлететь на воздух и уничтожить все вокруг.

«История в точности не повторяется,- пишет Маргарет Макмиллан в эссе для Брукингского института, одного из ведущих исследовательских институтов Америки,- но сегодняшний Ближний Восток пугающе похож на Балканы столетней давности. Очень похожая смесь токсичного национализма угрожает втянуть в конфликт США, Турцию, Россию и Иран. У каждой из этих стран в регионе имеются свои интересы и союзники, которых нужно защищать».

Смена лидерства

Профессор Макмиллан обращает внимание на целую вереницу других параллелей между 1914 и 2014 годами. Современные исламские террористы, по ее глубокому убеждению, как две капли воды похожи на революционеров и анархистов, которые совершили немало убийств во имя философии, разрешавшей забирать жизни других людей ради достижения лучшей жизни, идеального, в их понимании, мира.

В 1914 году Германия была на подъеме и бросала вызов главной державе того времени – Великобритании. Сегодняшняя параллель – соперничество Соединенных Штатов и Китая.


Смены одной мировой супердержавы другой в истории человечества почти всегда были бурными периодами, наполненными потрясениями. Так было всегда и так, наверное, будет и в будущем. Достаточно сказать, что в конце 20-х годов прошлого века в Вашингтоне разрабатывались планы войны с… Британской империей. Главное место в них занимало вторжение американских войск в Канаду. В Белом доме тогда были почти уверены в конфликте, который вспыхнет в ходе смены Соединенного королевства в качестве супердержавы.

Профессор Макмиллан, книга которой о Первой мировой войне - «Война, покончившая с миром» вышла в свет в прошлом году, считает, что на всей планете сейчас усиливаются правые и националистические настроения. Она указывает на то, что такая же ситуация была и накануне Первой мировой войны.

Острова раздора

Еще одной горячей точкой, которая вполне может в случае необходимости заменить Ближний Восток, если там вдруг палестинцы договорятся с израильтянами, а Иран успокоит Запад в отношении своей ядерной программы, является сейчас Дальний Восток. В Китае и Японии все больше усиливаются патриотически-националистические настроения. Они спровоцированы спорами из-за необитаемых островов в Восточно-Китайском море, которые в Поднебесной называют Дяоюйдао, а в Стране восходящего солнца – Сенкаку.

«Рост военных расходов Китая и стремительное строительство военно-морского флота,- пишет Маргарет Макмиллан,- дает основания американским стратегам полагать, что Пекин намерен бросить вызов Америке в качестве тихоокеанской супердержавы. Сейчас мы ясно видим начавшуюся гонку вооружений между главными мировыми державами в регионе. The Wall Street Journal обладает информацией из очень надежных источников, что в Пентагоне на всякий случай разрабатывают планы войны с Китаем».

Без особого риска ошибиться можно предположить, что точно такие же планы разрабатывают и в Генеральном Штабе НОАК.

Ситуацию на Дальнем Востоке осложняет еще и договор о взаимной защите в случае нападения, существующий между США и Японией. В 2012 году Вашингтон подтвердил Токио, что он распространяется и на острова Сенкаку. В ноябре прошлого года Пекин в одностороннем порядке расширил зону воздушной безопасности, включив в нее и воздушное пространство над спорными атоллами. Несколькими днями позже два американских бомбардировщика «В-52» пролетели над островами Сенкаку, как бы бросая перчатку Китаю.

«Соблазнительно сравнивать сегодняшние отношения между США и КНР,- пишет Маргарет Макмиллан,- с отношениями острого соперничества, существовавшими сто лет назад между Германией и Великобританией».

Профессор Макмиллан также указывает на растущие у американцев раздражение и тревогу, которые вызывают китайские инвестиции в Америке. В Поднебесной, со своей стороны, жалуются на то, что Вашингтон обращается с Пекином, как с второразрядной страной.

Опасное самоуспокоение

Еще одна параллель, на которую обращает внимание британский историк, это глубоко укоренившаяся сейчас на всей планете ошибочная, по ее мнению, мысль, что полномасштабная война между главными мировыми державами в 21 веке невозможна после такого длительного периода мира. Точно такие же настроения умиротворенности и безмятежности царили, указывает она, и сто лет назад.

«Сейчас так же, как тогда,- не сомневается Маргарет Макмиллан,- уверенная поступь глобализации усыпила нас и навеяла ложное ощущение безопасности. Сотая годовщина Первой мировой войны 1914 года должна заставить нас серьезно задуматься над нашей уязвимостью перед ошибками, внезапными катастрофами и чистыми случайностями.

Вместо того, чтобы затевать и затем долго разбираться с одним за другим кризисами, пришло время вспомнить и проанализировать страшные уроки вековой давности. Хочется надеяться, что мировые лидеры с нашей, естественно, помощью задумаются над тем, как они смогут сообща построить прочный международный порядок».
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    20 февраля 2014 07:58
    ну в таком случае остается ждать 2017 год:-)
    1. ikken
      +2
      20 февраля 2014 08:13
      Не дай Бог, мир еще одного 17-го года не выдержит.
      1. +12
        20 февраля 2014 09:31
        Цитата: ikken
        Не дай Бог, мир еще одного 17-го года не выдержит.

        Мир должен измениться кардинально если хочет выжить. На сегодня главная цель подавляющего большинства населения планеты это деньги. Люди зачастую гробят свое здоровье и здоровье близких ради этих бумажек.
        А как показывает жизнь они могут резко обесценится, как это произошло у нас в Казахстане.
  2. +13
    20 февраля 2014 08:19
    Да информационная война дело тонкое. Совсем недавно нас старательно запугивали озоновой дырой, затем глобальным потеплением. Ссылки шли на очень супер-пупер надежные источники из Кембриджского института в частности. Так и теперь всё чаще арабов и китайцев пытаются преподнести, как некий небесный болид, который уничтожит "цивилизованный мир". Говорить о скорой мировой войне "которая погубит всё", когда она уже идет: глупо, при всём моём уважении к "группе английских учёных". А вот вставлять фразочку, как бе между прочим, об необходимости установлении "нового мирового порядка" это уже такой жирный намёк. С учётом, правда того, что последние войны как раз и идут за передел мира и установление нового мирового порядка.
    1. Комментарий был удален.
    2. ABV
      +6
      20 февраля 2014 09:32
      Цитата: Авенич
      А вот вставлять фразочку, как бе между прочим, об необходимости установлении "нового мирового порядка" это уже такой жирный намёк. С учётом, правда того, что последние войны как раз и идут за передел мира и установление нового мирового порядка.

      Вот именно, сейчас уже наверное и малые дети понимают, что войны просто так не начинаются и от одного-двух выстрелов или терактов ничего не загорится, если в этом никто не заинтересован. Войны всегда начинались по заказу политических групп влияния и всегда при содействии большого "капитала"...
    3. saber1357
      +2
      21 февраля 2014 00:18
      Статья, мягко выражаясь, написана клиническим иди.отом или отпетой сволочью (имеется в виду пресловутое существо под биркой "Маргарет Макмиллан", наш С. Мануков просто повторяет, как магнитофон, без всякого анализа). Вы только вслушайтесь "Человечеству угрожает серьезная опасность повторить ошибки, в результате которых началась". То есть "Человечество совершило ошибки из-за которых началась 1-я мировая...". То есть обще-человечество, понимаете-ли - негры в африке, индийцы в индии - вот все совершили ошибки и... Хотя ясно, что никакое не человечество, а ряд отморозков из трех европейских дурдомов и одного заокеанского обкома. Делаем вывод: автор стремится покрыть этих отморозков и размазать вину на всех. Такое может делать либо полный и.д.и.о.т, либо явный фашист.
  3. +4
    20 февраля 2014 08:19
    Человечеству угрожает серьезная опасность повторить ошибки, в результате которых началась Первая мировая война, считает авторитетный историк, профессор Кембриджского университета Маргарет Макмиллан.


    История не повторяется - историю повторяют.
    Само ничего не происходит , даже лягушки ВДРУГ не прыгают а по некоторым причинам.

    А ещё скажу : ЕСЛИ ЗВЁЗДЫ ЗАЖИГАЮТ НА НЕБЕ - ЗНАЧИТ ЭТО КОМУТО НУЖНО
    1. +1
      20 февраля 2014 11:17
      4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
      5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
      6 Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
      7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.

      Екклесиаст, глава 1.

      Так уж оно повелось, каждые 100 лет они приходят, чтобы сразиться с нами. Как волны приливов, накатывают они на наш утёс, но не имеют силы затопить его. И уходят прочь, униженные, так ничему и не научившись....
      Сможем ли мы в этот раз?
      А-то! Самым прекрасным образом. Как и пишет ниже уважаемый товарищ saag.
  4. +4
    20 февраля 2014 08:47
    Цитата: ikken
    Не дай Бог, мир еще одного 17-го года не выдержит.

    Прекрасным образом выдержит
  5. +3
    20 февраля 2014 09:07
    Вроде добровольцев на Марс искали, свалить отсюда что ли, что б даже не видеть тупых и вороватых политиков, жадных и беспринципных рвачей капиталистов и т.п. нечисть. Как сказал поэт: "Остановите Землю, я сойду".
  6. raz78
    +2
    20 февраля 2014 09:36
    Возможна ли третья мировая? Думаю, что да и ядерное оружие может перестать быть сдерживающим фактором, во время второй мировой химическим и бактериологическим оружием ведь так никто и не решился воспользоваться.
    1. 0
      20 февраля 2014 11:25
      Цитата: raz78
      во время второй мировой химическим и бактериологическим оружием ведь так никто и не решился воспользоваться.

      Почему? Японцы пользовались в 1930-х и во время ВМВ. Против Красной армии, и против китайцев. Отряд 731 hi
      Ну и так, не на поле боя- немцы вполне себе так активно "Циклон-Б" использовали.
      1. poccinin
        0
        20 февраля 2014 11:42
        немцы хотели применить химическое оружие но разведка доложила тов СТАЛИНУ.ну и вождь сказал."НУ ЕСЛИ ЧТО. ТО НЕ ОБИЖАЙСЯ ТОВ ГИТЛЕР" немцы поняли что к чему и не рискули.
        1. +1
          20 февраля 2014 11:53
          Да, слышал что-то такое. Особо забавно это предупреждение звучало бы в 41-м, когда наши бомберы до Берлина еще доставали lol
        2. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. alexsey7777
      +1
      20 февраля 2014 11:26
      Да ладно? Японцы тайно испытывали на китайцах образцы бактерий, но, правда до массового применения не дошло.
    4. 0
      21 февраля 2014 06:00
      Если говорить о химоружии, то во время Великой Отечественной немцы применяли хлор против защитников Аджимушкая в Крыму.
  7. +4
    20 февраля 2014 09:50
    Китай счас не на кого не полезет- у них слишком много внутренних противоречий и, несмотря на их экономическую мощь, их производство очень уязвимо. Пока им поставляют ресурсы-им незачем устраивать заварушку. hi
  8. +3
    20 февраля 2014 09:51
    а вы думали просто так столько бабла в армию вкладывается сейчас? =) Сходство этих исторических витков всплывает в статьях еще с 2008г., начало чего-то масштабного- вопрос времени. А может уже началось на Украине, просто мы не можем пока даже предположить такое развитие событий
  9. +6
    20 февраля 2014 10:07
    Все собрала Макмиллан,и Ближний восток и Дальний,а вот пороховую бочку у которой фитиль уже подожжен,Украину, не приметила.А ведь если там начнется гражданская война,отсидеться в стороне соседям вряд ли удастся.
  10. +2
    20 февраля 2014 10:55
    Ночью был спец выпуск программы " воскресный вечер с Соловьевым " ( 1 тв канал Россия ) по ситуации на Украине.
    Представитель Крыма Константинов Владимир : "Это не украинская война.Это война с русским миром ."
    Никонов -вопрос стоит так : " как будет выглядеть геополитическая карта мира в следующие годы , в 21 веке "
    Куликов предложил решение кризиса- Президенту издать Указ " О наведении конституционного строя в стране " с двумя составляющими:
    - политическими мерами..
    - военно-техническими мероприятиями ...
    1. 0
      20 февраля 2014 15:36
      Уверен, что если бы подобные беспорядки шли под лозунгом присоединения к России, беркут давно бы уже получил боевое оружие и приказ какой нибудь типа "убивайте как можно больше"
    2. 0
      20 февраля 2014 15:36
      Уверен, что если бы подобные беспорядки шли под лозунгом присоединения к России, беркут давно бы уже получил боевое оружие и приказ какой нибудь типа "убивайте как можно больше"
  11. +2
    20 февраля 2014 11:08
    Когда наши президенты и олигархи поймут принцип " ВЕНИКА "( или по аглиски " разделяй и властвуй ")
    Нас разорвали в 1991 г на части.- дали одним власть и собственный " трон " , других сделали миллиардерами , а основную массу народа опустили ниже плинтуса.Страшная пропасть между первыми и последними..Это , вероятно,и есть основная внутренняя угроза новых молодых государств ...Но , господа хорошие , "бесплатный сыр только в мышеловке "..Мышеловка и состоит в том, чтобы разъединить русский мир таким образом , толкнуть брата на брата , ослабить или уничтожить каждое новое государственное образование и ввести остатки в сферу своих стратегических и экономических национальных интересов..
    Чтобы сохранится надо опять стать веником ..Отдельные прутики по одному легко ломаются .....
  12. +1
    20 февраля 2014 11:14
    Все эти выводы - лишь личная точка зрения автора. Ни один из узлов противоречий, вполне вероятно, не станет тем пороховым погребом, что взорвет мир новой мировой бойней... Однако такая закономерность, как начало века с большой войны, характерная для нашего государства, наводит на печальные мысли. Начало XVII в. - Смута и польская интервенция, XVIII в. - Северная война, XIX в. - Наполеоновские войны и Отечественная война 1812 года, XX в. - Первая Мировая и Гражданская... Впрочем, может это Романовы были такими невезучими...
  13. +1
    20 февраля 2014 12:04
    История движется по спирали, т.е. все повторяется, только в новых условиях и на другом уровне (так нас учили, когда я получал ныне неправильное советское образование).
    Кстати, сараевский выстрел Г. Принципа в эрцгерцога Фердинанда был отнюдь не причинай начала ПМВ, а поводом. Хотя убили его довольно удачно, не любили его родственнички-австрийцы. Будучи женат на чешке, собирался, заняв трон Австро-Венгрии, создать триединую монархию Австро-Венгро-Чехию, чего отнюдь не желала аристократия в Вене и Будапеште. Ну это так, отступление. lol
  14. 0
    20 февраля 2014 12:07
    Sergey7311 SU Сегодня, 11:14 Все эти выводы ..Это закономерность -следите за ручками основного манипулятора.. закономерности экономики сша и действий ее ФРС.. крах доллара -война.. падение экономики -война и 1 и 2 мировые причина оттуда исходила
  15. Tr-slava
    -2
    20 февраля 2014 12:34
    Россию хотят разорвать,по частям разделить и использовать как сырьевой придаток.Вот после развала страны и начнется мировая война,за ресурсы.Задача не дать нашей стране погибнуть. Но с такими руководителями ничего хорошего не светит...
  16. 0
    20 февраля 2014 13:20
    Реально все повторяется, немецкое руководство знало что наш император вступился за славян на болканах и понеслась!!! а теперь повторение гражданская война в Украине и снова нашему Президенту выбирать ввязываться или нет. Что думаете в вяжется?
    1. anomalocaris
      0
      20 февраля 2014 14:58
      Абсолютно не знал. Если честно, то всё началось с нашей всеобщей мобилизации. Самое забавное, что нам и немцам делить было НЕЧЕГО!
  17. anomalocaris
    0
    20 февраля 2014 14:54
    Моё глубочайшее пожелание проффэсору Макмиллан озаботится своей половой жизнью. Ибо о истоках Первой Мировой Бойни она несёт откровенную чушь.
  18. 0
    20 февраля 2014 16:25
    Войны были всегда, лишь в последние десятилетия установилось относительно мирное время, но на сайте уже высказывалось мнение военных, что они готовятся, готовятся к чемуто масштабному... /ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;/Библия Матф. 24:7 Всегда во время войны страдают невинные... Спаси Господи наши души грешные!
  19. +1
    20 февраля 2014 18:14
    Давайте подождём. На Бога надейся,а порох держи сухим.
  20. parus2nik
    +1
    20 февраля 2014 19:41
    серьезно задуматься над нашей уязвимостью перед ошибками, внезапными катастрофами и чистыми случайностями.
    Ну ,да Г.Принцип,игрался с пистолетом, а тот случайно выстрелил в эрц-герцога и его жену.. и так 5 раз..ПМВ началась не случайно, её хотели, ждали,готовили..
  21. лёшка
    +1
    20 февраля 2014 19:57
    я думаю что на данный момент яблоком раздора можит стать Украина потому что там сходятся интересы России и НАТО
  22. 0
    20 февраля 2014 21:40
    Цитата: Evkur
    Что думаете в вяжется?

    Нет, не ввяжется
    1. 0
      21 февраля 2014 01:31
      Аргументируйте пожалуйста?
  23. Асан Ата
    0
    21 февраля 2014 02:02
    Паралели в истории всегда есть и будут, так как люди не меняются. Всегда жадные и лживые будут у власти, нам никогда не дадут знать, что мы - уже выбранная жертва, всегда стабильность будет мнимой. Успокаевает, может быть, одна вещь - "эти" научились договариваться, дележь уже идет, большей частью, скрыто, латентно, без сабель и пулеметов. Ну, огрехи, типа Сирии и у них случаются. Печально, что лучшая часть человечества - та, которая созидает, не является определяющей. Наверно, стремление этой лучшей части к созданию правильного и справедливого мира должно быть не за чтением газет или просмотром новостей, а консолидированно и по всему миру. Грубо говоря, интернационал: " Мы наш, мы новый мир построем". Правда, это уже было. what
  24. 0
    21 февраля 2014 05:28
    Человечеству угрожает серьезная опасность повторить ошибки, в результате которых началась Первая мировая война, считает авторитетный историк, профессор Кембриджского университета Маргарет Макмиллан.

    "Уважаемый" профессор, это не ошибка, а хорошо продуманная операция.