Морские советы: вектор развития

Расширение полномочий и функций морских советов в субъектах федерации придаст новый импульс развитию морской деятельности на региональных направлениях

Реализация национальной морской политики на региональных направлениях требует объединения усилий всех участников морской деятельности как федеральных, так и региональных органов власти России. Важная практическая роль в этом отводится советам по морской деятельности.

Сформировать в составе ряда федеральных округов координационные органы – советы по морской деятельности, а также учредить их в субъектах Российской Федерации было рекомендовано на состоявшемся 16 июля 2004 года заседании Морской коллегии при правительстве Российской Федерации. В 2004–2005 годах подобные советы были образованы в двух федеральных округах (Северо-Западном и Дальневосточном) и в большинстве приморских субъектов (в 21 из 26).


Хороший старт

Предполагалось, что новые структуры будут координировать взаимодействие федеральных и региональных органов власти, научных, производственных и общественных организаций в осуществлении и управлении морской деятельностью. Частично эти ожидания оправдались. Ряд образованных советов успешно действует до настоящего времени.

Примером результативного использования такой формы организации государственного управления морской деятельностью в субъекте Российской Федерации может служить работа возглавляемого губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко Морского совета при правительстве Северной столицы. Он образован в 2004 году с целью создания условий для реализации в городе российской национальной морской политики и формируемого на ее основе курса Санкт-Петербурга в указанной сфере. Для обеспечения работы по различным направлениям морской деятельности в совете сформирован ряд секций и комиссий (по морской и речной транспортной деятельности, портам и береговой инфраструктуре, военно-морской деятельности, судостроению и т. д.), взаимодействующих с органами исполнительной власти. С учетом наращивания морехозяйственной активности на арктическом направлении на состоявшемся в июне 2013 года заседании совета принято решение о создании постоянно функционирующего координационного органа – Полярной комиссии, на которую возложено согласование действий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, учреждений и организаций, обеспечивающих реализацию основных положений стратегии и политики Российской Федерации в Арктике и Антарктике. Главной задачей данной структуры стало информационно-аналитическое сопровождение хода реализации положений основных стратегических документов, определяющих деятельность нашей страны в северной и южной полярных областях Земли.

Полярная комиссия состоит из нескольких рабочих групп. Например, в ее составе создана рабочая группа по направлению «Арктический инновационный территориальный кластер». Связано это с тем, что недавно Санкт-Петербург заявил о намерении создать арктический кластер на основе имеющегося в городе комплекса научно-исследовательских и промышленных предприятий, достаточного для масштабного исследования и освоения арктических территорий, а также развития судоходства по Северному морскому пути.

Таким образом, в рамках заседаний и совещаний Морского совета и его секций рассматриваются самые острые и актуальные проблемы, связанные с морской деятельностью не только Санкт-Петербурга и региона, но и всей России. В 2013 году в их число вошли вопросы разработки Стратегии развития российской морской портовой инфраструктуры на период до 2030 года, принятия национальной программы мер по оздоровлению и реабилитации экосистемы Балтийского моря, перспектив развития судостроения в городе.

Морские советы: вектор развития


Морской совет активно взаимодействует с органами исполнительной и законодательной власти Санкт-Петербурга, научными, общественными и другими организациями, связанными с морской проблематикой. Представители совета участвуют в заседаниях и совещаниях Морской коллегии – постоянно действующего координационного органа в области морской деятельности, готовят необходимые справочно-аналитические материалы в соответствии с ее запросами. Часть мероприятий, организованных или проведенных при участии совета, включена в ежегодный план работы Морской коллегии, например историко-патриотический конкурс «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству», XIV международный экологический форум «День Балтийского моря», VI международный военно-морской салон и ряд других.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о той немаловажной роли, которую играет Морской совет в развитии Санкт-Петербурга как морской столицы России, а также в развитии морской составляющей всего Северо-Западного региона.

Деятельность морских советов в субъектах Федерации на арктическом направлении приобретает особую значимость в условиях осуществления масштабных проектов по освоению месторождений континентального шельфа в Арктике и развитию Северного морского пути. Так, Совет по морской деятельности при губернаторе Архангельской области обеспечивает предварительное рассмотрение и подготовку предложений по вопросам реализации национальной морской политики России на территории области, а также взаимодействие федеральных и областных органов власти. На заседаниях совета обсуждаются наиболее важные для развития региона вопросы. Например, в 2013 году рассмотрены ход реализации федеральной целевой программы «Развитие судостроения на 2013–2030 годы» и перспективы развития Архангельского морского порта.

Аналогичный совет при губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа образован в 2013 году для решения морехозяйственных задач на территории данного субъекта Федерации и в прилегающей к нему части российской арктической зоны. Одной из задач совета является осуществление взаимодействия с Морской коллегией и контроль исполнения ее решений в округе.

Оживление деятельности морских советов в субъектах Российской Федерации происходит и на других региональных направлениях. В 2013 году в целях эффективной реализации национальной морской политики на Камчатке принято решение о создании Морского совета при правительстве Камчатского края. В его состав вошли представители органов власти и местного самоуправления, руководители различных организаций, осуществляющих морскую деятельность. Среди основных задач совета разработка предложений по реализации федеральной и формированию региональной транспортной политики, мероприятий, направленных на создание условий для обеспечения максимальной загрузки портовых мощностей и флота, а также подготовка предложений по совершенствованию структуры управления портами и анализ морской деятельности с учетом экономических факторов.

Глава государства подчеркнул, что ресурсы страны должны идти на развитие, на достижение стратегических целей, например, таких, как подъем Сибири и Дальнего Востока. В условиях осуществления проектов, рассчитанных на подъем и развитие Дальневосточного региона, работа совета станет весьма актуальной и востребованной по всему комплексу направлений морской деятельности.

Требуется нормативная база

Несмотря на многообещающее начало, к настоящему времени большая часть созданных в 2004–2005 годах советов фактически прекратила свою работу. Одна из основных причин сложившейся ситуации – недостаточное нормативное обеспечение их деятельности. Помочь решить этот вопрос может принятие федерального закона «О государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации». Концепция этого закона была в основном одобрена на состоявшемся в марте 2013 года совещании членов Морской коллегии. В предложенном проекте закона определяются система институтов государственной власти и субъектный состав государственного управления морской деятельностью России, а также полномочия субъектов национальной морской политики. Документ закрепит возможность создания при главах российских субъектов, расположенных на морском побережье, постоянно действующих координационных органов – морских советов, способствующих обеспечению согласованных действий по реализации национальной морской политики федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов морской деятельности и некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов морской деятельности. Согласно проекту закона регулирование отношений между субъектами национальной морской политики должно базироваться на основных принципах национальной морской политики, в том числе на взаимодействии и координации усилий в вопросах формирования и реализации национальной морской политики органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления и заинтересованных общественных объединений.

Морские советы: вектор развитияКроме того, следует упомянуть еще один документ: в конце августа 2013 года утверждено обновленное Положение о Морской коллегии, определяющее новые направления ее деятельности, расширяющее круг решаемых основных задач и прав данной структуры. Хотя действующие советы сотрудничают с коллегией, участвуя в ее заседаниях и совещаниях, готовя необходимые справочно-аналитические материалы в соответствии с запросами, а также контролируя исполнение решений коллегии на своей территории, в новом положении, как и в предыдущем, не прописана процедура их взаимодействия.

Учитывая ту роль, которую могли бы играть советы в субъектах Российской Федерации в реализации органами местной власти национальной морской политики, представляется целесообразным установить такой порядок их взаимодействия с Морской коллегией, при котором решение региональных вопросов морепользования, требующих урегулирования на федеральном уровне, решалось бы напрямую через Морскую коллегию. Внесение таких изменений в Положение о Морской коллегии способствовало бы более оптимальному использованию потенциалов советов.

Зарубежный опыт

Важным вопросом эффективного функционирования советов по морской деятельности в субъектах Российской Федерации является решение задачи организации совместных действий федеральных и региональных органов власти в процессах подготовки и принятия решений в области морепользования.

Примером взаимодействия всех заинтересованных участников, не только государственных, но и научных, общественных и коммерческих, может служить опыт управления морской деятельностью в США, осуществляемой на основе внедрения принципа соуправления. Необходимость создания комплексной основы для координации усилий федеральных, государственных, местных органов власти, включая региональные структуры управления, неправительственные организации, частный сектор и общественность, возникла в условиях разнопланового характера задач, решаемых участниками морской деятельности в Соединенных Штатах. Согласно принципу соуправления объект управления – находящееся в общем пользовании всех граждан США национальное достояние страны, субъекты – множество участников морской деятельности, в том числе органы законодательной и исполнительной власти, административные структуры регионов, штатов, графств и муниципалитетов страны и т. д. Как подчеркивает в одной из своих работ доктор исторических наук Владимир Писарев, основу системы соуправления составляют, во-первых, курс на расширение числа участников системы принятия решений, во-вторых, использование преимуществ подключения всех участников океанического процесса и их партнеров к разработке и принятию сбалансированных решений для максимально возможного учета общественных интересов и позиций конкретных сторон. На уровне законодательной власти принцип океанического соуправления предполагает сотрудничество сторон в разработке концептуальных положений, исходных принципов, стратегии их достижения, планов и условий реализации национальной океанической политики.

Применение подобного принципа соуправления в отечественной практике с учетом российской специфики способствовало бы расширению полномочий морских советов в субъектах Российской Федерации, позволило бы более эффективно задействовать их возможности в решении практических задач в региональной морехозяйственной и научной деятельности.

Местный потенциал

Не менее важным является использование потенциалов советов в реализации программ военного судостроения, развитии шефских связей с кораблями и воинскими частями Военно-морского флота, а также в содействии мероприятиям военно-патриотического воспитания молодежи и популяризации военной службы в ВМФ, организуемых при непосредственном участии флотов и Каспийской флотилии.

Значимым вкладом в подготовку кадров для ВМФ стала бы работа морских советов, направленная на совершенствование подготовки молодежи к военной службе, а также содействие комплектованию должностей, замещаемых старшинами, сержантами и матросами, военнослужащими по контракту. Думается, что основная часть этой работы должна происходить именно на региональном уровне и поэтому морские советы могут сыграть ключевую роль в решении этих вопросов.

Также морские советы могли бы быть особенно активно задействованы при решении экологических проблем и проблем обеспечения безопасности мореплавания. Принятие решения по вопросам экологической безопасности в акваториях приморских субъектов Федерации может занимать значительное время и иметь большой период запаздывания, который будет снижать актуальность принимаемых решений и эффективность мер по устранению последствий экологических проблем. В связи с этим усиление регионального уровня управления и придание ему большей самостоятельности может принципиально повысить оперативность процессов управления и эффективность практических действий по ликвидации последствий аварий, катастроф и экологических бедствий на акваториях морей Российской Федерации.

Как представляется, основные направления развития морской деятельности с учетом региональных особенностей, а также инвестиционной и хозяйственной специфики приморских регионов должны формироваться в условиях большей самостоятельности субъектов Российской Федерации в части, касающейся управления и координации деятельности заинтересованных участников этого процесса на региональном уровне. Расширение полномочий и функций, повышение статуса морских советов, организация взаимодействия субъектов морской деятельности, а также осуществление качественной информационной поддержки их работы послужит стимулом для развития морской деятельности на региональных направлениях.
Автор: Марина Колесникова
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/19378


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. parus2nik 8 марта 2014 11:32
    Красиво и многословно написано...Работаю в ФГУП "Росморпорт",создали огромные филиалы,например Азовско-Черноморский, центр филиал в Новроссийске..ему подчиняются Ейск,Темрюк,порт Кавказ,Тамань,Туапсе,Геленджик,Анапа..Вы думаете стало легче работать? Нет..Работаю в Таманском управлении(порт Кавказ,Темрюк,Тамань-три порта в одном районе Темрюкском)Что бы добиться решения какого-нибудь вопроса,его нужно согласовать и ещё убедить Новороссийск..Только тогда можно писать в Москву..Раньше были филиалом,решали напрямую..так что-то решалось..сейчас бег на месте..
    parus2nik
  2. Dikson 8 марта 2014 11:34
    Для развития Севморпути необходим мощнейший ледокольный флот... СССР в этом вопросе очень тесно сотрудничал в Финнами - кроме 4 атомоходов отечественной постройки , все остальные крупные ледоколы были построены на верфи Вяртсиля, в Финляндии... часть из них до сих пор успешно трудится в море. Но - на коммерческой основе, - зафрахтованы Канадцами, японцами, китайцами, ещё чёрт знает кем - возят научные экспедиции, в общем, выживают , как могут... Великие русские реки, впадающие в Ледовитый океан, изменение климата, - всё это меняет прибрежные глубины. Гидрография в Арктике благополучно сдохла во времена перестройки , так же , как сеть гидрометеостанций, базирующихся на побережье и островах. Часть работы метео и картографов с успехом взяли на себя спутники, но если речь идёт о регулярных проводках больших караванов иностранных судов из Северной Атлантики в Тихий через русский север - работы там столько, что все планы могут просто остаться на бумаге..
  3. chunga-changa 8 марта 2014 12:12
    На глобусе нарисованы синяя и красная черта. Синяя короче, что как бы подтверждает что СМП лучше. Почему обе эти линии выходят из Роттердама в принципе понятно. Не понятно только почему они обе упираются в Корею. Если упереть их в Сингапур или Шанхай, что более логично, то ситуация несколько изменится. Так что СМП не такая уж безусловная альтернатива в которую все кинуться. Особенно если учесть что для перевозчиков нефти-газа путь начинается не в Голландии, а в персидском заливе. Но безусловно СМП найдёт своих пользователей. В первую очередь в самой России.
    1. Dikson 8 марта 2014 13:03
      Суть амбиций в том, чтобы путь для перевозчиков нефти и газа начинался на Ямале... Но я слабо себе представляю супер-танкер повышенного ледового класса, затёртый льдами где нибудь у мыса Челюскина...
      Но война за Арктику всё равно будет.
  4. unsermann 8 марта 2014 16:00
    Да, написано витиевато, многословно... А результат пока почти нулевой. Создалось впечатление, что статья написана только о том, как еще укрепить и без того разросшийся кабинетно-бюрократический аппарат отрасли. О каких то там непонятных схемах взаимодействия, процедурах управления... К слову, береговой бюрократический аппарат того же ФГУП Росатомфлот разросся до неимоверных пределов (одна сотрудница красивее другой, у одной юбка короче, чем у другой), при этом экипажи ледоколов, т.е. именно трудяги-моряки, неслабо сокращены. О какой эффективности тогда вообще речь? Например, в механико-судовой службе предприятия сидят механики-наставники, которые только после мореходки не проработав на судах и нескольких лет, поуходили на кадровую работу "по блату", и по прошествии десятилетия полного кабинетного отупения руководят (ну конечно же "не по блату"!!!) старшими механиками атомных судов, имеющими по 30 лет морского стажа! При этом зарплаты непосредственно моряков - курам на смех. Старший помощник капитана атомохода получает на уровне прапорщика (!!!) погранслужбы! А про ОАО Мурманское морское пароходство и ФГУП Росморпорт вообще упоминать стыдно - там еще в 1,5 раза меньше! При этом флот ржавеет и стареет. Того, что строится или заложено - неимоверно мало! Про какие еще там взаимодействия пишет автор? Что тут скажешь - ведь статью писала женщина, не бывавшая в море и не знающая, скорее всего, что это такое. Но нам то нужно совсем другое - новые суда, ледоколы, экипажи, причем в короткие сроки. Иначе нам хана...
    1. RusSever 9 марта 2014 09:15
      Пишут разнообразные... далёкие от понимания проблем отрасли НЕспециалисты. Проблема только в одном - отсутствие средств и веняемой программы финансирования отрасли ( речи г-на ВОл про компенсации ставок про кредиту и проч - это даже нельзя комментировать. Потом - кто в регионах будет заниматься такой сложной деятельностью , как море и река? В регионах с мусором и водой для населения не могут справиться - тут ещё "умники" в местных парламентах будут "пальцы гнуть". Причём реальных денег ни у кого нект, одни декларации и надежды на федеральный бюджет ( со всеми вытекающими...)
      Статье минус от края до края
      RusSever
  5. Megatron 9 марта 2014 05:32
    Если упереть их в Сингапур или Шанхай, что более логично, то ситуация несколько изменится. Так что СМП не такая уж безусловная альтернатива в которую все кинуться.


    Смысл в том что красный пусть идет через сплошную зону опасности. Проход через Суэц стоит денег, да и пропускная способность канала не так высока. Еще в Египте сейчас не стабильно, война может начаться, или еще что, мало ли там их залихорадит всерьез. А чуть дальше пиратики Сомалийские пошаливают.
    А по СМП идешь - тишь, гладь - Божья благодать.
  6. VDV FERGANA 10 марта 2014 00:38
    Нужно возрождать былую Мощь и Силу нашего флота как Военного так и Гражданского...
    VDV FERGANA

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня