Летчики-асы Востока



«Опыт войны дает возможность сделать и такой вывод. В каждом полку было примерно 5, максимум — 7 летчиков, которые сбивали в воздушных боях значительно больше, чем другие, (на их долю приходилась примерно половина всех сбитых самолетов противника)»

- Г. Зимин. «Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия».


Феномен появления летчиков-асов остается величайшей тайной в истории боевой авиации. Профессиональная интуиция, пилотажное мастерство и меткий глаз. Обычное везение или результат накопления боевого опыта в изнурительных схватках с противником? Наука не знает точного рецепта успеха.

Такие люди рождались в разных странах, в разные времена. И, всякий раз, оказывались в числе редких «счастливцев», что приносили половину воздушных побед эскадрильи (полка, дивизии - при изменении масштаба пропорции сохраняются).

Восток - дело тонкое, говорил товарищ Сухов. И был совершенно прав: нравы обитателей мусульманского Востока кардинально отличаются от норм, принятых в европейском христианском обществе. Разные истории, иные пути цивилизационного развития.

Великое прошлое Средней Азии растворилось во времени - последние несколько веков этот регион объективно уступает Европе в экономическом, промышленном и научном развитии. За выходцами из народов Кавказа и Средней Азии закрепился устойчивый статус «гастарбайтеров», «этнических бандюков» и «ленивых торговцев урюком». Совершенно непригодных к управлению столь сложной и дорогостоящей техники, как боевой самолет.

Но так ли это на самом деле?

Амет-Хан Султан

Амет-хан Султан (25 октября 1920 года — 1 февраля 1971 года) — военный лётчик, подполковник (1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945). Родился в Крыму, в г. Алупка. Отец - дагестанец. Мать - крымская татарка.

Входит в число 50 самых результативных советских летчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Один из пяти советских асов, кому удалось преодолеть планку в 600 боевых вылетов (наряду с А. Алелюхиным, А. Покрышкиным, Н. Скомороховым и Л.Шестаковым).

Летчики-асы Востока


Всего за годы войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета, провел 150 воздушных боев, выполнил 70 вылетов на штурмовку наземных войск противника. Лично одержал 30 воздушных побед и сбил 19 вражеских самолетов в составе группы.

Считается лидером по истреблению Хе-111 (семь сбитых бомбардировщиков этого типа). Стоит заметить, что с середины 1943 г. «Хейнкель» нес усиленное оборонительное вооружение: заднюю полусферу прикрывали 4 огневые точки, что делало его перехват смертельно опасным заданием.

За годы войны талантливый летчик освоил несколько типов истребителей: отечественные И-153, Як-1, Як-7Б, зарубежные «Харрикейн» и «Белл Эйркорба». Победу Амет-хан Султан встретил на мощнейшем Ла-7. Всего же, за время лётной работы в качестве военного пилота и летчика-испытателя он освоил около 100 типов летательных аппаратов, при общем налете 4237 часов!


Как и многие асы (тот же немецкий Г. Баркхорн), Амет-хан начинал свою карьеру неважно: за первый год войны ему так и не удалось сбить ни одного вражеского самолета. Свою первую воздушную победу он одержал 31 мая 1942 года при весьма необычных обстоятельствах: догнал на предельной высоте разведывательный «Юнкерс», расстрелял весь боекомплект, а затем таранил врага, ударив его снизу левым крылом.

Сильнейший удар смял фонарь и на мгновение оглушил летчика. Амет-хан очнулся от тряски и оглушительного свиста - горящий Ю-88 шел к земле, зацепив с собой его «Харрикейн». Густой дым застилал кабину, от недостатка воздуха перехватило дыхание. В минуту смертельной опасности сознание подсказывало единственную верную мысль: "Прыгай"! Быстрым движением он отстегнул привязные ремни и рванулся из кабины - и в ужасе остановился. Кабина его истребителя накрыта правым крылом «Юнкерса», выход был заблокирован. Ценой невероятных физических усилий Амет-хану удалось руками (!) оттолкнуть свой самолет и благополучно выбраться из огненной ловушки.


Истребитель Ла-7 Амет-Хана Султана с легендарным орлом c горы Ай-Петри

С каждым новым вылетом росло летное, тактическое и стрелковое мастерство пилота, рос счет побед и подкреплялась уверенность в собственных силах. Осенью 1942 года он занял должность командира 3-ей эскадрильи 9-го иап - одного из лучших истребительных подразделений ВВС Красной Армии. В составе своего полка Амет-хан оборонял Сталинград, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Кубани и Крыма, воевал в Восточной Пруссии, участвовал во взятии Берлина. Свою последнюю воздушную победу гвардии майор Амет-хан Султан одержал 29 апреля 1945 года, сбив истребитель FW-190 над берлинским аэродромом «Темпельхоф».

Погиб прославленный летчик в 1971 году, во время испытаний летающей лаборатории Ту-16ЛЛ.

Талгат Якубекович Бегельдинов

Советский летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза, рекордсмен по числу боевых вылетов на Ил-2 и числу сбитых на нем самолетов противника.

В тактическом руководстве пилотов Люфтваффе был прописан категорический запрет на атаку Ил-2 со стороны передней полусферы. Нечего даже пытаться выходить Илу «в лоб» - бронированный штурмовик с 23 мм пушками и пулеметами ШКАС сметет огнем любую цель на своем пути.

Огневая мощь и бронирование - именно этими преимуществами своего самолета блестяще владел Талгат Бегельдинов. В его руках медлительный и неуклюжий «Ил» превращался в могучую летающую крепость, способную постоять за себя в воздушном бою с любым «Мессершмиттом». Командование так доверяло молодому пилоту, что часто отпускало его на задания без истребительного прикрытия.



Талгат Якубекович Бегельдинов родился 5 августа 1922 года в селе Майбалык, Акмолинской области, Казахской ССР в семье крестьянина. По национальности — казах.

В 1940 году поступил в Балашовскую военную авиационную школу пилотов, затем переведён в Чкаловское военное авиационное училище в г. Оренбурге, которое окончил в 1942 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с января 1943 года. Летал в эскадрилье Героя Советского Союза С. П. Пошивальникова. Вскоре стал его заместителем.

26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Бегельдинову Талгату Якубековичу за отвагу и боевое мастерство, проявленные при освобождении городов Знаменка, Кировоград, за лично сбитые в воздушных боях 4 вражеских самолета присвоено звание Героя Советского Союза.



Второй медали «Золотая Звезда» гвардии капитан Бегельдинов Талгат Якубекович был удостоен 27 июня 1945 года за умелое руководство эскадрильей и боевые подвиги при штурмовке скопления войск и техники противника в боях за города Краков, Оппельн (ныне Ополе), Катовице, Бреслау (ныне Вроцлав) и Берлин.

Всего же за два года войны Т. Я. Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники, попутно сбив в воздушных боях 7 самолётов противника.

Гулям Мустафа Хан

ВВС Демократической Республики Афганистан пользовались дурной славой среди советских военных летчиков. Афганские пилоты были выходцами из знатных пуштунских и таджикских семей – потому, считали себя в воздухе абсолютными королями и не обращали внимания на различные предписания и инструкции. Летали мало и неохотно, с обязательным, предписанным Кораном, выходным по пятницам. Предпочитали сбрасывать бомбы куда попало - и поскорее возвращались на базу. Конечно, можно было бы не обращать внимания на такие мелкие шалости «союзничков», если б те не угоняли регулярно авиатехнику в Пакистан и не «сливали» информацию о предстоящих операциях полевым командирам моджахедов.

Однако, даже в этом скопище бездарей, тунеядцев и предателей находились по-настоящему преданные небу пилоты, готовые до конца выполнить свой долг. Таким был Гулям Мустафа Хан (1953-1994) - зам. командира 355-го апиб ВВС ДРА.


Гулям Мустафа Хан (справа) во врем обучения в Советском Союзе

Получив блестящую летную подготовку в СССР, Мустафа, вернулся на родину, где был зачислен в афганский истребительно-бомбардировочный авиаполк на авиабазе Баграм. Уже на этапе становления молодой летчик отличался хорошими навыками пилотирования, технической грамотностью и морально-волевыми качествами. К 1987 году Мустафа был единственным летчиком из всего полка, кто имел допуск к полетам ночью и в сложных метеоусловиях.

В том же году случилась трагедия - моджахеды вырезали семью Мустафы. Отныне ярость пилота не знала границ - Мустафа Гулям ежедневно совершал по несколько боевых вылетов, обрушивая на афганские горы и ущелья тонны бомб. В ходе боёв за Джеллалабад он буквально не вылезал из кабины своего Су-22 (экспортная версия Су-17), летая с предельной нагрузкой для человека. По 10-11 вылетов в сутки!

В ходе одного из вылетов Мустафа был сбит, повредил позвоночник. После длительного лечения получил звание генерала и был представлен к награде «Герой Демократической Республики Афганистан». Но даже после перехода на штабную должность он не смог оставить штурвал истребителя. В ходе попытки военного переворота 6 марта 1990 года, когда часть армейских подразделений восстала против правительства Наджибуллы, генерал Мустафа лично возглавил операцию против авиабазы Баграм, перешедшей на сторону восставших. Вылетев во главе группы с аэродрома под г. Мазари-Шариф (очевидно, с АБ Шиндад) он разбомбил взлетно-посадочную полосу Баграма, тем самым предрешив исход восстания. За что был повторно представлен к высшей награде Республики Афганистана.



Смерть нашла героя в ходе одного из вылетов на бомбардировку позиций группировки Талибан. 30 января 1994 г. «Сушка» генерала Мустафы была перехвачена истребителем МиГ-21 военно-воздушных сил «Исламского государства Афганистан» - самолет разбился в горах, к северо-западу от перевала Саланг.

Место крушения самолета и останки отважного летчика были случайно обнаружены в 2009 году и перезахоронены в Кабуле со всеми воинскими почестями.

Джилил Занди

Снайпер персидского неба, считающийся одним из самых результативных летчиков-истребителей реактивной эры. Лучший в мире пилот тяжелого перехватчика F-14. Подлинный «Топ Ган» - в отличие от показушного Мэверика, которого удачно сыграл на экране Т. Круз.

Жизнь и карьера этого аса достойны крутого голливудского блокбастера – с резкими поворотами сюжетами, оглушительными провалами и яркими победами.



Джалил Занди пришел в авиацию во времена шахского правления, когда Иран еще был светским государством и поддерживал дружеские отношения с Западом (это к вопросу о появлении в Иране новейших истребителей F-14). Со сменой режима у Занди начались неприятности – не осознавая до конца серьезность своего поступка, он открыто выступил против излишней исламизации ВВС Ирана. За что немедленно пошел под трибунал – Стражи Исламской Революции вынесли еретику жесткий вердикт: 10 лет заключения. Расставание с любимым небом, тюремные застенки, пятиразовый намаз – от таких новостей Занди окончательно пал духом и принялся прикручивать жгут из простыни к крюку на потолке. Спасло буквально чудо – все сослуживцы встали на защиту подающего надежды пилота.

Спустя шесть месяцев Занди был освобожден из тюрьмы и вновь попал в самое пекло. В регионе разгорелась жестокая Ирано-иракская война, унесшая за последующие 8 лет почти полмиллиона человек с каждой стороны. Трагические события стали «звездным часом» Джалила Занди – летая на сверхзвуковом перехватчике F-14, он сумел записать на свой счет 11 воздушных побед! Согласно официальным данным, cреди трофеев Занди значатся три истребителя-бомбардировщика «Мираж» F1, пара Су-22, пара МиГ-21 и четыре МиГ-23.

Разумеется, когда дело касается потерь на войне, все представленные данные имеют некоторый оттенок неправдоподобности – государственной пропаганде свойственно завышать потери противника и занижать потери со своей стороны. Не исключено, что часть побед были приписаны Занди по требованию вышестоящего руководства. Сам пилот говорил только о 9 победах, из которых были достоверно подтверждены лишь 6 - 8. Но, в любом случае, это невероятно много в эпоху современной реактивной авиации.

Удача оставила пилота в феврале 1988 года – в воздушном бою его непобедимый «Томкэт» был сбит иракским «Мираж» F1. Экипажу удалось благополучно катапультироваться.

Джилилу Занди удалось благополучно пережить Ирано-иракскую войну и дослужиться до чина бригадного генерала. Прославеленный летчик-ас трагически погиб в автокатастрофе в 2001 году.


Летчики Военно-воздушных сил Исламской Республики Иран на фоне F-14 "Томкэт"


По материалам:
http://www.airwar.ru
http://www.iiaf.net
http://www.skywar.ru
http://www.wikipedia.org
В. Марковский «Жаркое небо Афганистана»
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти