"Таинственный остров" Бориса Шелища

"Таинственный остров" Бориса Шелища
Война. В 1941 году на Ленинград наступала группа немецких армий "Север".

Фашистам удалось отрезать город с суши и установить блокаду. Они стремились сломить сопротивление его защитников голодом, постоянными артиллерийскими обстрелами, наносили удары с воздуха.

Блокированный Ленинград по существу был островом, отрезанным от Большой земли. И этот остров организовал собственную оборону - на суше, воде и в воздухе. В щите, который прикрывал город, сыграли свою, и немалую, роль аэростаты.


Кроме основных средств ПВО защита города от авиации противника обеспечивалась сотнями привязных аэростатов заграждения. Заполненные водородом и поднятые на высоту от 2000 до 4500 метров гигантские резиновые "колбасы" не позволяли фашистским летчикам снижаться для прицельного бомбометания.

Кроме того, аэростаты играли большую роль в контрбатарейной борьбе. Поднимающиеся на них летнабы вели воздушную разведку, уточняли позиции немецких батарей, их активность, корректировали огонь наших артиллеристов "на подавление" или "на уничтожение" фашистских орудий, начинавших обстрел города.

Крутить привод помог... Жюль Верн. В те дни воентехник младший лейтенант Борис Исаакович Шелищ служил в мастерских по ремонту аэростатных автолебедок. Они были установлены на 200 "полуторках" ГАЗ-АА и приводились в действие двигателями грузовиков. Понятно, что автомашины работали на бензине. Но он в условиях блокады стал такой же драгоценностью, как хлеб.

Когда кончился бензин, Шелищ попробовал использовать для спуска аэростатов лифтовые электролебедки. Но, пока шло переоборудование, в городе не стало и электричества. Пытались использовать ручной привод.

Но даже десять здоровых мужчин не могли справиться с механизмами подъема и спуска.

Обратим внимание еще на одну сторону этой непростой истории. Через 25 - 30 дней работы аэростаты переставали держать высоту, так как резиновая оболочка пропускала водород, а его место занимали другие газы и пары воды. Поэтому аэростаты периодически опускали, стравливали "отработанный" водород и заправляли чистым.

Наставление предписывало производить перезаправку аэростатов, когда в них натекало 15 - 20 процентов других газов и паров. Это предотвращало потерю подъемной силы воздухоплавательного газа и взрывы при образовании "гремучей смеси". В атмосферу выбрасывали миллионы кубометров смеси "водород - воздух". Всего же только в 1941 году аэростаты поднимали 40.054 раза.

Вероятно, именно в это время младший техник-лейтенант ПВО Б. И.Шелищ вспомнил роман Жюля Верна "Таинственный остров" (это не выдумка, заметки об этом сохранились в записках изобретателя). Там, в главе "Топливо будущего", говорится, что когда кончится уголь, его заменит вода. И не просто вода, а вода, разложенная на составные части - водород и кислород.

Борис Исаакович любил Жюля Верна, а работа с аэростатами и положение, в котором оказался любимый город, напомнили ему детские впечатления и заставили его изобретательный мозг работать. По теплотворной способности водород в 4 раза превосходит уголь, в 3,3 раза углеводороды. Стравливая "грязный водород" в атмосферу, выбрасывали энергию, которая могла работать на Победу! Это все равно, что выливать бензин бочками.

Шелища осенила мысль: вот оно "топливо будущего", о котором говорил инженер Сайрес Смит удивленному Пенкрофу!

Но водород опасен, Борис Исаакович помнил катастрофу "водородного летающего "Титаника" 30-х годов", дирижабля нацистской Германии "Гинденбург". Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического дирижабля, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Однако, рассуждал лейтенант, сейчас война, и если аэростаты не опускать для перезаправки, они потеряют высоту, перестанут прикрывать город. Рискнуть одним грузовиком или даже собственной жизнью в этих условиях казалось вполне оправданным.

"Архимедово" решение 21 сентября 1941 года младший техник-лейтенант Шелищ обратился к командованию с рационализаторским предложением: подавать "отработанную воздушно-водородную смесь из приземлившихся аэростатов во всасывающие трубы автомобильных двигателей". Он на свой страх и риск подготовил эксперимент и обратился к командиру полка за разрешением на его проведение.

Во время опасных опытов сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам Борис Исаакович получил контузию. После этого для безопасной эксплуатации воздушно-водородной "гремучей" смеси он придумал специальный водяной затвор, исключавший воспламенение смеси при вспышке во всасывающей трубе двигателя. Когда все наконец получилось, приехали военачальники, убедились, что система работает нормально, и приказали за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид горючего.

Мастерские трудились в три смены. В дальнейшем управление всеми аэростатами осуществлялось с водородных грузовиков, и работали эти грузовики лучше, чем на бензине, мгновенно заводясь даже на морозе.

И легковушка младшего техника-лейтенанта Шелища, на заднем сиденье которой лежали баллоны с водородом, ездила тоже исправно. В 1942 году необычный автомобиль демонстрировался на выставке техники, приспособленной к условиям блокады.

При этом его двигатель проработал несколько часов в закрытом помещении. Отработанные газы - обыкновенный пар - не загрязняли воздух.

Стендовые испытания двигателя, работавшего без остановки 200 часов, показали, что его износ оказался ниже, чем при работе на бензине, двигатель не потерял мощности, а в камерах сгорания не было и следов нагара.

За эту работу Б. И. Шелищ в декабре 1941 года был награжден орденом Красной Звезды. Были отмечены и его помощники.

Изобретение было выдвинуто на соискание Сталинской премии 1942 года, но не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны, а позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись.

Бориса Исааковича командировали в Москву, его опыт использовали в частях ПВО столицы - 300 двигателей перевели на "грязный водород". И совершенно любопытный факт: во время войны было оформлено авторское свидетельство №64209 на изобретение. Таким образом был обеспечен приоритет страны в развитии энергетики будущего.

Сделал это автор, правда, только после прорыва блокады. Документы зафиксировали срок подачи заявки № 8247 (322526) в Народный Комиссариат Обороны 28 июля 1943 года. В описании изобретения старший техник-лейтенант Шелищ писал: "В основном задача была решена в ноябре 1941 года, а законченное оформление и массовое практическое применение изобретение получило во всех частях Аэростатов Заграждения Ленинградского и других фронтов в 1943 - 44 годах". И далее: "Вместе с тем практика работы на водороде подтвердила, что водород как топливо вообще имеет огромные перспективы применения в других родах войск, а также в промышленности ...".

Гражданский подвиг. Борис Исаакович совершил гражданский подвиг и проявил при этом необыкновенную фантазию и изобретательность. Поражают сроки реализации его проекта: 10 дней - и "водородными" стали 200 грузовиков. За всю войну из-за утечек водорода взорвался всего один грузовик из 500. А ведь для изготовления гидрозатворов использовалось все, что было под руками: корпуса огнетушителей, водопроводные трубы...

После войны Борис Исаакович вернулся к своему блокадному изобретению лишь в середине 70-х, когда получила широкое признание концепция "водородных" перспектив в мировой энергетике и стало известно о ведущихся с 1969 года в США экспериментах по использованию водорода в качестве автомобильного топлива.

Это заставило вспомнить об изобретении 1941 года, обеспечившем отечественный приоритет в этой области. Приоритет Бориса Исааковича Шелища также подтвердила Комиссия по водородной энергетике Академии наук СССР. Скончался Борис Исаакович Шелищ 1 марта 1980 года.

О "водородном лейтенанте" замолвите слово. В 2000 году один из авторов этой статьи находился по приглашению Университета Майами в США. Во время встречи, посвященной рассмотрению путей сотрудничества между российскими и американскими учеными в области водородной энергетики, американцы спрашивали о "водородном лейтенанте", интересовались, где он брал водород для своих автомобилей в блокадном Ленинграде, как ему удалось перевести на водород 200 грузовиков за 10 дней? Спрашивали, знают ли соотечественники о своем "русском Архимеде".

По счастливой случайности автор смог ответить на эти вопросы. О Борисе Исааковиче Шелище знают во всем мире, его научный подвиг отражен во многих известных международных изданиях, посвященных водороду.

Однако сложилось так, что сегодня мало кто в России и даже в Санкт-Петербурге помнит о его подвиге, знает о его таланте.

Хотя в послевоенные годы в Харькове, Балашихе и Загорске были сделаны первые водородные легковушки. В Харькове в 1980 году ездили водородные такси, в Москве было даже запланировано грандиозное водородное шоу в честь Олимпиады-80. Но из-за международного политического бойкота программа Олимпиады была урезана, и шоу не состоялось.

Международные симпозиумы. В 2000 году в городе Сарове состоялся Первый международный семинар "Безопасность и экономика водородного транспорта" (IFSSEHT-2000).

Этот форум сразу получил известность. На семинар крупнейших ученых в области водородной энергетики приехал лидер Международного водородного движения - президент Международной водородной ассоциации, директор Института чистой энергии Университета Майами профессор Т. Н. Везироглу.

"Водородное шоу" устроил приехавший на собственном водородном автомобиле из Москвы 78-летний изобретатель доктор физико-математических наук профессор А. И. Захаров.

На Форуме IFSSEHT-2000 было принято решение провести второй семинар Симпозиум IFSSEHT-2002 в 2002 году в Петербурге в честь 60-летия первого в мире водородного автомобиля, созданного техником-лейтенантом Б. И. Шелищем. На сегодняшний день выразили желание принять участие в нем около 250 ученых.

В Петербурге существует Музей ПВО. Б. И. Шелищ помогал в создании его экспозиции. Здесь можно увидеть фотографию изобретателя, копию описания изобретения и... тот самый гидрозатвор из огненно-красного огнетушителя. В семейном архиве сына "водородного лейтенанта" Петра Борисовича хранится авторское свидетельство на изобретение и снимки военных лет.
Первоисточник: http://www.pressa.spb.ru/" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.pressa.spb.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня