Сплав мастерства и технологий

27
При создании МиГ-29К/КУБ достигнут баланс между новшествами, уровнем отработки и заделом на будущее

Стереотип летчика-испытателя – это смелый, порой отчаянно смелый, уверенный в себе человек с мгновенными рефлексами и сильной волей. Все это правда, однако в последние годы объем профессиональных требований к военному летчику-испытателю существенно вырос. Он должен глубоко понимать сущность и тенденции развития войны в воздухе, которую сегодня ведут не отдельные самолеты, а сложные разнородные боевые комплексы. Современный истребитель – это многофункциональный самолет, который необходимо испытать на всех весьма многочисленных режимах боевого применения. В последние годы резко возросли требования к интерфейсу «человек – машина», в отработке которого летчику-испытателю принадлежит решающая роль. Полноценные испытания боевого авиационного комплекса может провести только большая команда специалистов различных специальностей, которую ведет за собой компетентный и целеустремленный руководитель. Помимо прочего ему надлежит глубоко разбираться в экономических аспектах летных испытаний, ставших одним из самых дорогостоящих этапов создания самолетов. Если объединить все вышеперечисленное, то можно сформировать образ современного испытателя, которому сегодня полностью соответствует генеральный директор Летно-исследовательского института имени М. М. Громова Герой России Павел Власов. В интервью еженедельнику «ВПК» он подводит итоги летных испытаний корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ, которые несут службу в ВМС Индии и с декабря 2013 года поступают на вооружение морской авиации ВМФ РФ. Успешное проведение этих сложнейших испытаний возвратило Россию в число стран, серийно выпускающих палубные истребители. Другой итог этой большой работы – создание надежной основы для дальнейшего развития РСК «МиГ», доказавшей свою способность проектировать востребованные боевые самолеты. Завершение испытаний позволило Павлу Власову сосредоточиться на руководстве ЛИИ имени М. М. Громова, который он возглавляет с 2010 года, и оставить пост заместителя генерального директора ОАО «РСК «МиГ» по летным испытаниям – начальника Летно-испытательного центра имени А. В. Федотова.

– Павел Николаевич, известно, что летать с палубы авианосца гораздо сложнее, чем с сухопутного аэродрома. Это вдвойне справедливо для испытательных полетов. Какие из них стали самыми сложными? Какой полет вам запомнился больше всего?

– Самое сложное – начало полетов с палубы и весь последующий цикл корабельных испытаний. Пожалуй, это было более трудной работой, чем первый подъем в воздух самолетов МиГ-29КУБ и МиГ-29К.

Если говорить о личных впечатлениях, то мне запомнились первый полет двухместной машины, который проходил в непростых метеоусловиях, первый подъем одноместной машины и, конечно, первая посадка на палубу. Это, наверное, самый психологически напряженный момент, хотя работать там надо как раз без эмоций, что в основном и получилось.

Что касается всей программы испытаний, то главная проблема в том, что у нас было гораздо меньше возможностей для подготовки к полетам с палубы. В частности, мы не могли тренироваться на наземном комплексе НИТКА.

– А как готовиться к полетам без полигона НИТКА?

– Нами была разработана программа подготовки летного состава с использованием новых стендов-тренажеров. Я помню стенды, на которых мы в 90-е годы отрабатывали взлет-посадку: осевая линия, условный прямоугольничек – палуба и имитация системы оптической посадки «Луна». Эффективность современных стендов, которыми располагает РСК «МиГ», выше на порядок за счет достоверности визуализации и математических моделей самолета и корабля.

На следующем этапе программы мы имитировали корабельные посадки на обычной взлетно-посадочной полосе, с использованием новой посадочной индикации на борту обозначали точку прицеливания, расставляли наблюдателей с видеоаппаратурой, которые фиксировали момент касания, анализировали действия летчиков. Естественно, вначале касания были с разбросом. Но постепенно те из нас, кто уже садился на палубу, восстановили навыки, а новые испытатели корабельных самолетов их сформировали. В результате палубная часть испытаний самолета была успешно начата и безопасно завершена.

– Насколько я понимаю, среди тех, кто летал в 2009–2013 годах с палубы «Кузнецова» и «Викрамадитья», были только два летчика с опытом корабельных посадок: вы и Николай Диордица?

– «МиГ» длительное время не занимался корабельной тематикой. Из команды «палубников 90-х годов» – Токтар Аубакиров, Анатолий Квочур, Роман Таскаев – к 2000-му на фирме остался один я. Поэтому на «МиГ» был приглашен Николай Диордица. Он, наверное, на сегодня самый опытный палубный летчик-испытатель России, освоивший все типы отечественных корабельных самолетов. Он стал в нашей команде инструктором, который все про все знает и готов поделиться. Таким образом, к началу работ в 2009 году у нас было два человека с опытом – у Николая Федоровича побольше, у меня существенно меньше.

– Судя по тому, что к испытаниям подключились новые испытатели, система подготовки оказалась эффективной, а квалификация летчиков РСК «МиГ» высокой.

– Действительно, в 2009 году в число палубных летчиков вошел начальник летной службы РСК «МиГ», старший летчик-испытатель ЛИЦа имени А. В. Федотова Михаил Беляев. Втроем мы работали в 2009-м на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». А летом 2012-го Михаил Беляев и Николай Диордица первыми совершили посадку на авианосец «Викрамадитья». Михаилу как руководителю летного состава при испытаниях на «Викрамадитья» пришлось решать очень непростую задачу подключения к полетам с палубы новых летчиков. Сочетание обучения и организации таких сложных испытаний – это очень тонкий момент, с которым я столкнулся в 2009 году, а Михаил в 2013-м. Руководителю необходимо найти баланс: что ты должен делать сам как отвечающий за все шеф-пилот, а что и как доверить подчиненным. Особенно трудно решать такую задачу, когда дни полетов считаные и у тебя нет права на ошибку. Михаил Беляев точно и правильно определил роли и этапы включения летчиков-испытателей в программу.

Сплав мастерства и технологий


В 2013 году в программу успешно вошли Андрей Шишов, в прошлом ахтубинский летчик-испытатель, и Сергей Рыбников, миговский летчик-испытатель из Луховиц. Они выполнили свою работу очень точно, аккуратно, я бы сказал – красиво. Кстати, если у них спросить, что вам больше всего запомнилось, то они, видимо, скажут, что это первый взлет и первая посадка ночью.

Весомый вклад в проведение летных испытаний корабельного МиГа внесли военные летчики-испытатели. В 2009 году на «Кузнецове» с нами работал Олег Спичка, погибший в 2011-м вместе с Александром Кружалиным в испытательном полете над Астраханской областью. Яркие, талантливые ребята… Олег Спичка был главным патриотом «миговской корабелки», всегда верившим, что самолет будет востребован не только Индией, но и морской авиацией ВМФ России. Это сегодня, когда РСК «МиГ» передает МиГ-29К/КУБ российским военным, и происходит. Ключевые задачи программы испытаний на полигоне и на «Викрамадитья» выполнил опытнейший летчик-испытатель ГЛИЦа Олег Мутовин. С палубы в 2013 году также работал молодой военный летчик-испытатель Дмитрий Деменев.

– Есть ли разница, с точки зрения летчика, между «Кузнецовым» и «Викрамадитья»?

– Конечно, есть. В конфигурации надстроек, размерах посадочной палубы, в длине зоны точного приземления. На «Кузнецове» – четыре троса и 36 метров между ними, на «Викрамадитья» – три троса и соответственно 24 метра.

– А если нет зацепа за трос?

– Летчик должен быть к этому готов. По умолчанию касаешься палубы для ухода на второй круг. Соответственно за долю секунды до касания тягу выводишь на максимал. Если зацепился – тогда штатная посадка. Если зацепа нет – набираешь высоту и уходишь на второй круг.

– В конце прошлого года начались поставки МиГ-29К/КУБ Министерству обороны России. Параллельно создается новый наземный комплекс для подготовки летчиков морской авиации. Насколько он необходим?

– Наличие такого комплекса – обязательное условие массовой подготовки строевых летчиков. Первый раз пережить зацеп, первый раз взлететь с трамплина – это в полном смысле стресс. К нему надо быть готовым. Стресс повышает вероятность ошибочных действий. А они на палубе чреваты опасными последствиями.

Есть зарубежные видеозаписи неудачных посадок – летчику кричит по радиосвязи руководитель полетов: «Тяга, тяга, тяга», а он не реагирует. Пилот ошибся с заходом в боковом отношении, он сконцентрировался на исправлении ситуации и про все остальное забыл…

Поэтому учиться надо в более безопасных условиях, когда можно дать летчику возможность совершать ошибки, осознавать и самому исправлять их. Именно так поступает грамотный инструктор, усложняя задачу от полета к полету. В условиях корабля такая методика не всегда возможна.

– В сфере вашей ответственности были не только полеты, но и весь процесс их организации. Есть ли здесь специфические корабельные трудности?

– В части организации испытания на корабле это мало с чем сопоставимая задача. Необходимо в сжатые сроки обеспечить запланированные полеты, скоординировать действия большого количества смежников и заказчика по испытаниям корабля, по авиационным и неавиационным системам самолетов. Любая проблема должна устраняться немедленно, потому что время уходит. Резерва там, на Севере, как правило, нет. Непросто решать транспортные задачи.



Трудности также связаны с огромным числом взаимодействующих организаций, чьи планы не всегда совпадают. Не последнее место занимает проблема метеоусловий. Северные моря были не всегда благосклонны к нам…

Руководить полетами на аэродроме и на палубе – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Тут все решают не секунды, а доли секунд, когда нужно дать команду летчику «садись» или «уходи». Причем для многих членов испытательной бригады из Жуковского и Луховиц эта задача была новой.

Вся организационная работа легла на плечи первого заместителя начальника ЛИЦа Сергея Шальнева (в феврале 2014 года Сергей Шальнев назначен заместителем генерального директора ОАО «РСК «МиГ» по летным испытаниям – начальником Летно-испытательного центра имени А. В. Федотова. – Ред.). Он с блеском справился с этой задачей, и во многом наш успех – это заслуга его и команды, которой он руководил.

– В чем особенности программы МиГ-29К/КУБ с точки зрения летных испытаний?

– Длительная пауза между первыми работами микояновской фирмы по корабельной тематике и возрождением программы в 2000-х была использована достаточно эффективно. В результате появился современный многофункциональный самолет с качественно новыми боевыми возможностями. Возросла полезная нагрузка. Расширилась номенклатура вооружений.

Это, конечно, привело к росту массы. Однако комплекс новых решений, таких как щитки Крюгера, новая конструкция закрылков, современная дистанционная система управления, позволил нивелировать негативные факторы и существенно улучшить условия пилотирования для летчика.

Улучшились эксплуатационные характеристики. Усовершенствован интерфейс «летчик – самолет», который стал более дружественным. Существенно расширилась информационная поддержка экипажа. Повышение точностных характеристик навигационного оборудования обеспечило новые возможности, такие как заход на посадку по спутниковым системам.

Новые решения облегчили работу на этапе летных испытаний, обеспечили их ритмичность.

– МиГ-29К/КУБ от предшественников отличается качественно новой авионикой. Легко ли было ее освоить?

– Для меня переход на новый борт был праздником. Большими усилиями специалистов Инженерного центра имени Микояна, главных конструкторов Николая Бунтина и Ивана Кристинова удалось внедрить идеи, которые прорабатывались и копились многие годы.

Пилотировать самолет с новой авионикой, безусловно, легче. Совместными усилиями создан новый интерфейс «человек – машина», который оптимизирует объем представляемой летчику информации. Ее ведь в полете должно быть ровно столько, сколько нужно, не меньше и не больше. Для решения расширившегося числа задач необходимо гибко формировать информационно-управляющее поле, быстро изменяя его в зависимости от тактической ситуации и применяемых средств поражения. Отработке этих алгоритмов мы посвятили много времени и сегодня испытываем удовлетворение от полученного результата.

Как и всегда, при создании новой техники возникает огромное количество идей. С одной стороны, они сулят повышение эффективности действий летчика и применения самолета, с другой – отработка новых решений требует больших усилий и времени. При создании МиГ-29К/КУБ достигнут очень хороший баланс между новшествами, уровнем отработки и заделом на будущее.

– МиГ-29КУБ стал первым серийным истребителем в большом семействе МиГ-29, который обладает равными боевыми возможностями с одноместной машиной. Насколько это помогло при испытаниях и насколько важно для заказчика?

– Корабельная спарка крайне необходима. Есть ключевая задача, которая без спарки очень трудно решается даже при наличии современных тренажеров и квалифицированных инструкторов. Это первая для летчика посадка на палубу. МиГ-29КУБ полностью решает эту задачу.

Я считаю, что двухместных самолетов должно быть больше. Не скрою, на раннем этапе программы именно летчики настаивали, чтобы спарка была универсальной и более того – могла летать с одним пилотом. Это было реализовано, и жизнь показала правильность такого решения. Отмечу одно из его преимуществ – возможность гибкого распределения рабочей загрузки между членами экипажа в зависимости от тактической ситуации.

Создание двухместного самолета, имеющего высокую степень унификации с одноместной машиной, – это несомненное достоинство программы МиГ-29К/КУБ.

Сегодня Михаил Беляев, Андрей Шишов, Сергей Рыбников трудятся в Индии, обучая летчиков индийских ВМС полетам на палубу. 19 января 2014 года первый из индийских летчиков осуществил первую самостоятельную посадку на палубу.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. mnbv199
    +10
    6 марта 2014 14:38
    СИМФЕРОПОЛЬ, 6 мар — РИА Новости. Верховный совет Крыма постановил направить президенту России Владимиру Путину и Федеральному собранию обращение о вхождении Крыма в состав России, говорится в тексте решения парламента.

    "Верховный Совет АРК обратился к президенту РФ и Федеральному Собранию Российской Федерации с предложением о начале процедуры вхождения в состав Российской Федерации в качестве субъекта РФ", — говорится в постановлении парламента Крыма.

    Постановление вступает в силу со дня принятия.
    http://m.ria.ru/world/20140306/998429586.html
    1. +11
      6 марта 2014 14:43
      Хорошо бы! вот это будет проверка на твёрдость В.В.Путина.Сможет он несмотря на давление запада принять Крым в состав России.Сейчас самый подходящий и уникальный шанс,нельзя его упускать,ибо если ограничимся только расширенной автономией в составе Украины,новые власти в Киеве со временем найдут пути взять под контроль Крым.Только в составе России!
      1. Саламандер
        +4
        6 марта 2014 15:27
        Цитата: elmi
        вот это будет проверка на твёрдость В.В.Путина


        Думаю, Крым Путин сможет принять в состав России. Но хотелось бы больше! Почему бы в Донецк, Харьков, Одессу не ввести "вежливых людей"? Навести порядок, провести референдум...
      2. +2
        6 марта 2014 17:00
        Цитата: elmi
        Сможет он несмотря на давление запада принять Крым в состав России.
        Я думаю это вопрос уже решённый!Трудно верится в то, что не согласовано с РоссиейbullyДа и наши "партнёры"своей реакцией подтверждают что они уже всё поняли насчёт Крыма и пытаются этот процесс остановить
    2. jjj
      +4
      6 марта 2014 14:45
      Пошли хорошие новости о МиГе. Это обнадеживает
      1. 0
        6 марта 2014 19:05
        А как готовиться к полетам без полигона НИТКА?

        Я надеюсь он снова вернется теперь домой в Россию.
    3. +4
      6 марта 2014 15:24
      Крым - наша земля! И всегда была ей. Пусть восстановится историческая справедливость!
      Россия+Белоруссия+Украина=Великая Русь
      ...Начало положено!
    4. avg
      +3
      6 марта 2014 15:44
      Цитата: mnbv199
      направить президенту России Владимиру Путину и Федеральному собранию обращение о вхождении Крыма в состав России

      Цитата: jjj
      Пошли хорошие новости о МиГе. Это обнадеживает

      Крым! МиГ! Мир!good Майданяку на гиляку! yes
    5. +4
      6 марта 2014 16:00
      И полигон НИТКА вместе с Крымом!
  2. +4
    6 марта 2014 14:50
    Отличная новость! Искренне рад за Крым!
    Цитата: elmi
    Сможет он несмотря на давление запада принять Крым в состав России
    Он не побоялся поднять такой шум, а теперь побоится получить результаты? Он не Янукович!
  3. +3
    6 марта 2014 14:52
    Верховный совет Республики Крым принял единогласное решение о вхождении в состав России.

    "За" присоединение Крыма к Российской Федерации проголосовали 78 депутатов.

    Несмотря на решение парламента окончательное решение об отделении Крыма от Украины и присоединение к РФ примут на референдуме сами жители республики.

    http://lifenews.ru/news/128528

    Референдум перенесли на 16 марта, с утра информация была.
  4. +3
    6 марта 2014 14:57
    Палубная авиация России не умрёт...придёт время и у нас будут авианосцы...положение обязывает!!!
    1. 0
      6 марта 2014 17:49
      Здравствуйте! Буду благодарен, если прокомментируете снимок. Очень знакомый кадр.
  5. +6
    6 марта 2014 14:59
    Не надо забывать что Крым это наша земля, за нее наши деды и прадеды кровь проливали, а не галицкие. Поэтому принимать Крым в состав России. А США и Гейропа пусть бесится!
  6. +5
    6 марта 2014 15:24
    Все же потенциал Су-33 выше Миг-29К. Практическая дальность без ПТБ 3000, против 2000 Миг-29К, нагрузка 6500, против 4500, жаль!
    1. +2
      6 марта 2014 16:00
      Цитата: TAMERLAN 7
      Все же потенциал Су-33 выше Миг-29К. Практическая дальность без ПТБ 3000, против 2000 Миг-29К, нагрузка 6500, против 4500, жаль!

      Су-33 списывать не собираются. Недавно 2 штуки с капремонта передали .
      1. +1
        6 марта 2014 16:31
        Цитата:
        Теперь МиГи окончательно заменят палубные Су-33, ресурс которых истекает к 2015 году. До этого "сушки" составляли основу вооружения "Кузнецова"

        https://www.google.com.ua/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=8&cad=rja&uact=
        8&sqi=2&ved=0CFgQFjAH&url=http%3A%2F%2Fbastion-karpenko.narod.ru%2FMiG-29K.html&
        ei=4WkYU5PFKIvg7QaRpYHICA&usg=AFQjCNGe7Re2IAbhPjTLs970eJroZRYaoA
        Все палубные истребители МиГ-29К/КУБ будут приписаны к 279-му корабельному авиаполку ВМФ России, базирующемуся на авианесущем крейсере «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». В настоящее время авиагруппа корабля состоит из десяти тяжелых палубных истребителей Су-33 и двух штурмовиков Су-25УТГ. Новые МиГ-29К/КУБ должны будут заменить устаревшие Су-33, у которых в 2015 году истекает срок службы.

        https://www.google.com.ua/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=10&cad=rja&uact
        =8&sqi=2&ved=0CGMQFjAJ&url=http%3A%2F%2Flenta.ru%2Fnews%2F2013%2F11%2F25%2Fmig29
        k%2F&ei=4WkYU5PFKIvg7QaRpYHICA&usg=AFQjCNEB600KTa-qc2NcY-M5Lw56qHjG9A
        1. 0
          6 марта 2014 18:41
          Цитата: TAMERLAN 7
          овые МиГ-29К/КУБ должны будут заменить устаревшие Су-33, у которых в 2015 году истекает срок службы.

          Недавно командующий флотом подчеркивал, что МиГ идет в дополнение , а не на замену. А Сушки естественно будут списываться но, по выроботки ресурса.
    2. тайфун7
      +1
      6 марта 2014 16:50
      Приветствую всех! Так вроде речь не идет о полной замене Сушек. Сушки нуждаются в ремонте и модернизации. Машины хорошо дополняют друг друга, и у те и у других есть и плюсы и минусы. Хотя лучше спецов послушать. Дальность полета увеличивается не только ПТБ но и дозаправкой в воздухе от другого МиГаря. Боевая нагрузка, это не обязательно тонны вооружения. Один ПТБ, пара противокарабелок или других ракет, штуки четыре ракеты ВВ. Если даже одна ракета поразит цель, задача выполнена. Большой тоннаж бомб в наше время не обязателен. Я хотел бы у спецов спросить. В России занимаются подвесными контейнерами целеуказания? На западе как я понял, существуют уже поколения этих контейнеров. Очень удобная штука, МиГу она совсем бы не помешала, это не плохо снизило бы его вес в варианте истребителя перехватчика. Статье +, Павлу большое спасибо за интервью и обнадеживающие новости.
    3. 0
      6 марта 2014 17:11
      МиГ более легкий, соответственно, более маневренный. МиГ более истребитель, Су - более штурмовик (с хорошими задатками истребителя).
  7. Luger
    0
    6 марта 2014 15:27
    В.В. Путин то проявит твердость, думаю здесь процентов 85 гарантии.
    А вот наше население сможет ли твердость проявить, если нас начнут экономически нагибать РФ, ну там биржу обвалят, рубль обрушат? Или например визы перестанут выдавать, как наш простой уставший от трудовых будней народ сможет существовать без Испаний, Америк, Италий и Лондонов? Не организуется ли на этой волне Евромайдан Российского пошиба? А если вдруг еще кроме бряцания оружием придется его использовать, как нам вообще будет? За компом сидеть подвиги совершать, это ооооочень отличается от реальности.
  8. +5
    6 марта 2014 15:39
    Народ, вам тем про Крым мало? зачем здесь оставлять комментарии не в тему??
    1. +1
      6 марта 2014 16:02
      FYI: полигон НИТКА находится в Крыму, так что разговор о Крыме ой как по теме статьи...
  9. Arh
    +3
    6 марта 2014 15:59
    МиГи на авианосце ! ! ! * * *
  10. +3
    6 марта 2014 16:06
    НИТКА Украине самой нужна была. Как теперь тренироваться будут?
    1. +2
      6 марта 2014 19:26
      НИТКА Украине самой нужна была. Как теперь тренироваться будут?

      Зачем? Откуда палубная авиация взлетать будет? После отделения Крыма у них останется только подводный флот laughing
    2. 0
      7 марта 2014 07:24
      Веселая фотка!Не могу понять это на взлет идут или на пасадку!!! request lol laughing
    3. Комментарий был удален.
  11. +1
    6 марта 2014 20:49
    Кадры учат,дело за техникой, глядиш и авианосец построят.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»