Правда о «Стерегущем»

Правда о «Стерегущем»


На рассвете 26 февраля (10 марта) 1904 года эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Решительный» возвращались после ночной разведки к островам Эллиот в Порт-Артур. Неожиданно в густом утреннем тумане они наткнулись на четыре японских корабля.

Это были миноносцы «Усугумо», «Синономе», «Сазанами» и «Акебоно», к которым вскоре подошли еще два японских крейсера. Завязался неравный бой. «Решительный», у которого был более мощный двигатель, сумел прорваться к Порт-Артуру, а на «Стерегущего» обрушилась вся мощь огня вражеских орудий.


Получилось 64 орудия против четырех! Это был настоящий ад: японские снаряды снесли все мачты и трубы на русском миноносце, был пробит корпус. Пока еще работала машина, оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 часов 40 минут японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Вскоре его орудия замолчали.

Смертельно раненный командир «Стерегущего» лейтенант Александр Сергеев отдал последний приказ: «Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля».
Матросы прибили гвоздями к гафелю изрешеченный Андреевский флаг и продолжали отстреливаться даже из винтовок. Вся палуба была залита кровью и усеяна телами погибших русских моряков…

Видя, что «Стерегущий» перестал подавать признаки жизни, японцы прекратили огонь, решив взять его на буксир и захватить как добычу. С миноносца «Сазанами» спустили шлюпку. Вот какая картина открылась поднявшимся на борт русского корабля японским морякам, описанная в рапорте мичманом Хитара Ямазаки: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная, в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».

В неравном бою погибли командир «Стерегущего», три офицера и сорок пять членов его команды. Японцы, подобрав четырех чудом оставшихся в живых русских матросов, привязали к изуродованному кораблю стальной трос, однако едва начали тащить его за собой, как буксир лопнул. «Стерегущий» стал крениться на борт и вскоре скрылся под волнами.

Между тем, «Решительный» добрался до Порт-Артура. Его тяжело раненый капитан Федор Босее доложил командующему флотом адмиралу Степану Макарову: «Потерял миноносец, ничего не слышу». И упал без сознания. К месту сражения поспешили два русских крейсера, «Баян» и «Новик». Моряки видели тонущий «Стерегущий» и кружащиеся вокруг японские корабли, в том числе - их подоспевшие тяжелые крейсера. Когда русский миноносец затонул, Макаров приказал возвращаться в Порт-Артур: сражаться легким крейсерам «Баян» и «Новик» с японской армадой было бесполезно.

Восхищение японцев подвигом русских матросов было столь велико, что когда четырех пленных моряков доставили в Сасебо, их уже ждало восторженное письмо от японского морского министра Ямамото.

В нем говорилось: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой долг, как моряки. Я искренне хвалю вас, вы – молодцы!»

Беспримерная битва получила широкий международный резонанс. Корреспондент английской газеты «Таймс», сославшись на японские донесения, первый сообщил всему миру версию о том, что, не желая сдаваться врагу, два русских моряка заперлись в трюме, открыли кингстоны и сами затопили свой корабль. Статью перепечатала русская газета «Новое время», и английская версия «героического затопления» пошла гулять по России. О подвиге печатали открытки, широко распространялись репродукции с картины художника Самокиш-Судковского, изображавшего момент открытия «двумя неизвестными матросами» кингстонов и иллюминатора на гибнущем «Стерегущем». Сочинялись и стихи:

Два сына «Стерегущего» в пучине спят морской,

Их имена неведомы, сокрыты злой судьбой.

Но слава, память светлая пребудет навсегда,

О тех, кому могилою глубокая вода…

Версию, казалось, подтвердили потом и сами уцелевшие моряки. Вернувшись на родину из японского плена, трюмный машинист Василий Новиков заявил, что это именно он открыл кингстоны и затопил миноносец…

В апреле 1911 года в Александровском парке на Петроградской стороне поставили памятник героическому подвигу матросам «Стерегущего». Искусно скомпонованная бронзовая композиция на фоне креста состоит из двух матросов: один с усилием открывает иллюминатор, из которого хлещет вода, а другой – кингстоны. Ее спроектировал известный скульптор Константин Изенберг. Монумент высотой пять метров расположен на глыбе серого гранита. Основание - насыпной холм с тремя лестницами. По его сторонам высятся гранитные столбы-фонари, напоминающие маяки. Открытие памятника состоялось 26 апреля 1911 года с большой торжественностью. Присутствовал Николай II, одетый в морскую форму с Андреевской лентой, премьер Петр Столыпин, великие князья, в том числе великий князь Кирилл, чудом спасшийся во время взрыва крейсера «Петропавловск», на котором погибли знаменитый адмирал Степан Макаров и живописец Василий Верещагин. Как писал современник, «звуки молебна и пение гимна «Боже, царя храни» перемежались с бравым, перекатывающимся «Ура!». Вдохновленный успехом, К. Изенберг хотел позднее поставить рядом памятник морякам крейсера «Варяг», но не успел, в том же 1911 году талантливый скульптор умер.

В 1930 году, для придания скульптурной композиции большего эффекта, к ней провели трубы, и из иллюминатора стала хлестать настоящая вода.Однако потом воду все-таки отключили, так как выяснилось, что памятник стал быстро ржаветь. К тому же оригинальный замысел скульптора вообще «живой» воды не предусматривал. В 1954 году, в связи с 50-летием подвига, с тыльной стороны монумента укрепили мемориальную бронзовую доску с барельефным изображением боя и списком экипажа «Стерегущего».

Исторический парадокс в том, что именно такого эпизода, мастерски отлитого скульптором в бронзе, на самом деле никогда не было.

Сразу после русско-японской войны причину гибели «Стерегущего» выясняла специальная комиссия. Проводивший исследование старший лейтенант Е. Квашнин-Самарин пытался приостановить строительство памятника «двум неизвестным героям».

«Грустно видеть в великой России, что кто-то на авось пропагандирует постановку памятника не существовавшим морским героям, когда вся история нашего флота полна настоящими подвигами», - писал он, полагая, что кингстоны открыл Новиков. Однако версия о «двух неизвестных матросах» уже была доложена императору. Стали снова собирать сведения. Кто их открыл: «два неизвестных матроса» или Новиков? Но в показаниях Новикова, который утверждал, что это он спустился в машинное отделение и открыл кингстоны во время буксировки миноносца японцами, и других уцелевших матросов обнаружились явные противоречия и «несообразности». Морской генеральный штаб счел, что версия о «двух неизвестных матросах» есть выдумка, и, «как выдумка, не может быть увековечена в памятнике». Однако в 1910 году монумент был уже отлит и полностью готов к открытию. Стали выдвигаться предложения о его переделке.

Тогда Генштаб обратился с докладом на «высочайшее имя», где спрашивал, «надлежит ли считать предлагавшийся к открытию памятник сооруженным в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца «Стерегущий», или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий»?

Резолюция императора была такова: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий».

Между тем, споры о «деле «Стерегущего» продолжались. Версия об открытии кингстонов Новиковым вызывала все большие сомнения. Комиссия долго разбирались с чертежами миноносца, а потом пришла к окончательному выводу, что «кингстонов затопления в машинном отделении не было». А потому ни Новиков, и никто другой их открыть никак не мог. Мало того, японцы, как выяснилось, перед тем, как взять «Стерегущий» на буксир, тщательно проверили трюмы, и там уже никого не оставалось.

Но как же тогда все-таки быть с показаниями «живого свидетеля»? Новикова тоже опросила комиссия, и он не смог подтвердить свой рассказ. Вероятно, во время японского плена моряк прослышал про английскую версию «открытых кингстонов» и решил, вернувшись на родину, приписать все это себе. Кстати, судьба самого Новикова сложилась тоже трагически. После войны он вернулся в родную деревню Еловка, а в 1921 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам.

История с мифическими кингстонами не умаляет величие подвига русских моряков «Стерегущего», который навсегда вошел в историю войн, как пример блистательной доблести и геройства. Японцы не переставали изумляться беспримерному подвигу русских матросов. Адмирал Того сам сообщил об этом в своем докладе императору, отмечая мужество врагов. Было решено особо почтить память погибших: в Японии установили стелу из черного гранита, посвященную русским морякам, с надписью: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».

Е.Квашнин-Самарин писал в 1910 году: «Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу «Стерегущего» материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько был велик подвиг «Стерегущего» даже и без недосказанного мифа… Пусть легенда живет и будит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля 1904 года в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа».

Однако история с мифическими кингстонами все-таки оказалась живучей. Даже много позднее, когда все обстоятельства гибели «Стерегущего» были давно установлены, об этом снова рассказывали, писали книги, о кингстонах до сих пор упоминают в некоторых современных путеводителях по Санкт-Петербургу, а ленинградский поэт Леонид Хаустов сочинил:

Вы русскими кончили бой моряками.
Последнюю отдали Родине честь:
Кингстоны открыли своими руками
С такою же волей железной, как здесь,
На этом гранитном крутом пьедестале…

Почти сразу же после гибели «Стерегущего», в 1905 году в Ревеле был спущен на воду эсминец с таким же именем.

Третий «Стерегущий» построили уже в СССР в 1939 году. Он участвовал в Великой Отечественной войне и погиб в неравном бою с гитлеровской авиацией.

Четвертый «Стерегущий» спустили на воду в 1966 году, он служил в составе Тихоокеанского флота. А в 2008 году был построен уже пятый - корвет «Стерегущий».

Так слава, память светлая пребудет навсегда…
Автор: Владимир Малышев
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/pravda_o_steregushhem_732.htm


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. Сахалинец 17 марта 2014 09:13
    Как бы то ни было, подвиг моряков Стерегущего остался и факт того, что люди геройски сражались с во много крат превосходящим противником неоспорим.
    Вечная слава и память морякам не посрамившим Родину.
    1. леликас 17 марта 2014 19:17
      Цитата: Сахалинец
      Вечная слава и память морякам не посрамившим Родину.
    2. dustycat 17 марта 2014 20:55
      Как же джапы могли обшарить весь корабль до машинного отделения если ниже жилой палубы(а она от бака до юта и над машинным отделением в том числе) они не смогли спуститься (согласно описанию командира досмотровой группы)?!
      По описанию того же мичмана всего на доступных для осмотра палубах и деках насчитывалось порядка тридцати трупов плюс четверо тяжелораненых и контуженных.
      Где еще около дести членов экипажа?

      Уж не поздравители ли японского императора "следствие" вели?

      Матросик конечно пулю отлил.
      Хотя он явно из трюмной команды - у прочих просто не было шансов выжить (что и зафиксировал командир досмотровой группы).

      Но тем не менее перед тем как взять на буксир джапы всяко пластыри на дыры подвели - состояние "трофея" они отлично видели - это обычная практика для сильно поврежденных трофеев.
      И тем не менее "трофей" утонул - значит кингстоны все же кто то открыл?

      Либо, что скорее всего, даже и не пытались взять на буксир исходя из состояния корпуса сильно поврежденного фугасами - судя по описанию мичмана и тому что на жилую палубу спуститься было нельзя - корабль уже тонул.

      Очень много странностей и невязок.

      PS: стальной канат для буксировки не "привязывают", а заводят.
      1. леликас 18 марта 2014 00:35
        У Японцев было 1,5 часа на осмотр корабля - длинна которого , напомню 59 метров -это как четыре автобуса - там пробежаться по нему -минутное дело . Они даже флаг на него успели поставить .6
        Пластыри течь только замедляют , к тому-же в отчете о них нет ни слова . Та-же кочегарка имела минимум две пробоины в районе ватерлинии,через которые при качке заливалась вода .0,

        Даже после того , ка японцы его бросили-пол час продержался на плаву - с открытыми кингстонами он и пяти минут -бы не выдержал .
  2. PROXOR 17 марта 2014 09:44
    Завет Петра Алексеевича жив. Что в Росиийской Имеперии, что в СССР - русский моряк всегда остаётся символом отваги и несгибаеости перед неравным противником. А на равных с нашим флотом обычно никто не сходится.
  3. parusnik 17 марта 2014 10:45
    Слава и память светлая пребудет навсегда!Родину не посрамили!
  4. Кавторанг 17 марта 2014 12:04
    Обратите внимание на командира 400-х тонного эсминца.
    Смертельно раненный командир «Стерегущего» лейтенант Александр Сергеев отдал последний приказ: «Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля».
    Учитесь умирать!!!
    Кавторанг
    1. леликас 18 марта 2014 00:10
      Цитата: Кавторанг
      Учитесь умирать!!!

      Учиться надо так , что-бы умирали враги .
    2. bwo 18 марта 2014 11:46
      Красивые слова. Вот только кто их повторил для нас ?
      Офицеры погибли, в живых остались нижние чины скорее всего БЧ5.
      Думаю легенда. Хотя и полезная.
      bwo
  5. Cristall 17 марта 2014 12:09
    Немного сумбурная статья. С Макаров послал миноносцы не просто так. Ему нужно было найти стоянку флота. Без разведки он вообще не представлял как можно вообще что то сделать. В Стерегущий попал снаряд-который повредил способность развить макс. ход. Моряки сражались до конца. Кто там открывал кингстоны -это не суть важна. Весь корабль с экипажем сражался до конца. Гвоздями прибитый андреевский флаг, смерть капитана на мостике...
    Решительный тоже мог разделить судьбу Стерегущего--но принято было решение звать на подмогу.
    К сожалению что мог сделать неподвижный маленький миноносец против сил япов..Новик и Баян--самые скоростные крейсера не успели. Жаль не было связи еще при нападении выслать их сразу. Да что там связь--вся война такая. Там не успели там не дождались там не смогли там ошиблись..одна сплошная неудача. Даже непонятно как Амур смог удачливо поставить мины--хотя все были против в штабе.
    Слава морякам-до конца выполнившим свой долг и храбро сражавшимся до конца!
    ЗЫ статья действительно сумбурная--Петропавловск назван крейсером.
    1. леликас 17 марта 2014 19:07
      По сути , в машинном отделении не было кингстонов , которые можно было открыть для затопления корабля . Поэтому памятник получился просто всему экипажу и самому кораблю .
      1. dustycat 17 марта 2014 20:17
        А где-же они интересно были тогда?!
        Машинное отделение самый большой внутренний объем с самой нижней точкой в кораблях этого класса.
        1. леликас 18 марта 2014 00:13
          Точно не скажу , заводского чертежа у меня нет , но их там точно не было - через него проходила труба с забортной водой для конденсатора ,но в машине арматуры она не имела .
        2. Виктор64 6 июня 2014 11:06
          В миноносцах кингстонов не было вообще, как в машинном отделении и иллюминатора. Все это установила комиссия. Но это не имеет значение. Скорее всего от кучи пробоин миноносец пошел ко дну. Герой погиб от ран и это звучит еще более героически, чем версия с самоубийством.
          Виктор64
  6. мехвод 17 марта 2014 16:30
    слава морякам ,пехоте проще отступить можно, а тут вода,помнить подвиги наш долг и неважно кто открыл кингстон весь экипаж достоин памяти и почёта
    мехвод
  7. KIBL 17 марта 2014 16:51
    Слава русским морякам!!!Ура,товарищи!!!Побольше бы сейчас таких памятников надо бы установить на всей территории нынешней России.А то поднимает голову всякая сволочь,начиная от либерастов и заканчивая всякими фашистами,хотя по моему они мало чем отличаются друг от друга! angry
  8. black_falcon 17 марта 2014 18:23
    Вечная память героям, отдавшим жизнь за отечество не забыв о долге!!!
    black_falcon
  9. Сергей Ситников 17 марта 2014 18:56
    Цитата: Cristall
    Немного сумбурная статья. С Макаров послал миноносцы не просто так. Ему нужно было найти стоянку флота. Без разведки он вообще не представлял как можно вообще что то сделать. В Стерегущий попал снаряд-который повредил способность развить макс. ход. Моряки сражались до конца. Кто там открывал кингстоны -это не суть важна. Весь корабль с экипажем сражался до конца. Гвоздями прибитый андреевский флаг, смерть капитана на мостике...
    Решительный тоже мог разделить судьбу Стерегущего--но принято было решение звать на подмогу.
    К сожалению что мог сделать неподвижный маленький миноносец против сил япов..Новик и Баян--самые скоростные крейсера не успели. Жаль не было связи еще при нападении выслать их сразу. Да что там связь--вся война такая. Там не успели там не дождались там не смогли там ошиблись..одна сплошная неудача. Даже непонятно как Амур смог удачливо поставить мины--хотя все были против в штабе

    Слава морякам-до конца выполнившим свой долг и храбро сражавшимся до конца!
    ЗЫ статья действительно сумбурная--Петропавловск назван крейсером.


    С Вами согласен, от себя добавлю - очередная война в которой русский моряк и солдат бились на два фронта: с врагом и с тупостью, предательством высшего командного состава и власти(((...
  10. muks 18 марта 2014 04:49
    Статья очень показательна! Оставшихся в живых героев после возвращения на РОДИНУ безусловно атаковали борзописцы всех мастей! Скорее всего Новиков скзал именно то, что ХОТЕЛИ от него услышать, вполне возможно - подсказали. Состоявшийся ФАКТ - РУССКИЙ, фамилия Новиков, находился во время боя как член экипажа на миноносце. Участвовал в боя с японцами, ЧУДОМ остался жив. СОВЕРШИЛ ПОДВИГ - ВО ИМЯ ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВА! Так нет, при Николаее Александровиче, определившим статус памятника (казалось бы ВСЁ - и справедливо!) тоже хватало всяких ...гугнявцев-писарчуков, дотошных стрекулистов, либеральных "правдолюбцев" и прочих ...ДЛЯ ЧЕГО ведомственные мракобесы устраивали некии публикации, выяснения? Деревенский мужик, РУССКИЙ - очевидно, что был награждён, появились средства. Может и выпивал... И что? В то время тоже были и навальные, и виктории ильиничны, и бабки алексеевы и прочии ...
  11. Yarik 18 марта 2014 07:23
    сражаться легким крейсерам «Баян» и «Новик» с японской армадой было бесполезно.


    "Баян"-единственный в Артуре броненосный крейсер.Какой же он легкий?Да и не было классификации такой тогда-"легкий","тяжелый".
  12. Yarik 18 марта 2014 07:26
    Новик и Баян--самые скоростные крейсера не успели. Жаль не было связи еще при нападении выслать их сразу

    "Аскольд" быстрее "Баяна" на пару-тройку узлов.
  13. Александр Грин 23 марта 2014 16:11
    Памятник "Стерегущему" очень красив, символичен и является яркой иллюстрацией мужества и несгибаемости русских военных моряков. Версия с кингстоном очень красивая, и имеет право на жизнь, хотя действительность несколько иная.
    Кингстон на иллюминатор не похожь. Его конструкция такова: на бортовом или донном водозаборном отверстии в корпусе корабля стоит клапан, который всегда открыт. Вода через него поступает в кингстонную (ледовую)коробку, от которой идут трубопроводы на балластные, охлаждающие и пожарные насосы с клапанами на всасывании и нагнетании. И прямым путем через кингстон затопить корабль невозможно.Чтобы вода из кингстонной коробки попала в трюм корабля (в машинно-котельное отделение) для его затопления, необходимо разобрать эту коробку (отвинтить несколько десятков заржавевших гаек огромного размера ) или трубопроводы. Но возможно во время боя кигнстонная коробка или трубопроводы были разрушены снарядами и чтобы прекратить поступление воды вовнутрь корабля клапан кингстона был закрыт. Когда японцы попытались взять миноносец на буксир, матрос вполне мог открыть этот клапан и ускорить затопление корабля.
  14. Виктор64 6 июня 2014 10:55
    Все верно, только Петропавловск был броненосцем, а не крейсером.
    Виктор64
  15. алекс новиков 17 апреля 2016 18:24
    То что Василия Новикова расстреляли односельчане-это не правда!Ему с семьёй удалось перебраться в подмосковье! В 1926г. у него рождается последний ребёнок ( двенадцатый )Сергей ( мой отец). Дальше, уже не знаю в каком году семья переезжает в москву. Умер Василий Николлаевич Новиков в 1943 г. Очень прошу родственников отозваться. Новиков Александр.Послений раз я был у бабушки в 70 годах в кожухове.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня