Как куются победы. Операция «Буря в пустыне»
— из доклада командующего ВВС многонациональных сил в зоне Персидского залива, генерал-лейтенанта Чака
В тот раз «капитанам небес» не удалось прорваться сквозь плотный зенитный огонь и поразить назначенные цели. Стратегически важный объект был уничтожен следующей ночью при помощи самолетов F-117A и управляемых бомб GBU-27 с лазерным наведением.
F-16 в роли тактического бомбардировщика. Формация из 75 самолетов, больше половины из которых — машины обеспечения и прикрытия. И в результате приложенных усилий оказалось недостаточно — американцам потребовался повторный ночной налет с применением «стелсов».
Знакомство с такими фактами способно вызвать недоумение. Это противоречит заявлениям Пентагона о победоносном «блицкриге» и распространенному убеждению, что война с Ираком была обычной войной с «папуасами».
Тренировка — залог успеха
Относительно низкие потери (янки и их союзники потеряли по различным причинам 75 летательных аппаратов) и абсолютное техническое превосходство победителей над побежденным не сделали войну «легкой прогулкой». Победа над Ираком стоила громадных затрат для стран-участниц антииракской коалиции. В первую очередь, для ВВС США — главного действующего лица в 43-дневной воздушной наступательной операции «Буря в пустыне».
2600 боевых самолетов и самолетов обеспечения. 116 тысяч боевых вылетов в зоне конфликта. Десятки авиабаз на Ближнем Востоке, включая гражданские аэропорты в регионе от ОАЭ до Египта, — все было заставлено авиатехникой, слетевшейся со всех концов Земли.

В регион было переброшено 55 тысяч человек летно-технического состава американских ВВС. В кратчайшие сроки посреди пустыни возникли 5000 быстровозводимых жилых построек общей площадью 30 тыс. кв. метров. Было развернуто 16 аэромобильных госпиталей вместимостью 750 и 1250 коек. Уложено свыше 160 тысяч кв. метров бетонного покрытия — в преддверии большой войны, янки усиленно занялись развитием инфраструктуры аэродромов на Ближнем Востоке, расширением их площади под базирование огромного числа прибывающей авиатехники.
В Саудовской Аравии первые 20 самолетов F-111F из 492-й и 493-й эскадрилий 48-го тактического авиакрыла появились 25 августа. Истребители-бомбардировщики выполнили беспосадочный перелет с несколькими дозаправками в воздухе по маршруту авиабаза Лейкинхирт — авиабаза Тайф. Самолеты летели с боевой нагрузкой — каждый нес по четыре 2000-фунтовые корректируемые бомбы GBU-15 и по две УР «Сайдуиндер», подкрыльевые контейнеры для отстрела ИК ловушек и дипольных отражателей, в задней части фюзеляжа крепились контейнеры AN/ALQ-131 с аппаратурой РЭБ. Еще двадцать F-111F перелетели в Саудовскую Аравию 2 сентября. Перелет выполнялся с подвешенными корректируемыми авиабомбами и ракетами «Сайдуиндер». На аэродроме Тайф также базировались самолеты РЭБ EF-111F.
— хроника «учений» ВВС США за 1990 год.
Прибывшие на место не сидели «сложа руки». Летно-технический состав немедленно приступил к апробации техники в условиях пустыни. Разведка отслеживала состояние вражеской авиации и ПВО, выделяя возможные варианты проделывания «коридоров» в системе противовоздушной обороны Ирака.
Днем над барханами кружило бесчисленное множество самолетов. А когда Солнце скрывалось за горизонтом, пустыня вновь содрогалась от гула авиационных моторов — с саудовской авиабазы им. короля Халида поднимались черные силуэты «стелсов». Пилоты F-117A подводили свои машины к самой границе с Ираком, и, довольные результатом, возвращались к рассвету на базу. Иракская ПВО никак не реагировала на присутствие «невидимок» — в отличие от обычных самолетов, чье появление сразу поднимало тревогу (изменение режимов работы РЛС, подключение дополнительных станций).

Воздушная наступательная операция «Буря в пустыне» началась в ночь на 17 января 1991 года. В первую неделю плотность воздушных ударов ВВС Коалиции превышала 1000 боевых вылетов в сутки — каждые несколько часов над Ираком проносились смертоносные «волны» бомбардировщиков в сопровождении истребителей и самолетов обеспечения. После прилетали разведчики и проводили оценку результатов бомбометания. «Трудные мишени» выбивали при помощи «стелсов» и КРМБ «Томагавк».
43 дня триумфа «аэрократии» США и стран НАТО. Ирак лишился значительной части своих вооруженных сил и был вынужден оставить Кувейт.
Согласно официальной статистике, собственные потери от огня противника составили 37 самолетов и 5 «вертушек», из которых лишь один истребитель F/A-18C был сбит в воздушном бою. Реальные потери, вероятно, были выше. После войны наблюдался рост числа списанных самолетов ВВС США — прямое следствие боевых и небоевых повреждений, выработки ресурса и пр. неприятных последствий участия в боевых действиях.
ВВС США смогли развернуть против Ирака воздушную группировку в составе:
120 истребителей-перехватчиков F-15С «Игл».
Главной задачей «Орлов» ставилось достижение превосходства в воздухе. В целом, с этой задачей справились — иракская боевая авиация практически не проявляла активности на протяжении всей войны. Всего в ходе войны с Ираком истребителями F-15C было совершено 5685 боевых вылетов.
244 истребителей-бомбардировщиков F-16 «Файтинг Фэлкен».
Крылатые «рабочие войны», 13 087 боевых вылетов в зоне конфликта.

82 истребителей-бомбардировщиков F-111 «Муравьед» (модификации 111E и 111F)
Тактические ударные машины с «полустратегической» дальностью полета. Совершенный бортовой прицельно-навигационный комплекс. Боевая нагрузка 14 тонн. «Муравьеды» имели лучшие показатели боевой работы среди всех самолетов ВВС антииракской коалиции (соотношение по успешным вылетам 3:1). Всего был совершен 2881 вылет над территорией противника. По статистике, F-111F сбросили 80% бомб с лазерным наведением.
132 противотанковых штурмовика А-10 «Тандерболт»
Неуклюжие, но очень живучие «труженики полей» выполнили 8566 боевых вылета в зоне конфликта. «Тандерболты» считаются лидерами по числу выпущенных УР типа «воздух-земля» AGM-65 Maverick (90% всех ракет этого типа).
42 тактических малозаметных ударных самолета F-117A «Найтхок»
«Ночные ястребы» выполнили 1271 боевой вылет в зоне конфликта, сбросив на головы иракцев 2000 тонн управляемых боеприпасов. «Стелсы» первого поколения были одним из «козырей» ВВС США, на их счету 40% уничтоженных приоритетных целей: ядерные реакторы в Аль-Тувайте, 112-метровая радиовышка в Багдаде, центр управления перехватчиками и тактическими ракетами, позиции ЗРК в Центральном Ираке (что позволило позднее проводить ковровые бомбардировки с использованием Б-52).
В целом F-117A показал себя самым неуклюжим, дорогим и бесполезным самолетом — яркий образец «распила бюджета» и обычной американской глупости. По крайней мере, таким выглядит F-117A в глазах большинства «специалистов».
48 истребителей-бомбардировщиков F-15E «Страйк Игл»
Операция «Буря в пустыне» стала боевым крещением для «Страйк Иглов». Новейшие самолеты, оснащенные прицельно-навигационной системой LANTIRN для сверхзвуковых прорывов на малой высоте в темное время суток, они регулярно привлекались для поиска и уничтожения мобильных ракетных установок противника, в первую очередь — БР «Скад». Результаты боевого применения F-15E выглядят не особо убедительно — иракские «Скады» продолжали падать на головы американских солдат и городские кварталы Тель-Авива вплоть до самого окончания войны.
66 стратегических бомбардировщиков B-52G «Стратофортресс»
Ковровые бомбардировки — затратный, но, подчас, весьма эффективный способ ведения войны. Вместо баллистики работает статистика. Точность бомбометания по конкретному объекту не имеет значения — бомбами накрывается весь район предполагаемого нахождения цели. Способ хорош против скоплений вражеских войск при отсутствии у противника дальнобойных ЗРК. Дополнительный бонус — подобная бомбардировка оказывает сильно деморализующее воздействие на армию противника. Данным способом было сброшено 38% американских бомб (относительно их общей массы).
1620 боевых вылетов. Один бомбардировщик был сбит. Другой тяжело поврежден противорадарной ракетой AGM-88 HARM — ракета была запущена с одного из летящих позади F-4G и случайно навелась на РЛС кормовой оборонительной установки «Стратофортресса».
61 «охотник за радарами» F-4G «Дикие ласки»
Модификация старого «Фантома», предназначенная для решения задач по прорыву и подавлению вражеской системы ПВО. «Дикие ласки» использовались для сопровождения ударных групп, а также летали в режиме «свободной охоты» — 2683 боевых вылета над территорией Ирака.
18 самолетов радиоэлектронного подавления EF-111 «Рейвен»
«Страховой полис» для формаций ударных самолетов. Аппаратура «Рейвена» позволяла своевременно засекать источники радиоизлучения, «обманывать» головки самонаведения зенитных ракет и выпущенных ракет «воздух-воздух», глушить радиосвязь и «забивать» радиолокационные станции противника. «Рейвены» выполнили 1105 боевых вылетов.
Не стоит забывать, что в составе военно-воздушных сил действовало множество специализированных машин, без которых трудно представить любую современную воздушную операцию:
— самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-3 «Сентри» (АВАКС);
— фоторазведчики RF-4C;
— высотные разведчики U-2;
— самолеты электронной разведки семейства RC-135;
— самолеты РЭБ EC-130;
— транспортные самолеты театра военных действий С-130 «Геркулес», ганшипы AC-130 и самолеты Сил специальных операций MC-130;

И, конечно же, ВОЗДУШНЫЕ ЗАПРАВЩИКИ. Без участия танкеров операция «Буря в пустыне» состояться не могла. Большая часть боевых вылетов проводилась с парой дозаправок — по одной в каждую сторону. Неудивительно, что для обеспечения работы огромной группировки американцам пришлось передислоцировать на Ближний Восток 256 «Стратотанкеров» и 46 «Экстендеров»!
Согласно сухой статистике, самолеты ВВС США сбросили 90% всех управляемых бомб, выпустили 55% противорадарных ракет и 96% ракет «воздух-земля». Можно говорить прямо — американские ВВС выиграли войну. Участием всех остальных союзников и летчиков ВМС США можно пренебречь.
Авиация корпуса морской пехоты
Одной из любопытных черт вооруженных сил США является существование Корпуса морской пехоты — крупной, хорошо обученной экспедиционной армии с собственными бронетанковыми силами и авиацией. Авиация КМП представляет собой упрощенную версию ВВС, чьи самолеты базируются на тех же самых аэродромах, плечом к плечу с «обычными» F-15 и F-16. Главными отличиями авиации КМП являются униформа и авиатехника — «морпехи» летают на более легких машинах, унифицированных с палубной авиацией военно-морских сил.
Для поддержки операции «Буря в пустыне» командование КМП выделило следующие силы:

F-111 может унести все эти бомбы за один раз.
86 штурмовиков с вертикальным взлетом и посадкой AV-8B «Харриер II»
Экзотические машины, являющаяся «визитной карточкой» авиации КМП. Часть самолетов действовали с борта универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев «Тарава» и «Нассау». Остальные летали с берега. Всего ими было совершено 3359 боевых вылетов.
В целом роль «Харриеров» в операции «Буря в пустыне» была символической. Самолеты висели над передним краем, редко проникая вглубь территории противника. Гораздо эффективнее смотрелись бы обычные F-16, но янки захотелось полетать на СВВП.
84 многоцелевых истребителя-бомбардировщика F/A-18 «Хорнет» (мод. А, C и D)
Известная машина. Когда-то двухдвигательный «Хорнет» выступал конкурентом однодвигательному F-16 в тендере на создание «легкого истребителя», в результате, на вооружение были приняты оба. F-16 отправился служить в ВВС. Двухдвигательный F/A-18, как более надежный, был выбран для службы на авианосцах и в авиации КМП.
Жаркой зимой 1991 года обе машины встретились в одном строю — как и его коллега F-16, «Хорнет» носил под крылом гроздья неуправляемых бомб, выполняя задачи по уничтожению наземных объектов. 4936 боевых вылетов. Сделали все, что могли.
20 дозвуковых штурмовиков А-6E «Интрудер»
Самолеты базировались на авиабазе в Омане. «Интрудерами» КМП было совершено 795 боевых вылетов.
Самолеты радиоэлектронной борьбы EA-6B «Праулер»
Функционально являлись аналогом EF-111. С точки зрения конструкции, «Праулер» является четырехместной модификацией морского штурмовика A-6. Машины данного типа выполнили 504 боевых вылета.
Палубная авиация
Действия авиации ВМС в операции «Буря в пустыне» были подробно рассмотрены здесь: http://topwar.ru/40888-burya-v-pustyne-udar-palubnoy-aviacii.html#
Ограничусь лишь общими замечаниями. На борту шести авианосцев базировались:
— 99 палубных перехватчиков F-14 «Томкэт» (4004 боевых вылета)
— 85 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 (4449)
— 95 дозвуковых штурмовиков А-6Е «Интрудер» (4824)
— 24 дозвуковых штурмовиков А-7 «Корсар II» (737)
— n-ое кол-во самолетов S-3B (1674 боевых вылета. Интересно, сколько смогли обнаружить иракских подлодок?)
Также при анализе «Бури в пустыне» нельзя обойти вниманием винтокрылые машины Армии и Корпуса морской пехоты:
— 274 ударных вертолета АН-64 «Апач»
— 50 ударных вертолетов АН-1W (модернизированные «Кобры» Корпуса морской пехоты)
Союзники или «союзнички»?
Помимо ВВС США, в операции приняли участие боевые самолеты девяти стран. Вклад союзников оказался невелик — 17 300 вылетов на всех, включая вылеты танкеров и разведчиков.
Больше всех волновался король Саудовской Аравии — война велась у самых границ, судьба его государства напрямую зависела от исхода операции «Буря в пустыне». Саудиты смогли выставить группировку в составе:
— n-ое количество перехватчиков F-15C (ориентировочно, пять десятков машин);
— 24 истребителя-бомбардировщика «Торнадо»;
— 87 устаревших истребителей F-5.
Помимо саудитов, американцам помогли братья-англосаксы — Королевские ВВС Великобритании направили в регион:
— 39 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо»;
— 12 штурмовиков «Ягуар»;
— 12 штурмовиков «Буканир»;
— 3 самолета электронной разведки «Нимрод»;
— некоторое кол-во воздушных танкеров «Виктор» К.2.
Французы прислали пару десятков истребителей «Мираж» F.1 и штурмовиков «Ягуар»; по мелочи скинулись Италия, Бельгия, Германия, Канада, Бахрейн, нашлись какие-то обрывки ВВС захваченного Кувейта. О боевых качествах «союзничков» говорит простой факт: в ходе боевого вылета в ночь на 17 января из шести «Торнадо» ВВС Италии смог дозаправиться только один. А боевую задачу не выполнил никто — единственный дозаправленный бомбардировщик был сбит по пути к цели.
Маленькое лирическое отступление
Инжирлик, Дархан, Аль-Дафра, Кинг Халид, Иса, Табук, Кинг Фейсал, Гарсия, Морон, Мазирах и Эль-Хуфуф (далее не в рифму) Дьярбакыр, иорданская H-4, Каир Уэст, Тайф, Принц Султан, Кинг Абдул Азиз, Рияд…
Как уже догадался читатель — это был список мест базирования авиации многонациональных сил в операции «Буря в пустыне». Когда американцам не хватило бесчисленных баз — авиатехнику без лишних слов размещали в международных аэропортах: Аль-Айн (ОАЭ), Кинг Фахд (Сауд. Аравия), Мускат (Оман), в международном аэропорту Шарджи и Каира — везде, где находилось место и необходимая инфраструктура.
«Скромная» локальная война против небольшого Ирака потребовала гигантского перенапряжения сил. Тысячи единиц авиатехники, десятки авиабаз и 43 дня непрерывных бомбовых ударов. Притом, полностью разбомбить Ирак и уничтожить его армию они не смогли — иначе с кем воевали янки в 2003 году?


По материалам:
http://www.airwar.ru
http://vadimvswar.narod.ru
http://usmilitary.about.com
Gulf War Air Power Survey Summary Report, T.A.Keany and E.A.Cohen, Washington, D.C. 1993.
Информация