Стереотип «отечественное — значит плохое» уходит в прошлое
Наверняка многие помнят, как во времена перестройки ценились западные контрабандные товары вроде жвачки, кроссовок и джинсов. А обладатели импортных магнитол, телевизоров и видеомагнитофонов были объектами всеобщей зависти. Знак качества СССР был подтверждением высочайшего качества товаров, но чего уж греха таить, в сфере ширпотреба и бытовой техники СССР уступал капиталистическим странам и в качестве, и в количестве. Связано это с тем, что перед промышленностью страны приоритетными были задачи обороны и развития народного хозяйства, и в этих областях мы были впереди планеты всей.
После развала Советского Союза в начале 90-х годов в Россию хлынул поток ширпотреба с Запада. Жвачки, «сникерсы», спирт «Рояль», «Кока-Кола», «Мальборо», джинсы и кроссовки «Адидас» стали доступны всем. Несмотря на обнищание населения, многие, откладывая годами деньги, стали обладателями вожделенных японских двух-кассетников, телеков и видиков, а особо предприимчивые граждане обзавелись подержанными импортными авто.
Товары отечественных производителей могли конкурировать только благодаря своим низким ценам. Но тут был нанесен первый и самый ощутимый удар по отечественному производителю. Его нанесли потребители — своим презрением ко всему отечественному, «совковому» и преклонением перед импортными марками и лейблами. Вторым ударом стало разрушение кооперационных связей между производствами и поставщиками комплектующих, сырья и т.п., оказавшихся в новых экономических условиях и зачастую по разные стороны границ государств, образованных из бывших республик СССР. В результате многие производства не выдержали этих ударов и прекратили свое существование. Такая же участь постигла сельское хозяйство и военную промышленность, которые стали вдруг ненужными в новых либерально-демократических реалиях. Колхозы упразднили, а из предприятий ВПК выжили единицы, перебиваясь экспортными заказами.
В 2000-е годы многое поменялось. Доходы и потребительские возможности населения увеличились по сравнению с 90-ми годами, а большинство потребностей были удовлетворены: у населения появились магнитофоны, телевизоры, видики, стиральные машинки, компьютеры, сотовые телефоны, авто и т.п. Многие даже вступили на западный путь сверхпотребления: когда вещь покупается не потому, что она необходима, а потому, что есть возможность сменить модель на более новую, не всегда значительно совершеннее технически, но как правило с более стильным и модным дизайном или же более престижного бренда.
В те же 2000-е годы постепенно начало возрождаться из пепла отечественное производство, где-то на базе советских предприятий, где-то с нуля. Люди начали что-то производить, ибо советское наследие не так просто истребить. Советская система образования готовила из человека творца, а не бездумного потребителя, не задумывающегося о том, откуда происходят вещи которые он потребляет. Именно благодаря этому интеллектуальному заделу, который заложила советская система образования в сознание людей, начали восстанавливаться производство и сельское хозяйство — вопреки разрушительной политике, проводимой властями.
К середине 2000-х годов государственные деятели задумались о восстановлении производства, главным образом в свете проблем продовольственной, экономической и военной безопасности. Пришло наконец понимание, что враги, ставшие «партнерами», не стали относиться к нам лучше, а лишь сменили рычаги давления с военных на экономические. Были приложены усилия по восстановлению разрушенных цепочек кооперации, главным образом в сфере оборонной промышленности и сделаны другие необходимые (но все же недостаточные) шаги. Всё больший процент продуктов питания стал производиться на территории России, хотя зачастую на импортном оборудовании и по иностранным технологиям. Сборочные производства автомобилей и бытовой техники также были организованны в России. Второй фазой, которая продолжается до сих пор, является освоение инструментального и машиностроительного производства. Это необходимо для полного цикла изготовления товаров и освоения всех технологических процессов: когда и проектирование, и создание оборудования для производства комплектующих, и окончательная сборка будут осуществляться на отечественных предприятиях. Третьей фазой (в связи с переходом зарубежных «партнеров» от мягких форм экономического давления к прямой экономической агрессии в виде торговых войн и введения санкций), очевидно должна бы случиться национализация финансовых активов предприятий, принадлежащих зарубежным инвесторам, либо же экспроприация, с последующей приватизацией их отечественными акционерами.
Для все большей части населения страны, товары произведенные в России, становятся всё более привлекательными. Особенно это касается продуктов питания. К людям пришло понимание, что импортные продукты питания изготавливаются с использованием большого количества различных пищевых добавок, консервантов и красителей, призванных улучшить внешний вид и длительность хранения товара, но зачастую вредных для здоровья. Поэтому растет спрос на натуральные продукты, а спрос на различные полуфабрикаты и фастфуд имеет тенденции к снижению. Наметился перелом и в области промышленных товаров, благодаря изменениям в массовом сознании и отходам от известных стереотипов (отечественный товар будто бы хуже качеством и менее престижен). Не во всех сферах конечно, отечественный производитель догнал зарубежного, особенно это касается автомобилей и электроники. Но и на этих фронтах есть успехи и хороший задел. Самое главное, что стереотип «отечественное = плохое» уходит в прошлое.
Запад вернулся к ведению против нас холодной войны и оказывает на нашу страну экономическое и военно-политическое давление. В свете последних событий это уже очевидно. В связи с этим долг каждого патриотически настроенного гражданина — внести посильный вклад в развитие экономики Родины и нанести экономический урон противнику.
1. Нужно отказаться от сверхпотребления, которое выражается в покупке товаров не в связи с необходимостью, а следуя моде, рекламе, желанию стать обладателем известного бренда и т.п.
2. Не брать потребительские кредиты, которые стимулируют сверхпотребление.
3. Если вы обладаете свободными средствами, то лучше вкладывать их организацию собственного производства, в научные изыскания, в собственное образование, в образование своих детей, в расширение кругозора через путешествия и общение с новыми людьми, нежели тратить их на сверхпотребление и бессмысленную погоню за модой и брендами.
4. Поддерживать отечественного производителя, покупая российские продукты и товары. По возможности совсем отказаться от покупки импортных товаров, а если нет отечественной альтернативы, то покупать товары производства только тех стран, которые относятся к нам дружески или хотя бы нейтрально, например, товары стран Таможенного союза, Южной Кореи, Китая, Индии, Вьетнама, Бразилии, Аргентины и т. д.
5. Отказаться от туристических поездок в страны, проводящие недружественную политику по отношению к нашему государству: США, страны ЕС, Грузию и т. д.
6. Проводить разъяснительно-идеологическую работу среди родственников, друзей и коллег на тему того, как важно в сложившихся экономических и геополитических условиях следовать этим правилам.
Информация