«Черное крыло» для российской авиации

43
«Черное крыло» для российской авиации


Сегодня чем совершеннее летательный аппарат, тем больше в нем неметаллических материалов. Уникальное «черное крыло» – высокопрочная, а главное, легкая авиационная деталь. Внутри – алюминиевые соты, сверху и снизу – около сотни слоев углепластика, из-за характерного цвета которого крыло и называют «черным».

Крылья нужны практически всем летательным аппаратам, разве что аэростаты и дирижабли могут обходиться без них. Даже лопасти вертолета это ни что иное, как вращающиеся крылья. Ведь именно при обтекании крыла воздухом создается подъемная сила — необходимое условие для полета.

Первые самолеты имели крылья, изготовленные из дерева и обтянутые тканью. Для придания ткани прочности и для того, чтобы уберечь конструкцию самолета от атмосферных осадков, ткань пропитывали специальным авиационным лаком. Чтобы выполнить во время полета поворот или вираж, пилот изгибал такие крылья при помощи проволочных тяг.

Конечно же, самолеты с такими «матерчатыми» крыльями не могли выдерживать значительных скоростных и температурных нагрузок. Возникла необходимость в других материалах, прежде всего в металле.

Цельнометаллические крылья на многих моделях самолетов начали устанавливать с 30-х годов прошлого века. Изогнуть в полете такое крыло пилоту было бы не под силу. Поэтому конструкторы нашли выход – на задней кромке крыла начали устанавливать подвижные плоскости — элероны, изменяя угол которых пилот мог накренять самолет влево и вправо, или наоборот, устранять непроизвольный крен.

В результате эволюции авиационных сплавов, на смену металлу пришли композиты. Сегодня чем совершеннее летательный аппарат, тем больше в нем неметаллических материалов. Уже спроектированы самолеты более чем наполовину, состоящие из композитов. К примеру, в самолете Boeing 787 Dreamliner доля композитных материалов – около 50%.

Наиболее широко композиционные материалы сейчас применяют в крыльях. Ведь именно от их конфигурации, размеров и поверхности во многом зависит экономичность лайнера в целом и его летные характеристики. Помимо снижения веса характеристики композиционных материалов позволяют добиться большего удлинения крыла. Самолет значительно улучшит аэродинамические характеристики, что влияет на расход топлива. По оценкам специалистов, лишь этот фактор позволяет сэкономить до 8% топлива. При этом разница в весе может составить и до 300 кг, «черное крыло» самолета весит меньше.

Таким образом, несмотря на то, что композиты в шесть раз дороже металла и сложны в производстве, их серийное производство остается выгодным.

Кроме того, например крылья истребителей с учетом суперперегрузок не могут быть сделаны из металла, а только из углепластика. На обнинском предприятии «Технология», входящем в холдинг «РТ-Химкомпозит», сегодня уже создаются композиты для некоторых российских истребителей. Гражданской авиации без композитов также не обойтись. В новом российском магистральном самолете МС-21 их будет более 30%.

Различают два основных способа производства композитных элементов. Первый способ — традиционный, автоклавный. Именно по этой технологии производят все свои компоненты Boeing и Airbus. Таким же образом создается крыло перспективного российского истребителя Т-50. Внутри – алюминиевые соты, сверху и снизу – около сотни слоев углепластика. При этом слои раскраиваются и укладываются при помощи лазерного проектора слой за слоем под нужными углами. После выкладки этот «сэндвич» (препрег) отправляется на 8 часов в автоклав, где превращается в высокопрочную, а главное легкую авиационную деталь.

По такой же классической автоклавной технологии производятся композитные элементы механизации крыла для нового российского авиалайнера Superjet 100. Производство налажено на одном из предприятий в Казани.

Второй способ производства композитных элементов – инфузионная технология. Ее достоинство в том, что она позволяет производить за один технический передел весьма сложные конструкции, например панель крыла. При использовании препрегов такое невозможно: весь блок пришлось бы собирать из отдельных деталей, то есть использовать увеличивающий вес крепеж и закладываться на приличные трудозатраты.

Кроме того, для инфузионной технологии не нужны автоклавы, которые требуют значительных затрат для крупной детали. Эти преимущества позволяют значительно сэкономить на производстве «черного крыла» и добиться конкурентных преимуществ в экономическом смысле.

Единственный в России завод по производству авиационных деталей из композиционных материалов, создаваемых при помощи инфузионной технологии расположен в Ульяновске. Это предприятие является одним из пяти крупнейших производств в мире с подобной спецификой. Именно здесь производят целиком «черное» крыло для МС-21.

Благодаря развитию технологии производства композитов для новых и перспективных лайнеров, российский авиапром сегодня продолжает свое уверенное развитие и может получить технологическое превосходство среди мировых лидеров отрасли.
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +29
    6 марта 2014 08:28
    Хотелось бы верить ,что санкции ,которыми грозят США, дадут дополнительный толчок в развитии отечественного авиапрома.
    1. +21
      6 марта 2014 10:02
      Авиапром это без сомнения хорошо, но меня больше волнует отечественное станкостроение. Вот тут нам пишут про станки лазерной резки, а я уверен, что они либо японские, либо германские (ну в общем западно европейские). Вот пусть ка наверху подумают, сколько в случае введения санкций это оборудование сможет работать. Я понимаю что есть еще Китай, но все равно, технологическая мощь государства должна обеспечиваться хотя бы на половину, ну хрен с ним, пусть даже на треть, собственным оборудованием.
      1. +9
        6 марта 2014 13:03
        Цитата: Летунъ
        Я понимаю что есть еще Китай

        В России тоже производят подобные
        http://tetalaser.all.biz/ например.
        Экономические санкции могут пойти на пользу России, может наконец то всерьез займутся отечественной промышленностью и сельским хозяйством (благо есть где развернуться).
        1. +5
          6 марта 2014 19:14
          Цитата: saturn.mmm
          Экономические санкции могут пойти на пользу России,

          Я уверен в этом на 100%!Будет стимул для развития внутреннего производства!
      2. +1
        6 марта 2014 14:39
        Цитата: Летунъ
        Вот тут нам пишут про станки лазерной резки, а я уверен, что они либо японские, либо германские (ну в общем западно европейские).

        Вы абсолютно правы. Оборудование как и технология производства сплошь импортное. Не удивлюсь если и сами материалы тоже закупают за границей (кроме люминия ессссвенно)
        1. Kir
          0
          6 марта 2014 21:42
          совету почитать по композитам, если только ушлые отсюда не попёрли и там не запатентовали, так Мы первые позиции занимали по Углеволокну и Пар-арамидам, да и ещё по кое-каким материалам в лидерах были.
          Кстати по лазерному указанному в статье станку повнимательней вместе с Летуном перечтите, он эквивалент того что принято называть лазерной заточкой- указка фактически и не более.
    2. +1
      6 марта 2014 10:11
      Ага, и америкосы с европейцами потеряют рынок. Что-что, а грОши эти товарищи считать умеют.
    3. Комментарий был удален.
    4. +4
      6 марта 2014 11:35
      Ваши слава да Богу в уши.
    5. +6
      6 марта 2014 12:12
      Цитата: Ralex
      Хотелось бы верить ,что санкции ,которыми грозят США, дадут дополнительный толчок

      Вы правы дадут толчек.
      К примеру, в самолете Boeing 787 Dreamliner доля композитных материалов – около 50%.
      И этот толчек получит компания Боинг, Весь титан и стойки этих самолетов поставляются из России. А сколько наших инженеров работает на эту компанию, надеюсь они то и ощутят первыми этот толчек под задъ.
    6. -4
      6 марта 2014 14:53
      Цитата: Ralex
      Хотелось бы верить ,что санкции ,которыми грозят США, дадут дополнительный толчок в развитии отечественного авиапрома.

      Толчок назад. Всё используемое оборудование и ПО не наше. Введение санкций приведёт к остановке производства ибо все запчасти на станки приходят оттуда. На счёт материалов для композитов. Полагаю, что часть их закупается тоже за границей.
      Но это не всё. Подъём ВПК в последнее время происходил за счёт оборудования иностранного производства, введение санкций приведёт к тому, что невозможно будет получать запчасти для них. Возьмите ту же компанию Швабе, у них производство тепловизоров лицензионное на оборудовании компании Тэйлс, если введут санкции останемся без тепловизоров...
      1. +2
        6 марта 2014 18:54
        Китайские братья нам помогут, да и через третьи руки можно, только цены возрастут.
    7. Kir
      +1
      6 марта 2014 21:37
      Ralex, а как насчёт того что многие композиты и детали из композитов, для таких флагманов как боинг и аэрбас делаем Мы, да и сами композиты часто Нашей разработки будут, так что пускай оне думают, кто и без чего останется.
  2. +8
    6 марта 2014 08:29
    "Наш авиапром может получить технологическое превосходство среди лидеров мирового автопрома"? До сих пор нет четких мер поддержки нашего авиапрома, тот же Аэрофлот лицо гражданской авиации России летает на Боингах и Аэрбассах. А кому принадлежит Аэрофлот? Частникам, про которых никто ничего не знает.
  3. +4
    6 марта 2014 08:36
    получить технологическое превосходство среди мировых лидеров отрасли


    Вот это главное, это цель. Цель крайне амбициозная, но совершенно необходимая нам.
  4. +3
    6 марта 2014 09:23
    Пример зарубежной технологии: и вроде такие роботы и в Ульяновске работают
  5. +4
    6 марта 2014 10:12
    Кроме того, например крылья истребителей с учетом суперперегрузок не могут быть сделаны из металла, а только из углепластика.
    А сейчас они из чего? На нынешних истребителях?
    belay
    1. +10
      6 марта 2014 10:34
      Цитата: abrakadabre
      А сейчас они из чего? На нынешних истребителях?

      Не обращайте внимания, человек немного "далёк" от темы. На выбор композитов, в отличии от металла, больше влияют заявленные характеристики по весу и радиозаметности. Что касается прочностных характеристик, то они приблизительно одинаковы.
  6. AVV
    0
    6 марта 2014 10:51
    Больше нового нужно внедрять и применять в условиях огромной конкуренции!!!И тем самым вытеснять Боинги и Аэрбасы с нашего рынка!!!
    1. 0
      6 марта 2014 20:24
      Для этого в первую очередь надо вытеснить из нашей гражданской авиации господ Мантурова и Погосяна.
      1. Kir
        0
        6 марта 2014 21:46
        Ну если первого под зад коленом это как говориться ясный ....., так как он вроде как не то социолог, не то ещё хто, а вот по Погосяну вопрос, он ведь всю жизнь в Авиации и вроде как то-же всю жизнь в КБ имени Сухого, вот и выходит а менять то его на кого?
  7. лёшка
    0
    6 марта 2014 12:39
    ждём с нетерпением поскорее
  8. +1
    6 марта 2014 13:48
    Интересно, а как "черные" крылья будут "держать" попадания осколков или снарядов (пуль)? На сколько нарушится прочность всего узла (крыла например)?
    1. +9
      6 марта 2014 14:18
      А никто не знает! Более того, вставки из углепластиков есть, а целиком - крылья, корпус - еще не делали и не испытывали. Как себя они поведут - вопрос. Самолет - это не доска для серфинга и не яхта...
      1. +1
        6 марта 2014 15:58
        Как себя они поведут - вопрос

        ещё какой вопрос, эти материалы ещё не отработаны
      2. +4
        6 марта 2014 17:22
        Цитата: ССИ
        А никто не знает!

        Можно догадаться,я моделизмом занимаюсь,Р\У вертолеты,много рамы и др элементов из карбона,есть и металл ,как правило типа В95 .Так вот когда вкопаешь вертушку,металл как правило гнется и уже ослаблен -нарушается внешний оксидный слой,он значительно упрочняет алюминиевый сплав,ночаще всего удается выпрямить и использовать временно ,до замены,а карбон ,пыль стряхнул и опять в полет,но если превысил предел прочности-ломается и на выброс сразу,это место практически невозможно починить . Еще один плюс карбона-малый вес ,плотность алюминиевых сплавов примерно 2.7, карбона 1.6 ,при том что карбоновая деталь ОДИНАКОВОЙ прочности с алюминиевой ,весит в разы меньше.
    2. +2
      6 марта 2014 20:07
      Прецендент с "чёрным" крылом уже был. Именно такое стояло на распиаренном в своё время С-47, он же "Беркут", он же Су-47, он же "прототип" истребителя 5-го поколения, звезда пары МАКСов и прочая прочая... Именно только за счёт максимального использования композитов в конструкции его крыла удалось решить проблему создания его обратной стреловидности. Это же стало ему приговором, как боевому самолёту. Ибо, при получении возможных боевых повреждений такое крыло в самом лучшем случае требовало бы полной замены. Видимо перспектива иметь дорогущий "одноразовый" истребитель не вдохновила военных.
      1. Kir
        0
        6 марта 2014 21:51
        Вот только хотел Беркут помянуть как композитный, а Вы уже опередили, а вот по приговору есть вопросы, так как много говорят что он был испытательным стендом а не прототипом серийного самолёта, да и потом как один мне бывший из КБ Су слесарь рассказывал проблема крылась сколько помню толи в баках, короче с топливной системой какой-то гемор был.
        1. 0
          6 марта 2014 23:21
          Изначально задумывался как преемник Су-33, чисто палубная машина. Обратная стреловидность могла решить проблему просадки при соскоке с трамплина за счёт лучших несущих свойств. А, что касается геморра с топливной системой, то для опытной машины это не самая страшная проблема.
  9. 0
    6 марта 2014 14:27
    Может и свои идеи скоро внедрять начнут,что бы запад заткнуть за пояс!?
  10. +2
    6 марта 2014 15:27
    Цитата: edeligor
    радиозаметности.

    "около сотни слоев углепластика, из-за характерного цвета которого крыло и называют «черным»."
    я думаю еще и в переносном смысле, радиозаметность пластика( если не ошибаюсь) практически нулевая
    1. +2
      6 марта 2014 17:27
      Цитата: Sol_Jah

      я думаю еще и в переносном смысле, радиозаметность пластика( если не ошибаюсь) практически нулевая

      ,Ошибаетесь к сожалению,радиозаметность определяется электропроводностью поверхности-карбон электропроводен,вот стеклопластик неэлектропроводен и поэтому из него делают РАДИОПРОЗРАЧНЫЕ экраны,а из карбона не делают-не пропускает он радиоволны wink
      1. 0
        6 марта 2014 21:52
        Цитата: Слесарь
        ,вот стеклопластик неэлектропроводен и поэтому из него делают РАДИОПРОЗРАЧНЫЕ экраны,а из карбона не делают-не пропускает он радиоволны

        Я понимаю, знаете, но не лукавьте, Вы понимаете о чём разговор. 1 курс факультета радиоэлектроники... smile
  11. Gagarin
    +5
    6 марта 2014 15:35
    Может благодаря вводимым против России санкций МЫ ВЫНУЖДЕННО НАЧНЕМ ПОДЫМАТЬ СВОЮ НАУКУ, а не надеяться на чьи то разработки, при Сталине по этой причине наука смогла сделать потрясающий рывок, по сей день пользуемся заделами.
  12. +3
    6 марта 2014 15:58
    Цитата: Nayhas
    Толчок назад. Всё используемое оборудование и ПО не наше. Введение санкций приведёт к остановке производства ибо все запчасти на станки приходят оттуда.

    Да,Вы правы.Свора влиятельных чиновников и бизнесменов сделало все чтобы лишить Россию политической и технологической самостоятельности. Но введение санкций даст нам уникальный шанс отказаться наконец от импортозависимости и начать возрождать свою промышленность.Да,придется тяжело,но другого пути нет.В советские времена такие задачи могли успешно решать,да и сейчас я думаю не все потеряно.
  13. +1
    6 марта 2014 19:08
    Красавец!!!
  14. Бек
    0
    6 марта 2014 21:20
    Меня всегда удивляло, что конструкторы только в 70 годах вышли на расположение крыльев поверху фюзеляжа, которые вместе составляют единую обтекаемую поверхность, увеличивая подъемную силу при прочих равных условиях.

    Ведь ещё до начала самолетостроения был известен закон аэродинамики Бернули, показывающий подъемную силу. Да и у птиц именно то расположение крыльев как у сегодняшних самолетов. А то все низкопланы и среднепланы конструировали.
    1. 0
      7 марта 2014 13:13
      То как вы "обозвали" интегральную схему показывает вашу некомпетентность в данном вопросе, так что изучайте мат.часть, а потом тока рассуждайте)))
    2. 0
      7 марта 2014 13:15
      и ещё- среднепланы наиболее выгодны с точки зрения аэродинамической интерференции
  15. 0
    6 марта 2014 22:07
    Цитата: Бек
    конструкторы только в 70 годах вышли на расположение крыльев поверху фюзеляжа

    А как насчет Ан-24, который аж с 1962 года эксплуатируется, Ан-22 1965, Ан-12 1959г.?
    1. 0
      6 марта 2014 23:26
      Высокопланы в авиации такие же старожилы, как и бипланы. Историю надо знать хотя бы. smile
    2. 0
      6 марта 2014 23:30
      Цитата: Бек
      Ведь ещё до начала самолетостроения был известен закон аэродинамики Бернули, показывающий подъемную силу

      Уважаемый! Вы явно перезанимались. lol
    3. Бек
      0
      7 марта 2014 07:31
      Цитата: saag
      А как насчет Ан-24, который аж с 1962 года эксплуатируется, Ан-22 1965, Ан-12 1959г.?


      У этих самолетов все равно крыло отдельно, фюзеляж отдельно. Они не составляют единой обтекаемой поверхности как у Мигов, Су, Рапторов. А вот единая поверхность крыла и фюзеляжа, крыла и спины птицы составляют. И потом эволюция наверное выбрала самый оптимальный вариант - все птицы с "верхним" расположением крыльев и нет среди птиц средне и нижнепланов.

      Цитата: aviator65
      Высокопланы в авиации такие же старожилы, как и бипланы. Историю надо знать хотя бы.

      Цитата: aviator65
      Уважаемый! Вы явно перезанимались


      Извиняйте конечно, но вы как-то не до конца уяснили мною написанное. Читайте мой ответ Саагу. И потом Миги, Су, Рапторы своими контурами очень похожи на птиц и кабины как головы птиц, а бипланы и высокопланы 30-60 годов это как этажерки.

      И чем это я перезанимался, сдается мне это вы не дозанимались и не задаете себе извечный детский вопрос человека - Почему, который все и продвинул в цивилизации.
      1. 0
        7 марта 2014 12:53
        Я так понимаю, что ваши познания об авиации подчёрпнуты из иллюстрированных энциклопедий для детей от 6 лет.
        Цитата: Бек
        И чем это я перезанимался, сдается мне это вы не дозанимались и не задаете себе извечный детский вопрос человека - Почему, который все и продвинул в цивилизации.

        А подобные вопросы, типа "почему самолёты похожи на птиц, а крыльями не машут?", я себе уже давно не задаю, потому что в своё время получил специальность инженер-механик по механическому оборудованию летательных аппаратов и такие науки, как аэродинамика и самолётостроение, изучал не по картинкам в детских книжках.
        1. Бек
          0
          7 марта 2014 15:36
          Цитата: aviator65
          потому что в своё время получил специальность инженер-механик по механическому оборудованию летательных аппаратов и такие науки, как аэродинамика и самолётостроение, изучал не по картинкам в детских книжках.


          Я авиаинституты не кончал и этот сайт не специализированный авиационный. Здесь собираются просто люди.

          И почему тогда верхнее крыло АНа вы уподобляете всей верхней обтекаемой поверхности Мига или Су, которое вкупе с малообтекаемой нижней поверхностью и создает подъемную силу и лучшие аэродинамические качества. У АНа подъемную силу создает только крыло, а фюзеляж ничего не создает, он только груз. А у Мига и Су крыло сопряженно со всей верхней поверхностью фюзеляжа и действуют совместно как общая аэродинамическая поверхность.

          И ещё раз про птиц. Самая быстрая птица, сокол-сапсан, в пике развивает скорость около 350 км в ч. Учитывая массу и размер сокола, его как-то можно соотнести с истребителем со скоростью 1500-2000 км. Конечно грубо. И когда сокол несется вниз он не прижимает, плотно, крылья к туловищу. И не отводит их назад, таким образом чтобы создать стреловидность крыла как у самолетов, наиболее приспособленную форму для больших скоростей.

          Сокол отводит крылья, но по своему, он создает как бы двойную стреловидность. Примерно нарисовал на схеме. И чего бы конструкторам не изучить такую форму соколиного крыла, глядишь и нашли бы полезное. Природа ведь оттачивала такое миллионы лет.

          (И не надо про сложность, про технологичность, про прочность и прочее - это уже другие вопросы)

          Не получается вставить рисунок, попробую ещё раз.

          1. Бек
            0
            7 марта 2014 16:05
            Цитата: Бек
            Не получается вставить рисунок,


            Не получается. Но схематично, переверните букву W, или не переворачивайте, смотря куда летите, и посередине вставьте тело сокола или фюзеляж самолета. Как-то так сокол складывает крылья при пике.
            1. 0
              7 марта 2014 20:21
              Цитата: Бек
              И чего бы конструкторам не изучить такую форму соколиного крыла, глядишь и нашли бы полезное. Природа ведь оттачивала такое миллионы лет.

              Отправьте своё предложение в ЦАГИ, может спасибо скажут, а то они сокола поди ни разу не видели.
              Цитата: Бек
              (И не надо про сложность, про технологичность, про прочность и прочее - это уже другие вопросы)
              Вот эти самые "другие вопросы" и заставляют делать самолёты такими, какие они на данный момент есть. А если "чисто поговорить", то можно поднять и тему майского жука, он вообще летает вопреки законам аэродинамики.
              1. Бек
                0
                8 марта 2014 10:29
                Цитата: aviator65
                А если "чисто поговорить",


                Так сайты для этого и есть, чтобы поговорить, а не чванливо какое-то свое превосходство объявлять.

                Цитата: aviator65
                заставляют делать самолёты такими, какие они на данный момент есть.


                Вот, вот самые скоростные самолеты, истребители, и делают сейчас как у птиц, с сопряженной общей аэродинамической поверхностью крыла и фюзеляжа, а не низкопланы.

                И снова про птиц. Законцовки крыльев современных пассажирских лайнеров делают приподнятыми верх. Это убирает турбулентные завихрения с концов крыльев, что в свою очередь дает экономию топлива на 3-5 %. И стали делать такие законцовки изучив полеты орлов. При парении концевые маховые перья орлов тоже загнуты верх. Конструкторы продули в трубе макет орлиного крыла и убедились, что турбулентного завихрения потока нет, его снимает загнутое верх маховое перо. А изучив применили это новшество на современных самолетах.

                Цитата: shevart89
                парашютисты тоже с приличной скоростью в затяжном прыжке летят, предлагаете на их аэродинамике тоже самолеты строить?


                Вот ещё один пример снобизма и обывательского, не корректного, не стыкующегося сравнения.

                И что я такое сказал? Я выдвинул предположение о очень похожей аэродинамике птиц и самолетов. Только и всего. И, что обязательно чтобы выдвинуть предположение надо иметь, здесь на сайте, специальное образование. Когда появляются статьи на сайте про историю, звезды, сталь клинков это совсем не предполагает, что об этом, НА САЙТЕ, должны говорить только профессиональные историки, астрономы, металлурги.
                1. 0
                  8 марта 2014 17:32
                  Я никогда не ставлю себе задачу кому-то объявлять своё превосходство. Однако, будучи не только специалистом, но и простым человеком, как и вы, я бы не стал участвовать в разговоре, а тем более, в обсуждении на тему, о которой имею лишь поверхностные представления или не имею таковых вообще. Разумеется на сайте не должны говорить только профессионалы, но надо иметь хотя бы более-менее грамотное представление о предмете. Иначе разговор становится пустым.
                  В вашем случае, как вам можно что то объяснить или доказать, если вы упорно сыпите терминами, не вникая в их суть, при этом пытаясь сравнить тёплое с мягким.
                  Цитата: Бек
                  Вот, вот самые скоростные самолеты, истребители, и делают сейчас как у птиц, с сопряженной общей аэродинамической поверхностью крыла и фюзеляжа, а не низкопланы.

                  Цитата: Бек
                  И что я такое сказал? Я выдвинул предположение о очень похожей аэродинамике птиц и самолетов. Только и всего.

                  И что? МиГ-25/31 - самый скоростной самолёт - истребитель, где у него крыло, и как оно сопряжено с фюзеляжем? МиГ-29 и Су-27 имеют схожую интегральную аэродинамическую схему, фюзеляж у них весьма "условный"(специалисты говорят "тело"), т. е. то что вы имеете в виду, но это обусловлено достижением сверхманёвренности, а не высоких скоростных характеристик. А у Ту-160 где крыло? А ещё, есть такое понятие, как "правило площадей", по которому и сопрягают крыло с фюзеляжем.
                  По поводу схожести аэродинамики птиц и самолётов. Вы каких птиц и какие самолёты имеете в виду? Дело в том, что есть аэродинамика дозвуковых скоростей, аэродинамика околозвуковых скоростей и аэродинамика сверхзвуковых скоростей (про гиперзвук упоминать не будем). Так вот, природа не создала живых объектов, летающих на сверхзвуке, а практически все современные истребители этим качеством обладают. Кроме того, в основном все птицы используют машущий принцип полёта, самолёты же приводят в движение несколько иным способом. Будем продолжать? Кстати о парящих орлах. Тут вы правы. Аэродинамика планеров и парящих орлов(чаек, альбатросов) очень близка, т. к. это пожалуй единственный идентичный режим полёта птиц и летательных аппаратов. Но даже при этом самые лучшие спортивные планера, имеющие очень высокое аэродинамическое качество, имели крыло, чётко выраженный фюзеляж и хвостовое оперение.
                  Советую вам всё таки поглубже изучить эту тему, если она вас так интересует. Уверяю, многие вопросы самому покажутся некорректными. hi
                  1. Бек
                    0
                    8 марта 2014 19:15
                    Цитата: aviator65
                    Советую вам всё таки поглубже изучить эту тему, если она вас так интересует. Уверяю, многие вопросы самому покажутся некорректными.


                    То, что вы написали сверху, даже можно было и короче, и есть ответ на мой первый комент, это и есть объяснение моему предположению. Делов то? А не то то, что не твоего ума дело, через пень колоду и т.п.
          2. 0
            7 марта 2014 17:20
            парашютисты тоже с приличной скоростью в затяжном прыжке летят, предлагаете на их аэродинамике тоже самолеты строить? А вообще раз не кончали авиационный вуз или техникум, то возьмите хотя бы книги прочитайте про аэродинамику и т.п. их в интернете найти не сложно
  16. 0
    6 марта 2014 22:12
    У Су-47 углепластиковые части крыла деградировали на высоких скоростях, потому и не пошел он
  17. +2
    6 марта 2014 23:06
    Не понимаю я эту историю, с углепластиками. Я в спортивный бадминтон играл углепластиковыми ракетками. Занятие это, если по спортивному, довольно суровое, нагрузки на материал немалые. Так вот - углепластик с момента набора некоторой пороговой усталости материала разрушается сразу, весь, целиком! То же происходит, если его повредить серьезно. К бабке не ходи, простреленное крыло рассыпется в мелкие кусочки. Да и насчет возможности вовремя заметить усталостные явления у меня большие сомнения. Что то с этой "углепластиковой лихорадкой" не то.
  18. 0
    19 марта 2014 06:55
    В советское время испытывали приборы на военных самолетах которые образовывали плазму вокруг самолета. Это приводило к решению сразу двух задач заметность ил уменьшение сопротивления воздуха. Все это засекречено. Т50 может промежуточное звено для дальней авиации.