Учебно-тренировочный самолёт T-45 Goshawk

США по праву гордятся своим авианосным флотом. В настоящее время в составе американского ВМС числится 10 авианосцев, еще один авианосец «Джеральд Р. Форд» спущен на воду, но пока не включен в состав флота. Основным оружием этой армады является палубная авиация. Для подготовки высококвалифицированных пилотов палубной авиации в США был разработан специальный учебно-тренировочный самолет палубного базирования — Т-45 «Goshawk» (рус. «ястреб»). Данный самолет был разработан на базе английского учебного самолета «Хок» и серийно выпускается компанией Боинг и английской British Aerospace (BAe). В настоящее время самолет активно используется в ВМС США. К началу 2008 года общий налет самолетов T-45 Goshawk составил 800 тысяч часов.

T-45 Goshawk — это двухместный учебно-тренировочный самолет повышенной и промежуточной подготовки пилотов аэродромного базирования, который может совершать взлет и посадку с палубы авианосца. Основное предназначение самолета — подготовка пилотов палубной авиации. Первоначально Пентагон заказывал 268 подобных самолетов, но затем заказ был сокращен до 197 машин, в конечном итоге к январю 2009 года военным было передано 214 самолетов из окончательного заказа в 221 самолет. В апреле 2008 года американские военные анонсировали переоснащение 19 самолетов T-45C новым электронным оборудованием, которое в состоянии имитировать работу аппаратуры РЭБ и РЛС с синтезированной апертурой луча. Благодаря этим изменениям самолет T-45 можно теперь использовать для подготовки пилотов самолетов Super Hornet, E-2D Hawkeye, Prowler и Growler. При этом ВМС рассказали о своем намерении приобрести еще 180 учебно-тренировочных самолетов самой последней модификации.

Учебно-тренировочный самолёт T-45 Goshawk

История. T-45 Goshawk начинается в 1978 году, когда был объявлен конкурс на новый учебно-тренировочный самолет (УТС), который смог бы совместить в себе достоинства УТС повышенной подготовки пилотов TA-4J Skyhawk и УТС промежуточной подготовки пилотов T-2B/C Buckeye. Победителем данного конкурса в 1981 году и стал T-45 Goshawk. ВМС США остановили свой выбор на модернизированном варианте учебно-тренировочного самолета Hawk компании ВАе в роли авиационного компонента американской тренировочной системы, которая была рассчитана на подготовку 600 летчиков ежегодно (в 1990-е и 2000-е годы).


Английский самолет Hawk смог обойти всех своих конкурентов по целому ряду характеристик, включая высокую топливную эффективность. О выборе самолета британской конструкции было объявлено в ноябре 1981 года, а спустя почти 5 лет в мае 1986 года с компанией «McDonnell Douglas» (в 1997 году объединилась с Boeing ) был заключен контракт на проведение полномасштабных работ по техническому проектированию самолета для нужд ВМС. Именно компания McDonnell Douglas стала главным подрядчиком, субподрядчиком по проекту выступала английская компания ВАе (теперь ВАЕ Systems). Компания ВАе отвечала за работы по созданию крыла, хвостовой и центрально части фюзеляжа, фонаря кабины, оперения, а также системы управления полетом. Изначально планировалось создание двух вариантов самолета: морского варианта T-45A, который предназначался для эксплуатации с палуб авианосцев, и сухопутного варианта T-45B, который должен был базироваться на обыкновенных аэродромах. Однако продление ресурсов эксплуатации УТС TA-4J и T-2 позволило Пентагону отказаться от сухопутного варианта, ограничившись самолетом T-45A.

Учебно-тренировочный самолёт T-45 Goshawk

В конструкцию базового английского варианта самолета Hawk Mk.60 по требованию представителей ВМС США была внесена масса различных изменений. Для восприятия больших нагрузок в момент совершения посадки на палубу авианосца планер самолета был усилен. Носовая часть фюзеляжа была расширена для того, чтобы разместить под ней новую двухколесную стойку носовой опоры шасси. Данная стойка была выполнена совместимой с используемыми на американских авианосцах паровыми катапультами. Подверглись конструктивным изменениям и основные опоры шасси самолета, которые получили амортизаторы, обладающие большим рабочим ходом штоков. Был увеличен размах стабилизатора и высота киля, помимо этого на самолете появился подфюзеляжный гребень. Спереди и ниже горизонтального оперения были установлены маленькие фальшкили, которые были предназначены для парирования броска по тангажу, который неизбежно возникал в тот момент, когда выпускался воздушный тормоз. Помимо этого, на «Ястребе» ввели новые перекрестные связи между рулем направления и элеронами, а также использовали щелевые предкрылки, расположенные по всему размаху крыла. Предкрылки имели гидроприводы и электрическое управление.

В целом американский самолет имел следующие заметные отличия от своего заокеанского аналога. На нем появился тормозной гак для посадки на авианосец, а также устройства, позволяющие совершать взлет при помощи катапульты. В задней части фюзеляжа самолета разместили 2 тормозных щитка. Конструкция шасси претерпела изменения, на носовой стойке шасси были смонтированы два пневматика небольшого диаметра. Самолет получил катапультируемое кресло NACES производства компании «Мартин-Бейкер», данное кресло является стандартным для авиации ВМС США. Также самолет получил полный комплект радиоэлектронного оборудования американского производства.

Учебно-тренировочный самолёт T-45 Goshawk

Несмотря на то, что машина проектировалась как морской вариант, по сути, она осталась самолетом аэродромного базирования, лишь периодически отправляясь на палубы авианосцев. Первые испытания самолета на возможность его палубного базирования были проведены 4 декабря 1991 года на борту авианосца «Джон Ф. Кеннеди». В испытаниях использовалось 2 прототипа с двигателями F405-RR-400L и один предсерийный образец машины с двигателем F405-RR-401. Первый серийный учебно-тренировочный T-45A поднялся в небо 16 декабря 1991 года, однако военные летчики получили первые самолеты данного типа еще в октябре 1990 года. Это были самолеты прототипы, которые были доставлены на базу флота Патак-сен-Ривер.

После запуска самолетов в серийное производство в течение долгих лет вынашивались планы оснащения их двигателем американской конструкции, так в сентябре 1997 года шли испытания самолета с двухконтурным двигателем AlliedSignal F124. Также начиная с 73-й серийной машины, было обновлено оборудование кабины пилотов. Начиная с этого самолета, оно выполнено на базе 2-х многофункциональных цветных дисплеев, позднее так были доработаны все выпущенные образцы. Самолеты со «стеклянными кабинами» получили новое обозначение — T-45C.

Учебно-тренировочный самолёт T-45 Goshawk

Самолет T-45 спроектирован по нормальной аэродинамической схеме, он обладает низко расположенным крылом умеренной стреловидности. Силовая установка самолета включает в себя один турбореактивный двухконтурный двигатель F405-RR-401, обладающий тягой 2650 кгс. Конструкция планера самолета была специально усилена. Самолет был оснащен посадочным гаком, новой двухколесной носовой стойкой шасси, обладает более мощной механизацией крыла (по сравнению с английским аналогом), а также получил комплекс модернизированного бортового оборудования. Во внутренних баках самолета может находиться до 1312 кг топлива. Помимо этого на внешних узлах подвески самолета могут быть размещены еще 2 дополнительных топливных бака, емкость каждого бака — 591 л.

Для обучения пилотов применению различного вооружения на узлах внешней подвески T-45 Goshawk можно подвесить неуправляемые и управляемые ракеты, бомбы, подвесные пушечные контейнеры. Для подвески вооружения используется 3 пилона — по одному под каждой плоскостью крыла и один подфюзеляжный центральный пилон. На центральный подфюзеляжный пилон может быть установлена 30-мм пушка Aden, а также контейнер с боезапасом к ней.

Учебно-тренировочный самолёт T-45 Goshawk


Летно-технические характеристики Т-45А:
Габариты: размах крыла — 9,39 м; площадь крыла — 16,68 м, длина самолета — 11,97 м, высота — 4,27 м.
Масса максимальная взлетная — 6387 кг, пустого самолета — 4460 кг.
Силовая установка — 1 ТРДД Rolls-Royce/Turbomeca F405-RR-401, тяга — 26 кН.
Максимальная скорость — 997 км/ч.
Практическая дальность полета — 1296 км.
Практический потолок — 12 950 м.
Экипаж — 2 чел.
Полезная нагрузка — бомбы, управляемы и неуправляемые ракеты, пушки на 3-х узлах подвески.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/other/t45.html
http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft30042.htm
http://airspot.ru/catalogue/item/mcdonnell-douglas-t-45-goshawk
http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/726-ychebno-trenirovochn.html
http://thebrigade.thechive.com/2014/03/19/pucker-up-for-the-real-thing-t-45-goshawk-51-hq-photos
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. Shick 21 марта 2014 13:11
    Уж больно ЯК напоминает
    1. Argon 21 марта 2014 13:37
      Закусывать надо! fool
  2. barmaley 21 марта 2014 14:10
    Напоминает , и не только Як - два крыла , один киль, один двигатель, кабина двухместная , хвостовое оперение. А закусывать надо , само собой, таблетками.
  3. supertiger21 21 марта 2014 16:01
    По сути тот-же Т-38,только морской модификации.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня