Military Review

The Legend of Makarov

15
Makarov Stepan Osipovich
O sun of the north! How stately

It fell into a steep whirlpool.
Let, as in the wilderness, everything will freeze all around,
To him in silence giving glory!
Ishikawa Takuboku, "In memory of Admiral Makarov"


There is a monument on the main square of Kronstadt. From the high pedestal, on which the gilded inscription “Remember the war” is knocked out, the broad-shouldered admiral looks towards the sea, stretching out his hand forward. This is a monument to Stepan Makarov, a talented navigator, whose name is inextricably linked with the Russo-Japanese War. His death in 1904 was an irreparable loss for the Russian fleet.



Could one person influence the course of the Russian-Japanese war? Many historians believe that if Admiral Makarov had not died, Russia would have had a chance of winning the war. However, there is also an opinion that Makarov’s achievements are somewhat exaggerated, and even if he survived, the problems in the military system of that time were too great for one person to cope with them and lead Russia to victory.

Stepan Osipovich Makarov was born in 1848 year. His father served in the training fleet crew, and his son, following the example of his father, entered the Naval Naval School of Nikolaevsk-on-Amur. Although Osip Makarov did not pay too much attention to the children, nevertheless, Stepan adopted from his father such qualities as curiosity and responsibility in performing his work, discipline, diligence and love for the sea.

According to the established tradition of the Nicholas School, the junior Cadets were fully placed in the care of their elders, on the part of whom they endured all kinds of mockery. The elders even had the right to punish the younger ones. According to Makarov, seniors could force the little ones to do anything for themselves, they were not allowed to rebuke. In the past, such orders reigned in one form or another in almost all men's educational institutions, especially provincial ones. However, Makarov himself from an early age did not allow himself a bad attitude towards the younger ones. The school played an important role in the life of Makarov. He was on friendly terms with many teachers, received books from them. Rumors of a diligent student reached Rear Admiral P. V. Kazakevich, who appointed a young cadet to the Pacific squadron under the command of A. A. Popov.

At that time, only noblemen had the right to occupy command positions in the fleet, and noble surnames. Natives of non-titled noble families, with rare exceptions, could not climb the corporate ladder, despite all their merits or abilities. Appointment to a post most often depended on kinship or familiarity with senior officials of the maritime ministry. The top of the fleet (the naval ministry and the maritime technical committee) was replenished, as a rule, from representatives of a narrow circle of noble families of nobles and had a bad attitude towards talented sailors who were able to advance.

In August, Makarov, 1865, was assigned to the Varyag corvette, the flagship of the squadron commander, Admiral I. A. Endogurov. The commander of the corvette was an experienced sailor, captain of the second rank, R. A. Lund. Until November 1866, Makarov was constantly in swimming, visited the Japanese, Chinese and Okhotsk seas, as well as in the Pacific and Indian oceans. In November 1866, Makarov was transferred to the flagship "Askold", which sailed under the flag of Rear Admiral Kern. But a month later he was sent to Kronstadt, in the Baltic Fleet.

Michman Makarov was appointed watch supervisor for the double-topped armored ship "Mermaid". While sailing near the Finnish coast, the Rusalka received a hole. For sealing holes on ships, a plaster made from a large piece of tarred canvas has long been used. A significant drawback was that the patch began to be made after the ship had received damage, thus losing valuable time. And Makarov developed detailed instructions for the manufacture of patches in advance, and also improved the design of the patch itself. The young inventor sought to ensure that any hole could not lead to the death of the vessel, and prepared the device drainage system, located between two bottoms. Makarov presented all his projects and ideas in detail in the first serious scientific work - “The Battleship“ Mermaid ”. A study of buoyancy and the means proposed to enhance it. ”

During the Russian-Turkish war 1877-1878. Stepan Makarov tested his new inventions in the mine business, for which he later received the nickname “the grandfather of the mine fleet”. He first brought the mine business to the system and in every way promoted mines as the most important weapon in a naval war. Makarov also conducted a study of the Bosphorus Strait, which resulted in the work "On the exchange of waters of the Black and Mediterranean Seas." Printed in the Notes of the Academy of Sciences, this study was awarded an Academy Award in 1885. The general conclusion was as follows: there are two currents in the Bosporus, the upper one - from the Black Sea to the Marmara Sea and the lower one - from the Sea of ​​Marmara to the Black Sea. The difference of these currents can be advantageously used in combat operations in the Bosphorus Gulf. Makarov's work is still considered classic and the most complete in addressing the issue of currents on the Bosporus.

In the summer of 1882, Makarov was appointed the flag officer of the head of the Baltic Sea navy ships detachment, Rear Admiral Schmidt. His work has increased. Makarov established a system of alignments and signs to mark the skerry fairway and took an active part in the transportation of large arms all types of weapons from the outskirts of St. Petersburg to various districts of the Finnish coast on military ships. In 1886, on the ship "Vityaz" Makarov went to circumnavigate the globe.

“Vityaz” followed the following route: Kronstadt, Kiel, Gothenburg, Portsmouth, Brest, El Ferrol (Spain), Lisbon, Madeira Island and Portopraise on the Cape Verde Islands. 20 November ship entered the harbor of Rio de Janeiro. Having safely passed the Strait of Magellan, the Vityaz 6 of January 1887 was in Valparaiso, and then crossed the Pacific Ocean in the direction of Yokohama. During the voyage, Makarov made hydrological and meteorological observations, measured the depths, and took water and soil samples.

In the autumn of 1891, a broad discussion began in the Russian fleet on the issues of armor protection of ships and increasing the penetrating power of projectiles. In the midst of this discussion, Stepan Osipovich Makarov was appointed Chief Inspector of Naval Artillery. He is actively engaged in technical improvements to the maritime service. So, at this time he developed a semaphore system. Signal transmission using flags significantly accelerated the exchange of information between ships. Makarov tried to introduce the latest innovation - radiograms, but did not receive approval from the authorities.
At the end of 1894, Makarov was appointed commander of the Russian squadron located in the Mediterranean. At this time, he was seized by the idea of ​​reaching the North Pole. Makarov persuaded Witte to find funds for the construction of the Yermak icebreaker, which was launched in 1899. However, during the test voyages, Yermak could not break through the ice, and Makarova was soon eliminated from this project.

In 1899, Makarov was appointed commander of the port of Kronstadt, the military governor-general. The situation in the Far East is gradually heating up due to the strengthening of Japan. As Makarov said to his biographer, Wrangel, about the situation in Port Arthur: “They will send me there when our things become absolutely bad.”

The admiral arrived at Port Arthur and led the Pacific Fleet in February 1904. From the first days he began to take action, coached the sailors, went out with a squadron into the sea in search of the enemy. Even the Japanese had heard about this talented man, they were afraid and respected by Makarov.

At the end of March 1904, the admiral received a report on the concentration of Japanese ships in the Elliott Islands area with a view to their further transfer to the Kwantung Peninsula. On the night of 30 on 31 in March old style, he decided to send a group of destroyers to intercept, and in the morning to withdraw the squadron from Port Arthur and destroy the enemy ships. The 8 destroyers went to the raid: "Brave", "Watchdog", "Silent", "Thistle", "Terrible", "Stormy", "Hardy" and "Fighting". In the dark, the destroyers "Terrible" and "Brave" behind the group and lost. The main detachment, saw in the distance numerous ships of the Japanese, turned to Port Arthur. The lagging ships stumbled upon the enemy: "The Terrible" was shot at point-blank and went to the bottom, and the "Brave" was able to return to Port Arthur. Makarov sent the Bayan cruiser to the aid of the “Terrible”, but it was too late.

Without waiting for the entire squadron to go out, Makarov on the battleship Petropavlovsk at 8 hours of the morning moved towards the enemy. Soon the main forces of the Japanese, 6 battleships and 2 cruisers appeared on the horizon. Petropavlovsk was at a very disadvantage far from the base, and Makarov turned to Port Arthur. In 9 hours 43 minutes, the battleship came across a mine can, and an explosion rang out over the sea.

Together with the headquarters of the fleet commander, there were 705 people on Petropavlovsk, of whom 636 died and died from wounds. Among them was the Russian artist Vereshchagin. For some reason, the Japanese commander-in-chief, H. Togo, did not develop success, and after a few hours the enemy’s squadron departed from Port Arthur.

The Russian fleet suffered a huge loss, having lost the commander in chief. The morale of the sailors plummeted, and faith in the victory, which Makarov managed to convince, was greatly shaken. Subsequent admirals did not show such zeal in the fighting, and no one treated ordinary sailors as well as Makarov. The outcome of the war was obvious. “Only he wins who is not afraid to die,” said Admiral Makarov.
Author:
15 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. shurup
    shurup 4 March 2014 10: 02
    +5
    Upon learning of the death of Makarov, the Japanese immediately carried out an amphibious operation.
    This is the question of whether one person could influence the course of the Russo-Japanese war.
  2. parusnik
    parusnik 4 March 2014 10: 16
    +3
    Russia did not work out, the war ... and especially did not work out after the death of Admiral Makarov ... Honor and glory!
  3. SPLV
    SPLV 4 March 2014 12: 06
    +2
    A summary of the events of a century ago. But most of all I liked what was done by the lady. So interest in history from the weaker sex has a place to be. Thank.
  4. Andrei from Chelyabinsk
    Andrei from Chelyabinsk 4 March 2014 12: 20
    +8
    Nevertheless, with all due respect to Stepan Osipovich, he was still not a genius (to recall the idea of ​​an armless vessel, and it was Makarov who owed light shells with a minimum of explosive reefs to Makarov)
    However, Stepan Osipovich:
    1) In no case was he a parquet admiral
    2) Had a very lively and quick mind
    3) He was not afraid of the enemy himself and did not allow it to others :)
    4) Was a supporter of active and offensive actions
    5) He knew how to raise not only the morale of the squadron entrusted to him, but also its military training - immediately, rolling up his sleeves, he began to "pull up" the people with exercises
    And this, in principle, would have been more than enough for Togo (who himself was far from a genius of tactics) Even if Makarov couldn’t defeat the Japanese fleet, he would mutilate him to the point where he could no longer resist the second Pacific squadron. IMHO, of course
    1. nnz226
      nnz226 5 March 2014 01: 11
      0
      There is information that when leaving Port Arthur's bay, he canceled the mandatory trawling of the fairway, and ran into a mine can .... But his death really undermined morale ... And this is very important ...
    2. Alex
      Alex 5 July 2014 23: 56
      +1
      I completely agree with your assessment. Stepan Osipovich had, of course, shortcomings, but whoever did not have them. And the fact that he, if he was mistaken, was only because he was trying to do something for Russia and the Navy, unlike many.
      I agree that Russia would hardly be able to win this war, but to reduce this game to a draw and get out of it without territorial losses and revolution is a very real alternative. And the Japanese fleet could decrease interest on 50-60.
  5. ivanovbg
    ivanovbg 4 March 2014 13: 15
    0
    Interestingly, I did not know that during the Russian-Turkish war 1877-1878. military operations were conducted at sea. I only read somewhere about the transfer of Suleiman’s troops from Istanbul to Varna by sea.
    1. Yarik
      Yarik 4 March 2014 13: 55
      0
      They fought on the Danube. Basically mine boats. Well, on the Black Sea. "Vesta" is there, Rozhdestvensky ... don't you remember?
  6. blizart
    blizart 4 March 2014 19: 54
    +1
    He fought not only actively, but aggressively. One of the reasons for the defeat was the extremely low psychological training of senior and higher command personnel in relation to the conditions of the war. Simply put, the lack of a "winning spirit". Example-Admiral Ukhtomsky
    1. Andrei from Chelyabinsk
      Andrei from Chelyabinsk 4 March 2014 22: 02
      +1
      But Ukhtomsky didn’t please you? :)
    2. The comment was deleted.
  7. Arct
    Arct 4 March 2014 21: 38
    +2
    The material has a very promising second paragraph, which unfortunately has not been expanded. The result was a brief biography, not an interesting article. Andrei has already stated a point of view close to mine. I do not want to glorify Makarov in any way, but I also see no reason to make an icon out of him. Unfortunately, he was not a talented naval commander (like Ushakov, for example). Talented engineer, very good organizer, good admiral. Yes, Heihatiro Togo was not a genius, but in order to defeat him under the current conditions, a real naval commander was needed. There were one and a half such people in the Empire of that time. Therefore, IMHO, the maximum that Makarov would achieve with his active actions is a more careful sea blockade by the Japanese. And anti-Tsushima was needed. Port Arthur would not have saved. Everything was decided in the fields of Manchuria.
    1. Andrei from Chelyabinsk
      Andrei from Chelyabinsk 4 March 2014 22: 16
      +1
      Quote: Arkt
      Therefore, IMHO, the maximum that Makarov would achieve with his active actions is a more careful sea blockade by the Japanese. And anti-Tsushima was needed.

      I don’t think so. Makarov would have climbed into the general battle after the commissioning of Retvisan and Tsesarevich - well, maybe he would have driven the squadron a little for combat coordination, and so on ... And here I wouldn’t be jealous of the Japanese - in principle, even Witgeft had a good chance to roll great the Japanese in the second phase of the battle in the yellow sea.
  8. cap-blood
    cap-blood 5 March 2014 01: 00
    +1
    Nikolaev city. At the beginning of the Makarov Boulevard there is (for now) a rather monumental monument to Stepan Osipovich. The place is beautiful! Under the Union was the Makarov Nikolaev Shipbuilding Institute: after all, he was also a scientist, inventor. Now, instead of the NQI - UMGU (Ukrainian Maritime State University), I think there is no need to explain further.
    Now, when the "Banderlog" came, all the monuments to Lenin were thrown off in the city, every day people are fighting off attempts to destroy other monuments, especially zealously "gangs" want to drop on the memorial, next to the boulevard, a monument to 68 paratroopers (all heroes of the Soviet Union) Nikolaev from the Nazis ...
    Veterans are trying not to say anything so that kondraty is not enough. Cops and local authorities do not touch the maydans; indulgences bargain for themselves. GAI officers are now on duty on 6 people, but the Nikolaev cars are being kicked, although the city is flooded with cars with numbers from the western regions, there are enough European Union ones. On the streets are full of guys with backpacks, with faces clearly not of the Nikolaev type.
    So now we have fun. The night has passed - and thank God that they are still alive. Some kind of surrealism.
    1. VKabanov
      VKabanov 5 March 2014 11: 02
      0
      My advice to you is to take a good camera and photograph the monument from several angles. Though it will be what to show the children ...
  9. Arct
    Arct 6 March 2014 19: 33
    0
    Andrei, theoretically we can argue until blue in the face. Practice has shown something else. Togo would simply leave the battle and go to the far blockade. I think you will not argue that it would be possible to impose the tactics of battle necessary for Makarov on our ships to the very end?

Легенда о Макарове

Макаров Степан Осипович
О солнце севера! Как величаво
Сошло оно в крутой водоворот.
Пусть, как в пустыне, все кругом замрет,
Ему в молчанье воздавая славу!
Исикава Такубоку, «Памяти адмирала Макарова»



На главной площади Кронштадта стоит памятник. С высокого постамента, на котором выбита позолоченная надпись «Помни войну», смотрит в сторону моря широкоплечий адмирал, вытянув руку вперёд. Это памятник Степану Макарову, талантливому мореплавателю, чьё имя неразрывно связано с русско-японской войной. Его гибель в 1904 году стала невосполнимой утратой для российского флота.

Легенда о Макарове


Мог ли один человек повлиять на ход русско-японской войны? Многие историки считают, что если бы адмирал Макаров не погиб, у России были бы шансы на победу в войне. Однако существует также мнение, что достижения Макарова несколько преувеличены, и, даже останься он в живых, проблемы в военной системе того времени были слишком велики, чтобы один человек мог с ними справиться и привести Россию к победе.

Родился Степан Осипович Макаров в 1848 году. Его отец служил в учебном флотском экипаже, и сын по примеру отца поступил в морское штурманское училище Николаевска-на-Амуре. Хотя Осип Макаров не слишком много внимания уделял детям, тем не менее Степан перенял от отца такие качества, как любознательность и ответственность в выполнении своей работы, дисциплинированность, трудолюбие и любовь к морю.

По установившейся традиции Николаевского училища младшие кадеты целиком были отданы на попечение старших, со стороны которых они терпели всяческие издевательства. Старшие имели даже право наказывать младших. По словам Макарова, старшие могли заставить маленьких делать для себя все, что угодно, прекословить им не разрешалось. Подобные порядки в той или иной форме царили в старое время почти во всех мужских учебных заведениях, особенно провинциальных. Однако сам Макаров с раннего возраста не позволял себе плохого отношения к младшим. Училище сыграло важную роль в жизни Макарова. Он находился в дружеских отношениях со многими учителями, получал от них книги. Слухи о прилежном ученике дошли до контр-адмирала П. В. Казакевича, который назначил юного кадета в Тихоокеанскую эскадру под командованием А. А. Попова.

В то время право занимать командные должности на флоте имели только дворяне, причем знатных фамилий. Выходцы из нетитулованных дворянских семей, за редким исключением, не могли подняться по служебной лестнице, несмотря на все свои заслуги или способности. Назначение на должность чаще всего зависело от родства или знакомства с высшими чиновниками морского министерства. Верхушка флота (морское министерство и морской технический комитет) пополнялась, как правило, из представителей узкого круга морских дворянских фамилий и плохо относилась к талантливым морякам, которым удавалось выдвинуться.

В августе 1865 года Макаров был назначен на корвет «Варяг» — флагманский корабль командующего эскадрой адмирала И. А. Ендогурова. Командиром корвета был опытный моряк капитан второго ранга Р. А. Лунд. До ноября 1866 года Макаров постоянно находился в плавании, побывал в Японском, Китайском и Охотском морях, а также в Тихом и Индийском океанах. В ноябре 1866 года Макарова перевели на флагманский корабль «Аскольд», который плавал под флагом контр-адмирала Керна. Но уже через месяц его направили в Кронштадт, в Балтийский флот.

Мичман Макаров был назначен вахтенным начальником на двухбашенную броненосную лодку «Русалка». Находясь в плавании у финских берегов, «Русалка» получила пробоину. Для заделки пробоин на кораблях издавна применяли пластырь, сделанный из большого куска просмоленной парусины. Существенным недостатком являлось то, что пластырь начинали изготавливать уже после того, как корабль получал повреждение, таким образом теряя драгоценное время. И Макаров разработал подробную инструкцию по изготовлению пластырей заранее, а также усовершенствовал саму конструкцию пластыря. Молодой изобретатель стремился к тому, чтобы любая пробоина не могла привести к гибели судна, и подготовил устройство системы водоотливных труб, располагаемых между двумя днищами. Все свои проекты и соображения Макаров подробно изложил в первой серьезной научной работе — «Броненосная лодка «Русалка». Исследование плавучести и средства, предлагаемые для ее усиления».

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Степан Макаров испытывал свои новые изобретения по минному делу, за что впоследствии получил прозвище «дедушка минного флота». Он первый привёл минное дело в систему и всячески пропагандировал мины как важнейшее оружие в морской войне. Также Макаров провёл исследования Босфорского пролива, результатом которых стала работа «Об обмене вод Черного и Средиземного морей». Напечатанное в «Записках Академии наук», это исследование было в 1885 году удостоено премии Академии наук. Общий вывод заключался в следующем: в Босфоре существует два течения, верхнее – из Чёрного моря в Мраморное и нижнее – из Мраморного моря в Чёрное. Разницу этих течений можно выгодно использовать при ведении боевых действий в Босфорском заливе. Труд Макарова до сих пор считается классическим и самым полным в решении вопроса о течениях на Босфоре.

Летом 1882 года Макаров был назначен флаг-офицером начальника отряда шхерных кораблей Балтийского моря контр-адмирала Шмидта. Работы у него прибавилось. Макаров устанавливал систему створов и знаков для обозначения шхерных фарватеров и принимал деятельное участие в перевозке на военных судах крупных соединений войск всех родов оружия из окрестностей Петербурга в различные районы финского побережья. В 1886 году на корабле «Витязь» Макаров отправился в кругосветное плавание.

«Витязь» следовал по следующему маршруту: Кронштадт, Киль, Гетеборг, Портсмут, Брест, Эль-Ферроль (Испания), Лиссабон, остров Мадейра и Портопрайз на островах Зеленого Мыса. 20 ноября корабль вошел в гавань Рио-де-Жанейро. Благополучно пройдя Магелланов пролив, «Витязь» 6 января 1887 года был в Вальпараисо, а затем пересек Тихий океан в направлении на Иокогаму. Во время плавания Макаров вёл гидрологические и метеорологические наблюдения, производил измерение глубин, брал пробы воды и грунта.

Осенью 1891 года в русском флоте началась широкая дискуссия по вопросам броневой защиты кораблей и увеличения пробивной силы снарядов. В разгар этой дискуссии Степан Осипович Макаров был назначен главным инспектором морской артиллерии. Он активно занимается техническими усовершенствованиями морской службы. Так, в это время им была разработана семафорная система. Передача сигналов при помощи флажков значительно ускорила обмен информацией между кораблями. Макаров пытался ввести и последнее новшество – радиограммы, но не получил одобрения от начальства.
В конце 1894 года Макаров был назначен командующим русской эскадрой, находившейся в Средиземном море. В это время его захватила идея достижения Северного полюса. Макаров убедил Витте найти средства для постройки ледокола «Ермак», который был спущен на воду в 1899 году. Однако во время пробных плаваний «Ермак» не смог пробиться сквозь льды, и Макарова вскоре устранили от этого проекта.

В 1899 году Макаров назначается командиром Кронштадтского порта, военным генерал-губернатором. Обстановка на Дальнем Востоке постепенно накаляется вследствие усиления Японии. Как говорил Макаров своему биографу Врангелю о ситуации в Порт-Артуре: «Меня пошлют туда, когда дела наши станут совсем плохи».

Адмирал прибыл в Порт-Артур и возглавил Тихоокеанский флот в феврале 1904 года. С первых же дней он приступил к активным действиям, тренировал матросов, выходил с эскадрой в море в поисках противника. Даже японцы были наслышаны об этом талантливом человеке, боялись и уважали Макарова.

В конца марта 1904 года адмирал получил донесение о сосредоточении японских кораблей в районе островов Эллиот с целью их дальнейшей переброски на Квантунский полуостров. В ночь с 30 на 31 марта по старому стилю он решил отправить на перехват группу миноносцев, а утром вывести из Порт-Артура эскадру и уничтожить корабли противника. В рейд отправились 8 миноносцев: «Смелый», «Сторожевой», «Бесшумный», «Расторопный», «Страшный», «Грозовой», «Выносливый» и «Боевой». В темноте миноносцы «Страшный» и «Смелый» отстали от группы и потерялись. Основной отряд, увидел вдалеке многочисленные корабли японцев, повернул к Порт-Артуру. Отставшие корабли наткнулись на противника: «Страшный» был расстрелян в упор и пошёл ко дну, а «Смелый» смог вернуться к Порт-Артуру. Макаров отправил на помощь «Страшному» крейсер «Баян», но было уже поздно.

Не дожидаясь выхода всей эскадры, Макаров на броненосце «Петропавловск» в 8 часов утра двинулся навстречу врагу. Вскоре на горизонте показались главные силы японцев, 6 броненосцев и 2 крейсера. «Петропавловск» оказался в очень невыгодном положении вдали от базы, и Макаров повернул к Порт-Артуру. В 9 часов 43 минуты броненосец наткнулся на минную банку, и над морем раздался взрыв.

Вместе со штабом командующего флотом на «Петропавловске» находилось 705 человек, из которых 636 погибло и умерло от ран. Среди них был и русский художник Верещагин. По каким-то причинам японский главнокомандующий Х. Того не стал развивать успех, и через несколько часов эскадра противника отошла от Порт-Артура.

Русский флот понёс огромную утрату, лишившись главнокомандующего. Боевой дух моряков резко упал, а вера в победу, которую успел внушить Макаров, сильно поколебалась. Последующие адмиралы не проявляли такого рвения в боевых действиях, да и никто не относился к простым морякам так хорошо, как Макаров. Исход войны был очевиден. «Только тот побеждает, кто не боится погибнуть», – говорил адмирал Макаров.
Автор: Мария Ромахина


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 15
  1. shurup 4 марта 2014 10:02
    Узнав о гибели Макарова японцы незамедлительно провели десантную операцию.
    Это к вопросу о том, что мог ли один человек повлиять на ход русско-японской войны.
  2. parusnik 4 марта 2014 10:16
    Не сложилась России,война...а особенно не сложилась после гибели адмирала Макарова...Честь и слава!
  3. SPLV 4 марта 2014 12:06
    Короткое изложение событий вековой давности. Но больше всего понравилось, что сделано дамой. Значит интерес к истории со стороны слабого пола имеет место быть. Спасибо.
  4. Все же при всем моем уважении к Степану Осиповичу, гением он все же не был (вспомнить идею безбронного судна, да и легким снарядам с минимумом ВВ РИФ был обязан именно Макарову)
    Однако же Степан Осипович:
    1) Ни в каком случае не был паркетным адмиралом
    2) Имел очень живой и быстрый ум
    3) Не боялся противника сам и не позволял этого другим:)
    4) Был сторонником активных и наступательных действий
    5) Умел поднять не только боевой дух вверенной ему эскадры, но и ее военную подготовку - сразу же, засучив рукава начал "подтягивать" народ учениями
    И вот этого всего в принципе было бы более чем достаточно для Того (который сам был далеко не гением тактики) Даже если бы Макарову не удалось бы разбить японский флот, он бы изувечил его до такого состояния, при котором тот уже не смог бы противостоять второй тихоокеанской эскадре. ИМХО, конечно
    1. nnz226 5 марта 2014 01:11
      Существует информация, что при выходе из бухты Порт-Артура, он отменил обязательное траление фарватера, вот на минную банку и напоролся.... Но его гибель действительно подорвала боевой дух...А это очень важно...
    2. Алекс 5 июля 2014 23:56
      Полностью согласен с вашей оценкой. Недостатки у Степана Осиповича, безусловно, были, но у кого их нет. А то, что он если и ошибался, так только потому, что хоть что-то пытался делать для России и флота, в отличии от многих.
      Согласен, что победить в этой войне Россия вряд-ли смогла бы, но вот свести эту партию в ничью и выйти из неё без территориальных потерь и революции - это вполне реальная альтернатива. И флот Японии поубавить процентов на 50-60 могли бы.
  5. ivanovbg 4 марта 2014 13:15
    Интересно, я не знал, что во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. велись военные действия на море. Только о переброске войска Сулеймана из Стамбула в Варне морским путем где-то читал.
    1. Yarik 4 марта 2014 13:55
      На Дунае велись.Минными катерами в основе своей.Ну и на Черном море."Веста" там, Рожественский...не помните?
  6. blizart 4 марта 2014 19:54
    Он воевал не просто активно, а агрессивно. Одной из причин поражения была крайне низкая психологическая подготовка старшего и высшего командного состава применительно к условиям войны. Попросту говоря отсутствие "духа победителя". Пример-Адмирал Ухтомский
    1. А Ухтомский Вам чем не угодил?:)
    2. Комментарий был удален.
  7. Аркт 4 марта 2014 21:38
    У материала очень многообещающий второй абзац, который к сожалению, не был развёрнут. В итоге получилась краткая справка-биография, а не интересная статья. Андрей уже изложил точку зрения, близкую к моей. Ни в коей мере не хочу ославить Макарова, но и не вижу смысла делать из него икону. Талантливым флотоводцем ( как Ушаков например ) он, к сожалению не был. Талантливый инженер, очень хороший организатор, хороший адмирал. Да, Хейхатиро Того, не был гением, но, чтобы одолеть его в сложившихся условиях, нужен был настоящий флотоводец. Таких, в Империи того времени, было от силы полтора. Поэтому, ИМХО, максимум, чего добился бы Макаров своими активными действиями - это более осторожной морской блокады со стороны японцев. А нужна была анти-Цусима. Порт-Артур это бы не спасло. Всё решалось в полях Маньчжурии.
    1. Цитата: Аркт
      Поэтому, ИМХО, максимум, чего добился бы Макаров своими активными действиями - это более осторожной морской блокады со стороны японцев. А нужна была анти-Цусима.

      Не думаю. Макаров полез бы в генеральное сражение после ввода в строй Ретвизана и Цесаревича - ну, может немного погонял бы эскадру на боевое слаживание, да и вперед... И вот тут я бы японцам не завидовал - в принципе даже у Витгефта был неплохой шанс здорово наковылять японцам во второй фазе боя в желтом море.
  8. cap-blood 5 марта 2014 01:00
    Город Николаев. В начале бульвара имени Макарова стоит (пока) довольно монументальный памятник Степану Осиповичу. Место - красивейшее! При Союзе был Николаевский кораблестроительный институт имени Макарова: он ведь был ещё и учёный, изобретатель. Сейчас вместо НКИ - УМГУ (Украинский морской государственный университет), дальше, думаю, обьяснять не нужно.
    Теперь, когда пришли "бандерлоги", в городе скинули все памятники Ленину, народ каждый день отбивает попытки разрушить другие памятники, особенно рьяно "банды" хотят сбросить на памятном мемориале, рядом с бульваром, памятник 68 десантникам (все герои Советского Союза), освобождавшим Николаев от фашистов...
    Ветеранам стараемся ничего не говорить, чтоб кондратий не хватил. Менты и местные власти майданутых не трогают, индульгенции себе выторговывают. ГАИцы дежурят теперь по 6 человек, но дерибанят николаевские машины, хотя город наводнён авто с номерами из западных регионов, хватает и евросоюзовских. На улицах полно ребят с рюкзачками, с лицами явно не николаевского типажа.
    Вот так теперь у нас весело. Ночь прошла - и слава богу, что ещё живы. Какой-то сюрреализм.
    1. VKabanov 5 марта 2014 11:02
      Мой вам совет, возьмите хороший фотоаппарат и сфотографируйте памятник с нескольких ракурсов. Хоть будет, что детям показать...
      VKabanov
  9. Аркт 6 марта 2014 19:33
    Андрей, теоретически мы можем спорить до посинения. Практика показала другое. Того просто вышел бы из боя и перешёл на дальнюю блокаду. Я думаю, не будете спорить, что с нашими кораблями можно было бы навязать нужную Макарову тактику боя до самого конца?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня