Гражданское лицо Танкпрома

Осенью нынешнего года в Москве пройдут выставка и конференция, посвященные отечественной танковой промышленности. Рабочее название выставки – «Неизвестный Танкпром». Инициатором и одним из организаторов мероприятия является научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) – крупнейший бронетанковый холдинг современной России, который объединил в своей структуре самых известных разработчиков отечественного вооружения.

Выставка и конференция станут значимыми событиями для Танкпрома – отрасли, деятельность и опыт которой до сих пор не были должным образом исследованы. Изучение ее представляется важнейшим шагом для решения масштабных задач, стоящих сегодня перед российским оборонно-промышленным комплексом.

Кроме того, проведение выставки и конференции станет очередным шагом в рамках реализации масштабного проекта «Музей Танкпрома». Идея строительства музея возникла также на УВЗ как возможное центральное событие столетия отечественной танковой промышленности в 2020 году.


История Танкпрома

История Танкпрома как особой отрасли промышленности до сих пор в полной мере неизвестна даже людям, в ней работающим. Хотя впервые мысль о необходимости ее создания была высказана еще во время Великой Отечественной войны наркомом танковой промышленности Вячеславом Малышевым. После Великой Победы в приказе № 254С от 25 мая 1945 года было отмечено, что «для сохранения и обобщения большого опыта советской танкостроительной промышленности как в деле создания первоклассных конструкций машин, так и в области организации массового производства танковой техники решено написать и издать книгу «Танкостроение в Советском Союзе».

Гражданское лицо ТанкпромаНарком исходил не столько из гуманитарных, сколько из практических соображений. В отдельном письме руководителям заводов и институтов он разъяснял необходимость такой работы: «Работники танковой промышленности носят в себе большой опыт создания новых типов танков и двигателей, опыт организации большой промышленности и получили от жизни хорошие уроки…

Но этот богатый опыт и накопленный годами материал можно растерять. Кроме этого, нужно многое подвергнуть критическому анализу и извлечь уроки из прошлой работы, дабы не повторять ошибок в будущем».

К сожалению, по неизвестным причинам приказ был выполнен лишь частично. Основные предприятия отрасли, включая нижнетагильский Уральский танковый завод № 183 (ныне головное предприятие корпорации «Уралвагонзавод»), подготовили материалы по своей истории танкостроения с момента возникновения до 1945 года включительно. Однако обобщающий труд так и не появился. О музейном воплощении истории Танкпрома ни Вячеслав Малышев, ни его преемники советской эпохи даже не думали в силу абсолютной секретности темы.

Позднее, в 80-е и последующие годы специалисты подготовили ряд обобщающих трудов по развитию конструкций отечественных танков. Позже появились сочинения, в основном в виде диссертаций на соискание ученой степени, по отдельным группам заводов. Что касается отрасли, то она так и оставалась предметом изучения лишь применительно к периоду Великой Отечественной войны.

Задача музейного воплощения Танкпрома, насколько известно, никогда даже не ставилась.

Между тем Танкпром имел и имеет огромное значение не только в обеспечении обороноспособности страны, но и в функционировании экономики в целом. В первой половине XX века он являлся самой технологически продвинутой частью отечественной промышленности, а во второй половине столетия входил в пятерку таких отраслей. Система Танкпрома позволяла наиболее эффективно аккумулировать, адаптировать к производству и распространять высшие достижения отечественной и мировой науки. Именно в танковой промышленности наиболее легко и полно осуществлялся обмен технологиями между гражданскими и военными направлениями деятельности.

Подвижной состав железных дорог, промышленные тракторы и дизельные двигатели всегда и во все времена входили в перечень основной продукции предприятий отрасли. Более того, Танкпром неоднократно становился технологической базой для создания новых наукоемких отраслей советской индустрии, таких как атомная промышленность или ракетостроение.

Если сравнивать Танкпром с другими отраслями военно-промышленного комплекса, то именно эта отрасль проявила себя как наиболее универсальный инструмент, эффективный при решении как оборонных, так и крупнейших народнохозяйственных задач. Постоянная подпитка гражданских производств танковых заводов технологиями двойного назначения сделала их народнохозяйственную продукцию весьма конкурентоспособной, в том числе на мировых рынках. Эффективность этого сплава гражданских и военных технологий особенно четко проявила себя в кризисные 90-е годы, что ярко видно на примере Уралвагонзавода, когда, несмотря ни на что, нижнетагильское предприятие не просто сохранило свою целостность, но и сберегло уникальный технологический комплекс и основную часть высококвалифицированного коллектива

Так, научно-технического задела советского Танкпрома, как оказалось, вполне достаточно для завоевания позиций на постсоветском пространстве и на мировом рынке. Но для дальнейшего сохранения, а тем более развития отрасли возможностей даже таких крупных предприятий, как Уралвагонзавод, было недостаточно. Именно поэтому в 2007 году был подписан указ президента о создании корпорации, которая объединяет в своей структуре более 30 промышленных предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, расположенных в пяти федеральных округах России и за рубежом. Головное предприятие – нижнетагильский Уралвагонзавод – сегодня единственный танковый конвейер в России.

Логично, что именно на УВЗ – корпорации, которая по сути своей прямая наследница советской танковой промышленности, возникла идея об обобщении опыта и написании истории отрасли, о создании музея Танкпрома.

Цели и задачи

Сегодня структура советского Танкпрома уже не является государственной тайной. Формирование нового облика отрасли, изучение исторически обусловленных структуры и принципов деятельности – важные инструменты ее реформирования.

Так, основным объектом изучения и музеефикации является система отечественной танковой промышленности, под которой подразумевается совокупность предприятий, научно-исследовательских, технологических и проектных учреждений, объединенных в различных исторических формах в единую, предназначенную для разработки и производства бронетанковых вооружений и техники (БТВиТ) отрасль.

Гражданское лицо ТанкпромаВ частности, в 30-х годах таковыми формами были Спецмаштрест и затем Главспецмаш, в годы Великой Отечественной войны – Наркомат танковой промышленности, в послевоенный период – 1-е главное управление (Главтанк) Министерства транспортного машиностроения, 12-е главное управление Госкомитета по оборонной технике, 6 и 7-е главные управления Министерства оборонной промышленности. Сегодня в основном танковая промышленность объединена в ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод».

Необходимо отметить, что в течение всего указанного времени действовали и действуют отдельные предприятия, выпускающие БТВиТ, но официально не входящие в Танкпром. Однако конструкторские и научно-технологические принципы производства боевой техники для них всегда разрабатывались и утверждались Танкпромом. Поэтому данные предприятия, так же как и комплектаторы из других отраслей, являются вспомогательным направлением предлагаемого проекта.

Основные цели проекта:

представление в оптимальном для современного использования виде исторического опыта научно-производственной деятельности Танкпрома;
демонстрация генетической связи современной корпорации и советского Танкпрома;
создание крупного общероссийского масштаба историко-исследовательского и просветительского центра «Музей Танкпрома»;
содействие формированию единой общекорпоративной культуры на исторических примерах и традициях прошлого.


Достижение перечисленных целей возможно в ходе выполнения следующих историко-исследовательских и музейно-экспозиционных задач:

исследование истории формирования и развития структуры танковой промышленности, а также механизмов взаимодействия составляющих ее частей;
комплексное изучение истории предприятий и учреждений Танкпрома, как ныне входящих в корпорацию, так и ранее в ней состоявших;
изучение методики, методологии, сильных сторон и ограничителей инновационной деятельности на разных этапах развития;
исследование взаимодействия оборонной и гражданской отраслей на предприятиях Танкпрома;
изучение вклада Танкпрома в обеспечение обороноспособности СССР и РФ и вклада отрасли в развитие народного хозяйства;
исследование геополитического значения деятельности Танкпрома;
выявление, сбор и изучение документальных материалов и предметов музейного значения, связанных с историей отрасли;
разработка расширенной тематической структуры, тематико-экспозиционного плана, технического задания на создание архитектурно-художественного проекта музея.


Обязательной составной частью реализации проекта является монографическое изучение истории Танкпрома: именно на его основе будет производиться формирование тематических разделов экспозиции, а также комплектование экспонатами.

В корпорации уверены: создание музея откроет новые возможности и перспективы для развития музейных подразделений предприятий и учреждений отрасли. В частности, работа над Музеем Танкпрома станет мощным стимулом в музейном строительстве всей корпорации. Необходимо подчеркнуть, что создание Музея Танкпрома не предполагает дублирования существующих экспозиций и исключает перенос музейных фондов.

Танкоград

Местом расположения Музея Танкпрома должен стать Нижний Тагил, считают организаторы. Для этого есть несколько важных факторов.

В первую очередь это расположение в Нижнем Тагиле головного предприятия научно-производственной корпорации УВЗ, объединяющей в себе современный Танкпром. Уралвагонзавод имеет богатую историю и сегодня является единственным отечественным производителем, способным серийно выпускать танки и инженерные машины на их базе. В связи с тем, что предприятие находится рядом с музеем, будет удобно обслуживать крупногабаритные экспонаты – действующие образцы военной и гражданской техники.

Гражданское лицо Танкпрома

Второй важный фактор – в Нижнем Тагиле расположен государственный демонстрационно-выставочный центр вооружения и военной техники, где проводятся масштабные международные выставки. Развитие выставочной деятельности предполагает и развитие туризма в городе и области в целом.

Нижний Тагил по праву считается одним из перспективных центров индустриального туризма. В городе существует уникальная сеть промышленных музеев: это и Историко-краеведческий музей, и Завод-музей имени Куйбышева под открытым небом. Кроме того, у Уралвагонзавода есть свой выставочный комплекс, который включает Музей истории, выставку подвижного состава под открытым небом и Музей бронетанковой техники. Последний сегодня, наверное, одна из главных достопримечательностей города. Он включен в реестр наиболее привлекательных туристических объектов Свердловской области и обладает уникальной коллекцией техники производства Уралвагонзавода, начиная от легендарного танка Великой Отечественной войны Т-34 и заканчивая последними разработками корпорации.

По замыслу создателей Музей Танкпрома должен расположиться в непосредственной близости от центральной проходной и выставочного комплекса Уралвагонзавода. Один из вариантов – строительство специального изначально спроектированного под структуру музея здания из легкомонтируемых конструкций. Кроме того, на территории предприятия есть прекрасное здание, где в настоящее время располагается гараж автотранспортного цеха. Построенное в 1938 году, оно является настоящим памятником промышленного конструктивизма. На фасаде дома расположены уникальные барельефы, которые отражают историю развития транспорта. Идея размещения музейных объектов в этом здании возникла еще в 80-е годы прошлого века у Вениамина Сотникова, тогда генерального директора Уралвагонзавода.

Архитектурно-художественное решение экспозиции должно учитывать особенности архитектуры исторического здания и предмета показа. Ведущим стилем интерьеров помещений и экспозиций станет конструктивизм. Лишь Зал Славы Танкпрома предлагается выдержать в стиле «сталинского ампира», который часто называют стилем победителей, имперским.

Проект музея должен предусматривать возможность проведения экскурсий как по расширенному, так и по укороченному маршруту. Он рассчитан на восприятие широкими кругами посетителей – от школьников до руководителей промышленности и академических ученых.

Основные информационные блоки экспозиции в первую очередь предназначены для молодого специалиста, студента технического вуза и техникума, старшеклассника. Вместе с тем на эмоциональном уровне экспозиция должна представлять интерес и для младшего школьника.

Экспозиция будет создаваться на основе широкого применения музейных интерьеров, инсталляций и информационных технологий, позволяющих избежать перегрузки экспозиционного пространства.

Особое внимание при проектировании должно быть уделено обеспечению возможностей для музейно-педагогической деятельности в самой экспозиции и в помещениях интерактивных зон, в частности проведению цикловых занятий как с организованными группами, так и с одиночными посетителями, функционированию различных обществ, объединений при музее.

Большим вводным разделом станет Зал Славы Танкпрома, а заключительным – «Уралвагонзавод: крупнейшая машиностроительная корпорация России и мира сегодня и завтра». Развитие структуры крупного предприятия отрасли будет показано на примере Уралвагонзавода, также предполагаются и электронные версии музеев других предприятий и учреждений корпорации. В экспозиции планируется раздел, ориентированный на специалистов и студентов технических вузов, – «Единый научно-технологический комплекс Танкпрома».

Итак, Музей Танкпрома станет естественным дополнением музейной сети Нижнего Тагила, кульминационным проектом в развитии туристической инфраструктуры города.

Первые шаги

Именно в Нижнем Тагиле прошло первое мероприятие по реализации проекта «Музей Танкпрома». Весной прошлого года состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Танкпром. Век XX». Ее организаторами стали ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», Институт истории естествознания и техники имени С. И. Вавилова Российской академии наук и Политехнический музей Министерства культуры РФ.

Главная цель проведения конференции – начало экспертного диалога ученых, музейщиков и производственников о самой возможности создания такой экспозиции, как «Танкпром», формирование общего понимания предмета и направления работы, выявление тех экспертов и специалистов, которые могли бы войти в рабочую группу по реализации проекта.

Уже в первых своих действиях организаторы постарались не повторять ошибок прошлого и привлекли не только отраслевых специалистов, но и представителей других областей знаний. В работе конференции приняли участие крупнейшие ученые отрасли, работники музеев танковой промышленности, известные журналисты, давно работающие в отрасли, ветераны и действующие работники системы Танкпрома.

Основной массив докладов показал высочайший уровень конференции: специалисты из Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Челябинска и Москвы в своих выступлениях продемонстрировали глубокую аналитическую работу с использованием обширной хронологии, глубинность с точки зрения архива, отраслевую широту. В своих материалах участники конференции связали Танкпром с химией, металлургией, атомной промышленностью и другими отраслями. Каждый доклад стал образцом академического исследования.

Таким образом, конференция все свои задачи выполнила полностью. Был заложен фундамент для работы над проектом «Музей Танкпрома», воедино сошлось много идей, которые впоследствии нужно будет реализовать.

По итогам конференции постановили, что сформулированная оргкомитетом тематика мероприятия является актуальной и имеет большой интерес для дальнейшей работы. Организаторам конференции требуется создать постоянно действующую группу по изучению и музейному воплощению истории отечественной танковой промышленности. А для обсуждения и публичной презентации результатов работ считать необходимым проведение регулярных научных встреч, конференций и семинаров с периодичностью один раз в полтора-два года.

Перспективы

Вторым мероприятием по реализации проекта «Музей Танкпрома» будут выставка и конференция в Москве в 2014 году. Главной особенностью выставки станет абсолютно новая подача материала, экспозиции. Ее рабочее название – «Неизвестный Танкпром», то есть вклад отрасли в народное хозяйство и жизнь человека. Таким Танкпром, его гражданское лицо еще никто никогда не показывал. Естественно, что внимание предполагается уделить не только славному прошлому, но и современному состоянию отрасли, то есть деятельности предприятий, входящих в структуру научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод».

Выставка по замыслу организаторов будет состоять из пяти частей и вводного раздела, который представит историю отечественного танкостроения в моделях.

Первый раздел – «Танкпром и транспортная революция», где отразится вклад отрасли в перевооружение железнодорожного транспорта в 30–70-х годах, а также современность, которую представляет корпорация «УВЗ», и перспективы отечественного железнодорожного строительства и легкорельсового транспорта. Источниками наполнения этой части экспозиции станут коллекции выставочного комплекса Уралвагонзавода и Центрального музея железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге.

Второй раздел – «Танкпром в земных недрах» – расскажет о роли танковой промышленности в оснащении нефте- и горнодобывающей промышленности СССР. Затем экспозиция перейдет к современным проектам корпорации по производству оборудования для нефтедобывающей промышленности.

В третьей части под названием «Городской Танкпром» будет показано применение и приспособление танковых конструкций для нужд народного хозяйства в 40–50-х годах и, конечно же, широкий спектр современной дорожно-строительной и коммунальной техники корпорации. Раздел «И хлеб, и дом начинаются с «Т» расскажет о производстве сельскохозяйственных и промышленных тракторов в СССР и РФ, о школе двигателестроения Танкпрома для народного хозяйства. Источниками наполнения этих двух разделов станут фонды музеев Уралвагонзавода и ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

Ну и нельзя не отразить роль Танкпрома в освоении космоса, участие в осуществлении ракетно-космических программ СССР и современной России, международные контакты корпорации «УВЗ» по освоению космического пространства. Экспонаты – из музеев Уралвагонзавода, коллекций Уралкриомаша, Уралтрансмаша, КБТМ, ЧТЗ-Уралтрак, ВНИИТрансмаша и УралНИТИ.

Эти разделы выставки послужат основой тематических комплексов будущего Музея Танкпрома.

Итак, выставка «Неизвестный Танкпром» в Москве станет важным шагом к последующему созданию музея, который будет естественным дополнением музейной сети Нижнего Тагила, кульминационным проектом в развитии туристической инфраструктуры города да и в целом индустриальной России. Реализация проекта призвана также собрать воедино бесценный опыт и историю отрасли, что, безусловно, поможет развитию современного отечественного ОПК. И неудивительно, что именно один из крупнейших бронетанковых комплексов мира – научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» является главным инициатором проекта.
Автор: Елена Горинова
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/19273


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. тундряк 27 февраля 2014 16:10
    Тагил рулит, а в Тагиле рулит Вагонка!
  2. Takashi 28 февраля 2014 13:23
    Даешь лозунг: Каждому по танку!
  3. Миротворец 28 февраля 2014 13:33
    «Неизвестный Танкпром» "Сегодня структура советского Танкпрома уже не является государственной тайной" "основным объектом изучения и музеефикации является система отечественной танковой промышленности" это как? «Танкпром и транспортная революция» «Танкпром в земных недрах» – «Городской Танкпром» «И хлеб, и дом начинаются с «Т» - Тут так и лезет асоциация с "мирным советским трактором" тем более, что с "Т" начинаются и мир и дом :D
  4. Умник 28 февраля 2014 14:16
    В тагиле рулит ГГМ, ибо воздух чище))) а вообще буду рад если музей появится, одним из первых приду.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня