ВВС России получат очередной самолёт Ту-214ОН «Открытое небо»

В 2014 году российские ВВС пополнятся новым самолетом-разведчиком Ту-214ОН, который будет использоваться для реализации Договора по открытому небу. Данный самолет оснащен современным бортовым комплексом авиационного наблюдения (БКАН), который был создан инженерами российского концерна радиостроения «Вега». Ту-214ОН (Открытое небо) — самолет комплексной разведки, он был создан специалистами ОАО «Туполева» на базе пассажирской версии самолета Ту-214. Данная машина должна заменить устаревшие самолеты Ан-30 и Ту-154. На сегодняшний день построено всего 2 самолета Ту-214ОН — закончены в мае 2011 года и в декабре 2013 года соответственно. Свой первый полет самолет совершил 1 июня 2011 года.

Впервые данный самолет был показан широкой общественности во время международного авиасалона МАКС-2011. Появление на авиасалоне этого самолета вызвало широкий общественный резонанс. Во время работы авиасалона с самолетом Ту-214ОН успели познакомиться представители США, Канады, Италии, Норвегии. Все эксперты дали российской машине только высокие оценки. Ту-214 является специальной модификацией гражданского лайнера Ту-214, основное его предназначение — это совершение инспекционных полетов в рамках программы «Открытое небо».

Стоит отметить, что Ту-214ОН стал первым отечественным самолетом, с которого были сняты ограничения по применению оборудования зарубежного производства в составе бортового комплекса наблюдения. Установленный на борту самолета комплекс включает весь разрешенный договором комплекс средств наблюдения, аппаратуру контроля и управления этими устройствами, а также различное оборудование отображения и записи всей полученной во время совершения наблюдательных полетов информации с сохранением ее на жестком магнитном диске компьютера. Цифровая видео- и фотоаппаратура находятся в нижнем отсеке Ту-214ОН, который имеет специальные иллюминаторы, закрываемые шторками с механизированным управлением.


ВВС России получат очередной самолёт Ту-214ОН «Открытое небо»

После завершения полета вся полученная информация при помощи аппаратуры наземного комплекса обработки и сбора данных переводится в единый цифровой формат, который был принят всеми государствами участниками ДОН. Принятие на вооружение самолетов Ту-214ОН, выполняющих важную государственную задачу инспекционного контроля в рамках действующих международных соглашений, позволит решать ее на самом современном на данный момент технологическом уровне.

Сердцем самолета является Бортовой комплекс авиационного наблюдения (БКАН), который был создан специалистами концерна «Вега». Данный разведывательный комплекс предназначен для получения изображений местности, записи и документирования полученной информации, управления имеющимися на борту средствами наблюдения и создания навигационной информации для средств наблюдения.

В состав БКАН были включены панорамная и кадровая аэрофотоаппаратура, инфракрасные и телевизионные камеры, а также РЛС бокового обзора. Согласно международным договоренностям разрешение ТВ-камеры и фотоаппаратуры составляет 30 см, для ИК-камеры — 50 см, для РЛС бокового обзора — 3 м. Аэрофотокомплекс установлен в носовой части фюзеляжа самолета на его нижней палубе. Полоса захвата РЛС составляет от 4,7 до 25 км, а зона обзора — до 50 км. ИК-аппаратура наблюдения была расположена в центроплане Ту-214ОН. Ее диапазон углов обзора равен 130 градусам, а ширина полосы сканирования местности составляет 4,6h (h — это высота полета самолета по радиовысотомеру).

ВВС России получат очередной самолёт Ту-214ОН «Открытое небо»

В состав установленного на самолете комплекса наблюдения включены 3 камеры: две боковых КТБО-6 и центральная широкоугольная КТШ-5. При этом угол обзора КТШ-5 составляет 148 градусов, а ширина сканирования на местности равна — 6,6h. Угол обзора КТБО-6 составляет от 8,5 градусов в узком фокусе до 20,1 градуса в широком фокусе с диапазоном углов визирования 60 градусов. Помимо этого Ту-214ОН оснащен бортовым счетно-вычислительным комплексом, основной задачей которого является управление и контроль за установленными на борту средствами наблюдения, а также для показа в режиме реального времени информации со всех средств наблюдения и ее запись. В состав БЦВК самолета включено 5 полностью автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединенных между собой с помощью локальной сети.

Экипаж Ту-214ОН включает в себя 5 человек: командир экипажа, второй пилот, штурман, бортинженер, радист-переводчик. Помимо этого в кабине экипаже есть дополнительное место, которое предназначено для контролера от наблюдаемой стороны. Руководитель миссии совместно с руководителем группы сопровождения от наблюдаемой стороны располагаются в отдельном салоне. Оба обладают возможностью следить за работой, установленной на борту аппаратуры, с помощью двух выносных дисплеев, которые аналогичны тем, что используются операторами.

Все 5 АРМ расположены в специальном отсеке операторов аппаратуры наблюдения. Каждое из этих мест имеет по 2 монитора. Один из мониторов показывает получаемое установленной аппаратурой изображение в режиме онлайн, а второй выводит информацию о местоположении самолета, зоны наблюдений работающей в это время аппаратуры, карту, информацию об условиях полета и другую рабочую информацию. АРМ также обеспечивает запись цифровой видеоинформации и управление установленной на борту аппаратурой наблюдения. При этом работа операторов комплекса контролируется представителями наблюдаемой стороны.

ВВС России получат очередной самолёт Ту-214ОН «Открытое небо»

Вся аппаратура наблюдения находится в двух багажных отсеках. В переднем отсеке находятся видеокамеры и аэрофотоаппараты, в заднем отсеке расположен радиолокатор бокового обзора с синтезированной апертурой, специальная навигационная система, а также ИК-аппаратура наблюдения. Непосредственно под самим самолетом находится антенна радиолокатора, которая надежно защищена с помощью радиопрозрачного обтекателя. На борту имеется развитая система жизнеобеспечения, которая включает в себя кухни, туалеты, а также купе для отдыха сменного экипажа. Всего на борту самолета во время совершения наблюдательного полета может находиться 31 человек (члены миссии и группы сопровождения), в транзитном полете Ту-214ОН может принять 56 человек.

Стоит отметить, что специалистам ОАО «Концерн «Вега» удалось построить наиболее самодостаточную и полную на данный момент систему наблюдения. Данная система включает в себя не только Ту-214ОН, но также и расположенный на земле комплекс для обработки полученных данных, учебно-тренировочные средства, контрольные тест-объекты для осуществления проверки характеристик аппаратуры наблюдения. Важно подчеркнуть тот факт, что имеющаяся на борту аппаратура может использоваться не только в рамках ДОН, но и для осуществления патрулирования пограничных районов России, а также в интересах МЧС.

Установленная на борту Ту-214ОН аэрофотоаппаратура позволяет делать снимки, детально фиксируя искусственные и природные объекты, а также определять некоторые их физические характеристики. Договоренность о возможности применения цифровых фото-и видеокамер расширила возможности комплекса. Видеокамеры особенно полезны во время выполнения полетов на небольших высотах под облаками. Также самолет в состоянии делать спектрозональные и цветные фотоснимки.

ВВС России получат очередной самолёт Ту-214ОН «Открытое небо»

Использование бортовых ИК-систем позволяет наблюдателям очень быстро получить информацию о распределении температуры земной поверхности, что способствует решению тех задач, которые не могут быть эффективно решены с помощью обычной фотосъемки. Помимо этого ИК-системы обеспечивают Ту-214ОН всепогодность контроля при выполнении полета на малых высотах.

Применение РЛС бокового обзора существенно увеличивает эффективность установленной на борту аппаратуры наблюдения за счет возможности осуществления съемки в условиях облачности и в ночное время. Помимо этого радиолокационная информация находит самостоятельное применение в некоторых задачах. Также она может применяться совместно со съемкой в видимом и в ИК диапазонах.

Программа «Открытое небо»

Договор по открытому небу, или, как его сокращенно называют, ДОН, был подписан еще 24 марта 1992 года. Подписание договора состоялось в столице Финляндии, где его подписали представители 23 государств-членов ОБСЕ. В мае 2001 года данное соглашение было ратифицировано в России. В настоящее время насчитывается уже 34 страны участницы Договора по открытому небу. Целью заключения данного договора было укрепление доверия между странами мира с помощью совершенствования механизмов, обеспечивающих контроль за военной деятельностью. Согласно данному документу, участники договора получают возможность совершать разведывательные облеты территорий друг друга.

ВВС России получат очередной самолёт Ту-214ОН «Открытое небо»

Раннее, 19 февраля 1988 года, был образован Центр обеспечения реализации договоров о сокращении вооружений ВВС. На данный момент центр состоит из управления и 3-х отделов, данный центр подчиняется непосредственно главнокомандующему ВВС страны. «На территории России с участием офицеров данного центра, каждый год проводится до 60 сопровождений иностранных инспекционных миссий и групп, одновременно с этим на территории иностранных государств выполняется до 41 наблюдательного полета и до 15 инспекций согласно ДОН», — рассказывает официальный представитель военно-воздушных сил РФ полковник Игорь Климов.

С 2010 года данный Центр осуществляет руководство российскими группами сопровождения иностранных миссий стран-участниц ДОН на территории РФ. Наблюдательные полеты над территорией нашей страны ведутся при помощи специализированных самолетов наблюдения С-130, SAAB-340В, ОС-135В, CN-235, Ан-26 и Ан-30. Над территорией иностранных государств-участников на самолетах наблюдения Ту-154М-ЛК1 и Ан-30Б. По словам Игоря Климова, в конце прошлого года для реализации ДОН ВВС России получили новый самолет-разведчик Ту-214ОН. В 2014 году на вооружение ВВС должен поступить еще один самолет данного типа, в настоящее время осуществляется его приемка.

Летно-технические характеристики Ту-214ОН:
Габариты: размах крыла — 42,0 м, длина — 46,02 м, высота — 13,9 м, площадь крыла — 182,4 м.
Масса самолета максимальная взлетная — 110 750 кг, масса пустого — 59 000 кг.
Силовая установка — 2 ТВРД ПС-90А тягой 2х16 000 кгс.
Крейсерская скорость — 850 км/ч.
Практическая дальность — 6500 км.
Практический потолок — 12 000 м.
Экипаж — 5 чел.

Источники информации:
http://rostec.ru/news/4226
http://www.oaokapo.ru/product/planes/tu-214-on.php
http://www.oborona.ru/includes/periodics/defense/2011/0718/13536870/detail.shtml
http://www.airwar.ru/enc/spy/tu214on.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. supertiger21 24 февраля 2014 09:10
    Приятные новости smile ,чистого неба этой птице... good !!!Рад,что наше ВПК возрождается,на радость нам и на зло звездно-полосатым.И где-же наши господа "усё-пропальщики",АУ...
    1. Vadivak 24 февраля 2014 09:46
      Цитата: supertiger21
      Приятные новости smile ,чистого неба этой птице...


      Приятные да не очень. Потому как если верить автору

      Цитата: Автор Юферев Сергей
      Ту-214ОН стал первым отечественным самолетом, с которого были сняты ограничения по применению оборудования зарубежного производства в составе бортового комплекса наблюдения.
    2. Комментарий был удален.
  2. samoletil18 24 февраля 2014 09:27
    А этих инспекторов потом проверят на наличие левых флэшек с развединформацией для потенциального противника?
  3. ССИ 24 февраля 2014 09:36
    Кабина самолета - так называемая "стеклянная". Вверху, пульт управления ПУ-56М сер.2. С помощью этого пульта задаются параметры и режимы автоматического полета. Крайний слева и крайний справа индикаторы - КПИ (комплексный пилотажный индикатор), отражающий положение самолета в пространстве, скоростные и высотные параметры, режимы пилотирования (автоматический, директорный или ручной) и индицирующий предупреждающие и рекомендованные режимы полета. Второй слева и второй справа индикаторы КИНО (комплексный индикатор навигационной обстановки) - показывающий карту маршрута, метеообстановку, рельеф местности, маршрут самолета, относительно промежуточных точек маршрута. Два индикатора в центре (один под другим) - это индикаторы системы КИСС (комплексная информационно-сигнальная система). На индикаторы КИСС выводится информация о текущем состоянии всех систем самолета и выводятся предупреждающая сигнализация об отказах. КИСС используется для преполетного контроля систем самолета. На среднем пульте, расположенном между креслами, самые верхние - МФИ (многофункциональные индикаторы) системы ВСС (вычислительная система самолетовождения). В памяти ВСС хранятся карты земного шара с указанием радиомаяков, аэродромов и т.д.. С помощью МФИ летчик может на земле задать маршрут полета (пролет определенных промежуточных точек маршрута) от пункта вылета, до конечной точки маршрута. На среднем же пульте летчиков расположены два пульта ПУИ (пульт управления индикацией) системы КИСС. На эти пульты можно выводить кадры состояния различных систем самолета. Ниже, слева, ПУТ-3 (пульт управления тягой). С помощью этого пульта, в автоматическом режиме полета, можно регулировать работу моторов (двигателей, если кому слух режет). По левому и правому бортам, вверху, пульты ПУ СЭИ, пульты, позволяющие выводить на экраны КПИ и КИНО, нужную информацию. Вот краткая экскурсия по "стеклянной" кабине. Кабины других самолетов (Ил,Ан...) аналогичны.
    1. dmitrij.blyuz 25 февраля 2014 02:33
      И инструкции не треба уже.ССИ-спасибо за экскурс! hi
      dmitrij.blyuz
  4. Иван Петрович 24 февраля 2014 10:54
    ну на этом история Ту 204-214 и закончится наверное. В казани в год не более 3-х штук собирают вроде только
    Иван Петрович
    1. Алексей Приказчиков 24 февраля 2014 14:46
      Ирану их предложили может хоть им что то продадут. по идее то там 70 с копейками миллионов платежеспособных жителей. И авиаперевозки достаточно развиты плюс эмбарго запада. Так что мож что и продадут.
      Алексей Приказчиков
    2. Комментарий был удален.
  5. Bongo 24 февраля 2014 13:36
    В силу малочисленности и ограниченности возможностей нашей группировки разведывательных космических аппаратов, договор "Открытое небо" действует в интересах России. Грех этим не пользоваться.
  6. павел72 24 февраля 2014 15:09
    ту-204/214 - очень красивый самолет
    жаль, что он не прижился в гражданской авиации
    украинские ан-148 в Воронеже делаем, а наши ту-201/214 забросили
    по крайней мере, в Азию и Латинскую Америку можно было попробовать их продвинуть (тот же Иран)
    1. ССИ 24 февраля 2014 15:24
      На Кубе 4 машины летают...
  7. chunga-changa 24 февраля 2014 23:06
    Самолёты снимают цифровую карту маршрута полёта и района цели для головок самонаведения крылатых ракет. Как только всё необходимое оцифруют из договора можно выходить.
  8. valokordin 24 февраля 2014 23:12
    Самолёт отличный, надёжный. Не то что "Погост-100". Иногда хочется спросить этот долбаный авиапром, что же вы не сделали разведчиком Суперджет подгосяна? или ещё у,,,,,,уки
  9. Bongo 25 февраля 2014 07:05
    Американский С-135 используемый в программе "Открытое небо". Снимок сделан в окрестностях аэропорта Хабаровск.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня