Иван Кожедуб. Первый ас Второй мировой

Иван Кожедуб. Первый ас Второй мировой
Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения легендарного летчика Ивана Кожедуба

Прославленный летчик не записывал на свой счет вражескую машину, если не видел, как она упала на землю


«Было бы можно, не вылезал бы из самолета», - любил говорить, вспоминая свою молодость, первый ас Второй мировой войны Иван Кожедуб. 8 июня исполняется 90 лет со дня рождения этого легендарного летчика-истребителя, маршала авиации, трижды Героя Советского Союза.

На счету Кожедуба 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев и 62 сбитых самолета противника - таким количествам побед не мог похвастаться ни один летчик во всей авиации союзников по антигитлеровской коалиции. За выдающиеся заслуги перед Родиной Иван Кожедуб три раза удостаивался звания Героя.

Родился будущий ас в маленьком украинском селе, в многодетной семье. И, несмотря на то что он был самым младшим, отец всегда воспитывал сына строго, с детства учил мужеству. Рано «заболев» небом, Ваня сначала занимался в аэроклубе, а перед войной поступил в летное училище.

Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним. Его самолет был повреждён пушечной очередью "мессера". И жизнь ему спасла бронеспинка кресла. А на пути к аэродрому его самолет случайно был обстрелян своими: в него попало два снаряда, выпущенных из зенитки. Но молодому летчику невероятными усилиями удалось все-таки посадить машину. Кстати, Кожедуб ни разу не был сбит - всегда дотягивал до посадки, даже с пробоинами.

Свой первый вражеский самолет он «завалил» 6 июля 1943 года на Курской дуге. На следующий день поджег второй «юнкерс», а спустя два дня - сразу два вражеских истребителя. Менее чем через год ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Тогда на счету Кожедуба было уже 20 сбитых самолетов.

У Кожедуба был свой, присущий только ему одному, почерк в небе, рассказал "Голосу России" сотрудник Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе Алексей Кадакин.

"Он умел точно и быстро взвесить обстановку, что очень важно в бою, и при этом мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный ход. Машиной он владел виртуозно, мог управлять ею даже с закрытыми глазами. Все его полеты представляли собой каскад всевозможных маневров - развороты, змейки, горки, пикирования и т.д. Кожедуб всегда стремился отыскать противника первым, но при этом "не подставиться" самому", - рассказал Кадакин

"Воюют не числом, а умением", - любил повторять своим однополчанам прославленный ас. А потому не боялся ввязываться в бой со значительно превосходящим по силе противником. В одном из боев его четверка сумела отразить налет 36 бомбардировщиков, которые шли под прикрытием шестерки "мессеров". Был случай, когда ему пришлось вступить в бой в одиночку с 18 "юнкерсами", - отмечает Алексей Кадакин:

"Кожедуб ворвался в боевые порядки противника и неожиданными и резкими маневрами поверг врага в смятение. "Юнкерсы" прекратили бомбежку и встали в оборонительный круг. Хотя в баках истребителя оставалось мало топлива, советский летчик предпринял еще одну атаку и расстрелял снизу в упор одну из вражеских машин. Такое могло ошеломить противника. Вид падающего в пламени "юнкерса" произвел надлежащее впечатление, и остальные бомбардировщики поспешно покинули поле боя".

Историки говорят, что Иван Кожедуб сбил гораздо больше самолётов, чем значится в официальных источниках. Дело в том, что он не записывал на свой счет вражескую машину, если сам не видел, как она упала на землю. "А вдруг он до своих дотянет?", - объяснял летчик однополчанам.

Скончался Иван Кожедуб в 1991 году и похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Имя легендарного аса носит сейчас 237-гвардейский Проскуровский Краснознаменный центр показа авиационной техники, в который входят знаменитые пилотажные группы "Русские витязи" и "Стрижи".
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти