Легенда о Макарове

Макаров Степан Осипович
О солнце севера! Как величаво
Сошло оно в крутой водоворот.
Пусть, как в пустыне, все кругом замрет,
Ему в молчанье воздавая славу!
Исикава Такубоку, «Памяти адмирала Макарова»



На главной площади Кронштадта стоит памятник. С высокого постамента, на котором выбита позолоченная надпись «Помни войну», смотрит в сторону моря широкоплечий адмирал, вытянув руку вперёд. Это памятник Степану Макарову, талантливому мореплавателю, чьё имя неразрывно связано с русско-японской войной. Его гибель в 1904 году стала невосполнимой утратой для российского флота.

Легенда о Макарове


Мог ли один человек повлиять на ход русско-японской войны? Многие историки считают, что если бы адмирал Макаров не погиб, у России были бы шансы на победу в войне. Однако существует также мнение, что достижения Макарова несколько преувеличены, и, даже останься он в живых, проблемы в военной системе того времени были слишком велики, чтобы один человек мог с ними справиться и привести Россию к победе.

Родился Степан Осипович Макаров в 1848 году. Его отец служил в учебном флотском экипаже, и сын по примеру отца поступил в морское штурманское училище Николаевска-на-Амуре. Хотя Осип Макаров не слишком много внимания уделял детям, тем не менее Степан перенял от отца такие качества, как любознательность и ответственность в выполнении своей работы, дисциплинированность, трудолюбие и любовь к морю.

По установившейся традиции Николаевского училища младшие кадеты целиком были отданы на попечение старших, со стороны которых они терпели всяческие издевательства. Старшие имели даже право наказывать младших. По словам Макарова, старшие могли заставить маленьких делать для себя все, что угодно, прекословить им не разрешалось. Подобные порядки в той или иной форме царили в старое время почти во всех мужских учебных заведениях, особенно провинциальных. Однако сам Макаров с раннего возраста не позволял себе плохого отношения к младшим. Училище сыграло важную роль в жизни Макарова. Он находился в дружеских отношениях со многими учителями, получал от них книги. Слухи о прилежном ученике дошли до контр-адмирала П. В. Казакевича, который назначил юного кадета в Тихоокеанскую эскадру под командованием А. А. Попова.

В то время право занимать командные должности на флоте имели только дворяне, причем знатных фамилий. Выходцы из нетитулованных дворянских семей, за редким исключением, не могли подняться по служебной лестнице, несмотря на все свои заслуги или способности. Назначение на должность чаще всего зависело от родства или знакомства с высшими чиновниками морского министерства. Верхушка флота (морское министерство и морской технический комитет) пополнялась, как правило, из представителей узкого круга морских дворянских фамилий и плохо относилась к талантливым морякам, которым удавалось выдвинуться.

В августе 1865 года Макаров был назначен на корвет «Варяг» — флагманский корабль командующего эскадрой адмирала И. А. Ендогурова. Командиром корвета был опытный моряк капитан второго ранга Р. А. Лунд. До ноября 1866 года Макаров постоянно находился в плавании, побывал в Японском, Китайском и Охотском морях, а также в Тихом и Индийском океанах. В ноябре 1866 года Макарова перевели на флагманский корабль «Аскольд», который плавал под флагом контр-адмирала Керна. Но уже через месяц его направили в Кронштадт, в Балтийский флот.

Мичман Макаров был назначен вахтенным начальником на двухбашенную броненосную лодку «Русалка». Находясь в плавании у финских берегов, «Русалка» получила пробоину. Для заделки пробоин на кораблях издавна применяли пластырь, сделанный из большого куска просмоленной парусины. Существенным недостатком являлось то, что пластырь начинали изготавливать уже после того, как корабль получал повреждение, таким образом теряя драгоценное время. И Макаров разработал подробную инструкцию по изготовлению пластырей заранее, а также усовершенствовал саму конструкцию пластыря. Молодой изобретатель стремился к тому, чтобы любая пробоина не могла привести к гибели судна, и подготовил устройство системы водоотливных труб, располагаемых между двумя днищами. Все свои проекты и соображения Макаров подробно изложил в первой серьезной научной работе — «Броненосная лодка «Русалка». Исследование плавучести и средства, предлагаемые для ее усиления».

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Степан Макаров испытывал свои новые изобретения по минному делу, за что впоследствии получил прозвище «дедушка минного флота». Он первый привёл минное дело в систему и всячески пропагандировал мины как важнейшее оружие в морской войне. Также Макаров провёл исследования Босфорского пролива, результатом которых стала работа «Об обмене вод Черного и Средиземного морей». Напечатанное в «Записках Академии наук», это исследование было в 1885 году удостоено премии Академии наук. Общий вывод заключался в следующем: в Босфоре существует два течения, верхнее – из Чёрного моря в Мраморное и нижнее – из Мраморного моря в Чёрное. Разницу этих течений можно выгодно использовать при ведении боевых действий в Босфорском заливе. Труд Макарова до сих пор считается классическим и самым полным в решении вопроса о течениях на Босфоре.

Летом 1882 года Макаров был назначен флаг-офицером начальника отряда шхерных кораблей Балтийского моря контр-адмирала Шмидта. Работы у него прибавилось. Макаров устанавливал систему створов и знаков для обозначения шхерных фарватеров и принимал деятельное участие в перевозке на военных судах крупных соединений войск всех родов оружия из окрестностей Петербурга в различные районы финского побережья. В 1886 году на корабле «Витязь» Макаров отправился в кругосветное плавание.

«Витязь» следовал по следующему маршруту: Кронштадт, Киль, Гетеборг, Портсмут, Брест, Эль-Ферроль (Испания), Лиссабон, остров Мадейра и Портопрайз на островах Зеленого Мыса. 20 ноября корабль вошел в гавань Рио-де-Жанейро. Благополучно пройдя Магелланов пролив, «Витязь» 6 января 1887 года был в Вальпараисо, а затем пересек Тихий океан в направлении на Иокогаму. Во время плавания Макаров вёл гидрологические и метеорологические наблюдения, производил измерение глубин, брал пробы воды и грунта.

Осенью 1891 года в русском флоте началась широкая дискуссия по вопросам броневой защиты кораблей и увеличения пробивной силы снарядов. В разгар этой дискуссии Степан Осипович Макаров был назначен главным инспектором морской артиллерии. Он активно занимается техническими усовершенствованиями морской службы. Так, в это время им была разработана семафорная система. Передача сигналов при помощи флажков значительно ускорила обмен информацией между кораблями. Макаров пытался ввести и последнее новшество – радиограммы, но не получил одобрения от начальства.
В конце 1894 года Макаров был назначен командующим русской эскадрой, находившейся в Средиземном море. В это время его захватила идея достижения Северного полюса. Макаров убедил Витте найти средства для постройки ледокола «Ермак», который был спущен на воду в 1899 году. Однако во время пробных плаваний «Ермак» не смог пробиться сквозь льды, и Макарова вскоре устранили от этого проекта.

В 1899 году Макаров назначается командиром Кронштадтского порта, военным генерал-губернатором. Обстановка на Дальнем Востоке постепенно накаляется вследствие усиления Японии. Как говорил Макаров своему биографу Врангелю о ситуации в Порт-Артуре: «Меня пошлют туда, когда дела наши станут совсем плохи».

Адмирал прибыл в Порт-Артур и возглавил Тихоокеанский флот в феврале 1904 года. С первых же дней он приступил к активным действиям, тренировал матросов, выходил с эскадрой в море в поисках противника. Даже японцы были наслышаны об этом талантливом человеке, боялись и уважали Макарова.

В конца марта 1904 года адмирал получил донесение о сосредоточении японских кораблей в районе островов Эллиот с целью их дальнейшей переброски на Квантунский полуостров. В ночь с 30 на 31 марта по старому стилю он решил отправить на перехват группу миноносцев, а утром вывести из Порт-Артура эскадру и уничтожить корабли противника. В рейд отправились 8 миноносцев: «Смелый», «Сторожевой», «Бесшумный», «Расторопный», «Страшный», «Грозовой», «Выносливый» и «Боевой». В темноте миноносцы «Страшный» и «Смелый» отстали от группы и потерялись. Основной отряд, увидел вдалеке многочисленные корабли японцев, повернул к Порт-Артуру. Отставшие корабли наткнулись на противника: «Страшный» был расстрелян в упор и пошёл ко дну, а «Смелый» смог вернуться к Порт-Артуру. Макаров отправил на помощь «Страшному» крейсер «Баян», но было уже поздно.

Не дожидаясь выхода всей эскадры, Макаров на броненосце «Петропавловск» в 8 часов утра двинулся навстречу врагу. Вскоре на горизонте показались главные силы японцев, 6 броненосцев и 2 крейсера. «Петропавловск» оказался в очень невыгодном положении вдали от базы, и Макаров повернул к Порт-Артуру. В 9 часов 43 минуты броненосец наткнулся на минную банку, и над морем раздался взрыв.

Вместе со штабом командующего флотом на «Петропавловске» находилось 705 человек, из которых 636 погибло и умерло от ран. Среди них был и русский художник Верещагин. По каким-то причинам японский главнокомандующий Х. Того не стал развивать успех, и через несколько часов эскадра противника отошла от Порт-Артура.

Русский флот понёс огромную утрату, лишившись главнокомандующего. Боевой дух моряков резко упал, а вера в победу, которую успел внушить Макаров, сильно поколебалась. Последующие адмиралы не проявляли такого рвения в боевых действиях, да и никто не относился к простым морякам так хорошо, как Макаров. Исход войны был очевиден. «Только тот побеждает, кто не боится погибнуть», – говорил адмирал Макаров.
Автор: Мария Ромахина


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 15
  1. shurup 4 марта 2014 10:02
    Узнав о гибели Макарова японцы незамедлительно провели десантную операцию.
    Это к вопросу о том, что мог ли один человек повлиять на ход русско-японской войны.
  2. parusnik 4 марта 2014 10:16
    Не сложилась России,война...а особенно не сложилась после гибели адмирала Макарова...Честь и слава!
  3. SPLV 4 марта 2014 12:06
    Короткое изложение событий вековой давности. Но больше всего понравилось, что сделано дамой. Значит интерес к истории со стороны слабого пола имеет место быть. Спасибо.
  4. Все же при всем моем уважении к Степану Осиповичу, гением он все же не был (вспомнить идею безбронного судна, да и легким снарядам с минимумом ВВ РИФ был обязан именно Макарову)
    Однако же Степан Осипович:
    1) Ни в каком случае не был паркетным адмиралом
    2) Имел очень живой и быстрый ум
    3) Не боялся противника сам и не позволял этого другим:)
    4) Был сторонником активных и наступательных действий
    5) Умел поднять не только боевой дух вверенной ему эскадры, но и ее военную подготовку - сразу же, засучив рукава начал "подтягивать" народ учениями
    И вот этого всего в принципе было бы более чем достаточно для Того (который сам был далеко не гением тактики) Даже если бы Макарову не удалось бы разбить японский флот, он бы изувечил его до такого состояния, при котором тот уже не смог бы противостоять второй тихоокеанской эскадре. ИМХО, конечно
    1. nnz226 5 марта 2014 01:11
      Существует информация, что при выходе из бухты Порт-Артура, он отменил обязательное траление фарватера, вот на минную банку и напоролся.... Но его гибель действительно подорвала боевой дух...А это очень важно...
    2. Алекс 5 июля 2014 23:56
      Полностью согласен с вашей оценкой. Недостатки у Степана Осиповича, безусловно, были, но у кого их нет. А то, что он если и ошибался, так только потому, что хоть что-то пытался делать для России и флота, в отличии от многих.
      Согласен, что победить в этой войне Россия вряд-ли смогла бы, но вот свести эту партию в ничью и выйти из неё без территориальных потерь и революции - это вполне реальная альтернатива. И флот Японии поубавить процентов на 50-60 могли бы.
  5. ivanovbg 4 марта 2014 13:15
    Интересно, я не знал, что во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. велись военные действия на море. Только о переброске войска Сулеймана из Стамбула в Варне морским путем где-то читал.
    1. Yarik 4 марта 2014 13:55
      На Дунае велись.Минными катерами в основе своей.Ну и на Черном море."Веста" там, Рожественский...не помните?
  6. blizart 4 марта 2014 19:54
    Он воевал не просто активно, а агрессивно. Одной из причин поражения была крайне низкая психологическая подготовка старшего и высшего командного состава применительно к условиям войны. Попросту говоря отсутствие "духа победителя". Пример-Адмирал Ухтомский
    1. А Ухтомский Вам чем не угодил?:)
    2. Комментарий был удален.
  7. Аркт 4 марта 2014 21:38
    У материала очень многообещающий второй абзац, который к сожалению, не был развёрнут. В итоге получилась краткая справка-биография, а не интересная статья. Андрей уже изложил точку зрения, близкую к моей. Ни в коей мере не хочу ославить Макарова, но и не вижу смысла делать из него икону. Талантливым флотоводцем ( как Ушаков например ) он, к сожалению не был. Талантливый инженер, очень хороший организатор, хороший адмирал. Да, Хейхатиро Того, не был гением, но, чтобы одолеть его в сложившихся условиях, нужен был настоящий флотоводец. Таких, в Империи того времени, было от силы полтора. Поэтому, ИМХО, максимум, чего добился бы Макаров своими активными действиями - это более осторожной морской блокады со стороны японцев. А нужна была анти-Цусима. Порт-Артур это бы не спасло. Всё решалось в полях Маньчжурии.
    1. Цитата: Аркт
      Поэтому, ИМХО, максимум, чего добился бы Макаров своими активными действиями - это более осторожной морской блокады со стороны японцев. А нужна была анти-Цусима.

      Не думаю. Макаров полез бы в генеральное сражение после ввода в строй Ретвизана и Цесаревича - ну, может немного погонял бы эскадру на боевое слаживание, да и вперед... И вот тут я бы японцам не завидовал - в принципе даже у Витгефта был неплохой шанс здорово наковылять японцам во второй фазе боя в желтом море.
  8. cap-blood 5 марта 2014 01:00
    Город Николаев. В начале бульвара имени Макарова стоит (пока) довольно монументальный памятник Степану Осиповичу. Место - красивейшее! При Союзе был Николаевский кораблестроительный институт имени Макарова: он ведь был ещё и учёный, изобретатель. Сейчас вместо НКИ - УМГУ (Украинский морской государственный университет), дальше, думаю, обьяснять не нужно.
    Теперь, когда пришли "бандерлоги", в городе скинули все памятники Ленину, народ каждый день отбивает попытки разрушить другие памятники, особенно рьяно "банды" хотят сбросить на памятном мемориале, рядом с бульваром, памятник 68 десантникам (все герои Советского Союза), освобождавшим Николаев от фашистов...
    Ветеранам стараемся ничего не говорить, чтоб кондратий не хватил. Менты и местные власти майданутых не трогают, индульгенции себе выторговывают. ГАИцы дежурят теперь по 6 человек, но дерибанят николаевские машины, хотя город наводнён авто с номерами из западных регионов, хватает и евросоюзовских. На улицах полно ребят с рюкзачками, с лицами явно не николаевского типажа.
    Вот так теперь у нас весело. Ночь прошла - и слава богу, что ещё живы. Какой-то сюрреализм.
    1. VKabanov 5 марта 2014 11:02
      Мой вам совет, возьмите хороший фотоаппарат и сфотографируйте памятник с нескольких ракурсов. Хоть будет, что детям показать...
      VKabanov
  9. Аркт 6 марта 2014 19:33
    Андрей, теоретически мы можем спорить до посинения. Практика показала другое. Того просто вышел бы из боя и перешёл на дальнюю блокаду. Я думаю, не будете спорить, что с нашими кораблями можно было бы навязать нужную Макарову тактику боя до самого конца?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня