Летчики-асы Востока

Летчики-асы Востока


«Опыт войны дает возможность сделать и такой вывод. В каждом полку было примерно 5, максимум — 7 летчиков, которые сбивали в воздушных боях значительно больше, чем другие, (на их долю приходилась примерно половина всех сбитых самолетов противника)»

- Г. Зимин. «Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия».

Феномен появления летчиков-асов остается величайшей тайной в истории боевой авиации. Профессиональная интуиция, пилотажное мастерство и меткий глаз. Обычное везение или результат накопления боевого опыта в изнурительных схватках с противником? Наука не знает точного рецепта успеха.


Такие люди рождались в разных странах, в разные времена. И, всякий раз, оказывались в числе редких «счастливцев», что приносили половину воздушных побед эскадрильи (полка, дивизии - при изменении масштаба пропорции сохраняются).

Восток - дело тонкое, говорил товарищ Сухов. И был совершенно прав: нравы обитателей мусульманского Востока кардинально отличаются от норм, принятых в европейском христианском обществе. Разные истории, иные пути цивилизационного развития.

Великое прошлое Средней Азии растворилось во времени - последние несколько веков этот регион объективно уступает Европе в экономическом, промышленном и научном развитии. За выходцами из народов Кавказа и Средней Азии закрепился устойчивый статус «гастарбайтеров», «этнических бандюков» и «ленивых торговцев урюком». Совершенно непригодных к управлению столь сложной и дорогостоящей техники, как боевой самолет.

Но так ли это на самом деле?

Амет-Хан Султан

Амет-хан Султан (25 октября 1920 года — 1 февраля 1971 года) — военный лётчик, подполковник (1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945). Родился в Крыму, в г. Алупка. Отец - дагестанец. Мать - крымская татарка.

Входит в число 50 самых результативных советских летчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Один из пяти советских асов, кому удалось преодолеть планку в 600 боевых вылетов (наряду с А. Алелюхиным, А. Покрышкиным, Н. Скомороховым и Л.Шестаковым).

Летчики-асы Востока


Всего за годы войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета, провел 150 воздушных боев, выполнил 70 вылетов на штурмовку наземных войск противника. Лично одержал 30 воздушных побед и сбил 19 вражеских самолетов в составе группы.

Считается лидером по истреблению Хе-111 (семь сбитых бомбардировщиков этого типа). Стоит заметить, что с середины 1943 г. «Хейнкель» нес усиленное оборонительное вооружение: заднюю полусферу прикрывали 4 огневые точки, что делало его перехват смертельно опасным заданием.

За годы войны талантливый летчик освоил несколько типов истребителей: отечественные И-153, Як-1, Як-7Б, зарубежные «Харрикейн» и «Белл Эйркорба». Победу Амет-хан Султан встретил на мощнейшем Ла-7. Всего же, за время лётной работы в качестве военного пилота и летчика-испытателя он освоил около 100 типов летательных аппаратов, при общем налете 4237 часов!

Как и многие асы (тот же немецкий Г. Баркхорн), Амет-хан начинал свою карьеру неважно: за первый год войны ему так и не удалось сбить ни одного вражеского самолета. Свою первую воздушную победу он одержал 31 мая 1942 года при весьма необычных обстоятельствах: догнал на предельной высоте разведывательный «Юнкерс», расстрелял весь боекомплект, а затем таранил врага, ударив его снизу левым крылом.

Сильнейший удар смял фонарь и на мгновение оглушил летчика. Амет-хан очнулся от тряски и оглушительного свиста - горящий Ю-88 шел к земле, зацепив с собой его «Харрикейн». Густой дым застилал кабину, от недостатка воздуха перехватило дыхание. В минуту смертельной опасности сознание подсказывало единственную верную мысль: "Прыгай"! Быстрым движением он отстегнул привязные ремни и рванулся из кабины - и в ужасе остановился. Кабина его истребителя накрыта правым крылом «Юнкерса», выход был заблокирован. Ценой невероятных физических усилий Амет-хану удалось руками (!) оттолкнуть свой самолет и благополучно выбраться из огненной ловушки.

Летчики-асы Востока

Истребитель Ла-7 Амет-Хана Султана с легендарным орлом c горы Ай-Петри

С каждым новым вылетом росло летное, тактическое и стрелковое мастерство пилота, рос счет побед и подкреплялась уверенность в собственных силах. Осенью 1942 года он занял должность командира 3-ей эскадрильи 9-го иап - одного из лучших истребительных подразделений ВВС Красной Армии. В составе своего полка Амет-хан оборонял Сталинград, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Кубани и Крыма, воевал в Восточной Пруссии, участвовал во взятии Берлина. Свою последнюю воздушную победу гвардии майор Амет-хан Султан одержал 29 апреля 1945 года, сбив истребитель FW-190 над берлинским аэродромом «Темпельхоф».

Погиб прославленный летчик в 1971 году, во время испытаний летающей лаборатории Ту-16ЛЛ.

Талгат Якубекович Бегельдинов

Советский летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза, рекордсмен по числу боевых вылетов на Ил-2 и числу сбитых на нем самолетов противника.

В тактическом руководстве пилотов Люфтваффе был прописан категорический запрет на атаку Ил-2 со стороны передней полусферы. Нечего даже пытаться выходить Илу «в лоб» - бронированный штурмовик с 23 мм пушками и пулеметами ШКАС сметет огнем любую цель на своем пути.

Огневая мощь и бронирование - именно этими преимуществами своего самолета блестяще владел Талгат Бегельдинов. В его руках медлительный и неуклюжий «Ил» превращался в могучую летающую крепость, способную постоять за себя в воздушном бою с любым «Мессершмиттом». Командование так доверяло молодому пилоту, что часто отпускало его на задания без истребительного прикрытия.

Летчики-асы Востока


Талгат Якубекович Бегельдинов родился 5 августа 1922 года в селе Майбалык, Акмолинской области, Казахской ССР в семье крестьянина. По национальности — казах.

В 1940 году поступил в Балашовскую военную авиационную школу пилотов, затем переведён в Чкаловское военное авиационное училище в г. Оренбурге, которое окончил в 1942 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с января 1943 года. Летал в эскадрилье Героя Советского Союза С. П. Пошивальникова. Вскоре стал его заместителем.

26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Бегельдинову Талгату Якубековичу за отвагу и боевое мастерство, проявленные при освобождении городов Знаменка, Кировоград, за лично сбитые в воздушных боях 4 вражеских самолета присвоено звание Героя Советского Союза.

Летчики-асы Востока


Второй медали «Золотая Звезда» гвардии капитан Бегельдинов Талгат Якубекович был удостоен 27 июня 1945 года за умелое руководство эскадрильей и боевые подвиги при штурмовке скопления войск и техники противника в боях за города Краков, Оппельн (ныне Ополе), Катовице, Бреслау (ныне Вроцлав) и Берлин.

Всего же за два года войны Т. Я. Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники, попутно сбив в воздушных боях 7 самолётов противника.

Гулям Мустафа Хан

ВВС Демократической Республики Афганистан пользовались дурной славой среди советских военных летчиков. Афганские пилоты были выходцами из знатных пуштунских и таджикских семей – потому, считали себя в воздухе абсолютными королями и не обращали внимания на различные предписания и инструкции. Летали мало и неохотно, с обязательным, предписанным Кораном, выходным по пятницам. Предпочитали сбрасывать бомбы куда попало - и поскорее возвращались на базу. Конечно, можно было бы не обращать внимания на такие мелкие шалости «союзничков», если б те не угоняли регулярно авиатехнику в Пакистан и не «сливали» информацию о предстоящих операциях полевым командирам моджахедов.

Однако, даже в этом скопище бездарей, тунеядцев и предателей находились по-настоящему преданные небу пилоты, готовые до конца выполнить свой долг. Таким был Гулям Мустафа Хан (1953-1994) - зам. командира 355-го апиб ВВС ДРА.

Летчики-асы Востока

Гулям Мустафа Хан (справа) во врем обучения в Советском Союзе

Получив блестящую летную подготовку в СССР, Мустафа, вернулся на родину, где был зачислен в афганский истребительно-бомбардировочный авиаполк на авиабазе Баграм. Уже на этапе становления молодой летчик отличался хорошими навыками пилотирования, технической грамотностью и морально-волевыми качествами. К 1987 году Мустафа был единственным летчиком из всего полка, кто имел допуск к полетам ночью и в сложных метеоусловиях.

В том же году случилась трагедия - моджахеды вырезали семью Мустафы. Отныне ярость пилота не знала границ - Мустафа Гулям ежедневно совершал по несколько боевых вылетов, обрушивая на афганские горы и ущелья тонны бомб. В ходе боёв за Джеллалабад он буквально не вылезал из кабины своего Су-22 (экспортная версия Су-17), летая с предельной нагрузкой для человека. По 10-11 вылетов в сутки!

В ходе одного из вылетов Мустафа был сбит, повредил позвоночник. После длительного лечения получил звание генерала и был представлен к награде «Герой Демократической Республики Афганистан». Но даже после перехода на штабную должность он не смог оставить штурвал истребителя. В ходе попытки военного переворота 6 марта 1990 года, когда часть армейских подразделений восстала против правительства Наджибуллы, генерал Мустафа лично возглавил операцию против авиабазы Баграм, перешедшей на сторону восставших. Вылетев во главе группы с аэродрома под г. Мазари-Шариф (очевидно, с АБ Шиндад) он разбомбил взлетно-посадочную полосу Баграма, тем самым предрешив исход восстания. За что был повторно представлен к высшей награде Республики Афганистана.

Летчики-асы Востока


Смерть нашла героя в ходе одного из вылетов на бомбардировку позиций группировки Талибан. 30 января 1994 г. «Сушка» генерала Мустафы была перехвачена истребителем МиГ-21 военно-воздушных сил «Исламского государства Афганистан» - самолет разбился в горах, к северо-западу от перевала Саланг.

Место крушения самолета и останки отважного летчика были случайно обнаружены в 2009 году и перезахоронены в Кабуле со всеми воинскими почестями.

Джилил Занди

Снайпер персидского неба, считающийся одним из самых результативных летчиков-истребителей реактивной эры. Лучший в мире пилот тяжелого перехватчика F-14. Подлинный «Топ Ган» - в отличие от показушного Мэверика, которого удачно сыграл на экране Т. Круз.

Жизнь и карьера этого аса достойны крутого голливудского блокбастера – с резкими поворотами сюжетами, оглушительными провалами и яркими победами.

Летчики-асы Востока


Джалил Занди пришел в авиацию во времена шахского правления, когда Иран еще был светским государством и поддерживал дружеские отношения с Западом (это к вопросу о появлении в Иране новейших истребителей F-14). Со сменой режима у Занди начались неприятности – не осознавая до конца серьезность своего поступка, он открыто выступил против излишней исламизации ВВС Ирана. За что немедленно пошел под трибунал – Стражи Исламской Революции вынесли еретику жесткий вердикт: 10 лет заключения. Расставание с любимым небом, тюремные застенки, пятиразовый намаз – от таких новостей Занди окончательно пал духом и принялся прикручивать жгут из простыни к крюку на потолке. Спасло буквально чудо – все сослуживцы встали на защиту подающего надежды пилота.

Спустя шесть месяцев Занди был освобожден из тюрьмы и вновь попал в самое пекло. В регионе разгорелась жестокая Ирано-иракская война, унесшая за последующие 8 лет почти полмиллиона человек с каждой стороны. Трагические события стали «звездным часом» Джалила Занди – летая на сверхзвуковом перехватчике F-14, он сумел записать на свой счет 11 воздушных побед! Согласно официальным данным, cреди трофеев Занди значатся три истребителя-бомбардировщика «Мираж» F1, пара Су-22, пара МиГ-21 и четыре МиГ-23.

Разумеется, когда дело касается потерь на войне, все представленные данные имеют некоторый оттенок неправдоподобности – государственной пропаганде свойственно завышать потери противника и занижать потери со своей стороны. Не исключено, что часть побед были приписаны Занди по требованию вышестоящего руководства. Сам пилот говорил только о 9 победах, из которых были достоверно подтверждены лишь 6 - 8. Но, в любом случае, это невероятно много в эпоху современной реактивной авиации.

Удача оставила пилота в феврале 1988 года – в воздушном бою его непобедимый «Томкэт» был сбит иракским «Мираж» F1. Экипажу удалось благополучно катапультироваться.

Джилилу Занди удалось благополучно пережить Ирано-иракскую войну и дослужиться до чина бригадного генерала. Прославеленный летчик-ас трагически погиб в автокатастрофе в 2001 году.

Летчики-асы Востока

Летчики Военно-воздушных сил Исламской Республики Иран на фоне F-14 "Томкэт"


По материалам:
http://www.airwar.ru
http://www.iiaf.net
http://www.skywar.ru
http://www.wikipedia.org
В. Марковский «Жаркое небо Афганистана»
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. ramin_serg 4 марта 2014 09:09
    Очень хорошая статья читал с интересом на одном дыхании
    1. elmi 4 марта 2014 13:16
      Получается что наряду с геройством проверялась в боевых условиях и качество техники и .Так что несмотря даже и на безвозмездную помощь союзникам, СССР на деле мог увидеть и проверить достоинства и недостатки техники, не подвергая при этом угрозе жизни своих военных.
      1. Vovka Levka 4 марта 2014 17:02
        Цитата: elmi
        Получается что наряду с геройством проверялась в боевых условиях и качество техники и .Так что несмотря даже и на безвозмездную помощь союзникам, СССР на деле мог увидеть и проверить достоинства и недостатки техники, не подвергая при этом угрозе жизни своих военных.

        Про реальное состояние и качество авиационной техники по сравнению с вероятным противником у специалистов ВВС СССР никаких иллюзий не было. А то что, многие вещи умалчивались, которые не ласкали слух это другое дело.
        Vovka Levka
    2. Su24 4 марта 2014 16:47
      За что немедленно пошел под трибунал – Стражи Исламской Революции вынесли еретику жесткий вердикт: 10 лет заключения. Расставание с любимым небом, тюремные застенки, пятиразовый намаз – от таких новостей Занди окончательно пал духом и принялся прикручивать жгут из простыни к крюку на потолке.


      Ага, особенно, видимо, была невыносима молитва. Браво, автор!
    3. Vovka Levka 4 марта 2014 16:56
      Цитата: ramin_serg
      Очень хорошая статья читал с интересом на одном дыхании

      От себя скажу, что во времена СССР подготовка рядовых лётчиков Сирии была очень сильной. То что они вытворяли в небе, нашим из строевых частей и не снилось. Это конечно было не по тому, что наши плохие, а тем что они были жёстко зажаты правилами и инструкциями во избежание аварийности.
      Vovka Levka
      1. Касым 5 марта 2014 03:46
        Вовка Левка . Это не так . Я служил на полигоне , который обслуживал иностранных курсантов , союзников по СЭВ . Я заметил , что показатели лучше у тех иностранцев , где хорошее образование (Страны Восточной Европы) . Например , курсанты с Африки были самые "необучаемые". Доходило до того , что вместо положенного срока их обучали в 2 раза дольше .
        СПАСИБО ОЛЕГУ КАПЦОВУ . Недавно было обсуждение одной темы , где один "чувак" сказал , что из мусульман летуны никакие . И вот ответ таким "чувакам". ЕЩЕ РАЗ СПАСИБО .
  2. Каплей 4 марта 2014 09:17
    Легендарные люди. Это гордость наша и тех стран, с которыми мы дружили. Здесь нет данных о героях кубинцах, которые нагоняли страх на летчиков ЮАР в период войны в Анголе. Честь имею.
    1. Lazer 4 марта 2014 09:34
      И о летчиках Индии и Пакистана.
      1. saturn.mmm 4 марта 2014 16:10
        Цитата: Lazer
        И о летчиках Индии и Пакистана.

        Так еще Корея и Вьетнам
      2. sivuch 4 марта 2014 18:03
        У пакистанцев наиболее известным летчиком был Сефуль Азам.Участвовал в Индо-пакистанской войне и Шестидневной войне 1967 года(в составе ВВС Иордании,на Хантере),до 6 побед
        1. badger1974 4 марта 2014 22:11
          у Азама не подтвердились воздушные победы, а вот в наземных атаках индусы признали повреждённые самолёты во время атак на аэродромы индии
          badger1974
    2. Комментарий был удален.
    3. LiSSyara 4 марта 2014 11:21
      А причем тут Куба и Африка? Вроде речь о летчиках Востока.
  3. pulemetchik_39 4 марта 2014 09:31
    Да и про самих юаровцев было бы интересно прочесть,все-таки они раньше сильными вояками были-я имею ввиду,до падения апартеида.
    pulemetchik_39
    1. SWEET_SIXTEEN 4 марта 2014 10:43
      Цитата: Каплей
      Здесь нет данных о героях кубинцах, которые нагоняли страх на летчиков ЮАР в период войны в Анголе.

      Цитата: pulemetchik_39
      Да и про самих юаровцев было бы интересно прочесть,все-таки они раньше сильными вояками были-я имею ввиду,до падения апартеида.

      Кубинцы оказались полными лолами - Юаровцы на "Импалах" (легкий бронированный штурмовик на базе УТС) расстреляли формацию Ми-24 и ушли на ПМВ от МИГов, управляемых "кубинскими летчиками-героями"

      http://topwar.ru/27444-ohota-na-krokodila.html
      1. Роман 1977 4 марта 2014 13:11
        Олег, ты не прав...
        МиГ-23МФ, пилотируемые кубинскими лётчиками, приняли участие в нескольких стычках с южноафриканскими истребителями «Мираж F-1» в 1987—1988 годах. В начале 1987 г. над северными районами Намибии был сбит один "Мираж F.1AZ". Несколько месяцев спустя еще один истребитель такого типа в воздушном бою с МиГ-23 получил попадание ракеты Р-60М.

        Южноафриканский Mirage F1AZ сбитый кубинским МиГ-23
        Его летчик сумел дотянуть до границы и спастись, однако самолет был потерян. Кроме указанных самолетов кубинцы также сбили южноафриканский истребитель "Мираж III", штурмовик "Импала" и транспортный самолет С-130 "Геркулес".

        МиГ-23МФ с ангольскими опознавательными знаками
        Ангольско-кубинские ВВС, пополненные "двадцать третьими", смогли завоевать и удержать господство в воздухе.В доказательство этого журналистам показывали чёткие надписи на африкаанс уничтоженного самолётами МиГ-23 «MIK23 sak van die kart» (перевод "Эти МиГ-23 ударили нас прямо в сердце"), оставленные южноафриканскими войсками на стене плотины Руакана-Калуекэ.
        1. sivuch 4 марта 2014 13:56
          Роман,Вы по прежнему Жирохова цитируете?
          Так вот,в Анголе были кубинские МЛ,если хотите поищу бортовые номера,летчиков звали м-р Ривас и ст.л-т Гондин,а подробный разбор пролетов изложен тут
          http://forums.airforce.ru/holodnaya-voina/1325-mig-23-protiv-f-4-i-mig-21-a-28/
          Тема: МиГ-23 против F-4 и МиГ-21
          Как Вы,наверно,поняли Игорь_К -это я
          1. Роман 1977 4 марта 2014 15:14
            Игорь не только Жирохова, или вы будете отрицать потери южноафриканцев от действий кубинских ВВС:
            Арабские асы:
            Сирия:
            А.эль-Гар летал на МиГ-21-5,5 побед (1 совместная), из них 5 F-4, 1 Nesher (3 F-4 (1 совместный) и 1 Nesher подтверждены)
            Б.Хамшу летал на МиГ-21- 5 побед, из них: 3 A-4, 1 F-4 и 1 Mirage III подтверждены
            М.Мансур, летал на МиГ-21- 5 побед, из них: 3 Mirage III, 1 Nesher, 1 F-4 (2 Mirage III и 1 F-4 подтверждены)
            http://www.acig.info/CMS/index.php?option=com_content&task=view&id=34&Itemid=47


            МиГ-21 ВВС Сирии
            Ирак:
            Моххамед Райян, летал на МиГ-21 и МиГ-25- 10 побед, из них 2 победы на МиГ-21 (F-5Е Tiger II); 8 побед на МиГ-25,(включая 6 подтверждённых в т.ч. 3 F-4, Gulfstream III). В 1986 году после получение звания полковника, Райян был сбит и убит в воздушном бою с иранскими либо F-14, либо F-5;
            Омар Гобен, летал на МиГ-23- 12 побед, из них 1—4 подтверждённые (0-3 F-5, 1 Fokker F27);
            Али Сабах, летал на МиГ-23 и Mirage F1.- 6 побед, из них 3 победы подтверждены, в том числе 1 F-14A.
            http://www.acig.info/CMS/index.php?option=com_content&task=view&id=183&Itemid=1





            Истребители ВВС Ирака (сверху вниз): МиГ-25, МиГ-23МЛ, МиГ-21, Mirage F1EQ
            Египетские асы:
            Али Ваджай, летал на МиГ 21- 6 побед: 2 в 1970 году и 4 в 1973 году.
            Ахмед Атеф, летал на МиГ-21- 5 побед.
            Сами Марей, летал на МиГ-21- 5 побед между 1966 и 1968 годами. Погиб 26 февраля 1970 года.
            Самир Азиз Михаил, летал на МиГ-21- 5 побед.
            Хусейн Сами, летал на МиГ 21- 5 побед.
            1. sivuch 4 марта 2014 17:57
              Роман,во-первых,Вы меня не совсем поняли -я хотел сазать,что в Анголе были МЛ-ы,а не МФ.
              Во-вторых,лично я ничего не отрицаю и не утверждаю.Отрицают южноафриканцы да и в представленной мной ссылке по сути дела говорится о том же.Что кубинцы,получив Миг-23,захватили господство в воздухе -есть такое.До этого хозяйничали южане,особенно отличился шустрый майор Рэнкин -он претендует на 3-4 победы.В принципе,дело не в количестве сбитых,тут все мутно,а в том,что ВВС Кубы сумели поддержать свои наземные части и затруднить,если не перекрыть полностью снабжение противнику.И самый яркий эпизод для Миг-23-х,на мой взгляд, -это не сбитие А.Перси,а бомбежка дамбы ГЭС на реке Кунене.Тут последствия оказались стратегические.
              Про И-И войну пока писать не хочу,хотя,поверьте,я занимался ею довольно плотно.Просто появился человек,представившийся иракцем из бывших ВВС и обещал подкинуть информацию.Посмотрим.
              Пока только скажу,что Миг-23 с Вашей картинки соответствует периоду после Бури в стакане 1991 года.
              1. Роман 1977 4 марта 2014 18:35
                Цитата: sivuch
                Роман,во-первых,Вы меня не совсем поняли -я хотел сазать,что в Анголе были МЛ-ы,а не МФ.

                Ну что здесь я с Вами согласен,и признаю свою ощибку, это действительно могли быть МиГ-23МЛ.
                В середине 80-х годов примерно пятьдесят МиГ-23МЛ были направлены Кастро в поддержку контингента войск здесь. Основной задачей была штурмовка, однако в 1987-88 году во время битвы вокруг Куито Куанавале МиГи использовались как истребители в борьбе с южноафриканцами.

                http://airwar.ru/history/locwar/lamerica/cuba23/cuba23.html

                Цитата: sivuch
                До этого хозяйничали южане,особенно отличился шустрый майор Рэнкин -он претендует на 3-4 победы.

                Не наговаривайте лишнего на честного человека. bully У Рэнкина два сбитых точно и один-предположительно. 6 ноября 1981 истребитель МиГ-21МФ, пилотируемый кубинским летчиком лейтенантом Данасио Вальдесом. 5 ноября 1982 года 2 МиГ-21бис, пилотируемая кубинскими летчиками лейтенантами Рахелем Морреро Родригесом (ведущий) и Гильберто Ортис Пересом (ведомый). Оба самолета получили значительные повреждения, но сумели выполнить вынужденную посадку в Лубанго.
                http://www.skywar.ru/angolainter.html

                Так, что на выходе имеем 1 МиГ-21МФ-сбит (пдтвержден обеими сторонами) и 2 МиГ-21бис-повреждены (по данным ЮАР один-сбит точно, другой предположительно). Хотя не оспариваю того факта, что майор Йохан Рэнкин из 3-й аэ ВВС ЮАР-молодец. good
                Цитата: sivuch
                В принципе,дело не в количестве сбитых,тут все мутно,а в том,что ВВС Кубы сумели поддержать свои наземные части и затруднить,если не перекрыть полностью снабжение противнику.И самый яркий эпизод для Миг-23-х,на мой взгляд, -это не сбитие А.Перси,а бомбежка дамбы ГЭС на реке Кунене.Тут последствия оказались стратегические.

                По действиям ИБА в конфликте ничего не могу сказать, поскольку темой не интересовался, хотя конечно хотелось бы узнать о боевом применении в Анголе Су-25.
                Цитата: sivuch
                Про И-И войну пока писать не хочу,хотя,поверьте,я занимался ею довольно плотно.Просто появился человек,представившийся иракцем из бывших ВВС и обещал подкинуть информацию.Посмотрим.Пока только скажу,что Миг-23 с Вашей картинки соответствует периоду после Бури в стакане 1991 года.

                По Ирано-иракской войне очень много непонятного, особенно, что касается применения иракцами Ту-22, Ту-16 и МиГ-25. По потерям сторон, попробовал почитать Купера, но тот превозносит иранские "Томкэты", хотя собственно сам истребитель в американских ВВС ничем особенным себя не проявил, если конечно не считать сбития 2 ливийских Су-22 в 1981 году и 2 МиГ-23 в 1989 году, впрочем, наши советники утверждают, и я с ними согласен, что ливийцы особенно в бой не рвались и американцы их сбили просто для острастки. Во время "Бури в пустыне" и в прочих конфликтах побед за ними более не числилось.
        2. supertiger21 4 марта 2014 16:49
          Здорово Роман,фото впечатляют!Воздушные бои над Анголой - одни из немногих,где МиГам-23 противостояли самолеты-ровесники.В большинстве других конфликтов 23-му приходилось воевать с самолетами 4-го поколения:с F-14,F-15 и F-16,которые превосходили его в маневренности и авионике.
  4. redcod 4 марта 2014 10:09
    Лично здоровался Талгатом Якубековичем, когда он приезжал со всеми ветеранами ВОВ на парад. Классный дед. Мою дочку, тогда она была еще маленькая, на руки взял и благословил (бата берды). Долгих лет жизни ему.
  5. muginov2015 4 марта 2014 10:17
    шикарная статья! узнал для себя много нового .Автору респект!
  6. sivuch 4 марта 2014 11:06
    Про Зинди -свистеж
    1. supertiger21 4 марта 2014 16:44
      Цитата: sivuch
      Про Зинди -свистеж


      Не вы ведь участвовали в Ирано-Иракской войне,поэтому не вам судить stop .Пилоты мучаются о перегрузок,чтобы получить хоть одну воздушную победу,и не клавиатурным экспертам обливать грязью их достижения.
  7. buzer 4 марта 2014 11:23
    тоже видел Бегельдинова. Рассказывал,о том как его сбили,как он к нашей передовой выходил и как наши на передовой его проверили. Какой-то командир,то ли комбат,то ли ротный налил целую кружку спирта. Бегельдинов одним махом выпил,вот и вся проверка. Дали машину и отправили в свою часть. Никаких ужасов про застенки и пытки особистов не услышали...
    buzer
  8. Добрый кот 4 марта 2014 12:41
    Еще одно доказательство что не нужно думать стереотипами
  9. Роман 1977 4 марта 2014 12:44
    Ну что ж можно немножко дополнить-северокорейские асы:
    Кан Йон Дук

    Начал войну на Яках, именно в начальный период одержал пять побед. Потом пересел на МиГ-15. Особо отличился в боях за Вонсан в период с 4.10. по 12.10.1952 г. Удостоен звания Герой КНДР в 1953 году, на тот момент командовал иап. Всего к концу войны на его счету было 10 сбитых самолетов противника. О послевоенной судьбе информации нет.
    Ким Гин Ок

    К началу войны в 1950 году был командиром эскадрильи Як-9 в 56 иап ВВС КНДР. В 1952-53 гг воевал на МиГ-15 в качестве комэска, комполка и комдива. В 1951 году удостоен звания Героя КНДР. По северокорейским данным был лучшим асом, сбил 11 американских самолета (из них 3 В-29, летая на Як-9П с 11.07 по 3.12.50), по другим данным сбил 17 американских самолетов. После войны продолжил службу в ВВС. В апреле 1969 году спланировал операцию ПВО КНДР, в ходе которой был сбит американский разведчик ЕС-121.
    Умер в ноябре 2001 года в возрасте 76 лет.
    Ли Дон Гю

    На момент начала войны командовал 56 ИАП ВВС КНДР. В период с 11.07. по 14.07.1950, летая на Як-9П, по северокорейским данным сбил пять самолетов ВВС США. В том числе один В-29 над Сеулом. Согласно непроверенным данным погиб в воздушном бою осенью 1950 года. Звание Героя КНДР присвоено посмертно.
    Пэк Ги Рак

    В 1950-51 гг сбил пять самолетов ВВС США (по другим данным 9). Большинство побед одержал в районе Синичжу и Пхеньяна в январе 1951 года, летая на Як-9П и Ла-11. Погиб в июне 1951 года, таранив своим самолетом корабль ВМФ США в Желтом море. На момент гибели командовал ИАП. Посмертно представлен к званию Героя КНДР.
    http://www.airwar.ru/history/aces/acepostwar/pilot/pekgirak.html

    Прославилась в воздушных боях, в том числе с реактивными самолетами противника, удостоенная звания Героя КНДР женщина-ас Тхя Сен Хи, летавшая на истребителях Як-9 и МиГ-15, сбившая 6 американских самолетов.

    Як-9П ВВС КНДР
    1. SWEET_SIXTEEN 4 марта 2014 12:55
      Как всегда, порадовал)))

      Хоть и не испытываю теплых чувств к КНДР, но такие факты почитать в высшей степени любопытно
      1. saturn.mmm 4 марта 2014 19:01
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Хоть и не испытываю теплых чувств к КНДР, но такие факты почитать в высшей степени любопытно

        Так и Вьетнамцев надо вспомнить
        Нгуен Ван Кок (9 воздушных побед, справа) и Нгуен Док Соат (6 воздушных побед, слева) слушают Фам Тань Нгана (в центре, 8 воздушных побед)
        1. badger1974 4 марта 2014 20:45
          только хотел вступится за вьетнамских асов, а тут вы
          badger1974
    2. badger1974 4 марта 2014 22:26
      про последнюю не знавал, где есть такая инфа?кто такая Тхя Сен Хи? это как наша Лида Литвяк и Катя Буданова? поведай, впервые слышу
      badger1974
  10. buzer 4 марта 2014 15:31
    можно вспомнить вертолетчика-аса Николая(Каиргельды) Саиновича Майданова. Один из четырех получивших звание и Героя Советского Союза и Героя России и единственный кто получил эти звания за боевые действия. Отец-казах,мать-немка. Воевал в Афгане и в Чечне. Погиб в Аргунском ущелье.
    buzer
  11. supertiger21 4 марта 2014 16:39
    Познавательная и интересная статья,заслуженный "плюс".Были в 20-ом веке асы,но хотелось-бы чтобы и в 21-ом с ними не было дефицита.
    1. badger1974 4 марта 2014 20:59
      статья интересная в качестве информации неполноценности, зря вы назвали двух пилотов ВВС РККА СССР- Амет-Хан и Бегельдинов-они не асы востока ,а асы ВВС РККА СССР ровно как и много других национальностей и народностей в этих структурах (тем более Амет-Хан Султан - ЮЖАНИН, он с Крыма), наверно правильней называть именно асов Востока, и упор надо было делать на Вьетнамских асов, это и самые асы из асов были, а в статье как то не очень, доделать статью автору надо с выкладками и тд, но просьба, про лётчиков ВВС РККА и Советских лётчиков неприменяйте слово с Востока , в СССР небыло различий, было общее дело,
      с уважением к автору статьи
      badger1974
  12. dmitrij.blyuz 4 марта 2014 22:45
    Олегу Капцову-огромное спасибо!Из всех-знал только об Ахмет-Хан-Султане!Вы,Олег-как всегда,умеете удивить!С уважением. hi
    dmitrij.blyuz
  13. Асан Ата 5 марта 2014 00:14
    Талгат Бегельдинов, единственный казах - дважды герой Советского Союза, генерал-майор, жив и поныне, мой сосед. Прекрасный скромный человек с крепким рукопожатием. Дай бог ему много здоровья! Почитайте его книгу: "Илы атакуют".
    Асан Ата
  14. nnz226 5 марта 2014 01:44
    Про советских асов-неславян: они образование и профподготовку получали в СССР!!! А сейчас - выходцы из азиатских республик (возможно откинем Казахстан) за годы своей незалежности одичали до того, что уже и русского языка не знают! Интересно, как на таджикском выглядят документы по эксплуатации хотя бы Су-27? Так что ещё время пары поколений и представители азиатских "титульных наций" на ветки чинар вернутся...
  15. rero 5 марта 2014 05:58
    гиора епштеин -17 побед 1967-1973 .из них 5 побед с приминением ракет воздух-воздух и осталние сприминением пушки в близних воздуШних боиах.он летал на двух типов истрибителеи:мраз и нешер(израилскаиа версиа мираз 5)
    1. supertiger21 5 марта 2014 18:18
      13 побед достигнуты на Мираж-III,остальные 4 на "Нешер".Гиора Эпштейн является третьим по результативности асом реактивной эпохи.Карьеру лётчика закончил в 1997 году.
  16. papik09 6 марта 2014 03:09
    Господа форумчане! Не спорьте между собою, плиз! Во ВСЕХ ВВС в мире есть асы. Если кто хочет - напишите свою статью. Она будет прекрасным дополнением к этой, интересной статье. Автору "+". hi
  17. ВСО 82-84 28 апреля 2014 18:02
    В г.Андижане стоял полк ПВО, № не помню, гвардейский, Одеский, и стела с именами героев этого полка. Среди них был Амет-Хан Султан, кроме него там было ещё 22 героя.
    ВСО 82-84
  18. Patricklymn 8 октября 2014 20:25
    Компания MigCredit гарантирует услуги по кредитованию бизнесменов без проволочек
    https://vk.com/club40524903
    Patricklymn

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня