Куда плывет российский флот

Куда плывет российский флот


О прошлом и настоящем Военно-морского флота страны размышляет профессор, руководитель экспертного совета по обороне Государственной Думы Борис Усвяцов

Можно без преувеличения сказать, что впервые за последние годы в канун профессионального праздника — Дня защитника Отечества и действующие военные, первые решения нового руководства вызвали одобрение как среди профес­сионалов военного дела, так и во всем обществе. Особенно отрадно то, что идет не только работа над ошибками, и ветераны Вооруженных сил могут с оптимизмом говорить о будущем нашей Армии и Флота. Связано это, конечно, с назначением на пост министра обороны Сергея Шойгу. Куда плывет российский флотУже первые решения нового руководства вызвали одобрение как среди профессионалов военного дела, так и во всем обществе. Особенно отрадно то, что идет не только работа над ошибками, но и предпринимаются конкретные шаги к созданию современных Воору­женных сил, гарантирующих безопас­ность страны. При этом очень важно не замыкаться в узковедомственных границах, а изучать и мнения эксперт­ного сообщества.


Например. В последнее время в средствах массовой информации по­являются интервью, заявления, ком­ментарии военачальников, политоло­гов, военных экспертов, посвященные Военно-морскому флоту России — его состоянию, перспективам развития, деятельности. Это вполне естественно: военно-политическая обстановка в мире, современные угрозы и вызовы, адресованные Российской Федерации, в том числе и с морских направлений, настоятельно требуют наличия у на­шего государства «второй державной руки» — мощного военного флота.

История учит

На наш взгляд, ничего удивительного в развернувшейся дискуссии нет. Вся история России наглядно свидетель­ствует, что она обязана флоту и при­ращением военной силы, и междуна­родным влиянием, и новыми террито­риями, и, что особенно важно сегодня, прямыми экономическими дивиденда­ми. И в то же время слабость власти непременно отражалась на ее морской мощи, в результате чего нередки были политические и экономические поте­ри государства. Так было в Крымской войне, в которой техническое отстава­ние войск и флота привели, по сути, к поражению нашего государства. Это стоило флоту более ста затопленных кораблей по условиям Парижского до­говора 1856 года.

Во время вроде бы победоносной во­йны с Турцией 1877—1878 годов русская армия была вынуждена отступить от стен Константинополя только при од­ном известии о появлении в проливной зоне английского флота. Позднее не­компетентные политические и военные решения заставили флот бездейство­вать на начальном этапе русско-япон­ской войны (1904—1905), что привело к падению Порт-Артура, а в дальнейшем и закономерному разгрому русской эскадры при Цусиме. В результате стра­на получила серьезные социальные и политические потрясения.

Куда плывет российский флот

Военно-стратегический паритет достигался не только количеством, но и высоким качеством наших кораблей


А взять Первую мировую войну, 100-летие начала которой отмечается в этом году? Она оставила Россию без флота и балтийских баз, кроме Крон­штадта. Ценой огромных сил страна восстановила свои военно-морские силы, которые прекрасно проявили себя в Великой Отечественной войне. Но в 1950—1960-е годы Никитой Хру­щевым, не понимавшим значения фло­та, было уничтожено около 400 новей­ших кораблей, расформирована почти вся морская авиация, ликвидирована Амурская флотилия, а великолепные речные корабли-мониторы, вооруженные 130-мм орудиями, были разрезаны на металлолом.

Одумались быстро. Опасно склады­вающаяся вокруг Советского Союза военно-политическая обстановка за­ставила руководство вновь взяться за восстановление флота. И к середине 1980-х годов страна подошла уже с до­вольно стройной и относительно сба­лансированной программой военного кораблестроения. Мы лидировали в вопросах создания и строительства комплексно-автоматизированных вы­сокоскоростных торпедных противо­лодочных аппаратов (ПЛА), крупней­ших в мире амфибийных кораблей на воздушной подушке, боевых ПЛА с глубиной погружения 1000 метров. Мы первыми внедрили на корабли газотурбинную энергетику, сверхзву­ковые крылатые ракеты, начали ис­пользовать управляемые подводные крылья на крупных быстроходных кораблях, десантные и ракетные экранопланы. Каждое десятилетие в строй вводилось новое поколение подводных лодок и надводных кораблей...

Совершенно очевидно, что военно-стратегический паритет достигался не только количеством, но и высоким качеством наших кораблей, которые полностью соответствовали мировым стандартам.

К сожалению, все это осталось в прошлом. Во второй половине 1980-х годов государство перестало прини­мать кораблестроительные программы и финансировать действующие. После же распада СССР мы еще потеряли и районы базирования на Балтике, Чер­ном и Каспийском морях, а также аэ­родромы, судостроительную и судоре­монтную инфраструктуру, часть объ­ектов системы управления. Закончили же разгром флота лихие 90-е.

Слепое копирование

Попытки как-то исправить ситуацию принятием таких документов, как «Основы политики Российской Фе­дерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года» и «План строительства и развития Во­енно-Морского Флота на 2001—2005 годы», не принесли желаемого резуль­тата. Большинство из прописанных в них мер так и остались на бумаге. В результате оперативные возможности ВМФ по решению возлагаемых на него задач сократились по океанской зоне в 3—4 раза, в морской — на треть. В ВМФ России осталось несколько де­сятков в основном устаревших типов боевых кораблей, которые с трудом справляются даже с такой задачей, как дальние походы в Индийский оке­ан, где плавсостав, напрягая котлы турбин и обливаясь потом, борется с пиратами. Ощущая слабое присут­ствие Российского флота в Мировом океане, участились наглые захваты на­ших гражданских судов...
Сегодня ни для кого не секрет, что в основу реформ по приданию Воору­женным силам нового облика была по­ложена организация американской ар­мии — и стратегические командования, и бригадная структура, и многое дру­гое. При этом, похоже, произошло сле­пое копирование этой организации, так как, например, не учли, что комитет начальников штабов вооруженных сил США, который, по сути, выполняет те же функции, что и наш Генштаб, вклю­чает полноценные видовые штабы, отвечающие за состояние и развитие подчиненных им сил. Тот же штаб ВМС США занимается постоянной готовно­стью сил флота, развитием систем их боевого управления и так далее.

Мы же передали флоты и Каспий­скую флотилию командованию воен­ных округов, создав так называемые межвидовые группировки. А в резуль­тате Военно-морской флот России из самостоятельного вида Вооруженных сил фактически превратился в «мор­ское подразделение армии». От нынеш­него главкомата и главного штаба ВМФ мало что зависит, так как они остались без многих структур управления. Их функции переданы другим органам.


Куда плывет российский флот

Оценка обстановки в Мировом океане всегда необходима для всех флотов, какими бы они ни были


А между тем, каждый военный зна­ет, что всякое управление начинается с оценки обстановки. Оценка обста­новки в Мировом океане всегда необ­ходима для всех флотов, какими бы они ни были. Какое отношение имеет командующий Западным округом к по­ложению дел в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах? Раньше этим занимались разведывательные и опера­тивные управления Северного флота и Главного штаба ВМФ. А сейчас кто оце­нивает обстановку в Мировом океане? А это дело не такое уж простое, учи­тывая растущую морскую активность многих стран. И потом, к сожалению, стало нормой, когда на стратегических направлениях и по регионам приме­няются произвольные понятия, как Север, Юг, Восток и Запад, игнорируя океанские и морские театры военной деятельности. Каждый флот получа­ет директивные указания от военного округа, которому он подчинен, имеет свой автономный план. Следовательно, в Вооруженных силах РФ существуют несвязанные между собой 4 флота.

Теперь коснемся строительства ко­раблей. Оно должно осуществляться в соответствии с оперативными зада­чами, поставленными перед флотами. Однако и здесь функции главкомата усечены до предела — на сегодня не он главный в определении сил и средств, необходимых для выполнения задач в Мировом океане. А в результате воз­никает масса острых вопросов к про­ектируемым и уже принятым на воо­ружение боевым кораблям. Многие из них уже сегодня морально устарели, не понятно, под решение каких задач в море созданы непомерно громоздкие и дорогие в производстве корабли.

И причин тут несколько — это в первую очередь слабая единая техни­ческая политика, что в свою очередь ставит нашу промышленность в жесткую зависимость от зарубежных по­ставщиков большого количества ком­плектующих изделий, и компонентной базы, медленного технического пере­оснащения предприятий ОПК. В совре­менной России практически исчерпан научно-технический задел, созданный в прошлом веке. Совершенно очевид­но, что нужна максимальная унифика­ция новых проектов кораблей и под­водных лодок, достигаемая благодаря использованию стандартизированных энергетических установок, систем во­оружения, боевых информационно-управляющих систем, радиоэлектрон­ного вооружения и так далее. Такой подход, принятый у всех ведущих морских держав, должен удешевить, упростить и, как следствие, ускорить строительство флота. А в дальнейшем облегчить его обеспечение и поддер­жание в боевой готовности.

Что же касается подготовки кадров, то здесь «новый облик» этого просто не предусмотрел не только с точки зрения организационной, но и с точки зрения подготовки специалистов для флота. Реорганизации, которую умест­нее назвать развалом, подверглась си­стема военного образования на флоте. Тоже позаимствованная у Соединен­ных Штатов она во многом оказалась недееспособной в российских услови­ях. Около 75 процентов выпускников увольняются сразу после выпуска, получив диплом о высшем професси­ональном образовании. А между тем беспрецедентная концентрация вузов погубила многие лучшие в своем роде военные учебные заведения на флоте, вынудив их слиться с крупными цен­трами. Как итог — нужны дальнейшиекоренные преобразования, иначе чис­ло офицеров на флоте может снизить­ся до критической отметки.

Военное образование не должно быть сферой услуг военного ведом­ства. Ведь подготовка специалистов — структура производящая, а кадровые органы — структура распределяющая. Очевидно, чтобы в последующем из­бежать различных перекосов и толко­ваний, стране необходим Закон о во­енном образовании.

Что делать?

Фактически то, что мы имеем сейчас, — прямой антипод старой советской системе, отличавшейся, по мнению ве­теранов флота, достаточной скоростью, надежностью, эффективностью управ­ления и высоким профессионализмом личного состава. Повторимся — и эта система была не идеальна, тем более в условиях середины 2000-х годов. Необ­ходимость модернизации назрела давно, в том числе и радикальных сокращений численности органов управления. Но за­чем же надо было рубить сплеча?

Что же надо сделать для того, чтобы флот вновь обрел смысл жизни и мог выполнять свое исконное предназначение? Прежде всего, необходимо на научной основе сформировать Главное командование ВМФ, способное по своему составу руководить боевой и мобилизационной готовностью флота, его строительством. Для реализации этого замысла необходимо передать флоты и Каспийскую флотилию в административное подчинение главкому ВМФ, возложив на него всю полноту ответственности за боевую и мобилизационную готовность, и строительство флота, наделив его функциями заказчика вооружений и военной техники. Причем принимать эти меры необходимо как можно быстрее, пока есть еще возможность исправить допущенные ошибки. Иначе платить за них придется по очень высоким расценкам.

Куда плывет российский флот Куда плывет российский флот

Куда плывет российский флот Куда плывет российский флот
Автор: Борис Усвяцов, руководитель экспертного совета по обороне ГД
Первоисточник: http://www.russia-today.ru/article.php?i=736


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. dimarm74 25 февраля 2014 09:53
    Рубить с плеча, это традиционно...Это уже в национальную забаву превратилось. Сначала порушить все, а потом за голову хвататься. Сначала сделаем....посмотрим...почешем репу, блин... Чего-то ни то наделали.... Где-то давно еще читал...В России масса умных головых, но когда дело касается принятия решения, почему-то принимается худшее из всех возможных. Перемудрили блин....
    dimarm74
    1. Vadivak 25 февраля 2014 12:48
      Цитата: dimarm74
      .В России масса умных голов


      И дураков на сто лет припасено
      1. aleks 25 февраля 2014 13:41
        Только-ли дураков ?Развалить почти до основания такой флот нужен и ум ,и настойчивость в выполнении поставленной кем-то цели.
    2. леликас 25 февраля 2014 15:25
      Ну размышлять профессор может о чем угодно , на то он и профессор , но как минимум
      он должен знать что плавает , а что ходит ,
      что Императорский Флот не понес существенных потерь в ПМВ - его доканала революция .
      И то что под каждую новую ракету строили новые лодки было скорее минусом ,чем плюсом .
      Когда гражданские начнут учить военных , а тем более офицеров - тут не только флот , но и армия закончится.
      На счет скорости старой системы-то же вопрос .
      1. Veteran 25 февраля 2014 18:51
        Для справки: Б.Усвяцов - военный в отставке, капитан 1 ранга, заканчивал факультет связи ВВМУРЭ им. Попова в 1970 г.
        Лейтмотив статьи - необходимость создания эффективной системы управления ВМФ, от которой зависят все составляющие военно-морского потенциала.
      2. Комментарий был удален.
  2. Андрей из Челябинска 25 февраля 2014 10:26
    Статье большой плюс, спасибо !
  3. дмитрич 25 февраля 2014 10:52
    Куда плывет российский флот
    Флот ходит,плавает го вно в проруби.
    1. андрей юрьевич 25 февраля 2014 11:34
      дмитрич hi опередил меня...странно это слышать от руководителя экспертного совета...
    2. почтальон 25 февраля 2014 11:53
      Цитата: дмитрич
      Флот ходит,плавает го вно в проруби.

      1.Ходил во воде Иисус Христос

      В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
      2.Вероятно(так как Вы не гов но) в бассейне,на отдыхе -вы ХОДИТЕ (саженьками) по воде,АКИ посуху, но не плаваете
      3.Сложно назвать олимпийскийх ипрочих чемпионов мира по плаванью гов ном(согласно Вашей терминологии), значит в бассейне они ТОЖЕ ХОДЮТЬ.
      4.Боевые ХОДЦЫ( по вашему их пловцами назвать язык не поворачивается...)?
      5."плавали, знаем","плавать под парусами","плавать как топор","плавать на вёслах"
      -ЗАБЫВАЕМ,не эстетично( ну какое гов но может быть на веслах?)!
      6.Плавать -находиться или передвигаться на поверхности или в толще жидкой среды, не касаясь дна /Забываем, это к гов ну?
      7.Плыть-передвигаться в определённом направлении по поверхности жидкости или в её толще/Забываем, это к гов ну?
      8.Подплав - элита флота? НЕ!!! /Забываем, это к гов ну?
      подХОД -элита флота
      ========= и тд=========
      Судно(Корабль) перемещается (если не дрейфует, это означает управляемое движение в определенном направлении.

      Вариант № 1( "ХодютЬ")
      На русском флоте в основном применяются термины, которые в наш язык попали из других языков. Они используются в прямом значении или в переводах. Например, в английском языке "to go to sea" имеет значения "выйти в море" и "стать моряком", первое значение в прямом переводе на русский язык имеет подобное значение.

      не стоит наделять моряков чем-то особенным, они просто используют традиционные морские термины чужих языков.
      Вариант №2(ходютЬ-Плывут)
      Скорость корабля раньше измерялась расстоянием, пройденным им за один ход винта. И относится это именно к винтовым кораблям.

      Эээ. Ну а как бытьс "Ходил под парусом"?? / "Плыл под парусом"- не очень как то
      belay
      почтальон
      1. дмитрич 25 февраля 2014 15:22
        Цитата: почтальон
        Эээ. Ну а как бытьс "Ходил под парусом"?? / "Плыл под парусом"- не очень как то

        не нами это придумано и не нам это оспаривать.
        1. почтальон 25 февраля 2014 16:22
          Цитата: дмитрич
          не нами это придумано

          Ну я дал вариант №1 (вероятно) кем/как придумано( так нелюбимыми на топвар англосаксами)
          Цитата: дмитрич
          и не нам это оспаривать.

          1.Да я и не оспариваю
          2.Моя ремарка была насчет такой резкой реакции(вашей),насчет "плавал"
          3.И логика извращенная: всё ,что плаввает это ? (гов но)??
          Боевые пловцы,пловцы,байдарочники и прочии одушевленные и неодушевленные??
          ДА ПРОСТО человек обыкновенный,который плавает,но не ходит
          4. "Как гов но в проруби" -честно говоря не верится в такой экстрим.
          В мороз добраться до проруби(зачем?) ,разбить ледок(ломик с собой),опроститься,подтереться ,вернуться.
          ОРИГИНАЛЬНО
          почтальон
          1. дмитрич 26 февраля 2014 05:04
            Цитата: почтальон
            И логика извращенная: всё ,что плаввает это ? (гов но)??
            Боевые пловцы,пловцы,байдарочники и прочии одушевленные и неодушевленные??

            обрати внимание,я о кораблях флота,а не о пловцах и т.п.
      2. леликас 25 февраля 2014 15:30
        Цитата: почтальон

        1.Ходил во воде Иисус Христос

        Не исключено , но передергивать и ставить все с ног на голову то-же не стоит .
        Почему корабли ходят -
        1. почтальон 25 февраля 2014 16:32
          Цитата: леликас
          Не исключено

          познать сие нам неведомо- по определению БОГА (непознаваем)
          Цитата: леликас
          и ставить все с ног на голову то-же не стоит

          1.каламбур "ставить ...не сто'ит" /Иностранец и не поймет,обожаю русский язык
          2.где это я "ставил с ног на голову"????
          3.где это я "передернул"?
          У меня тесть бывший ВМФ,мичман,каждый день ВМФ такая история"плавать/ходить", потом идем на озеро /залив и ПЛАВАЕМ
          -------------------
          -видео зачетное
          -я каждый раз так спорю со стюардессой(,ЛА,защищенный от ЭМ импульса/молния/ мощьностью ГИГАВАТЫ И разностью потенциалов в МИЛЛИОНЫ вольт/ -не боится мобилы с N в пике на 1,2 Вт
          - так же смешно было у меня в Германии ,в году 1995 или 96 ,когда я с мобильника стал разговаривать на АЗС..закончилось вызовом полиции.Все послушали лекцию в моем исполнении
          почтальон
    3. Takashi 25 февраля 2014 12:07
      если бы наш флот еще регулярно "хадил".
      И мы бы не гордились выходом БДК в окружение вспомогательных судов, как отправку эсминца.
  4. shurup 25 февраля 2014 13:16
    Возваращаться надо к истокам, понимаешь. Главком ВМФ должен иметь права Морского министра с непосредственным докладом Главнокомандующему.
    И чтобы никаких гражданских сердюковых возле управления Флотом даже и близко не пахло.
  5. parus2nik 25 февраля 2014 13:50
    Никто ни куда не плывёт..Судостроительная промышленность в том числе и военная в таком загоне, специалистов не хватает,новых нет..не готовят..Скоро ходить в походы не на чем будет..
    parus2nik
    1. дмитрич 25 февраля 2014 15:30
      Цитата: parus2nik
      Никто ни куда не плывёт..Судостроительная промышленность в том числе и военная в таком загоне, специалистов не хватает,новых нет..не готовят..Скоро ходить в походы не на чем будет..

      читайте российские новости,а не зарубежные.
  6. moremansf 25 февраля 2014 15:00
    Грустно как-то от этого, всё реформируем, корректируем, модернизируем, хочется уже каких-то результатов...а пока только полемика на разных уровнях...но тем не менее флот ходитв море и решает задачи...
  7. Russkiy53 25 февраля 2014 15:09
    А сколько у нас пилотов,кто реально может самолет на авианесущий крейсер посадить:)))?
    Russkiy53
    1. дмитрич 25 февраля 2014 15:25
      Цитата: Russkiy53
      А сколько у нас пилотов,кто реально может самолет на авианесущий крейсер посадить:)))?

      пока сколько надо столько есть,будет новый авианосец будут и пилоты.
      1. Russkiy53 25 февраля 2014 16:12
        Их на один-то-четверо:)))...
        Russkiy53
  8. человечик 25 февраля 2014 22:54
    Просмотр новостей по Крыму заинтриговал не на шутку, а может и на шутку smile
    Уже вроде бы и референдум рассматривается. И вот, что веселит:
    Гипотетически, если пройдет референдум и Крым проголосует за вхождение в Россию. Куда Украина будет девать весь свой "скарб"(в/ч)? В Одессу? Или оставит в Севастополе и будет уже России платить аренду?
    Это ведь гражданским с кем хочу с тем и живу, а военные под присягой laughing
    1. Russkiy53 26 февраля 2014 20:18
      Ето,вроде-военный сайт...по поводу техники и тактики общевойскового боя...плюс наши мысли о том-как лучше...про политику,есть-много еще...оставьте нам-то,хоть в прикупе по тусоваться:),А???
      Russkiy53
    2. Russkiy53 26 февраля 2014 20:25
      Вы,блин...дь,карманные боевики и комнатные патриоты!!!а "патриоты"...ето,достаточно-политкорректно:)))???????????
      Russkiy53
  9. Veteran 25 февраля 2014 22:59
    "Кузнецов" на боевой службе несет, как правило, 8 СУ-33, т.к. только примерно 10 таких самолетов из 19 боеспособны.Новые летчики готовятся на отечественной Нитке, но они уже будут пилотировать МИГ-29, которые должны поступить на вооружение крейсера в 2015 г. - 20 МИГ-29 и 4 МИГ-29КУБ. Проблема в том, что "Кузнецову" требуется большой ремонт и модернизация, на которую уйдет 4 - 5 лет. С ремонтом тянут, хотят отнести его к 2020 г.
  10. Veteran 26 февраля 2014 18:25
    Я думал, что на сайте минусуют за ложь, дезинформацию, русофобию и клевету. Оказывается, еще и за объективные сведения, которые нужно знать и смотреть правде в лицо.
    1. Russkiy53 26 февраля 2014 20:22
      Объективные сведения-от морячков:)))!-четыре пилота на "Кузнецова"сесть в состоянии...потому, ,что...полоса-короткая:(!мой первый негативный смайлики здесь)...
      Russkiy53

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня