Куда плывет российский флот

Куда плывет российский флот


О прошлом и настоящем Военно-морского флота страны размышляет профессор, руководитель экспертного совета по обороне Государственной Думы Борис Усвяцов

Можно без преувеличения сказать, что впервые за последние годы в канун профессионального праздника — Дня защитника Отечества и действующие военные, первые решения нового руководства вызвали одобрение как среди профес­сионалов военного дела, так и во всем обществе. Особенно отрадно то, что идет не только работа над ошибками, и ветераны Вооруженных сил могут с оптимизмом говорить о будущем нашей Армии и Флота. Связано это, конечно, с назначением на пост министра обороны Сергея Шойгу. Уже первые решения нового руководства вызвали одобрение как среди профессионалов военного дела, так и во всем обществе. Особенно отрадно то, что идет не только работа над ошибками, но и предпринимаются конкретные шаги к созданию современных Воору­женных сил, гарантирующих безопас­ность страны. При этом очень важно не замыкаться в узковедомственных границах, а изучать и мнения эксперт­ного сообщества.


Например. В последнее время в средствах массовой информации по­являются интервью, заявления, ком­ментарии военачальников, политоло­гов, военных экспертов, посвященные Военно-морскому флоту России — его состоянию, перспективам развития, деятельности. Это вполне естественно: военно-политическая обстановка в мире, современные угрозы и вызовы, адресованные Российской Федерации, в том числе и с морских направлений, настоятельно требуют наличия у на­шего государства «второй державной руки» — мощного военного флота.

История учит

На наш взгляд, ничего удивительного в развернувшейся дискуссии нет. Вся история России наглядно свидетель­ствует, что она обязана флоту и при­ращением военной силы, и междуна­родным влиянием, и новыми террито­риями, и, что особенно важно сегодня, прямыми экономическими дивиденда­ми. И в то же время слабость власти непременно отражалась на ее морской мощи, в результате чего нередки были политические и экономические поте­ри государства. Так было в Крымской войне, в которой техническое отстава­ние войск и флота привели, по сути, к поражению нашего государства. Это стоило флоту более ста затопленных кораблей по условиям Парижского до­говора 1856 года.

Во время вроде бы победоносной во­йны с Турцией 1877—1878 годов русская армия была вынуждена отступить от стен Константинополя только при од­ном известии о появлении в проливной зоне английского флота. Позднее не­компетентные политические и военные решения заставили флот бездейство­вать на начальном этапе русско-япон­ской войны (1904—1905), что привело к падению Порт-Артура, а в дальнейшем и закономерному разгрому русской эскадры при Цусиме. В результате стра­на получила серьезные социальные и политические потрясения.


Военно-стратегический паритет достигался не только количеством, но и высоким качеством наших кораблей


А взять Первую мировую войну, 100-летие начала которой отмечается в этом году? Она оставила Россию без флота и балтийских баз, кроме Крон­штадта. Ценой огромных сил страна восстановила свои военно-морские силы, которые прекрасно проявили себя в Великой Отечественной войне. Но в 1950—1960-е годы Никитой Хру­щевым, не понимавшим значения фло­та, было уничтожено около 400 новей­ших кораблей, расформирована почти вся морская авиация, ликвидирована Амурская флотилия, а великолепные речные корабли-мониторы, вооруженные 130-мм орудиями, были разрезаны на металлолом.

Одумались быстро. Опасно склады­вающаяся вокруг Советского Союза военно-политическая обстановка за­ставила руководство вновь взяться за восстановление флота. И к середине 1980-х годов страна подошла уже с до­вольно стройной и относительно сба­лансированной программой военного кораблестроения. Мы лидировали в вопросах создания и строительства комплексно-автоматизированных вы­сокоскоростных торпедных противо­лодочных аппаратов (ПЛА), крупней­ших в мире амфибийных кораблей на воздушной подушке, боевых ПЛА с глубиной погружения 1000 метров. Мы первыми внедрили на корабли газотурбинную энергетику, сверхзву­ковые крылатые ракеты, начали ис­пользовать управляемые подводные крылья на крупных быстроходных кораблях, десантные и ракетные экранопланы. Каждое десятилетие в строй вводилось новое поколение подводных лодок и надводных кораблей...

Совершенно очевидно, что военно-стратегический паритет достигался не только количеством, но и высоким качеством наших кораблей, которые полностью соответствовали мировым стандартам.

К сожалению, все это осталось в прошлом. Во второй половине 1980-х годов государство перестало прини­мать кораблестроительные программы и финансировать действующие. После же распада СССР мы еще потеряли и районы базирования на Балтике, Чер­ном и Каспийском морях, а также аэ­родромы, судостроительную и судоре­монтную инфраструктуру, часть объ­ектов системы управления. Закончили же разгром флота лихие 90-е.

Слепое копирование

Попытки как-то исправить ситуацию принятием таких документов, как «Основы политики Российской Фе­дерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года» и «План строительства и развития Во­енно-Морского Флота на 2001—2005 годы», не принесли желаемого резуль­тата. Большинство из прописанных в них мер так и остались на бумаге. В результате оперативные возможности ВМФ по решению возлагаемых на него задач сократились по океанской зоне в 3—4 раза, в морской — на треть. В ВМФ России осталось несколько де­сятков в основном устаревших типов боевых кораблей, которые с трудом справляются даже с такой задачей, как дальние походы в Индийский оке­ан, где плавсостав, напрягая котлы турбин и обливаясь потом, борется с пиратами. Ощущая слабое присут­ствие Российского флота в Мировом океане, участились наглые захваты на­ших гражданских судов...
Сегодня ни для кого не секрет, что в основу реформ по приданию Воору­женным силам нового облика была по­ложена организация американской ар­мии — и стратегические командования, и бригадная структура, и многое дру­гое. При этом, похоже, произошло сле­пое копирование этой организации, так как, например, не учли, что комитет начальников штабов вооруженных сил США, который, по сути, выполняет те же функции, что и наш Генштаб, вклю­чает полноценные видовые штабы, отвечающие за состояние и развитие подчиненных им сил. Тот же штаб ВМС США занимается постоянной готовно­стью сил флота, развитием систем их боевого управления и так далее.

Мы же передали флоты и Каспий­скую флотилию командованию воен­ных округов, создав так называемые межвидовые группировки. А в резуль­тате Военно-морской флот России из самостоятельного вида Вооруженных сил фактически превратился в «мор­ское подразделение армии». От нынеш­него главкомата и главного штаба ВМФ мало что зависит, так как они остались без многих структур управления. Их функции переданы другим органам.



Оценка обстановки в Мировом океане всегда необходима для всех флотов, какими бы они ни были


А между тем, каждый военный зна­ет, что всякое управление начинается с оценки обстановки. Оценка обста­новки в Мировом океане всегда необ­ходима для всех флотов, какими бы они ни были. Какое отношение имеет командующий Западным округом к по­ложению дел в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах? Раньше этим занимались разведывательные и опера­тивные управления Северного флота и Главного штаба ВМФ. А сейчас кто оце­нивает обстановку в Мировом океане? А это дело не такое уж простое, учи­тывая растущую морскую активность многих стран. И потом, к сожалению, стало нормой, когда на стратегических направлениях и по регионам приме­няются произвольные понятия, как Север, Юг, Восток и Запад, игнорируя океанские и морские театры военной деятельности. Каждый флот получа­ет директивные указания от военного округа, которому он подчинен, имеет свой автономный план. Следовательно, в Вооруженных силах РФ существуют несвязанные между собой 4 флота.

Теперь коснемся строительства ко­раблей. Оно должно осуществляться в соответствии с оперативными зада­чами, поставленными перед флотами. Однако и здесь функции главкомата усечены до предела — на сегодня не он главный в определении сил и средств, необходимых для выполнения задач в Мировом океане. А в результате воз­никает масса острых вопросов к про­ектируемым и уже принятым на воо­ружение боевым кораблям. Многие из них уже сегодня морально устарели, не понятно, под решение каких задач в море созданы непомерно громоздкие и дорогие в производстве корабли.

И причин тут несколько — это в первую очередь слабая единая техни­ческая политика, что в свою очередь ставит нашу промышленность в жесткую зависимость от зарубежных по­ставщиков большого количества ком­плектующих изделий, и компонентной базы, медленного технического пере­оснащения предприятий ОПК. В совре­менной России практически исчерпан научно-технический задел, созданный в прошлом веке. Совершенно очевид­но, что нужна максимальная унифика­ция новых проектов кораблей и под­водных лодок, достигаемая благодаря использованию стандартизированных энергетических установок, систем во­оружения, боевых информационно-управляющих систем, радиоэлектрон­ного вооружения и так далее. Такой подход, принятый у всех ведущих морских держав, должен удешевить, упростить и, как следствие, ускорить строительство флота. А в дальнейшем облегчить его обеспечение и поддер­жание в боевой готовности.

Что же касается подготовки кадров, то здесь «новый облик» этого просто не предусмотрел не только с точки зрения организационной, но и с точки зрения подготовки специалистов для флота. Реорганизации, которую умест­нее назвать развалом, подверглась си­стема военного образования на флоте. Тоже позаимствованная у Соединен­ных Штатов она во многом оказалась недееспособной в российских услови­ях. Около 75 процентов выпускников увольняются сразу после выпуска, получив диплом о высшем професси­ональном образовании. А между тем беспрецедентная концентрация вузов погубила многие лучшие в своем роде военные учебные заведения на флоте, вынудив их слиться с крупными цен­трами. Как итог — нужны дальнейшиекоренные преобразования, иначе чис­ло офицеров на флоте может снизить­ся до критической отметки.

Военное образование не должно быть сферой услуг военного ведом­ства. Ведь подготовка специалистов — структура производящая, а кадровые органы — структура распределяющая. Очевидно, чтобы в последующем из­бежать различных перекосов и толко­ваний, стране необходим Закон о во­енном образовании.

Что делать?

Фактически то, что мы имеем сейчас, — прямой антипод старой советской системе, отличавшейся, по мнению ве­теранов флота, достаточной скоростью, надежностью, эффективностью управ­ления и высоким профессионализмом личного состава. Повторимся — и эта система была не идеальна, тем более в условиях середины 2000-х годов. Необ­ходимость модернизации назрела давно, в том числе и радикальных сокращений численности органов управления. Но за­чем же надо было рубить сплеча?

Что же надо сделать для того, чтобы флот вновь обрел смысл жизни и мог выполнять свое исконное предназначение? Прежде всего, необходимо на научной основе сформировать Главное командование ВМФ, способное по своему составу руководить боевой и мобилизационной готовностью флота, его строительством. Для реализации этого замысла необходимо передать флоты и Каспийскую флотилию в административное подчинение главкому ВМФ, возложив на него всю полноту ответственности за боевую и мобилизационную готовность, и строительство флота, наделив его функциями заказчика вооружений и военной техники. Причем принимать эти меры необходимо как можно быстрее, пока есть еще возможность исправить допущенные ошибки. Иначе платить за них придется по очень высоким расценкам.



Автор: Борис Усвяцов, руководитель экспертного совета по обороне ГД
Первоисточник: http://www.russia-today.ru/article.php?i=736


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 17

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. dimarm74 25 февраля 2014 09:53
    Рубить с плеча, это традиционно...Это уже в национальную забаву превратилось. Сначала порушить все, а потом за голову хвататься. Сначала сделаем....посмотрим...почешем репу, блин... Чего-то ни то наделали.... Где-то давно еще читал...В России масса умных головых, но когда дело касается принятия решения, почему-то принимается худшее из всех возможных. Перемудрили блин....
    dimarm74
    1. Vadivak (Вадим) 25 февраля 2014 12:48
      Цитата: dimarm74
      .В России масса умных голов


      И дураков на сто лет припасено
      1. aleks (алексей) 25 февраля 2014 13:41
        Только-ли дураков ?Развалить почти до основания такой флот нужен и ум ,и настойчивость в выполнении поставленной кем-то цели.
    2. леликас (Алексей) 25 февраля 2014 15:25
      Ну размышлять профессор может о чем угодно , на то он и профессор , но как минимум
      он должен знать что плавает , а что ходит ,
      что Императорский Флот не понес существенных потерь в ПМВ - его доканала революция .
      И то что под каждую новую ракету строили новые лодки было скорее минусом ,чем плюсом .
      Когда гражданские начнут учить военных , а тем более офицеров - тут не только флот , но и армия закончится.
      На счет скорости старой системы-то же вопрос .
      1. Veteran (Юрий Ветров) 25 февраля 2014 18:51
        Для справки: Б.Усвяцов - военный в отставке, капитан 1 ранга, заканчивал факультет связи ВВМУРЭ им. Попова в 1970 г.
        Лейтмотив статьи - необходимость создания эффективной системы управления ВМФ, от которой зависят все составляющие военно-морского потенциала.
      2. Комментарий был удален.
  2. Андрей из Челябинска (Андрей) 25 февраля 2014 10:26
    Статье большой плюс, спасибо !
  3. дмитрич (Анатолий) 25 февраля 2014 10:52
    Куда плывет российский флот
    Флот ходит,плавает го вно в проруби.
    1. андрей юрьевич (андрей юрьевич) 25 февраля 2014 11:34
      дмитрич hi опередил меня...странно это слышать от руководителя экспертного совета...
    2. почтальон 25 февраля 2014 11:53
      Цитата: дмитрич
      Флот ходит,плавает го вно в проруби.

      1.Ходил во воде Иисус Христос

      В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
      2.Вероятно(так как Вы не гов но) в бассейне,на отдыхе -вы ХОДИТЕ (саженьками) по воде,АКИ посуху, но не плаваете
      3.Сложно назвать олимпийскийх ипрочих чемпионов мира по плаванью гов ном(согласно Вашей терминологии), значит в бассейне они ТОЖЕ ХОДЮТЬ.
      4.Боевые ХОДЦЫ( по вашему их пловцами назвать язык не поворачивается...)?
      5."плавали, знаем","плавать под парусами","плавать как топор","плавать на вёслах"
      -ЗАБЫВАЕМ,не эстетично( ну какое гов но может быть на веслах?)!
      6.Плавать -находиться или передвигаться на поверхности или в толще жидкой среды, не касаясь дна /Забываем, это к гов ну?
      7.Плыть-передвигаться в определённом направлении по поверхности жидкости или в её толще/Забываем, это к гов ну?
      8.Подплав - элита флота? НЕ!!! /Забываем, это к гов ну?
      подХОД -элита флота
      ========= и тд=========
      Судно(Корабль) перемещается (если не дрейфует, это означает управляемое движение в определенном направлении.

      Вариант № 1( "ХодютЬ")
      На русском флоте в основном применяются термины, которые в наш язык попали из других языков. Они используются в прямом значении или в переводах. Например, в английском языке "to go to sea" имеет значения "выйти в море" и "стать моряком", первое значение в прямом переводе на русский язык имеет подобное значение.

      не стоит наделять моряков чем-то особенным, они просто используют традиционные морские термины чужих языков.
      Вариант №2(ходютЬ-Плывут)
      Скорость корабля раньше измерялась расстоянием, пройденным им за один ход винта. И относится это именно к винтовым кораблям.

      Эээ. Ну а как бытьс "Ходил под парусом"?? / "Плыл под парусом"- не очень как то
      belay
      почтальон
      1. дмитрич (Анатолий) 25 февраля 2014 15:22
        Цитата: почтальон
        Эээ. Ну а как бытьс "Ходил под парусом"?? / "Плыл под парусом"- не очень как то

        не нами это придумано и не нам это оспаривать.
        1. почтальон 25 февраля 2014 16:22
          Цитата: дмитрич
          не нами это придумано

          Ну я дал вариант №1 (вероятно) кем/как придумано( так нелюбимыми на топвар англосаксами)
          Цитата: дмитрич
          и не нам это оспаривать.

          1.Да я и не оспариваю
          2.Моя ремарка была насчет такой резкой реакции(вашей),насчет "плавал"
          3.И логика извращенная: всё ,что плаввает это ? (гов но)??
          Боевые пловцы,пловцы,байдарочники и прочии одушевленные и неодушевленные??
          ДА ПРОСТО человек обыкновенный,который плавает,но не ходит
          4. "Как гов но в проруби" -честно говоря не верится в такой экстрим.
          В мороз добраться до проруби(зачем?) ,разбить ледок(ломик с собой),опроститься,подтереться ,вернуться.
          ОРИГИНАЛЬНО
          почтальон
          1. дмитрич (Анатолий) 26 февраля 2014 05:04
            Цитата: почтальон
            И логика извращенная: всё ,что плаввает это ? (гов но)??
            Боевые пловцы,пловцы,байдарочники и прочии одушевленные и неодушевленные??

            обрати внимание,я о кораблях флота,а не о пловцах и т.п.
      2. леликас (Алексей) 25 февраля 2014 15:30
        Цитата: почтальон

        1.Ходил во воде Иисус Христос

        Не исключено , но передергивать и ставить все с ног на голову то-же не стоит .
        Почему корабли ходят -
        1. почтальон 25 февраля 2014 16:32
          Цитата: леликас
          Не исключено

          познать сие нам неведомо- по определению БОГА (непознаваем)
          Цитата: леликас
          и ставить все с ног на голову то-же не стоит

          1.каламбур "ставить ...не сто'ит" /Иностранец и не поймет,обожаю русский язык
          2.где это я "ставил с ног на голову"????
          3.где это я "передернул"?
          У меня тесть бывший ВМФ,мичман,каждый день ВМФ такая история"плавать/ходить", потом идем на озеро /залив и ПЛАВАЕМ
          -------------------
          -видео зачетное
          -я каждый раз так спорю со стюардессой(,ЛА,защищенный от ЭМ импульса/молния/ мощьностью ГИГАВАТЫ И разностью потенциалов в МИЛЛИОНЫ вольт/ -не боится мобилы с N в пике на 1,2 Вт
          - так же смешно было у меня в Германии ,в году 1995 или 96 ,когда я с мобильника стал разговаривать на АЗС..закончилось вызовом полиции.Все послушали лекцию в моем исполнении
          почтальон
    3. Takashi (Евгений) 25 февраля 2014 12:07
      если бы наш флот еще регулярно "хадил".
      И мы бы не гордились выходом БДК в окружение вспомогательных судов, как отправку эсминца.
  4. shurup 25 февраля 2014 13:16
    Возваращаться надо к истокам, понимаешь. Главком ВМФ должен иметь права Морского министра с непосредственным докладом Главнокомандующему.
    И чтобы никаких гражданских сердюковых возле управления Флотом даже и близко не пахло.
  5. parus2nik 25 февраля 2014 13:50
    Никто ни куда не плывёт..Судостроительная промышленность в том числе и военная в таком загоне, специалистов не хватает,новых нет..не готовят..Скоро ходить в походы не на чем будет..
    parus2nik
    1. дмитрич (Анатолий) 25 февраля 2014 15:30
      Цитата: parus2nik
      Никто ни куда не плывёт..Судостроительная промышленность в том числе и военная в таком загоне, специалистов не хватает,новых нет..не готовят..Скоро ходить в походы не на чем будет..

      читайте российские новости,а не зарубежные.
  6. moremansf (Андрей) 25 февраля 2014 15:00
    Грустно как-то от этого, всё реформируем, корректируем, модернизируем, хочется уже каких-то результатов...а пока только полемика на разных уровнях...но тем не менее флот ходитв море и решает задачи...
  7. Russkiy53 25 февраля 2014 15:09
    А сколько у нас пилотов,кто реально может самолет на авианесущий крейсер посадить:)))?
    Russkiy53
    1. дмитрич (Анатолий) 25 февраля 2014 15:25
      Цитата: Russkiy53
      А сколько у нас пилотов,кто реально может самолет на авианесущий крейсер посадить:)))?

      пока сколько надо столько есть,будет новый авианосец будут и пилоты.
      1. Russkiy53 25 февраля 2014 16:12
        Их на один-то-четверо:)))...
        Russkiy53
  8. человечик (Николай) 25 февраля 2014 22:54
    Просмотр новостей по Крыму заинтриговал не на шутку, а может и на шутку smile
    Уже вроде бы и референдум рассматривается. И вот, что веселит:
    Гипотетически, если пройдет референдум и Крым проголосует за вхождение в Россию. Куда Украина будет девать весь свой "скарб"(в/ч)? В Одессу? Или оставит в Севастополе и будет уже России платить аренду?
    Это ведь гражданским с кем хочу с тем и живу, а военные под присягой laughing
    1. Russkiy53 26 февраля 2014 20:18
      Ето,вроде-военный сайт...по поводу техники и тактики общевойскового боя...плюс наши мысли о том-как лучше...про политику,есть-много еще...оставьте нам-то,хоть в прикупе по тусоваться:),А???
      Russkiy53
    2. Russkiy53 26 февраля 2014 20:25
      Вы,блин...дь,карманные боевики и комнатные патриоты!!!а "патриоты"...ето,достаточно-политкорректно:)))???????????
      Russkiy53
  9. Veteran (Юрий Ветров) 25 февраля 2014 22:59
    "Кузнецов" на боевой службе несет, как правило, 8 СУ-33, т.к. только примерно 10 таких самолетов из 19 боеспособны.Новые летчики готовятся на отечественной Нитке, но они уже будут пилотировать МИГ-29, которые должны поступить на вооружение крейсера в 2015 г. - 20 МИГ-29 и 4 МИГ-29КУБ. Проблема в том, что "Кузнецову" требуется большой ремонт и модернизация, на которую уйдет 4 - 5 лет. С ремонтом тянут, хотят отнести его к 2020 г.
  10. Veteran (Юрий Ветров) 26 февраля 2014 18:25
    Я думал, что на сайте минусуют за ложь, дезинформацию, русофобию и клевету. Оказывается, еще и за объективные сведения, которые нужно знать и смотреть правде в лицо.
    1. Russkiy53 26 февраля 2014 20:22
      Объективные сведения-от морячков:)))!-четыре пилота на "Кузнецова"сесть в состоянии...потому, ,что...полоса-короткая:(!мой первый негативный смайлики здесь)...
      Russkiy53
Картина дня