Из военных газет… Штурман Иван Зуенко делится опытом…

В «досье» на ГСС Зуенко Ивана Семеновича обнаружилась фотокопия газетной статьи «Астрономическая подготовка штурмана». Трудно сказать, когда она была опубликована и в какой газете. Помню только разговор с историком Сергиенко о том, что он специально просматривал подшивки газеты «Сталинский сокол» за период войны в поисках материала на 8-ой авиакорпус ДД. Возможно, эта статья оттуда. Она выдержана в «сухом», на уровне «штампов» стиле. Это и понятно. Каким языком и способом еще преподносить специфический материал для причастного к летным делам читающего? Видать эта статья являлась партийным поручением капитану Зуенко, и он это поручение, таким образом, выполнил, не утруждая читателей популистской «шелухой». Для читающего, далекого от штурманских дел, да и современному спецу, эта статья, возможно, будет не интересна. Первому из-за специфики предлагаемого материала, второму из-за его банальности очевидного и чувства того, как далеко ушло время в этих вопросах. Однако, как исторический документ, статья вызвала у меня ряд вопросов и ассоциаций, с которыми и хочу поделиться. И поэтому приведу ее полностью.

Из военных газет… Штурман Иван Зуенко делится опытом…
Штурман 108-го бап, Зуенко Иван Семенович, 1946 год


Астрономическая подготовка штурмана


Для успешного применения астронавигации в полете штурману необходима боль­шая наземная подготовка. Он должен обла­дать отличной практикой по измерению высот светил на земле. Кроме того, следу­ет хорошо изучить теорию, чтобы осмыс­ленно, а не механически выполнять рабо­ту по применению астрономии в воздухе.

Астрономической подготовке штурманов в нашей части придается большое значение. Штурманам был прочитан целый ряд содер­жательных лекций. Применительно к на­шей программе по обшей астрономии для учебы использовались учебники, предназ­наченные для средней и высшей школ. При изложении материала особое внимание уделялось вопросам, связанным с их практи­ческим применением — расчету и прок­ладке сомнеровой линии, определению по­правки секстанта, изучению звездного неба, счислению времени. В результате штурманы получили хорошую теоретиче­скую подготовку по астрономии.

После этого они приступили к практи­ческому измерению высот светил на земле с последующим расчетом и прокладкой сомнеровых линий на карте. В целях по­стоянной тренировки каждому штурману была поставлена задача — произвести за месяц пятнадцать измерений высот солнца и двадцать измерений высот звезд. При этом от них также требовалось делать полные расчеты и прокладку на карте. Для учета и поверки измерений в каждой эскадрилье были заведены журналы. В конце месяца работу своих подчиненных поверяли штурманы подразделений и выводили каж­дому оценки. Сейчас большинство наших штурманов уже может производить прокладку сомнеровых линий с точностью 1 — 3 км.

В расчетах элементов сомнеровых линий штурманы отрабатывали автоматизм. Известно что для перевода времени в дугу в авиационном ежегоднике дается интерпо­ляционная табличка. Мы требовали, чтобы штурманы не прибегали к ней, а произво­дили перевод в уме: пользование таблицами отнимает много времена (особенно в воздухе).

Очень важно научить штурмана быстро определять поправку секстанта. У нас эта поправка, как правило, определяется по моменту верхней кульминации светил, так как этот способ, по нашему млению, явля­ется лучшим из всех существующих.

Значительно хуже обстоит дело с прак­тикой применения астронавигации. Кабины многих экипажей не приспособлены для измерений высот. Поэтому всех штурманов мы вначале провезли на транспортном самолете. Это позволило им воочию убе­диться, что астронавигация при умелом ее использовании дает неплохие результаты.

В процессе выполнения полетных уп­ражнений Курса боевой подготовки каждо­му штурману давалось задание на измере­ние высот светил. Таким путем штурманы осваивались с работой в воздухе, учились быстроте измерений.

Герой Советского Союза капитан И. ЗУЕНКО.

…Измерение высот светил, расчет и прок­ладка сомнеровой линии, определение по­правки секстанта, знание звездного неба, счисление времени… это далеко не полный список понятий и практических умений штурмана авиации дальнего действия. По большому счету «многокилометровая» геометрия с легким оттенком тригонометрии. И, правда, математики много, да и калькуляторов тогда не было… Чем же пользовался в то время штурман при выполнении вычислений, сопутствующих в полете? Логарифмической линейкой? Это первое, что пришло в голову. Инструмент универсальный.

В «ВикипедиИ» в статье о логарифмической линейке обнаруживаю ссылку на неразработанную еще статью о навигационной линейке. Но в сети нахожу подходящий инструмент под названием «Аэронавигационная линейка», а так же пособие по ее использованию, датированного 1939 года. Даже есть предложение на приобретение этого инструмента, правда, цены пляшут, видимо от степени его потертости…

Оказывается «Аэронавигационная линейка» прямой аналог логарифмической линейки для решения конкретных задач в полете, перечень которых и приводится в оглавлении этого пособия. По этому перечню вполне можно судить о том, что и как рассчитывал штурман на земле и в небе. И не трудно догадаться, что задачи в рамках пособия они щелкали, как орехи, правда, ничего сложного в них я не увидел – есть формулы, есть методы и приборы для получения данных и есть инструмент для расчета конечного результата. Знай только где и когда применить тот или иной прибор и алгоритм, и обладай в этом необходимой сноровкой. Вот основной их перечень:

1. Арифметические действия и тригонометрические расчеты;

2. Штурманские расчеты: высота полета, воздушная скорость, путевая скорость, перевод скоростей (например, м/сек в км/час), боковое уклонение и исправление курса, маневрирование скоростями, определение элементов разворота;

3. Бомбардировочные расчеты.

Однако о задачах, на которые ссылается в статье штурман Зуенко, в этом пособии ни слова. Но с помощью «Аэронавигационной линейки» эти задачи решаются запросто, математический потенциал расчетного инструмента достаточен!

Попав в действующие части АДД, молодые экипажи проходили переподготовку ночных полетов на местах, а штурманы приобретали дополнительные знания и навыки в штурманском деле. Тем более аэронавигационная линейка совершенствовалась, в 1943 году уже была в деле новая ее модель: НЛ-7. А алгоритмы и методы решения жизненно важных штурманских задач, с которыми должны столкнуться молодые штурманы АДД в полете, настойчиво и вдумчиво передавались опытными наставниками и навыки их решения доводились, как видно из статьи, до автоматизма.

В контексте статьи вспомнилась характеристика на командира, штурмана и стрелка-радиста одного из экипажей 108-го ап ДД, данная отцом в его книге: «Командир «восьмерки» Паша Горинов и его штурман Валя Селезнев были высококлассными спецами летного дела. Выглядели они высокими молодцами, всегда подтянутыми офицерами и с нами, технарями, были весьма просты и доброжелательны в общении. Валя Селезнев поражал нас своим умением определять время по звездам с малой погрешностью плюс-минус пять минут. Стрелок-радист ленинградец Пашка Кармашев, радист от бога, мог одновременно передавать или принимать сигнал и еще о чем-то с тобой говорить абсолютно на посторонние темы».

Многие из нас испытывали чувство определенной профессиональной уверенности в тех делах, к которым причастны, коли с легкостью оперируете их элементами. Ну, например, проектировщик железобетонных конструкций само собой понимает, что если прогиб его элемента в норме, то и прочность его достаточна. А добивается он этого, при неизменности геометрических характеристик конструкции, варьированием марки бетона и класса арматурной стали, что также влияет не только на прогиб, но и на прочность элемента.

Но проектировщик непременно «снимет шляпу», хотя бы мысленно, перед туркменом - поваром, приготовившего отменный плов, признав его тем самым профессионалом своего дела. И туркмен – повар лишь расплывется в благодарной улыбке за признание своего мастерства и за то, что доставил едоку удовольствие. И каждый из них будет считать себя профессионалом. Вот это чувство уверенности в своих профессиональных навыках и добивались инструкторы-наставники в полках АДД при вводе молодых экипажей в боевую работу, и как это делали при подготовке штурманов и написана эта «сухая» полная «штампов» статья капитана Зуенко.
Автор: Влад Ладыгин
Первоисточник: http://wlad-ladygin.livejournal.com/35320.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. parusnik 14 марта 2014 09:41
    Спасибо за объективность..
  2. fleks 14 марта 2014 21:17
    я сам штурман и о чем идет речь мне лично понятно но что хотел сказать автор простому обывателю опубликовав фронтовую статью причем с купюрами и без расшифровки используемых терминов-непонятно может о сложностях штурманской профессии ?
  3. wlad_ladygin 7 марта 2015 14:48
    Алексей! А почему "с купюрами" то? А "сказать автор простому обывателю" хотел лишь одно - чувство профессионализма может испытать каждый, если он профессионал в своем деле, и не важно на набор "используемых терминов", он понятное дело, у каждого свой. Главное другое - "рыбак рыбака видит из далека!" - народная истина...а против истины не попрешь. Да и не исключаю, что автор хотел как-то "костюм" штурмана на себя примерить. Однако, рад знакомству. Автор. Влад Ладыгин.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня