Первый полёт ударного «беспилотника»

Первый полёт ударного «беспилотника»


Беспилотные ударные самолеты появились гораздо раньше, чем это принято считать. За кровавыми подвигами MQ-9 Reaper в Ираке и Афганистане скрываются 70 лет истории ударных «беспилотников», доказавших на практике возможность успешного боевого применения данного вида техники.

Если не считать поделки энтузиастов, проводивших безуспешные опыты с радиоуправляемыми бипланами в 20…30-е годы прошлого века, то настоящая истории ударных БПЛА началась в годы Второй мировой войны. На память сразу приходит немецкое «чудо-оружие» «Фау-1» — самолеты-снаряды Fieseler Fi-103 с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, применявшиеся для бомбардировок крупных площадных целей — Лондон, Антверпен, Льеж, несколько ракет было выпущено по Парижу.


Несмотря на свою мрачную славу, «Фау-1» лишь отдаленно напоминает современные БПЛА. Слишком примитивной была их конструкция и система наведения. Автопилот на основе барометрического датчика и гироскопа вел ракету в заданном направлении до тех пор, пока не срабатывал часовой механизм. «Фау-1» устремлялась в крутое пике и исчезала в ослепительной вспышке взрыва. Точности такой системы с трудом хватало даже для террора против крупных городов противника. Фашистская «вундервафля» оказалось бесполезной для решения каких-либо конкретных тактических задач.

Суперракета «Фау-1» была бездарной «погремушкой» на фоне настоящего чудо-оружия, опередившего свое время на 70 лет. Прообразы современных «Риперов» и «Предейторов» следует искать там же — за океаном.

Телекамера «Block-1»

Важное событие, напрямую связанное с созданием боевых беспилотных самолетов, случилось в 1940 году. Русский инженер-эмигрант Владимир Зворыкин получил необычный заказ от ВМС США — создание малогабаритной телевизионной камеры массой не более 100 фунтов (45 кг). Очень жесткое требование по меркам тех лет, когда вместо транзисторов применялись вакуумные радиолампы.

Первый полёт ударного «беспилотника»

Телекамера Olympia-Kanone, 1936 г. Развертка — 180 строк

Владимир Козьмич Зворыкин, уже сделавший себе имя на создании электронно-лучевой трубки и изобретении современного телевидения, успешно справился с поставленной задачей. Телекамера «Block 1» вместе с батареей питания и передатчиком помещалась в пенал размерами 66х20х20 см и весила всего 44 кг. Угол обзора — 35°. При этом камера имела разрешающую способность 350 строк и возможность передачи по радиоканалу видеоизображения со скоростью 40 кадров в секунду!

Уникальная телекамера создавалась по заказу морской авиации. Несложно догадаться, для чего американским летчикам потребовалась данная система…

Interstate TDR-1

Еще до нападения на Перл-Харбор американский флот развернул программу по созданию беспилотного ударного самолета. Морской авиации требовался дистанционно управляемый торпедоносец, способный прорывать систему ПВО кораблей противника, не подвергая риску жизнь и здоровье пилотов.

Торпедометание — один из опаснейших боевых приемов: в этот момент самолет должен строго выдерживать боевой курс, находясь в непосредственной близости от цели. А затем следовал не менее опасный маневр уклонения — в этом момент беззащитная машина находилась прямо перед носом у вражеских зенитчиков. Пилоты торпедоносцев времен Второй мировой не слишком отличались от камикадзе, и, разумеется, янки заинтересовались возможностью выполнения столь рискованной работы с помощью бездушных телеуправляемых роботов.

Первый полёт ударного «беспилотника»

Японский торпедоносец в атаке. Снимок сделан с борта авианосца "Йорктаун"

Первые идеи по созданию такой системы были высказаны в 1936 году лейтенантом ВМС США Делмаром Фэрнли. Несмотря на свой научно-фантастический статус, программа по созданию ударного БПЛА обзавелась приоритетом (пусть и невысоким на фоне др. программ ВМС) и получила путевку в жизнь.

В ходе проектировании выяснилось, что для создания такой машины критически необходима пара инноваций — радиовысотомер и компактная телекамера с достаточно высоким разрешением и возможностью передачи сигнала на расстоянии. Радиовысотомер у янки уже был, а телекамеру с необходимыми параметрами им любезно преподнес мистер Зворыкин.

С эскалацией боевых действий на Тихом океане, программа по созданию ударного БПЛА получила наивысший приоритет и кодовое обозначение «Project Option». В апреле 1942 года состоялось первое практическое испытание системы — «беспилотник», дистанционно управляемый с борта летящего в 50 км самолета, успешно вышел в атаку на цель, которую изображал эсминец «Аарон Уорд». Сброшенная торпеда точно прошла под днищем эсминца.

Ободренные первыми успехами, руководство флота рассчитывало к 1943 году сформировать 18 ударных эскадрилий, на вооружение которых будут находиться 1000 БПЛА и 162 самолета управления, построенных на базе торпедоносцев «Эвенджер».

Сам «беспилотник» получил обозначение Interstate TDR-1 (Torpedo, Drone, «R» — производственный индекс компании «Интерстейт Эйркрафт»). Главными качествами БПЛА должны были стать простота и массовость. Среди подрядчиков фирмы «Интерстейт» значились велосипедная фабрика и фирма по производству пианино.

Первый полёт ударного «беспилотника»

Interstate TDR-1 в Национальном музее военно-морской авиации

Супермашина представляла собой каркас, собранный из труб от велосипедных рам, с фанерной обшивкой и парой простеньких моторов Lycoming O-435-2 мощностью 220 л.с. каждый. Для взлета с берегового аэродрома или авианосца использовалось отделяемое колесное шасси. Перелет с корабля на берег или на соседний аэродром производился вручную — для этого на борту дрона имелась крошечная открытая кабина с простейшими пилотажными приборами. При вылете на боевое задание она закрывалась обтекателем.

В носовой части летательного аппарата, под прозрачным обтекателем, устанавливалась телекамера «Block-1». Каждый телевизионный передатчик и приемник работали одном из четырех фиксированных радиоканалов — 78, 90, 112 и 114 MHz. Система дистанционного управления также работала на четырех фиксированных частотах. Данное обстоятельство ограничивало число одновременно участвующих в атаке БПЛА четырьмя машинами.

Боевая нагрузка составляла 910 кг, что позволяло дрону поднимать одну 2000-фн. бомбу или авиационную торпеду.

Размах крыла «Интерстейт» TDR-1 — 15 метров. Масса пустого дрона — 2700 кг. Крейсерская скорость — 225 км/ч. Боевой радиус — 425 миль (684 км), при полете в один конец.

Не менее удивительно выглядел самолет управления, получивший обозначение TBM-1C. Место оператора приобрело вид кабины истребителя 80-х годов — с телеэкраном и «джойстиком» управления дроном. Внешне командные «Эвенджеры» отличались обтекателем антенных устройств, расположенным в нижней части фюзеляжа.

Первый полёт ударного «беспилотника»


Первый полёт ударного «беспилотника»


Как показали дальнейшие испытания, классическое бомбометание с «Интерстейт» оказалось затруднительным — оператору не хватало данных для точного прицеливания и сброса бомб. Дрон мог применяться лишь в качестве торпедоносца или крылатой ракеты.

Несмотря на положительные результаты тестов, разработка новой системы затягивалась. Тем не менее, к маю 1944 году TDR-1 смогли успешно завершить цикл испытаний, летая с береговых авиабаз и учебного авианосца на оз. Мичиган.

Первый полёт ударного «беспилотника»

Один из первых прототипов дистанционно управляемого БПЛА (TDN) на палубе учебного авианосца "Сэйбл"

К моменту принятия дронов на вооружение, в войне на Тихом океане произошел коренной перелом. Крупные морские сражения остались в прошлом, и у ВМС США отпала острая необходимость в радиоуправляемых торпедоносцах. К тому же военных смущали чересчур низкие ЛТХ беспилотных самолетов, что ограничивало их применение в серьезных боевых операциях. Приоритет программы был уменьшен, и заказ ограничился всего 200 БПЛА.

Американский камикадзе!

К лету 1944 года подразделение Special Task Air Group One (STAG-1), наконец, достигло боевой готовности, и было командировано в зону боевых действий в южную часть Тихого океана. 5 июля 1944 г. эскортный авианосец «Маркус Айлэнд» доставил БПЛА, самолеты управления и личный состав STAG-1 на авиабазу на острове Рассел (Соломоновы острова). Пилоты и операторы БПЛА немедленно приступили к пробам техники в условиях, приближенных к боевым. 30 июля три «беспилотника» атаковали застрявший на мели и покинутый экипажем транспорт «Ямазуки Мару», что дало основание полагать, что БПЛА готовы к выполнению настоящих заданий. В сентябре из состава STAG-1 были сформированы две боевые эскадрильи — VK-11 и VK-12.

Первый полёт ударного «беспилотника»


Первый боевой вылет ударного БПЛА в истории мировой авиации состоялся 27 сентября 1944 года. Целью «беспилотника» из эскадрильи VK-12 стал один из японских транспортов у побережья Соломоновых островов, превращенный в зенитную батарею.

Вот как описывает атаку один из пилотов командного «Эвенджера»:

«Хорошо помню охватившее меня возбуждение, когда на серо-зеленом экране появились контуры вражеского корабля. Внезапно экран зарябил и покрылся многочисленными точками — мне показалось, что система телеуправления дала сбой. Через мгновение я понял, что это выстрелы зенитной артиллерии! Скорректировав полет дрона, я направил его прямо в центральную часть корабля. В последнюю секунду прямо перед моим взором возникла палуба — настолько близко, что я мог разглядеть детали. Внезапно экран превратился в серый статичный фон… Очевидно, взрыв убил всех находившихся на борту».

За последующий месяц экипажи VK-11 и VK-12 провели еще два десятка успешных атак, уничтожая японские зенитные батареи на о-вах Бугенвиль, Рабаул и на о. Новая Ирландия. Последний боевой вылет дронов состоялся 26 октября 1944 г.: три БПЛА уничтожили занятый противником маяк на одном из Соломоновых островов.

Всего в боевых действиях на Тихом океане приняло участие 46 дронов, из которых 37 смогли добраться до цели и лишь 21 совершили успешную атаку. В принципе, неплохой результат для столь примитивной и несовершенной системы, как «Интерстейт» TDR-1.

На этом боевая карьера БПЛА завершилась. Война близилась к концу — и руководство флота посчитало, что нет никакой необходимости в использовании столь экзотических средств. У них достаточно храбрых и профессиональных пилотов.

Вести с полей сражений дошли до армейских генералов. Не желая в чем-либо уступать флоту, армия заказала для себя один экспериментальный прототип БПЛА, получивший обозначение XBQ-4. Испытания на суше показали не слишком оптимистичные результаты: разрешающей способности телекамеры «Block 1» оказалось недостаточно для точной идентификации целей в условиях большого количества контрастных объектов. Работы по XBQ-4 были свернуты.

Что касается остальных из 189 построенных беспилотников TDR-1, то они благополучно простояли в ангаре до конца войны. Дальнейший вопрос о судьбе уникальных летающих машин был решен со свойственным американцам прагматизмом. Часть из них была превращена в летающие мишени. Другая часть дронов, после соответствующих мероприятий и снятия секретного оборудования, была продана гражданским лицам в качестве спортивных самолетов.

Об истории с тактическими ударными беспилотниками на какое-то время забыли — до появления цифровой электроники и современных систем связи.

Дэлмар Фэрнли, ведущий специалист по созданию американских ударных БПЛА в годы Второй мировой, писал в мемуарах: «Окончание войны смело все суперпроекты в корзину забытых идей».

Первый полёт ударного «беспилотника»

X-47B, наши дни


По материалам:
http://www.airwar.ru
http://www.aviastar.org
http://www.vectorsite.net
http://www.wikipedia.org
Статья «First Operational Navy Drone: Successful in Combat in 1944»
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. dmitrij.blyuz 25 февраля 2014 09:01
    Сегодня 72 года Инженерно-Авиационной службы.С праздником,технари!ИАС-нет Авиации без нас!А бандерлоги-пущай летают.Они не знают,что такое "шило"! drinks
    dmitrij.blyuz
  2. профессор 25 февраля 2014 09:41
    На память сразу приходит немецкое «чудо-оружие» «Фау-1» — самолеты-снаряды Fieseler Fi-103 с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, применявшиеся для бомбардировок крупных площадных целей — Лондон, Антверпен, Льеж, несколько ракет было выпущено по Парижу.

    Какая связь ОДНОРАЗОВОЙ крылатой ракеты с МНОГОРАЗОВЫМ БПЛА? То что у обоих есть крылья? request
    1. Russkiy53 25 февраля 2014 17:09
      Какая-какая:))),РАДИО:D!
      Russkiy53
    2. SkiF_RnD 25 февраля 2014 23:12
      Собственно, Фау-1 принято считать первой настоящей крылатой ракетой, примененной в боевых действиях. БПЛА тут, кажется, ни при чем request Вот про американский проект в тему. Понятия не имел, что янкесы занимались беспилотниками во Вторую... Так что статье все таки плюс.
  3. Алексей Приказчиков 25 февраля 2014 12:23
    Еще раз убеждаюсь многому надо учиться у амеров хоть и ненавижу их дико и яростно. Но в течении долгого времени продвигать концепцию и развивать ее на новых технологических принципах. Кстати такая же история с экиперовкой первые образцы сегодняшней экиперовки вс сша (концептуально) появились еще когда во вьетнаме вовсю вона бушевала.

    А тдр так и вовсе от современных бпла не отличить. Нда учиться нам и учиться от того как они свои мат ценности берегут до гос управления.
    Алексей Приказчиков
    1. вадим dok 25 февраля 2014 21:51
      А если американский офицер/Вы,я думаю,то же офицер/скажет открыто:До чегоже я дико и яростно НЕНАВИЖУ русских!Это может плохо кончиться!
      1. SkiF_RnD 25 февраля 2014 23:13
        Чем же? Пусть говорит. Осведомлен- значит вооружен. soldier
    2. Комментарий был удален.
  4. smersh70 25 февраля 2014 13:42
    А эти дроны,если что,смогут пойти на таран как камикадзе wassat
    smersh70
    1. Russkiy53 25 февраля 2014 17:06
      Без проблем:)...дроны,-отважные:)))!
      Russkiy53
  5. Bersaglieri 25 февраля 2014 16:59
    Угу,а в СССР ОсТехБюро,где работы по радиоуправляемым аппаратам вели,как раз в конце-30х разогнали,а руководство-репрессировали "под горячую руку"...
    Потом пришлось нагонять.
  6. Рафаэль_83 25 февраля 2014 17:36
    Олегу уважуха в полный рост. Впервые читаю об этом проекте, интересно аж жуть! fellow
    Но вот насчет взаимосвязи предтечи тактических крылатых ракет с самолетами-роботами и вправду надо было как-то поаккуратнее...
    С ув. hi
  7. supertiger21 25 февраля 2014 21:54
    Спасибо вам Олег за статью,но хочется чего-то более традиционного в вашем стиле.Очередные рассказы про F-22 и F-35 или их сравнение с нашими истребителями.Жду от вас подобных статей.
  8. Nitarius 5 марта 2014 18:59
    Односторонний обзор
    Почему только про америку расказали? А автор?
    Поставил - и за что американцы многое у немцев сперли ,сами они мало что умеют делать
  9. Тишка 1 ноября 2014 02:06
    Очень интересная статья, большое спасибо автору! Фау-1, по своей конструкции и системе управления, можно, хоть и с натяжкой, отнести к управляемым снарядам, и то, что использовался механический привод, вместо электронного управления, не меняет сути дела! Луноходы тоже создавались по релейной схеме, и управлялись операторами с земли, но это тоже, попытки создать систему наведения, где человек отделен от машины, и все. что он видит, это картинка на экране. И современные ДРОНЫ, только немного сложнее. система позволяет им самостоятельно управлять своим перемещением и поддерживать в воздухе, с наводкой на цель. Оператор только подтверждает команду на применение оружия, но и это, система может сделать самостоятельно. Без решения оператора, если не задавать четких границ по применению оружия. Порадовало, что все опять для Америки делали Русские, и камеру, и вертолеты, не перевелись еще Кулибины на Руси, жалко только, что в своей стране, они не находят должного применения, и вынуждены работать за рубежом! Пора и в своей стране, почаще давать им возможность работать, и создавать свои шедевры, на благо Родины!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня