Главком ВМФ рассказал о будущем подводного флота

В прошедший День моряка-подводника главком ВМФ России адмирал В. Чирков рассказал о дальнейшем развитии отечественного подводного флота. Адмирал поведал о текущих программах строительства подводных лодок, а также затронул тему создания перспективной техники для военно-морского флота.

Главком ВМФ рассказал о будущем подводного флота


По словам В. Чиркова, отечественная оборонная промышленность в настоящее время работает над созданием воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) для перспективных неатомных подводных лодок. Занятые в проекте предприятия обещают завершить свою часть работ в 2015-16 годах. Таким образом, в течение нескольких следующих лет в составе российского военно-морского флота появится первая подлодка с ВНЭУ. Когда новая энергетическая установка будет готова, ее установят на новой дизель-электрической подлодке, которую планируется построить в соответствии с обновленным проектом 677 «Лада». Строительство этой субмарины планируется завершить в 2016-17 годах.


Одновременно с разработкой воздухонезависимой энергетической установки ведется создание нового проекта неатомных подводных лодок. В будущем именно эти субмарины должны стать носителем перспективной ВНЭУ. По словам адмирала Чиркова, новый проект получил обозначение «Калина». До начала строительства лодок «Калина» предполагается испытать экспериментальную ВНЭУ, для чего будет использована субмарина предыдущего проекта 677 «Лада». После доводки перспективная система будет пригодна для установки на новые неатомные подлодки.

Появление воздухонезависимой энергетической установки позволит перспективным неатомным подлодкам превзойти по своим характеристикам существующие ДЭПЛ. Как понятно из названия перспективной энергоустановки, оснащенная ей подлодка не нуждается в регулярных всплытиях для использования атмосферного воздуха и подзарядки аккумуляторов. Благодаря этому подлодка с ВНЭУ сможет в течение большего времени находиться под водой. По имеющимся данным, отечественная ВНЭУ, использующая водород, будет получать его путем переработки дизельного топлива.

Подводные лодки «Калина» и воздухонезависимая энергетическая установка для них пока находятся на стадии проектирования. Одновременно с этим отечественная оборонка ведет работы в рамках другой программы, связанной с подводным флотом. Главком ВМФ В. Чирков напомнил о строительстве новых дизель-электрических субмарин проекта 636.3 «Варшавянка». В течение нескольких следующих лет Черноморский флот получит шесть таких кораблей.

Шесть новых подлодок позволят создать в составе Черноморского флота полноценное соединение постоянной готовности. Используя новые субмарины, моряки-черноморцы смогут решать широкий круг задач в своей зоне ответственности. Подлодки «Варшавянка» смогут действовать совместно с надводными кораблями или морской авиацией, благодаря чему Черноморский флот повысит свои возможности при действиях в Средиземном море.

По словам адмирала Чиркова, обновление Черноморского флота уже давно назрело, и теперь это соединение ВМФ России сможет эффективно работать и обеспечивать национальную безопасность во всей своей зоне ответственности – от Черного моря до Средиземного.

Говоря о перспективах отечественного подводного флота, адмирал Чирков затронул тему стратегии его использования. В дополнение к морскому компоненту ядерной триады военно-морской флот намерен использовать т.н. стратегическое неядерное сдерживание. В состав группировки, которая получит подобные задачи, должны войти как атомные, так и дизель-электрические подводные лодки с высокоточным ракетным вооружением. Кроме того, задачи неядерного сдерживания будут выполнять и надводные корабли.

Среди прочих в группировку стратегического неядерного сдерживания должны войти новые многоцелевые атомные подлодки проекта 885 «Ясень». Головной корабль проекта «Северодвинск» несколько месяцев назад был принят в опытную эксплуатацию и в ближайшее время должен стать полноценной боевой единицей военно-морского флота. До конца текущего десятилетия предполагается построить в общей сложности восемь субмарин «Ясень». Вооружение этих подлодок позволит атаковать цели на дальностях до 500 километров, что соответствующим образом сказывается на их боевом потенциале.

Кроме того, для стратегического неядерного сдерживания будут использоваться лодки проекта 636.3 «Варшавянка» и проектируемые «Калины». Таким образом, в течение нескольких следующих лет военно-морской флот Росси должен получить новые инструменты для выполнения различных стратегических задач.

Главком ВМФ рассказал о методах сохранения имеющегося потенциала подводных сил. Существует и выполняется программа модернизации многоцелевых атомных подлодок третьего поколения, а также имеются планы на строительство новых субмарин различных классов и типов. Одним из основных методов повышения потенциала подводных кораблей, по словам адмирала Чиркова, считается обновление их бортового радиоэлектронного оборудования с интеграцией перспективных роботизированных систем.

Наконец, командующий военно-морским флотом отметил важность подводного флота для безопасности страны. По его мнению, увеличение интенсивности службы субмарин самым прямым образом должно сказаться на безопасности России.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://vz.ru/
http://rg.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 35
  1. Lyton 21 марта 2014 08:47
    Дай то бог, что бы все задуманное выполнили в установленные сроки, а то это все надо было делать еще вчера.
    1. Гражданский 21 марта 2014 10:15
      Лада Калина... не очень удачные названия.... ВНУ уже 30 лет проектируем... а лодка есть даже у греков с таким движителем
      1. леликас 21 марта 2014 14:40
        Цитата: Гражданский
        ВНУ уже 30 лет проектируем... а лодка есть даже у греков с таким движителем

        Причем сроки сдачи - как компас на Северном полюсе - то 14й , то 18й ,то 16й год...
      2. Удав КАА 21 марта 2014 19:14
        Цитата: Гражданский
        ВНУ уже 30 лет проектируем.

        Наша пресса дает другую цифирь -- 20лет. Но всеравно много. Американцы идут параллельным путем. Они из Их стандартного топлива (бензин) также пытаются извлечь водород. Но пока отстают от нас. К тому же наши подняли планку в 2 раза выше, чем немцы. Наш электрохимический генератор расчитан на 400 Мвт. Пока дает 70% от номинала. Поэтому его и дорабатывают. А немцы поставили на свои "У-боты" ЭХГ на криогенном кислороде и металлизированном водороде мощностью 180 Мвт, и довольны.
        Цитата: Гражданский
        а лодка есть даже у греков с таким движителем

        Две ремарки: У греков немецкие 214 проекта ПЛ, так что они не в теме -- они "эксплуатанты", а не разработчики.
        И второе. "Двигатель" и "движитель" -- это две большие разницы, как говорят в Одессе.
        Двигатель -- энергетическая установка для преобразования химической (электрической, ядерной, тепловой и тп)энергии в кинетическую для движения объекта.
        "Движитель" -- это устройство, которое превращает энергию выработанную двигателем в кинетическую энергию движущегося объекта. Короче: двигатель -- дизель (электромотор), а движитель -- гребной винт, водомет, реактивная насадка и тп.
        Формально Ваша фраза справедлива на 100%, тк у этих ПЛ точно "одинаковые движители".
      3. Комментарий был удален.
      4. sub307 21 марта 2014 21:50
        Вот именно - "даже у греков", про немцев - ваще молчим.
      5. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
  2. Normman 21 марта 2014 08:57
    Хорошая инфографика с сайта "Сделано у нас!"
    1. mpa945 21 марта 2014 15:39
      Много неточностей. И также как и у главкома ни гу гу о надводной составляющей.
      Или Арли Берк?
    2. воронбит 23 марта 2014 12:58
      судя по всему у современных бореев и ясеней скорость и глубина пожертвованы в пользу бесшумности ламинарного потока
      воронбит
  3. saag 21 марта 2014 09:07
    Двигатель стирлинга может быть освоят
    1. Удав КАА 21 марта 2014 19:20
      Цитата: saag
      Двигатель стирлинга может быть освоят

      Наука рвется вперед, а вы о двигателе стирлинга. У нас реально должно получиться лучше, чем у немцев, с нашим ЭХГ, но Вы в это не верите.
    2. sub307 21 марта 2014 21:53
      Он уже освоен вполне - шведами.
    3. Комментарий был удален.
  4. DDHAL 21 марта 2014 09:58
    На месте не стоим и это главное. Новые идеи всегда возникают в процессе работы.
    DDHAL
  5. rudolff 21 марта 2014 11:31
    В переводе с высокопарного на русский язык, на проекте Лада окончательно поставлен большой и жирный крест. Будут достроены уже заложенные корпуса, одна лодка опытовая под ВНЭУ и на этом конец "серии".
    1. Удав КАА 21 марта 2014 20:01
      Цитата: rudolff
      Будут достроены уже заложенные корпуса, одна лодка опытовая под ВНЭУ и на этом конец "серии".

      Рудольф, здравствуй. Порылся по инету. Получается, что серия из 4 ед. "Лада" -- опытовая, "Кронштадт" -- под литиево-ионную батарею, "Севастополь" -- с новой ВНЭУ. Еще по одной терки.
      ВНЭУ испытывалась на Б-90 "Саров" в октябре 2012 г. Затем сообщение от СМИ : "Лада" выжала 70% от номинала ГЭДа (СЭД-1) под ВНЭУ. Но не в норме навигационный комплекс. Это на октябрь 12 года. А вот уже в марте 13 года -- все ТТХ на "Ладе" подтверждены. Поэтому планы изменились: на КСФ -- 2 ПЛ пр 677М, а затем до 2020г еще 4 НАПЛ (видимо уже "Калины"). "Кронштадт" планировали на ЧФ, для подпитки флота и поддержки Средиземноморского ОС. Обещали ВНЭУ в отдельной секции.("Это двигатель на топливных элементах с риформингом дизельного топлива"). С ним НАПЛ должна более 25 суток идти под водой, подводная скорость 21 уз, автономность 45 суток. Сейчас работают над решением следующих проблем:
      - не доведен до ума всережимный главный гребной ЭД - СЭД-1;
      - проблемы с ГАК "Лира" с большой квазиконформной г/а антенной.
      У военных циркулирует мысль -- поставить ВНЭУ на пр 877. Это 23 корпуса + еще 6 в заказе. Срок адаптации 1-2 года. Перспектива - 40 корпусов, проданных за границу. Промы говорят, что 877пр. -- вчерашний день и нужно делать ставку на 677пр. Но при этом "детская болезнь" адаптации установки к проекту будет 5-10(!) лет. Перспектива -- "Амур 1650", тендер на 6 корпусов индусам по программе 75-И. Индусы специально табанят проведение тендера, ожидая нашу ВНЭУ, ставя условия, что ПЛ должна быть адаптирована под "Брамос".
      Так что, не все так просто под Луной!
      1. rudolff 21 марта 2014 21:16
        Добрый вечер, Удав! Все верно, почти детективная история. А Калина, вообще темная "лошадка". Не приходилось слышать раньше.
      2. rudolff 21 марта 2014 21:21
        Самое любопытное, что когда предыдущий главком озвучил претензии и отказ от проекта Лада, рубиновские обиженно заявили, что флот ВНЭУ вообще не заказывал и ТЗ у них нет. Типа на наших лодках будут только новые батареи.
        1. Удав КАА 21 марта 2014 23:08
          Цитата: rudolff
          рубиновские обиженно заявили, что флот ВНЭУ вообще не заказывал и ТЗ у них нет.

          Рудольф, мне кажется что это правда. Что-то я ничего в последнее время не слышал о военно-техническом совете ВМФ.
          Тем более, об этой методике получения энергии я услышал еще находясь в строю. Получится -- будем на коне. Немцы, конечно молодцы, но от гидродинамического удара штуцеры и соединения между легким и прочным корпусом быстро придут в негодность. А водород он коварен. Он сквозь металл диффузирует. Вообще-то меня больше "Лира" беспокоит. Гидроакустика -- это глаза и уши , это дуэль и секунды до залпа и последующего маневра уклонения... Это -- бой, это -- война!
  6. saag 21 марта 2014 12:06
    что так в ДЭПЛ вцепились, потому что дешево или привычно?
    1. Dart2027 21 марта 2014 17:42
      Атомные ПЛ предназначены для действий в океане и в значительном отрыве от своих баз. Для морской зоны (ЧФ, БФ) они действительно слишком дороги.
    2. sub307 21 марта 2014 21:58
      Это уже будут "НАПЛ", а не "ДЭПЛ".
    3. Комментарий был удален.
    4. cdrt 22 марта 2014 01:29
      Цитата: saag
      что так в ДЭПЛ вцепились, потому что дешево или привычно?


      Ну вроде как ПЛ с ВНЭУ в эксплуатации дороже АПЛ стоят, особенно если о водородных речь идет
  7. Роман 1977 21 марта 2014 12:28
    За последние 13 лет (2000-2013 г.г.) сданы флоту следующие подводные лодки:
    2 РПКСН проекта 955 «Борей»: Для СФ и ТОФ; "Юрий Долгорукий" заложен в 1996 г.-сдан в 2012 г. (16 лет); "Александр Невский"- заложен в 2004 г.-сдан в 2013 г. (9 лет). Обе лодки в опытной эксплуатации. На испытаниях лодка аналогичного проекта "Владимир Мономах", для ТОФ, строится с 2006 года, если сдадут в этом году-8 лет.

    1 МПЛАТРК проекта 885 «Ясень» для СФ- сдан в опытную эксплуатацию. Заложена в 1993 году, сдана флоту в 2013 году (20 лет).
    "Северодвинск" будет принят в боевой состав Военно-морского флота России не раньше второй половины текущего года по причине незавершённости испытаний гидроакустики, навигации, электро-механической части, ракетного комплекса "Калибр", а также работ по снижению шумности с целью доведения её до параметров, установленных в ТТЗ.

    Следующая лодка проекта "Казань" ожидается в 2015 году (заложена в 2009 году).

    1 ДЭПЛ проекта 677 "Лада" "Санкт-Петербург", пока для БФ, переведена на СФ для испытаний, в опытной эксплуатации. Заложена в 1997 году, флоту сдана в 2010 году (13 лет).

    прибытие ДЭПЛ проекта 677 "Санкт-Петербург" на СФ
    Лодки получились настолько неудачными, что в феврале 2012 года в СМИ говорилось, что ВМФ отказывается от проекта «Лада» — по словам бывшего главкома ВМФ Высоцкого:
    ...заявленные технические характеристики подводных лодок проекта 677 не подтверждаются на испытаниях головной подлодки «Санкт-Петербург». «В существующем виде „Лада“ ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые „мозги“ с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее такие же...

    Впрочем от проекта не отказались и решено достроить 2 ДЭПЛ проекта: "Кронштадт" (заложена в 2005 году) и "Севастополь" (заложена в 2006 году)
    После неудачи с проектом 677 вынуждены были начать строительство ДЭПЛ проекта 636.6, являющимся развитием проекта 877, изначально предназначенным для экспорта. Первая ДЭПЛ "Новороссийск", заложена в 2010 году, спущена на воду 28.11.2013 года, ожидается к сдаче флоту летом этого года. В этом же году ожидается еще одна ДЭПЛ проекта "Ростов-на-Дону".
    1 Дизельная подводная лодка специального назначения проекта 20120 "Саров", предназначенная для испытаний новых образцов вооружения и военной техники. Базируется на СФ. Заложена в 1989 году флоту сдана в 2008 году (19 лет).

    1 атомная подводная лодка специального назначения проекта 10831 АС-31. Базируется на СФ. Заложена в 1990 году, сдана флоту в 2010 году (20 лет)
  8. лёшка 21 марта 2014 12:54
    нам нужны такие подводные лодки чтоб у них было как минимум 100 крылатых ракет
    лёшка
    1. одинокий 21 марта 2014 13:12
      Цитата: лёшка
      нам нужны такие подводные лодки чтоб у них было как минимум 100 крылатых ракет


      Вы размеры такой ПЛ представляете?100 Крылатых ракет -это не спички,чтоб вместить в одной коробке
      1. леликас 21 марта 2014 14:43
        Цитата: одинокий
        Цитата: лёшка
        нам нужны такие подводные лодки чтоб у них было как минимум 100 крылатых ракет


        Вы размеры такой ПЛ представляете?100 Крылатых ракет -это не спички,чтоб вместить в одной коробке

        В принципе , если использовать пусковые стратегов-можно добиться и большего числа ракет , но нужно - ли .
      2. Удав КАА 21 марта 2014 20:15
        Цитата: одинокий
        Вы размеры такой ПЛ представляете?

        Конечно! Это бывшая пларб "Огайо", переоборудованная под носители КР.

        Цитата: одинокий
        100 Крылатых ракет -это не спички,чтоб вместить в одной коробке

        А если так попробовать? Может и получится, а?
        1. одинокий 21 марта 2014 21:45
          Цитата: Удав КАА
          А если так попробовать? Может и получится, а?

          давайте рассуждать логично.Вот сверху Роман1977 поставил несколько фото новых ПЛ и подробно описал за какое время эти лодки были сделаны.В эти лодки было потрачено уйма времени(ну насчет того что,длительное время строительство не финансировали,может быть,я не в курсе этого).А если эти ПЛ действительно строили за такие сроки,я представляю сколько времени подабится для строительства таких ПЛ со 100 крылатыми ракетами.
          Все таки ПЛ это не буксир,да и если честно такие ПЛ требуют большие финансовые расходы.Еще неизвестно во сколько может обойтись одна такая лодка.В отличии от американцев ,Россия деньги просто так не печатает.
          1. Удав КАА 21 марта 2014 23:40
            Цитата: одинокий
            сверху Роман1977 поставил несколько фото новых ПЛ и подробно описал за какое время эти лодки были сделаны

            Уважаемый маршал, я восхищаюсь работоспособностью Романа. Его коменты предельно информационны и содержательны. Но порой не хватает аналитики и выводов. Да, он описал за какое время они были построены, но не слова не сказал В КАКОЕ ВРЕМЯ они были построены. При таких условиях другие страны вообще ничего бы не построили...
            Цитата: одинокий
            я представляю сколько времени подабится для строительства таких ПЛ со 100 крылатыми ракетами.

            Не-а, не представляете, потому что считаете, что это должен быть подводный крейсер со 100 ПУ как на пр 949А. А если в шахты 941 проекта загрузить по 5 КР, построенных с применением технологий ХХ! века? Посчитайте: 5х20=100! Теперь представим Борей с 20 шахтами ( раньше такие мысли были), где в каждой по 5 КРБД типа Х-101. Так что, как говорят наши коллеги, "была бы политическая воля!"
            Цитата: одинокий
            Еще неизвестно во сколько может обойтись одна такая лодка.

            Ну, по скромным подсчетам, лярдов 40 этак...
          2. Удав КАА 22 марта 2014 00:01
            Цитата: одинокий
            А если эти ПЛ действительно строили за такие сроки,я представляю сколько времени подабится для строительства таких ПЛ со 100 крылатыми ракетами.

            Сроки большие, но нужно учесть время, в КОТОРОЕ ОНИ СТРОИЛИСЬ, при развале страны и производства.
            Лодки уже построены. нужна модернизация и новые ракеты на основе технологий ХХ1 века. Тогда в одну шахту Борея (Ясеня) можно будет разместить 5-7 КРБД типа Х-101.
            Цитата: одинокий
            такие ПЛ требуют большие финансовые расходы.Еще неизвестно во сколько может обойтись одна такая лодка

            Стоимость такой лодки приблизительно 40 млрд рублей. Деньги огромные, это того стоит.
        2. sub307 21 марта 2014 22:02
          Как видим - чудесно и поболе разместили. А мы свои носители "на иголки".
          1. Saburov 21 марта 2014 23:37
            Здесь надо учитывать лишь одно,что одна ПЛ не может находиться в двух или более местах одновременно,поэтому отсюда такое решение,а у США как всегда,заваруха в одном месте,так они полфлота туда своего гонят,так что стратегия РФ в принципе правильная,надо делать новые лодки и разного назначения,но желательно унифицировать по классам ПЛ,тогда и проще будет и обслуживать и производить,да и в стратегов крылатки запихивать,мне кажется бредовая идея,так как все характерные для них шумы и подноготную,американцы знают не хуже чем мы и по ресурсу ремонтного обслуживания,тоже не выиграем,пускай США над своим флотом изголяется,а мы потихоньку все по полочкам,таким образом заставим их потеть при выходе более одной ПЛ с базы.
          2. Ост_51RU 21 марта 2014 23:40
            При коммунистах с 1988 по 1991 гг. из сокращаемых 667А путём модернизации сделали так называемые груши - 667АТ. Чудесные корабли - носители торпедного вооружения, крылатых ракет и минные заградители. На СФ их было 3 штуки. В отличие от 667Б, БД, БДР (кроме последних двух) - 667АТ ушли в разрезку полностью отработав свой ресурс.
        3. Комментарий был удален.
        4. человечик 22 марта 2014 10:50
          И как вариант наши оставшиеся 3 Акулы
    2. cdrt 22 марта 2014 01:30
      Цитата: лёшка
      нам нужны такие подводные лодки чтоб у них было как минимум 100 крылатых ракет


      200 или 300, не меньше ятакщетаю laughing
  9. пацантрэ 21 марта 2014 15:18
    До начала строительства лодок «Калина» предполагается испытать экспериментальную ВНЭУ, для чего будет использована субмарина предыдущего проекта 677 «Лада». После доводки перспективная система будет пригодна для установки на новые неатомные подлодки.

    Надеюсь, подводная "Лада-Калина" окажется лучше "ползающей"...))
  10. fregina1 21 марта 2014 15:28
    Нужно! Хотя бы 4 лодки! Часть ракет со специальной боевой частью (ядерной), часть обычные боеголовки!А если под такой вариант переделать "Тайфуны" которые остались! То это просто имперский крейсер будет!
  11. Yarik 21 марта 2014 16:06
    леликас Сегодня, 14:43 ↑ Новый
    Цитата: одинокий
    Цитата: лёшка
    нам нужны такие подводные лодки чтоб у них было как минимум 100 крылатых ракет

    Вы размеры такой ПЛ представляете?100 Крылатых ракет -это не спички,чтоб вместить в одной коробке
    В принципе , если использовать пусковые стратегов-можно добиться и большего числа ракет , но нужно - ли


    Отстреляться не успеет.Грохнут.100 ракет.Хм...не верю.
    1. Удав КАА 21 марта 2014 20:27
      Цитата: Yarik
      Отстреляться не успеет.Грохнут.100 ракет.Хм...не верю.

      А если из подвижного защищенного РБД? Или по друзьям из Евро-НАТО из просто ЗРБД? А можно и по Азиатским базам наших партнеров по СНВ-3! Вообще-то должно здорово получиться, если на период пуска КР обеспечить боевую устойчивость этого подводного крейсера.
  12. Gagarin 21 марта 2014 18:13
    Зачем такой скромный дарагой!
    Давай 500, 800!
    Цитата: лёшка
    нам нужны такие подводные лодки чтоб у них было как минимум 100 крылатых ракет
    Gagarin
  13. 52гим 21 марта 2014 18:49
    Даешь подплав! Хороший и разный!
    1. sub307 21 марта 2014 22:05
      Лучше - "однообразно" хороший и превосходный.
    2. Комментарий был удален.
    3. Ост_51RU 21 марта 2014 23:57
      Хорошие, надёжные - это хорошо, но разные - счастье сомнительное. Чем более унифицирована элементная база- тем проще в эксплуатации. Сам в 90-е лихие снимал конденсатные горшки с "Андромеды", греющие батареи с испарителей с "Груш" для своего 667БДРа. И всё чудесным образом подходило.
  14. Зевс 21 марта 2014 19:04
    Карта присутствия надводных кораблей 1-2 ранга ВМФ России в Мировом океане по данным на 10.03.2014
  15. prorab_ak 21 марта 2014 21:31
    Есть Лада, а теперь еще и Калина будет, да они издеваются с названиями что ли?!?! lol
    Так и представляю как Вован на ней в аквапробег отправится из Балтики на Черное море, а за ним еще три подлодки сопровождения с ФСОшниками!!!! laughing lol
    1. sub307 21 марта 2014 22:10
      Угу, и в жёлтый цвет выкрасить, прям "Yellou sabmarin"(за буквы не ручаюсь)получиться.
    2. Комментарий был удален.
  16. DEZINTO 21 марта 2014 21:47
    ДЭПЛ с двигателями Стирлинга. Применение этого двигателя значительно повышает время пребывания лодки в подводном положении без серьезных потерь в других показателях. Интересная и заслуживающая внимания система, но таких лодок было построено чуть более десятка – это шведский проект «Готланд», французский «Сага», а также японские «Сорю».
  17. Я так думаю 23 марта 2014 00:05
    Да ... слабенько слабенько ... но видимо только на это способна нынешня разрушенная "реформами" промышленность ... впору идти сдаваться ...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня