Самые распространенные летающие радары – самолеты ДРЛОиУ

12 марта НАТО отправило к границам Украины 2 своих самолета ДРЛОиУ – дальнего радиолокационного обнаружения и управления, это были самолеты E-3A Sentry. E-3A курсируют в воздушном пространстве Румынии и Польши, главным образом занимаясь сбором информации о ситуации в Крыму. В общей сложности Североатлантический альянс располагает в Европе 18 самолетами типа E-3A Sentry, которые базируются на немецкой авиабазе в Гайленкирхене под регистрацией Люксембурга.

В России такие воздушные суда принято называть самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), однако за границей приняты свои обозначения. Там их обычно называют AWACS – Airborne EarlyWarning and Control System (авиационная система раннего предупреждения и управления) или AEW&C – Airborne Early Warning and Control (авиационное раннее предупреждение и управление). В настоящее время 23 страны в мире обладают самолетами такого класса, среди них Россия, США, Франция, Великобритания, Индия, Израиль, Таиланд, Греция и др. Всего во всем мире насчитывается более 230 самолетов данного класса.


Чаще всего самолеты ДРЛОиУ предназначены для сбора информации о воздушных целях, но могут применяться и для обнаружения наземных целей. Главным их преимуществом является высокая мощность установленного на борту радиолокационного оборудования. С его помощью такие самолеты могут получать оперативную информацию обо всех летательных аппаратах противника, не входя в зону действия его систем ПВО. Современные самолеты ДРЛОиУ могут обнаружить и сопровождать воздушные цели на удалении до 650 км, при этом число таких целей может достигать сотен единиц. С помощью этих самолетов легко наладить координацию действия ВВС и предоставлять своим войскам оперативную информацию о противнике.


Рабочие места операторов самолета ДРЛОиУ А-50У


Сегодня всего один самолет ДРЛОиУ, находящийся на высоте в 9 тысяч метров, в состоянии контролировать территорию площадью до 312 тысяч кв км. К примеру, 3 американских самолета E-3C в состоянии обеспечить постоянный радиолокационный контроль за всем воздушным пространством над Центральной Европой, при этом зоны обнаружения этих самолетов будут взаимно пересекаться. Использование самолетов ДРЛОиУ делает союзные истребители менее заметными для врага, так как им почти нет необходимости включать собственные бортовые РЛС.

При этом очень высокая эффективность подобных самолетов делает их приоритетной целью для истребителей противника. По этой причине такие самолеты очень редко совершают полеты без прикрытия истребителей или вне зоны действия союзной системы ПВО. Такие самолеты очень уязвимы для истребителей, так как выполнены на базе громоздких пассажирских лайнеров и военно-транспортных самолетов, которые не отличаются высокой маневренностью и не в состоянии эффективно уклонятся от ракет. Помимо этого самолет ДРЛОиУ – это мощнейший источник радиоволнового излучения, отличающийся огромными размерами, так что такие самолеты могут быть легко обнаружены радарами ПВО противника. Ниже представлены 5 самых массовых самолетов ДРЛОиУ в мире на данный момент времени.

E-2 Hawkeye

Один из самых старых самолетов данного класса в мире и одна из немногих машин, которая изначально разрабатывалась как самолет ДРЛОиУ. Самолет был принят на вооружение ВМС США в 1964 году. В настоящее время это самый распространенный в мире тип «летающих радаров». Всего было выпущено порядка 200 самолетов данного типа. Самолет поставлялся на экспорт в 7 стран мира и успел принять участие в ряде вооруженных конфликтов. В настоящее время самолеты E-2C/D/K/T находятся на вооружении 5 стран – США, Франции, Египта, Тайваня и Японии. В составе их ВВС и ВМС числится 92 таких самолета.

Наиболее распространенной в мире версией является E-2C. Данный самолет в состоянии развивать скорость до 598 км/ч. При размахе крыла 24,6 м, длине – 17,5 м и высоте – 5,6 м его боевой радиус равняется 320 км. Самолет может патрулировать воздушное пространство в течение 4 часов. Экипаж самолета состоит из 5 человек: 2 пилота и 3 оператора ДРЛО. Основным его оружием является вращающаяся антенна импульсно-доплеровской РЛС, которая установлена в обтекателе, расположенном над задней частью фюзеляжа. На протяжении всего срока эксплуатации самолет непрерывно модернизируется, что позволяет ему оставаться востребованным даже через 50 лет после принятия на вооружение.



Пассивная система обнаружения, установленная на E-2C, предупреждает экипаж об облучении РЛС противника на дистанции в 2 раза превосходящей дальность работы РЛС E-2C. Самолет в состоянии обнаружить воздушные цели типа «самолет» на удалении до 540 км, а крылатые ракеты на дальности до 248 км. Первым иностранным заказчиком самолетов стал Израиль. По мнению советских военных специалистов, которые принимали участие в боевых действиях 1982 года на стороне Сирии, именно применение закупленных в 1978 году самолетов ДРЛОиУ E-2C предопределило успех израильской авиации в этом конфликте.

В настоящее время ведется работа над усовершенствованной версией самолета E-2D. ВМС США рассчитывают принять этот самолет на вооружение в 2015 году, всего Пентагон рассчитывает приобрести 75 таких самолетов. Все они получат новую РЛС APY-9 с активной фазированной антенной решеткой, а также «стеклянную» кабину, интегрированную систему спутниковой связи и т.д. В настоящее время несколько самолетов уже переданы военным, они проходят серию оценочных испытаний.

E-3 Sentry

E-3 Sentry – это настоящее лицо «летающих радаров». Самолет, который узнают во многих странах мира. Говоря об AWACS, чаще всего представляют именно эту машину. Компания Boeing начала работы над этим самолетом еще в первой половине 1970-х годов. Самолет проектировался на базе существующего грузового самолета Boeing 707-320. Свой первый полет E-3 совершил в 1976 году, а уже в следующем году машина была принята на вооружение ВВС США. По распространенности самолеты E-3 Sentry уступают лишь своему предшественнику – E-2 Hawkeye. Всего с 1977 по 1992 год было выпущено 68 самолетов данных типов. Их основными операторами являются ВВС США (31 самолет), европейское командование НАТО (18 самолетов), Великобритания (7 самолетов), Саудовская Аравия (5 самолетов), Франция (4 самолета). В составе Королевских ВВС Великобритании самолет получил новое обозначение – AEW.1. К этому же типу самолетов можно отнести японские E-767 AEW&C, которые были разработаны на базе пассажирского лайнера B767, но с применением радиолокационного оборудования Sentry. Всего на вооружении сил самообороны Японии в настоящее время находится 4 таких самолета.




E-3 Sentry на данный момент является единым самолетом ДРЛОиУ стран НАТО. Основу комплекса АВАКС составляет очень мощная РЛС кругового обзора. Антенна помещается в обтекатель, расположенный в верхней части фюзеляжа на двух опорах на высоте 4,2 м над ним. Диаметр обтекателя антенны 9,1 м, толщина – 1,8 м. Благодаря этой РЛС самолет в состоянии обнаружить цели над горизонтом на удалении в 650 км, цели типа бомбардировщик – на дальности до 520 км, малоразмерные низколетящие цели на дальности до 400 км. Экипаж самолета состоит из 4 человек летного состава и 13-19 операторов ДРЛО.

Размах крыльев машины – 44,42 м, длина – 46,61 м, высота – 12,73 м. Самолет E-3 Sentry в состоянии развивать скорость до 853 км/ч, а его боевой радиус действия равен 1600 км. При этом самолет в состоянии находится на боевом дежурстве до 6 часов (без дозаправки в воздухе). Последняя модернизация самолетов, находящихся на вооружении американских ВВС, была произведена в 2009 году.

А-50

А-50 это советский ответ американскому АВАКСу. Самолет ДРЛОиУ А-50 был разработан Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Бериева. Разработка самолета шла в середине 1970-х годов. Российский «летающий радар» построен на базе распространенного военно-транспортного самолета Ил-76МД. Впервые он поднялся в воздух в 1978 году, в 1989 году самолет поступил на вооружение. Всего было произведено около 40 единиц. В настоящее время 29 самолетов А-50М/А-50У/А-50ИЭ состоят на вооружении ВВС России и Индии. На вооружении российских ВВС находится 23 самолета А-50М и 3 самолета А-50У, еще 3 самолета А-50ИЭ несут службу в ВВС Индии. Индийская версия самолета построена на базе РЛС израильской компании Elta.



Самолет ДРЛОиУ А-50 при размахе крыльев 50,5 м, длине 48,3 м и высоте 14,8 м в состоянии выполнять полеты на скорости до 800 км/ч. Максимальная продолжительность полета 9 часов, при проведении патрулирования на удалении до 1000 км продолжительность полета составляет 4 часа. Самолет оснащался импульсно-доплеровской РЛС, установленной в обтекателе круглой формы над фюзеляжем самолета. Самолет в состоянии обнаруживать цели типа «бомбардировщик» на дальности до 650 км, цели типа «истребитель» на дальности до 300 км, крылатые ракеты на удалении до 215 км, одновременно сопровождая до 300 воздушных целей и наводя на цель до 30 истребителей. При этом самолет в состоянии обнаруживать и наземные цели на удалении до 250 км. Экипаж самолета состоит из 5 человек, а также 10-11 операторов ДРЛО.

В настоящее время на вооружение ВВС России поставляются самолеты А-50У. Это усовершенствованная версия, получившая полностью цифровое оборудование и модернизированный радиотехнический комплекс. Улучшились характеристики обнаружения целей в задней полусфере, а также появилась возможность обнаружения надводных целей. Модернизированная версия обладает меньшей массой, большим количеством одновременно сопровождаемых целей, а также более высоким комфортом для экипажа. На самолете появились буфет с бытовой техникой и комната отдыха экипажа.

KJ-200

Сегодня про китайский самолет ДРЛОиУ KJ-200 можно найти не так много информации. Данный самолет разрабатывается с начала 2000-х годов. Первый раз самолет поднялся в воздух в 2005 году, в 2010 году впервые засветился на выставке, в качестве статичного экспоната. Самолет создан на базе военно-транспортного самолета Y-8 (является лицензионной версией советского Ан-12). ВМС и ВВС НОАК заказали данный самолет в соответствии с требованием разработки недорого самолета ДРЛОиУ.



Самолет KJ-200 представляет собой другую концепцию размещения радиотехнического оборудования на борту самолета. Вместо 3-х активных фазированных антенных решеток, которые располагаются треугольником внутри дискового обтекателя над фюзеляжем самолета (тот самый диск над самолетом, за который их иногда называют «летающий гриб»), на самолете KJ-200 только 2 антенны, которые установлены в надфюзеляжном плоском коробчатом контейнере. Такая конструкция имеет свои недостатки – «мертвые» зоны обзора вперед и назад. Поэтому есть предположение, что в носовой и хвостовой частях самолета могут быть установлены дополнительные антенны.

Размах крыльев самолета составляет 38 м, длина – 34 м, высота – 11,6 м. Самолет может разгоняться до скорости 662 км/ч и находится в воздухе около 10 часов. Предполагается, что самолет оснащен АФАР РЛС, созданной в рамках проекта GaoXin 5, которая расположена в обтекателе над центральной частью фюзеляжа. Данная РЛС в состоянии обнаружить цели на удалении в 300-450 км. В настоящее время самолет производится серийно, но точное количество выпущенных единиц назвать трудно. Оценивая доступные в сети фотографии, можно говорить о наличии на вооружении Китая как минимум 3-х подобных самолетов.

B737 AEW&C

Проект самолета ДРЛОиУ B737 AEW&C берет свой отчет с 2000 года, когда Минобороны Австралии заказало его разработку у американского концерна Boeing. Свой первые полет самолет совершил в 2004 году. На вооружение ВВС Австралии машина была принята в 2009 году. В настоящее время 6 таких самолетов есть в составе ВВС Австралии, еще по 4 самолета заказали Турция (первый поставлен в начале 2014 года) и Южная Корея (получила как минимум 1 самолет). На вооружении этих стран самолеты получили свое обозначение Wedgetail (Австралия), Peace Eagle (Турция) и Peace Eye (Южная Корея).



Самолет был спроектирован на базе пассажирского лайнера B737-700IGW. Изначально самолет был заявлен, как упрощенная версия E-3 Sentry. Основная РЛС самолета – это MESA (Multi-role Electronically Scanned Array, многоцелевая электронная сканирующая область). Она обеспечивает угол обзора в 360 градусов. Данная РЛС установлена на пилоне в хвостовой части машины. РЛС в состоянии сопровождать как воздушные, так и надводные цели. Дальность обнаружения воздушных целей типа «бомбардировщик» составляет 600 км, типа «истребитель» – 370 км, надводных целей типа «фрегат» – 240 км. Самолет может одновременно сопровождать до 180 воздушных целей, наводя на них 24 истребителя. Помимо этого самолет оснащен средствами радиоэлектронной разведки, которые позволяют B737 AEW&C с высоты в 9 тысяч метров обнаружить источник радиоволнового излучения, расположенный на удалении в 850 км.

Размах крыльев B737 AEW&C составляет 35,8 м, длина – 33,6 м, высота – 12,5 м. Самолет в состоянии развить скорость до 850 км/ч и преодолеть до 6,5 тысяч км без дозаправки. Экипаж самолета состоит из 2-3 человек летного персонала и 10 операторов ДРЛО, каждый из операторов в состоянии работать со своей группой целей.

Источники информации:
http://lenta.ru/articles/2014/03/13/aewc
http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft20539.htm
http://militaryrussia.ru/blog/topic-599.html
http://www.plam.ru/transportavi/vzlyot_2009_11/p20.php
http://www.military-informant.com/index.php/airforce/1337-kj-200.html
http://www.airwar.ru/enc/spy/b737.html
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти