Military Review

Battle of Bar-sur-Aube

2
27 February 1814, the battle of Bar-sur-Aube took place. The Russian corps under the command of Wittgenstein with the support of the Austro-Bavarian Corps Wrede from the Allied Main Army defeated the French Corps Oudinot, throwing the enemy across the River Aub (right tributary of the Seine) near the town of Bar-sur-Aub. The main army resumed the offensive. At this time, the army of Napoleon tried to defeat the army Blucher, who was moving to Paris.


prehistory

During the six-day 9-14 campaign of February 1814, Napoleon defeated the Allied army in parts under the command of Prussian Field Marshal Blucher, forcing her to stop the attack on Paris and retreat to Chalon (Napoleon's Six Day War). Then the French Emperor Napoleon Bonaparte turned his attention to the Allied Main Army under the command of Prince Schwarzenberg. In the battles of Morman and Montro, he defeated the advanced units of the Main Allied Army (Napoleon's offensive against the main allied army). Corps Schwarzenberg retreated to Troy. The first attempt to attack on Paris failed. Napoleon planned to continue the offensive against the Main Army, force the Seine and enter enemy communications.

Schwarzenberg still acted contradictory, fearing the simultaneous attack of Napoleon’s troops and the maneuver of Marshal Augereau from Lyon. The commander-in-chief asked Blucher to come to his aid and join the right flank of the Main Army. Schwarzenberg originally planned to give battle to Troy. But on February 22, he suddenly changed his mind about giving battle to Napoleon and began to withdraw troops from Troyes, behind the Seine, towards Brienne, Bar-sur-Aubou and Bar-sur-Seine. Schwarzenberg insisted on the need to avoid battle, although he had superior strength. February 23 to Napoleon poisoned the new envoy of Prince Wenceslas Liechtenstein, offering to conclude an armistice. However, Napoleon, making sure that the allies were afraid of him, decided to continue the offensive.

Blucher was beside himself, believing that the Austrians wanted to retreat beyond the Rhine and make peace with Napoleon. Prussian commander decided again to go to Paris, to Marne, in order to divert the attention of the enemy from the main army. Blucher turned to the Russian emperor and the Prussian king for support. Monarchs, who were in the main army, gave him permission to act independently. Allied armies swapped tasks. Now the army of Blucher was to conduct an active offensive, and the main army of Schwarzenberg to divert and disperse the French troops. In the army of Blucher were included the Russian corps of Wintzingerode and the Prussian Bülow from the Northern Allied Army of Bernadot. Yes, and the Russian emperor himself was thinking of leaving the composition of the main army together with the Russian-Prussian units and joining Blucher.

Battle of Bar-sur-Aube

Napoleon in the battle of Montro. English artist Robert Alexander Hillingford.

12 (24) February, the army of Blucher moved through Cézanne and La Ferte-sous-Joir towards Paris to meet the oncoming reinforcements. At this time, Napoleon's army was moving towards Troy. February 23 General Gerard knocked over the Austrian rearguard, capturing 4 guns. The French approached Troyes from several directions. However, they did not immediately go to the assault. Late in the evening, Napoleon ordered the batteries to be placed near the city and opened heavy artillery fire. Then the French stormed the city three times, but were repelled by the troops of the Archduke Rudolph. 24 February, when all the Allied forces retreated to the right side of the Seine, the Austrian rearguard cleared Troy.

Napoleon solemnly entered Troyes. Residents of the city happily greeted him, in contrast to the unfriendly reception of three weeks ago. This joy was caused not so much by devotion to the emperor, as by the oppression of the Austrians who occupied this city. In Troyes, Napoleon decided to turn the army back against Blucher. The pursuit of Schwarzenberg could not lead to a decisive success, since the Austrian commander did not want to join the battle and could continue to retreat. Napoleon ordered Macdonald and Oudinot (about 40 thousand people) to continue the pursuit of the Main Army, and he decided with the other half of the army (up to 35 thousand soldiers) to act against Blucher. He was to be supported by the troops of Mortier and Marmona, previously left in the valley of the Marne.

It must be said that during the retreat the troops of the Main Army learned some of the sad experience of the Great Army of Napoleon, who was retreating from Moscow. Troops retreated as quickly as if they had lost a decisive battle. The troops were tired, weakened by a multitude of lagging soldiers who sought shelter from the cold and food. The morale of the army fell, many believed that the retreat would be completed only beyond the Rhine. In addition, retreated along the same roads, which were moving to Paris. The terrain was devastated and could not supply the army with everything necessary. As a result, the officers lost confidence in the command, and the soldiers of many formations almost turned into a wild horde, which almost completely lost discipline.

On February 25, three monarchs held a military council in Bar-sur-Aux, to which commanders and diplomats were invited. It was decided to negotiate at the Chatillon Congress on behalf of all the Allied powers in order to prevent a separate agreement of France with one of the countries. Militarily, they decided not to engage in a general battle at Bar-sur-Aube. The main army, in the event of the further advance of Napoleon, was to withdraw to Langres and unite with the reserves there, giving battle to the enemy. In addition, the Emperor Alexander and King Frederick William demanded that in the event of Napoleon’s movement against Blucher’s army, the Main Army immediately launched a counterattack. Alexander, to warn further retreat of the Austrians, said that in this case, the Russian troops would leave the Main Army and unite with Blucher. The Prussian king supported the Russian monarch. In addition, it was decided to form the Southern Army. The 1 Austrian corps of Bianki, the 1-I reserve Austrian division and the 6 German corps were to enter it. This army was supposed to go to Macon, push aside Augere's troops, providing the communications of the Main Army from the southern flank and covering the Geneva direction.

February 25-26 troops Schwarzenberg continued to retreat. On August 26, the king of Prussia and Schwarzenberg received a message that Blucher crossed the River Ob and moved against Marmont, and Napoleon was moving towards Marne, leaving only part of his army against the Main Army. Commander of the Allied army's rearguard, Earl Wittgenstein reported that the French pressure had eased, which meant that Napoleon had quit. Wittgenstein offered to immediately launch a counterattack. The Prussian king agreed with his opinion and insisted on the cessation of the retreat and the transition of the advanced corps to offensive action. February 27 on the offensive were to go to the corps of Wrede, Wittgenstein and the Wurttemberg crown prince. They were supposed to reinforce the Russian and Prussian Guards cavalry units. However, they did not have time to arrive at the beginning of the battle.



Battle

February 26, commander of the vanguard of Oudinot, General Gérard approached Bar-sur-Aubret at noon and occupied it, knocking over the Austrian division of Gardegg that was stationed there. General Gerard tried to continue the movement, but was stopped by cross-artillery fire from the Wrede corps batteries.

By the beginning of the battle, the location of the French troops was as follows: the division of the National Guard Pakto was left in Dolancourt; in Bar-sur-Aube there is the division of Duhem; two divisions (Leval and Rotemburg) were put on a plateau north of the city, in order to secure the left flank. In addition, one division was located to link these troops with the units that occupied the city. The cavalry was divided into two groups: the corps of General Kellermann was located north of the city on the plateau at Spoy, and the cavalry of de Saint-Germain at Eleville and Moutier, behind the infantry orders. In all, Oudinot had about 30 thousand soldiers. Apparently, Oudinot did not expect an attack and planned the next day to continue the pursuit of the enemy.


Austrian light division in February 15 (27) battle at Bar-sur-Aube. M. Trenzensky.

Wrede and Wittgenstein received orders the next day to go on the offensive. The troops gladly met this news. Corps Wrende was supposed to attack Bar-sur-Aube. The corps of Wittgenstein was supposed to support the attack of Wrede and strike a blow to the right of the city, near Ileville.

At night, the Bavarians conducted reconnaissance in force. 8-th Bavarian infantry regiment broke into Bar-sur-Au, captured the outpost and tried to pave the way to the center of the settlement, but having met the superior forces of the enemy, retreated. The French were able to cut off the advance units, but they made their way to their own, losing 7 officers and 200 soldiers killed, wounded and captured. The commander of the regiment, Major Massenguzen, also perished. However, the Bavarians held the captured suburb.

In the morning, on the plain in front of the city, Vrede built his troops in two lines. Ahead was the avant-garde, on the left flank - Bavarians, on the right - the Austrian division of Fremont. The flanks supported the Cossacks with part of the regular cavalry. In addition, the Bavarians occupied the Shomon suburb. The frontal attack did not promise decisive success, so they decided to bypass the enemy from Leigny. The 5 th corps of Wrede (20 thsd. People) was to conduct a demonstrative attack while the rest of the troops pass the enemy positions. A roundabout commissioned Wittgenstein’s 6 Corps (16 thousand). He had to advance in the general direction of Arsonval, seize the bridge from Dolancourt, cutting off the enemy's escape route. Part of the Wrede troops was located at Saint-Germain, watching the enemy at Spey.



Battle plan

At about 10 in the morning hours, the Bavarian shooters tied up a skirmish in the suburbs. Simultaneously, the corps of Wittgenstein, designed to bypass the left flank of the French position, divided into three columns, moved forward. The first column consisted mainly of cavalry: the Grodno, Sumy, Olviopolsky hussars, the Chuguevsky lancers and the Ilovaisky, Rebrikov and Vlasov Cossack regiments, the 3th Infantry Division. It was headed by Lieutenant-General Count Peter Palen. The column was supposed to move through Arentier and Levigny to Arsonval in order to capture the bridge at Dolancourt.

The second column was made up of units of the 4 Infantry Division. It was headed by Prince Eugene of Württemberg. She was also advancing on Arsonval, towards the Dolancourt Bridge. The column of the Prince of Württemberg performed the task of supporting the connection between the right and left columns. The third column consisted of the 5 and 14 infantry divisions, the Pskov Kirasirsky and Lubensky hussars. The commander was Lieutenant-General, Prince Andrei Gorchakov 2. She had to support the actions of the first columns. In addition, Major General Yegor Vlastov with two Chasseurs regiments was supposed to take positions at the Arentier river, covering the movements of the other troops.

However, the body of Wittgenstein was late with a roundabout maneuver. The French could not be taken by surprise. Oudinot, having detected the movement of the enemy’s columns, immediately built troops into battle formation, occupied the forest with Levigny, and closed the road from Bar-sur-Auba to Ayleville and Arsonval.

Jäger regiments, which were part of the Palen column, engaged the enemy in the forest at Levigny. Prince Württemberg’s column struck up a battle at Vernopfe and, knocking over the enemy with strong artillery fire, captured the manor. At the same time, the huntsman Vlastova joined the battle. The French General Montfort crossed the ravine with the 101 and 105 lines of the Levalle division and overturned the rangers. The Prussian king who was here with his sons restored order to the regiments and sent the Russian rangers to the counterattack.

Fearing that the enemy would be able to divide the Allied corps, Wittgenstein ordered Prince Gorchakov not to move behind the second column, but to attack the enemy’s right wing. Wittgenstein personally led the Pskov Cuirassier Regiment to attack, to support the rangers. But rough terrain and vineyards hindered the effective use of cavalry in this area. During the attack, Wittgenstein was injured. Against the French, 4 guns were advanced; they were able to keep the enemy with a shotgun fire. And the regimental rangers of Vlastov, with a new counterattack, overthrew the enemy over the ravine.

At this time, the Gorchakov column approached. However, before it was built into battle formations and launched an offensive, the French cavalry went on the attack. The French had time to redeploy Kellerman's cavalry corps from Spoy. The French cavalry overturned the Pskov Cuirassier and Lubensky hussars. The French infantry went on the offensive. There was a threat of separation of the corps of Wittgenstein and Wrede, a breakthrough of the enemy to the rear of the allied forces.

Therefore, Wittgenstein decided to completely abandon the workaround and ordered to return first to the column of Württemberg, and then to Palen. While the troops were returning, the French were restrained by the fire of Russian batteries, advantageously supplied by the generals Lowenstern and Kostenetsky. General Ismert with one of the dragoon brigades of the Kellerman Corps tried to seize the guns, but the Russian batteries, letting the enemy through 100 steps, opened fire. With the help of grapeshot, the Russian gunners repulsed several French cavalry attacks. The French lost more than 400 people.

The French division of Leval with the joined Chasset brigade continued to advance. She was supported by the division of Rotemburg and the cavalry of Saint Germain. At this decisive moment, the Kaluga Infantry Regiment struck a flank attack on the enemy. He was followed by Mogilev, Perm and other regiments of Prince Gorchakov, supported by artillery fire. At the same time (around 4 hours of the day) Schwarzenberg ordered Wrede to more actively attack the right wing of the French at Bar-sur-Au, sent to reinforce Wittgenstein a detachment of five infantry battalions and five regiments of cavalry of the Austrian and Bavarian troops. The troops of Gorchakov and Wurttemberg attacked in unison. Count Palen again received orders to move to the Dolankursky bridge.

Udino, noting the strengthening of the enemy and his general offensive, ordered the troops to leave their positions and retreat. At this time, the Bavarians attacked Bar-sur-Aube. Wrede sent 5 battalions to storm the city and sent a detachment of 4 battalions under General Gertling to the right to go around the enemy. General Duhem well prepared the city for defense. He blocked all the streets with barricades, and put batteries behind the city, on the heights. Colonel Theobald with the 10-th Bavarian Linear Regiment broke into the city, but then it stalled. The French arrows occupied the house, the streets were blocked. We had to storm every house. The French fought hard. Only when it became clear that the main forces had departed and, fearing encirclement, Duhem withdrew the division from the city. The bulk of the division retreated along the road to Sing, several battalions in the direction of Ayleville.

Cut off the enemy forces failed. The cavalry of Palen with several guns occupied Arsonval heights only in the evening when the main enemy forces were already behind Both. Udi brought all the artillery. Palen was only able to upset the French rearguard with artillery fire.


Artist Oleg Parhaev.

Results and consequences of the battle

In the battle for Bar-sur-Aube, French troops lost more than 3 thousand people (2,6 thousand killed and wounded, about 500 prisoners). Allies lost 1,9 thousand people (according to other sources - 2,4 thousand people). The main losses fell on the Russian troops, the Bavarians and Austrians lost 650 people. Schwarzenberg was contused. In battle, Count Wittgenstein was wounded. He surrendered command to Rajewski (the corps was handed over to Lambert). Wittgenstein’s departure was no longer associated with injury, but disagreement with Schwarzenberg’s actions and Wrede’s honors. The Bavarian Corps in this battle did not earn much glory, but Wrede was awarded the Order of George of the 2 degree and promoted to field marshal. The King of Prussia, to his credit, testified before Alexander the courage of the Russian troops and the skillful management of them by Wittgenstein.

To develop success Schwarzenberg failed or did not want. He feared the emergence of the main forces of Napoleon. Justified by fatigue of troops who had to move in war-ravaged areas. With the appearance of Napoleon would have to depart reinforced marches. Therefore, for the enemy sent only cavalry, supported by small infantry detachments with guns.

16 (28) February Oudinot joined in Vandevre with the troops of MacDonald, increasing the number of French troops to 35 thousand soldiers. On the same day, parts of the McDonald's corps entered into battle with the units of the Guilaya corps. In the case of La Ferte-sur-Both, the French lost 750 people killed, wounded and captured. Allied forces lost about 600 people. MacDonald was forced to withdraw the troops of the Seine, leaving Troy.

5 March Allied forces once again occupied Troyes, but here Prince Schwarzenberg stopped his advance, following the instructions of the Austrian cabinet not to retire far beyond the Seine. The main battles with the French turned north-west, beyond the river Marne, between Napoleon and the army of Blucher.


F. Kamp. The victory of the combined troops of Prince Schwarzenberg at Bar-sur-Aube
Author:
Articles from this series:
Napoleon's Six Day War: The Battle of Shampober
Napoleon's Six Day War: The Battle of Monmirale
Napoleon's Six Day War: The Battle of Chateau-Thierry
Napoleon's Six Day War: The Battle of Voshan
Napoleon's offensive against the main allied army. Fighting near Morman and Villeneuve
Napoleon's offensive against the main allied army. Part of 2. Battle of Montro
Battle of Bar-sur-Aube
2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parus2nik
    parus2nik 28 February 2014 08: 08 New
    +4
    Russian Field Marshal Moreau (of French descent), advised Alexander I not to engage in battle with Napoleon himself, but to beat his Marshals ..
  2. drop
    drop 28 February 2014 08: 29 New
    +1
    Count Wittgenstein was wounded at the Battle of Bar-sur-Aube. He was wounded by shrapnel from a nucleus burst. Together with him, my ancestor was wounded, who after Polotsk served in his entourage. My great-great-grandfather was awarded an officer rank for one of the operations in 1912. Then he was in intelligence, and during a foreign campaign, the count introduced him to his guards and so they fought until 1914. An interesting fate of the count developed later. And my ancestor left for Vitebsk province after being wounded and his fate was also interesting. These were great people of the Russian state. I am personally proud of my ancestor and count. About these events I published the novel "Ice Wall-2" and the story "Forgotten Governor-General". Eternal memory to them.

Сражение при Бар-сюр-Об

27 февраля 1814 года произошло сражение при Бар-сюр-Об. Русский корпус под командованием Витгенштейна при поддержке австро-баварского корпуса Вреде из Главной армии союзников нанёс поражение французскому корпусу Удино, отбросив противника за реку Об (правый приток Сены) в районе городка Бар-сюр-Об. Главная армия возобновила наступление. В это время армия Наполеона пыталась нанести новое поражение армии Блюхера, которая двигалась на Париж.

Предыстория

В ходе шестидневной кампании 9-14 февраля 1814 года Наполеон по частям разгромил союзную армию под началом прусского фельдмаршала Блюхера, заставив её прекратить наступление на Париж и отойти к Шалону («Шестидневная война» Наполеона). Затем французский император Наполеон Бонапарт обратил своё внимание на Главную армию союзников под началом князя Шварценберга. В боях при Мормане и Монтро он разбил передовые части Главной союзной армии (Наступление Наполеона против Главной союзной армии). Корпуса Шварценберга отступили к Труа. Первая попытка наступления на Париж завершилась неудачей. Наполеон планировал продолжить наступление против Главной армии, форсировать Сену и выйти на коммуникации противника.


Шварценберг по-прежнему действовал противоречиво, опасаясь одновременного наступления войск Наполеона и обходного маневра маршала Ожеро из Лиона. Главнокомандующий попросил Блюхера придти ему на помощь и присоединиться к правому флангу Главной армии. Шварценберг первоначально планировал дать бой у Труа. Но 22 февраля он вдруг передумал давать бой Наполеону и начал отводить войска из Труа, за Сену, к Бриенне, Бар-сюр-Обу и Бар-сюр-Сену. Шварценберг настаивал на необходимости избегать сражения, хотя имел превосходство в силах. 23 февраля к Наполеону отравили нового посланника князя Венцеслава Лихтенштейна, предлагая заключить перемирие. Однако Наполеон, убедившись, что союзники его опасаются, решил продолжить наступление.

Блюхер был вне себя, считая, что австрийцы хотят отступить за Рейн и заключить мир с Наполеоном. Прусский полководец решился снова идти на Париж, к Марне, чтобы отвлечь внимание противника от Главной армии. Блюхер обратился к русскому императору и прусскому королю за поддержкой. Монархи, которые находились при Главной армии, дали ему разрешение действовать самостоятельно. Союзные армии поменялись задачами. Теперь армия Блюхера должна была вести активное наступление, а Главная армия Шварценберга отвлекать и распылять французские войска. В армию Блюхера были включены русский корпус Винцингероде и прусский Бюлова из Северной союзной армии Бернадота. Да и сам русский император подумывал о том, чтобы вместе с русско-прусскими частями выйти из состава Главной армии и присоединиться к Блюхеру.

Сражение при Бар-сюр-Об

Наполеон в сражении при Монтро. Английский художник Роберт Александр Хиллингфорд.

12 (24) февраля армия Блюхера двинулась через Сезанн и Ла-Ферте-су-Жуар в сторону Парижа навстречу идущим подкреплениям. В это время армия Наполеона двигалась к Труа. 23 февраля генерал Жерар опрокинул австрийский арьергард, захватив 4 орудия. Французы подошли к Труа с нескольких направлений. Однако сразу на штурм не пошли. Поздним вечером Наполеон приказал поставить батареи около города и открыл сильный артиллерийский огонь. Затем французы трижды штурмовали город, но были отражены войсками эрцгерцога Рудольфа. 24 февраля, когда все союзные войска отступили на правую сторону Сены, австрийский арьергард очистил Труа.

Наполеон торжественно вступил в Труа. Жители города его радостно приветствовали, в отличие от неприветливого приёма трёхнедельной давности. Эта радость была вызвана не столько преданностью императору, сколько притеснениями австрийцев, которые занимали этот город. В Труа Наполеон принял решение снова повернуть армию против Блюхера. Преследование Шварценберга не могло привести к решительному успеху, так как австрийский командующий не хотел вступать в битву и мог продолжить отступление. Наполеон приказал войскам Макдональда и Удино (около 40 тыс. человек) продолжать преследование Главной армии, а сам решил с другой половиной армии (до 35 тыс. солдат) действовать против Блюхера. Его должны были поддержать войска Мортье и Мармона, ранее оставленные в долине Марны.

Надо сказать, что во время отступления войска Главной армии познали часть печального опыта Великой армии Наполеона, которая отступала из Москвы. Войска отступали так быстро, как если бы проиграли решительное сражение. Войска были утомлены, ослаблены множеством отставших солдат, искавшим приюта от холода и пропитания. Моральный дух армии упал, многие считали, что отступление будет завершено только за Рейном. К тому же отходили по тем же дорогам, по которым двигались на Париж. Местность была разорена и не могла снабжать армию всем необходимым. В результате офицеры теряли доверие к командованию, а солдаты многих соединений едва не превратились в дикую орду, почти полностью утратившую дисциплину.

25 февраля три монарха провели в Бар-сюр-Об военный совет, на который были приглашены военачальники и дипломаты. Было принято решение вести переговоры на Шатильонском конгрессе от имени всех союзных держав, чтобы предотвратить сепаратное соглашение Франции с одной из стран. В военном отношении решили не вступать в генеральное сражение у Бар-сюр-Об. Главная армия, в случае дальнейшего наступления Наполеона, должна была отойти к Лангру и там соединиться с резервами, дав сражение врагу. Кроме того, император Александр и король Фридрих-Вильгельм потребовали, чтобы в случае движения Наполеона против армии Блюхера, Главная армия немедленно перешла в контрнаступление. Александр, чтобы предупредить дальнейшее отступление австрийцев, сообщил, что в таком случае русские войска оставят Главную армию и соединятся с Блюхером. Прусский король поддержал русского монарха. Кроме того, было решено сформировать Южную армию. В неё должны были войти 1-й австрийской корпус Бианки, 1-я резервная австрийская дивизия и 6-й германский корпус. Эта армия должна была идти на Макон, оттеснить войска Ожеро, обеспечив коммуникации Главной армии с южного фланга и прикрыв женевское направление.

25-26 февраля войска Шварценберга продолжали отступать. 26 августа король прусский и Шварценберг получили сообщение, что Блюхер перешёл через реку Об и двинулся против Мармона, а Наполеон двигается к Марне, оставив против Главной армии только часть своей армии. Командовавший арьергардом Главной армии союзников граф Витгенштейн доложил, что давление французов ослабло, что говорило об уходе Наполеон. Витгенштейн предлагал немедленно перейти в контрнаступление. Прусский король согласился с его мнением и настоял на прекращении отступления и переходе передовых корпусов к наступательным действиям. 27 февраля в наступление должны были перейти корпуса Вреде, Витгенштейна и кронпринца вюртембергского. Их должны были подкрепить русские и прусские гвардейские кавалерийские части. Однако они не успели прибыть к началу сражения.

Сражение при Бар-сюр-Об


Сражение

26 февраля командовавший авангардом Удино генерал Жерар около полудня вышел к Бар-сюр-Обу и занял его, опрокинув стоявшую там австрийскую дивизию Гардегга. Генерал Жерар пытался продолжить движение, но был остановлен перекрестным артиллерийским огнем батарей корпуса Вреде.

К началу сражения расположение французских войск было следующим: в Доланкуре была оставлена дивизия Национальной гвардии Пакто; в Бар-сюр-Об расположилась дивизия Дюгема; две дивизии (Леваля и Роттембурга) были поставлены на плато севернее города, для того обеспечить левый фланг. Кроме того, одна дивизия была расположена для связи этих войск с частями, которые занимали город. Кавалерия была разделена на две группы: корпус генерала Келлермана располагался к северу от города на плато у Споя, а конница де Сен-Жермена у Айлевилля и Мутье, за пехотными порядками. Всего у Удино было около 30 тыс. солдат. Судя по всему, Удино не ожидал атаки и планировал на следующий день продолжить преследование противника.

Сражение при Бар-сюр-Об

Австрийская легкая дивизия в сражении 15 (27) февраля при Бар-сюр-Об. М. Трензенский.

Вреде и Витгенштейн получили приказ на следующий день перейти в наступление. Войска с радостью встретили этот известие. Корпус Вренде должен был атаковать Бар-сюр-Об. Корпус Витгенштейна должен был поддержать атаку Вреде и нанести удар правее города, у Айлевилля.

Ночью баварцы провели разведку боем. 8-й баварский пехотный полк ворвался в Бар-сюр-Об, захватил заставу и попытался проложить дорогу к центру поселения, но встретив превосходящие силы врага, отступил. Французы смогли отрезать передовые части, но они пробились к своим, потеряв 7 офицеров и 200 солдат убитыми, ранеными и пленными. Погиб и командир полка майор Массенгузен. Однако баварцы удержали захваченное предместье.

Утром на равнине перед городом Вреде построил свои войска в две линии. Впереди был расположен авангард, на левом фланге — баварцы, на правом — австрийская дивизия Фримона. Фланги поддерживали казаки с частью регулярной кавалерии. К тому же баварцы занимали Шомонское предместье. Фронтальная атака не обещала решительного успеха, поэтому решили обойти противника у Левиньи. 5-й корпус Вреде (20 тыс. человек) должен был провести демонстративную атаку, пока остальные войска обойдут позиции противника. Обход поручили 6-му корпусу Витгенштейна (16 тыс. человек). Он должен был наступать в общем направлении на Арсонваль, захватить мост у Доланкура, отрезав противнику пути отхода. Часть войск Вреде располагалось у Сен-Жермена, наблюдая за противником у Спой.

Сражение при Бар-сюр-Об

Сражение при Бар-сюр-Об

План сражения

Около 10 часов утра баварские стрелки завязали перестрелку в предместье. Одновременно корпус Витгенштейна, предназначенный для обхода левого фланга французской позиции, разделенный на три колонны, двинулся вперед. Первая колонна состояла преимущественно из кавалерии: Гродненского, Сумского, Ольвиопольского гусарских, Чугуевского уланского и Иловайского, Ребрикова и Власова казачьих полков, 3-й пехотной дивизии. Её возглавлял генерал-лейтенант граф Пётр Пален. Колонна должна была двигаться через Арентьер и Левиньи на Арсонваль с целью захватить мост у Доланкура.

Вторая колонна была составлена из частей 4-й пехотной дивизии. Её возглавлял принц Евгений Вюртембергский. Она также наступала на Арсонваль, к доланкурскому мосту. Колонна принца Вюртембергского выполняла задачу поддержки связи между правой и левой колоннами. Третья колонна состояла из 5-й и 14-й пехотных дивизий, Псковского кирасирского и Лубенского гусарского полков. Командовал колонной генерал-лейтенант, князь Андрей Горчаков 2-й. Она должна была поддерживать действия первых колонн. Кроме того, генерал-майор Егор Властов с двумя егерскими полками должен был занять позиции у речки Арентьер, прикрывая движения остальных войск.

Однако корпус Витгенштейна запоздал с обходным маневром. Французов не смогли застать врасплох. Удино, обнаружив движение колонн противника, немедленно построил войска в боевые порядки, занял лес у Левиньи, и закрыл дорогу из Бар-сюр-Оба на Айлевилль и Арсонваль.

Егерские полки, которые были в составе колонны Палена, завязали бой с противником в лесу у Левиньи. Колонна принца Вюртемберского завязала бой у Вернопфе и, опрокинув противника сильный артиллерийским огнем, захватила мызу. Одновременно вступили в бой егеря Властова. Французский генерал Монфор перешёл через овраг с 101-м и 105-м линейными полками дивизии Леваля и опрокинул егерей. Находившийся здесь прусский король со своими сыновьями восстановил порядок в полках и направил русских егерей в контратаку.

Опасаясь, что противник сможет разобщить союзные корпуса, Витгенштейн приказал князю Горчакову не двигаться за второй колонной, а атаковать правое крыло противника. Витгенштейн лично повёл в атаку Псковский кирасирский полк, чтобы поддержать егерей. Но пересечённая местность и виноградники мешали эффективному использованию кавалерии на этом направлении. В ходе атаки Витгенштейн был ранен. Против французов выдвинули 4 орудия, они картечным огнем смогли удержать противника. А перегруппировавшиеся егеря Властова новой контратакой опрокинули врага за овраг.

В это время подошла колонна Горчакова. Однако прежде чем она построилась в боевые порядки и перешла в наступление, в атаку пошла французская конница. Французы успели перебросить от Споя кавалерийский корпус Келлермана. Французская кавалерия опрокинула Псковский кирасирский и Лубенский гусарский полки. Перешла в наступление и французская пехота. Возникла угроза разъединения корпусов Витгенштейна и Вреде, прорыва противника в тыл союзным войскам.

Поэтому Витгенштейн решил вообще отказаться от обходного маневра и приказал сначала вернуться колонне Вюртембергского, а затем и Палена. Пока войска возвращались, французов сдерживали огнем русских батарей, выгодно поставленных генералами Левенштерном и Костенецким. Генерал Исмерт с одной из драгунских бригад корпуса Келлермана пытался захватить орудия, но русские батареи, подпуская врага на расстояние в 100 шагов, открывали огонь. С помощью картечи русские артиллеристы отразили несколько французских кавалерийских атак. Французы потеряли более 400 человек.

Французская дивизия Леваля с примкнувшей бригадой Шассе продолжала наступать. Она была поддержана дивизией Ротембурга и кавалерией Сен-Жермена. В эту решительную минуту Калужский пехотный полк нанес по противнику фланговый удар. За ним последовали Могилевский, Пермский и другие полки князя Горчакова, поддержанные огнем артиллерии. Одновременно (около 4 часов дня) Шварценберг приказал Вреде более активно атаковать правое крыло французов у Бар-сюр-Об, послал на подкрепление Витгенштейну отряд из пяти батальонов пехоты и пяти полков кавалерии австрийских и баварских войск. Войска Горчакова и Вюртемберского дружно атаковали. Граф Пален снова получил приказ двигаться к доланкурскому мосту.

Удино, заметив усиление противника и его общее наступление, приказал войскам оставить позиции и отходить. В это время баварцы атаковали Бар-сюр-Об. Вреде послал 5 батальонов штурмовать город и направил отряд из 4 батальонов под началом генерала Гертлинга вправо, чтобы обойти противника. Генерал Дюгем хорошо подготовил город к обороне. Перекрыл все улицы баррикадами, а позади города, на высотах поставил батареи. Полковник Теобальд с 10-м баварским линейным полком ворвался в город, но дальше дело застопорилось. Французские стрелки занимали дома, улицы были перекрыты. Приходилось штурмовать каждый дом. Французы упорно дрались. Только когда стало ясно, что основные силы отошли и, опасаясь окружения, Дюгем вывел дивизию из города. Основная часть дивизии отступила по дороге Спой, несколько батальонов в направлении Айлевилля.

Отрезать войска противника не удалось. Кавалерия Палена с несколькими орудиями заняла арсонвальские высоты только вечером, когда основные силы противника уже были за Обою. Удино вывез всю артиллерию. Пален смог расстроить огнем артиллерии только французский арьергард.

Сражение при Бар-сюр-Об

Художник Олег Пархаев.

Итоги и последствия сражения

В сражении под Бар-сюр-Об французские войска потеряли более 3 тыс. человек (2,6 тыс. убитыми и ранеными, около 500 пленными). Союзники потеряли 1,9 тыс. человек (по другим данным — 2,4 тыс. человек). Основные потери пришлись на русские войска, баварцы и австрийцы потеряли 650 человек. Шварценберг был контужен. В бою был ранен граф Витгенштейн. Он сдал командование Раевскому (корпус передали Ламберту). Отъезд Витгенштейна был больше связан не с ранением, а несогласием действиями Шварценберга и почестями Вреде. Баварский корпус в этом сражении не стяжал особой славы, но Вреде был награждён орденом Георгия 2-й степени и произведён в фельдмаршалы. Прусский король, к его чести, засвидетельствовал перед Александром храбрость русских войск и искусное управление ими со стороны Витгенштейна.

Развить успех Шварценберг не сумел или не захотел. Он опасался появления главных сил Наполеона. Оправдывался утомлением войск, которым приходилось двигаться в разоренной войной местности. При появлении Наполеона пришлось бы отходить усиленными маршами. Поэтому за противником направили только кавалерию, подкрепленную небольшими пехотными отрядами с орудиями.

16 (28) февраля Удино соединился в Вандевре с войсками Макдональда, увеличив численность французской группировки до 35 тыс. солдат. В этот же день части корпуса Макдональда вступили в бой соединениями корпуса Гиулая. В деле при Ла-Ферте-сюр-Обе французы потеряли 750 человек убитыми, ранеными и пленными. Союзные войска потеряли около 600 человек. Макдональд был вынужден отвести войска за Сену, оставив Труа.

5 марта союзные войска в очередной раз заняли Труа, но здесь князь Шварценберг остановил своё продвижение, выполняя инструкции австрийского кабинета не удаляться далеко за Сену. Главные сражения с французами развернулись северо-западнее, за рекой Марной, между Наполеоном и армией Блюхера.

Сражение при Бар-сюр-Об

Ф. Камп. Победа объединённых войск князя Шварценберга при Бар-сюр-Об

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. parus2nik 28 февраля 2014 08:08
    Русский фельдмаршал Моро(французского происхождения), советовал АлександруI не вступать в сражения с самим Наполеоном, а бить его маршалов..Русские военачальники генералисумус А.В.Суворов и фельдмаршал Моро покоятся в Александро-Невской лавре...
    parus2nik
  2. Каплей 28 февраля 2014 08:29
    Граф Витгенштейн был ранен в сражении при Бар-сюр-Об. Ранение он получил осколочное от разрыва ядра. Вместе с ним был ранен и мой предок, который после Полоцка служил в его окружении. Моему пра-пра деду было присвоено офицерское звание за одну из операций в 1912 году. Затем он был в разведке, а при заграничном походе граф ввел его в свою охрану и так они воевали до 1914 года. Интересная судьба графа сложилась потом. А мой предок уехал в Витебскую губернию после ранения и тоже интересно сложилась его судьба. Это были великие люди государства Российского.Я лично горжусь своим предком и графом.Об этих событиях я опубликовал роман "Ледовый вал-2" и повесть "Забытый генерал-губернатор" Вечная им память.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня