Из военных газет… Штурман Иван Зуенко делится опытом…
Штурман 108-го бап, Зуенко Иван Семенович, 1946 год
Астрономическая подготовка штурмана
Для успешного применения астронавигации в полете штурману необходима большая наземная подготовка. Он должен обладать отличной практикой по измерению высот светил на земле. Кроме того, следует хорошо изучить теорию, чтобы осмысленно, а не механически выполнять работу по применению астрономии в воздухе.
Астрономической подготовке штурманов в нашей части придается большое значение. Штурманам был прочитан целый ряд содержательных лекций. Применительно к нашей программе по обшей астрономии для учебы использовались учебники, предназначенные для средней и высшей школ. При изложении материала особое внимание уделялось вопросам, связанным с их практическим применением — расчету и прокладке сомнеровой линии, определению поправки секстанта, изучению звездного неба, счислению времени. В результате штурманы получили хорошую теоретическую подготовку по астрономии.
После этого они приступили к практическому измерению высот светил на земле с последующим расчетом и прокладкой сомнеровых линий на карте. В целях постоянной тренировки каждому штурману была поставлена задача — произвести за месяц пятнадцать измерений высот солнца и двадцать измерений высот звезд. При этом от них также требовалось делать полные расчеты и прокладку на карте. Для учета и поверки измерений в каждой эскадрилье были заведены журналы. В конце месяца работу своих подчиненных поверяли штурманы подразделений и выводили каждому оценки. Сейчас большинство наших штурманов уже может производить прокладку сомнеровых линий с точностью 1 — 3 км.
В расчетах элементов сомнеровых линий штурманы отрабатывали автоматизм. Известно что для перевода времени в дугу в авиационном ежегоднике дается интерполяционная табличка. Мы требовали, чтобы штурманы не прибегали к ней, а производили перевод в уме: пользование таблицами отнимает много времена (особенно в воздухе).
Очень важно научить штурмана быстро определять поправку секстанта. У нас эта поправка, как правило, определяется по моменту верхней кульминации светил, так как этот способ, по нашему млению, является лучшим из всех существующих.
Значительно хуже обстоит дело с практикой применения астронавигации. Кабины многих экипажей не приспособлены для измерений высот. Поэтому всех штурманов мы вначале провезли на транспортном самолете. Это позволило им воочию убедиться, что астронавигация при умелом ее использовании дает неплохие результаты.
В процессе выполнения полетных упражнений Курса боевой подготовки каждому штурману давалось задание на измерение высот светил. Таким путем штурманы осваивались с работой в воздухе, учились быстроте измерений.
Герой Советского Союза капитан И. ЗУЕНКО.
…Измерение высот светил, расчет и прокладка сомнеровой линии, определение поправки секстанта, знание звездного неба, счисление времени… это далеко не полный список понятий и практических умений штурмана авиации дальнего действия. По большому счету «многокилометровая» геометрия с легким оттенком тригонометрии. И, правда, математики много, да и калькуляторов тогда не было… Чем же пользовался в то время штурман при выполнении вычислений, сопутствующих в полете? Логарифмической линейкой? Это первое, что пришло в голову. Инструмент универсальный.
В «ВикипедиИ» в статье о логарифмической линейке обнаруживаю ссылку на неразработанную еще статью о навигационной линейке. Но в сети нахожу подходящий инструмент под названием «Аэронавигационная линейка», а так же пособие по ее использованию, датированного 1939 года. Даже есть предложение на приобретение этого инструмента, правда, цены пляшут, видимо от степени его потертости…
Оказывается «Аэронавигационная линейка» прямой аналог логарифмической линейки для решения конкретных задач в полете, перечень которых и приводится в оглавлении этого пособия. По этому перечню вполне можно судить о том, что и как рассчитывал штурман на земле и в небе. И не трудно догадаться, что задачи в рамках пособия они щелкали, как орехи, правда, ничего сложного в них я не увидел – есть формулы, есть методы и приборы для получения данных и есть инструмент для расчета конечного результата. Знай только где и когда применить тот или иной прибор и алгоритм, и обладай в этом необходимой сноровкой. Вот основной их перечень:
1. Арифметические действия и тригонометрические расчеты;
2. Штурманские расчеты: высота полета, воздушная скорость, путевая скорость, перевод скоростей (например, м/сек в км/час), боковое уклонение и исправление курса, маневрирование скоростями, определение элементов разворота;
3. Бомбардировочные расчеты.
Однако о задачах, на которые ссылается в статье штурман Зуенко, в этом пособии ни слова. Но с помощью «Аэронавигационной линейки» эти задачи решаются запросто, математический потенциал расчетного инструмента достаточен!
Попав в действующие части АДД, молодые экипажи проходили переподготовку ночных полетов на местах, а штурманы приобретали дополнительные знания и навыки в штурманском деле. Тем более аэронавигационная линейка совершенствовалась, в 1943 году уже была в деле новая ее модель: НЛ-7. А алгоритмы и методы решения жизненно важных штурманских задач, с которыми должны столкнуться молодые штурманы АДД в полете, настойчиво и вдумчиво передавались опытными наставниками и навыки их решения доводились, как видно из статьи, до автоматизма.
В контексте статьи вспомнилась характеристика на командира, штурмана и стрелка-радиста одного из экипажей 108-го ап ДД, данная отцом в его книге: «Командир «восьмерки» Паша Горинов и его штурман Валя Селезнев были высококлассными спецами летного дела. Выглядели они высокими молодцами, всегда подтянутыми офицерами и с нами, технарями, были весьма просты и доброжелательны в общении. Валя Селезнев поражал нас своим умением определять время по звездам с малой погрешностью плюс-минус пять минут. Стрелок-радист ленинградец Пашка Кармашев, радист от бога, мог одновременно передавать или принимать сигнал и еще о чем-то с тобой говорить абсолютно на посторонние темы».
Многие из нас испытывали чувство определенной профессиональной уверенности в тех делах, к которым причастны, коли с легкостью оперируете их элементами. Ну, например, проектировщик железобетонных конструкций само собой понимает, что если прогиб его элемента в норме, то и прочность его достаточна. А добивается он этого, при неизменности геометрических характеристик конструкции, варьированием марки бетона и класса арматурной стали, что также влияет не только на прогиб, но и на прочность элемента.
Но проектировщик непременно «снимет шляпу», хотя бы мысленно, перед туркменом - поваром, приготовившего отменный плов, признав его тем самым профессионалом своего дела. И туркмен – повар лишь расплывется в благодарной улыбке за признание своего мастерства и за то, что доставил едоку удовольствие. И каждый из них будет считать себя профессионалом. Вот это чувство уверенности в своих профессиональных навыках и добивались инструкторы-наставники в полках АДД при вводе молодых экипажей в боевую работу, и как это делали при подготовке штурманов и написана эта «сухая» полная «штампов» статья капитана Зуенко.
Информация