Полетит еще не скоро

У перспективного стратегического бомбардировщика будет весьма трудная судьба

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), призванный заменить дальний Ту-22М3 и стратегические Ту-160 и Ту-95МС, стал жертвой ведомственных амбиций и закулисной борьбы. Не успев совершить свой первый полет, он поменял «родителей», перейдя от КБ «Туполев» к департаменту Объединенной авиастроительной корпорации.

Первым о планах создания новейшего бомбардировщика сообщил в 2008-м генерал-полковник Александр Зелин, тогда главнокомандующий Военно-воздушными силами России. Правда, он не уточнил, какое конструкторское бюро возглавит проект. В следующем году руководство КБ Туполева на авиасалоне «МАКС» заявило о заключении контракта с Минобороны на научно-исследовательскую работу по проекту, получившему название ПАК ДА. В начале прошлого года стало известно, что новый самолет будет дозвуковым «летающим крылом», примерно как американский бомбардировщик В-2 «Спирит».


Безотцовщина

В феврале нынешнего года директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Андрей Богинский рассказал, что военное ведомство наконец подписало контракт с КБ Туполева на разработку перспективного авиационного комплекса дальней авиации. По словам директора, финансирование проекта было начато еще в 2013-м и бомбардировщик включен в Госпрограмму вооружения на 2016–2025 годы.

Полетит еще не скороНо в самом конструкторском бюро газете «Военно-промышленный курьер» пояснили, что деньги поступили только в конце прошлого года. Из-за задержек финансирования разработчики не смогли весной 2013-го заказать научно-производственному предприятию «Звезда» проектирование катапультных кресел, средств спасения и снаряжения для экипажа. Сотрудникам бюро не совсем понятна ситуация с самим «Туполевым», так как, по некоторым данным, КБ подлежит скорому переформированию: ближе к лету оно покинет Москву и переедет в Татарстан. Там на базе Казанского авиационного производственного объединения имени С. П. Горбунова сейчас разворачивается основа нового объединенного конструкторского бюро – инженерно-технологический центр, куда вольется туполевское КБ. В связи с административными перетрясками судьба стратегического бомбардировщика, на который ВВС возлагают большие надежды, теперь теряется в тумане.

Много споров у специалистов вызвало решение создавать не сверхзвуковую, а дозвуковую машину по схеме «летающее крыло». Проектировщики объясняли это такими соображениями. Поскольку ПАК ДА должен заменить не только стратегические Ту-160 и Ту-95, но и дальние Ту-22М3, то есть практически всю ударную воздушную мощь России, новому комплексу требуется хотя бы минимально соответствовать летным характеристикам, в том числе и Ту-22.

«У дозвукового самолета легче обеспечить большую дальность полета и время патрулирования. Не секрет, что Ту-95 держится в воздухе гораздо дольше, чем сверхзвуковой Ту-160. Парк самолетов-заправщиков ВВС недостаточно большой, а заморских баз у России нет. Поэтому во главу угла выходит не скорость, а дальность полета и масса перевозимых авиационных средств поражения», – сказал газете «Военно-промышленный курьер» независимый военный эксперт, один из авторов книги «Новая армия России» Антон Лавров.

Он отметил, что сейчас дальность полета крылатых ракет авиационного базирования доходит до трех – пяти тысяч километров и у стратегических бомбардировщиков больше нет необходимости прорывать эшелонированное ПВО противника, чтобы поразить цели. В то же время идею сделать ПАК ДА более скоростным поддерживал оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин. Весной прошлого года он заявил, что самолет может быть даже гиперзвуковым. Его высказывания специалистов не воодушевили.

«Работы по проекту начались еще в 1995 году, когда ВВС заказали ряд научно-исследовательских работ военному институту, ЦАГИ и КБ Туполева. Со стороны КБ ВВС были предложены три варианта машины, включая один, разработанный создателем Ту-160 Валентином Близнюком. Он предложил многорежимный самолет относительно малой массы, но при сохранении стратегической дальности полета. Однако ЦАГИ поддержал дозвуковой вариант, поскольку по расчетам этого института такой вариант представлялся наиболее оптимальным», – рассказал еженедельнику «ВПК» инженер-авиастроитель, участник работ.

По его словам, в 2003 году КБ Туполева завершило выполнение научно-исследовательской работы и было готово выйти на защиту аванпроекта, но из-за прекращения финансирования со стороны Минобороны разработка ПАК ДА прервалась. Ее продолжили только в 2008 году после возобновления финансирования и проведения соответствующего конкурса, который выиграло КБ Туполева.

«В итоге защита состоялась в 2012-м, а еще через год был заключен контракт на проведение опытно-конструкторских работ. Но почему-то не с КБ Туполева, получившим положительное заключение по аванпроекту, а с ОАК», – сообщил «Военно-промышленному курьеру» инженер-авиастроитель. Сейчас КБ, только начавшее готовить эскизный проект ПАК ДА, оказалось фактически отодвинутым от работ.

«В конце прошлого года на перспективный авиационный комплекс выделили порядка девяти миллиардов рублей, но до КБ дошел только один миллиард. Остальные деньги остались в ОАК. В январе нынешнего на совещании руководство ОАК объявило о создании в структуре корпорации нового департамента во главе с первым заместителем гендиректора «Туполева» Сергеем Богатиковым, который и будет вести все работы. Руководство ОАК решило привлечь к проектированию ПАК ДА специалистов-авиастроителей из корпорации «Иркут». «Туполев» будет выполнять только вспомогательные работы, передав всю документацию в новый департамент», – поделился с «ВПК» на условиях анонимности представитель КБ, знакомый с ситуацией.

Также собеседник издания пояснил, что вся кооперация по новой машине будет организована только в рамках предприятий, входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию, с минимальным привлечением сторонних соисполнителей.

«Конечно, решение забрать разработку ПАК ДА у «Туполева» и отдать кооперативу ОАК – «Иркут» беспрецедентно для авиастроительной отрасли. Но руководство ОАК понять можно. Сейчас «иркутяне» ведут работы по самолету Як-242 (он же МС-21), который должен летать на «черном» крыле», – проинформировал «ВПК» высокопоставленный представитель авиационной отрасли. «Черное» – это принятое у авиастроителей сленговое название крыла, построенного из композитных углепластиковых элементов, для получения которых могут быть использованы специальные волокна из каменноугольных песков.

«Полностью композитных крыльев пока ни у нас, ни у иностранных авиастроителей нет. В местах максимальной нагруженности все равно используются дюралевые конструкции», – заметил собеседник газеты. По его словам, первый Як-242 все же будет с крылом из обычных сплавов. С композитным перспективный пассажирский авиалайнер, по планам авиастроителей, поднимется в воздух не раньше 2018 года.

«В выбранной конструкции ПАК ДА необходимо применить «черное» крыло. Поэтому «Иркуту» будет легко одновременно вести работы по двум машинам, проводя необходимые исследования и нарабатывая опыт», – добавил он. С этим решением не согласны в Конструкторском бюро Туполева. С 50-х годов фирма была ведущим разработчиком и создателем тяжелых и стратегических бомбардировщиков. Монополию «Туполева» смогли ненадолго подвинуть только самолеты 3М Владимира Мясищева, и даже знаменитый сверхзвуковой Т-4 «Сухого» так и не стал серийной машиной.

«В КБ сложился уникальный коллектив «прочнистов», «аэродинамиков» и других специалистов, имеющих опыт проектирования тяжелых бомбардировщиков. Ничего подобного в других КБ нет. Научить специалистов создавать авиационный комплекс за пару лет не получится. Если КБ Туполева понадобится не менее 8–10 лет, то другим КБ – вдвое больше, если вообще получится», – высказал свое мнение инженер-авиастроитель.

По словам собеседника, десятилетний провал в финансировании работ может негативно сказаться на состоянии дальней авиации. Важно успеть восполнить парк до списания стремительно стареющих машин. Поэтому сейчас нужна не технически прорывная машина, а простой и легкий в производстве летательный аппарат.

«В отличие от композитных материалов алюминиевые сплавы хорошо отработаны и изучены. К примеру, в сотовых панелях зачастую образуется конденсат, который при замерзании приводит к разрушению конструкции. Поэтому для дешевого и легкого в производстве бомбардировщика выбор материалов с сохранением преимущественного использования в конструкции алюминиевых сплавов, очевидно, будет более оправданным», – отметил высокопоставленный источник в авиационной отрасли.

Отцы-командиры

Но на этом беды конструкторского бюро не заканчиваются. По словам нескольких собеседников, знакомых с ситуацией, 26 марта должно пройти собрание акционеров ОАО «Туполев», где будет принято решение о слиянии с Казанским авиационным производственным объединением имени С. П. Горбунова в единую научно-техническую структуру. Предполагается, что создаваемый с прошлого года в КАПО инженерно-технологический центр станет сердцем новой организации, а специалисты КБ, покинув комплекс зданий, находящихся на московской набережной имени академика Туполева, переедут в Казань.

Полетит еще не скоро«Даже если мы останемся на месте, с нами будут заключать новые трудовые договоры. Многие мои коллеги да и, признаться, я сам опасаемся, что останемся без работы», – говорит «Военно-промышленному курьеру» сотрудник КБ.

Пока руководство компании не огласило официальных планов по реорганизации «Туполева». Авиационные эксперты считают объединение «Туполева» и КАПО правильным и своевременным шагом.

«По линейке Ту-204 и Ту-214 «Туполев» так и не создал серийный самолет, нравящийся авиакомпаниям. Последний проект, который мог быть реализован c «нуля», – Ту-334, но и он так и не был выведен в «серию», – рассказал «ВПК» независимый авиационный эксперт Сергей Стариков.

По его словам, авиакомпания «Ред Вингс», став первым заказчиком восьми Ту-214, часто сталкивалась с проблемами в их эксплуатации.

«У «Ред Вингс» при вводе в эксплуатацию лайнеров данного типа возникало множество претензий к качеству самолетов. К сожалению, они решались с трудом. Казанский завод не имел права вносить изменения в конструкторскую документацию. Приходилось все доработки согласовывать с «Туполевым», после чего передавать в КАПО. Малейший вопрос превращался в длительный процесс согласования, а каждый день простойки самолетов приносил авиакомпании убытки», – пояснил Стариков.

По мнению эксперта, такая ситуация сложилась из-за разрыва связей между конструкторским бюро и заводом.

«К примеру, компании «Гражданские самолеты Сухого» и «Суперджет» с такими проблемами не сталкиваются, так как оперативно исправляют выявленные авиакомпаниями и пользователями недостатки», – подытожил Стариков.

За последние пять лет это уже не первое слияние авиапредприятий и конструкторских бюро в единый авиационно-технический комплекс. В 2010 году ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» было объединено с ОАО «Таганрогская авиация» (бывший Таганрогский авиационный завод им. Г. М. Димитрова). Процессу помогло то, что оба предприятия находятся в одном городе.

«Советский опыт авиастроения показывает, что одно конструкторское бюро может работать с несколькими авиазаводами. И на заводе могут одновременно строиться самолеты разных фирм. В той же Казани в 60–80-е годы в одном цехе строились сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22 и Ту-22М всех модификаций, а рядом собирались пассажирские дальнемагистральные Ил-62. «Ильюшин» работал и с казанским авиазаводом, и с ташкентским, где собирали транспортные Ил-76», – напомнили газете «Военно-промышленный курьер» на одном из предприятий.

Можно долго спорить, кто виноват в ситуации, сложившейся с разработкой перспективного авиационного комплекса дальней авиации. У Объединенной авиастроительной корпорации есть свои доводы и резоны, и они кажутся на первый взгляд обоснованными и логичными. С другой стороны, уникальное конструкторское бюро – единственный разработчик стратегических и дальних бомбардировщиков – осталось без своего «ребенка» и фактически выдавлено из проекта. Ждет «Туполева» и болезненная процедура объединения. Даже при самом мягком варианте развития событий новый научно-технический комплекс, объединивший Конструкторское бюро Туполева и Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова, не сразу сможет включиться в работу. Остается только надеяться, что ведомственные игры и борьба за финансирование не сорвут важнейшую для безопасности России программу ПАК ДА.
Автор: Алексей Рамм
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/19375


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 39
  1. saag 5 марта 2014 08:43
    не полетит, станет неактуальным, будет нужен бомбер умеющий выходить в ближний космос эдак на высоту 80 км
    1. ССИ 5 марта 2014 10:22
      Чем выше летит самолет, тем он более уязвим, для тех же спутников-убийц...
      1. aviator_ИАС 5 марта 2014 11:36
        Цитата: ССИ
        Чем выше летит самолет, тем он более уязвим, для тех же спутников-убийц...

        Спутники убийцы дорогое удовольствие, малоэффективное и негибкое. Против спутников на известных орбитах они еще годятся, а вот по маневрирующим целям бессильны. Тем более что надо будет иметь большое количество этих спутников на низких орбитах, а значит срок их действия будет небольшим. В общем этот вопрос упрется в огромные расходы.
      2. Geisenberg 5 марта 2014 13:17
        Цитата: ССИ
        Чем выше летит самолет, тем он более уязвим, для тех же спутников-убийц...


        Не совсем понятно о каких спутниках идет речь. Для справки собщаю, что международными договорами запрещено выводить оружие в космос.
        1. ССИ 5 марта 2014 14:09
          Цитата: Geisenberg
          Для справки собщаю, что международными договорами запрещено выводить оружие в космос.

          Спасибо за справку!
    2. vaf 5 марта 2014 12:16
      Цитата: saag
      , будет нужен бомбер умеющий выходить в ближний космос эдак на высоту 80 км


      Не пробовали походить по земле бренной и..перестать смотреть звёздные войны? wink
      Поогает исключительно...вся хрень типа "будет нужен..." улетучивается как..утренний туман lol
      vaf
      1. saag 5 марта 2014 12:49
        Ну вы это разработчикам Аякса скажите
    3. Su24 5 марта 2014 12:17
      Цитата: saag
      не полетит, станет неактуальным, будет нужен бомбер умеющий выходить в ближний космос эдак на высоту 80 км


      Это уже более отдалённая перспектива.

      Монополию «Туполева» смогли ненадолго подвинуть только самолеты 3М Владимира Мясищева, и даже знаменитый сверхзвуковой Т-4 «Сухого» так и не стал серийной машиной.


      Почему-то всё время забывают, что это был не стратегический бомбардировщик, а ракетоносец для ВМФ. Аналог Ту-22М.
    4. Fregate 5 марта 2014 12:52
      Цитата: saag
      не полетит, станет неактуальным, будет нужен бомбер умеющий выходить в ближний космос эдак на высоту 80 км

      А почему не 300-400км? laughing В военное время бомбер, а в мирное будет на орбиту выводить полезные грузы. laughing Универсальность на лицо laughing wassat
      1. saag 5 марта 2014 19:00
        потому что все таки военный и гражданский авион это не одно и то же, гражданский и будет летать на указанную вами высоту, потому как там станция крутится, а бомберу это не надо, лишние энергозатраты
    5. Geisenberg 5 марта 2014 13:16
      Цитата: saag
      не полетит, станет неактуальным, будет нужен бомбер умеющий выходить в ближний космос эдак на высоту 80 км


      ... тогда уж сразу орбитальный с высотой полета до 1000км.
      1. saag 5 марта 2014 19:00
        как вы думаете, почему станции на такой высоте сейчас не летают?
  2. Nayhas 5 марта 2014 08:44
    В то же время идею сделать ПАК ДА более скоростным поддерживал оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин. Весной прошлого года он заявил, что самолет может быть даже гиперзвуковым. Его высказывания специалистов не воодушевили

    СТОП. Чёзахня? Почему облик ПАК-ДА диктуют все кто угодно кроме военных? На сколько известно именно военные задают основные требования к проектируемому самолёты, дальность, вес, скорость, боевая нагрузка и т.д. Получив эти данные в виде ТТЗ конструкторы и создают самолёт, при чём тут мнение гос. чиновника? А если вместо Рогозина поставят какого нибудь Зинарога и он скажет, что ПАК-ДА должен быть дозвуковым, будут весь проект перекраивать? Уфффффффффф............
    1. vaf 5 марта 2014 12:14
      Цитата: Nayhas
      Почему облик ПАК-ДА диктуют все кто угодно кроме военных?


      А ты угадай wassat+! wink

      vaf
      1. ЯРС 5 марта 2014 20:35
        докажи что именно он?
      2. Nayhas 5 марта 2014 20:56
        Цитата: vaf
        А ты угадай wassat+! wink

        Вопрос не совсем в тему. Где то встречал, что ВВС планировали на базе Ту-334 заказывать самолёты специального назначения (типа ВКП и т.д.). Есть ли более подробные данные что планировалось делать? На сколько тот же Суперджет подходит для этого? Как пишут ВВС база Ту-214 не устраивает, но сейчас никаких "массовых" машин кроме Суперджета нет, до массового Ил-476 далеко, да и будет довольно дорого, поэтому интересует ли военных он?
  3. dmitrij.blyuz 5 марта 2014 08:44
    Тэк.Началось,точнее продолжается.Конкреттный распил бабла и полные непонятки с ПАК ДА.Ничего непоменялось .Погосян так и будет пробивать ОАК,а Туполева-на обочину? Может ССИ вкурсе дней грядущих?
    dmitrij.blyuz
    1. ССИ 5 марта 2014 10:28
      Совершенно справедливо! Передача в ОАК - это и есть распил госсредств! ОАКом занимаются компетентные органы (вряд ли что из этого получится, но все же...). Самолетами пусть занимаются конструктора, а не чиновники! Про переезд туполевцев в Казань... А кто поедет? Пожилые конструктора? Следует, что с КБ Туполева, при переезде, надо попрощаться!
  4. DiViZ 5 марта 2014 08:58
    Не, надо вернуться в советское - был конкурс 3 компании создавали самолет:авиакомпания, туполев и роскосмос.
    1. Летающее крыло. 2. Допустим ту144 3. Буран. А потом испытывать. Тогда будет результат а не китайское копирование.
    1. anarky 5 марта 2014 17:40
      Где деньги взять?
  5. andrey682006 5 марта 2014 09:06
    Цитата: Nayhas
    В то же время идею сделать ПАК ДА более скоростным поддерживал оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин. Весной прошлого года он заявил, что самолет может быть даже гиперзвуковым. Его высказывания специалистов не воодушевили

    СТОП. Чёзахня? Почему облик ПАК-ДА диктуют все кто угодно кроме военных? На сколько известно именно военные задают основные требования к проектируемому самолёты, дальность, вес, скорость, боевая нагрузка и т.д. Получив эти данные в виде ТТЗ конструкторы и создают самолёт, при чём тут мнение гос. чиновника? А если вместо Рогозина поставят какого нибудь Зинарога и он скажет, что ПАК-ДА должен быть дозвуковым, будут весь проект перекраивать? Уфффффффффф............

    Ваше мнение понятно, но вот известно ли мнение (и требования) военных, на которое Вы ссылаетесь?
    Что нужно в ВВС, в какие сроки и по какой цене? С каким оружием? Под какую стратегию (тактику)? В конце концов - против кого?
    1. Nayhas 5 марта 2014 09:26
      Цитата: andrey682006
      Ваше мнение понятно, но вот известно ли мнение (и требования) военных, на которое Вы ссылаетесь?
      Что нужно в ВВС, в какие сроки и по какой цене? С каким оружием? Под какую стратегию (тактику)? В конце концов - против кого?

      Судя по тому, что существуют метания по облику, военные либо не указали точно, что нужно, либо Рогозин лепит отсебятину.
      1. ben gun 5 марта 2014 14:46
        Предположение(предложение?), что ПАК ДА может быть и гиперзвуковым Рогозин делал Летом13 или еше даже Зимой13, задолго до того как было подписано ТЗ на производство проектных работ по ПАКДА. ктото путает или нарочно или специально.
    2. vaf 5 марта 2014 12:19
      Цитата: andrey682006
      но вот известно ли мнение (и требования) военных, на которое Вы ссылаетесь?


      Вообще-то данные по ТТТ и ТТЗ относятся к категории документов под грифом "особой важности" bully
      vaf
  6. 0255 5 марта 2014 09:41
    а не повторит ли ПАК ДА судьбу МиГа МФИ и Як-141 с таким темпами? belay
    1. vaf 5 марта 2014 12:28
      Цитата: 0255
      а не повторит ли ПАК ДА судьбу МиГа МФИ и Як-141 с таким темпами?


      С "темпами" да, а вот с таким.."подходом"..практически на 100%!+! crying
      vaf
      1. тайфун7 5 марта 2014 14:32
        Согласен. Складывается такое впечатление, что данный господин поставил себе цель, завладеть всей авиационной промышленностью матушки России и идет к этой цели по трупам коллег. Отсутствие конкурса свою роль еще сыграет. Это скажется на сроках, качестве и цене машин однозначно. Что ни говори Союз в этом деле был очень мудр, он стимулировал всех. Поэтому даже не имея доступа к высоким технологиям запада, мы имели прекрасные машины. Возможно к сожалению Туполева хотят задвинуть окончательно на задворки. Своих средств на участие в конкурсе у Туполева нет. Погос просто заберет наработки и документацию себе и присвоит создание бомбера. МиГ он тоже отодвинул от создания БПЛА. Аппетит приходит во время еды.
        тайфун7
        1. ССИ 5 марта 2014 15:02
          Цитата: тайфун7
          Складывается такое впечатление, что данный господин поставил себе цель, завладеть всей авиационной промышленностью матушки России

          Уже завладел, ничего не делается без его "ага". Даже Росавиация под его партитуру дудит.
          1. 0255 5 марта 2014 16:47
            а так хотелось бы увидеть новую "тушку" sad
  7. Dart Weyder 5 марта 2014 09:48
    как показано - "стелс" технологии - понятие относительное. конечно не маловажное - но скорость ещё никто не отменял....... по-моему машина должна обладать сверхзвуковой скоростью.............
  8. Chicot 1 5 марта 2014 10:59
    Не успев совершить свой первый полет, он поменял «родителей», перейдя от КБ «Туполев» к департаменту Объединенной авиастроительной корпорации
    Цитата: dmitrij.blyuz
    Погосян так и будет пробивать ОАК,а Туполева-на обочину

    Ау, сторонники-почитатели-обожатели таланта Погосяна, прокомментируйте эту новость. Тут уж никак не получится сказать, что ПАК ДА от Туполева устарел подобно Ту-334...
    И по моему вам давно пора понять, что этот самый Кавалер ордена за заслуги перед Итальянской Республикой (в очередной раз интересуюсь за какие-такие заслуги ему вручили эту побрякушку?!!) играет в одни ворота. И эти ворота его карман... Нет, он конечно делится, и делится не слабо. Иначе бы он не удержался на этой должности столько лет... А еще он гробит конкурентов. То есть по сути гробит отечественную школу авиастроения. Сейчас это Туполев, но может настать и очередь МиГ с Ильюшиным. Тенденция явная...
    За такие вещи надо не побрякушки на лацкан вешать, а к стенке ставить. Без права обжалования приговора...
    Цитата: Dart Weyder
    как показано - "стелс" технологии - понятие относительное. конечно не маловажное - но скорость ещё никто не отменял....... по-моему машина должна обладать сверхзвуковой скоростью

    Совершенно в точку. "Стелс" - это бредовая фикция, фейк. Причем затратная и малоэффективная, ибо разработчики систем ПВО на месте так же сидеть не станут... Появятся РЛС способные засвечивать и эти "малозаметные" игрушки, и они появятся очень скоро. И все эти "стелсовские" ухищрения пойдут коту под хвост. Ибо "светится" они будут не хуже обычных самолетов, а вот летать, в следствии паршивой аэродинамики будут так же паршиво... Так позвольте спросить - где и в чем выигрыш "стелсов"?..
    1. Blind 5 марта 2014 12:11
      [quote=Chicot 1][quote]
      Совершенно в точку. "Стелс" - это бредовая фикция, фейк. Причем затратная и малоэффективная, ибо разработчики систем ПВО на месте так же сидеть не станут... Появятся РЛС способные засвечивать и эти "малозаметные" игрушки, и они появятся очень скоро. И все эти "стелсовские" ухищрения пойдут коту под хвост. Ибо "светится" они будут не хуже обычных самолетов, а вот летать, в следствии паршивой аэродинамики будут так же паршиво... Так позвольте спросить - где и в чем выигрыш "стелсов"?..[/quote] Ага.. вы один такой умный и красивый, стоите весь в белом, а кругом одни . Поэтому продолжают производить и разрабатывать и производить уже не только самолеты, но и корабли со стелс-технологиями.
      Для справки, на дворе уже давно не 80й год, и в современных реалиях уже нет никакой нужды ради малой RCS жертвовать аэродинамикой машины - примеры F-22, F-35, Т-50
      Blind
      1. vaf 5 марта 2014 12:26
        Цитата: Blind
        Ага.. вы один такой умный и красивый, стоите весь в белом, а кругом одни . Поэтому продолжают производить и разрабатывать и производить уже не только самолеты, но и корабли со стелс-технологиями.
        Для справки, на дворе уже давно не 80й год, и в современных реалиях уже нет никакой нужды ради малой RCS жертвовать аэродинамикой машины - примеры F-22, F-35, Т-50


        Вообще-то Василий прав,т.к. :

        1. Самолёт это не пароход.хотя по документам и то и другое..СУДНО.

        2. Аэродинамика это прежде всего- взять как можно больше и принести как можно дальше и желательно..по-быстрее.

        Сравнивать Хряпу и Пингвина с нашим Т-50-вообще не корректно,т.к. здесь рассматривается вопрос о бомбардировщиках...во- вторых им ещё до того,какие характеристики заложены в Т-50..ещё...."пахать и пахать". в третьих- мы не занимаемся технологиями стелс( т.к. это путь в никуда). а занимаемся мерами по снижению ЭПР! soldier
        vaf
        1. Александр романов 5 марта 2014 12:32
          Цитата: vaf

          Вообще-то Василий прав,т.к. :

          Серега-это троль,посмотри все его коменты,их немного.
          Привет hi
          1. vaf 5 марта 2014 12:40
            Цитата: Александр романов
            Серега-это троль,посмотри все его коменты,их немного.


            Саня,привет drinks Уже посмотрел lol Одних "высказываний" его по Миг-31-му..хватило..что бы сделать выводы soldier
            vaf
            1. Александр романов 5 марта 2014 12:47
              Цитата: vaf
              Одних "высказываний" его по Миг-31-му..хватило..

              Вот примерно такой ,там сейчас сидит специалист wassat
      2. Александр романов 5 марта 2014 12:28
        Цитата: Blind
        Совершенно в точку. "Стелс" - это бредовая фикция, фейк.

        Ха.вот это трллятина laughing Он же В другой теме ....


        Blind RU Сегодня, 12:00 | ВВС получат модернизированные МиГ-31 и самолеты новой модели
        ЗАЧЕМ?? кого он будет перехватывать на таких скоростях и высотах? против маневрирующих БЧ современных МБР он неэффективен. Сверхзвуковых Лансеров у США уже нет. Блекберды с эксплуатации тоже сняли. B2-Спирит? Ага,щас.. для тех кто в танке, на частотах как текущей так и планируемой модернизированной РЛС МИГ-31 (6 ГГц) стелс самолеты -НЕ ВИДНЫ ВООБЩЕ!! Т.е. как МИГ-31 так и МИГ-31БМ никогда не увидит ни B2, ни F-22 ни F-35. Еще раз вопрос -кого он будет перехватывать ?

        wassat wassat wassat
  9. Лес 5 марта 2014 11:00
    Вообще-то ТЗ выдается исходя из стратегии применения ,но видимо у Рогозина другое мнение )
  10. TAMERLAN 7 5 марта 2014 12:14
    Довольно странные заявления. Насколько я слышал, концепт выбрали по причине огромного технологического риска при создании столь крупной гиперзвуковой машины (с ракетами проблемы) и огромных денежных средств на исследования и разработку. Концепт вполне логический: дозвуковой невидимый бомбардировщик, без прикрытия, скрытно выходит в точку атаки (для врага время реакции упущено). Запускаются гиперзвуковые ракеты большой дальности (в зависимости от расстояния и скорости ракет - время реакции крайне ограничено). Если бомбардировщик подберется ближе, выше риск для него, но меньше время реакции на ракеты. Стреляет с более дальней дистанции - меньше риск для самолета, немного больше времени на реакцию. В любом случае связка стелс бомбардировщика и гиперзвуковых ракет не так уж и плоха. Пугает то, что его передали..... ????

    Вот модель ПАК ДА в трубе.
















    Еще один опытный образец.
    1. bigELDAK 5 марта 2014 13:05
      нижнее фото продувочная модель в ЦАГИ от ОКБ Мясищева еще годов 90хх.Верхнее фото мое мнение наработки для иностранцев(мы с ними сотрудничаем) по проекту пассажирского самолета, BWB вроде,эта модель уже прошлого 2013г.
      bigELDAK
      1. TAMERLAN 7 5 марта 2014 14:27
        Пассажирский BWB выглядел вроде так:

        А верхнее фото позиционировалось как ПАК ДА, впрочем, в информационной неразберихе все возможно! Спасибо за исправление! hi
        Я тут поискал. Это кажется проект пассажирского самолёта интегральной компоновки с элементами схемы "летающее крыло" ИС-1. Наше такое:
    2. saturn.mmm 5 марта 2014 13:42
      Цитата: TAMERLAN 7
      Еще один опытный образец.

      На нижнем фото ту модель что мужик на тележке тянет продували в ЦАГИ еще в 60-ых годах, профессионалы поправят если я не прав.
      1. TAMERLAN 7 5 марта 2014 14:39
        В 60-х? Нет, я знал, что это не ПАК ДА, я полагал, что это наш ответ на В-2 и продувка 90-х, где-то читал даже, но чтобы так..... Вряд ли такое продували в 60-х!
        1. saturn.mmm 5 марта 2014 19:55
          Цитата: TAMERLAN 7
          В 60-х? Нет, я знал, что это не ПАК ДА, я полагал, что это наш ответ на В-2 и продувка 90-х, где-то читал даже, но чтобы так..... Вряд ли такое продували в 60-х!

          Скорее всего это Ту-202 дальний противолодочный и действительно его разрабатывали в 80-ых. Но где то я сталкивался, при изучении материала толи по Ту-22 толи по Т-4, и в ЦАГИ стояла модель летающего крыла, но сейчас к сожалению не могу найти.
  11. Blind 5 марта 2014 12:29
    Цитата: vaf
    в третьих- мы не занимаемся технологиями стелс( т.к. это путь в никуда). а занимаемся мерами по снижению ЭПР! soldier


    вы просто анекдот ходячий. "мы не занимаемся рытьем ям! мы их выкапываем!"
    Blind
    1. Александр романов 5 марта 2014 12:38
      Цитата: Blind
      вы просто анекдот ходячий.

      Да успокоися мои серопогонный ефреитор,нормально все будет.Особенно у тебя.Счастья тебе,успехов,удачи и большой европеиской любви tongue
    2. dmitrij.blyuz 5 марта 2014 17:31
      Ох! laughing Чудо чудное,рыбо рыбное! wassat Счас наудивлятся закончу,резюмирую чего-нибудь.А то уже и смеяться неполучается! crying
      dmitrij.blyuz
  12. Lone gunman 5 марта 2014 13:11
    Настаиваю на том, что необходим дозвуковой бомбер с гиперскоростными ракетами, а гнобить человека за отличное мнение..."солдат парнишку не обидит "?!
    1. dmitrij.blyuz 5 марта 2014 18:28
      "ребенка"
      dmitrij.blyuz
      1. Lone gunman 6 марта 2014 10:23
        Согласен,но было бы странно если бы дети комменты здесь писали...
  13. vbatov 5 марта 2014 14:20
    "независимый авиационный эксперт Сергей Стариков.

    По его словам, авиакомпания «Ред Вингс», став первым заказчиком восьми Ту-214"

    Странный какой-то эксперт. С каких это пор "Ред Вингс" летает на Ту-214, они всю жизнь летали на Ульяновских Ту-204, и к КАПО никакого отношения не имеют. Я думаю и прочие его посылы не стоит принимать всерьёз.
    1. ССИ 5 марта 2014 16:00
      Цитата: vbatov
      Странный какой-то эксперт

      Очень верное замечание, очень верное. На 214-х летала "Дальавиа" (Хабаровск), летает "Трансаэро" и летает президентский СЛО (включая спец.борта). Да, еще военные летают (разведчики, ОН). Ныне, Казань (может быть) СМку строить собирается...
  14. valokordin 5 марта 2014 16:01
    Этот Погосян, опять зарубит проект. Деньги перетащит себе. В правительстве нет твёрдого руководства и грамотных людей. Королёв сказал, что Луна твёрдая , и всё, а у нас сказать некому. Вперёд на Украину.
    1. anarky 5 марта 2014 17:41
      Эммм опять?
  15. dmitrij.blyuz 5 марта 2014 17:18
    Цитата: ССИ
    Следует, что с КБ Туполева, при переезде, надо попрощаться!

    Вот же... am Гробят все и вся.Идет тотальное уничтожение лучших КБ Авиации страны.Даже на бренд,еще СССР-руку поднять смеют.Вот черт.Неприятная действительность.
    dmitrij.blyuz
  16. dmitrij.blyuz 5 марта 2014 18:26
    Цитата: anarky
    Где деньги взять?

    Есть такая штука-Банк называется!Инструкция по вытаскиванию оттуда наличности то же есть."Ограбление по..".С отрочества помню!Классный мультик! laughing hi
    dmitrij.blyuz
    1. anarky 5 марта 2014 18:40
      Ага, или как в "На несколько долларов больше" обнесём Эль-Пасо?
  17. Starina_Hank 5 марта 2014 19:14
    Однако, похоже закат российской авиации.
  18. polkovnik manuch 5 марта 2014 23:51
    Нельзяяяя Погосяну отдавать разработку ПАК ДА ! Все загубит и распилит вместе со своим корешком Мантуровым , два сапога пара, пятая колонна, по ним уже лет 10 все лесоповалы плачут, ждут не дождутся хотя-бы лет эдак на 20 в "гости".Кто не знает , это именно они со своим "Суперджетом", уже сколько лет губят отечественные разработки.
  19. damodan 6 марта 2014 15:20
    Зачем так негативно реагировать :) Договор подписан сроки установлены, в разработку по любому заложены разработки с перспективой лет на 30 вперед :)
  20. kirpich 7 марта 2014 01:05
    Так может был прав товарищ Сталин,когда посадил этот "серпентарий" в шарашки? Сколько оттуда дельной продукции сразу вышло.
  21. Blinder 11 марта 2014 23:06
    Пожалуй, лет двадцать прошло с того времени, как я узнал, что Туполев собирается строить такой самолёт. Даже пришлось немного поучаствовать в обсуждении проекта). Время быстро летит! Как ПАК ДА.)))
    Blinder
  22. Sergei75 17 марта 2014 22:57
    Раньше строили что надо было, теперь что дешевле...
  23. Тишка 24 октября 2014 02:00
    Понятно. что все хотят получить деньги, а куда они пойдут, тоже понятно. растянут по карманам! Вот только не совсем понятно, Туполевцы диктуют свои условия, что ПАК ДА, должен быть до звуковым, им так удобнее, можно доработать 160, и не вкладывая много таланта создать машину, Рогозин хочет гипер звуковой, и похоже, что министерство обороны его идею поддерживает. Только вся эта грызня обернется одним, развалят КБ, деньги уйдут в не понятном направлении, и ничего конкретного не создадут! Ракеты стали летать дальше, это понятно, следовательно, самолету нет необходимости входить в воздушное пространство, где он подвержен поражению ПРО. Но есть еще и истребители, которые его просто могут не подпустить даже в зону досягаемости ракет, к примеру, авианосцы. Так что, возможно стоит вернутся к тем временам, когда были наработки по созданию тропосферных бомбардировщиков, не всякая ПРО до него достанет, да и истребителям сложно по такой цели попасть. тем более, если скорость будет высокой. Так же, на основе этих бомбардировщиков, можно создать платформу, для выведения на орбиту спутников, добавив разгонный блок, совместить так, сказать, приятное, с полезным. В идеале, конечно, надо поручить разработку нескольким конструкторским бюро, и на основе предложенного, выбрать наилучший вариант, а не класть все яйца, в одну корзину, и получить не понятно что, если у нее отвалится дно! Были и у Мясищева идеи, и у Сухого, но все давилось тем, что Туполевское КБ вне конкуренции, оно, мол, давно этим занимается. А нужна совершенно новая идея, чтобы вывести из тупика, посмотреть на все это, принципиально с другой стороны! Конечно, это дорого, но всегда надо выбирать лучшее, ведь ПАК ДА, создается не на один год, а на десятилетия, и должен иметь возможность усовершенствования, а не пытаться слепить в очередной раз, с машины с полосатым флагом, свою новую идею!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня