Чем нам грозят санкции Запада?

В свете событий недавнего времени западные политики всё активнее призывают к экономическому давлению на Российскую Федерацию. В данном материале предлагается рассмотреть, какие способы воздействия есть в арсенале наших партнеров по борьбе с терроризмом, когда и как они применялись, чем это может навредить отечественной промышленности и экономике, а также попробовать разобраться, какие конкретные действия можно предпринять для нивелирования последствий от такого рода внешних воздействий.

Исламская Республика Иран


Пожалуй самой "опытной" жертвой санкций со стороны Запада является Иран. В 1979 году, после свержения шаха и установления Исламской Республики, США, а затем и ЕС, последовательно накладывали на Тегеран разнообразные санкции. Такие, как:

• бойкот иранских нефтепродуктов;
• заморозка активов на счетах банков (около 100 млрд. долл.);
• эмбарго и запрет деятельности американских контрагентов на территории Ирана, запрет любого экономического обмена с США;
• запрет международным (к слову независимым) организациям на выдачу кредитов и любую помощь Ирану;
• запрет на инвестирование в иранскую экономику для нерезидентов США (предусматривающий ответной мерой ограничения для таковых на ведение экономической деятельности на территории США).

Таким образом, экономика Ирана понесла ощутимые потери. В частности, на территорию Ирана запрещен экспорт современных обрабатывающих станков, автоматических линий и прочего производственного оборудования. Эти действия в первую очередь направлены на компанию Iran Khodro, крупнейшего в регионе и тринадцатого (когда-то) в мире производителя легковых автомобилей. Такой запрет привел к тому, что предприятие элементарно не может обновить свою производственную базу, и результаты этой проблемы вполне ощутимы: сокращение производственной программы с 1500 тыс. автомобилей в 2011 до 800 тыс. в 2013. Также стоит отметить, что эта область промышленности — зависима, значительная часть автокомпонентов импортная, местные поставщики отсутствуют, либо не конкурентоспособны по критериям стоимости, качества и объема производства. Естественно, вынужденное импортозамещение приводит к ухудшению качества продукции и снижению её экспортного потенциала.

Очевидно, что таким образом западные (европейские) производители выдавливают из рынков сильного конкурента, а проводниками их воли являются инициаторы санкций.


«Боинг» иранского национального перевозчика, выпущен в 1976 году


Вторым знаковым примером может выступать гражданская авиация Ирана. Начиная с 70-х годов прошлого века США, а за ними и ЕС, последовательно запретили своим производителями (на рынке гражданских судов существует дуополия, рынок разделен между Boeing и Airbus, то есть между США и Европой) экспортировать самолеты на территорию Исламской Республики. А в дальнейшем также запретили экспорт запчастей и компонентов. В конечном итоге в Иране эксплуатируются морально и физически устаревшие самолеты, некоторые произведенные ещё до Исламской Революции, например, в 1976 году. А самый современный самолет, эксплуатирующийся в Иране, — Airbus A-320 2003 года выпуска. При этом для ремонта самолетов используются ввезенные по обходным схемам компоненты, либо детали местного производства, естественно, не имеющие соответствующих сертификатов.

Конечно, Иран предпринял попытку диверсификации и импортозамещения. Так, в 2011 году на предприятии HESA было развернуто лицензионное производство с минимальной степенью локализации самолета Ан-140. На данный момент в эксплуатации находится 8 самолетов, дальнейшее развитие программы находится под вопросом, новых бортов с 2010 года не взлетало.


Запуск мотора Ан-140 иранского производства



Северокорейский Ту-204-100 как единственная альтернатива для "закрытой" страны


Начиная с середины 2000-х гг. Россия пытается продать Ирану самолеты Ту-204 различных модификаций, однако тщетно. Несколько лет назад даже был объявлен крупный заказ для Ирана на несколько десятков самолетов Ту-204СМ. Однако в дальнейшем появилась информация о том, что в составе мотора ПС-90А2 используются компоненты с американской интеллектуальной собственностью, а акционер и владелец 25% холдинга "Пермские моторы" компания "Pratt&Whitney" (США) заблокировала любые работы по проекту ввиду санкций в отношении Ирана. Как результат, контракт оказался в подвешенном состоянии, но совершенно недавно, начиная с января этого года, были временно и частично сняты ограничения на поставку компонентов и бывшей в употреблении авиационной техники, что практически перекрывает кислород любым попыткам России продать отечественный самолет Ирану. Как можно убедиться на этом примере — санкции работают, при этом работают, когда надо и против кого надо, сомневаться в этом не приходится.

К чему могут привести санкции

В последнее время России удалось в значительной степени модернизировать свою экономику. Например, было локализовано производство современных электричек, вертолетов Augusta Westland, автомобилей различных марок, типов и размеров. Теперь мы летаем преимущественно на современных самолетах, поезда становятся всё комфортнее, в России производят современные телевизоры и холодильники, пылесосы. Некоторые производители высокотехнологичного оборудования даже успели построить свои заводы, правда, преимущественно сборочные. Россия в целом хорошо интегрирована в международную экономическую систему, но…

Когда автор получал образование, ему сообщали, что основа богатства страны — это качество и воспроизводство товаров группы А (в первую очередь станков и оборудования), производимых на территории страны. Как было продемонстрировано выше, ограничить поток таких товаров в ту или иную страну, не имеющую возможности воспроизводить их на своей территории, — вопрос, лежащий в чисто технической плоскости. Производство же станков и оборудования в России за последние полтора десятка лет не просто не развивалось, а было уничтожено практически полностью, такая же проблема имеет место быть и относительно инструментального производства. Для примера давайте взглянем на современное высокотехнологичное производство в России, например, на завод им. Гагарина, собирающий в том числе самолеты Superjet 100, которые обладают неплохим экспортным потенциалом, пользуются спросом и часто воспринимаются как символ возрождения российской авиапромышленности. Изготовление основных узлов фюзеляжа самолета происходит на современном оборудовании Haeusler, Loire, Bystar, Water Jet, BYSTRONIC LASER AG, Forest-Line, Maza, DMF, Makino, Fooke-Endura, DMU, GMX, Scholz. Конечно же, используется и специальный штамповочный гидропресс ЯО 6017. Инструменты и запчасти для перечисленного станкового парка также импортные, кроме отечественного пресса, конечно. Несложно догадаться, куда будет направлен первый удар в случае санкций.

Также стоит понимать, что тот же Суперджет использует в своем составе оборудование, произведенное за рубежом. Горячая часть мотора и комплекс бортового оборудования производятся во Франции, самолет имеет в своем составе американские, немецкие, британские и даже корейские компоненты.

Если взглянуть на автомобилестроительную отрасль, то она практически потеряла свою независимость в течение последнего десятилетия, хотя доступность качественных автомобилей значительно увеличилась. Последние крупные отечественные автомобилестроительные предприятия, сохранившие относительную независимость, — это КамАЗ и ГАЗ. Но при этом, например, завод КамАЗ использует в составе своих автомобилей:

• моторы Cummins и Daimler;
• топливную аппаратуру Bosch;
• сцепление Sachs;
• КП ZF или Allison;
• карданные валы Tirsan kardan;
• мосты Dana, Daimler или Madara;
• тормозную систему Wabco или Knorr-Bremse;
• подвеску Voith;
• кабины Daimler;
• шины Trelleborg;
• систему выхлопа, сиденья, приборы и прочие мелкие компоненты…

Чем нам грозят санкции Запада?

Отверстие для трехлучевой звезды на новой кабине КамАЗа как зеркало проблем отечественного автомобилестроения


При этом фактически отечественными в составе современного автомобиля КамАЗ останутся только рама, устаревший мотор и кабина, и то лишь в некоторых модификациях.

Таким образом, санкции с запретом поставок этого оборудования моментально остановят сборочный конвейер предприятия, заставив его вернуться к производству устаревшей продукции.

Самое грустное в этой истории то, что в России есть разработчики отечественных компонентов, желающие создавать качественные продукты и обладающие соответствующей компетенцией. Однако деятельность компаний-новаторов, тех экономических субъектов, от успешности которых зависит качество отечественных компонентов, сталкивается с непониманием и сопротивлением со стороны промышленности.

В пример можно привести компанию Транзас, производителя современных пилотажно-навигационных комплексов, оборудование которой не включается в состав новейших российских самолетов. Или ещё один пример: компания Супервариатор в течение четырех лет разрабатывает перспективную электромеханическую бесступенчатую коробку передач, способную на равных конкурировать с новейшими разработками иностранных конкурентов, пока недоступных на российском рынке. За это время был создан серьезный задел в этом направлении. На осколках практически разрушенной автомобильной промышленности, стремительно деградирующей научной школы посредствам немыслимых усилий был собран коллектив способных инженеров и разработчиков, найдены инвесторы (в том числе государственный банк ВТБ), вложившие ощутимые средства в эту разработку. В результате работ был создан макет, проведены испытания и даже защищен эскизный проект (вызвавший восторг у технических специалистов завода) коммерческого продукта для одного из российских производителей. И всё это для того, чтобы отечественные предприятия не внедряли в состав своих изделий иностранные, морально устаревшие коробки передач, давно сошедшие с конвейеров в Европе.

Выводы

Санкции, в случае их применения, могут больно ударить по наиболее высокотехнологичным, а значит, обеспечивающим максимальную маржинальность и большое количество рабочих мест отраслям, таким, как авиационная или автомобильная промышленность, космос, радиоэлектроника и пр.

Для нивелирования возможных последствий необходимо как можно скорее восстановить станкостроительную промышленность, организовать инструментальное производство, а также организовать хорошо диверсифицированное, конкурентоспособное производство компонентов на территории России.

Достичь этого можно инвестированием средств в реальный сектор экономики, в новаторские и передовые разработки, науку, расширение и развертывание нового производства, его модернизацию.

Также стоит пересмотреть государственную политику в отношении налогообложения промышленных, машиностроительных и высокотехнологичных предприятий, создать систему льгот и поощрений для изобретательства и новаторства. Стимулировать экспорт. Предусмотреть льготы и поощрения для предприятий, внедряющих отечественные компоненты, закупающих отечественное оборудование. Предусмотреть заградительные меры для экстенсивного развития, в том числе для использования дешевой низкоквалифицированной иностранной раб. силы, стимулируя тем самым модернизацию.

В противном случае Россия рискует скорыми темпами скатиться до технологического уровня папуасов, потеряв при этом приоритеты, компетенции и рынки, сократив рабочие места, особенно в социально неблагополучных регионах и моногородах.
Автор:
Николай Морозов
Использованы фотографии:
http://www.istanbulairside.com/ и КАМАЗ
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

166 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти