Новости российско-американского сотрудничества в области ракетных двигателей

Российско-американское сотрудничество в космической области может выйти на новый уровень. Как сообщает издание Space News, Соединенные Штаты рассматривают возможность покупки лицензии на производство ракетных двигателей РД-180. В ближайшее время должны начаться работы по оценке возможности подписания подобного соглашения и организации лицензионного производства двигателей.




Россия и США начали сотрудничать в области ракетных двигателей еще в середине девяностых годов. Так, в 1996 году российское научно-производственное объединение «Энергомаш» с проектом РД-180 выиграло конкурс на создание и поставку двигателей для американских ракет-носителей Atlas. Вскоре после окончания тендера «Энергомаш» и General Dynamics подписали соглашение, в соответствии с которым до 2018 года российская сторона должна поставить 101 двигатель РД-180 стоимостью около 10 млн долларов каждый. К настоящему времени выполнена большая часть контракта: американская космическая отрасль получила 70 двигателей.

В соответствии с несколькими имеющимися соглашениями производством двигателей для американских ракет-носителей занимается российское НПО «Энергомаш». Все остальные работы и обязанности возлагаются на совместное предприятие «РД-Амрос», созданное «Энергомашем» и компанией Pratt & Whitney. Первый запуск американской ракеты Atlas IIA-R (позже переименована в Atlas III), оснащенной российскими двигателями, состоялся в 2000 году. До 2005 года были проведены шесть запусков. Целью этих мероприятий было выведение на орбиту коммерческих и военных космических аппаратов. С 2002 года для этих же целей используются ракеты Atlas V. К настоящему времени выполнено 43 пуска таких ракет, в том числе один аварийный.

Из-за выведения на орбиту аппаратов военного назначения в последнее время российская сторона стала предъявлять соответствующие претензии. К примеру, прошлым летом Россия по этой причине планировала разорвать контракт на поставку двигателей РД-180. Прекращение поставок российских двигателей не устраивает США. Не имея аналогичных двигателей, американцы не смогут эксплуатировать свои ракеты-носители. Кроме того, есть все основания считать, что Соединенные Штаты планируют продолжить эксплуатацию ракет Atlas V и после 2018 года, для чего должен быть подписан новый договор.

Претензии с российской стороны заставили американцев начать поиск способа защитить свои космические программы от возможного разрыва контракта на поставку двигателей. Одним из наиболее выгодных путей решения этой проблемы является покупка лицензии на самостоятельное производство двигателей РД-180. В таком случае американские предприятия смогут производить и поставлять необходимое количество двигателей, а проекты космической отрасли не будут зависеть от отношений двух стран.

Следует отметить, что выгоды от самостоятельного производства ракетных двигателей будут сопровождаться некоторыми сложностями. В первую очередь, это значительный рост стоимости двигателей. По различным оценкам, лицензионный вариант РД-180 будет стоить почти в полтора раза больше, чем оригинальная версия российского производства. Основной причиной удорожания станет высокая сложность развертывания производства двигателей, созданных с учетом возможностей и технологий, имеющихся у российской промышленности. Из-за этого реальное удорожание двигателей может оказаться даже выше ожидаемого.

Вторая проблема возможного лицензионного производства двигателей заключается в сложности покупки лицензии. Отношения между Россией и Соединенными Штатами нельзя назвать плохими, однако имеющийся уровень доверия все же пока не позволяет делиться технологиями подобного уровня. Кроме того, поставка готовых двигателей на нынешних условиях для нашей страны более выгодна, чем продажа лицензии. Изготовление двигателей РД-180 является одной из главных статей дохода НПО «Энергомаш» и прекращение таких работ серьезно ударит по предприятию.

Несколько дней назад в отечественных СМИ появились сведения о возможном возобновлении поставок другого ракетного двигателя. Как пишут «Известия» со ссылкой на источник в российской космической отрасли, в середине февраля Совет безопасности России разрешил продолжить поставки двигателей НК-33 Соединенным Штатам. По словам источника «Известий», министерство иностранных дел и военное ведомство выступили против возобновления поставок НК-33. При этом вице-премьер Д. Рогозин высказался в пользу продолжения подобного сотрудничества, которое должно привести к возобновлению производства двигателей этой модели.

Двигатель НК-33 был разработан для использования на «лунной» ракете-носителе Н-1. Закрытие проекта ракеты привело к тому, что на складах осталось несколько десятков таких двигателей. 37 двигателей НК-33 несколько лет назад были проданы компании Aerojet, которая доработала их для использования на новых американских ракетах-носителях. В рамках проекта модернизации под названием AJ-26 с российских двигателей демонтируют часть оборудования и устанавливают новые компоненты, в том числе карданную систему управления вектором тяги.

Два двигателя AJ-26/НК-33 используются в первой ступени новых ракет-носителей Antares. 21 апреля 2013 года состоялся первый запуск этой ракеты, в ходе которого на орбиту были выведены четыре малогабаритных космических аппарата и один весовой имитатор перспективного грузового космического корабля Cygnus. К настоящему времени проведено три запуска ракет семейства «Антарес». Все три старта завершились успешным выведением нагрузки на орбиту. Следующий запуск запланирован на начало мая этого года.

По данным «Известий», возобновление производства двигателей НК-33 поможет не только американской, но и отечественной космической отрасли. Двигатели этого типа могут использоваться на ракетах-носителях «Союз-2.1в». При этом, однако, Роскосмос готов приобрести лишь несколько двигателей НК-33, которые предполагается устанавливать на новые ракеты. Одновременно с этим американская компания Orbital Sciences Corporation, создавшая ракету Antares, гарантирует закупку партии из 20 двигателей.

Нынешнее сотрудничество России и США в области двигателей для ракет-носителей является взаимовыгодным, хотя и не лишено некоторых специфических проблем. Американская космическая отрасль получает сравнительно дешевые двигатели с высокими характеристиками, а российские предприятия зарабатывают деньги на поставке подобной продукции. Это позволяет отечественным заводам иметь стабильный портфель заказов, а американским организациям – осуществлять регулярные запуски ракет с космическими аппаратами и зарабатывать на этом.

С другой стороны, отношения между США и Россией имеют свою специфику, из-за чего в любой момент существующие договоры могут быть расторгнуты. Поводом для этого, к примеру, способны стать запуски американских военных спутников, которые могут использоваться против России. Таким образом, на пути ученых и конструкторов встают неоднозначные воззрения некоторых политиков, что не способствует укреплению взаимоотношений и сотрудничества двух стран.


Плюсы и минусы имеющейся ситуации привели к тому, что Соединенные Штаты в настоящее время вынуждены рассмотреть вопрос покупки лицензии на производство ракетных двигателей РД-180. Проверка состояния промышленности и экономических аспектов такой сделки начнется в течение нескольких следующих недель. Пока же страны намерены работать в соответствии с имеющимися договоренностями.


По материалам сайтов:
http://spacenews.com/
http://izvestia.ru/
http://i-mash.ru/
http://rus.ruvr.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти