Арабские МиГи перелетают в Израиль

20
Арабские МиГи перелетают в Израиль


Как МОССАДу в 1966 году удалось осуществить операцию угона советского истребителя иракским летчиком

На протяжении всех лет существования СССР угоны боевых самолетов военными летчиками были постоянной проблемой для советского руководства и служб госбезопасности, делавших все возможное для их предотвращения, однако они повторялись из года в год.

В послевоенные годы официальные советские источники сообщают о девяти случаях угона советских боевых самолетов.

Вплоть до распада Советского Союза десятки угонов советских боевых самолетов также осуществлялись летчиками армий стран, союзных СССР или находившихся под его опекой, на вооружении которых была советская авиационная техника. Речь идет об угонщиках из Польши, Кубы, Северной Кореи и арабских стран.

В частности, в 1949 году лейтенант авиации Польши Коробчиньский перелетел на штурмовике Ил-2М3 на остров Готланд в Швеции. В 1953 году польский летчик Ярецкий угнал в Данию новейший тогда истребитель МиГ-15.

Угон самолета Миг-23 в США осуществил 20 марта 1991 года кубинский майор Орестос Лоренсо Перес. После угона Перес арендовал самолет Cessna-210, на котором полетел на Кубу. В условном месте он забрал на борт самолета жену и двоих детей и с ними вернулся в США.

Особое место в угонах советских боевых самолетов занимают перелеты в Израиль, совершенные летчиками арабских армий. За ними, скорее всего, стояла израильская разведка.

Советский Союз фактически безвозмездно поставлял свое оружие арабским странам, воевавшим против Израиля. Только Сирия получила от СССР оружие на $26 млрд. Советская помощь Сирии наряду с множеством других вооружений включала в себя 1,2 тысячи военных самолетов и более 5 тысяч танков. В советских военных училищах и академиях прошли обучение тысячи арабских летчиков и военных специалистов разных родов войск.

Израильская разведка провела целый ряд операций по угону советских самолетов. С этой целью она, в частности, вербовала арабских летчиков, готовых выполнить это столь рискованное задание по причинам идеологического или материального характера.

На сегодняшний день есть официальные данные об успешных угонах советских самолетов арабскими летчиками:

19 января 1964 года египетский пилот Махмуд Аббас Хилми на самолете Як-11 совершил побег с авиабазы Эль-Ариш. Перебежчик посадил свой самолет на авиабазе Хацор в Израиле.


Израильские специалисты осматривают египетский Як-11, угнанный Махмудом Аббасом Хилми на аэродроме Хацор.


В 1965 году сирийский летчик бежал на МиГ-17Ф в Израиль.

16 августа 1966 года иракский летчик Мунир Радфа на самолете МиГ-21Ф-13 перелетел из Ирака в Израиль.

Во время Шестидневной войны 1967 года три алжирских самолета МиГ-21Ф-13 и не менее шести МиГ-17Ф приземлились на авиабазе Эль-Ариш на Синайском полуострове. Скорее всего, алжирские летчики не получили своевременно информацию о ходе боевых действий, поскольку к тому времени египетская авиабаза Эль-Ариш уже была захвачена израильскими танковыми колоннами.

В 1968 году два сирийских самолета МиГ-17 приземлились в Израиле.

В апреле 1989 года сирийский летчик бежал на самолете МиГ-23МЛ в Израиль.

В октябре 1989 года сирийский летчик Абдель Бассем приземлил свой самолет МиГ-23МЛ в Израиле.

Из всех операций израильской разведки по угону советских боевых самолетов наиболее известен угон самолета МиГ-21Ф-13, который совершил иракский летчик капитан Мунир Радфа в 1966 году.

Вербовка

Истребители МиГ-21 поступили на вооружение авиации арабских стран в 1961 году. Согласно подписанным межгосударственным договорам, СССР брал на себя ответственность за поставки авиатехники, техническое обслуживание самолетов и подготовку пилотов. Тогда же в советских авиационных училищах началось обучение арабских летчиков.

Для Израиля это была неприятная новость — противник получил советские истребители, информации о которых в то время не было на Западе. Война с арабами была на пороге, и для победы были необходимы подробные данные о новых советских истребителях, к воздушным схваткам с которыми готовились израильские пилоты.

Командование ВВС Израиля обратилось к службе внешней разведки МОССАД с предложением любым способом добыть эту столь важную информацию.

Руководитель МОССАДа генерал Меир Амит (Слуцкий) подошел к этому заданию творчески — возник план не просто добыть тактико-технические характеристики нового советского истребителя, а получить его целым и невредимым, чтобы затем в ходе испытаний детально его исследовать.

Амит был в то время новичком в сфере разведки. Ранее он делал успешную армейскую карьеру, став в 34 года генералом, начальником важнейшего Оперативного управления Генштаба. Его карьерный рост остановила тяжелейшая травма — он разбился при выполнении тренировочного парашютного прыжка. Проведя 18 месяцев в госпиталях, генерал Амит все-таки вернулся в строй, но строевая служба для него была теперь закрыта. Он был назначен начальником военной разведки, а через два года возглавил службу внешней разведки МОССАД.

Амит немного говорил по-русски — его родители были уроженцами Харькова, а его двоюродный брат Борис Слуцкий был известным советским поэтом.

Анализируя возможные пути захвата МИГа-21, генерал Амит пришел к выводу, что самым оптимальным вариантом будет вербовка арабского летчика, способного осуществить угон советского истребителя в Израиль.

Теперь главной задачей стало определить возможного кандидата на выполнение этой столь рискованной и опасной миссии. В базах данных израильской разведки хранились досье практически на всех офицеров арабских армий, велся непрерывный анализ перехватов переговоров пилотов и наземных служб. Эти данные подверглись тщательному анализу с целью выхода на потенциального угонщика самолета.


Меир Амит


Вскоре эксперты МОССАДа пришли к выводу, что нужный человек должен принадлежать к одному из религиозных или этнических меньшинств, подвергавшихся дискриминации в арабском мусульманском мире, и лучше всего, если кандидат будет христианином.

Христиане в исламском мире принадлежат к касте зимми — так мусульмане презрительно называют иноверцев, находящихся в исламском обществе на самых нижних ступенях иерархии.

Круг возможных кандидатов на угон МиГа резко сократился — в арабских странах почти не было летчиков-христиан. Только в ВВС Ирака был найден человек, отвечавший требованиям израильских разведчиков. Это был иракский летчик-христианин капитан Мунир Радфа, считавшийся одним из лучших иракских пилотов. Он прошел обучение в авиационном училище в СССР и теперь был заместителем командира эскадрильи, летавшей на МиГ-21.

Вскоре израильским разведчикам стало известно, что капитан Радфа в узком кругу родных выражал недовольство преследованиями христиан в Ираке — он ясно понимал, что исламский террор может в любой момент обрушиться и на него, и на его близких.

Вербовка капитана Радфы была проведена во время морского круиза по Средиземному морю, на котором он проводил свой отпуск вместе с семьей. Он неожиданно быстро согласился на предложение израильских разведчиков, но поставил свои условия — $1 млн и предоставление убежища всем членам его семьи в Израиле.

Чтобы окончательно убедить Радфу в израильских гарантиях, израильские разведчики предложили ему тайно слетать на пару дней в Израиль.

В Израиле Радфа был принят командующим ВВС генералом Мордехаем Ходом. Вместе с генералом на картах был разработан и проанализирован возможный маршрут перелета в Израиль — необходимо было пролететь над Ираком и Иорданией почти 900 километров.

Убедившись в израильских гарантиях, Радфа вернулся в Ирак. Израильская разведка обеспечила тайный выезд членов его семьи из Ирака через Иран и Лондон в Израиль.

Угон

Решающий день наступил 16 августа 1966 года. В 07:30 утра самолет Мунира Радфы поднялся в воздух и взял курс на восток. Но уже через несколько минут полета истребитель резко повернул на запад. На приказы службы управления полетами он больше не отвечал, и на бреющем полете пошел по оговоренному с израильтянами маршруту.

На авиабазе Хацерим уже трое суток в полной боевой готовности находилось звено истребителей «Мираж» во главе с заместителем командира 101-го эскадрона истребительной авиации ВВС Израиля майором Раном Роненом. Майор был одним из лучших летчиков ВВС Израиля. Через десять месяцев во время Шестидневной войны в воздушных боях он собьет семь МиГов противника.

Многочасовое ожидание закончилось командой на взлет. Только набрав высоту, майор Ронен получил от руководителя полетов приказ: курс 90 градусов, перехватить самолет противника, летящий со стороны Иордании, и уничтожить его.

Самолеты Ронена и его ведомого ложатся на заданный курс. Ронен приказывает ведомому привести в полную боеготовность 30-мм пушку и ракеты.

Неожиданно в шлемофоне Ронена раздается голос человека, известного каждому израильскому военному летчику, — это главком ВВС генерал Мордехай Ход: «Ран, через несколько минут ты увидишь кое-что, что сбивать нельзя. Следуй в направлении 11 часов. Посади его на авиабазе».


МиГ-21, угнанный Муниром Радфой, в Музее ВВС Израиля, 2006 год. Фото: пресс-служба Музея ВВС Израиля


Вскоре Ран Ронен увидел силуэт летящего навстречу самолета. Это был МиГ-21 с иракскими опознавательными знаками. Ситуация непредсказуемая: может быть, это какой-то камикадзе, от которого можно ждать неожиданностей?

Майор приказал своему ведомому пристроиться в хвост неизвестному самолету и, находясь в 250 метрах от цели, держать его в прицеле, чтобы в случае необходимости немедленно сбить.

Сам Ронен зашел к МиГ-21 сверху и приблизился к нему на расстояние десяти метров. Он ясно видел летчика в кабине самолета. Тот приветственно помахал крыльями самолета. Ронен рукой показал «Следуй за мной» — и пилот МиГ-21 немедленно выполнил приказ. Майор вел МиГ-21 за собой, готовый немедленно сбить неизвестный самолет, если тот попытается отклониться от заданного курса.

МиГ-21 под конвоем двух израильских истребителей приземлился на авиабазе Хацор. Под дулами автоматов с поднятыми руками пилот МиГа спустился на землю. Это был Мунир Радфа.

Летные испытания угнанного МиГ-21

Облетом угнанного МиГа занялся опытнейший пилот, летчик-испытатель ВВС Израиля полковник Дан Шапира. Он провел летные испытания самолетов десятков типов, поступавших на вооружение израильских ВВС. Генерал Мордехай Ход напутствовал Шапира словами: «Ты будешь первым западным пилотом, который полетит на Миг-21».

Первое, что сделал Шапира, — он заменил все русские надписи в кабине МиГ-21 на ивритские. Уже через несколько суток после угона он поднял самолет в воздух. В ходе испытаний Шапира выполнил на советском истребителе 120 вылетов, в ходе которых проводились воздушные бои с израильскими истребителями.

Целью испытаний было выявить слабые места советского истребителя и разработать тактику воздушных боев против МиГов.

Мнение полковника Дана Шапиры о МиГ-21 было такое: «Надежная рабочая лошадка, эдакий "Фольксваген с крыльями", как говорится, "заправь и лети". Впрочем, сделан грубо, его жизнь в интенсивных воздушных боях ограничивается двумя сутками. И самое главное: у МиГ-21 очень плохой обзор задней полусферы. Если зайти под МиГом сзади на расстоянии в 150 метров, то пилот МиГа не способен увидеть атакующий самолет. Это самая подходящая позиция для атаки, гарантирующая уничтожение МиГа».

По рекомендациям Шапиры начались интенсивные тренировки летчиков-истребителей строевых эскадронов ВВС Израиля. Результат не заставил себя долго ждать. Уже 7 апреля 1967 года в воздушном бою над Голанскими высотами израильские истребители сбили шесть сирийских МиГов. Всего в ходе той войны израильские летчики сбили 686 самолетов противника, большую часть которых составляли МиГи.

Израильский летчик-истребитель полковник Гиора Эвен-Эпштейн сбил в воздушных боях 17 самолетов МиГ и Сухой, за что он был официально признан самым результативным «реактивным» летчиком-истребителем на Западе.

Сегодня самолет МиГ-21, угнанный Муниром Радфой, находится среди сотен самолетов, стоящих на вечной стоянке в музее ВВС Израиля на авиабазе Хацерим в пустыне Негев.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    22 марта 2014 08:36
    Теперь еще, благодаря Кипру, израильтяне и С-300 изучили.
    1. +2
      22 марта 2014 18:02
      Цитата: Юн Клоб
      Теперь еще, благодаря Кипру, израильтяне и С-300 изучили.

      С-300 изучили много раньше благодаря Греции
  2. Володя Сибиряк
    +8
    22 марта 2014 09:12
    Арабы торгаши и пустотрепы, солдаты из них никудышние, хоть я и не питаю любви к евреям, но должен признать, они им хорошую выволочку устроили.
    1. +1
      22 марта 2014 18:03
      Цитата: Володя Сибиряк
      Арабы торгаши и пустотрепы, солдаты из них никудышние, хоть я и не питаю любви к евреям, но должен признать, они им хорошую выволочку устроили.

      Солдаты из арабов очень и очень недурные. Что показывали весьма ожесточенные бои с ними
      1. +1
        23 марта 2014 13:16
        Цитата: Пупырчатый
        Солдаты из арабов очень и очень недурные. Что показывали весьма ожесточенные бои с ними

        Особенно хорошо себя показали иорданцы.
  3. Кус Имак
    +4
    22 марта 2014 09:46
    Странно, про Бориса Слуцкого упомянули, а про его отца, Абрама Слуцкого забыли. Абрам Слуцкий до чисток 1937 года руководил ИНО НКВД. Вот такой семейный подряд. Дядя руководитель разведки в НКВД, а родной племяник,Меир Амит, создатель израильского МОССАДа.
    1. +2
      22 марта 2014 10:14
      Цитата: Кус Имак
      Странно, про Бориса Слуцкого упомянули, а про его отца, Абрама Слуцкого забыли

      Отец Бориса Слуцкого был Абрам Наумович Слуцкий, а в ИНО НКВД работал Абрам Аронович Слуцкий. Возможно конечно что они и родственники, но нигде об этом не упоминалось.
      1. Кус Имак
        +2
        22 марта 2014 11:30
        действительно, я ошибся. спасибо вам.
    2. 0
      22 марта 2014 14:47
      как у Моцартов и Бетховенов - семейный талант к разведке. Это - искусство высшей пробы. История разведки, в том числе и советской, считает советскую разведку под руководством Слуцкого, сильнейшей в мире на то время.
    3. -1
      22 марта 2014 14:47
      как у Моцартов и Бетховенов - семейный талант к разведке. Это - искусство высшей пробы. История разведки, в том числе и советской, считает советскую разведку под руководством Слуцкого, сильнейшей в мире на то время.
  4. +15
    22 марта 2014 09:48
    из ВВС Израиля угонов самолётов не было. Да и в советской авиации ни единого предателя еврея по национальности не было( в Википедии - полный список можно найти.
    Но после Шестидневной войны советских лётчиков -евреев стали под любыми предлогами списывать с лётной работы (по медкомиссии, оргштатным и т.д.), в лётные училища старались не принимать. Для офицеров-евреев в СССР появились новые ограничения - не назначать командирами частей, не посылать в группы войск (кроме Монголии)и т.д. Не меньше невидимый и препятствий появилось и на "гражданке". Тем не менее, несмотря на государственный антисемитизм под прикрытием "интернационализма", среди угонщиков из ВВС СССР евреев не было.
    Впрочем, в таком же положении были и советские лётчики по национальности немцы, греки, корейцы... И они не стали предателями.

    Зато получили предателя беленКО, который, угнав МиГ-25, новейший и самый быстрый боевой самолёт в мире на 1976 год.
  5. +3
    22 марта 2014 12:56
    ну так конечно-5 колонна существует наверное с доисторических времён.отстреливать нужно таких псов
    1. +2
      23 марта 2014 08:49
      Проблема не в том что отстреливать надо, а в том как их обнаруживать так чтобы своим не досталось (то есть чтобы по-сути своих не предавать).
  6. +4
    22 марта 2014 13:07
    История давняя вспоминается,которая вышла за пределы так сказать.В 1993г. в "Дозоре" (ЦКР ГРУ) вычислили троих офицеров работающих на МОССАД.За 300тыс.зеленых передавали Израилю снимки спутников КР. Одному подполковнику дали три года.Были ли они евреи не знаю,но есть версия что попутно ГРУ под это дело вело своего агента который поставлял дезу МОССАД. Там целая история была,книгу даже по-моему написали,но правды всей наверное никто так и не узнает.

    А в армии была секретная Директива МО СССР по которой ограничивалось по национальному признаку присутствие не только евреев в некоторых воинских частях и родах войск. Потому что
    Наиболее качественными, с военной точки зрения, национальностями армейские руководители считают славян (русских, украинцев, белорусов). При этом приоритет славянских наций обусловлен не идеологическими и расовыми предубеждениями, а проверенными многолетней практикой,в том числе опытом ВОВ, объективно существующими различиями в поведении и социальных установках солдат различных национальностей»
    .
    В те же военные училища существовали квоты по национальному признаку,некоторые нации подтягивали специально.некоторые ограничивали.причем евреев.как бы это сказать, с русскими фамилиями что ли никакая дискриминация не касалась. к примеру из своего опыта службы в секретных РВСН были среди офицеров евреи и собственно никто и не задумывался и даже не знал собственно об этом.и никаких карьерных или иных тормозов по пятой графе не было,хотя у некоторые и писали национальность-еврей несмотря на славянскую фамилию.Тот же генерал Дворкин скажем или Соломонов из тех известных всем .навскидку. То что.скажем так, ярко выраженных евреев стремились не призывать в наши войска сам лично столкнулся когда ездил за отбором в военкоматы одного крупного города СССР в 1990г., было устное распоряжение мобиста призывников с еврейскими ярковыраженными фамилиями не отбирать, а в военкоматах столкнулся с тем.что все личные дела на них хранились в отдельной стопке у нач.отдела призыва.
    действительно,к высшему руководству войсками не допускали ,точнее - не давали направлений в академию. Это уже конец 70-ых,"зачем? все равно уедете". Т.е. о директиве и проценте никто не знал. Все решало руководство на местах. А ещё была такая скрытая дискриминация когда начальник не хотел расставаться с грамотным офицером.а люди с еврейскими корнями как правило входили в их число, всячески тормозило негласно карьерный рост, Зачем его отпускать,если он всю технику тащит а пришлют какого нить чебурека и самому придеться его учить. а оно начальству надо. Сам столкнулся с этим хоть ни грамма не еврей,помог тьолько всеобщий пофигизм и развал поступить в академию.а так заочно поступать в на вторую вышку запретили исходя из особенностей службы.
    «армейская дискриминация» по всей видимости имела место, но носила ограниченный характер, касаясь прежде всего этнических евреев-офицеров и солдат.
    я по -крайней мере в срреде офицеров не помню.чтобы была дискриминация по нац.признаку по отношению к евречям в том числе,у солдат там всё накладывалось на элементы дедовщины и то применительно к конкретной части и то евреев было мало ибо почти все поступали в ВУЗы (госантисемитизм в высшем образовании smile ) и большой роли они не играли в отличие от кавказцев и среднеазиатов.
    1. Комментарий был удален.
    2. +3
      22 марта 2014 15:08
      В царской армии, как и в Российской империи, графы "национальность" не было, учитывалось только вероисповедание. Единственное исключение ОФИЦИАЛЬНО в отношении поляков, особенно католиков, а это - большинство, после двух польских восстаний 19 века. Но и оно касалось тех, кто служил в западных округах.
      Военные кантонисты, из которых вышло множество знаменитых наших генералов, были крещёными в детстве детьми солдат-евреев. Да, при вероисповедании "иудей" при Александре Третьем производство в офицеры было закрыто, исключение - барон Ротшильд.
      Нарком по делам национальностей Сталин сделал грандиозную ошибку, перейдя от системы губерний к союзным и автономным республикам. Это и погубило СССР.
      Что до храбрости представителей отдельных национальностей. Если соотнести число Героев Советского Союза с численности этого народа, результат удивит. Кто служил, знает, как награждают. Самый характерный пример: легендарный флотоводец, бессменный командующий самым боевым во время войны Северным флотом любимый и легендарный адмирал Арсений ГОЛОВКО не был Героем Советского Союза, Маринеско дали заслуженную звезду через 30 лет после смерти и т.д.
      Что чистая правда, так это то, что в частях, особенно в дырах, где делить нечего, дружно жили и служили люди всех национальностей. Иногда в шутку "подкалывали" друг друга, но ни единой ссоры или обиды на национальной почве никто из сослуживцев не вспомнит. А какие браки межнациональные экзотические были, а какие дети в них рождались красивые... Потому что действительно был советский народ. Потому русскому Лебедю было легко и просто разговаривать с ровесником Масхадовым и добиться мира. А те запреты и ограничения, которые вводили гласно и негласно, против каких=то народов, только делали трещины в этом единстве.
      1. +1
        23 марта 2014 08:54
        Спасибо. Получается что именно имперские идеалы рулят.
  7. +6
    22 марта 2014 14:11
    На снимке самолет Миг-21 с красной стрелой и под номером ОО7 находится в ВЕЛИКОЛЕПНОМ авиационном музее расположенном рядом с городом Бер Шева два года назад я погладил его стабилизатор и передал привет с родины wink На стенде расположенного рядом с самолётом написано, что это один из самых лучших самолетов мира. Было бы здорова если бы участники форума проживающие в Израиле разместили на сайте информацию по Военным Музеям Израиля желательно с фотографиями
    1. Кус Имак
      +3
      22 марта 2014 17:54
      в и-нете полно ссылок на музей израильских ввс. вот вам ссылка на фотки с этого музея

      http://www.google.com/images?q=%D7%9E%D7%95%D7%96%D7%99%D7%90%D7%95%D7%9F+%D7%97

      %D7%99%D7%9C+%D7%94%D7%90%D7%95%D7%95%D7%99%D7%A8&client=ms-opera-mini-android&c

      hannel=new&hl=iw&tbm=isch&ei=eJUtU4nCO4fTtAa6moDYDA&start=0&sa=N
      1. 0
        22 марта 2014 20:26
        Большое спасибо.
  8. +1
    23 марта 2014 10:01
    На срочной службе (Дальний Восток, Уссурийский р-н, 83-85гг - ПВ) меня "припахали" на пару месяцев на канцелярскую работу на заставе.
    Тогда я с удивлением для себя отметил, что на заставе служат только русские, белорусы и украинцы. Было несколько ребят из южных республик, но и они были "из русских" (типа, мама белоруска, папа русский - например, с "ударных комсомольских строек" на югах).
    Сейчас, в эпоху полного духовного хаоса и государственной политики воровства и стяжательства, никакие меры не помогут удержать от предательства.
    И национальность тут никакой роли не играет.
    А израильтяне - вообще молодцы: вместо кровавых и, часто, бестолковых спецопераций ухитрились стянуть немало новейших образцов вооружения путём элементарного подкупа.
  9. +1
    23 марта 2014 16:51
    В статье перечислено несколько случаев угона боевых самолётов из СССР. Подумал, а были ли обратные случаи, т.е. случаи, когда самолёты "вероятного противника" перелетали к нам ?
    Я не спрашиваю за вербовку, но неужели нашим разведчикам не удавалось никого переманить с техникой к нам ?
    1. +1
      23 марта 2014 21:36
      Цитата: Starover_Z
      Я не спрашиваю за вербовку, но неужели нашим разведчикам не удавалось никого переманить с техникой к нам ?

      Типа, как такое может быть что из мира чистогана и наживы никто не перелетел в социалистический рай?
      wink
      1. Извощик
        +1
        24 марта 2014 02:50
        Ну мне вот припоминается один такой - ДИН РИД!Он сбежал , перелетел океан и прихватил с собой новейшую американскую шестиструнку...