Бойня на Огненной Земле

Бойня на Огненной Земле


Окончание. Начало - http://topwar.ru/40403-linkor-v-folklendskoy-voyne-mechty-o-proshlom.html

Новый день – и новая жертва. Нет, он не может так просто сидеть и смотреть, как погибают его корабли. Необходимо принимать специальные меры по защите эскадры.


Главную угрозу для британцев представляли Dassault-Breguet Super Étendard – сверхзвуковые самолеты французского производства, носители ПКР «Экзосет». Франко-аргентинский контракт стоимостью 160 млн. долл. предусматривал поставку в Аргентину 14 истребителей-бомбардировщиков, вместе с партий из 28 ракет противокорабельных ракет. Контракт был заключен в сентябре 1979 года – к весне 1982 года на вооружение военно-морской авиации Аргентины успели поступить 6 таких самолетов. Число поставленных ракет оставалось неизвестным. Однако, уже первая встреча с «Экзосетом» повергла британцев в шок – 4 мая 1982 года неразорвавшаяся ракета спалила дотла новейший эсминец «Шеффилд».

Не меньше неприятностей доставляли морские штурмовики А-4 «Скайхок». Легкие дозвуковые машины, обладавшие колоссальным боевым радиусом действия (за счет наличия системы воздушной дозаправки). Они смело летели в открытый океан и терзали эскадру Её Величества градом свободнопадающих бомб.

Наконец, «Даггеры» - подержанные «Нешер» («Мираж-5») из состава ВВС Израиля. Отсутствие радара компенсировалось солидной боевой нагрузкой и сверхзвуковой скоростью полета – встреча с «Даггером» не предвещала ничего доброго для кораблей Её Величества.

Бойня на Огненной Земле

Дассо-Бреге Супер Этандар

Несмотря на наличие ЗРК, ствольной зенитной артиллерии и палубных истребителей, британская эскадра оказалась не в состоянии защитить себя от нападений с воздуха. Свыше 20 кораблей попали под ракетно-бомбовые удары (многие - неоднократно). Столь прискорбная ситуация – прямое следствие слабости зенитных средств англичан. После войны выяснится, что основной британский ЗРК «СиКэт» израсходовал 80 ракет, но ни разу не попал в противника – устаревшие дозвуковые ЗУРы просто не успевали догнать аргентинские штурмовики!

Но это выяснится потом…

А пока адмирал Вудвард и его офицеры напряженно обсуждали сложившееся положение. Эскадра гибнет под ударами противника. Необходимо предпринимать срочные меры.

Королевскому флоту нечего противопоставить аргентинским летчикам в воздухе. Но что если напасть на самолеты, когда они стоят на земле?

Боевое ядро аргентинской авиации базировалось в Рио-Гранде – далекой авиабазе на Огненной Земле, оказавшейся ближайшей базой к месту конфликта. «Всего» в 700 км до Фолклендских о-вов. Неудивительно, что после такого перелета, среднее время нахождения «Даггера» в зоне боевых действий не превышало двух минут. Включить форсаж или вступить в воздушный бой с британскими «СиХарриерами» - означало упасть с пустыми баками в океан. Летчикам «Скайхоков» было проще, за счет наличия системы дозаправки в полете, но ситуация осложнялась отсутствием необходимого количества летающих танкеров. У ВВС Аргентины был всего один (!) действующий КС-130.

Другие аргентинские авиабазы располагались еще дальше: Рио-Галерос и Сан-Хулиан (порядка 800 км), Комодоро Ривадавиа (900 км), Трелью (1100 км – оттуда могли действовать только «Канберры»). Взлетно-посадочная полоса аэродрома Порт-Стенли (Фолкленды) оказалась слишком коротка для реактивных «Даггеров» и «Скайхоков». Грунтовые аэродромы на о. Пеббл и в Гус-Грин были также непригодны для базировании современной авиации.

Значит, все упирается в Рио-Гранде! Потеряв базу, Аргентина утратит возможность вести войну.

В принципе, черт с ней, с базой. Британцев больше заботила судьба «Супер Этандаров» и противокорабельных ракет «Экзосет». Разведка донесла, что все «Cупер-Этандары» и ракеты находятся в Рио-Гранде. Эту же информацию подтвердили подводники – новейшие истребители-бомбардировщики были неоднократно замечены взлетающими с базы на Огненной Земле. Такая угроза подлежала немедленной ликвидации с целью предотвращения тяжелых потерь флота.

Бойня на Огненной Земле

Аргентинские техники расчехляют свое "сокровище"


Бойня на Огненной Земле


Какие средства имелись в распоряжении адмирала Вудварда для нанесении удара в тылу противника?

Палубная авиация!

Авианосцы «Гермес» и «Инвинсибл» с четырьмя десятками СВВП семейства «Харриер». Увы, шанс выйти на рубеж атаки у них был невелик: соединение попало бы под удар вражеской авиации. Притом, единственное попадание грозило превратить корабли в пылающие руины. Тяжелые потери неизбежны. Результат сомнителен. Нужно действовать иначе.

Стратегическая авиация!

Бомбардировщики «Вулкан» и «Виктор» (в роли воздушных танкеров) неоднократно привлекались к нанесению бомбовых ударов по Фолклендам. Результат оказался скромен: свободнопадающие бомбы не смогли причинить заметного вреда аэродрому в Порт-Стенли.

В случае с Рио-Гранде, им бы предстояло лететь еще 700 км на юг, за пределы разумной дальности для столь старых и несовершенных машин. Конечно, никто не сомневается в отваге пилотов Королевских ВВС – но полет через всю зону боевых действий, в логово врага, выглядел, как бесполезная жертва. Одиночный медлительный бомбардировщик был бы неминуемо перехвачен вражеской авиацией. Притом, как уже отмечалось, точность бомбометания была невысока – нечего даже надеяться на прицельное поражение стоянок с «Супер Этандарами».

Адмиралу Вудварду требовалось мощное, разрушительное орудие, способное проникнуть в стан в врага и с хирургической точностью ликвидировать основную угрозу – взорвать самолеты «Супер Этандар», найти и уничтожить ракеты, убить техников и пилотов. По возможности – сжечь топливохранилище, уничтожить склады боеприпасов, парализовать работу авиабазы.

Пусть весь мир увидит, что стрельба по кораблям Её Величества – развлечение не из дешевых. Платой за такой поступок становится собственная жизнь.

У адмирала Вудварда не было линкоров с разрушительными 15’’ орудиями. Не было бомбардировщиков «Стратофортресс», высокоточных боеприпасов и крылатых ракет. Зато была горстка отчаянных парней из состава Special Air Service (SAS). Живые люди заменят собой бомбы и ракеты.

Операция получила кодовое обозначение «Микадо» - прямой намек на жертвенную стойкость японских камикадзе.

Бой

Предрассветный час, 21 мая 1982 года. Огненная Земля

…Диего устало зевнул и протер глаза - до окончания его смены оставалось менее часа. За окном всю ночь колотил дождь, превратив летное поле аэродрома в большую грязную лужу. Кто назвал это место Терра-дель-Фуэго? Это настоящая Терра-дель-Агуа! (Водяная земля).

Внезапно, внимание оператора привлекли две метки на экране радара – на расстоянии 25 миль от побережья появились два крупных тихоходных объекта. Ответчик «свой-чужой» в порядке, но на связь не выходят.

- Расслабься, амиго. Это наши транспортники с континента. Обещали прибыть вчера, но задержались из-за погоды.

А в небе уже раскачиваются посадочные фары самолетов – два «Геркулеса» с опознавательными знаками ВВС Аргентины идут на посадку. Внутри, на тесных сиденьях вдоль бортов, сидят плечом к плечу 60 человек - сквадрон «В» 22-го полка SAS. Пол завален тюками с боеприпасами и продовольствием. Осторожно сложена взрывчатка, торчат стволы крупнокалиберных пулеметов. Тускло поблескивает краска на бортах армейских «Ленд-Роверов» - жаль, что грузоподъемность «Геркулеса» не позволила взять с собой пару единиц тяжелой бронетехники.

Бойня на Огненной Земле


Едва погасив скорость, «Геркулесы» опускают рампы – металл царапает мокрый асфальт, поднимая за кормой шлейф брызг. Из чрева «троянских коней» выкатываются джипы с десантниками, спящая Рио-Гранде наполняется грохотом выстрелов.

Не дожидаясь развязки, оба «Геркулеса» увеличивают обороты моторов и идут на экстренный взлет – в спину стреляют аргентинские зенитки. Одна из машин тяжело кренится и, объятая пламенем, падает в окрестностях аэродрома. Второй транспортник на полном газу и предельно малой высоте уходит на запад. Быстрее! Быстрее! До границы всего 50 километров. Уже слышны гостеприимные радиомаяки Агуа-Фреска – чилийская авиабаза радушно принимает «гостей».

Сеньор Пиночет всегда готов сделать гадость своему «другу» Леопольдо Гальтиери. Отношения между диктатором Пиночетом и аргентинской военной хунтой были столь плохими, что Аргентина была вынуждена держать половину армии на границе со своим соседом. Ввиду данных событий, план эвакуации британских бойцов выглядел однозначным образом.

Разгромив базу, британский спецназ должен подобрать раненных и «свалить» на территорию Чили.

***


Вудвард, заметил, как побледнел коммандор Майк Клэпп.

- Шестьдесят чьих-то сыновей… Вы отправляете их на верную смерть!

- Коммандос, ценой своей жизни, ликвидируют смертельную опасность для нашей эскадры. На кораблях тоже служат чьи-то сыновья. Тысячи моряков. В конце концов, не стоит забывать, для чего мы здесь собрались – мы обязаны вернуть острова под юрисдикцию Британской короны.

- Сэр, данная операция таит в себе большие риски. Мы имеем лишь общие представления о Рио-Гранде и почти ничего не знаем о системе охраны базы. Какова численность аргентинского гарнизона на Огненной Земле? Велика опасность того, что военно-транспортные «Геркулесы» могут быть преждевременно обнаружены и сбиты - мы можем понести тяжкие, притом бессмысленные потери.

Бойня на Огненной Земле

Аэродром до сих пор присутствует на картах Google. расположен у самого берега океана. Грязные разводы у берега - не что иное как ил, вынесенный в океан водами большой реки (Рио-Гранде так и переводится - большая река)

Внезапно со своего места поднялся коммэндер Петер Герберт – командующий подводными силами эскадры:

- Есть другое предложение. Вы говорили, что Рио-Гранде расположена вблизи побережья?

- Да, восточный край ВПП всего в миле от берега.

- В таком случае, мы можем использовать более безопасный метод доставки спецназа.

- Оникс! – радостно выдохнули все, кто присутствовал на совещании.

***


Полночь, 21 мая 1982 года.

Вблизи побережья Огненной Земли покачивается на волнах темный силуэт HMS Onyx. Рядом на воде видны несколько полужестких «Зодиаков» с бойцами SBS. Спустив на воду последнюю лодку с «морскими котиками», субмарина тихо исчезает в пучине. Малочисленный, но вооруженный до зубов, британский десант устремляется к берегу.

Бойня на Огненной Земле

SBS (Special Boat Service) - военно-морской спецназ Великобритании

С рассветом они высадятся на побережье, совершат короткий марш-бросок, а затем, словно вихрь, ворвутся на территорию аргентинской авиабазы. Единственной проблемой десантников станет отсутствие транспортных средств, впрочем, трофейные автомашины можно добыть у противника.

Расстреляв персонал авиабазы и уничтожив самолеты, оставшиеся в живых бойцы должны уходить на Запад - в сторону чилийской границы…

Именно такой была финальная версия плана «Микадо».

Как это было в реальности

Подготовительная часть операции «Микадо» завершилась успешным рейдом на вспомогательный аэродром «Кальдерон» на о. Пеббл - в ночь на 15 мая 1982 г. сорок шесть бойцов SAS высадились с вертолетов на занятом аргентинцами острове и к утру дружно атаковали базу, под прикрытием пушек эсминца «Глэморган». Увидев британский спецназ, аргентинские солдаты побросали оружие и разбежались. По британским данным, SAS удалось подстрелить одного из амигос. Сами британцы потерь не понесли. Достоверно известно об уничтожении 11 самолетов ВВС Аргентины: 6 легких противопартизанских штурмовиков IA-58А «Пукара», 4 учебно-тренировочных Т-34С «Турбо ментор», а также одного легкого транспортного «Скайвэна».

Бойня на Огненной Земле


Бойня на Огненной Земле

Обломки аргентинской авиатехники, сфотографированные с борта "Си Харриера"


Британский спецназ продемонстрировал готовность к выполнению серьезного рейда на аэродром в тылу врага.

Однако, первая фаза операции «Микадо» в настоящих боевых условиях закончилась провалом – в ночь на 18 мая 1982 г. вертолет «СиКинг» (б/н ZA290) попытался высадить группу из 9 спецназовцев в окрестностях авиабазы Рио-Гранде для проведения разведки и рекогносцировки. Однако, «вертушка» запуталась в густом тумане. Командир группы спецназа, увидев, как штурман и пилот оживленно спорят насчет местоположения вертолета, принял решение отменить высадку. Вертолет направился в сторону Чили. Там экипаж попытался утопить вертолет в холодных водах пролива Магеллана, но «Сикорский СиКинг» оказался на редкость плавучей машиной – пришлось посадить вертолет на одном из пустынных пляжей Пунта Аренас и уничтожить его зарядом взрывчатки. Сами страдальцы были тайно переправлены на территорию британского посольства в Сантьяго.

Подлодка «Оникс» - единственная британская ДЭПЛ, принимавшая участие в Фолклендской войне. Благодаря своим скромным габаритам, она идеально подходила для скрытного наблюдения в прибрежной зоне и высадки небольших групп разведчиков и диверсантов на захваченное врагом побережье. В ходе одной из последних операций «Оникс» налетела на камни и сильно повредила носовую часть – тем, не менее, смогла самостоятельно вернуться на ремонт в Великобританию.

Бойня на Огненной Земле

HMS Onyx (S21)

Именно эта субмарина рассматривалась, как наиболее приоритетное транспортное средство, способное тайно проникнуть к самому побережью Огненной Земли и высадить группу десанта – в соответствии с планом операции «Микадо».

Тем не менее, британским планам было не суждено воплотиться в реальность.

Как оказалось, страхи на счет ПКР «Экзосет» оказались преувеличенными – внешняя разведка добыла сведения, что на момент введения эмбарго, Аргентина успела получить всего пять боеспособных «Супер Этандаров» и такое же количество ракет. Еще один, шестой по счету, истребитель-бомбардировщик не имел полного комплекта БРЭО и использовался, как источник запчастей.

Последний «Экзосет» был израсходован 30 мая в ходе безуспешной атаки на британскую авианосную группировку. Ракета так и не смогла достигнуть цели – согласно одним данным, её удалось увести с курса дипольными отражателями. Согласно другой версии, ПКР сбил эсминец HMS Exeter. Так завершился фолклендский триумф легендарной французской ракеты. К концу мая британцы уже прорвались к островам и высадили основные силы десанта. Интенсивность аргентинских воздушных атак заметно снизилась – сказывались потери в авиатехнике. Британскому командованию стало очевидно: в самоубийственном рейде на Огненную Землю нет никакой необходимости. Кровавая операция «Микадо» так и осталась страшной легендой.

Аргентина узнала о готовившемся рейде лишь через много лет после войны. Согласно заявлениям аргентинской стороны, налетчики не смогли бы уйти от ответа – аргентинская армия продолжила преследование бойцов SAS на территории Чили.

Бойня на Огненной Земле


Бойня на Огненной Земле

Аргентинское военное кладбище на Фолклендах
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 18
  1. лёшка 3 марта 2014 11:01
    Англичанам просто сильно везло,если бы аргентинцы были по храбрее то операция закончилась бы провалом
    лёшка
    1. lx 3 марта 2014 11:48
      Аргентинцам сильно не повезло иметь генерала-(какого-то) Галтьери. Шансов у их безумия не было.. да еще и при такой подготовке. А в РФ похоже уроки истории не учат
      lx
      1. Rider 3 марта 2014 12:14
        Цитата: lx
        А в РФ похоже уроки истории не учат

        "Мы учитываем и НЕ повторяем ошибки прошлого !"

        (правда всякий раз совершаем новые)

        laughing
      2. Veter 3 марта 2014 13:32
        Цитата: lx
        А в РФ похоже уроки истории не учат

        Вот вроде по-русски пишите, а мозги окончательно промыло. Неужели в европе вас таких большинство?
      3. cdrt 3 марта 2014 14:48
        Спасибо за статью. Слышал об этой операции, но читал только о Пебл до сих пор.
  2. aud13 3 марта 2014 12:29
    Цитата: lx
    Аргентинцам сильно не повезло иметь генерала-(какого-то) Галтьери. Шансов у их безумия не было.. да еще и при такой подготовке. А в РФ похоже уроки истории не учат

    Если вы последние события на Украине имеете ввиду, то скорее всего ваш вывод безоснователен.
    Именно по итогам событий (уроков) в Югославии, Ливии, Сирии и были сделаны соответствующие выводы и предприняты усилия по возвращению событий на Украине в нормальное русло.
    Так что плохой из вас учитель истории.
    А сейчас мы посмотрим чему и как вас и ваших хозяев научила история грузино-абхазской войны 2008 года.
  3. Даос 3 марта 2014 13:18
    Предлагаю ещё один фантастический сюжет... soldier

    Аргентина по тихой грусти договаривается о поставках техники и специалистов СССР. Блокаду фолклендов прорывают наши транспортные субмарины выгружая на острова современные ЗРК. В лизинг сдаются полдесятка "устаревших" ДПЛ пр. 651 с ПКРК П-6...
    1. chunga-changa 3 марта 2014 14:27
      Надо на сайте открыть подотдел альтернативной фантастики. Один постоянный автор уже есть, думаю и другие мечтатели подтянутся. Будет весело.
      1. supertiger21 3 марта 2014 16:46
        Цитата: chunga-changa
        Предлагаю ещё один фантастический сюжет...


        Цитата: chunga-changa
        Надо на сайте открыть подотдел альтернативной фантастики. Один постоянный автор уже есть, думаю и другие мечтатели подтянутся. Будет весело.


        Здорово мужики hi ,понравилась мне ваша идея.Только осталось найти такого "альтернативно-фантастического" автора... what
        1. Даос 3 марта 2014 20:51
          Так у нас Капцов есть уже... Стать, слог, и вообще завлекательно пишет ...
  4. lx 3 марта 2014 14:02
    Цитата: Veter
    Цитата: lx
    А в РФ похоже уроки истории не учат

    Вот вроде по-русски пишите, а мозги окончательно промыло. Неужели в европе вас таких большинство?

    Каких таких? По существу есть что сказать? Я вообще-то в Москве живу. Москва -- это Европа. Россия -- европейская странна исторически. Непонимание этого факта и постоянный реваншизм в отношении прошлого является одной из основных проблем нашего "государства" (к сожалению, на данный момент именно так -- в кавычках). Я честно говоря особо не хочу кого-то тут убеждать в глупости действий "руководства" РФ. Потом сами увидите (и почувствуете, если вы простой гражданин РФ), чем это все кончится
    lx
  5. parusnik 3 марта 2014 15:28
    Переживал я тогда за аргентинцев,не смотря на их хунту военную..
  6. грозный 3 марта 2014 16:03
    ) lx EU))))))))))))кикимора ты болотная))))))))))кукарекать в петушатне будешь)))))))))))))гомосяине слова не давали)))))))))))
  7. supertiger21 3 марта 2014 16:41
    С удовольствием прочитал,ставлю статье заслуженный "плюсик".Интересный факт в том,что Фолкленды - это единственный конфликт,где себя проявили семейство истребителей "Харриер" и СВВП вообще.Однако даже сбитие 23 аргентинских самолетов "Си Харриерами" не дало особых результатов,большинство бомб всё-равно попали в корабль(хотя большинство и не взорвалось).
    1. Даос 3 марта 2014 20:49
      Ну Фолклендский конфликт это самое известное боевое применение вертикалок... Но далеко не единственное.

      Наши Як-38 в ходе операции Ромб в Афганистане совершили 107 боевых вылетов.
      Американские самолеты AV-8B "Харриер" II выполняли задачи по уничтожению иракских войск вблизи ирако-кувейтской границы, В боях приняли участие эскадрильи VMA-311, VMA-542, VMA-213 и VMA-513(Det В), базировавшиеся на сухопутных аэродромах в Бахрейне и базе морской авиации в Саудовской Аравии, а также эскадрилья VMA-331 с борта десантного вертолетоносца "Нассау", Интенсивность использования "Харриеров" II на начальном этапе ежедневно совершалось 20-30 вылетов, но за несколько дней до начала сухопутных операций число вылетов было доведено до 200 и более ежедневно. Против иракских войск "Харриеры" применяли контейнеры, ракеты "Мейверик", напалмовые баки и бомбы объемного действия (FAE), а также неупраляемые ракеты и кассетные бомбы "Рокай". Точные данные о количественном составе самолетов AV-8B "Харриер" II, участвовавших в войне, не приводятся, но можно предположить, что их там было не менее 60. Что касается потерь, то непосредственно в боях было потеряно пять самолетов (два летчика погибли, а трое - взято в плен) и еще два - в небоевых условиях (возможно из-за неполадок в двигателе или бортовом оборудовании).
      1. supertiger21 4 марта 2014 17:44
        Согласен!Наши Яки тоже провели своего рода участие в боевом конфликте,но тем-не-менее в воздушных боях самолеты ВВП использовались только один раз.После Фолклендов стало ясно,что самолета такого классы совершенно не пригодны к воздушным боям.Страсть к СВВП окончательно пропала,было признано что из таких самолетов воздушный боец не удастся.Поэтому у нас Як-38 в 1992-ом сразу списали,а Як-41 не довели до ума.В мире остается пока три страны,которые продолжат традиции этого типа истребителей - это КМП США, ВМС Великобритании,ВМС Италии,покупающие F-35B.ВВС США и ВВС ещё 10 стран покупают стандартный F-35A.ВМС США тоже отказались от версии СВВП,покупая палубный F-35C.Из этого видно что у вертикального взлета-посадки мрачное будущее...
  8. Платон 3 марта 2014 17:07
    В статье хорошо показана степень подготовки к войне и умение аргентинских военных четко мыслить. То есть они заранее закладывали возможность проигрыша. Будь по-другому, то международные аэропорты на побережье можно было бы использовать в качестве размещения военных.
    Платон
  9. 19671812 3 марта 2014 18:48
    Бомбы не взрываются ракеты тоже ведь можно же было провести учения приближенные к боевым
    19671812
  10. Вожик 3 марта 2014 20:13
    Цитата: грозный
    ) lx EU))))))))))))кикимора ты болотная))))))))))кукарекать в петушатне будешь)))))))))))))гомосяине слова не давали)))))))))))

    "Исконного расеянина" сразу видно - тысячелетняя культура так и прёт...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня