Military Review

American anti-aircraft missile system MIM-14 "Nike-Hercules"

8
American anti-aircraft missile system MIM-14 "Nike-Hercules"



The creation of the Nike-Hercules anti-aircraft missile system MIM-14 began in 1953. At this time, the deployment of the Nike-Ajax MIM-3 air defense system was just beginning, but the US military, acting proactively and foreseeing the creation of supersonic long-range bombers in the USSR, wanted to get a rocket with a large radius and a large ceiling. At the same time, the rocket had to fully utilize the existing and planned for the deployment of the Nike system infrastructure.


MIM-3 Nike-Ajax ADMS


As it turned out later, this decision was fully justified. The previously adopted stationary Nike Ajax MIM-3 air defense system had a number of drawbacks. These air defense missile systems were intended as object air defense weapons for the protection of large cities and strategic military bases. In terms of their ability to intercept air targets, the Nike Ajax missiles (range about 48 km, altitude up to 21 km, at target speeds up to 2,3 M) approximately corresponded to the characteristics of the much more popular Soviet air defense system C-75, which initially had the ability to change positions.

A unique feature of the Nike-Ajax anti-aircraft missile was the presence of three high-explosive fragmentation warheads. The first, weighing 5,44 kg, was placed in the nasal section, the second - 81,2 kg - in the middle, and the third - 55,3 kg - in the tail. It was assumed that this rather controversial technical solution would increase the probability of hitting the target, due to a longer cloud of fragments.

Major problems were caused by the operation and maintenance of the Nike-Ajax “liquid” missiles due to the use of explosive and toxic fuel and oxidizer components. This led to the acceleration of work on the "solid fuel" rocket and was one of the reasons for the decommissioning of the Nike-Ajax air defense system in the middle of the 60-s.

Created by order of the CIM-10 US Air Force air defense missile system, the Bomark had an exorbitant cost and required to place the creation of special bases with a developed infrastructure.


CIM-10 "Bomark"


With a huge interception range (up to 800 km at almost 3,2 M speed), the Bomark air defense missile system was, in fact, one-time unmanned interceptors equipped with a nuclear warhead.
The mass adoption of intercontinental ballistic missiles in the USSR, the difficulties and high cost of operation, as well as doubts about the effectiveness, led to the removal of the Bomark system from armament at the end of the 60s.

In 1958, the Nike-Ajax system in the United States was replaced by the Nike-Hercules complex. A big step forward with respect to Nike-Ajax was the successful development for a short time of solid-propellant missiles with high performance.



Unlike its predecessor, the Nike-Hercules air defense system has an increased combat range (130 instead of 48 km) and altitude (30 instead of 18 km), which is achieved by using new air defense systems and more powerful radar stations. However, the schematic diagram of the construction and combat work of the complex remained the same as in the Nike-Ajax system. Unlike the stationary Soviet C-25 air defense system of Moscow, the new American air defense system was single-channel, which significantly limited its ability to repel a massive raid.

Later, the complex was upgraded, which allowed it to be applied to the air defense of military units (by imparting mobility to military means). As well as for missile defense from tactical ballistic missiles with flight speeds up to 1000 m / s (mainly due to the use of more powerful radar).

The detection and target designation system of the Nike-Hercules air defense system was originally based on a stationary detection radar from the Nike-Ajax air defense system operating in the continuous radiation mode of radio waves. The system had a means of identifying nationality aviation, as well as target designation.


Radar facilities of Nike-Hercules


With stationary placement, the Nike-Hercules complexes were combined into batteries and divisions. The battery had in its composition all the combat means of the air defense missile system and two launch pads, each of which has four launchers with anti-aircraft systems. The batteries are usually placed around the object being protected, usually in conjunction with the Hawk air defense system, at a distance of 50-60 km from its center. Each division includes six batteries.



As it was deployed, the system was subjected to a number of modifications. Modernization under the designation Improved Hercules (“Improved Hercules”) included the installation of a new detection radar, and the modernization of target tracking radars, which gave them increased immunity to interference and the ability to track high-speed targets. Additionally, a radar was installed, which carried out a constant determination of the distance to the target and issued additional corrections for the calculating device.

The miniaturization of atomic charges made it possible to equip the missile with a nuclear warhead. As such, a W-61 warhead, ranging in power from 2 to 40 kilotons, was commonly used. Detonation of the warhead in the air could destroy the aircraft within a radius of several hundred meters from the epicenter, which made it possible to effectively hit even relatively complex, small-sized targets like supersonic cruise missiles.
Potentially, Nike-Hercules could intercept single warheads of ballistic missiles, which made it the first complex that had anti-missile capabilities.



In 1960, the Improved Hercules system carried out the first successful interception of a ballistic missile, the MGM-5 Corporal, using a nuclear warhead.
There was also the possibility of firing ground targets, according to previously known coordinates.


Position Map of Nike in the USA


Since 1958, the MIM-14 Nike-Hercules missiles have been deployed in the Nike system to replace the MIM-3 Nike-Ajax. In total, 1964 Nike-Hercules SAM systems (145 was rebuilt and 35 was re-equipped from Nike-Ajax SAM systems) were deployed in 110 US air defense systems, which made it possible for all major industrial areas to provide sufficient cover from Soviet strategic bombers. All the missiles deployed in the US carried nuclear warheads.



In the US, the air defense system was produced before the 1965 year, they were in service in the 11 countries of Europe and Asia. In Japan, licensed production was organized.


Missiles of the West German air defense system "Nike-Hercules"


As the main threat to objects in the United States began to be represented by Soviet ICBMs, the number of Nike-Hercules missiles deployed in the United States began to decline. By 1974, all of the Nike-Hercules SAMs, with the exception of batteries in Florida and Alaska, were removed from combat duty in the United States, thereby completing history US centralized air defense.



In Europe, the complexes of this type were used to cover the US bases until the end of the 80-s, later they were replaced by the MIM-104 Patriot air defense system.

A number of incidents are linked to the Nike-Hercules missiles.
The first of these occurred on 14 on April 1955 of the year at a position in Fort George, Mead, when for some reason an unintended launch of the rocket occurred. It was there that at that time was the headquarters of the US National Security Agency. During the incident, no one was hurt.

A second similar incident occurred in Okinawa, at a position near the Naho airbase, in July 1959. There is information that a nuclear warhead was installed on the rocket at that moment.
The rocket launched, being on the launcher in a horizontal position, killing two and seriously wounding one soldier. Having broken the fence, the rocket flew over the beach outside the base, and fell into the sea off the coast.

December 5 1998 in South Korea, from a position in the Incheon area, another rocket accidentally launched and then exploded at a low altitude over a residential area in the western part of the city of Incheon, injuring several people and causing significant damage.


Google Earth Satellite Image: Nike-Hercules Positions in Icheon, Republic of Korea


The longest Nike-Hercules MIM-14 SAMs were used in Italy, Turkey and the Republic of Korea. The latest launch of the Nike-Hercules rocket took place in Italy on November 24 2006 of the year, in the Sardinia region of Capo San Lorenzo. Currently, all the complexes of this type are removed from combat duty.


Google Earth Satellite Image: Nike-Hercules Positions in Turkey


In the Republic of Korea, the Nike-Hercules missiles were used to create Hyunmoo ballistic missiles (the name roughly translates as "guardian angel of the northern skies). For many years, the Hyunmoo missiles were the only ballistic missiles developed and deployed in South Korea.



An improved version of this ballistic missile is capable of hitting targets 500-kg with a warhead at a distance over 180 km.

In general, assessing the Nike-Hercules MIM-14 air defense system, it must be admitted that it was the most perfect and effective long-range air defense system of the C-200 before the advent of the Soviet air defense system. In the latest versions of the Nike-Hercules missiles, the firing range was able to reach 180 km, which is a very good indicator for a solid-fuel rocket in the 60-s. At the same time, firing at long distances could be effective only with the use of a nuclear warhead, since the radio command guidance system gave a large error (the semi-active GOS was used on Soviet C-200 SAM systems). Also, the capabilities of the complex to defeat low-flying targets were insufficient. At the same time, the complex retained the same major drawback as its predecessor, the NIMXNXX Nike-Ajax, an extremely low mobility due to the need for a well-prepared position.

Based on:
http://pvo.guns.ru/other/usa/bomarc/index.htm
http://ed-thelen.org/W-25MerleColeTheOneThatGotAway.html
http://theaviationist.komputika.net/tag/capo-san-lorenzo/
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Nayhas
    Nayhas 20 March 2014 09: 43
    +1
    the new American air defense system was single-channel, which significantly limited its ability to repulse a massive raid.

    What can be a massive raid? The chances of our strategists in the 50's, 60's to break into the territory of the USA and drop atomic bombs were zero.
    1. Argon
      Argon 20 March 2014 12: 07
      +6
      I didn’t agree with this — they could break through, be bombed (with a sufficient degree of probability), but there was no hope of a return.
      1. Nayhas
        Nayhas 20 March 2014 12: 25
        0
        Quote: Argon
        I didn’t agree with this — they could break through, be bombed (with a sufficient degree of probability), but there was no hope of a return.

        Without fighter cover, this is not real. The same war in Korea showed the vulnerability of strategic aviation, even when covered by fighter jets.
    2. Bongo
      20 March 2014 13: 43
      +3
      What can be a massive raid? The chances of our strategists in the 50's, 60's to break into the territory of the USA and drop atomic bombs were zero.

      A controversial statement, although the probability of a successful breakout of a long-range bomber is still less than that of an ICBM warhead. Also dear Nayhas You apparently did not carefully read the article. In addition to the United States, where almost all of them were dismantled at the beginning of the 70's, the Nike-Hercules air defense systems were operated for a long time (before the beginning of the 2000's) in Europe, Japan and Korea. And there the probability of a massive raid was very likely.
  2. Bongo
    20 March 2014 13: 22
    +2
    Quote: Nayhas
    The same war in Korea showed the vulnerability of strategic aviation, even when covered by fighter jets.

    In Korea, our jet MiG-15 fought piston B-29 times of the 2 world, so the comparison is not correct.
    Soviet long-range bombers M-4,3M, and especially Tu-95 with the KR X-20, had very real chances to break through, especially since this would have happened after the Soviet ICBMs launched missiles from the megaton warhead.
    1. Nayhas
      Nayhas 20 March 2014 19: 02
      +1
      Quote: Bongo
      In Korea, our jet MiG-15 fought piston B-29 times of the 2 world, so the comparison is not correct.
      Soviet long-range bombers M-4,3M, and especially Tu-95 with the KR X-20, had very real chances to break through, especially since this would have happened after the Soviet ICBMs launched missiles from the megaton warhead.

      I ask you to recall the boundary of the interception of our strategists, they were already starting to lead over the ocean, any attempt to open a bomb gate would definitely be stopped. Before the era of tactical missiles with a range of 2500 km. strategic aviation was useless, it was easier to keep ICBMs in the mine.
      PS: Yes, unlike piston strategists, they added speed, but in the age of jet aviation, 900 km / h is nothing.
      1. Kassandra
        Kassandra 8 January 2015 13: 53
        0
        it was in peacetime that they began to be led over the ocean when flying "around the corner" to Atlanica and not across the pole, and on the contrary, bomb bays were often opened to show the filling ...

        strategic aviation was a very real force.
  3. 52
    52 20 March 2014 17: 50
    +7
    The very concept of using our "strategists" is actually a "cleanup" after a massive nuclear strike. And in the camp of an adversary after such a show, there will be a mess both in communication and in organizational matters, and one should not forget about the "useful" effect of EMP on delicate electronics. There are chances for a breakthrough.
    1. Nayhas
      Nayhas 20 March 2014 19: 05
      0
      Quote: 52gim
      The very concept of using our "strategists" is actually a "cleanup" after a massive nuclear strike. And in the camp of an adversary after such a show, there will be a mess both in communication and in organizational matters, and one should not forget about the "useful" effect of EMP on delicate electronics. There are chances for a breakthrough.

      Gennady, after an exchange of nuclear strikes by ICBMs, further hostilities lose all meaning.
      1. dustycat
        dustycat 20 March 2014 20: 49
        +6
        Quote: Nayhas
        after the exchange of nuclear strikes by ICBMs, further hostilities lose all meaning.

        And to clean up Sierra Nevada and other entrails of the mountains ?!
        Here is the thing for strategists.
  4. Gagarin
    Gagarin 20 March 2014 18: 02
    +4
    It's nice that our developments in this industry were not inferior and were on top!
    1. Nayhas
      Nayhas 20 March 2014 19: 15
      0
      Quote: Gagarin
      It's nice that our developments in this industry were not inferior and were on top!

      The fact is that, for purely geographical reasons, the development of air defense systems in the USSR and the USA was different. The United States focused more on the Air Force, and it is justified for them. Our vast territory is accessible for air strikes from numerous US airfields in the territory of their allies. The USA didn’t go in cycles especially on land-based air defense systems because there wasn’t much variety, on the contrary, for a very long time we exceeded the whole world. Even now, US ground-based air defense systems do not have a long range. there is no need to cover vast territories, and the large radius of the air defense system constrains the actions of fighters. In our country, on the contrary, the Air Force is small in number, which must be compensated for by the longer launch range of the SAM.
      1. Kassandra
        Kassandra 8 January 2015 13: 55
        0
        USSR air defense inferior to fighters?
        such an aircraft as the MiG-25 did not appear in NORAD air defense ... bully
        Conversely, the saturation of SAM systems for the time being in the United States was higher.
  5. redthreat
    redthreat 21 March 2014 02: 10
    0
    > "Nike-Hercules"

    Just a little gruff: Nike would be right, not Nike. But alas, the wrong option has taken root.
  6. Tishka
    Tishka 23 October 2014 01: 56
    0
    Let me remind you that in the late 50s and early 60s, in the USSR, active development of tropospheric bombers was carried out. I accidentally came across a book about the development of this version of a strategic bomber, so it is quite possible that this funny book could also get into the Pentagon. And there, they made the appropriate conclusions, that's just it. these same strategic bombers could launch nuclear strikes against the USA! And they could provide a massive raid, this system and aviation could not provide protection, due to the high flight altitude. But the advantage was made by the Korolev, in delivering the “goodies,” in favor of missiles, and not aviation, which determined the further development of our weapons. So, the issue is debatable, there could have been a massive raid, with the use of tropospheric bombers, if not for the creation of ballistic missiles, which would also fly not one at a time, but in one gulp.

Американский зенитно-ракетный комплекс MIM-14 «Найк-Геркулес»

Американский зенитно-ракетный комплекс MIM-14 «Найк-Геркулес»


Создание зенитно-ракетного комплекса MIM-14 «Найк-Геркулес» началось в 1953 году. В это время только начиналось развёртывание ЗРК MIM-3 «Найк-Аякс», однако американские военные, действуя на опережение и предвидя создание в СССР сверхзвуковых дальних бомбардировщиков хотели получить ракету с большим радиусом действия и большим потолком. При этом, ракета должна была полностью использовать существующую и планирующуюся к развертыванию инфраструктуру системы «Найк».

Американский зенитно-ракетный комплекс MIM-14 «Найк-Геркулес»

ЗРК MIM-3 «Найк-Аякс»



Как оказалось в последствии, такое решение было вполне оправданным. Принятый на вооружение ранее стационарный ЗРК MIM-3 «Найк Аякс» имел ряд недостатков. Эти ЗРК предназначались в качестве средства объектовой ПВО для защиты крупных городов и стратегических военных баз. По своим возможностям по перехвату воздушных целей, ракеты «Найк Аякса» (дальность около 48 км, высота до 21 км, при скорости цели до 2,3 М) примерно соответствовали характеристикам гораздо более массового советского ЗРК С-75, который изначально имел возможность смены позиций.

Уникальной особенностью зенитной ракеты «Найк-Аякс» было наличие трёх осколочно-фугасных боевых частей. Первая, массой 5,44 кг, размещалась в носовой секции, вторая — 81,2 кг — в средней, и третья — 55,3 кг — в хвостовой. Предполагалось, что это достаточно спорное техническое решение позволит увеличить вероятность поражения цели, за счёт более протяжённого облака осколков.

Большие проблемы вызывали эксплуатация и обслуживания «жидкостных» ракет комплекса «Найк-Аякс» из-за использования взрывоопасных и токсичных компонентов топлива и окислителя. Это привело к форсированию работ по «твёрдотопливной» ракете и стало одной из причин снятия с вооружения ЗРК «Найк-Аякс» в середине 60-х годов.

Созданный по заказу американских ВВС ЗРК CIM-10 «Бомарк» имел запредельную стоимость и требовал для размещения создания специальных баз с развитой инфраструктурой.

Американский зенитно-ракетный комплекс MIM-14 «Найк-Геркулес»

ЗРК CIM-10 «Бомарк»


Имея огромную дальность перехвата (до 800 км при скорости почти 3,2 М) ракеты ЗРК «Бомарк» представляли собой, по сути, одноразовые беспилотные перехватчики, оснащённые ядерной боевой частью.
Массовое принятие на вооружение в СССР межконтинентальных баллистических ракет, трудности и высокая стоимость эксплуатации, а так же сомнения в эффективности, привели к снятию системы «Бомарк» с вооружения в конце 60-х годов.

В 1958 году на смену ЗРК "Найк-Аякс" в США был принят на вооружение комплекс "Найк-Геркулес". Большим шагом вперёд относительно «Найк-Аякса» стала успешная разработка в течение короткого времени твердотопливной ЗУР с высокими характеристиками.

Американский зенитно-ракетный комплекс MIM-14 «Найк-Геркулес»


В отличие от своего предшественника ЗРК "Найк-Геркулес" имеет увеличенную боевую дальность (130 вместо 48 км) и высоту (30 вместо 18 км), что достигнуто путем применения новой ЗУР и более мощных радиолокационных станций. Однако принципиальная схема построения и боевой работы комплекса осталась прежней как в ЗРК "Найк-Аякс". В отличии от стационарного советского ЗРК С-25 ПВО Москвы, новый американский ЗРК был одноканальным, что существенно ограничивало его возможности при отражении массированного налёта.

Позже комплекс прошел модернизацию, что позволило его применять и для ПВО войсковых подразделений (за счет придания подвижности боевым средствам). А также для ПРО от тактических баллистических ракет, имеющих скорости полета до 1000 м/с (в основном благодаря применению более мощных РЛС).

Система обнаружения и целеуказания ЗРК "Найк-Геркулес" первоначально базировалась на стационарной РЛС обнаружения от ЗРК «Найк-Аякс», работающей в режиме непрерывного излучения радиоволн. Система имела средства опознавания государственной принадлежности авиации, а также средства целеуказания.

Американский зенитно-ракетный комплекс MIM-14 «Найк-Геркулес»

Радиолокационные средства ЗРК "Найк-Геркулес"


При стационарном размещении комплексы "Найк-Геркулес" объединялись в батареи и дивизионы. Батарея имела в своем составе все боевые средства ЗРК и две стартовые площадки, на каждой из которых расположено по четыре пусковых установки с ЗУР. Батареи размещаются, как правило, вокруг обороняемого объекта, обычно совместно с батареями ЗРК "Хок", на расстоянии 50-60 км от его центра. Каждый дивизион включает шесть батарей.

Американский зенитно-ракетный комплекс MIM-14 «Найк-Геркулес»


По мере развертывания система подвергалась ряду модификаций. Модернизация под обозначением Improved Hercules («Усовершенствованный Геркулес») включала в себя установку нового радара обнаружения, и модернизацию радаров слежения за целью, придавшую им повышенную устойчивость к помехам и возможность отслеживания высокоскоростных целей. Дополнительно был установлен радар, осуществлявший постоянное определение дистанции до цели и выдававший дополнительные поправки для счетно-решающего устройства.

Миниатюризация атомных зарядов позволила оснастить ракету ядерной боевой частью. В качестве таковой обычно использовалась боеголовка W-61, мощностью от 2 до 40 килотонн. Детонация боеголовки в воздухе могла разрушить летательный аппарат в радиусе нескольких сотен метров от эпицентра, что позволяло эффективно поражать даже сравнительно сложные, малогабаритные цели вроде сверхзвуковых крылатых ракет.
Потенциально также, «Nike-Hercules» мог перехватывать одиночные боевые части баллистических ракет, что делало его первым комплексом, имевшим противоракетные возможности.

Американский зенитно-ракетный комплекс MIM-14 «Найк-Геркулес»


В 1960, системой Improved Hercules был осуществлен первый успешный перехват баллистической ракеты — MGM-5 Corporal — при помощи ядерной боевой части.
Также имелась возможность обстрела наземных целей, по заранее известным координатам.

Американский зенитно-ракетный комплекс MIM-14 «Найк-Геркулес»

Карта позиций ЗРК "Найк" на территории США


С 1958 года, ракеты MIM-14 Nike-Hercules развертывались в комплексах системы «Найк» на замену MIM-3 Nike-Ajax. Всего в ПВО США к 1964 было развернуто 145 батарей ЗРК Nike-Hercules (35 построено заново и 110 переоборудовано из батарей ЗРК Nike-Ajax), что позволило придать всем основным промышленным районам достаточно эффективное прикрытие от советских стратегических бомбардировщиков. Все развернутые в США ракеты несли ядерные боевые части.

Американский зенитно-ракетный комплекс MIM-14 «Найк-Геркулес»


В США ЗРК производились до 1965 года, они состояли на вооружении в 11 странах Европы и Азии. В Японии было организовано лицензионное производство.

Американский зенитно-ракетный комплекс MIM-14 «Найк-Геркулес»

Ракеты западно-германского ЗРК «Найк-Геркулес»


По мере того как основную угрозу для объектов в США стали представлять советские МБР, численность развёрнутых на территории США ракет «Найк-Геркулес» стала снижаться. К 1974 году, все ЗРК «Найк-Геркулес» за исключением батарей во Флориде и на Аляске были сняты с боевого дежурства в США, тем самым, завершив историю централизованной американской ПВО.

Американский зенитно-ракетный комплекс MIM-14 «Найк-Геркулес»


В Европе комплексы этого типа использовались для прикрытия американских баз до конца 80-х годов, в последствии их заменили ЗРК MIM-104 Patriot.

С ракетами ЗРК «Найк-Геркулес» связан ряд инцидентов.
Первый из них произошел 14 апреля 1955 года на позиции в Форт-Джордж, г. Мид, когда по какой-то причине произошёл непреднамеренный запуск ракеты. Именно там в тот момент находилась штаб-квартира Агентства национальной безопасности США. В ходе происшествия никто не пострадал.

Второй аналогичный инцидент произошёл на Окинаве, на позиции в районе авиабазы Нахо, в июле 1959 года. Имеются сведения, что на ракете в тот момент была установлена ядерная БЧ.
Ракета стартовала, находясь на ПУ в горизонтальном положении, убив двоих и тяжело ранив одного военнослужащего. Проломив забор, ракета пролетела через пляж за пределами базы, и упала в море недалеко от берега.

5 декабря 1998 года в Южной Корее, с позиций в районе Инчхона, очередная ракета случайно стартовала и после этого взорвалась на небольшой высоте, над жилым районом в западной части города Инчхон, ранив несколько человек и вызвав значительные разрушения.

Американский зенитно-ракетный комплекс MIM-14 «Найк-Геркулес»

Спутниковый снимок Google Earth: позиции ЗРК «Найк-Геркулес» в районе Ичхона, Республике Корея


Дольше всего ЗРК MIM-14 «Найк-Геркулес» использовались в Италии, Турции и Республике Корея. Последний запуск ракеты «Найк-Геркулес» состоялся в Италии 24 ноября 2006 года, в Сардинии районе Капо Сан-Лоренцо. В настоящее время все комплексы этого типа сняты с боевого дежурства.

Американский зенитно-ракетный комплекс MIM-14 «Найк-Геркулес»

Спутниковый снимок Google Earth: позиции ЗРК «Найк-Геркулес» в Турции


В Республике Корея ракеты ЗРК «Найк-Геркулес» были использованы при создании баллистических ракет Hyunmoo (название примерно переводится как "ангел-хранитель северных небес). На протяжении многих лет ракеты Hyunmoo были единственными баллистическими ракетами, разработанными и развёрнутыми в Южной Корее.

Американский зенитно-ракетный комплекс MIM-14 «Найк-Геркулес»


Усовершенствованный вариант этой баллистической ракеты способен поражать цели 500-кг боеголовкой на дальности свыше 180 км.

В целом, оценивая ЗРК MIM-14 «Найк-Геркулес» надо признать, что он был наиболее совершенным и эффективным комплексом большой дальности объектовой ПВО из существовавших до появления советского ЗРК С-200. В последних вариантах ракет «Найк-Геркулес» дальность стрельбы удалось довести до 180 км, что является очень хорошим показателем для твердотопливной ракеты в 60-е годы. В тоже время стрельба на большие расстояния могла быть эффективна только при применении ядерной БЧ, так как радиокомандная схема наведения давала большую погрешность ( на советских ракетах ЗРК С-200 применялась полуактивная ГСН). Также, возможности комплекса по поражению низколетящих целей были недостаточны. В то же время, комплекс сохранял тот же основной недостаток, что и его предшественник MIM-3 «Найк-Аякс» — чрезвычайно низкую мобильность ввиду необходимости хорошо подготовленной позиции.

По материалам:
http://pvo.guns.ru/other/usa/bomarc/index.htm
http://ed-thelen.org/W-25MerleColeTheOneThatGotAway.html
http://theaviationist.komputika.net/tag/capo-san-lorenzo/
Автор: Сергей Линник


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. Nayhas 20 марта 2014 09:43
    новый американский ЗРК был одноканальным, что существенно ограничивало его возможности при отражении массированного налёта.

    Какой может быть массированный налёт? Шансов у наших стратегов в 50-х, 60-х годах прорваться на территорию США и сбросить атомные бомбы был нулевой.
    1. Argon 20 марта 2014 12:07
      С этим не согласен-прорваться,отбомбиться могли(с достаточной долей вероятности),а вот на возврат надеяться не приходилось.И приоритет амеров в этом вопросе был вызван не столько качественным превосходством техники ,сколько наличием сети военных баз вокруг СССР.
      1. Nayhas 20 марта 2014 12:25
        Цитата: Argon
        С этим не согласен-прорваться,отбомбиться могли(с достаточной долей вероятности),а вот на возврат надеяться не приходилось.И приоритет амеров в этом вопросе был вызван не столько качественным превосходством техники ,сколько наличием сети военных баз вокруг СССР.

        Без истребительного прикрытия это не реально. Та же война в Корее показала уязвимость стратегической авиации даже при прикрытии их истребителями.
    2. Bongo 20 марта 2014 13:43
      Какой может быть массированный налёт? Шансов у наших стратегов в 50-х, 60-х годах прорваться на территорию США и сбросить атомные бомбы был нулевой.

      Спорное утверждение, хотя вероятность успешного прорыва дальнего бомбарировщика всё же меньше чем у БЧ МБР. Кроме того уважаемый Nayhas вы видимо не внимательно читали статью. Кроме территории США, где они были практически все демонтированы в начале 70-х, ЗРК «Найк-Геркулес» в течении длительного времени ( до начала 2000-х)эксплуатировались в Европе, Японии и Корее. А там вероятность массированного налёта была весьма вероятна.
  2. Bongo 20 марта 2014 13:22
    Цитата: Nayhas
    Та же война в Корее показала уязвимость стратегической авиации даже при прикрытии их истребителями.

    В Корее наши реактивные МиГ-15 сражались с поршневыми В-29 времён 2-й мировой, так что сравнение не корректно.
    Советские дальние бомбардировщики М-4,3М и в особенности Ту-95 с КР Х-20 имели вполне реальные шансы прорваться, тем более, что это происходило бы уже после нанесения ударов по США советскими МБР с БЧ мегатонного класса.
    1. Nayhas 20 марта 2014 19:02
      Цитата: Bongo
      В Корее наши реактивные МиГ-15 сражались с поршневыми В-29 времён 2-й мировой, так что сравнение не корректно.
      Советские дальние бомбардировщики М-4,3М и в особенности Ту-95 с КР Х-20 имели вполне реальные шансы прорваться, тем более, что это происходило бы уже после нанесения ударов по США советскими МБР с БЧ мегатонного класса.

      Прошу вспомнить рубеж перехвата наших стратегов, их начинали вести уже над океаном, любая попытка открыть бомболюк однозначно пресеклась бы. До наступления эры тактических КР с радиусом действия 2500км. стратегическая авиация была бесполезна, проще было держать МБР в шахте.
      П.С: Да, в отличии от поршневых стратегам прибавили скорость, но в век реактивной авиации 900 км/ч это не о чём.
      1. Kassandra 8 января 2015 13:53
        это в мирное время их начинали вести над океаном при полетах "за уголок" в атланику а не через полюс, и бомболюки наоборот часто открывали чтобы показать начинку...

        стратегическая авиация была вполне реальной силой.
        Kassandra
  3. 52гим 20 марта 2014 17:50
    Сама концепция применения наших "стратегов" собственно и есть "зачистка" после массированного ядерного удара. А в стане супостата после такого шоу всяко-разно будет бардак и в связи , и в оргвопросах, и не стоит забывать о "полезном" воздействии ЭМИ на нежную электронику. Шансы на прорыв есть.
    1. Nayhas 20 марта 2014 19:05
      Цитата: 52гим
      Сама концепция применения наших "стратегов" собственно и есть "зачистка" после массированного ядерного удара. А в стане супостата после такого шоу всяко-разно будет бардак и в связи , и в оргвопросах, и не стоит забывать о "полезном" воздействии ЭМИ на нежную электронику. Шансы на прорыв есть.

      Геннадий, после обмена ядерными ударами МБР дальнейшие боевые действия теряют всяческий смысл.
      1. dustycat 20 марта 2014 20:49
        Цитата: Nayhas
        после обмена ядерными ударами МБР дальнейшие боевые действия теряют всяческий смысл.

        А Сьерру Неваду и прочие внутренности гор зачистить?!
        Тут стратегам самое то.
  4. Gagarin 20 марта 2014 18:02
    Приятно что наши разработки в этой отрасли не уступали и были на высоте!
    Gagarin
    1. Nayhas 20 марта 2014 19:15
      Цитата: Gagarin
      Приятно что наши разработки в этой отрасли не уступали и были на высоте!

      Дело в том, что по чисто географическим причинам развитие средств ПВО у СССР и США различалось. США больше делали упор на ВВС, оно и оправдано для них. У нас же обширная территория доступна для авиаударов с многочисленных аэродромов США на территории их союзников. США особо на наземных средствах ПВО не зацикливались потому особого разнообразия не наблюдалось, у нас же наоборот и очень долго мы превосходили весь мир. Даже сейчас наземные ЗРК США не обладают большой дальностью т.к. нет необходимости прикрывать обширные территории, да и большой радиус работы ЗРК сковывает действия истребителей. У нас же наоборот, ВВС малочисленны что необходимо компенсировать большей дальностью пуска ЗУР.
      1. Kassandra 8 января 2015 13:55
        ПВО СССР уступали значить по истребителям?
        такого самолета как МиГ-25 в ПВО НОРАД так и не появилось... bully
        насыщенность ЗРК наоборот до поры до времени у США была выше.
        Kassandra
  5. redthreat 21 марта 2014 02:10
    >"Найк-Геркулес"

    Побрюзжу малость: правильно будет "Найки", а не "Найк". Но увы, прижился неправильный вариант.
  6. Тишка 23 октября 2014 01:56
    Позвольте Вам напомнить, что в конце 50, начале 60 годов, в СССР, велись активные разработки тропосферных бомбардировщиков. Мне тут случайно попалась книжка, о разработке данного варианта стратегического бомбардировщика, так что, вполне возможно, что данная забавная книга могла попасть и в Пентагон. А там, сделали соответствующие выводы, вот как раз. эти самые стратегические бомбардировщики и могли наносить ядерные удары по США! И могли обеспечить массированный налет, данная система и авиация не могли обеспечить защиту, в связи с большой высотой полета. Но перевес был сделан Королевым, по доставке «гостинцев», в пользу ракет, а не авиации, что и определило дальнейший путь развития нашего вооружения. Так что, вопрос спорный, мог быть массированный налет, при применении тропосферных бомбардировщиков, если бы не создание баллистических ракет, которые тоже летели бы не по одной, а залпом.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня