Military Review

French experimental tank Char G1

12
Char G1 - French experimental infantry tank, designed and built in the pre-war period and in the early years of World War II. This tank was supposed to replace the medium tank Char D2. By 1936, several companies developed prototypes, however, only one of them was fully completed by the beginning of the French campaign of 1940. The Char G1 tank project combined the most advanced developments in the field of tank building. In mobility and armament, the G1 tank was comparable to the American M4 Sherman and the Soviet T-34, but it had several innovative solutions. Such solutions include gun stabilization systems and semi-automatic loading, an optical range finder.


French experimental tank Char G1


In 1937, research was carried out that led the Infantry Directorate to the effect that the 20-ton tank program should be canceled. This decision was due to the fact that it was impossible to create a tank with a 75 mm caliber cannon in a turret lighter than 30 tons, and even more so with armor 60 mm thick.

The 01.02.1938 of the Infantry Directorate was asked by the Arms Production Directorate to transform a program of a tank of 20 tons into a program of a tank with a weight of up to 35 tons. The new machine has been assigned the index G1. By offering this mass, the Directorate wanted to leave itself the opportunity to maneuver so that there would be no problem with a deficit of weights.

By order of the military, seven companies started to develop this tank on a competitive basis: Baudet-Donon-Roussel, FCM, Fouga, Lorraine de Dietrich, Renault, SEAM and SOMUA.

The companies that started development received orders to build prototypes, but by 1 June 1938 only two of them were awarded contracts. The first concerns the tank SEAM (the amount of the contract 1,2 million francs without the cost of weapons). Delivery of the prototype of the Testing Commission (CEMAV) was envisaged for 31.10.1938. The second contract concerned the Lorraine tank (the amount of the contract was 2,6 million francs without weapons). The prototype was scheduled for the end of 1938. At the time of the conclusion of the contracts, the prototype SEAM was built and was on the move, and the Lorrain project was designed as a wooden layout.

It should be noted that all development work carried out by various design bureaus since 1935 has been carried out without external financing, that is, at the expense of internal funds of manufacturers. Those with whom contracts were subsequently concluded could receive advance payments only after the approval of the project. Given the constant demands for modifications, the industry did not hope to receive funding, except after a while. In this regard, it is not surprising that the firms sluggishly joined the development program of the tank and attracted the personnel of design bureaus to work on the residual principle, and the G1 program itself was not among the priorities. In fact, all the work on the program was frozen until the intervention of the group created by Captain Deig (tech. Infantry Management Division) and military engineer Lavirotte (Ruell workshops). The group was established by order of the Minister of Defense of 08.06.1938.

The main purpose of the creation of the group was to coordinate from a technological point of view with contractors under contracts for the G1 tank, to consult and issue useful instructions in order to create these products.



In this order, it was especially emphasized that with regard to manufacturers “it is necessary to transfer all responsibility for prototyping”. Taking into account the fact that apart from Reno, no other design bureau had any experience in tank building, the creation of the Deig-Lavirotte group was motivated by the need for constant cooperation between the design bureau and those. services of the Ministry of Defense to ensure a quick start of work with minimal costs reasonable and relevant technical. conditions of funds.

Indeed, the lack of experience of companies, with the exception of Reno, led to “lapses”. For example, in the Lorraine Design Bureau, the fuel tank was mounted under the engine. In addition, the BDR design bureau arranged the layout assembly at a remote location (for security reasons) and could not deliver its prototype to the inspection site when at the beginning of 1939, the commission wanted to inspect three existing wooden layouts.

In the same order, it was said that to speed up the construction of prototypes of the G1 tank, the hull should not be made of bronestali, but of a different material (chosen by the developer), which would reduce the development time of the tank. The G1 program in terms of supply had a lower status in comparison with the current production (fleet and tanks), which “absorbed” the produced bronestal.

As of 1 June 1938, the projects of the companies were in the following stages.

SEX's G1P (this model is also known as Poniatoski G1P)

The design weight of the tank 26 tons. The car was equipped with electric transmission.

The prototype, presented in 1937 in Vincennes, corresponded to the program of a tank with a mass of 20 tons, except for speed: which instead of 40 km / h was only 14 km / h. Moreover, the concept of the undercarriage was unsuccessful: the caterpillars lacked the lugs, the permeability was low.

In this regard, Ponyatovsky decided to install a higher power Hispano-Suiza engine (280 hp) and modify the chassis. After this, the prototype was ready for testing.

24 May The 12 Division issues an order No. 5 174-1 / 12 with instructions for transporting the vehicle to Vincennes after equipping the tank with a tower in Ruelle and wireless voice equipment at Fort Issy.

In fact, the chassis Ponyatovskogo its weapons have not received. The tank was not installed tower ARX4 or 75-mm gun in a similar installation B1ter. Only the weight and size model of the tower was mounted (2,5 tons weight). During the development of the project in 1936-1939, the height of the case was reduced from 1720 mm to 1640 mm, however, installing a tower with a 75 mm caliber gun was recognized impossible without complete processing of the underboard box, and it was necessary to completely abandon the slope of the armor.



Lorraine's G1L

The design weight of the tank is 36 tons. The company Lorraine to 1938 year was made a full-size mock-up of wood. Lorraine was ready to begin assembling a prototype, but for this it was necessary to urgently decide which tower to equip the tank. The machine is designed under the tower of circular rotation, equipped with 75-millimeter cannon 1897 model of the year. The Lorraine 20-ton preliminary design of the company originally carried the Hispano-Suiza engine with a power of 230 HP. To fend off weight gain, G1L was remade to the Panhard XHUMX-strong engine from the railcar. This project had the best power-on-energy ratio — the power to mass ratio was about 450 hp / t. However, changes in the project led to an increase in the height of the engine compartment, and this led to the limitation of the tool declination angles in this sector. In addition, Lorraine was experiencing problems with the 15-ton hull, which was developed by the Corpe Luve for a tank weighing 16 tons, not 20 / 30 tons. In particular, the undercarriage, which is a direct development of the running gear of the supply conveyor, is not designed for the existing loads. This circumstance led to an unsuccessful distribution of weights with increased pressure on the ground.

To eliminate this problem, it was proposed to rework the undercarriage - the distance between two rollers to three links of the track.

BDR's G1B

Tank design weight - tons of 37,5. The car had to be equipped with hydromechanical or electric transmission. As the power plant was supposed to use a diesel engine power 350 hp

As of 01.06.1938, negotiations continued, during which the need for an add. informing before issuing a contract. In addition, there was a need to redesign the advance project, including: improvement of individual nodes; weight reduction, which may exceed 35 tons.



Fouga's G1F

The design weight of this machine was about 35 tons. There is no confirmed data for this project. Comments are the same as for the G1B project.

Renault G1R

The design weight of this tank was 32 tons. The Commission back in April 1938 of the year expressed its opinion regarding the overall dimensions of the G1R (the width of the machine was 2940 mm). The weight of the G1R tank should be 26 tons, but this gain is provided by certain design features, such as torsion bar suspension. Ammunition was limited to the minimum program requirements. The fighting compartment was designed for 4-x people. However, if you mount a 75 caliber mm gun instead of a 47 mm gun, the gain in 1200 kg is lost. In this regard, for the tank G1R recommended weight 30 thousand kg. According to Deig, the thickness of the bottom armor in 10 mm is too small. The concept of G1R - the development of R35, except for the propulsion system. The tank is missing the previously provided side hatch 600х700 mm. Onboard booking is a two-layer: external sheet - 50 mm; internal - 10 mm. This decision has been criticized.

1 June discussed the layout of the tower, and there was not without criticism. The proposed project involves the installation of the tower on a central support. This technical solution was first proposed by Lieutenant Colonel Ballan. The designer encountered a lot of problems when implementing this solution. The standing committee on tank technical equipment together with Renault studied improvements that should be made before the start of production of the prototype.

Lieutenant Colonel Ballan proposed a project with a tower that served to house only weapons. In this case, the crew of the tank is located in the hull. The charging of the 75 millimeter gun was carried out automatically, observation and aiming are carried out using articulated viewing instruments. This concept, which allows to reduce the mass of the turret and install more powerful weapons on the tank, which is lighter than in other proposals, was studied as a first approximation during the development for tank B of the ARCH tower.

For Renault, this was a failure, all the more bitter given the fact that this company was at the forefront of the program in 1937. In a letter, engineer-general Jacques Moline, a junior weapons development engineer who worked at the time, said that “Mr. Restany, who was responsible for the prototype development in Reno, hoped to find a solution that allowed him to stay in the limit of 25 tons by using a scheme with a limited-rotation casemate tower and aviation engine created on the basis of the engines of the tank B1bis (power 250 hp) and AMC ACG1 (power 180 hp). This project became the main one, as it offered the smallest possible mass.

Against this, there were two objections:
- there was no circular rotation of the tower;
- low total propulsion power.

In fact, at the Renault design office, the G1 project (ACK) took over AMC35 R (ACG1) baton, the development of which was also not ideal and extremely time-consuming.



Tower designs

At the 01.06.1938 meeting, the Arms Advisory Council for the towers, noted that in addition to the Renault pseudo tower, there were two other projects:
- ARL 3. This tower had a large diameter shoulder strap - 1880 mm (equipped with a polycom), which required a longer and wideer turret box. Accordingly, the tank's mass should be about 35 tons (Fugue, BDR, Lorrain);
- FCM / F1. This option is already offered for the 45-ton tank. The tower was spacious, and its shoulder strap had a slightly smaller diameter (1850 mm), compared to the ARL 3 tower. Moreover, this tower was the development of that of the tank 2С, known and satisfactory in operation.

The fate of the project

In the course of development by the customer in those. The assignment is constantly being changed. This led to the fact that design offices began to withdraw from the competition. The longest was SEAM, which proposed the G1P project (also known as Poniatowski G1P), for the implementation of the project. The prototype of the medium tank, developed by the design team under the guidance of engineer Ponyatovsky, was presented to Commissionde Vincennes a year after the publication of the first specification. The prototype was delivered to the landfill on December 3 1936, though it was incomplete.

As a temporary power plant used 120-strong engine. Instead of a tower, a dome-shaped superstructure was mounted, equipped with an observation tower in the form of a truncated cone. The turret had glass windows around the sides of the 6. The chassis of the prototype, which on one side included 6 dual rollers, rear driving and front guide wheels, was almost completely closed with a bulwark that protected the open suspension elements and rollers. The total length of the tank 5570 mm. The body, which was originally designed for the installation of the 75 mm caliber gun to the right of the driver's seat, is welded. SEAM engineers actively used the inclined arrangement of armor plates, so even when booking in 40 mm this tank would be a difficult target for 37-45-mm guns. The composition of the crew: the driver, commander, radio operator and loader.

Although the company SEAM stated that the mass of the prototype is about 23 tons, according to experts AtelierdeRueil after installing the Hispano 6 engine with 280 horsepower X. You can talk about the mass in 28 tons. The use of electric transmission of particularly large effect also did not give. During running trials that passed 3-10 December 1936, it turned out that while driving on the highway the maximum speed of the tank did not exceed 14 km / h, and the average technical was equal to 10 km / h. The reasons for this were that the mass of the electric transmission was 2,4 tons (this is 1,5 tons greater than the mass of the mechanical transmission), which together with the low-power engine adversely affected the speed characteristics of the machine. From the military commission received a proposal to finalize the prototype. SEAM had to lengthen the hull, increase the crew compartment and equip it with a fire wall with a thickness of 95 mm, improve the suspension system and also implement a number of other improvements.

In the 1937-1938, the G1P prototype was seriously upgraded. In cooperation with the ARL company, the new G1P tank was equipped with new support rollers and an 280 hp engine, in parallel, the suspension was modified. In accordance with the requirements put forward by 24 on May 1938, the tank had to be equipped with a radio station, a SA35 cannon of 47 mm caliber in the ARX4 turret and a 75 mm cannon in the hull. The width of the tank after modifications has decreased by 20 mm (to 2920 mm), height - by 30 mm (to 2730 mm), while the height of the hull was 1740 mm.

The order for 250 machines in the winter of the year 1939 was still valid, since other companies did not submit a single prototype for testing. But SEAM, which was experiencing strong financial difficulties, slowed down the work of bringing the G1P tank. In fact, this happened after the introduction of the requirement to install an 75 mm caliber cannon in a tower of circular rotation. After ARL was contacted for help from Conseil Consultatifde l'Armement, it was finally possible to secure an order for the supply of a tower for the G1P, on which it was supposed to install an extended under-turret box. 19 January 1939 was signed an order to make available to the company SEAM ARL3, but it still remained unfulfilled. 10 September 1939. The process of refinement finally got up, although 22 December was resumed work, in view of the urgent need for modern tanks. Finally, the G1B project was stopped after surrender - in June, 1940. The prototype then available was ready for testing, but was idle at the SEAM plant, awaiting delivery of the tower.

Specifications:
Combat weight - 26 t (CharG1P), 28 t (CharG1R), 30 t (CharG1B)
The layout is classic.
Crew - 4 people.
Number of issued - 1 pcs.
Body length - 5570 mm.
Case width - 2940 mm.
Height - 2760 mm.
The forehead of the body is 60 mm.
Chassis side - 60 mm.
Body Feed - 60 mm.
Bottom - 20 mm.
Housing roof - 20 mm.
The forehead of the tower - 40 mm.
Armament - SA32 howitzer of 75 caliber mm, SA35 gun of 47 caliber mm.
Ammunition - 100 47-mm caliber and 70 75-mm shots.
Additional weapons - MAC machine gun 1931 caliber 7,5 mm.
Sights - periscopic binocular, telescopic sight, episcopes.
Engine type - petrol 12-cylinder Meadows.
Engine power - HP 280-320 (depending on the modification).
Speed ​​on the highway - 30 km / h.
Cruising on the highway - 200-400 km (design data).
Overcoming obstacles (design data):
overcome wall - 0,8 m;
overcome moat - 2 m;
overcome ford - 1,2 m.

Prepared by materials
http://alternathistory.org.ua
http://all-tanks.ru
http://vif2ne.ru
Author:
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. agent
    agent 17 March 2014 09: 01 New
    +5
    Phantomas tanks ...
    1. Civil
      Civil 17 March 2014 13: 27 New
      +1
      Ancient howitzer, weak engine ... tall forces ...
      1. family tree
        family tree 17 March 2014 21: 36 New
        +3
        Quote: Civil
        Ancient howitzer, weak engine ... tall forces ...

        Barrel stabilization i.e. shooting on the move, 60-mm armor, and the silhouette, so the emchi 2743mm. And with the tower a flaw, the forehead is only 40mm. And the fact that the engine is weak, so it is an infantry in concept, it was believed that high speed was useless request
  2. avt
    avt 17 March 2014 09: 02 New
    +5
    It looks like a Grotto tank, which the German did for us.
    1. 17085
      17085 17 March 2014 15: 27 New
      +3
      It looks like only a tower, but very ... The TG had a completely different chassis, and the body was welded, probably there was a fashion for such towers, Independance had a similar tower, by the way, only without a machine-gun turret.
  3. revnagan
    revnagan 17 March 2014 11: 33 New
    +3
    Quote: avt
    It looks like a Grotto tank, which the German did for us.

    Yes, it looks like a Grotte tank.
  4. P12P
    P12P 17 March 2014 11: 34 New
    +2
    French tank designers in those years probably fueled by energy from space from aliens laughing
  5. Gagarin
    Gagarin 17 March 2014 14: 19 New
    +1
    For me, the tank that in the first photo is very interesting for the 30s, terribly spoils the view of the superstructure with the barrels above the tower, and the performance characteristics are rather weak.
    1. family tree
      family tree 17 March 2014 21: 22 New
      +1
      Quote: Gagarin
      terribly spoils the view of the superstructure with trunks above the tower

      These are not trunks, like
      optical range finder.
  6. Peacemaker
    Peacemaker 18 March 2014 05: 43 New
    0
    UFO! So I want to attach wings to it ... And the transparent cabin above the turret is SOMETHING!
  7. GRusl
    GRusl 18 March 2014 08: 37 New
    0
    Why was it worth spoiling the tower’s ideal form at that time with an incomprehensible tumor ...
    About AMX 40 still to read.
  8. Alex
    Alex 6 July 2014 18: 59 New
    +2
    Excellent article, but the tank somehow was not impressed. It seems that the French did not fully understand that the tank is not a caterpillar fortress.
  9. Patricklymn
    Patricklymn 8 October 2014 23: 23 New
    0
    Closed Joint-Stock Company Mig provides microcredit services to Russian citizens with a bad history
    https://vk.com/club40524903

Французский экспериментальный танк Char G1

Char G1 — французский экспериментальный пехотный танк, разработанный и созданный в довоенный период и в первые годы Второй мировой войны. Данный танк должен был прийти на замену среднему танку Char D2. К 1936 году несколько компаний разработало прототипы, однако, лишь один из них полностью завершили к началу французской кампании 1940 года. В проекте танка Char G1 объединялись самые продвинутые разработки в области танкостроения. По мобильности и вооружению танк G1 был сопоставим с американским M4 Шерман и советскимТ-34, но обладал несколькими новаторскими решениями. К таким решениям относятся системы стабилизации орудия и полуавтоматического заряжания, оптический дальномер.

Французский экспериментальный танк Char G1


В 1937 году были проведены исследовательские работы, которые привели Управление пехоты к тому, что программу 20-тонного танка следует отменить. Данное решение обуславливалось тем, что создать танк с пушкой калибра 75 мм в башне легче 30 тонн невозможно, и тем более с броней толщиной 60 мм.


01.02.1938 г. Управлением пехоты было предложено Управлению производства вооружений трансформировать программу танка массой 20 тонн в программу танка с массой до 35 тонн. Новой машине был присвоен индекс G1. Предлагая данную массу, Управление хотело оставить себе возможность маневрировать, чтобы не возникло проблемы с дефицитом весов.

По заказу военных к разработке данного танка на конкурсной основе приступили сразу семь компаний: Baudet-Donon-Roussel, FCM, Fouga, Lorraine de Dietrich, Renault, SEAM и SOMUA.

Компании, начавшие разработку, получили заказы на постройку прототипов, но к 1 июня 1938 только с двумя из них были заключены контракты. Первый касается танка SEAM (сумма контракта 1,2 млн. франков без стоимости вооружения). Поставка прототипа Комиссии по испытаниям (CEMAV) предусматривалась на 31.10.1938 г. Второй контракт касался танка Lorraine (сумма контракта 2,6 млн. франков без учета вооружения). Прототип был запланирован на конец 1938 г. На момент заключения договоров прототип SEAM был построен и находился на ходу, а проект Лоррэн был выполнен в виде деревянного макета.

Следует отметить, что все опытно-конструкторские работы, проводимые различными конструкторскими бюро с 1935 года, осуществлялись без внешнего финансирования, то есть за счет внутренних средств производителей. Те, с кем впоследствии были заключены договоры, могли получить авансовые платежи только после утверждения проекта. С учетом постоянных требований о модификациях, промышленность получить финансирование не надеялась, кроме как спустя время. В связи с этим не стоит удивляться, что фирмы вяло включились в программу разработки танка и привлекали персонал конструкторских бюро к работам по остаточному принципу, а сама программа G1 не находилась в числе приоритетов. Фактически все работы по программе были заморожены до вмешательства созданной капитаном Дейга (тех. отдела Управления пехоты) и военным инженером Лавироттом (мастерские Рюэль) группы. Группа была создана согласно распоряжению министра обороны от 08.06.1938 г.

Главной целью создания группы было осуществление координации с технологической точки зрения с подрядчиками по контрактам на танк G1, консультаций и выдачи полезных указаний с целью создания указанных изделий.

Французский экспериментальный танк Char G1


В данном распоряжении особо подчеркивалось, что в отношении производителей «необходимо передать всю ответственность за создание прототипов». С учетом того, что кроме Рено, ни одно другое конструкторское бюро не имело опыта в танкостроении, создание группы Дейга-Лавиротт мотивировалось необходимостью осуществления постоянного сотрудничества между КБ и тех. службами Минобороны для обеспечения быстрого начала работ с минимальными расходами обоснованных и соответствующих тех. условиям средств.

Действительно, отсутствие опыта у компаний, за исключением Рено, привел к «ляпам». Например, в конструкторском бюро Лоррэн, бак горючего был смонтирован под двигателем. Кроме того, конструкторское бюро BDR устроило сборку макета в удаленном месте (из соображений безопасности) и не смогло доставить свой прототип в место смотра, когда в начале 1939 года комиссия захотела осмотреть три существующих деревянных макета.

В том же распоряжении говорилось, что для ускорения постройки прототипов танка G1 корпус необходимо изготавливать не из бронестали, а из другого материала (выбирался разработчиком), позволяющего сократить сроки разработки танка. Программа G1 по части снабжения имела более низкий статус, в сравнении с текущим производством (флот и танки), которое «поглощало» производимую бронесталь.

По состоянию на 1 июня 1938 года проекты компаний находились на следующих стадиях.

G1P компании SEAM (данная модель также известна под обозначением Poniatoski G1P)

Проектная масса данного танка 26 тонн. Машина оснащалась электрической трансмиссией.

Прототип, представленный в 1937 году в Венсенне, соответствовал программе танка массой 20 тонн, за исключением скорости: которая вместо 40 км/ч составляла всего 14 км/ч. Более того, неудачной была концепция ходовой части: у гусениц отсутствовали грунтозацепы, проходимость — низкая.

В связи с этим Понятовский принял решение установить двигатель Hispano-Suiza большей мощности (280 л.с.) и осуществить модификацию ходовой части. После этого прототип был готов к испытаниям.

24 мая 12-ый отдел дает распоряжение № 5 174-1/12 с инструкцией по доставке машины в Венсенн после оснащения танка башней в Рюэле и аппаратурой беспроводной голосовой связи в форте Исси.

На деле шасси Понятовского своего вооружения так и не получило. На танк не устанавливалась башня АРХ4 или 75-мм пушка в аналогичной B1ter установке. Был смонтирован лишь массогабаритный макет башни (вес 2,5 тонн). Во время проработки проекта в 1936-1939 годах высота корпусу уменьшили с 1720 мм до 1640 мм, однако установку башни с пушкой калибра 75 мм признали невозможной без полной переработки подбашенной коробки, при этом необходимо было полностью отказаться от наклона брони.

Французский экспериментальный танк Char G1


G1L компании Lorraine

Проектная масса танка — 36 тонн. Компанией Lorraine к 1938 году был изготовлен макет в натуральную величину из дерева. Lorraine была готова начать сборку прототипа, однако для этого необходимо было срочно решить, какой башней оснастить танк. Машина разработана под башню кругового вращения, оснащённую 75-миллиметровой пушкой образца 1897 года. 20-тонный аванпроект компании Lorraine первоначально нес двигатель Hispano-Suiza мощностью 230 л.с. Чтобы парировать рост массы, G1L переделали под 450-сильный двигатель Panhard от автомотрисы. Данный проект имел наилучшие показатели энерговооруженности — соотношение мощности к массе равнялось около 15 л.с/т. Однако, изменения в проекте привели к увеличению высоты двигательного отсека, а это повлекло за собой ограничения углов склонения орудия в данном секторе. Кроме того, компания Lorraine испытывала проблемы с 16-тонным корпусом, который был разработан Корпе-Луве для танка массой 20 тонн, а не 30/35 тонн. В частности, являющаяся прямым развитием ходовой части транспортера снабжения ходовая часть не рассчитана на имеющиеся нагрузки. Данное обстоятельство приводило к неудачному распределению весов при повышенном давлении на грунт.

Для устранения данной проблемы было предложено переработать ходовую часть — расстояние между двумя роликами до трех звеньев гусеницы.

G1B компании BDR

Проектная масса танка — 37,5 тонны. Машина должна была оснащаться гидромеханической или электрической трансмиссией. В качестве силовой установки предполагалось использовать дизельный двигатель мощностью 350 л.с.

По состоянию на 01.06.1938 г. продолжались переговоры, в ходе которых была выявлена потребность в доп. информировании до выдачи контракта. Кроме этого, имелась необходимость в переделке аванпроекта в числе которых: улучшение отдельных узлов; снижение массы, которая может превысить 35 тонн.

Французский экспериментальный танк Char G1


G1F компании Fouga

Проектная масса данной машины составляла около 35 тонн. Подтвержденные данные по этому проекту отсутствуют. Комментарии такие же, как и для проекта G1B.

G1R компании Renault

Проектная масса данного танка составляла 32 тонны. Комиссия еще в апреле 1938 года высказала свое мнение касательно габаритных размеров G1R (ширина машины составляла 2940 мм). Масса танка G1R должна составлять 26 тонн, однако данный выигрыш обеспечивается определенными конструктивными особенностями, например, торсионной подвеской. Боекомплект был ограничен минимальными требованиями программы. Боевое отделение было рассчитано на 4-х человек. Однако, при монтаже пушки калибра 75 мм вместо 47-мм пушки выигрыш в 1200 кг теряется. В связи с этим, для танка G1R рекомендована масса 30 тыс. кг. По мнению Дейга, толщина брони днища в 10 мм является слишком маленькой. Концепция G1R — развитие R35, кроме двигательной установки. У танка отсутствует предусмотренный ранее боковой люк 600х700 мм. Бортовое бронирование двухслойное: внешний лист — 50 мм; внутренний — 10 мм. Данное решение было подвергнуто критике.

1 июня обсуждалась компоновка башни, и здесь не обошлось без критики. Предложенный проект предполагает монтаж башни на центральной опоре. Данное техническое решение впервые предложил лейтенант-полковник Баллан. Конструктор столкнулся с большим количеством проблем при реализации этого решения. Постоянной комиссией по техническому устройству танков совместно с компанией Рено изучались улучшения, которые следует сделать до момента начала производства прототипа.

Лейтенантом-полковником Балланом предлагался проект с башней, служившей для размещения только вооружения. При этом экипаж танка располагается в корпусе. Заряжение 75-миллимтеровой пушки осуществлялось автоматически, наблюдение и прицеливание ведутся с использованием коленчатых смотровых приборов. Данная концепция, позволяющая уменьшить массу башни и установить на танке более мощное вооружение, более легком, чем в других предложениях, изучалась в первом приближении во время разработки для танка В башни АРХ.

Для компании Рено это было провалом, тем более горьким с учетом того, что именно эта компания стояла в 1937 году у истоков программы. В письме инженер-генерал Жак Молине работавшим в то время младшим инженером по разработке вооружений уточнил, что «господин Рестани, который отвечал в Рено за проработку прототипа, надеялся найти решение, позволявшее остаться в пределе 25 тонн за счет использования схемы с казематной башней ограниченного вращения и авиационным двигателем, созданным на базе двигателей танка B1bis (мощность 250 л.с.) и AMC ACG1 (мощность 180 л.с.). Данный проект стал основным, так как предлагал наименьшую возможную массу.

Против этого имелось два возражения:
— отсутствовало круговое вращение башни;
— малая совокупная мощность движителя.

Фактически в конструкторском бюро Рено проект G1 (ACK) принял эстафету AMC35 R (ACG1), разработка которого тоже была не идеальной и крайне трудоемкой.

Французский экспериментальный танк Char G1


Проекты башни

В рамках встречи 01.06.1938 консультативный совет по вооружениям в том, что касается башен, отметил, что кроме псевдобашни Рено существовало еще два проекта:
— ARL 3. Данная башня имела большой диаметр погона — 1880 мм (оснащалась поликом), что требовало более длинной и широкой подбашенной коробки. Соответственно, масса танка должна была составлять около 35 тонн (Фуга, BDR, Лоррэн);
— FCM/F1. Этот вариант уже предлагали для 45-тонного танка. Башня была просторной, а ее погон имел немного меньший диаметр (1850 мм), в сравнении с башней ARL 3. Более того, эта башня являлась развитием таковой от танка 2С, известной и удовлетворительной в эксплуатации.

Судьба проекта

По ходу разработок заказчиком в тех. задание постоянно вносились изменения. Это привело к тому, что конструкторские бюро начали выходить из конкурса. Дольше всех за реализацию проекта сражалась компания SEAM предлагавшая проект G1P (также известен под обозначением Poniatowski G1P). Прототип среднего танка, разработанный конструкторской бригадой под руководством инженера Понятовского, предъявили Commissionde Vincennes спустя год после издания первой спецификации. Опытный образец на полигон доставили 3 декабря 1936 года, правда, он был незакончен.

В качестве временной силовой установки использовался 120-сильный двигатель. Вместо башни монтировалась куполообразная надстройка, оснащавшаяся наблюдательной башенкой в виде усеченного конуса. Башенка имела по бортам 6 стеклянных окон. Ходовая часть прототипа, которая на один борт включала 6 сдвоенных катков, задние ведущие и передние направляющие колеса, почти полностью закрывалась фальшбортом, защищавшим открытые элементы подвески и катки. Полная длина танка 5570 мм. Корпус, который изначально разрабатывался под установку пушки калибра 75 мм справа от места водителя, — сварной. Инженерами SEAM активно использовалось наклонное расположение бронелистов, поэтому даже при бронировании в 40 мм данный танк был бы трудной мишенью для 37-45-миллиметровых орудий. Состав экипажа: водитель, командир, радист и заряжающий.

Хотя компания SEAM заявила, что масса прототипа составляет около 23 тонн, по оценкам специалистов AtelierdeRueil после монтажа двигателя Hispano 6 мощностью 280 л.с. можно будет говорить о массе в 28 тонн. Применение электрической трансмиссии особо большого эффекта также не дало. На ходовых испытаниях, прошедших 3-10 декабря 1936 г., выяснилось, что при движении по шоссе максимальная скорость танка не превышала 14 км/ч, а среднетехническая равнялась 10 км/ч. Причинами этому послужило то, что масса электрической трансмиссии составила 2,4 тонны (это на 1,5 тонны больше массы механической трансмиссии), что в совокупности с двигателем малой мощности отрицательно сказалось на скоростных характеристиках машины. От военной комиссии поступило предложение доработать прототип. Компании SEAM предстояло удлинить корпус, увеличить боевое отделение и оснастить его противопожарной перегородкой толщиной 95 мм, улучшить систему подвески а также осуществить ряд других доработок.

В 1937-1938 годах прототип G1P был серьезно модернизирован. В сотрудничестве с компанией ARL на танк G1P были установлены новые опорные катки и двигатель мощностью 280 л.с., параллельно была доработана подвеска. В соответствии с выдвинутыми 24 мая 1938 года требованиями танк должен был оснащаться радиостанцией, пушкой SA35 калибра 47 мм в башне АРХ4 и пушкой калибра 75 мм в корпусе. Ширина танка после доработок уменьшилась на 20 мм (до 2920 мм), высота — на 30 мм (до 2730 мм), при этом высота корпуса составляла 1740 мм.

Заказ на 250 машин зимой 1939 года все еще оставался в силе, поскольку другие компании не представили на испытания ни одного опытного образца. Но SEAM, которая испытывала сильные финансовые затруднения, работы по доведению танка G1P замедлила. Фактически, это произошло после внесения требования об установке пушки калибра 75 мм в башне кругового вращения. После того как к ARL обратились за помощью от Conseil Consultatifde l'Armement, наконец, удалось добиться заказа на поставку башни для G1P, на который предполагалось установить расширенную подбашенную коробку. 19 января 1939 г. был подписан приказ о предоставлении в распоряжение компании SEAM ARL3, однако он так и остался невыполненным. 10 сентября 1939 г. процесс доработок встал окончательно, хотя 22 декабря работы вновь возобновили, в виду острой необходимости в современных танках. Окончательно проект G1B остановили после капитуляции — в июне 1940 г. Имевшийся тогда прототип уже был готов к проведению испытаний, однако простаивал на заводе SEAM в ожидании поставки башни.

Технические характеристики:
Боевая масса — 26 т (CharG1P), 28 т (CharG1R), 30 т (CharG1B)
Компоновочная схема — классическая.
Экипаж — 4 чел.
Количество выпущенных — 1 шт.
Длина корпуса — 5570 мм.
Ширина корпуса — 2940 мм.
Высота — 2760 мм.
Лоб корпуса — 60 мм.
Борт корпуса — 60 мм.
Корма корпуса — 60 мм.
Днище — 20 мм.
Крыша корпуса — 20 мм.
Лоб башни — 40 мм.
Вооружение — гаубица SA32 калибра 75 мм, пушка SA35 калибра 47 мм.
Боекомплект — 100 47-мм калибра и 70 75-мм выстрелов.
Дополнительное вооружение — пулеметы MAC 1931 калибра 7,5 мм.
Прицельные приспособления — перископический бинокуляр, телескопический прицел, эпископы.
Тип двигателя — бензиновый 12-цилиндровый Meadows.
Мощность двигателя — 280-320 л.с. (в зависимости от модификации).
Скорость по шоссе — 30 км/ч.
Запас хода по шоссе — 200-400 км (проектные данные).
Преодолеваемые препятствия (проектные данные):
преодолеваемая стенка — 0,8 м;
преодолеваемый ров — 2 м;
преодолеваемый брод — 1,2 м.

Подготовлено по материалам
http://alternathistory.org.ua
http://all-tanks.ru
http://vif2ne.ru
Автор: Петр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. agent 17 марта 2014 09:01
    Танки фантомаса....
    1. Гражданский 17 марта 2014 13:27
      Древняя гаубица, слабый двигатель...высокий силует...
      1. perepilka 17 марта 2014 21:36
        Цитата: Гражданский
        Древняя гаубица, слабый двигатель...высокий силует...

        Стабилизация ствола, т.е. стрельба с ходу, 60-мм броня, а силуэт, так у эмчи 2743мм. А с башней недоработка, лоб всего 40мм. А то, что двиг слабый, так он пехотный по концепции, считалось, что большая скорость ни к чему request
  2. avt 17 марта 2014 09:02
    Внешне похож на танк Грота , что у нас немец сделал.
    avt
    1. 17085 17 марта 2014 15:27
      Похожа только башня, но сильно... У ТГ ходовая абсолютно другая была, да и корпус сварной, наверное мода на такие башни была, у Independance похожая башня кстати, только без пулеметной башенки.
  3. revnagan 17 марта 2014 11:33
    Цитата: avt
    Внешне похож на танк Грота , что у нас немец сделал.

    Да,похож на танк Гроте.
  4. P12P 17 марта 2014 11:34
    французские танковые конструкторы в те года наверно подпитывались энергией из космоса от инопланетян laughing
  5. Gagarin 17 марта 2014 14:19
    По мне тот танк что на первом фото очень даже интересный для 30-х годов, жутко портит вид надстройка со стволами над башней, ну и ТТХ слабоваты.
    Gagarin
    1. perepilka 17 марта 2014 21:22
      Цитата: Gagarin
      жутко портит вид надстройка со стволами над башней

      Это не стволы, вроде
      оптический дальномер.
  6. Миротворец 18 марта 2014 05:43
    НЛО! Так и хочется к нему крылья приставить... А прзрачная кабинка над башенкой это НЕЧТО!
  7. GRusl 18 марта 2014 08:37
    Зачем было портить идеальную на тот момент форму башни непонятной опухолью...
    Про АМХ 40 еще бы почитать.
    GRusl
  8. Алекс 6 июля 2014 18:59
    Отличная статья, а вот танк как-то не впечатлил. Похоже, французы так и не поняли до конца, что танк - это не крепость на гусеницах.
  9. Patricklymn 8 октября 2014 23:23
    Закрытое акционерное общество Миг оказывает услуги по микрокредитованию граждан РФ с плохой историей
    https://vk.com/club40524903
    Patricklymn

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня