"Буря в пустыне". Удар палубной авиации



Резкий рывок - и самолет исчезает в облаке перегретого пара, уносясь вперед, навстречу ветру. Еще мгновение - и под крылом раскинулось бескрайнее море... Ушел! Палубная команда вскакивает с колен и готовится к старту следующего F/A-18. Истребитель, покачиваясь под грузом бомб, подъезжает к катапульте - позади поднимается отражательный щиток, матросы закрепляют челнок катапульты к носовой стойке шасси. Следует финальная проверка и начинается причудливый "танец" SHOOTER'а - руки на уровне плеч, повороты корпуса из стороны в сторону, возврат в исходное положение, рука в сторону - вывести двигатели во взлетный режим. Готово! Теперь следует характерный жест "в присядку" с вытянутой рукой...TAKE OFF!!!


Shooter - член палубной команды авианосца, ответственный за выпуск самолетов. Из-за высокого уровня шума, связь между пилотом и Shooter'ом осуществляется с помощью изощренной системы жестов.

Последний раз авианосцы ВМС США массово применялись около четверти века назад - жаркой зимой 1991 года, во время наступательной операции «Буря в пустыне». Яростная 43-дневная воздушная война, сокрушившая армию Саддама Хуссейна, стала эталонным примером войн нового поколения - где ставки сделаны на качественное информационное обеспечение, высокоточное оружие и абсолютное техническое превосходство победителя над побежденным.

Всего в состав Коалиции против Ирака записались 44 страны (международные силы - МНС). Однако, фактически, вся операция держалась на американских штыках. Янки внесли решающий вклад в разгром Хуссейна и, откровенно говоря, вообще могли бы обойтись собственными силами. «Союзнички» были приглашены лишь для вежливости (впрочем, кое-то прибежал сам, надеясь на похвалу и вкусный кусок от «дяди Сэма»).



Как и полагается, в супервойне блеснул своей мощью и великолепием американский флот. Впервые ограниченно применялись крылатые ракеты "Томагавк" - всего по позициям иракский войск и инфраструктуре Ирака было выпущено 288 КРМБ. Минно-тральные корабли занялись ликвидацией минных постановок в Персидском заливе. Линкоры с оглушительным грохотом обстреливали побережье. В целом, классические военно-морские силы имели символическое значение в сугубо сухопутной войне. До массового появления КРМБ «Томагавк», единственным морским средством, способным оказать реальную поддержку Армии и ВВС, была палубная авиация ВМС США.

Плавучие аэродромы!

«Мастера на все руки» или бестолковый пережиток прошлого, изыскивающий любые, порой самые нелепые способы, чтобы доказать целесообразность своего существования?

Каковы перспективы современной АУГ в воздушной наступательной операции? Насколько рациональным было решение задействовать силы шести авианосных групп для ударов по целям в глубине побережья?

Ответ можно узнать, проследив боевой путь каждого из «героев».

Как уже отмечалось выше, янки пригнали на Ближний Восток шесть авианосцев разных поколений. Несмотря на 40-летнюю разницу в возрасте, на палубах «Нимицев» и «Мидуэев» стояла одинаковая - самая лучшая и современная на тот момент авиатехника. Реальная боевая мощь авианосного корабля слабо коррелирует с его возрастом - состав авиагруппы стремительно изменяется при появлении очередного поколения истребителей (бомбардировщиков, БПЛА), при этом, не требуется никаких кардинальных изменений в конструкции самого корабля.


USS Teodore Roosevelt (CVN-71) походит Суэцким каналом

Выбор районов боевого маневрирования АУГов, на первый взгляд, кажется нелогичным – половина авианосных группировок дислоцировались в Красном море. Такая ситуация входит в явное противоречие с самой идеей авианосца, как мобильного аэродрома, развернутого поблизости от противника. Палубным летчикам, наоборот, приходилось действовать издалека, совершая перелеты через весь Аравийский полуостров. Средняя продолжительность боевых вылетов с авианосцев в Красном море составляла 3,7 ч против 2,5 ч у тех, кто базировался в Персидском заливе, в 200-280 милях от побережья Кувейта. Ближе подойти не решались.


Как несложно догадаться, подобная диспозиция была продиктована мерами безопасности. Отправить все шесть авианосцев в неспокойные воды Персидского залива было бы чересчур неосторожным и самонадеянным решением. На эскорт нет никакой надежды. Встреча со случайной миной, ПКР или атака с применением ассиметричных средств (катер с террористами-смертниками) –последствия очевидены.

Если уж пришли «наводить понт» - нужно по возможности избегать рискованных ситуаций. Зачем нарываться на лишние неприятности, если основную часть работы все равно выполнят военно-воздушные силы?

В противном случае, можно получить «Скадом» по широкой палубе (как это могло быть с авианосцем «Саратога»).

«Америка», «Саратога» и «Джон Ф. Кеннеди» действовали из Красного моря. «Теодор Рузвельт» в компании старого «Рейнджера» и совсем уже дряхлого «Мидуэя» отважились войти в Персидский залив.

В остальном, вклад палубной авиации ВМС США в операции «Буря в пустыне» выглядит следующим образом:

«Теодор Рузвельт» (CVN-71)

Атомный авианосец, четвертый корабль в серии «Нимицев». На момент проведения операции «Буря в пустыне» он являлся одним из самых крупных, мощных и современных кораблей в мире. Длина 332 метра. Полное водоизмещение 104 600 тонн. Экипаж исполинского корабля - 5700 летчиков и моряков.

«Рузвельт» выдвинулся из Норфолка 28 декабря 1990 года и уже на третьи сутки понес первую потерю – в ходе учебно-боевого вылета разбился самолет РЭБ EA-6B «Праулер». Лопнувший трос аэрофинишера не оставил машине шансов – самолет прокатился по палубе и свалился за борт. Авианосец двинулся дальше через Атлантику.



Мощная боевая единица прибыла на позицию в Персидском заливе еще до начала операции, однако первый боевой вылет с авианосца состоялся лишь 19 февраля 1991 г. – на третьи сутки войны.

В ходе боевых действий авиакрыло «Рузвельта» понесло незначительные потери – по различным причинам было потеряно три самолета (2 истребителя-бомбардировщика F/A-18C и штурмовик А-6). Но, пожалуй, наиболее громкое ЧП произошло 20 февраля – моряка из палубной команды засосало в двигатель взлетающего самолета.

Конечно, все это полная ерунда на фоне общих результатов боевой работы авианосца:

75 дней в море, 4149 боевых вылетов, 2200 тонн сброшенных бомб. Мощно!

Это лучшие показатели среди всех американских авианосцев, задействованных в операции «Буря в пустыне».

Но так ли велика сила «Рузвельта» на фоне Военно-воздушных сил? Впрочем, об этом чуть позже.

«Джон Ф. Кеннеди» (CV-67)

Последний из суперавианосцев ВМС США с неатомной силовой установкой. Единственный корабль своего типа, результат глубокой модернизацией авианосцев типа «Китти Хок».

«Кеннеди» торчал на Ближнем Востоке с августа 1990 года, но не предпринимал никаких попыток, чтобы замедлить развертывание иракских войск в Кувейте. Впоследствии, был назначен флагманом боевой группировки в Красном море.

"Буря в пустыне". Удар палубной авиации


Всего же, за 43 дня войны, авиакрыло «Кеннеди» выполнило 2574 боевых вылета, обрушив на головы противника 1600 тонн бомб.

«Америка» (CV-66)

Официальные источники утверждают, что авианосец, нареченный именем американской нации, вернул свободу народу Кувейта. Вероятно, без него бы не справились.

78 дней в море, 2672 боевых вылета, 2000 тонн сброшенных бомб.

В первые сутки войны авиакрыло «Америки» обеспечивало прикрытие ударных групп авиации МНС, но вскоре летчики приступили к самостоятельным ударам по позициям иракских войск. Яростным бомбардировкам подверглись военные базы, позиции ракет «Скад», скопления вражеской бронетехники, мосты и нефтедобывающая инфраструктура Ирака. Согласно американским данным, за 43 дня напряженной боевой работы пилотам с «Америки» удалось подбить 387 танков и БТРов противника!

Cтоит заметить, что «Америка» - единственный из авианосцев, которому пришлось действовать с обеих сторон Аравийского п-ва. Спустя месяц, 14 февраля 1991 г., «Америка» была передислоцирована из Красного моря в Персидский залив, где присоединилась к «Рузвельту», «Рейнджеру» и «Мидуэю».

«Саратога» (CV-60)

Третий в серии из четырех ударных авианосцев типа «Форрестол», полным водоизмещением 75 тыс. тонн. Родоначальник современных суперавианосцев с исполинскими размерами и угловой полетной палубой.

«Леди Сара» находилась в Красном море с 22 августа 1990 года, но её пилоты даже не пытались задержать наступление иракской армии или «спроецировать» свою силу каким-либо другим образом. Янки нельзя отказать в благоразумии – попытка влезть в воздушное пространство Кувейта силами одного-двух, пусть даже шести авианосцев, не дала бы ничего, кроме жестоких потерь среди техники и личного состава авиакрылев.

В итоге, вместо «проецирования силы» и призывов Саддама Хуссейна к прекращению агрессии, экипаж «Саратоги» направился к побережью Израиля. Корабль встал на рейде Хайфы, свободные от вахты сошли на берег.

На обратном пути случилась трагедия – катер, переполненный матросами и мешками с сувенирами, резво влетел на высокую волну и опрокинулся. Экипаж «Саратоги» не досчитался 21 моряка. Впрочем, всем было уже не до них – в регионе начиналась военная операция против Ирака.

Пилоты «Саратоги» совершили 2374 боевых вылета в зоне конфликта.

Собственные потери составили три самолета (F/A-18C «Хорнет», A-6E «Интрудер» и тяжелый перехватчик F-14 «Томкэт»). «Хорнет» из авиакрыла «Саратоги» считается единственным самолетом МНС, сбитым в воздушном бою (сбит иракским МиГ-25, пилот Майкл Спенсер погиб).

30 января 1991 г. авиакрыло «Саратоги» установило рекорд, осуществив ударную операцию с одновременным участием 18 «Хорнетов» - в результате на позиции противника было сброшено свыше 45 тонн бомб! (сто Mk.83 калибра 454 кг)

Примерно в то же самое время с «Саратогой» произошел другой примечательный случай.

- Джонни, ты видишь эту падающую звезду?

- Да, Стив, это чертовски круто. Я загадал желание поскорей вернуться живым к своей малышке в Огайо.

На счастье янки, «Скад» пролетел над их головой и упал в море где-то за горизонтом…


«Рейнджер» (CV-61)


"Рейнджер" в сухом доке. На заднем плане видны "Хэнкок" и "Корал Си" (1971 г.)

Пожилой «Рейнджер», спущенный на воду в далеком 1956 г., был запланирован к списанию на 1993 год. Корабль был без сожаления отправлен в зону военных действий, поближе к берегам противника.

Авиакрыло авианосца совершило 3329 боевых вылетов в зоне конфликта. Средний показатель среди других АУГов.

Более, ничего примечательного с «Рейнджером» не случилось.

«Мидуэй» (CV-41)

Старик «Мидуэй» удивил.

Корабль, построенный в 1945 году, продемонстрировал боеспособность на уровне суперавианосцев типа «Китти Хок», а по общей эффективности (затраты/результат) превзошел всех, включая атомный «Теодор Рузвельт»!

3019 боевых вылетов, 1800 тонн сброшенных бомб. Притом, «Мидуэй» - единственный из американских авианосцев, который не потерял ни одного самолета за время всей операции «Буря в пустыне».

Винтажный «Мидуэй» - представитель другой эпохи. Наследие поршневой авиации и морских сражений за Гуадалканал и Мидуэй.



Для авианосца «Мидуэй» не требовалось экзотических концепций боевого применения («средство для проекции силы», «оружие первого дня войны» и т.п. бюрократические уловки, не имеющие отношения к действительности).

Он создавался для настоящих морских сражений. Во времена, когда боевой радиус тихоходных самолетов не превышал пары сотен миль, а взлетная масса составляла менее 10 тонн - идея с морским мобильным аэродромом была по-настоящему оправданным решением.

В условиях холодной войны янки начали строить «ударные супер-авианосцы» с расчетом на их использование в локальных войнах, где они будут дублировать задачи обычной авиации. Моряки забыли про море и полезли в воздух – в исконную сферу деятельности ВВС. В результате получился следующий парадокс:

Не слишком крупный и относительно простой авианосец времен ВМВ продемонстрировал результативность на уровне современных переростков. Авиакрыло «Мидуэя» совершало, в среднем, 76 боевых вылетов в сутки. Авиакрыло «Теодора Рузвельта» - 96 боевых вылетов в сутки.

Размеры атомных супер-гигантов увеличились в 2 раза, стоимость и трудоемкость постройки достигли астрономических значений – притом, их реальная боеспособность повысилась всего на несколько % по сравнению со старым кораблем.


Модернизированный USS Midway (CV-41) с угловой полетной палубой

Но, позвольте, какое все это имеет значение?

В операции «Буря в пустыне» авиакрылья шести авианосцев совершили 18 117 боевых вылетов.

За этот же промежуток времени самолеты сухопутного базирования совершили свыше 98 тысяч боевых вылетов над Ираком и Кувейтом.

Суммарный вклад шести АУГов оказался на уровне 15% от боевой работы ВВС Многонациональных сил.

А какую ценность они бы имели по отдельности?

Притом, эффективность авиации оценивается не только числом боевых вылетов. Очень показателен такой параметр, как боевая нагрузка. Авианосные самолеты сбросили на Ирак около 10 тыс. тонн бомб.

За это же время самолеты ВВС высыпали на головы иракцев 78 тыс. тонн смерти. Впечатляет?

Предпоследнее слово позавчерашней техники

Участие шести АУГ в операции «Буря в пустыне» дало наглядный пример неэффективного применения флота. Результаты боевой работы авианосцев оказались столь ничтожны, что ни о каком серьезном влиянии на проведение операции говорить не приходится. Скорее всего, пилоты военно-воздушных сил даже не заметили присутствия таких «помощников».

Морских летчиков устраивало такое положение дел. «Центурионы» спокойно отсиживались за спинами пилотов ВВС. Притом, получали щедрую порцию славы и не особо спешили лезть под выстрелы иракских «Шилок». При всем уважении к мастерству этих людей, их участие в операции «Буря в пустыне» иначе как профанацией не назовешь.

Центурион – летчик, совершивший 100 посадок на палубу авианосца

Все факты складываются в единую картину:

- мизерное, на фоне ВВС, кол-во боевых вылетов и сброшенных бомб;

- нелепая диспозиция, с размещением половины авианосцев в Красном море;

- задержки со вступлением в войну. Самый мощный из кораблей («Рузвельт») соизволил сделать первый боевой вылет только на третьи сутки войны – красноречивое свидетельство «необходимости» его участия в операции;

- боевая работа «центурионов» регулярно прерывалась длительными задержками. За 43 дня войны было отмечено всего шесть дней, когда боевые вылеты производились со всех авианосцев. Как правило, все остальное время двое из шести «плавучих аэродромов» были небоеспособны, и занимались другими важными делами - ремонтом и пополнением запасов стратегических материалов (топлива, б/п. продовольствия) с кораблей снабжения.

А куда им было торопиться? Всю работу за них сделали ВВС.



Цифры неопровержимо свидетельствуют – палубная авиация, ввиду её малочисленности и неудовлетворительных ТТХ самолетов, является бесполезным инструментом в локальных войнах.

Авианосцы создавались, как специфическое морское оружие. Единственная адекватная сфера применения для этой техники – открытый океан. Там, где отсутствует конкуренция со стороны тактической боевой авиации наземного базирования.

Впрочем, с развитием атомного подводного флота, реактивной авиации и появлением систем дозаправки в воздухе, боевая ценность этих огромных дорогих кораблей вызывает БОЛЬШИЕ сомнения.

По материалам:
http://www.gulflink.osd.mil
http://www.history.navy.mil
http://www.midwaysailor.com
http://www.uscarriers.net

Статистические данные о боевом применении авианосцев взяты из доклада Cost-Effectiveness of Conventionally and Nuclear-Powered Aircraft Carriers. GAO/NSIAD-98-1 -- August 1998
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

98 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти