Иван Кожедуб. Первый ас Второй мировой

Иван Кожедуб. Первый ас Второй мировой
Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения легендарного летчика Ивана Кожедуба

Прославленный летчик не записывал на свой счет вражескую машину, если не видел, как она упала на землю

«Было бы можно, не вылезал бы из самолета», - любил говорить, вспоминая свою молодость, первый ас Второй мировой войны Иван Кожедуб. 8 июня исполняется 90 лет со дня рождения этого легендарного летчика-истребителя, маршала авиации, трижды Героя Советского Союза.


На счету Кожедуба 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев и 62 сбитых самолета противника - таким количествам побед не мог похвастаться ни один летчик во всей авиации союзников по антигитлеровской коалиции. За выдающиеся заслуги перед Родиной Иван Кожедуб три раза удостаивался звания Героя.

Родился будущий ас в маленьком украинском селе, в многодетной семье. И, несмотря на то что он был самым младшим, отец всегда воспитывал сына строго, с детства учил мужеству. Рано «заболев» небом, Ваня сначала занимался в аэроклубе, а перед войной поступил в летное училище.

Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним. Его самолет был повреждён пушечной очередью "мессера". И жизнь ему спасла бронеспинка кресла. А на пути к аэродрому его самолет случайно был обстрелян своими: в него попало два снаряда, выпущенных из зенитки. Но молодому летчику невероятными усилиями удалось все-таки посадить машину. Кстати, Кожедуб ни разу не был сбит - всегда дотягивал до посадки, даже с пробоинами.

Свой первый вражеский самолет он «завалил» 6 июля 1943 года на Курской дуге. На следующий день поджег второй «юнкерс», а спустя два дня - сразу два вражеских истребителя. Менее чем через год ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Тогда на счету Кожедуба было уже 20 сбитых самолетов.

У Кожедуба был свой, присущий только ему одному, почерк в небе, рассказал "Голосу России" сотрудник Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе Алексей Кадакин.

"Он умел точно и быстро взвесить обстановку, что очень важно в бою, и при этом мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный ход. Машиной он владел виртуозно, мог управлять ею даже с закрытыми глазами. Все его полеты представляли собой каскад всевозможных маневров - развороты, змейки, горки, пикирования и т.д. Кожедуб всегда стремился отыскать противника первым, но при этом "не подставиться" самому", - рассказал Кадакин

"Воюют не числом, а умением", - любил повторять своим однополчанам прославленный ас. А потому не боялся ввязываться в бой со значительно превосходящим по силе противником. В одном из боев его четверка сумела отразить налет 36 бомбардировщиков, которые шли под прикрытием шестерки "мессеров". Был случай, когда ему пришлось вступить в бой в одиночку с 18 "юнкерсами", - отмечает Алексей Кадакин:

"Кожедуб ворвался в боевые порядки противника и неожиданными и резкими маневрами поверг врага в смятение. "Юнкерсы" прекратили бомбежку и встали в оборонительный круг. Хотя в баках истребителя оставалось мало топлива, советский летчик предпринял еще одну атаку и расстрелял снизу в упор одну из вражеских машин. Такое могло ошеломить противника. Вид падающего в пламени "юнкерса" произвел надлежащее впечатление, и остальные бомбардировщики поспешно покинули поле боя".

Историки говорят, что Иван Кожедуб сбил гораздо больше самолётов, чем значится в официальных источниках. Дело в том, что он не записывал на свой счет вражескую машину, если сам не видел, как она упала на землю. "А вдруг он до своих дотянет?", - объяснял летчик однополчанам.

Скончался Иван Кожедуб в 1991 году и похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Имя легендарного аса носит сейчас 237-гвардейский Проскуровский Краснознаменный центр показа авиационной техники, в который входят знаменитые пилотажные группы "Русские витязи" и "Стрижи".


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. Сибиряк 3 июля 2011 14:55
    А как же Покрышкин?
    Сибиряк
  2. voin-72 3 июля 2011 15:13
    Это все пропаганда. Подвиг Кожедуб (а) повторили десятки человек. И обидно, что кто то получил звезду Героя, кто то просто орден, а кто то и просто живим остался. Обидно то , что нашу молодежь на этих прримерах не учат.
    voin-72
    1. Beltar 1 января 2013 03:36
      Да ну? Пилот сбивший хотя бы 10 уже уникум, таковых не более 1% в любых ВВС той войны.
      Beltar
  3. mitrich 3 июля 2011 15:29
    Иван Кожедуб - человек из золота сделанный, мало кто знает, что он и амеров сбивал, немного, правда, по сравнению с Пепеляевым и другими асами.
    И маршал Покрышкин - наш бриллиант. И учтите - следующая война будет войной ВОЗДУШНОЙ!
    Били гадов, бьем, и будем бить! Читай про это, сотрудник ЦРУ и "Моссада", доложи своим.
    mitrich
    1. ДАГЕСТАНЕЦ333 3 июля 2011 15:50
      mitrich, прикинь, больше персонально писать нельзя, лимит стоит оказывается, может рискнем всетаки с тем вариантом? ссылка если передумаешь http://www.youtube.com/watch?v=Ugr9LM-q_2I&feature=related
    2. voin-72 3 июля 2011 16:00
      mitrich - молодец все правильно, а как это все в учебники наним детям затолкать? Поколение то растет.
      voin-72
  4. mitrich 3 июля 2011 16:07
    И ты молодец, VOIN-72, хоть, может и не знаешь этого пока. Читаю твои комменты, касающиеся вооружения стрелков - душа поет! Особенно когда на вершине всполохов кучно взлетают бородатые враждебные лица.
    mitrich
    1. ДАГЕСТАНЕЦ333 3 июля 2011 16:13
      У нас лимит сообщений превышен, че делаем?
  5. mitrich 3 июля 2011 16:20
    Удалил все на 0.
    mitrich
    1. ДАГЕСТАНЕЦ333 3 июля 2011 16:21
      Понял.
  6. makrus 3 июля 2011 16:58
    Кожедуб на и-16 двух "месеров " уделал вот это был номер! (ОДНОГО ЭРЕСАМИ).
    makrus
  7. Игарр 5 января 2012 18:19
    Кожедуб - герой, никто и не спорит. а вот сотрудникам Обозрения, пишущим интервью с работниками музея, рассказывающим такое..."Все его полеты представляли собой каскад всевозможных маневров - развороты, змейки, горки, пикирования и т.д. Кожедуб всегда стремился отыскать противника первым, но при этом "не подставиться" самому", - рассказал Кадакин"... явно нужно детальнее представлять о чем речь. Если при полете в сторону фронта боевой летчик, Герой Советского Союза, ведущий эскадрилью вдруг начнет ....разворачиваться, змейки делать... его шлепнут свои же... по возвращении.. как труса. Все эти эволюции - лишний расход горючего и ресурса, не обусловленный БОЕМ. Соответственно - саботаж...
    Когда Герой Советского Союза полковник Полбин выполнил на ПЕ-2 бочку на виду у двух ,минимум,фронтовых полков - его чуть не отдали под суд военного трибунала, даром что ПЕ-2 и проектировался и мог использоваться, как тяжелый истребитель. Не соответствует Наставлению по полетам - и точка. (Покрышкин, Небо войны).
    Читал я воспоминания Кожедуба - тактика применения истребителя один к одному формула Покрышкина - "высота-скорость-маневр-огонь".
    Наши летчики дрались с великолепными пилотами, соответственно и тактика у всех появилась одинаковая. Покрышкин первым довел до инструкций. А Кожедуб все это блестяще применял.. и применил для целого корпуса в корейской войне.
    Слава нашим летчикам. Всем, независимо от специализации.
  8. Beltar 1 января 2013 03:40
    Про не засчет неупавшего это знаете ли перл, в бою у пилотов физически не было времени наблюдать за падением, если самолет не разрушился в воздухе, но уже явно горит, то это вполне себе фраг.
    Да и настрел на число боевых вылетов у Кожедуба в принципе такой же, как у других топ-асов. Где-то 1 фраг в 4-5 боевых вылетов.
    Beltar
  9. smershspy 26 апреля 2013 16:21
    Цитата: Игарр
    Кожедуб - герой, никто и не спорит. а вот сотрудникам Обозрения, пишущим интервью с работниками музея, рассказывающим такое..."Все его полеты представляли собой каскад всевозможных маневров - развороты, змейки, горки, пикирования и т.д. Кожедуб всегда стремился отыскать противника первым, но при этом "не подставиться" самому", - рассказал Кадакин"... явно нужно детальнее представлять о чем речь. Если при полете в сторону фронта боевой летчик, Герой Советского Союза, ведущий эскадрилью вдруг начнет ....разворачиваться, змейки делать... его шлепнут свои же... по возвращении.. как труса. Все эти эволюции - лишний расход горючего и ресурса, не обусловленный БОЕМ. Соответственно - саботаж...
    Когда Герой Советского Союза полковник Полбин выполнил на ПЕ-2 бочку на виду у двух ,минимум,фронтовых полков - его чуть не отдали под суд военного трибунала, даром что ПЕ-2 и проектировался и мог использоваться, как тяжелый истребитель. Не соответствует Наставлению по полетам - и точка. (Покрышкин, Небо войны).
    Читал я воспоминания Кожедуба - тактика применения истребителя один к одному формула Покрышкина - "высота-скорость-маневр-огонь".
    Наши летчики дрались с великолепными пилотами, соответственно и тактика у всех появилась одинаковая. Покрышкин первым довел до инструкций. А Кожедуб все это блестяще применял.. и применил для целого корпуса в корейской войне.
    Слава нашим летчикам. Всем, независимо от специализации.


    Полностью согласен! Спасибо!
    smershspy

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня