Бронетанковая проба сил

Боевые машины в гражданской войне в Испании

Помимо нескольких относительно небольших конфликтов (во всяком случае по масштабам использования бронетанковой техники) во второй половине 30-х годов прошлого века имели место и несколько крупных вооруженных столкновений, ставших реальной пробой сил для нового вида боевой техники – танков. К их числу в первую очередь следует отнести гражданскую войну в Испании.


Бронетанковой техникой Испания обзавелась накануне Первой мировой войны. В 1914 году во Франции были приобретены 24 бронеавтомобиля «Шнайдер-Крезо», изготовленных на шасси парижских автобусов. Эти машины использовались для несения патрульной службы и ведения боевых действий на территории испанского Марокко.

Бронетанковая проба силПосле Первой мировой войны Испания получила четыре французских танка «Шнейдер» СА-1, а затем и несколько десятков легких машин Renault FT-17.

С 1926 года на государственном заводе «Трубиа» были начаты работы по созданию собственного испанского танка, который обрел название «Быстроходный танк пехоты» или «Модель «Трубиа». Серия А». Всего изготовили 12 таких машин.

18 июля 1936 года против правительства Испанской Республики начался вооруженный мятеж во главе с командующим африканской армией Испании генералом Франко. Высадив африканскую армию на континент, в течение нескольких недель Франко захватил половину территории страны. Однако в крупных промышленных центрах и столице мятеж не был поддержан. Началась гражданская война.

К 1936 году испанские бронетанковые силы располагали ничтожно малым числом боеготовых машин. Десять исправных танков Renault FT-17 насчитывалось в 1-м танковом полку, пять – во 2-м. На артиллерийском складе в Мадриде находилось четыре машины «Шнейдер» СА-1. Наконец, в распоряжении 32-го пехотного полка «Милан» имелись танки «Трубиа».

На стороне республиканского правительства остались 1-й танковый полк, три танка «Трубиа» из полка «Милан» и 24 (по другим данным, 41) бронемашины «Бильбао».

Как видим, количество бронетехники в Испании на начало гражданской войны было столь невелико, что вряд ли это могло бы оказать заметное влияние на ход боевых действий, если бы не поставки из-за рубежа. Источники этих поставок были весьма разнообразны. Так, скажем, в 1937 году Парагвай продал Испанской Республике значительное количество вооружения, в том числе и танки Vickers mod. А (три штуки) и mod. В (одна штука), захваченные в ходе войны с Боливией.

Самые массовые поставки бронетанковой техники осуществлялись из Италии, Германии и СССР.

Итальянский экспедиционный корпус

Боевой дебют итальянской бронетехники состоялся в ходе второй итало-эфиопской или, как ее тогда называли, второй итало-абиссинской войны. В силу природных особенностей Эфиопии бронетехника в основном использовалась для охранения транспортных колонн. Справедливости ради следует сказать, что географические условия страны не позволяли применять значительные танковые силы, да этого и не требовалось. Для подавления очагов сопротивления в Абиссинии хватало пехоты, артиллерии и авиации.

Таким образом, реальным боевым крещением для бронетанковых частей Италии стала гражданская война в Испании. Более того, эта война оказалась настоящей проверкой итальянской концепции использования механизированных частей. С 1936 года Муссолини направил в поддержку сил националистов 149 танкеток CV 3/35 и 16 бронеавтомобилей Lancia IZМ. Эти силы были сведены в Итальянский экспедиционный корпус (CTV). Первые пять танкеток прибыли в Испанию 16 августа 1936-го, бронеавтомобили – 22 декабря, однако в боях участия они не принимали, а использовались для обучения испанских экипажей. 29 сентября пришло еще 10 танкеток, из них три огнеметные. К октябрю из прибывших танкеток сформировали роту из смешанных экипажей, которую и продемонстрировали генералу Франко на военном параде 17 октября. Боевое крещение роты состоялось уже 21 октября на одной из дорог, ведущих к Мадриду, возле местечка Навалкарнеро. Республиканцев танкетки из деревушки выбили, одну танкетку националисты при этом потеряли, зато гордые своей победой, тут же назвали свою часть «Навалкарнеро».

29 октября итальянские танкетки (полурота из восьми CV3/35) впервые столкнулись с советскими танками Т-26, состоявшими на вооружении Республиканской армии. Произошла танковая дуэль, в которой участвовали советский пушечный танк и итальянская огнеметная танкетка. Танкетка была подбита прямым попаданием, при этом весь ее экипаж погиб. Еще одна танкетка повреждена. Республиканский же танк получил весьма серьезные повреждения только от огня полевой артиллерии националистов. В целом оценка этого столкновения двояка: с одной стороны, танкетки показали свою бесполезность против пушечных танков, с другой – их маневренность и малозаметность зачастую спасали машины от снарядов. Всего в боях за Мадрид осенью 1936 года итальянская танковая рота потеряла четыре машины, трех человек убитыми, 17 ранеными и одного пропавшего без вести. 8 декабря 1936-го прибыло очередное пополнение из Италии – еще 20 танкеток.

Последовавшие затем боевые столкновения со всей очевидностью показали итальянцам полную непригодность их техники в противоборстве с советскими танками. В результате они начали использовать свои танкетки в составе смешанных подразделений, включавших бронеавтомобили, мотоциклы с пулеметами, а также кавалерию и мотопехоту. Такие части получили обозначение Celere (быстрые). Несмотря на слабую материальную часть в боях с республиканцами, они показали себя весьма эффективными. Именно с их помощью националисты сумели занять Сантадер. Позднее, в июле 1938 года итальянские моторизованные части, усиленные германскими 37-мм противотанковыми орудиями Рak 35/36, прорвали фронт республиканцев в районе Теруэля и благодаря своей высокой мобильности продвинулись вперед более чем на сто километров.

26 января 1939 года танки националистов вступили в Барселону, а 3 февраля во время штурма города Героны итальянцы потеряли последнюю танкетку в этой войне. 10 февраля их части достигли французской границы, при этом в ходе наступления итальянскими частями были захвачены 22 танка республиканцев (в основном Т-26), 50 орудий и около тысячи пулеметов. В военных действиях в Испании потери итальянцев составили 56 танкеток.

Танковая группа «Дроне»

Принятие Гитлером решения о помощи генералу Франко привело к созданию легиона «Кондор», в который входили части ВВС и сухопутных войск.

Первые девять легких танков Pz.I Ausf.A поступили в легион в октябре 1936 года, за ними последовали еще 32 боевые машины. Часть легиона, вооруженная танками, получила название танковая группа «Дроне» (Panzergruppe Drohne). Ее командиром был назначен подполковник Вильгельм Риттер фон Тома. Поначалу группа имела следующую организацию: штаб и две танковые роты по три секции в каждой. В каждую секцию входили пять танков плюс одна командирская машина. Подразделения поддержки состояли из отделения транспорта, полевой ремонтной мастерской, противотанкового артиллерийского и огнеметного отделений. Личный состав – 180 солдат и офицеров 6-го немецкого танкового полка, прибывших в Испанию под видом туристов. Предполагалось, что группа «Дроне» будет заниматься главным образом обучением испанских танкистов, а не воевать. Впрочем, фон Тома сразу убедился, что «испанцы быстро учатся, но так же быстро забывают то, что выучили», поэтому в смешанных германо-испанских экипажах наиболее ответственную часть работы выполняли немцы.

Первое столкновение с республиканскими Т-26 произошло 28 октября 1936 года. Pz.IA в этом бою поддерживали кавалерию франкистов и оказались совершенно бессильными перед пушечными танками республиканцев. Прибытие в декабре первой партии из 19 Pz.IB никак не улучшило ситуацию. Однако ничего другого у франкистов не было, и группу «Дроне» перебросили под Мадрид.

Чтобы хоть как-то повысить огневую мощь немецких танков, в немного увеличенной по высоте башне Pz.IA установили 20-мм пушку Breda mod. 35. Сколько машин переделали таким образом, сказать трудно. Обычно сообщается, что несколько. Однако как в отечественной, так и в зарубежной литературе публикуется всего одна фотография тех лет с одним переделанным танком. Не встречаются эти машины и на более поздних снимках.

В марте 1937 года в состав группы «Дроне» включили танковую роту, укомплектованную трофейными советскими Т-26, а с августа началось переформирование группы в испанскую часть. Этот процесс завершился в марте 1938-го созданием Bandera de Carros de Combate de la Legion, организационно вошедшей в состав Испанского иностранного легиона. «Бандера» состояла из двух батальонов: один был вооружен немецкими танками Pz.I Ausf.A и Ausf.B, другой – советскими Т-26. Оба батальона участвовали в боях под Тэруэлем и Брунете, в Басконии, в битве на Эбро и в боях в Каталонии в 1939 году. В ходе боевых действий потери среди немецких танкистов составили семь человек. Их участие в гражданской войне в Испании завершилось парадом в Мадриде 19 мая 1939 года. После этого «туристы» вернулись в Германию. Немецкие же танки Pz.I эксплуатировались в испанской армии до конца 40-х годов.

Советская помощь

Уступая просьбе республиканского правительства, руководство СССР приняло решение продать испанцам военную технику и направить в Испанию военных советников, в том числе и танкистов.

26 сентября 1936 года в порт Картахена прибыла первая партия из 15 танков Т-26, которые предполагалось использовать для обучения испанских танкистов. Для этой цели в небольшом курортном городке Арчена, расположенном в 90 километрах от Картахены, была создана учебная база. Но обстановка осложнилась, и из инструкторов и курсантов учебной базы сформировали танковую роту из 15 Т-26, командование над которой принял капитан РККА Поль Арман. Уже 29 октября рота вступила в бой, продвинувшись в глубь расположения противника до 35 километров.

1 ноября нанесла удар по франкистам танковая группа полковника Семена Кривошеина, в состав которой входили 23 Т-26 и девять бронеавтомобилей. При этом на части машин были испанские экипажи.

6 ноября 1936 года франкисты начали наступление на Мадрид всеми силами. Группа республиканских танков из девяти Т-26 и шести «Рено» FT17 контратаковала мятежников в районах Мостолес и Карабанчель Альто. Успех был полный: танки уничтожили до двух батальонов пехоты, четыре полевые батареи, восемь противотанковых орудий, 12 станковых пулеметов и 10 танкеток. В последующих боях за Мадрид танки действовали небольшими группами или вели огонь с места. Враг был остановлен в двух километрах от города, в который франкисты смогли вступить лишь в марте 1939 года.

Уже 13 ноября республиканцы организовали контрудар. В ударную группу входили 17 батальонов пехоты с 11 орудиями и рота из 16 танков Т-26 под командованием Войновского. Однако эта атака потерпела неудачу.

Следует подчеркнуть, что советским танкистам противостоял достойный противник. Пехота мятежников, особенно марокканская, неся большие потери от действий танков, не покидала окопов и не отходила. Марокканцы забрасывали боевые машины гранатами и бутылками с бензином, а когда их не было, солдаты противника с винтовками наперевес бросались прямо под танки, били прикладами по броне, хватались за гусеницы.

С начала декабря 1936 года в Испанию в массовом порядке начали прибывать танки Т-26 и другая военная техника, а также личный состав во главе с комбригом Дмитрием Павловым. Командиры и механики-водители были кадровыми военными, направленными из лучших частей и соединений Красной армии: механизированной бригады имени Володарского (Петергоф), 4-й механизированной бригады (Бобруйск), 1-го механизированного корпуса имени К. Б. Калиновского (Наро-Фоминск). На основе почти ста единиц прибывшей техники и личного состава началось формирование 1-й республиканской танковой бригады. Главным образом за счет советской помощи к лету 1938 года армия республиканцев располагала уже двумя бронетанковыми дивизиями.

Неплохо показали себя в Испании и колесно-гусеничные танки БТ-5. 24 июля 1937 года из Севастополя вышел испанский пароход Kabo San-Augustin с 50 танками БТ-5 и советскими танкистами-добровольцами. Машины поступили с завода № 48, где прошли капитальный ремонт, а танкисты прибыли в основном из частей 5-го механизированного корпуса имени К. Б. Калиновского. После разгрузки в Картахене из прибывших танков был сформирован отдельный интернациональный танковый полк Республиканской армии. Его командиром стал Степан Кондратьев. В первый крупный бой полк вступил под Сарагосой 13 октября 1937-го.

Танкисты совместно с 15-й интернациональной бригадой атаковали сильно укрепленный поселок Фуэнтес де Эбро. В ходе упорного двухчасового боя республиканцы потеряли 16 танков.

Другой важной операцией с участием БТ-5 стал штурм города-крепости Теруэль в декабре 1937 – феврале 1938 года. За время затянувшегося штурма из строя танкового полка выбыли еще 15 боевых машин. В марте 1938-го после отзыва советских добровольцев и военных советников полк был расформирован, а оставшиеся в строю БТ-5 вошли в состав бронетанковой бригады Республиканской армии. Небольшое количество трофейных машин использовалось войсками генерала Франко.

Всего же до конца гражданской войны Советский Союз поставил республиканской Испании 297 танков Т-26 (только однобашенные машины образца 1933 года) и 50 колесно-гусеничных танков БТ-5. Эти машины принимали участие практически во всех боевых операциях, проводившихся армией республиканцев, и показали себя с хорошей стороны. Немецкие Pz.I и итальянские танкетки CV3/33, имевшие только пулеметное вооружение, были бессильны против Т-26 и БТ-5, вооруженных 45-мм пушками. Последнее обстоятельство можно проиллюстрировать на следующем примере.

Во время боя у селения Эскивиас танк Т-26 Семена Осадчего таранил итальянскую танкетку CV3 и сбросил ее в ущелье. Вторая танкетка также уничтожена, а две другие повреждены. Соотношение потерь иногда было еще большим. Так, в период сражения под Гвадалахарой за один день 10 марта взвод из двух Т-26 под командованием испанца Феррера подбил 25 итальянских танкеток!

11 марта 1937 года впервые во время войны в Испании итальянцы применили огнеметные танкетки и прорвали фронт, но на следующий день республиканцы, сосредоточив 10 тысяч солдат, 21 орудие и 60 танков 1-й бронетанковой бригады, перешли в контрнаступление. Главный удар наносила группа из 20 машин с советскими экипажами. Пройдя по труднопроходимой лесистой местности, группа атаковала во фланг и тыл итальянскую дивизию «Литторио». Эта дивизия уже понесла жестокие потери от ударов республиканской авиации и подошла к полю боя морально потрясенной. Появление 20 танков Т-26 в своем тылу вызвало панику среди итальянских солдат. В результате смелых и решительных действий танкистов было уничтожено несколько сот итальянских пехотинцев и несколько артиллерийских батарей. После нескольких дней упорных боев Итальянский экспедиционный корпус начал отходить. Испанская пехота при поддержке 45 танков Т-26 преследовала противника.

Боевые действия в Испании продемонстрировали, с одной стороны, превосходство советских танков над немецкими и итальянскими в вооружении, с другой – выявили и их основной недостаток – слабость бронирования. Даже лобовая броня Т-26 легко пробивалась немецкими и итальянскими противотанковыми пушками.

Испанское производство

С 1936 по 1939 год попытки организации собственного производства бронетанковой техники предпринимались и в самой Испании. В зоне, контролируемой националистами, были разработаны и изготовлены опытные образцы легких танков С.С.1 (1937) и «Вердеджа» (1939), в которых использовались элементы ходовой части итальянской танкетки CV 3/35 и советского танка Т-26. В отличие от националистов республиканцы сосредоточились на постройке броневиков и добились в этом впечатляющих успехов. С осени 1936 по март 1939 года на заводах Бильбао и Барселоны были изготовлены несколько десятков броневиков. Тип их бронировки зависел от наличия броневого листа и возможностей предприятия-изготовителя. Помимо этих импровизированных бронеавтомобилей на испанских заводах с помощью советских специалистов удалось наладить выпуск полноценных боевых бронеавтомобилей – UNL-35 и Chevrolet 1937. Они-то и составили основу бронеавтомобильного парка Испанской Республики.

После поражения республиканцев их бронетанковая техника стала трофеями армии Франко. Впрочем, первые трофейные советские танки поступили в войска националистов уже в начале гражданской войны. В марте 1937 года в составе танковой группы Drohne были развернуты четыре роты, укомплектованные машинами Т-26. С августа началось преобразование этой немецкой танковой части в испанскую. Впоследствии она, а также 1-й батальон Испанского иностранного легиона стали основой бронетанковых сил франкистов.

Забегая вперед, скажу, что генералу Франко удалось не допустить втягивания разоренной гражданской войной Испании во Вторую мировую войну, хотя немцы и добивались этого. Участие Испании свелось к посылке на Восточный фронт добровольческой «Голубой дивизии». Об оснащении ее бронетанковой техникой ничего неизвестно. Скорее всего ее просто не было, поскольку дивизия была пехотной.

На вооружении же бронетанковых частей испанской армии в период Второй мировой войны в основном состояли танки Pz.I и Т-26, бронеавтомобили БА-6, UNL-35 и Sevrolet 1937.
\\
Автор:
Михаил Барятинский
Первоисточник:
http://vpk-news.ru/articles/19530
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

19 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти