Истребитель, опередивший время

36
Для России все большую актуальность приобретает вопрос обеспечения стратегической безопасности нашего государства на северном направлении и защиты интересов страны в Арктическом регионе. Борьба за Арктику носит геополитический характер, поскольку защищать там действительно есть что: по данным ООН, запасы нефти в Арктике составляют 90–100 миллиардов тонн. Эта цифра превышает ресурсы России и Саудовской Аравии вместе взятых и объясняет, почему в условиях климатических изменений Арктика становится зоной столкновения интересов мировых держав.

Арктика богата не только залежами энергоресурсов: в регионе добывается почти половина рыбной продукции мира. Также огромные экономические перспективы по мере таяния льдов создает развитие торгового судоходства по Северному морскому пути между Атлантическим и Тихим океанами. В арктической зоне расположены важнейшие предприятия российской оборонной промышленности, базы Северного флота и объекты военной инфраструктуры. Кроме того, по Северному Ледовитому океану на протяжении 20 тысяч километров проходит государственная граница нашей страны.

В 2008 году президентом России были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Учитывая взятый страной курс на постоянное военно-морское присутствие в Арктике и защиту своего статуса как ведущей арктической державы, президент Владимир Путин призвал уделить особое внимание развертыванию воинских частей и инфраструктуры на арктическом направлении.

В то же время серьезную тревогу вызывает состояние воздушно-космической обороны России. Проведенные Комитетом Государственной думы по обороне совместно с фракцией КПРФ в апреле и ноябре 2013 года парламентские слушания о состоянии и проблемах совершенствования боевых возможностей Войск ВКО, а также по вопросам использования авиационных комплексов МиГ-31 в ВКО страны показали наличие серьезных проблем на направлении обеспечения национальной безопасности России.

Важнейшая из них – развал авиационной составляющей системы ВКО, основа которой – сверхзвуковые истребители-перехватчики дальнего действия МиГ-31. Под различными предлогами эти самолеты поспешно уничтожаются.

Лучший по всем характеристикам

Анализ открытых военных программ ведущих стран мира позволяет говорить о том, что на сегодня в мире нет и в ближайшие 10–15 лет не будет авиационного комплекса, сопоставимого с этим самолетом по скорости, скороподъемности, практическому потолку и другим летно-техническим характеристикам, а также по эффективности в заданном интервале его боевого применения.

Истребитель, опередивший время


МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения крылатых ракет во всем доступном для аэродинамических летательных аппаратов диапазоне высот и скоростей полета (в том числе и крылатых ракет, совершающих маловысотный полет в режиме огибания рельефа местности), низколетящих спутников, самолетов-невидимок, других воздушных целей любых типов на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей.

Он представляет собой высокоплан с трапециевидным крылом, двухкилевым оперением и цельноповоротным стабилизатором. Для повышения устойчивости на нем установлены два дополнительных подфюзеляжных киля. В связи с высоким нагревом обшивки самолета при полете на сверхзвуковых скоростях конструкция планера изготовлена в основном из жаропрочных сталей и титановых сплавов (50 процентов – нержавеющая сталь, 16 – титан, 33 – алюминий и один процент – другие конструкционные материалы).

Самолет имеет трехстоечное шасси, носовая стойка снабжена двумя пневматиками, основные стойки имеют конструкцию двухколесных тележек. Створки ниш основных стоек используются в качестве тормозных щитков. Для сокращения пробега самолета при посадке в хвостовой части фюзеляжа поставлен контейнер тормозного парашюта.

Установленная на самолете РЛС «Заслон» обеспечивает возможность обнаружения воздушных целей на дальности 200 километров, сопровождения целей класса стратегический бомбардировщик – 200 километров, класса истребитель – 120 километров.

Возможно также обнаружение малоразмерных целей на фоне земли, что позволяет применять истребитель для борьбы с крылатыми ракетами. При этом предусмотрено одновременное сопровождение до десяти целей и одновременное наведение управляемых ракет на четыре цели.

Для скрытого поиска и сопровождения целей может быть использован и теплопеленгатор, датчики которого размещены в полуутопленном положении под носовой частью фюзеляжа и в полете выдвигаются в рабочее положение.

Самолет оборудован современным комплексом радионавигационного оборудования, цифровой системой закрытой связи и системой индикации данных на лобовом стекле кабины летчика. Для перехвата малоразмерных целей вооружен встроенной шестиствольной пушкой ГШ-23-6 калибром 23 миллиметра (боекомплект – 260 патронов, скорострельность – 8000 выстр/мин). Пушка установлена под фюзеляжем и в небоевом положении прикрыта створкой-обтекателем.

Основное вооружение состоит из управляемых ракет дальнего действия класса «воздух-воздух». Обычно четыре ракеты подвешиваются в полуутопленном положении под фюзеляжем и две – на пилонах под консолями крыла. Это могут быть ракеты Р-27, Р-30, Р-33, Р-40Т, Р-40Д, Р-60М.

В качестве силовой установки на МиГ-31 используются мощные высокоэкономичные двухконтурные турбореактивные двигатели Д-30Ф6, развивающие тягу на форсаже по 15 500 килограммов. Запас топлива во внутренних топливных баках составляет 16 350 литров, могут быть подвешены топливные баки общей емкостью 4000 литров. Самолет модификации МиГ-31Б оборудован системой дозаправки топливом в воздухе.

МиГ-31 способен переходить звуковой барьер в горизонтальном полете и в режиме набора высоты, в то время как большинство сверхзвуковых самолетов переходят скорость М=1 в пологом пикировании. Более того, МиГ-31 может на средних и больших высотах выходить на сверхзвук без включения форсажа. А ведь данным свойством, как считается, обладают лишь истребители пятого поколения.

На малых высотах полет на сверхзвуке для летчика МиГ-31 комфортен. Самолет на этом режиме вполне устойчив и не склонен к болтанке, обычной для аппаратов, чье крыло оптимизировано для дозвукового воздушного боя. К примеру, те же Су-27 (а также МиГ-29, F-15, F/A-18, «Рафаль» и т. д.) у земли даже на высокой околозвуковой скорости способны лететь всего несколько минут.

Су-35С в плане аэродинамики мало отличается от Су-27 и, значит, по скороподъемности на больших скоростях и способности проходить звуковой барьер уступает МиГ-31. Можно поставить на самолет совершенную систему управления, оснастить новыми УР «воздух-воздух» большой дальности, однако для настоящего перехватчика этого мало – перехватчик должен обладать способностью достигнуть рубежа атаки в кратчайший срок. Т-50 так же, как и Су-35С, скорее ориентирован на воздушные бои, чем на перехват.

Все современные истребители (кроме самолетов пятого поколения) не являются в полной мере сверхзвуковыми, так как у них время полета на сверхзвуке ограничено 5–15 минутами из-за разного рода ограничений по конструкции планера. Длительность же полета МиГ-31 на сверхзвуке лимитирована только запасом топлива.

История машины и применение

В 1977 году летчик-испытатель Александр Федотов установил на МиГ-31 абсолютный мировой рекорд высоты полета – 37 650 метров. Всего на самолете этого типа установлено 29 мировых рекордов.

Производство МиГ-31 началось в 1981 году на заводе «Сокол» в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). К концу 1994-го построено более 500 таких машин, после чего их производство было свернуто.

Появление МиГ-31 в частях привело к существенному изменению тактики поведения иностранной авиации и воздушной обстановки в целом в тех районах, где боевая авиация ранее неоднократно нарушала советское воздушное пространство, позволяла себе «поиграть на нервах» как у ПВО, так и у экипажей гражданских кораблей и военных судов.

В ходе многочисленных учений была отработана тактика групповых действий четырех МиГ-31, связанных между собой каналами шифрованной связи, обменивающихся информацией и осуществляющих целенаведение отдельных самолетов, входящих в состав группы. Эта тактика позволяет группе из четырех самолетов МиГ-31 контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту до тысячи километров. Возможно также использование МиГ-31 в качестве лидера для координации действий истребителей-перехватчиков с менее мощным радиоэлектронным оборудованием.

Целевое оборудование самолета и вооружение обеспечивают обнаружение и поражение воздушных целей на дальностях порядка до 200 километров в зависимости от ракурса, под которым выполняется атака, и эффективной отражающей поверхности цели. МиГ-31 оснащен аппаратурой передачи данных (АПД), позволяющей вести обмен информацией между перехватчиками внутри отряда, между ведущими самолетами отрядов и между ведущими и наземным КП в реальном масштабе времени в автоматическом (без вмешательства штурмана) режиме.

На практике это означает частичную скрытность боевого применения. Достаточно часто противник обнаруживает атакующий самолет не путем включения на облучение собственной бортовой РЛС, а фиксацией сигнала РЛС атакующего самолета. В случае выполнения атаки отрядом или парой МиГ-31 поиск цели с помощью РЛС может выполнять один перехватчик, а пуски ракет – другой (или другие). Таким образом, противник некоторое время остается в неведении, откуда и когда прилетит ракета, и может не успеть поставить помехи или выполнить противоракетный маневр.

Благодаря АПД легко нейтрализуются противоракетные маневры, которые выполняет противник. Наличие АПД в сочетании с совершенной БРЛС «Заслон» позволяет МиГ-31 с высокой вероятностью уничтожать самолеты – постановщики помех. В большинстве случаев помехи ставятся направленно – на работающую РЛС. Поставить помехи четырем работающим в унисон РЛС сложнее хотя бы из-за необходимости в четыре раза увеличить мощность передачи помех. На практике не увеличивается мощность передачи помех, а уменьшается эффективная дальность постановки помех, а работа БРЛС МиГ-31 на разных частотах заставляет еще снизить мощность помехового сигнала из-за необходимости расширения частотного диапазона передачи. Сложнее отслеживать переход работающих БРЛС с одной частоты на другую в случае четырех перехватчиков – у экипажей появляется время, в течение которого помехи не действуют. Время – секунды, но их хватит для успешного пуска Р-33. Наконец, координаты постановщика помех можно определить путем простой пеленгации с четырех МиГ-31, а дальше – варианты поражения цели могут быть различными.

Постановщик помех является целью наивысшего приоритета, так как такой самолет способен не только срывать атаки, но что самое главное – скрывать боевой порядок ударных самолетов. Уничтожение постановщика помех – первый шаг в направлении уничтожения всей группы самолетов противника. В наших ВВС такую задачу эффективно может выполнить только МиГ-31.

В ходе проектно-конструкторских работ был создан ряд модификаций серийного самолета, существенно повышающий его характеристики:

МиГ-31Б – истребитель-перехватчик с дозаправкой в воздухе;
МиГ-31Д – одноместный истребитель с противоспутниковой ракетой;
МиГ-31Ф (Э) – многоцелевой фронтовой истребитель;
МиГ-31Э – дальний истребитель-перехватчик.


Работы по глубокой модернизации перехватчика МиГ-31, начатые в 1984 году, привели к созданию МиГ-31М – модернизированного истребителя-перехватчика с новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, двигателем и вооружением, позволяющим надежно перехватывать самолеты-невидимки и крылатые ракеты, летящие на малых и сверхмалых высотах. Он стал вершиной развития военной авиации в СССР, ряд сведений о нем до сих пор носит закрытый характер. О показателях боевой эффективности МиГ-31М сегодня в строевых частях и не мечтают.

Преимущества МиГ-31М перед другими самолетами-истребителями мира:

МиГ-31М по максимальной скорости опережает все подобные самолеты мира не менее чем на 500 километров в час;
максимальная боевая нагрузка на шесть тонн больше, чем у МиГ-31;
подвеска ракет Р-37 на МиГ-З1М полуутоплена и практически не ухудшает аэродинамику самолета, что позволяет достигать максимальную расчетную скорость 3000 километров в час и высоту 20–22 километра, а также увеличивает дальность полета на сверхзвуковом режиме;
для других самолетов-истребителей с указанными или подобными ракетами максимальная скорость – не более 2000 километров в час и высота на три – пять километров меньше, в результате чего энергия, придаваемая ракете при старте с такого носителя, меньше, чем у МиГ-З1М, в три раза, что существенно уменьшает дальность полета ракеты;
в дуэльной ситуации это обусловливает возможность уничтожать самолеты противника без риска собственного поражения за счет большей дальности ракет, запущенных с большей высоты и с большей скоростью.


Оказался не нужен

На авиазаводе «Сокол» во второй половине 80-х годов была построена установочная партия МиГ-31М в количестве шести опытных самолетов. В марте 1992-го на авиабазе «Мачулищи» под Минском МиГ-31М показали военно-политическому руководству России и некоторых стран СНГ. В апреле 1994 года ОКБ Микояна получило от президента России телеграмму с поздравлениями как самой фирме, так и ее смежникам, задействованным в программе создания МиГ-31М, по поводу успешного окончания испытаний. Имелся в виду пуск с этого самолета ракеты, которая безупречно поразила цель на дистанции более 300 километров, что до сих пор недоступно ни одному перехватчику в мире. В августе 1995 года машина кратковременно появилась на авиасалоне «МАКС-95» в Жуковском и вызвала превосходные отклики.

Но России 90-х годов такой самолет оказался не нужен. МиГ-31М не пошел в серию. Было остановлено производство и других машин этого типа. К тому же акции Пермского моторного завода (ПМЗ), производившего двигатели к нему, очутились во владении американцев – завод прекратил изготовление таких силовых установок.



Из 500 произведенных машин к настоящему времени в строю осталось около сотни. При этом одной из причин прекращения производства и модернизации МиГ-31 называется отсутствие уникальных двигателей повышенной мощности Д-30Ф6, разработанных специально для этого самолета конструкторским бюро ОАО «Авиадвигатель» и выпускавшихся ранее Пермским моторным заводом.

Проведенная нами проверка показала, что данные об отсутствии двигателей не соответствуют действительности. Выяснилось, что на ПМЗ и базах хранения находится свыше 600 таких двигателей, техническое состояние которых после восстановительного ремонта позволит обеспечить модернизацию и производство не менее 300 самолетов этого типа с обеспечением предусмотренного техническими параметрами эксплуатационного ресурса на срок 15–20 лет. На авиастроительном заводе «Сокол» в Нижегородской области и на авиаремонтных заводах сохранились производственные мощности, технологическая инфраструктура, кадровый состав и документация, необходимые для возобновления работ. По расчетам специалистов, все это более чем на треть снизит время и общие производственные затраты на восстановление столь необходимых для защиты воздушно-космических рубежей истребителей-перехватчиков дальнего действия.

Варианты

В 1997 году начались работы по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31 в многоцелевой самолет МиГ-31БМ, имеющий значительно увеличенные боевые возможности и несущий высокоточное оружие для поражения как воздушных, так и наземных целей. За счет модернизации бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.

Бортовая РЛС МиГ-31БМ способна обнаруживать типовые воздушные цели на почти вдвое большем расстоянии. Дальность обнаружения воздушных целей доведена до 320 километров. В ходе испытаний продемонстрирована возможность уничтожения самолетов противника в дальнем ракетном бою на дистанции порядка 280 километров, что в настоящее время недоступно ни одному зарубежному истребителю. Бортовой радиолокационный комплекс? МиГ-31БМ способен сопровождать до десяти воздушных целей, шесть из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37. Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, в шесть раз превышающей скорость звука, улучшены другие характеристики комплекса. Государственные испытания модификации комплекса МиГ-31БМ завершены в 2012 году.

Уместно напомнить и о модификации МиГ-31Д в варианте носителя противоспутниковой ракеты. После распада СССР работы по этой тематике прекратились. Возобновление данной программы на новом технологическом и научном уровне способно превратить самолет в важный элемент противоракетной и противокосмической обороны.

Необходимо иметь в виду и то, что авиационный комплекс МиГ-31 с системой дозаправки топливом в воздухе и его уникальной возможностью «собирать» радиолокационную информацию о воздушной обстановке, обмениваться ею с другими бортами, управлять оружием, как никакой другой современный истребитель, подходит для решения задачи сопровождения стратегических ракетоносцев дальней авиации и преодоления ПВО противника. В целях наиболее полной реализации боевых возможностей МиГ-31 при сопровождении дальних бомбардировщиков следует подумать и о взаимном обмене данными между стратегическими ракетоносцами, самолетами-заправщиками и истребителями. Это уже будет авиационный комплекс, состоящий из носителей ядерного оружия, сил его прикрытия и обеспечения в воздухе.

Мнение специалистов

На основании изложенных и других имеющихся данных можно констатировать, что утверждения многих авиационных специалистов об уникальности МиГ-31 базируются на реальной основе. Ряд ключевых летно-технических характеристик самолета и его уже созданных модификаций ни сегодня, ни в будущем десятилетии, вероятнее всего, не будет в комплексе превзойден ни в России, ни за рубежом по следующим параметрам:

1. Сверхзвуковой крейсерский полет – V=2500 км/ч (2,32 М), максимальная скорость – V=3000 км/ч (2,82 М). Для сведения: у Т-50 скорость сверхзвукового крейсерского полета ожидается не более 1800 км/ч, Су-35 могут выполнять лишь кратковременный (около 15 минут) сверхзвуковой полет со скоростью до 2500 км/ч.

2. Грузоподъемность – девять-десять тонн (Су-35, Т-50 – около восьми).

3. Преодоление звукового барьера с набором высоты (Су-35, Т-50 не могут).

4. Статический потолок – 20,6 километра (Су-35 – 18 км, Т-50 – 20 км), динамический потолок – 25 километров.

Следует отметить, что по максимальной скорости и потолку МиГ-31 превосходит не только российские Су-35С и Т-50, но и зарубежные самолеты F-22, F-35, «Тайфун» и «Рафаль».

По мнению экспертов, самолеты типа МиГ-31 будут вне конкуренции как минимум ближайшие 15 лет при выполнении следующих задач:

перехват (достижение рубежа атаки в кратчайший срок) и уничтожение воздушных, наземных и надводных носителей крылатых ракет;
обнаружение и уничтожение низколетящих целей (БПЛА, крылатых ракет и др.);
оперативное развертывание противовоздушной обороны на неприкрытых направлениях;
эффективное оснащение сверхсовременными антенными комплексами без нарушения аэродинамики благодаря «квадратному» фюзеляжу;
сопровождение и прикрытие авиационной составляющей ядерной триады (стратегических ракетоносцев);
уничтожение спутников противника, оперативный вывод спутников и спутниковых группировок массой до 200 килограммов на орбиты 200–800 километров (МиГ-31Д, МиГ-31С, МиГ-31И, проект «Ишим»);
только один самолет в мире – МиГ-31 потенциально способен разогнаться до минимально необходимой для запуска ГЗЛА скорости (без специального ракетного разгонщика). По мнению специалистов, возможна транспортировка двух-трех боевых ГЗЛА массой по 1,2–1,5 тонны. В этом случае разгонная ступень не требуется, благодаря чему дальность полета подобного боевого ГЗЛА может вырасти в два-три раза в зависимости от габаритов и веса боевого блока.


По оценкам авиационных специалистов, военных ученых и экспертов, самолет МиГ-31, обладая огромным модернизационным потенциалом, является наиболее перспективным для рассмотрения его в качестве базового при решении задач ВКО, стратегического разведчика, ударного самолета большой дальности, оперативного средства вывода на околоземные орбиты малогабаритных спутников различного назначения и т. д. Это подтверждается многочисленными работами 2-го ЦНИИ МО РФ, НИУ МО РФ и НИИ гражданских ведомств.

Учитывая изложенное, для наращивания эффективности системы ВКО представляется целесообразным принять решение о начале ОКР по созданию новой модели самолета на базе МиГ-31 и включить в Государственную программу вооружения на 2016–2025 годы раздел «ОКР по созданию перспективного самолета – комплекса дальнего перехвата на базе самолета МиГ-31 для решения задач ВКО». С учетом новых технологий материалов, развития двигателестроения, авионики боевая эффективность указанной машины может быть весьма высокой.

Кроме того, полагаю необходимым модернизировать имеющийся парк самолетов МиГ-31 до принятия на вооружение новых летательных аппаратов с лучшими летно-техническими характеристиками и боевыми возможностями. Имеющиеся машины МиГ-31М и двигатели к ним целесообразно использовать в качестве опытных образцов и летающих лабораторий для аэродинамических исследований, испытаний двигательных установок, новых конструкционных материалов, отработки бортовых систем, боевых комплексов и т. д.

Такие решения могут обеспечить поставку в Вооруженные Силы России уникального, не имеющего аналогов боевого комплекса для выполнения задач ВКО в относительно короткий период.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +35
    20 февраля 2014 07:58
    Идеальная боевая машина для выполнения предназначеных ей задач. Нытьё про универсальность не рассмтривается, так как универсальность приводит к понятию "всего по чуть" вместо "мало, но качественно".
    При Союзе это понимали. Перехватчик должен перехватывать, штурмовик - работать по наземным целям,истребитель - завоевывать превосходство в воздухе.
    А попытка все слажить в одну корзину приведет к тому. что ничего хорошего с этого не получиться. Только не было бы поздно, когда дойдёт до мозгов.
    Визги про экономии и дороговизну опять не принимаются к сведению. Не способен прокормить свою армию - будешь кормить чужую. Или история опять ничему не учит?
    1. ABV
      +8
      20 февраля 2014 09:22
      Поддерживаю! Каждый должен заниматься своим делом!
      Еще Сталин начал придерживать "солнцеликого" тухачевского с предложениями создать универсальную артиллерию - зенитка, противотанковая пушка и гаубица в одном лице (ещё и за пивом по утрам, наверное, должна была сама бегать..)...
      Наглядный пример F-35 - размытые по нескольким направлениям функции с неясными реальными ТТХ...
    2. Комментарий был удален.
    3. Vovka Levka
      -6
      20 февраля 2014 12:38
      Цитата: рюрикович
      Идеальная боевая машина для выполнения предназначеных ей задач. Нытьё про универсальность не рассмтривается, так как универсальность приводит к понятию "всего по чуть" вместо "мало, но качественно".
      При Союзе это понимали. Перехватчик должен перехватывать, штурмовик - работать по наземным целям,истребитель - завоевывать превосходство в воздухе.
      А попытка все слажить в одну корзину приведет к тому. что ничего хорошего с этого не получиться. Только не было бы поздно, когда дойдёт до мозгов.
      Визги про экономии и дороговизну опять не принимаются к сведению. Не способен прокормить свою армию - будешь кормить чужую. Или история опять ничему не учит?

      Идеального ничего нет. В каждом изделии есть плюсы и минусы. Главное что бы отрицательные стороны не превышали позитивные. В статье описаны позитивные стороны, негативные стыдливо умалчиваются. Например радиолокационная заметность по сравнению с другими машинами. И к чему это приведёт? Надо просто быть объективным.
      1. +10
        20 февраля 2014 14:24
        Радиолокационная заметность тут ни при чем, это оборонительное оружие, основная его роль - тяжелый перехватчик, он работает по целям, нарушившим воздушные границы государства. Прекрасная машина для своих задач. Именно появление Миг-25/31 прекратило полеты американской разведывательной авиации через нашу территорию.
        1. Vovka Levka
          -4
          20 февраля 2014 17:46
          Цитата: inkass_98
          Радиолокационная заметность тут ни при чем, это оборонительное оружие

          Вы это лётчикам которые на них летают расскажите. Они ребята умные, дурью не страдают и пусть они Вам ответят.
          1. Vlayn
            +1
            22 февраля 2014 02:00
            О какой Радиолокационной заметности идет речь если противник тебя еще не видит , а уже сбит? soldier Почитайте внимательно статью. "Установленная на самолете РЛС «Заслон» обеспечивает возможность обнаружения воздушных целей на дальности 200 километров, сопровождения целей класса стратегический бомбардировщик – 200 километров, класса истребитель – 120 километров" и т.д.
        2. Vlayn
          +3
          22 февраля 2014 01:46
          Подтверждаю! Служил срочную на Сахалине в ПВО РТП. Рядом с нами стоял полк перехватчиков. Пока у них были ( дай бог памяти ) МИГ-27 нас поднимали по боевой тревоге минимум 4-и раза за сутки для радио-локационного сопровождения американских разведчиков.И так чуть меньше года моей службы. Наши летуны ничего не могли с ними сделать. Ни скорости , ни высоты не хватало. А сбивать... сами понимаете чем могло кончится. И эти ... ползовались превосходством и доходили почти до Урала и спокойно уходили домой. Как только пришли на смену МИГ-31 через 1-у неделю "как бабушка пошептала".Наши летуны посопровождали американцев ( причем агресивно laughing на грани сбития) и американцы оч силно спужались. Почти за год , моей службы до дембеля , нас поднимали по боевой из-за американских разведчиков 2-а раза. И те мелькнули , как говорится , на грани засвета радарами.
          Очень жаль что такую МАШИНУ почти убили. Из-за таких вот машин хоть какая-то гордасть за страну и людей , которые могут разработать , доказать что машина нужна , сделать ее и эффективно управлять ею , используя весь потенциал.
          1. badger1974
            0
            22 февраля 2014 09:39
            e вас интересная описочка, уточните что было у перехватчиков-МиГ-27?это ж ястребомбер,возможно вы имели ввиду МиГ-29 или Су-27 ,может быть знаменитые Су-15? уточните , потому как неясно-путаница
  2. Иван Петрович
    +3
    20 февраля 2014 08:58
    что то про стекло фонаря не написано ничего
    были речи, что утрачена технология производства и МИГ 31 не могут идти быстрее 1700 км ч
  3. Aйдар
    +5
    20 февраля 2014 09:20
    проблема с двигателями,движков для целого парка уже нету,а планера ресурс еще на долго хватит
  4. +5
    20 февраля 2014 09:49
    Да, это реально крутой самолётище! Надо, надо их выпускать. Такие же машины есть и у Казахстана, если ошибаюсь - поправьте.
    1. +3
      20 февраля 2014 10:23
      Такие же машины есть и у Казахстана, если ошибаюсь - поправьте.
      Не ошибаетесь, есть.
      1. +1
        20 февраля 2014 10:38
        А сколько? Штук 20-30 есть?
        1. 0
          20 февраля 2014 12:39
          Цитата: UzRus
          А сколько? Штук 20-30 есть?
          Точно не знаю, в статье за 2007 год говориться
          "После распада СССР на территории Казахстана осталось достаточно большое количество самолетов МиГ-31. Практически все они нуждаются в ремонте и модернизации. В летном строю находятся не более пяти самолетов. Казахстанская сторона обратилась с просьбой восстановить их летную годность и провести модернизацию", - сказал он.
          А вот тут более подробно о ВВС Казахстана http://topwar.ru/21965-voennye-samolety-strany.html
          1. +1
            20 февраля 2014 19:15
            Как положено 30% на боевом дежурстве,30 % в резерве а остальные в "запасе".
      2. 0
        21 февраля 2014 05:46
        У Казахстана как раз МИГ-31Д остались в наследство после развала союза
  5. Комментарий был удален.
  6. +5
    20 февраля 2014 10:04
    Прочитал. Огромный плюс и статье и всем кто создавал данный комплекс. Даже, как не специалист, понимаю важность и необходимость восстановления боевого комплекса МиГ-31. Но что-то подсказывает, что именно из-за его необходимости для обороны, из-за возможности в относительно короткие сроки восстановить комплекс, из-за его характеристик, особенно в ПРО, МиГ-31 и "укатают". Из чего такой пессимизм? За последние годы Россия выпустила много "супер-пупер" оружия, техники и т.д. Но не было создано ни одной законченной БОЕВОЙ СИСТЕМЫ. Всегда что-то не сделано, будет в 20... году, мешают лихие 90-е, Пермский завод у американцев(!!!!!!!!!!!!), а у нас РЫНОК.... А 31-й есть. Количество для создание боевой системы есть, модернизационный потенциал есть, деньги есть, сроки восстановления минимальны (по сравнению с разработкой с "0"). Всё есть. Нет всего лишь одного: политической воли. Поэтому и не будет МиГ-31. К огромному нашему общему сожалению.
  7. +3
    20 февраля 2014 10:13
    Статья какая-то не доделанная и недоработанная. Если автор просто хочет сказать, что Миг 31 нужен и все тут, поскольку он вот такой уникальный - это одно. А если серьезно подойти к этой теме, так, быть может, надо определить место Миг 31, конкретизировать его задачи, для каких целей необходим именно Миг 31, сколько их будет.
    Если Арктика или где-то еще - рассчитать сколько Миг 31 надо, с учетом возможностей рубежей перехвата и времени барражирования - сколько и где аэродромов, радиолокационных станций не думаю, что они не нужны. Крайне важный момент - как будет поддерживаться вся система, именно система/инфраструктура - самолеты, аэродромы, РЛС, сколько средств пойдет на сервисное обслуживание самолетов, аэродромов, подвозку боеприпасов, горючего, персонала.
    Об экономической составляющей, а не только о выдающихся или кажущихся такими качествах автор думал? Или о целесообразности развертывания всей системы перехвата с Миг 31 во главе в конкретных экономических условиях и военно-политической ситуации?
    1. +1
      20 февраля 2014 10:37
      Цитата - Это подтверждается многочисленными работами 2-го ЦНИИ МО РФ, НИУ МО РФ и НИИ гражданских ведомств.
    2. +1
      20 февраля 2014 11:06
      Цитата: sevtrash
      А если серьезно подойти к этой теме, так, быть может, надо определить место Миг 31, конкретизировать его задачи, для каких целей необходим именно Миг 31, сколько их будет.

      Ну, для разработки подобных тем в деталях в зависимости от военно-политической обстановки и состояния экономики и держат ряд учреждений. Этих вопросов должны вплотную касаться и ГШ, и МИД, и новый, какой-то главныйцентр обороны Шойгу хочет организовать. Не говоря уж о чисто экспертных технических исследованиях.Сколько, где нужно Мигов 31-х, в какой модификации - для этого и заведено командование ВВС и ПВО (Воздушно-космической оборона вроде бы нынче?)
      В статье подобный анализ сделать сделать невозможно.
      Но...ПВО восстанавливать нужно? Да. Перхватчики для этого нужны? Тоже, вроде бы, никто не отменял. Жалко будет, если не смотря на нужность, или, даже, необходимость, этот самолет станет жертвой "неохрущевщины".
    3. тайфун7
      +5
      20 февраля 2014 15:42
      Советы были умными. При насыщенности ПВО СССР все равно не мог перекрыть все направления, а в России хорошо прикрыта только Москва. Полетят тысячи топоров, чем перехватывать будете. Запад уже на Украине запалил пожар, а вы все про нужность не нужность рассуждаете, под боком полыхает, а вы деньги считаете. Целесообразность этой машины доказана давно, не зря их собираются не север опять закидывать. Для защиты своей семьи люди средств не жалеют, то же самое должно быть и в масштабе страны.
  8. -6
    20 февраля 2014 11:13
    Чёй то у автора МиГ-31 везде нужен, и с инопланетянами драться и цели на земле уничтожать...
    Если откровенно МиГ-31 давно пора списать, вот только заменить нечем. Для угроз 80-х годов он был великолепен, и SR-71 гонять может и КР Томагавк искать и сбивать. Сейчас это можно делать и дешевле и проще.
    1. +3
      20 февраля 2014 12:08
      Цитата: Nayhas
      Чёй то у автора МиГ-31 везде нужен, и с инопланетянами драться и цели на земле уничтожать...

      Да нет, не заметил, что "особо" нужен для этих целей. Автор утверждает, что нужен как носитель ракетного вооружения "воздух-воздух", ну может использоваться как 1 ступень легкой космической системы, в случае необходимости подменить Ту-22, как наситель ракеты "воздух-поверхность". А вот, что
      Цитата: Nayhas
      Сейчас это можно делать и дешевле и проще.
      не знаю, не специалист в этих вопросах.
      Интересно - это как, "дешевле и проще"?
      1. badger1974
        0
        20 февраля 2014 14:05
        было бы неплохо иметь гипперзвуковой "дальнобой" для истребления АУГ, странно как до этого недодумались, а может додумались только помалкивают, надо в Джейне порытся, атм наверно что то об этом есть
        1. +1
          20 февраля 2014 21:02
          То, о чём вы говорите, в ОКБ Микояна в середине 80-х вовсю разрабатывалось - "изд.301". Велись и работы по перспективному перехватчику на замену 31-му - "изд.512", кстати с применением элементов малозаметности. Всё свернули после 92г.
      2. -3
        20 февраля 2014 18:23
        Цитата: алексеев
        не знаю, не специалист в этих вопросах.
        Интересно - это как, "дешевле и проще"?

        Тут следует начинать издалека. Всё дело в концепции применения. Тяжёлый истребитель оснащенный мощной РЛС и дальнобойными ракетами в-в, плюс скорость 3000км/ч. Принцип "Сам ищу, сам уничтожаю". Это обусловлено тем, что действовать планировалась в районах где РЛ станций мало и получить наведение не от кого, т.е. северные районы. Отсюда высокая масса и стоимость самолёта, более высокие требования к ВПП, сложность пилотирования, высокий расход топлива.
        Сейчас самолёт ДРЛО в габаритах пассажирских аэроджетов типа Saab-340, Embraer-145 и Gulfstream G550 давно не новость. Оснащенные РЛС с АФАР они по дальности обнаружения не уступают тому же А-50, а по условиям базирования и стоимости эксплуатации намного превосходят. Каким бы МиГ-31 не был превосходным самолётом, но дальность обнаружения его РЛС всегда будет менее чем у РЛС самолёта ДРЛО, что обусловлено размерами антенны и ограничениями по массе, не говоря уже про угол обзора. Система передачи данных позволяет передавать данные о цели непосредственно на самолёт перехватчик позволяя тому не использовать бортовую РЛС. Самолёт перехватчик достаточно выполнить однодвигательным с средними характеристиками, единственно нужны современные средства связи дабы картинку с ДРЛО получать. Такой самолёт не сложен в производстве и не дорог в эксплуатации.
        Запускать же сейчас производство МиГ-31 не реально, стоимость самолёта будет зашкаливать все разумные пределы...
    2. badger1974
      0
      20 февраля 2014 14:01
      противоорбитальные ракетные комплексы наземного базирования крайне дороги, так что такая специальность на платформе имеет огромное будущее,
      как борец с АУГ тоже не имел бы равных-правда надоть ещё заточить под П-800
      так что не токма за томами гонятся, да и наземными ЗРК родину неокутаешь,
    3. +1
      20 февраля 2014 14:27
      В том-то и дело, что заменить нечем. Так что пока надо поддерживать в боеготовности то, что имеется на данный момент.
      1. 0
        20 февраля 2014 16:19
        Цитата: inkass_98
        В том-то и дело, что заменить нечем. Так что пока надо поддерживать в боеготовности то, что имеется на данный момент.

        Ну не поспоришь...
    4. dmitrij.blyuz
      +2
      20 февраля 2014 16:50
      4 машины в своем боевом-перекрывают весь Красноярский край.Кто еще сможет прикрыть так? Списать 31-е,извините-не вам решать.Машины модернизируются до "БМ".В Канске-все такие.Дешевле и проще-топайте на автоваз и долбите,что-бы запустили в серию "Оку". Кстати-неплохая машинка.
  9. +1
    20 февраля 2014 12:41
    Никакого крейсерского сверхзвука на МиГ-31 нет, есть просто до хрена топлива, которого впрочем уходит нереально много и без сверхзвукового полета.
    РЛС "Заслон" это было очень круто, но сейчас на меньших самолетах радары намного лучше. Быстро летающие цели для МиГ-31 практически исчезли, а как транспорт для доставки ракет Т-50 эффективнее будет.
    Не знаю, что там поспешно списывается, но если самолет уже сыплется, то ничего другого и не остается. При этом модернизация машин все равно потихоньку идет.
    МИНУС.

    Грузоподъемность – девять-десять тонн (Су-35, Т-50 – около восьми).


    Че-го? Может он 10 тонн и поднимет, слив часть топлива, благо летает по прямой, перегрузки не страшны, но реально его вооружение 4 ракеты большой дальности.

    В качестве силовой установки на МиГ-31 используются мощные высокоэкономичные двухконтурные турбореактивные двигатели Д-30Ф6, развивающие тягу на форсаже по 15 500 килограммов.


    Я уж не полезу гуглить, действительно ли движки двухконтурные, но автору срочно учить как соотносятся между собой степень двухконтурности, скорость, экономичность.
    1. почтальон
      +3
      20 февраля 2014 13:28
      Цитата: EvilLion
      Я уж не полезу гуглить, действительно ли движки двухконтурные

      Двухконтурный,двухвальный

      Цитата: EvilLion
      экономичность.

      ДА.
      к скорости сей параметр отношения(практически) не имеет

      положен принцип присоединения к ТРД дополнительной массы воздуха, проходящей через внешний контур двигателя, позволяющий получать двигатели с более высоким полетным КПД (величина, характеризующая степень совершенства реактивного двигателя как тепловой машины и реактивного движителя), по сравнению с обычными ТРД.
      1. +1
        20 февраля 2014 15:09
        Да? Интересно, почему же это тогда даже у самых маленьких гражданских реактивных движков степень двухконтурности раз в 10 выше, чем у двигателей истребителей? Смысл как раз в скорости. Двигатели для сверхскоростных самолетов часто вообще имеют нулевую степень двухконтурности.
        1. почтальон
          +1
          20 февраля 2014 15:33
          Цитата: EvilLion
          у самых маленьких гражданских реактивных движков степень двухконтурности раз в 10 выше, чем у двигателей истребителей?

          ЭКОНОМИЧНОСТЬ!! расход топлива
          +снижение шумности
          +ограничения по температуре перед турбиной

          "махонькие " гражданские (типа бизнес джетов)- не имеют возможности разместить запас топлива,должны бытиь тихими, из -за малых размеров ТРД ограничена возможность организации охлаждения лопаток турбин

          Двигатель Конвэй имел довольно низкую степень двухконтурности (порядка 0.3), но экономия топлива уже была весьма ощутима, и его последователи (Rolls-Royce Sprey) получили широкое распространение.

          Цитата: EvilLion
          Двигатели для сверхскоростных самолетов часто вообще имеют нулевую степень двухконтурности.

          Степень двухконтурности : отношение расхода воздуха через внешний контур двигателя к расходу воздуха через внутренний контур
          От того ,что вы пропустите БОЛЬШЕ воздуха (БЕЗ ТОПЛИВА) через ТРД ....скорость не прибавится,а КПД увекличится
          Суть заключена в уравнении Мещерского - тяга зависит линейно от скорости реактивной струи, а энергия квадратично. Чем меньше скорость воздуха тем больше КПД.

          Большая степень двухконтурности обеспечивает меньшую скорость реактивной струи, истекающей из сопла.
    2. тайфун7
      +1
      20 февраля 2014 21:17
      Ну так кто мешает модернизировать машину. На западе БРЭО постоянно модернизируется. Машина уникальнейшая и спец в своем деле.
  10. почтальон
    +2
    20 февраля 2014 12:49
    Есть ряд вопросов:
    1. Сверхзвуковой крейсерский полет – V=2500 км/ч (2,32 М),максимальная скорость – V=3000 км/ч (2,82 М)
    -продолжительность полета на сз крейсерской и его высота?
    -применение оружия на сз крейсерской отсутсвует
    -2,82М/ ,если не ошибаюсь «чрезвычайная» скорость, приводящая к потере двигателей и (возможно)необратимые нарушения в мланере? Слышал ,что не более 10мин,может ошибаюсь

    2. Грузоподъемность – девять-десять тонн (Су-35, Т-50 – около восьми).
    -требует высочайшей квалификации и постоянных тренировок(число ЛП и катастроф)
    3. Преодоление звукового барьера с набором высоты (Су-35, Т-50 не могут).
    -только (!) на высотах от 11000м и без(или практически) вооружения,если не ошибаюсь без
    Р-40 и контейнера с аппаратурой наведения ракет Р-40, и без Р-60
    4. Статический потолок – 20,6 километра (Су-35 – 18 км, Т-50 – 20 км), динамический потолок – 25 километров.
    Да,важно для перехвата SR-71 (SR-71 всегда шёл к побережью Камчатки на высоте 22-24 км под прямым углом, а затем левым разворотом уходил на Окинаву, едва не чиркая по "ленточке"),которого нет уже.
    =======================
    Данные фантастические показатели конечно достигнуты ценой,огромной:
    -стоимость ла
    -стоимость нормочаса эксплуатации и обслуживания
    -низкая наработка (тут vaf подправит,у него куча терминов,правильных)
    -"гигантская "ЭПР и "гигантский" ИК след
    -высочайшая квалификация пилотов и персонала наземного обслуживания
    (комплекс перехвата на основе МиГ-31 оказался гораздо боле сложным и требующим нового уровня культуры обслуживания по сравнению с предшествующими Су-15 и Ту-128)
    (механическая система управления, малый запас устойчивости, пилотирование "на лезвии ножа", когда резкое движение ручкой управления или РУДами может привести к сваливанию)

    1. почтальон
      +1
      20 февраля 2014 12:53
      уничтожение спутников противника, оперативный вывод спутников и спутниковых группировок массой до 200 килограммов на орбиты 200–800 километров (МиГ-31Д, МиГ-31С, МиГ-31И, проект «Ишим»);
      -противоспутниковая ракета не была создана(технические трудности),говорить о русском АСАТ- бессмысленно -его не было и нет
      -АРКК "Ишим"

      масса МиГ-31И с ракетой-носителем составляет 50 тонн, дальность полета до точки пуска - 600 км, высота точки пуска - от 15 до 18 км, скорость в точке пуска - 2120-2230 км/ч. Комплекс позволяет выводить на круговую орбиту с наклонением 46° до 160 кг полезной нагрузки на высоту 300 км или до 120 кг на высоту 600 км.
      Есть сомнения,что МИГ-31(с РН) с массой 50 000(!)кг и таким "миделем" способен :
      -подняться на такую(!) высоту
      -обеспечить такую (!) скорость в точке пуска
      -сам пуск такого(!) объекта(масса,мидель,длина) на скорости 2М(!).....


      только один самолет в мире – МиГ-31 потенциально способен разогнаться до минимально необходимой для запуска ГЗЛА скорости (без специального ракетного разгонщика).

      только один самолет в мире – МиГ-31 потенциально способен разогнаться до минимально необходимой для запуска ГЗЛА скорости
      -вроде бы да (на сверхзвуковых скоростях вокруг Mach 3 начинает эффективно работать ПВРД,

      но до "нижней" зоныначала работы ГПВРД -ЕЩЕ "ДАЛЕКО" (очень) и либо потребуется бустре(а заччем тогда "огород городить"),либо делать ДВУХрежимный пврд,
      Так же очень сложно представить отделение ГЗЛА на такой скорости от носителя( ЕСЛИ НОСИТЕЛЬ КОНЕЧНО СМОЖЕТ(!) развить такую скорость с подвешенным ГЗЛА) УР большой дальности Р-33 в "полуутопленном" (в фюзеляж) состоянии (так конструктивно изначально проектировалось)
    2. 0
      20 февраля 2014 13:33
      МиГ-25 мог сделать горку на 35 км, возможно, МиГ-31 тоже сможет, хотя практический смысл этого сейчас неясен.
      В целом же МиГ-31 в свое время заменял еще более дорогой Ту-128, при этом уступая ему по ряду параметров. Наверное, тоже были всепропальщики. Это типичное явление, когда в результате прогресса сложнейшая сверхдорогая система заменяется пусть и менее эффективной, но на порядок более дешевой. Соответственно сейчас задачи, решавшиеся с помощью "Заслона" можно свалить на тактические истребители. Заниматься же решением задачи выхода на запредельные режимы полета, когда приходится решать массу проблем с нагревом и прочими прелестями сейчас означает бессмысленную трату ресурсов. Актуальнее задача перехвата сотен КР и не шибко быстро летающих машин вроде F-16 и F-35.
      1. почтальон
        0
        20 февраля 2014 15:53
        Цитата: EvilLion
        МиГ-25 мог сделать горку на 35 км

        Е-266М/ Е-155М (а не серийны МИГ-25) - высота 35000 м за 4 мин 11,7 с (17.05.1975 г.) Из-за меньшей массы и упрощения бортового оборудования самолет использовался для установления новых рекордов мира.
        Летом 1977 г. А. Федотов улучшил собственный рекорд: 22 июля самолет с грузом 2000 кг поднялся на высоту 37 800 м, а 21 августа поднялся без груза на высоту 37 650 м. Это абсолютный мировой рекорд



        Это два "летающих " ТРД


        Цитата: EvilLion
        В целом же МиГ-31 в свое время заменял еще более дорогой Ту-128

        МИГ-31 дороже, обслуживание и квалификация персонала ЕЩЕ ДОРОЖЕ (выше)
        1. тайфун7
          +3
          20 февраля 2014 16:17
          Но все таки эти два ТРД свое дело делали и не плохо делали. Дело в том, что прежде чем что то пускать на слом, надо что то создать и поставить на поток. Это касается не только ВВС, но Флота. Но замены ему нет, машина уникальная как и Миг-25, в свое время. Равных в своем деле ему нет.
          1. почтальон
            0
            20 февраля 2014 17:19
            Цитата: тайфун7
            Дело в том, что прежде чем что то пускать на слом

            ЖЦИ(жизненный цикл изделия)
            Иногда дешевле на слом,чем поддерживать в работоспособном состоянии (ресурс)
            +экономика
            Уже приводил: за энергоресурсы РФ получает больше или столько же,как СССР (в пересчете)
            И?
            "новых "МИГ-3Х не видно
    3. vkrav
      0
      20 февраля 2014 14:41
      Цитата: почтальон
      ,огромной:
      -стоимость ла

      Не знаю,сколько стоила сама сталь,которая шла на силовой каркас,но килограмм опилок этой стали стоил 750 советских рублей laughing
      1. почтальон
        0
        20 февраля 2014 14:53
        Цитата: vkrav
        Не знаю,сколько стоила сама сталь,которая шла на силовой каркас,но килограмм опилок этой стали стоил 750 советских рублей


        Средняя стоимость 1 кг макулатуры

        Москва - 2-10 руб./кг
        Санкт-Петербург - 1-8 руб./кг
        Новосибирск - 1-8 руб./кг
        Екатеринбург - 0,5-8 руб./кг
        Нижний Новгород - 0,5-6 руб./кг
        Самара - 1-7 руб./кг
        Казань - 0,5-6 руб./кг
        Омск - 1-6 руб./кг
        Челябинск - 0,5-7 руб./кг
        Ростов-на-Дону - 0,5-5 руб./кг
        Уфа - 0,5 - 5 руб./кг
        Волгоград - 0,5 - 6 руб./кг
        Пермь - 0,5 - 7 руб./кг
        Белгород - 0,5 - 2 руб./кг

        И ЧТО?
        Высококачественная офсетная чистоцеллюлозная бумага с хорошими показателями белизны и непрозрачности. Используется для изготовления престижных книг. Цена свыше 2 (70 рублей) USD/кг
        прочие 1,65–1,75 USD/кг (бумага в рулонах примерно на 0,2 USD дешевле).
        =========================
        1. опилки были из жаропрочных сталей ВНС-2, 4 и 5 и титановые?
        2.где вы их "надыбали"...на гражданке?
  11. +3
    20 февраля 2014 13:09
    А что "наверху "не знают , кто уничтожает производство Миг-31, подсказываю -Погосян и компания.Пятая колонна в Российском авиастроении!Модель хорошая, не тупиковая , по оценкам специалистов , есть все возможности для развития, модернизации,повышения экономичности.
    1. -3
      20 февраля 2014 13:19
      Простите, но сколько вам заплатили за это?
  12. +1
    20 февраля 2014 13:18
    Пока ничего лучше не сделали - нужен. Хотя бы в дополнение к сушкам...
    1. тайфун7
      +1
      20 февраля 2014 17:27
      Его создавали так что Сушки шли в дополнение а не наоборот.Он наводил Сушки и МиГи и даже использовал их вооружение, а модернизированный В СССР МиГ-31 был еще в два раза эффективней. Так что не понимаю, как он может идти в дополнение к Сушкам. Концепции разные.
  13. +1
    20 февраля 2014 13:21
    Пока ничего лучше не сделали - нужен. Хотя бы в дополнение к сушкам...
  14. badger1974
    +1
    20 февраля 2014 13:56
    очень интересная и насущная проблема это противокосмос, тут 31 как рыба в воде,ничего лутшего непридумать
    если бы ещё доработали проект 31-й с комплексом яхонт (оникс) то сложный бекфайр можно было б отправлять на заслуженный отдых, шмалять по АУГ с 300 км и уходить без потерь
    1. почтальон
      +2
      20 февраля 2014 15:00
      Цитата: badger1974
      доработали проект 31-й с комплексом яхонт (оникс)

      эээээ...
      Пардон,но ни:
      -СУВ «Заслон» (РП-31)
      -теплопеленгатор 8ТК (обнаружение по вертикали +6 / -13 град)
      - ППИ-70В
      -САУ-155МП
      и прочее НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ для обнаружения/сопровождения наземных надводных целей
      яхонт/оникс на пилоны не подвесишь,а вместо Р-33 (Р-33С) НЕ " ВПЕНДЮРИШЬ" в тандемные ПУ АКУ-410
      ...
      врядли он (МИГ-31) вообще мог бы взлететь/олетать с ПКР типа Яхонт-малый запас устойчивости
      1. badger1974
        0
        21 февраля 2014 11:45
        доработать это значит изменить, в такие габариты любая РЛС "по земле/воде" влезет, два яхонта под брюхо можно влепить, тем более стартовых двигателей непотребуется, а лететь под "потолок " нет необходимости, так что массу потянет, если указанные д тридцатки ттх верны, уход от места пуска тут вариации хоть с набором хоть без набора высоты, всё одно догнать уже некому
  15. Sonyman
    0
    20 февраля 2014 16:29
    31й самолёт без сомнения отличный!!!
    Но чёто статья попахивает рекламой корпорации миг.
    Особенно это бросается в глаза при сравнении с су с затюкиванием последнего...
    ИМХО.
  16. dmitrij.blyuz
    +1
    20 февраля 2014 16:54
    Цитата: алексеев
    Интересно - это как, "дешевле и проще"?

    Вы шо-?Не знаете? Отстали от жизни! wassat Вся технология "проще и дешевле"-автоваз!А че? Толковое,стратегическое предприятие. laughingДорожает и дорожает.Скоро "Ламбру" перегонят по цене!
  17. 0
    20 февраля 2014 17:01
    МиГ-31 радует глаз,очень уникальный самолет good !Но как-бы самолет не был хорошо,рано или поздно он устаревает.Сейчас роль 31-го также хорошо смогут выполнять Су-35С и ПАК ФА,поскольку тоже имеют огромный боевой радиус и дальнобойные ракеты.Перехватчики медленно,но верно уходят в прошлое,их нишу предстоит занять тяжелым истребителям.
  18. лёшка
    +1
    20 февраля 2014 20:09
    пожалуйста пусть всё поменялось и их стали заново производить crying
  19. 0
    20 февраля 2014 21:50
    Служил в Громово(Ленинградская область) в РТБ РТВ ПВО. Обеспечивали полк МИГов -31 в Громово, так называемая вторая линия обороны. Насколько я знаю- от МИГов там ничего не осталось. Сделали, как сейчас модно называть- аутсорсинг.
  20. +2
    21 февраля 2014 00:14
    Цитата: EvilLion
    Да? Интересно, почему же это тогда даже у самых маленьких гражданских реактивных движков степень двухконтурности раз в 10 выше, чем у двигателей истребителей? Смысл как раз в скорости. Двигатели для сверхскоростных самолетов часто вообще имеют нулевую степень двухконтурности

    Вы, г-н Лион, находитесь в представлениях где-то 50-х годов. На истребителях давно уже применяются двухконтурные двигатели.
    Действительно, чем больше скорость, тем степень двухконтурности будет поменьше. Ну, про полетный КПД Вам коллега уже объяснил.
    Но в данной машине двухконтурный двигатель проявляет свои преимущества в виде заметного увеличения тяги на форсаже. В продуктах сгорания одноконтурного двигателя мало свободного кислорода. Поэтому в форсажную камеру можно впрыснуть лишь немного топлива и получить увеличение тяги процентов на 30. В Д-30Ф тяга на форсаже вдвое больше тяги на бесфорсажном режиме. Поэтому в режиме барражирования этот двигатель экономичнее одноконтурного за счет высокого полетного КПД, а на форсаже он и достигает 3000 км/ч. В свое время это был первый форсажный двухконтурный двигатель в мире.
    А еще этот двигатель имеет титановые корпуса компрессора низкого давления и разделительного корпуса, что позволяет этому двигателю выдерживать высокую сверхзвуковую скорость. В свое время (примерно 40 лет назад) это тоже было сделано впервые в мире. Говорю это из первых рук. Я работал именно в той бригаде ОАО "Авиадвигатель" (тогда МКБ), которая начинала разработку этого двигателя.
  21. -4
    21 февраля 2014 01:04
    Статья хорошая,но расчитана на несведующих. Теплопеленгатора на большие дистанции не существует, дальность его в зависимости от высоты колеблится от 0.5-20км.Азовский оптико-механический завод, ОАО
    Подробнее: http://www.arms-expo.ru/050050051049124052056053057.html Управляемые ракеты воздух-воздух уже давно в прошлом. Более 20ти лет используются ракеты типа выстрелил и забыл. Ракета сама находит цель. "уничтожение спутников противника", тут загнули так загнули. Спутники летают на высоте от 200 до 1000 км. Телевизионные 35800 км. над экватором. Вообщем как всегда -себя непохвалишь, никто не похвалит.
    1. badger1974
      +1
      21 февраля 2014 11:55
      именно низкоорбитальные и самые опасные,и бить их требуется в перигее а не в апогее атакуемого спутника, на них и прицеливание, а телевизионные геостационарные- это по существу передатчики, которых можно ЭМВЧ гасить, солнце делает это регулярно
    2. 0
      23 февраля 2014 23:52
      Когда захотят спутник "смахнуть" - прикрутят другую ракету. А сам по себе самоль - "БЬЁРНДАЛЕН" от Авиации!!!
      1. 0
        24 февраля 2014 00:23
        Ответ дилетанта.
      2. 0
        24 февраля 2014 00:23
        Ответ дилетанта.
    3. алекс 241
      0
      24 февраля 2014 00:36
      Цитата: Витольд
      высоты колеблится от 0.5-

      Не только.
      Цитата: Витольд
      используются ракеты типа выстрелил и забыл

      Это распространенное заблуждение.Все зависит от ГСН.Даже при пуске ракеты с ИК ГСН,ее подсвечивают РЛС или КНП для ввода дальности.
  22. Ток 72
    0
    21 февраля 2014 02:48
    Огромное спасибо автору,за статью !!! Очень просто и доходчиво изложен материал,даже мне не специалисту понятно,что МИГарёк,отличная машина.
  23. 0
    23 февраля 2014 23:36
    Первый из 10-ти комментов)))
  24. 0
    23 февраля 2014 23:37
    С одного слава второй не прокатил)))
  25. 0
    23 февраля 2014 23:39
    Спс за статью, Оч. познавательная статья на фоне споров о необходимости конкуренции в ОПК
  26. 0
    24 февраля 2014 17:32
    Цитата: тайфун7
    Советы были умными. При насыщенности ПВО СССР все равно не мог перекрыть все направления, а в России хорошо прикрыта только Москва. Полетят тысячи топоров, чем перехватывать будете. Запад уже на Украине запалил пожар, а вы все про нужность не нужность рассуждаете, под боком полыхает, а вы деньги считаете. Целесообразность этой машины доказана давно, не зря их собираются не север опять закидывать. Для защиты своей семьи люди средств не жалеют, то же самое должно быть и в масштабе страны.

    И очень даже рационально делать уже бывший в серии самолёт,да ещё и 600 двигунов оказывается где то затырили,это же просто подарок от СССР.А недостатки есть в любой технике,если он 4 топора собьёт и то уже окупится, учитывая цену топора и то на что он был нацелен.
  27. 0
    1 ноября 2014 20:01
    Да, во времена СССР, копейки не считали, и создавали чудеса! МИГ 31, тому наглядный пример, недавно, была статья, что он, почти до северного полюса добрался, с дозаправкой в воздухе, мог и дальше. но не стали рисковать летчиком и машиной! Хорошо, что вовремя одумались. И перестали пилить на титан, для шасси А-380, а то, все хотели порезать! Стекло фонарей старых машин, действительно не всегда выдерживает скорости более 1700, но не из-за дефектов, а от старости, все можно возродить, и восстановить при желании! А вот тех, кто допустил, что акции завода, по выпуску двигателей, для МИГ, оказались в руках Американцев. Надо к стенке поставить, как предателей Родины!
  28. +1
    30 октября 2020 13:14
    у 31-го нет крейсерского сверхзвука на бесфорсажном режиме. потолок строевых это 20 км. в 2003 на строевом 31-м достигнута высота полета с весом (1000 и 2000 кг) в 21 с небольшим км. Ранние рекорды к строевым имеют опосредованное отношение. на сверхзвуке боевой радиус всего 700 км.