Бронеавтомобили OTO Melara Gorgona R2.5 и R3 Capraia

В восьмидесятых годах прошлого века итальянская компания OTO Melara активно занималась изучением перспектив легкой бронетехники. Результатом этих работ стали два проекта новых бронемашин, пригодных для использования в полицейских подразделениях и в армии. Новые машины имели ряд преимуществ перед существующей техникой, из-за чего считалось, что они способны заинтересовать широкий круг потенциальных заказчиков.

OTO Melara Gorgona R2.5

В 1982 году итальянская оборонная компания представила новый многоцелевой бронеавтомобиль. Заявленные характеристики машины были достаточно высоки для использования в войсках или в полиции. Однако внимание специалистов привлекли не показатели нового броневика, а его внешний вид. Специалисты компании OTO Melara смогли создать боевую машину с внешностью легкового автомобиля. При этом, однако, машина Gorgona R2.5 была полноценным бронеавтомобилем с достаточно высокими характеристиками.


Бронеавтомобили OTO Melara Gorgona R2.5 и R3 Capraia


Кузов броневика типа «седан» был изготовлен из алюминиевой брони. Листы толщиной 15-20 миллиметров устанавливались под разными углами друг к другу, что и позволило придать бронемашине относительно «мирный» внешний вид. Утверждалось, что по желанию заказчика бронеавтомобиль Gorgona R2.5 может получить дополнительные модули защиты корпуса. Машину оснастили многослойными стеклами толщиной 32 мм. По имеющимся данным, броня корпуса и пулестойкое стекло обеспечивали защиту от пуль пистолетов и автоматов. Подобный уровень защиты был достаточным для использования машины в полиции, а при необходимости его можно было повысить.

Размеры нового броневика были сравнительно небольшими. Длина не превышала 4,8 м, ширина была в пределах 1,8 м, а высота – 1,5 м. Использование алюминиевой брони позволило обеспечить достаточно высокий уровень защиты при сравнительно малом весе конструкции. Сухой вес броневика Gorgona R2.5 не превышал 2,4 тонны. Максимальный снаряженный вес машины достигал 3,15 т. Такие показатели бронемашины позволили использовать дизельный двигатель FIAT 8144.81.200 мощностью 95 л.с. Примечательно, что двигатель и часть агрегатов трансмиссии поместили в задней части корпуса и прикрыли менее толстой броней. Подобные технические решения позволили добиться приемлемого расположения центра тяжести всей машины.

Во время испытаний прототипы машины OTO Melara Gorgona R2.5 на шоссе развивали скорость до 120 км/ч. Новый броневик мог пересекать водные преграды вплавь. При движении за счет вращения колес скорость на воде не превышала 5 км/ч. Авторы проекта предусмотрели возможность установки водометного движителя, благодаря которому скорость на воде достигала 8,5 км/ч. Как и дополнительное бронирование, водомет предполагалось устанавливать по желанию заказчика. Для обеспечения высокой проходимости и маневренности броневик Gorgona R2.5 имел полноприводное шасси с передними управляемыми колесами. Управление машиной облегчалось гидроусилителем руля.

Машина Gorgona R2.5 предлагалась потенциальным покупателям в двух вариантах. Так, итальянским карабинерам были предложены броневики без собственного вооружения. Предполагалось, что карабинеры смогут использовать для самообороны собственное стрелковое вооружение. Модификация, созданная для полиции Италии, в свою очередь, несла дистанционно управляемую турель для вооружения. Броневики Gorgona R2.5 могли оснащаться пулеметом калибра 7,62 или 12,7 мм, а также водометом.

Новый броневик заинтересовал итальянских силовиков. В течение нескольких лет полиция и карабинеры получили несколько десятков подобных машин в различной комплектации. Вскоре после Италии броневики Gorgona R2.5 приобрела Саудовская Аравия. Кроме того, в некоторых источниках упоминается, что броневики этого типа поставлялись в некоторые другие ближневосточные государства. Заметное количество бронеавтомобилей Gorgona R2.5 до сих пор используется в различных силовых структурах, в первую очередь стран Ближнего Востока.

В начале девяностых годов одна из машин Gorgona R2.5 подверглась интересной переделке и стала носителем экспериментальной системы управления. Броневик с особым обозначением R.2.5.Robotized System оборудовали системой радиоуправления и рядом вспомогательного оборудования. Следует отметить, экспериментальная аппаратура имела несколько характерных черт. Так, использованная система дистанционного управления могла переключать коробку передач только на задний ход и обратно, причем даже этот процесс осуществлялся с серьезными затруднениями. Из-за этого экспериментальная машина, используя только первую передачу, могла разгоняться лишь до 30 км/ч.

В 1994 году стартовали испытания единственного броневика R.2.5.Robotized System с дистанционным управлением. Точные результаты испытаний неизвестны. По-видимому, система радиоуправления нуждалась в серьезной доводке и в существующем виде не имела никаких перспектив. По окончании испытаний единственный прототип бронеавтомобиля R.2.5.Robotized System был передан в музей полиции.

OTO Melara R3 Capraia

Коммерческий успех бронеавтомобиля Gorgona R2.5 позволил начать работы по созданию его модификации, предназначенной для использования в армии. Специфика армейских требований привела к тому, что новая машина, получившая обозначение R3 Capraia, сохранила от базового броневика лишь шасси с силовой установкой. Кроме того, два проекта объединяли некоторые использованные технологии и идеи.

Бронеавтомобили OTO Melara Gorgona R2.5 и R3 Capraia


Двухосное полноприводное шасси было заимствовано у машины Gorgona R2.5 без каких-либо серьезных изменений. Компоновка его агрегатов осталась прежней: двигатель мощностью 95 л.с. и часть агрегатов трансмиссии остались в кормовой части машины. Системы управления, подвеска и т.д. остались без изменений.

На базовое шасси машины Gorgona R2.5 предлагалось устанавливать новый бронекорпус оригинальной конструкции. Примечательно, что этот агрегат предлагалось изготавливать из тех же материалов и по тем же технологиям, что и корпус предыдущего броневика. При этом, однако, корпус броневика R3 Capraia должен был собираться из более толстых листов. Максимальная толщина алюминиевых листов корпуса достигала 32 мм. Использование брони такой толщины позволило защитить экипаж и агрегаты машины от винтовочных пуль.

Проект R3 Capraia подразумевал изготовление корпуса из нескольких ровных бронелистов, установленных под разными углами. Корпус имел крупный верхний лобовой лист, установленный под большим углом к вертикали, а также наклонные борта. На верхнем лобовом листе имелись две фары характерной формы. Корма корпуса состояла из трех деталей, причем в вертикальной средней имелось окно для охлаждения двигателя. Интересным образом была выполнена крыша броневика. Передняя ее часть, начинавшаяся у верхнего лобового листа корпуса, была установлена ниже средней и задней. На ней располагалась небольшая башенка механика-водителя со смотровыми приборами.

Бронеавтомобили OTO Melara Gorgona R2.5 и R3 Capraia


Конструкция башенки обеспечивала водителю хороший обзор: ширина видимого сектора доходила почти до 180°. Так же хорошо на обзоре сказался наклон верхнего лобового листа корпуса. Для посадки и высадки водитель мог использовать люк над своим рабочим местом. Кроме того, весь экипаж мог покинуть машину через крупную дверь в левом борту. В зависимости от использованного вооружении экипаж броневика OTO Melara R3 Capraia должен был состоять из трех, четырех или пяти человек. Командир располагался в средней части машины, позади и справа от механика-водителя. Его рабочее место оснащалось перископическими смотровыми приборами, установленными на небольшой башенке на крыше машины.

Несмотря на использование нового бронекорпуса, броневик R3 Capraia почти не потяжелел. Нормальная боевая масса машины вышла на уровень 3,2 тонны, максимальная достигла 3,5 т. Габариты нового броневика были примерно такими же, как у машины Gorgona R2.5.

Бронеавтомобили OTO Melara Gorgona R2.5 и R3 CapraiaБронеавтомобили OTO Melara Gorgona R2.5 и R3 Capraia


Авторы проекта R3 предлагали заказчикам шесть вариантов вооружения нового броневика. В зависимости от потребностей покупателя бронеавтомобиль мог нести одну из следующих систем:
- T7.62F. Дистанционно управляемая турель для пулемета калибра 7,62 мм. 180-килограммовый агрегат позволял вести огонь в любом направлении с углом возвышения от -10° до +25°;
- T12.7F. Турель, предназначенная для установки крупнокалиберного пулемета. Конструкция агрегата весом 120 кг позволяла наводить оружие в пределах от -10° до +50°;
-T20FA-HS. Боевой модуль с 20-мм автоматической пушкой фирмы Oerlikon и боекомплектом 120 снарядов. Турель позволяла вести огонь с углами возвышения от -10° до +60°. Общий вес системы достигал 450 кг;
- Folgore x2 FA. В этом варианте на крыше броневика устанавливались два безоткатных орудия Breda Folgore калибра 80 мм и один 7,62-мм пулемет. Вес конструкции – порядка 150 кг;
- T106 x2 FA. Аналогичная система с использованием американского безоткатного орудия M40 калибра 105 мм. Больший калибр орудий привел к утяжелению конструкции: такой боевой модуль весил около 550 кг;
- TOW Turret. Система вооружения на базе двух предыдущих боевых модулей, оснащенная противотанковыми ракетами BGM-71 TOW.

Использование шасси бронеавтомобиля Gorgona R2.5 сказалось на характеристиках новой машины. Прототипы броневика R3 Capraia на шоссе развивали скорость до 120 км/ч. При движении на воде максимальная скорость не превышала 6 км. Запаса топлива хватало на преодоление 500 километров пути. Таким образом, конструкторам фирмы OTO Melara удалось сделать броневик, приспособленный для использования в вооруженных силах, но при этом сохранить его характеристики на уровне базовой машины, предназначенной для использования в полиции.

Несмотря на показанные характеристики и возможность использования различного оружия, итальянские военные так и не заинтересовались броневиком OTO Melara R3 Capraia. Несколько построенных броневиков были списаны вскоре после окончания испытаний.


По материалам сайтов:
http://strangernn.livejournal.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://secretprojects.co.uk/
http://alternathistory.org.ua/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. Mister X 12 марта 2014 14:47
    А начиная с 2001 кампания Oto Melara производит армейские многоцелевые бронеавтомобили Iveco LMV.
    В России его модификация (IVECO 65E19WM) получила скандальную известность.
    Но более известна под названием Автомобиль защищённый "Рысь".
    Выходит что "Горгона" - прародительница "Рыси" smile

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня