Military Review

Battle of Reims

1
13 March 1814, Napoleon suddenly attacked 14-th. Russian-Prussian detachment under the command of Adjutant General Emmanuel Saint-Prix under Reims. Allied squad defeated. This success was of local importance, it improved the tactical position of the French army, but in general had no meaning for the entire French campaign 1814 of the year.


The location of the French troops

9-10 March Laon battle took place. Napoleon attacked the army of Blucher. The battle was fierce, but the Allied Russian-Prussian troops had a double superiority in forces (in some areas - a triple), so Napoleon could not defeat the army of Blucher. In turn, the Allies missed the opportunity to encircle and destroy Napoleon’s army, thus completing the entire campaign. Although Marmon's corps was destroyed at night, all of his artillery was captured and the Allied army gained triple superiority over Napoleon's troops. The contradictory orders, Blücher's illness and the indecisiveness of his headquarters made it possible for the French troops to calmly withdraw. They were only a little “pinched” by the Cossacks.

Napoleon retreated to Soissons, where he received reinforcements and regrouped the remaining forces. From the remnants of the corps of Ney and Victor, he made up two divisions - Curieal and Charpentier. Three marching cavalry regiments arrived from Paris, of which they were a division of consolidated squadrons. In addition, the Vyslyansky regiment, the Polish Uhlansky regiment, several artillery and engineering companies, 1 thou. Thousand recruits (conscripts) approached. Together with the remnants of the Marmon corps, Napoleon had about 40 thousand soldiers.

Initially, Napoleon wanted to stay in Soissons for several days. The army was upset and tired, it needed rest and replenishment. Then the emperor planned to attack Blucher again or hit Schwarzenberg, depending on the situation. However, 12 March came the news of the fall of Reims. The allied corps of Saint-Prix, arrived from the Rhine through Chalon.

The situation was critical. In the battles with the army of Blucher fell a significant part of the "old" soldiers, reinforcements consisted of conscripts and national guardsmen. The news of King Joseph (brother of Napoleon) from Paris reinforced the picture of total doom. The flow of volunteers plummeted, weapons not enough. In southern France there was the threat of a royalist insurrection. Negotiations at Chatillon did not lead to success. Napoleon decided to attack the enemy in order to encourage the troops and gain time. 12 March Napoleon moved to Reims (in 50 km southeast of Laon). For the defense of Soissons and the barrier against Blucher, Napoleon left Mortier corps - 8 thousand infantry and 4 thousand cavalry. The garrison of Soissons was supported by 30 guns.

Capture Reims by the Allies

Adjutant General Saint-Prius commanded part of the 8 Infantry Corps. In early February, the detachment marched from Mainz and ordered Blucher’s order to remain on Marne and guard the Silesian army’s communications with the Main Army and the Rhine.

I must say that Emmanuel Saint-Prix was originally a Frenchman. He belonged to the French emigre nobles who advocated the restoration of the monarchy in France. In 1793, he entered the Russian service, becoming a lieutenant. Distinguished in the battle of Austerlitz. Awarded the Order of St. George 4 class: "In reward excellent courage and bravery ..." Distinguished in the campaign 1806 — 1807, in the Russian-Turkish war 1806-1812. For the battle of Shumla was awarded the Order of St. George 3-th class. In the Patriotic War, 1812 was the chief of the General Staff of the 2 West Army, and was a member of several battles. Wounded in the battle of Borodino. The participant of the Foreign Campaign, commanded by the 8 Infantry Corps.

March 6 part of the forces of Saint-Pri attacked Reims. The Allies struck from several sides and entered the city. However, at this time the French cavalry appeared from the side of Berry-au-Bak. It was General Defrance with several hundred National Guard. Not knowing about the French forces, Saint-Prix led the troops. He began to wait for the arrival of the remaining forces of the Panchulidzev detachment.

March 11 Lieutenant General Panchulidzev arrived with 5 infantry regiments, Chernigov horse rangers and two artillery companies. As a result, Saint-Prius forces in the vicinity of Reims grew to 13-14 Thousands of soldiers. 12 March Allied forces launched an assault on the city. Troops attacked in three columns. Major General Yagov commanded the left column, Major General Pillar ranked the middle column, and Saint Prix commanded the right. The Prussian column of Yagov was the first to break into the city. The Prussians met no strong resistance. Most of the garrison was the National Guard, which had no experience of regular war. The French partly fled to their homes, partly sought refuge in the flight.

Russian troops entered the city later, their guide strayed off the road, but managed to cut the way for the French to withdraw. Several hundred French tried to break through. Part of the French cavalry was slaughtered, part scattered. The infantry was able, with the support of Defrance's cavalry, who had arrived at the sounds of the cannonade, to break through to Berry-au-Buck. In total, Allied forces captured thousands of people in the city of 2,5, including General Lacoste and Colonel Rainier. 10 guns were captured.

Saint-Prix knew about the defeat of Napoleon under Laon, but did not turn to Berry-au-Buck to establish contact with Blucher’s army. Knowing the retreat of the French troops from Soissons, Saint-Prix believed that Napoleon would turn to meet the Main Army. Considering themselves in complete safety, the troops settled in the city and its surroundings.

Battle of Reims

Count Emmanuel Frantsevich Saint-Prix

Battle

Napoleon went to Reims with 20-th. army. Separately, Marshal Marmont attacked Reims with his infantry, 1-m Cavalry Corps of Bordusel (total 9 thousand soldiers). Prussian posts were discovered by the French cavalry, they retreated without a fight. Saint-Prix, having received news of the appearance of the enemy, did not pay attention to this threat, finding that Napoleon’s army was upset and its separate troops were not dangerous. After a prayer of thanksgiving, the Prussian troops were dismissed in the environs, and Saint-Prix went to the city cathedral, where he received greetings from his fellow royalists.

At this time, the French cavalry stumbled across the two Prussian battalions near the village of Orme. Prussian soldiers, instead of retreating to Reims in the square, sat down at the cemetery. When the French infantry approached, they laid down their arms. A significant part of the detachment of General Yagov were also taken by surprise. Some French cavalry chopped up, others captured, some were able to escape. Yagov himself barely escaped. Only one battalion managed to line up in the square and fought off the enemy.

At first, Saint-Priet decided that this was an ordinary cavalry raid, but when they reported the presence of artillery from the enemy, I realized that I had made a mistake. He sent out officers to collect the detachment and, in order to reinforce Yagov, sent Ryazan and 33 th Chasseurs regiments under the command of Major General Bystrom. He strengthened the infantry of the Le Hussar and Leib Dragoon Squadrons. General Bistrom covered the retreating Prussians.

Having received Napoleon's order to suspend the attack until the arrival of the rest of the troops, Marshal Marmont was inactive until 3 hours. Taking advantage of this, Saint-Priest was able to gather troops and prepare them for battle. True, if Saint-Prix knew that the French were waiting for the arrival of the main forces, he would probably have retreated to Berry-au-Buck. However, he did not know this. French prisoners claimed that before the allies only the body of Marmont. Therefore, the Allies were not going to retreat.

Napoleon arrived around the 4 watch and ordered the attack to begin. Marmona's infantry moved in several columns. The infantry was supported by two divisions of the Guards cavalry under the general command of Sebastiani, the cavalry of Defrance and Bordusesel. Behind them, Frian and Boyer’s divisions were in reserve. Saint-Prix, convinced of the superiority of the enemy, began to withdraw troops to the city.

At the very beginning of the battle, the Allied forces lost their commander. Saint-Priet was seriously wounded by a grenade splinter (he died a few days later). The seniority command was supposed to be received by Lt. Gen. Ivan Panchulidzev, but he was seriously ill in the morning. Major General Georgy Emmanuel did not know about it and went to the city to transfer command to Panchulidzev. As a result, the Russian troops were without command.

Merlen's division, with the support of cavalry, knocked over the Prussians. A part of their forces was surrounded and laid down their arms. Landweaver battalions ran, leaving artillery. Yagov tried to restore order, but failed. In this confusion, the French captured 11 guns. The position was partially saved by a battalion of the Ryazan Infantry Regiment commanded by Colonel Ivan Skobelev (grandfather of the famous “white general” Mikhail Skobelev). Ryazan and several hundred Allied cavalry were cut off from the main forces, and seemed doomed to death or surrender. However, Ryazan lined up in a square and taking with them the wounded Saint-Prix, they went for a breakthrough. Russian soldiers with a bayonet attack made their way through the cuirassiers of Sebastiani. Their breakthrough helped the cavalry that followed the battalion to leave the encirclement and also enabled Emmanuel to bring the troops in order and remove the remaining guns and carts from the city.

The rearguard under the command of Bystrom received an order to be held in the city to the last possible opportunity. The city remained Ryazan, Polotsk, Elets, 30 and 33-th chasseurs regiments. General Bistrom held part of the city until 2 in the morning hours of March 14. Only after receiving news of a maneuver of the cavalry of the enemy, which wanted to cut the road to Berry-a-Bak, Bistrom retreated. Around 200 volunteers from their various parts covered their withdrawal. They retreated only after receiving orders from General Emmanuel. The night helped them to get through the location of the enemy army.

Results

In the battle of Reims, the Allied forces lost more than 2 thousand people, according to other sources - up to 3,5 thousand people (of which a significant part are prisoners). Of these, 700 people were Russian. Apparently, some figures indicate total losses, including the surrendered Prussians in the region of Saint-Prix, and others - losses during the battle in Reims itself. The French have lost 700-800 people.

After occupying Reims, the French cut the line of communication between the Silesian Army Blucher and the Main Army of Schwarzenberg. The allied armies stopped the offensive for a while. 17 March Napoleon led the army through Fere-Champenoise to Troyes to strike at the Main Army of Schwarzenberg, which threatened Paris. He hoped to repeat past success when he attacked the Allied corps separately.

Saint-Priet died from a wound and was buried in the city’s Lana Cathedral. He was posthumously awarded the Order of St. George 2-class. Skobelev received the Order of St. George 4 degree, then Vladimir 3 degree and Prussian “Pour le mérite” (fr. “For merits”).


Ivan Nikitich Skobelev
Author:
1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 13 March 2014 10: 59
    +2
    Prussian soldiers, instead of retreating in a square to Reims, sat down in a cemetery. When the French infantry approached, they laid down their arms.
    Well, we had allies ...

Сражение под Реймсом

13 марта 1814 года Наполеон внезапно атаковал 14-тыс. русско-прусский отряд под командованием генерал-адъютанта Эммануила Сен-При под Реймсом. Союзный отряд потерпел поражение. Этот успех имел локальное значение, он улучшил тактическое положение французской армии, но в целом не имел никакого значения для всей Французской кампании 1814 года.

Расположение французских войск

9-10 марта состоялось Лаонское сражение. Наполеон атаковал армию Блюхера. Бой был жестоким, но союзные русско-прусские войска имели двойное превосходство в силах (на некоторых направлениях — тройное), поэтому Наполеон не смог разгромить армию Блюхера. В свою очередь, союзники упустили возможность окружить и уничтожить армию Наполеона, тем самым завершив всю кампанию. Хотя ночью был уничтожен корпус Мармона, захвачена вся его артиллерия и союзная армия получила тройное превосходство над войсками Наполеона. Противоречивые приказы, болезнь Блюхера и нерешительность его штаба дали возможность французским войскам довольно спокойно удалиться. Их только немного «пощипали» казаки.


Наполеон отступил к Суассону, где получил подкрепления и перегруппировал оставшиеся силы. Из остатков корпусов Нея и Виктора он составил две дивизии — Кюриаля и Шарпантье. Из Парижа прибыли три маршевых кавалерийских полка, из них составили дивизию сводных эскадронов. Кроме того, подошли вислянский полк, польский уланский полк, несколько артиллерийских и инженерных рот, 1 тыс. новобранцев (конскриптов). Вместе с остатками корпуса Мармона у Наполеона было около 40 тыс. солдат.

Первоначально Наполеон хотел на несколько дней расположиться в Суассоне. Армия была расстроена и утомлена, ей требовался отдых и пополнение. Затем император планировал снова атаковать Блюхера или ударить по Шварценбергу, в зависимости от ситуации. Однако 12 марта пришло известие о падении Реймса. Союзный корпус Сен-При, прибыл от Рейна через Шалон.

Ситуация была критической. В боях с армией Блюхера пала значительная часть «старых» солдат, подкрепления состояли из конскриптов и национальных гвардейцев. Известия короля Иосифа (брат Наполеона) из Парижа усиливали картину общей обреченности. Поток добровольцев резко упал, оружия не хватало. В Южной Франции существовала угроза роялистского мятежа. Переговоры в Шатильоне не привели к успеху. Наполеон решил атаковать противника, чтобы приободрить войска и выиграть время. 12 марта Наполеон двинулся к Реймсу (в 50 км к юго-востоку от Лаона). Для обороны Суассона и заслона против Блюхера Наполеон оставил корпус Мортье — 8 тыс. пехоты и 4 тыс. кавалерии. Гарнизон Суассона подкрепили 30 орудиями.

Захват Реймса союзниками

Генерал-адъютант Сен-При командовал частью 8-го пехотного корпуса. Отряд в начале февраля выступил из Майнца и поручил приказ Блюхера оставаться на Марне и охранять сообщения Силезской армии с Главной армией и Рейном.

Надо сказать, что Эммануил Францевич Сен-При был по происхождению французом. Он принадлежал к французским дворянам-эмигрантам, которые выступали за восстановление монархии во Франции. В 1793 году поступил на русскую службу, став поручиком. Отличился в битве при Аустерлице. Награжден орденом Св. Георгия 4-го класса: «В воздаяние отличного мужества и храбрости…» Отличился в кампанию 1806—1807 гг., в русско-турецкой войне 1806-1812 гг. За сражение при Шумле отмечен орденом Св. Георгия 3-го класса. В Отечественную войну 1812-го был начальником Главного Штаба 2-й Западной армии, был участником ряда сражений. Получил ранение в Бородинском сражении. Участник Заграничного похода, командовал 8-м пехотным корпусом.

6 марта часть сил Сен-При атаковала Реймс. Союзники ударили с нескольких сторон и вошли в город. Однако в это время со стороны Берри-о-Бак появилась французская кавалерия. Это был генерал Дефранс с несколькими сотнями национальной гвардии. Не зная сведений о французских силах, Сен-При отвел войска. Он стал ждать прибытия оставшихся сил отряда Панчулидзева.

11 марта генерал-лейтенант Панчулидзев прибыл с 5 полками пехоты, Черниговскими конными егерями и двумя артиллерийскими ротами. В результате силы Сен-При в окрестностях Реймса выросли до 13-14 тыс. солдат. 12 марта союзные войска пошли на штурм города. Войска наступали в трех колоннах. Левой колонной командовал генерал-майор Ягов, средней — генерал-майор Пиллар, правой — Сен-При. Первой в город ворвалась прусская колонна Ягова. Пруссаки не встретили сильного сопротивления. Большую часть гарнизона составляла национальная гвардия, которая не имела опыта регулярной войны. Французы частью разбежались по домам, частью искали спасения в бегстве.

Русские войска вошли в город позже, их проводник сбился с дороги, но успели перерезать французам путь к отходу. Несколько сотен французов попытались пробиться. Французская кавалерия частью была перебита, частью рассеяна. Пехота же смогла, при поддержке конницы Дефранса, который прибыл на звуки канонады, пробиться к Берри-о-Бак. Всего союзные войска захватили в городе 2,5 тыс. человек, включая генерала Лакоста и полковника Ренье. Было захвачено 10 орудий.

Сен-При знал о поражении Наполеона под Лаоном, но не стал переходить к Берри-о-Бак, чтобы установить связь с армией Блюхера. Зная об отступлении французских войск с Суассону, Сен-При считал, что Наполеон повернёт навстречу Главной армии. Считая себя в полной безопасности, войска расположились в городе и его окрестностях.

Сражение под Реймсом

Граф Эммануил Францевич Сен-При

Сражение

Наполеон шел на Реймс с 20-тыс. войском. Отдельно на Реймс наступал маршал Мармон со своей пехотой, 1-м кавалерийским корпусом Бордуселя (всего 9 тыс. солдат). Французскую кавалерию обнаружили прусские посты, они отошли без боя. Сен-При, получив известие о появлении противника, не обратил внимание на эту угрозу, посчитав, что армия Наполеона расстроена и её отдельные отряды не представляют опасности. После благодарственного молебна, прусские войска были распущены по окрестностям, а Сен-При отправился в городской собор, где принимал поздравления от своих соотечественников-роялистов.

В это время французская кавалерия наткнулась у селения Орм на два прусских батальона. Прусские солдаты, вместо того, чтобы в каре отступать к Реймсу, засели на кладбище. Когда подошла французская пехота, они сложили оружие. Значительная часть отряда генерала Ягова также были застигнуты врасплох. Одних французская кавалерия порубила, других пленила, часть смогла сбежать. Сам Ягов едва спасся. Только один батальон успел построиться в каре и отбивался от противника.

Сен-При сначала посчитал, что это обыкновенный кавалерийский рейд, но когда сообщили о наличие артиллерии у противника, понял, что совершил ошибку. Он разослал офицеров для сбора отряда и для того чтобы подкрепить Ягова направил Рязанский и 33-й егерские полки под началом генерал-майора Бистрома. Он усилил пехоту лейб-гусарским и лейб-драгунским эскадронами. Генерал Бистром прикрыл отступающих пруссаков.

Получив приказ Наполеона приостановить нападение до прибытия остальных войск, маршал Мармон бездействовал до 3 часов. Воспользовавшись этим, Сен-При смог собрать войска и подготовить их к бою. Правда, если бы Сен-При знал, что французы ждут прихода основных сил, он, видимо, отступил бы к Берри-о-Бак. Однако он этого не знал. Французские пленные утверждали, что перед союзниками только корпус Мармона. Поэтому отступать союзники не собирались.

Наполеон прибыл около 4 часов и приказал начать атаку. Пехота Мармона двигалась в нескольких колоннах. Пехоты поддерживали две дивизии гвардейской кавалерии под общим командованием Себастиани, кавалерия Дефранса и Бордуселя. За ними в резерве были дивизии Фриана и Бойе. Сен-При, убедившись в превосходстве сил противника, начал отводить войска в город.

В самом начале боя союзные войска потеряли командира. Сен-При был тяжело ранен осколком гранаты (через несколько дней он скончался). Командование по старшинству должен был принять генерал-лейтенант Иван Панчулидзев, но он ещё утром тяжело заболел. Генерал-майор Георгий Эммануэль об этом не знал и поехал в город, чтобы передать командование Панчулидзеву. В результате русские войска оказались без командования.

Дивизия Мерлена при поддержке кавалерии опрокинула пруссаков. Часть их сил была окружена и сложила оружие. Ландверные батальоны побежали, бросив артиллерию. Ягов пытался восстановить порядок, но не сумел. В этой суматохе французы захватили 11 орудий. Положение частично спас батальон Рязанского пехотного полка под командованием полковника Ивана Скобелева (дед знаменитого «белого генерала» Михаила Скобелева). Рязанцы и несколько сотен союзной кавалерии были отрезаны от основных сил, и казалось, обречены на гибель или сдачу. Однако рязанцы построились в каре и унося с собой раненного Сен-При, пошли на прорыв. Русские солдаты штыковой атакой проложили себе путь сквозь кирасиров Себастиани. Их прорыв помог следовавшей за батальоном кавалерии выйти из окружения и также дал возможность Эммануэлю привести войска в порядок и вывести оставшиеся орудия и обозы из города.

Арьергард под началом Бистрома получил приказ удерживаться в городе до последней возможности. В городе остались Рязанский, Полоцкий, Елецкий, 30 и 33-й егерские полки. Генерал Бистром удерживал часть города до 2 часов утра 14 марта. Только получив известие об обходном маневре кавалерии противника, которая хотела перерезать дорогу на Берри-о-Бак, Бистром отступил. Около 200 добровольцев их различных частей прикрывали их отход. Они отступили, только получив приказ генерала Эммануэля. Ночь помогла им пробраться через расположение армии противника.

Итоги

В бою под Реймсом союзные войска потеряли более 2 тыс. человек, по другим данным — до 3,5 тыс. человек (из них значительная часть — пленные). Из них 700 человек были русскими. Видимо, одни цифры указывают общие потери, включая сдавшихся пруссаков в районе Сен-При, а другие — потери во время сражения в самом Реймсе. Французы потеряли 700-800 человек.

Заняв Реймс, французы перерезали коммуникационную линию между Силезской армией Блюхера и Главной армией Шварценберга. Союзные армии на некоторое время остановили наступление. 17 марта Наполеон повел армию через Фер-Шампенуаз к Труа, чтобы ударить по Главной армии Шварценберга, которая угрожала Парижу. Он надеялся повторить прошлый успех, когда он атаковал союзные корпуса по отдельности.

Сен-При скончался от раны и был похоронен в городском соборе Лана. Он был посмертно награжден орденом Св. Георгия 2-го класса. Скобелев получил Орден Святого Георгия 4-й степени, затем Владимира 3-й степени и прусский «Pour le mérite» (фр. «За заслуги»).

Сражение под Реймсом

Иван Никитич Скобелев
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. parusnik 13 марта 2014 10:59
    Прусские солдаты, вместо того, чтобы в каре отступать к Реймсу, засели на кладбище. Когда подошла французская пехота, они сложили оружие.
    Ну, и союзники у нас были...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня