Французский экспериментальный танк Char G1

Char G1 — французский экспериментальный пехотный танк, разработанный и созданный в довоенный период и в первые годы Второй мировой войны. Данный танк должен был прийти на замену среднему танку Char D2. К 1936 году несколько компаний разработало прототипы, однако, лишь один из них полностью завершили к началу французской кампании 1940 года. В проекте танка Char G1 объединялись самые продвинутые разработки в области танкостроения. По мобильности и вооружению танк G1 был сопоставим с американским M4 Шерман и советскимТ-34, но обладал несколькими новаторскими решениями. К таким решениям относятся системы стабилизации орудия и полуавтоматического заряжания, оптический дальномер.

Французский экспериментальный танк Char G1


В 1937 году были проведены исследовательские работы, которые привели Управление пехоты к тому, что программу 20-тонного танка следует отменить. Данное решение обуславливалось тем, что создать танк с пушкой калибра 75 мм в башне легче 30 тонн невозможно, и тем более с броней толщиной 60 мм.


01.02.1938 г. Управлением пехоты было предложено Управлению производства вооружений трансформировать программу танка массой 20 тонн в программу танка с массой до 35 тонн. Новой машине был присвоен индекс G1. Предлагая данную массу, Управление хотело оставить себе возможность маневрировать, чтобы не возникло проблемы с дефицитом весов.

По заказу военных к разработке данного танка на конкурсной основе приступили сразу семь компаний: Baudet-Donon-Roussel, FCM, Fouga, Lorraine de Dietrich, Renault, SEAM и SOMUA.

Компании, начавшие разработку, получили заказы на постройку прототипов, но к 1 июня 1938 только с двумя из них были заключены контракты. Первый касается танка SEAM (сумма контракта 1,2 млн. франков без стоимости вооружения). Поставка прототипа Комиссии по испытаниям (CEMAV) предусматривалась на 31.10.1938 г. Второй контракт касался танка Lorraine (сумма контракта 2,6 млн. франков без учета вооружения). Прототип был запланирован на конец 1938 г. На момент заключения договоров прототип SEAM был построен и находился на ходу, а проект Лоррэн был выполнен в виде деревянного макета.

Следует отметить, что все опытно-конструкторские работы, проводимые различными конструкторскими бюро с 1935 года, осуществлялись без внешнего финансирования, то есть за счет внутренних средств производителей. Те, с кем впоследствии были заключены договоры, могли получить авансовые платежи только после утверждения проекта. С учетом постоянных требований о модификациях, промышленность получить финансирование не надеялась, кроме как спустя время. В связи с этим не стоит удивляться, что фирмы вяло включились в программу разработки танка и привлекали персонал конструкторских бюро к работам по остаточному принципу, а сама программа G1 не находилась в числе приоритетов. Фактически все работы по программе были заморожены до вмешательства созданной капитаном Дейга (тех. отдела Управления пехоты) и военным инженером Лавироттом (мастерские Рюэль) группы. Группа была создана согласно распоряжению министра обороны от 08.06.1938 г.

Главной целью создания группы было осуществление координации с технологической точки зрения с подрядчиками по контрактам на танк G1, консультаций и выдачи полезных указаний с целью создания указанных изделий.

Французский экспериментальный танк Char G1


В данном распоряжении особо подчеркивалось, что в отношении производителей «необходимо передать всю ответственность за создание прототипов». С учетом того, что кроме Рено, ни одно другое конструкторское бюро не имело опыта в танкостроении, создание группы Дейга-Лавиротт мотивировалось необходимостью осуществления постоянного сотрудничества между КБ и тех. службами Минобороны для обеспечения быстрого начала работ с минимальными расходами обоснованных и соответствующих тех. условиям средств.

Действительно, отсутствие опыта у компаний, за исключением Рено, привел к «ляпам». Например, в конструкторском бюро Лоррэн, бак горючего был смонтирован под двигателем. Кроме того, конструкторское бюро BDR устроило сборку макета в удаленном месте (из соображений безопасности) и не смогло доставить свой прототип в место смотра, когда в начале 1939 года комиссия захотела осмотреть три существующих деревянных макета.

В том же распоряжении говорилось, что для ускорения постройки прототипов танка G1 корпус необходимо изготавливать не из бронестали, а из другого материала (выбирался разработчиком), позволяющего сократить сроки разработки танка. Программа G1 по части снабжения имела более низкий статус, в сравнении с текущим производством (флот и танки), которое «поглощало» производимую бронесталь.

По состоянию на 1 июня 1938 года проекты компаний находились на следующих стадиях.

G1P компании SEAM (данная модель также известна под обозначением Poniatoski G1P)

Проектная масса данного танка 26 тонн. Машина оснащалась электрической трансмиссией.

Прототип, представленный в 1937 году в Венсенне, соответствовал программе танка массой 20 тонн, за исключением скорости: которая вместо 40 км/ч составляла всего 14 км/ч. Более того, неудачной была концепция ходовой части: у гусениц отсутствовали грунтозацепы, проходимость — низкая.

В связи с этим Понятовский принял решение установить двигатель Hispano-Suiza большей мощности (280 л.с.) и осуществить модификацию ходовой части. После этого прототип был готов к испытаниям.

24 мая 12-ый отдел дает распоряжение № 5 174-1/12 с инструкцией по доставке машины в Венсенн после оснащения танка башней в Рюэле и аппаратурой беспроводной голосовой связи в форте Исси.

На деле шасси Понятовского своего вооружения так и не получило. На танк не устанавливалась башня АРХ4 или 75-мм пушка в аналогичной B1ter установке. Был смонтирован лишь массогабаритный макет башни (вес 2,5 тонн). Во время проработки проекта в 1936-1939 годах высота корпусу уменьшили с 1720 мм до 1640 мм, однако установку башни с пушкой калибра 75 мм признали невозможной без полной переработки подбашенной коробки, при этом необходимо было полностью отказаться от наклона брони.

Французский экспериментальный танк Char G1


G1L компании Lorraine

Проектная масса танка — 36 тонн. Компанией Lorraine к 1938 году был изготовлен макет в натуральную величину из дерева. Lorraine была готова начать сборку прототипа, однако для этого необходимо было срочно решить, какой башней оснастить танк. Машина разработана под башню кругового вращения, оснащённую 75-миллиметровой пушкой образца 1897 года. 20-тонный аванпроект компании Lorraine первоначально нес двигатель Hispano-Suiza мощностью 230 л.с. Чтобы парировать рост массы, G1L переделали под 450-сильный двигатель Panhard от автомотрисы. Данный проект имел наилучшие показатели энерговооруженности — соотношение мощности к массе равнялось около 15 л.с/т. Однако, изменения в проекте привели к увеличению высоты двигательного отсека, а это повлекло за собой ограничения углов склонения орудия в данном секторе. Кроме того, компания Lorraine испытывала проблемы с 16-тонным корпусом, который был разработан Корпе-Луве для танка массой 20 тонн, а не 30/35 тонн. В частности, являющаяся прямым развитием ходовой части транспортера снабжения ходовая часть не рассчитана на имеющиеся нагрузки. Данное обстоятельство приводило к неудачному распределению весов при повышенном давлении на грунт.

Для устранения данной проблемы было предложено переработать ходовую часть — расстояние между двумя роликами до трех звеньев гусеницы.

G1B компании BDR

Проектная масса танка — 37,5 тонны. Машина должна была оснащаться гидромеханической или электрической трансмиссией. В качестве силовой установки предполагалось использовать дизельный двигатель мощностью 350 л.с.

По состоянию на 01.06.1938 г. продолжались переговоры, в ходе которых была выявлена потребность в доп. информировании до выдачи контракта. Кроме этого, имелась необходимость в переделке аванпроекта в числе которых: улучшение отдельных узлов; снижение массы, которая может превысить 35 тонн.

Французский экспериментальный танк Char G1


G1F компании Fouga

Проектная масса данной машины составляла около 35 тонн. Подтвержденные данные по этому проекту отсутствуют. Комментарии такие же, как и для проекта G1B.

G1R компании Renault

Проектная масса данного танка составляла 32 тонны. Комиссия еще в апреле 1938 года высказала свое мнение касательно габаритных размеров G1R (ширина машины составляла 2940 мм). Масса танка G1R должна составлять 26 тонн, однако данный выигрыш обеспечивается определенными конструктивными особенностями, например, торсионной подвеской. Боекомплект был ограничен минимальными требованиями программы. Боевое отделение было рассчитано на 4-х человек. Однако, при монтаже пушки калибра 75 мм вместо 47-мм пушки выигрыш в 1200 кг теряется. В связи с этим, для танка G1R рекомендована масса 30 тыс. кг. По мнению Дейга, толщина брони днища в 10 мм является слишком маленькой. Концепция G1R — развитие R35, кроме двигательной установки. У танка отсутствует предусмотренный ранее боковой люк 600х700 мм. Бортовое бронирование двухслойное: внешний лист — 50 мм; внутренний — 10 мм. Данное решение было подвергнуто критике.

1 июня обсуждалась компоновка башни, и здесь не обошлось без критики. Предложенный проект предполагает монтаж башни на центральной опоре. Данное техническое решение впервые предложил лейтенант-полковник Баллан. Конструктор столкнулся с большим количеством проблем при реализации этого решения. Постоянной комиссией по техническому устройству танков совместно с компанией Рено изучались улучшения, которые следует сделать до момента начала производства прототипа.

Лейтенантом-полковником Балланом предлагался проект с башней, служившей для размещения только вооружения. При этом экипаж танка располагается в корпусе. Заряжение 75-миллимтеровой пушки осуществлялось автоматически, наблюдение и прицеливание ведутся с использованием коленчатых смотровых приборов. Данная концепция, позволяющая уменьшить массу башни и установить на танке более мощное вооружение, более легком, чем в других предложениях, изучалась в первом приближении во время разработки для танка В башни АРХ.

Для компании Рено это было провалом, тем более горьким с учетом того, что именно эта компания стояла в 1937 году у истоков программы. В письме инженер-генерал Жак Молине работавшим в то время младшим инженером по разработке вооружений уточнил, что «господин Рестани, который отвечал в Рено за проработку прототипа, надеялся найти решение, позволявшее остаться в пределе 25 тонн за счет использования схемы с казематной башней ограниченного вращения и авиационным двигателем, созданным на базе двигателей танка B1bis (мощность 250 л.с.) и AMC ACG1 (мощность 180 л.с.). Данный проект стал основным, так как предлагал наименьшую возможную массу.

Против этого имелось два возражения:
— отсутствовало круговое вращение башни;
— малая совокупная мощность движителя.

Фактически в конструкторском бюро Рено проект G1 (ACK) принял эстафету AMC35 R (ACG1), разработка которого тоже была не идеальной и крайне трудоемкой.

Французский экспериментальный танк Char G1


Проекты башни

В рамках встречи 01.06.1938 консультативный совет по вооружениям в том, что касается башен, отметил, что кроме псевдобашни Рено существовало еще два проекта:
— ARL 3. Данная башня имела большой диаметр погона — 1880 мм (оснащалась поликом), что требовало более длинной и широкой подбашенной коробки. Соответственно, масса танка должна была составлять около 35 тонн (Фуга, BDR, Лоррэн);
— FCM/F1. Этот вариант уже предлагали для 45-тонного танка. Башня была просторной, а ее погон имел немного меньший диаметр (1850 мм), в сравнении с башней ARL 3. Более того, эта башня являлась развитием таковой от танка 2С, известной и удовлетворительной в эксплуатации.

Судьба проекта

По ходу разработок заказчиком в тех. задание постоянно вносились изменения. Это привело к тому, что конструкторские бюро начали выходить из конкурса. Дольше всех за реализацию проекта сражалась компания SEAM предлагавшая проект G1P (также известен под обозначением Poniatowski G1P). Прототип среднего танка, разработанный конструкторской бригадой под руководством инженера Понятовского, предъявили Commissionde Vincennes спустя год после издания первой спецификации. Опытный образец на полигон доставили 3 декабря 1936 года, правда, он был незакончен.

В качестве временной силовой установки использовался 120-сильный двигатель. Вместо башни монтировалась куполообразная надстройка, оснащавшаяся наблюдательной башенкой в виде усеченного конуса. Башенка имела по бортам 6 стеклянных окон. Ходовая часть прототипа, которая на один борт включала 6 сдвоенных катков, задние ведущие и передние направляющие колеса, почти полностью закрывалась фальшбортом, защищавшим открытые элементы подвески и катки. Полная длина танка 5570 мм. Корпус, который изначально разрабатывался под установку пушки калибра 75 мм справа от места водителя, — сварной. Инженерами SEAM активно использовалось наклонное расположение бронелистов, поэтому даже при бронировании в 40 мм данный танк был бы трудной мишенью для 37-45-миллиметровых орудий. Состав экипажа: водитель, командир, радист и заряжающий.

Хотя компания SEAM заявила, что масса прототипа составляет около 23 тонн, по оценкам специалистов AtelierdeRueil после монтажа двигателя Hispano 6 мощностью 280 л.с. можно будет говорить о массе в 28 тонн. Применение электрической трансмиссии особо большого эффекта также не дало. На ходовых испытаниях, прошедших 3-10 декабря 1936 г., выяснилось, что при движении по шоссе максимальная скорость танка не превышала 14 км/ч, а среднетехническая равнялась 10 км/ч. Причинами этому послужило то, что масса электрической трансмиссии составила 2,4 тонны (это на 1,5 тонны больше массы механической трансмиссии), что в совокупности с двигателем малой мощности отрицательно сказалось на скоростных характеристиках машины. От военной комиссии поступило предложение доработать прототип. Компании SEAM предстояло удлинить корпус, увеличить боевое отделение и оснастить его противопожарной перегородкой толщиной 95 мм, улучшить систему подвески а также осуществить ряд других доработок.

В 1937-1938 годах прототип G1P был серьезно модернизирован. В сотрудничестве с компанией ARL на танк G1P были установлены новые опорные катки и двигатель мощностью 280 л.с., параллельно была доработана подвеска. В соответствии с выдвинутыми 24 мая 1938 года требованиями танк должен был оснащаться радиостанцией, пушкой SA35 калибра 47 мм в башне АРХ4 и пушкой калибра 75 мм в корпусе. Ширина танка после доработок уменьшилась на 20 мм (до 2920 мм), высота — на 30 мм (до 2730 мм), при этом высота корпуса составляла 1740 мм.

Заказ на 250 машин зимой 1939 года все еще оставался в силе, поскольку другие компании не представили на испытания ни одного опытного образца. Но SEAM, которая испытывала сильные финансовые затруднения, работы по доведению танка G1P замедлила. Фактически, это произошло после внесения требования об установке пушки калибра 75 мм в башне кругового вращения. После того как к ARL обратились за помощью от Conseil Consultatifde l'Armement, наконец, удалось добиться заказа на поставку башни для G1P, на который предполагалось установить расширенную подбашенную коробку. 19 января 1939 г. был подписан приказ о предоставлении в распоряжение компании SEAM ARL3, однако он так и остался невыполненным. 10 сентября 1939 г. процесс доработок встал окончательно, хотя 22 декабря работы вновь возобновили, в виду острой необходимости в современных танках. Окончательно проект G1B остановили после капитуляции — в июне 1940 г. Имевшийся тогда прототип уже был готов к проведению испытаний, однако простаивал на заводе SEAM в ожидании поставки башни.

Технические характеристики:
Боевая масса — 26 т (CharG1P), 28 т (CharG1R), 30 т (CharG1B)
Компоновочная схема — классическая.
Экипаж — 4 чел.
Количество выпущенных — 1 шт.
Длина корпуса — 5570 мм.
Ширина корпуса — 2940 мм.
Высота — 2760 мм.
Лоб корпуса — 60 мм.
Борт корпуса — 60 мм.
Корма корпуса — 60 мм.
Днище — 20 мм.
Крыша корпуса — 20 мм.
Лоб башни — 40 мм.
Вооружение — гаубица SA32 калибра 75 мм, пушка SA35 калибра 47 мм.
Боекомплект — 100 47-мм калибра и 70 75-мм выстрелов.
Дополнительное вооружение — пулеметы MAC 1931 калибра 7,5 мм.
Прицельные приспособления — перископический бинокуляр, телескопический прицел, эпископы.
Тип двигателя — бензиновый 12-цилиндровый Meadows.
Мощность двигателя — 280-320 л.с. (в зависимости от модификации).
Скорость по шоссе — 30 км/ч.
Запас хода по шоссе — 200-400 км (проектные данные).
Преодолеваемые препятствия (проектные данные):
преодолеваемая стенка — 0,8 м;
преодолеваемый ров — 2 м;
преодолеваемый брод — 1,2 м.

Подготовлено по материалам
http://alternathistory.org.ua
http://all-tanks.ru
http://vif2ne.ru
Автор: Петр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. agent 17 марта 2014 09:01
    Танки фантомаса....
    1. Гражданский 17 марта 2014 13:27
      Древняя гаубица, слабый двигатель...высокий силует...
      1. perepilka 17 марта 2014 21:36
        Цитата: Гражданский
        Древняя гаубица, слабый двигатель...высокий силует...

        Стабилизация ствола, т.е. стрельба с ходу, 60-мм броня, а силуэт, так у эмчи 2743мм. А с башней недоработка, лоб всего 40мм. А то, что двиг слабый, так он пехотный по концепции, считалось, что большая скорость ни к чему request
  2. avt 17 марта 2014 09:02
    Внешне похож на танк Грота , что у нас немец сделал.
    avt
    1. 17085 17 марта 2014 15:27
      Похожа только башня, но сильно... У ТГ ходовая абсолютно другая была, да и корпус сварной, наверное мода на такие башни была, у Independance похожая башня кстати, только без пулеметной башенки.
  3. revnagan 17 марта 2014 11:33
    Цитата: avt
    Внешне похож на танк Грота , что у нас немец сделал.

    Да,похож на танк Гроте.
  4. P12P 17 марта 2014 11:34
    французские танковые конструкторы в те года наверно подпитывались энергией из космоса от инопланетян laughing
  5. Gagarin 17 марта 2014 14:19
    По мне тот танк что на первом фото очень даже интересный для 30-х годов, жутко портит вид надстройка со стволами над башней, ну и ТТХ слабоваты.
    Gagarin
    1. perepilka 17 марта 2014 21:22
      Цитата: Gagarin
      жутко портит вид надстройка со стволами над башней

      Это не стволы, вроде
      оптический дальномер.
  6. Миротворец 18 марта 2014 05:43
    НЛО! Так и хочется к нему крылья приставить... А прзрачная кабинка над башенкой это НЕЧТО!
  7. GRusl 18 марта 2014 08:37
    Зачем было портить идеальную на тот момент форму башни непонятной опухолью...
    Про АМХ 40 еще бы почитать.
    GRusl
  8. Алекс 6 июля 2014 18:59
    Отличная статья, а вот танк как-то не впечатлил. Похоже, французы так и не поняли до конца, что танк - это не крепость на гусеницах.
  9. Patricklymn 8 октября 2014 23:23
    Закрытое акционерное общество Миг оказывает услуги по микрокредитованию граждан РФ с плохой историей
    https://vk.com/club40524903
    Patricklymn

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня